Утвержден состав Миссионерской и Попечительской комиссий при Епархиальном совете города Москвы 23 декабря 2011 г. 10:20 23 декабря 2011 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу ежегодного Епархиального собрания города Москвы. После избрания заместителя председателя и секретаря собрания, членов собрания, подписывающих протокол, а также лиц, входящих в состав редакционной группы, Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Епархиальный совет города Москвы за большую помощь в работе. Действующий состав Епархиального совета был избран 22 декабря 2010 года сроком на три года. За истекший год Епархиальный совет провел 8 заседаний, на которых были рассмотрены 37 прошений о рукоположении в священный сан, 75 прошений абитуриентов духовных школ, решались многие организационные вопросы. При Епархиальном совете действуют 14 комиссий по различным направлениям епархиальной жизнедеятельности. В 2011 году было принято решение о создании еще двух комиссий — Миссионерской и Попечительской, в задачи которой входит попечение о семьях церковно- и священнослужителей, а также о работниках церковных организаций. По предложению Святейшего Патриарха Кирилла Епархиальное собрание утвердило открытым голосованием состав новых комиссий. Миссионерская комиссия Попечительская комиссия Кроме того, по семейным обстоятельствам из состава Канонической комиссии был выведен прот. Федор Бородин; на освободившееся место назначен игумен АЛЕКСИЙ (Вылажанин), клирик Троицкого храма на Новоблагословенной, у Салтыкова моста. После этого Святейший Патриарх Кирилл рассказал собравшимся о своей деятельности в качестве епископа града Москвы и ознакомил их со статистическими данными. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1850610.ht...

Александр Салтыков: «Премудрость и учит нас, что, хотя живые организмы «удоборазрушимы» в нашем мире по сравнению с природной средой, но в первозданном мире они могли даже входить в огонь, и пламя им не вредило. Текст предлагает нам сильнейшее изображение гармонии изначальной мироздания, вплоть до полной противоположности миру после грехопадения… Речь, стало быть, идет об изначальных свойствах любых живых существ, о свободе первозданных существ, которая была утрачена, но может быть вызвана к жизни по особому мановению Божию в особых случаях, как чудо. Изначально стихии не боролись между собой, а как бы содействовали друг другу и живым существам, живые существа не ограничивались стихиями. И в таком случае это отсутствие жгучести в первозданном огне есть одно из проявлений софийности (премудрости) в устроении первомира» 125 . Гармонию первозданного мира и неуместность страданий и смертности в нем иллюстрирует отсутствие в первозданном мире хищничества ( Быт.1:2930 ), а также неуместность его в эсхатологическом мессианском Царстве: «Волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море» ( Ис.11:6–9 ) Свт. Григорий Эльвирский, толкуя это место, говорит, что оно вполне может пониматься буквально: «Где же и когда, как не в Царстве Божьем, где в изобилии хлеба, вина и масла, сбудется это благословение? Ведь земля сама собой даст хлеб и всё дурное устранится, как сказал Исаия… Действительно, когда придет Его царство, Бог преобразит мир, сделает его таким, каким он был в своем начале, до того, как первозданный человек согрешил. Он поступил вразрез со словом Божьим, поэтому весь мир был испорчен, осквернен и проклят, когда Бог сказал: «Проклята земля за тебя» ( Быт.3:17 ).

http://azbyka.ru/ponjatija-smerti-i-tlen...

Александр Твардовский дал гениальную характеристику русского человека: В бой, вперёд, в огонь кромешный Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек. С одной стороны, русский – чудо-человек, святой, человек готовый, спасая других идти в огонь кромешный, а с другой стороны – грешный. У русского человека имеются безусловные достоинства, но имеются и несомненные недостатки. Рядом со Святой Русью темной тенью шествовала и шествует и Русь окаянная. Салтыков-Щедрин, человек язвительный, очень умный и горячо любивший свою Родину, как-то сказал: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: «Пьют и воруют». Сейчас, спустя сто лет после того, как он произнес эти слова, они звучат страшно, как погребальный колокол. Мы должны знать свои недостатки и должны их исправлять, чтобы не погибнуть под их тяжестью. Мы не должны быть агрессивными и злобными, ведь от злобы человек глупеет. Очень часто озлобляются на человека, который думает иначе, для этого достаточно посмотреть Интернет: «Ты думаешь не так, как я – значит, ты плохой». Нет, это совсем не так. Каждый имеет право на свое мнение, каждый имеет право и на ошибку. Самое страшное, когда стреляют по своим. Хочу подчеркнуть очень важную мысль, которую еще в XVIII веке высказал гениальный немецкий поэт и драматург Шиллер: «Русских победить могут только русские». Должны мы помнить еще и то – на кого воззрит Бог? Только на кроткого и смиренного. Наши предки создали самую великую державу, не потому что были агрессивными, гордыми и даже не потому, что были воинственными, а потому что были кроткими. И по слову Евангелия, будучи кроткими, «наследовали землю». «Если Бог за нас, кто против нас?» Только бы нам быть с Ним… Наши великие предки во время трудных испытаний являли великую мудрость, умели договариваться друг с другом, умели объединяться перед лицом общей опасности. «Любовью и единением спасемся», как говорил Преподобный Сергий Радонежский. Вот, если мы эти слова воспримем и воплотим в жизнь, то тогда мы сможем построить настоящий, прекрасный, уютный, теплый дом, в котором всем будет жить хорошо.

http://pravmir.ru/lyubovyu-i-edineniem-s...

Вечность в камне, или почему разрушают Москву Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. 26 февраля, 2010 Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. Быт 28,22 Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей»  к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. Но из-за болезни отца Александра, настоятеля храма, (он в прошлом году перенес четыре операции, которые чуть не стоили ему жизни) и, несмотря на это, его занятости, беседа состоялась только недавно. Предлагаем вашему вниманию рассказ отца Александра о его храме, а также его взгляды на то, что и почему происходит сегодня в духовной жизни москвичей и в грабительском разрушении исторических памятников в Москве. Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Прошлое, настоящее и будущее в Кадашах — Расскажите последние новости в громкой истории попыток строительства офисного комплекса «Пять столиц» в Кадашах?

http://pravmir.ru/vechnost-v-kamne-ili-p...

Возьми крест свой В душеспасительной литературе и нормативных проповедях этот шокирующий призыв сводится к следующему: отсеки свою волю (говоря на языке монасей), а заодно с ней и голову со всеми ее бесконечными «зачем» и «почему». 3 октября, 2010 В душеспасительной литературе и нормативных проповедях этот шокирующий призыв сводится к следующему: отсеки свою волю (говоря на языке монасей), а заодно с ней и голову со всеми ее бесконечными «зачем» и «почему». И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. В душеспасительной литературе и нормативных проповедях этот шокирующий призыв сводится к следующему: отсеки свою волю (говоря на языке монасей), а заодно с ней и голову со всеми ее  бесконечными «зачем» и «почему». Она тебе больше не нужна – есть духовник, священноначалие, катехизис, номоканон и свв. отцы, давшие ответы на все вопросы) и терпи, терпи, терпи до самой, Марковна, до смерти («Житие протопопа Аввакума»). В пору моего «неофитства» мне довелось услышать от одного популярного среди московской молодежи тогда еще молодого священника, что христианская мудрость – это мудрость салтыковского премудрого пескаря и чеховского «человека в футляре». В общем, залепи уши ватой, надень темные очки, заберись поглубже в свою нору, никогда не езди на велосипеде и пусть все тебе будет божья роса. Послушание паче поста и молитвы, то есть: постись, молись, но главное – слушайся и не мудрствуй: где просто там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного. Сиди и не питюкай, и спасешься и ты, и дом твой. Но в этом ли состоит Христом свобода , стоять в которой призывает Павел? В осознанной необходимости беспрекословного повиновения «системе»? Воля отсечена, голова отключена, т.е.

http://pravmir.ru/vozmi-krest-svoj/

Кто скажет ему? Сам всем и обо всём сказал, а кто ему скажет? Вокруг – молчание. Никто не скажет. Вот беда и великое зло, и кому до этого дело?.. Человек не властен над ветром, и нет власти у него над днём смерти . Еврейское (руах) означает и «ветер», и «дух». Человек не властен над ветром, ещё никто его не поймал, так не властен он и над духом, чтобы удержать дух. Настаёт день, и дух покидает тело, и никто не может удержать его. Нет власти у человека над днём смерти, и нет избавления в этой борьбе . Все борются за жизнь, и все умирают. И нет избавления в этой борьбе . В делах и успехах этого мира часто помогает наглость, сила, лукавство. С их помощью иные многого добились в земной жизни. Но от смерти не спасёт нечестие нечестивого . Никакие происки не помогут. Ни власть, ни ум, ни сила не помощники. Не помогут и деньги – смерть придёт, день настанет, дух не удержать. Премудрый пискарь в сказке Салтыкова-Щедрина за сто лет прожил, дрожа и ни разу не подвергнув свою жизнь опасности. Его так никто и не съел. Исчез ненужный неизвестно куда. А дух всё-таки испустил, не удержал. Уже много веков учёные бьются над тайной смерти. Как сделать человека бессмертным или воскресить мертвеца? И нет избавления в этой борьбе . Нет власти над днём смерти. Ягве умерщвляет и оживляет ( 1Цар. 2:8 ), и никто не может противиться этому. Французская академия наук в своё время правильное решение приняла – проекты вечного двигателя к рассмотрению больше не принимать. Всё это , странствуя с посохом, видел философ и обращал сердце своё на всякое дело, какое делается под солнцем . Стал мудрым, но не нашёл, что искал. Нет итрон, нет остающегося блага. Всё проходит, и нет силы, чтобы удержать дух . Как ветер уносится, и его уже нет. Приземлилась мысль, и увидел царь, что бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему . Божественный дар власти обращён во зло. Не ко благу, а ко злу властвуют порой люди. Власть, призванная хранить человека, руководить его ко благу, используется во вред ему .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16: 13), – говорит Христос. Тургенев, Лесков, Достоевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин, как и вся русская классическая литература, неустанно разоблачали псевдоблагодетелей народа. «Чёртовы куклы» (130 лет со дня написания) – так именовал чиновников-марионеток Лесков. О напускной значительности высокопоставленных чиновных персон – важных с виду, а по сути никчёмных, непригодных к живому делу, к самоотверженному служению Отечеству (уместно вспомнить поэтические строки «Колыбельной песни» (1845) Некрасова: «Будешь ты чиновник с виду/И подлец душой» ), – Тургенев высказался в романе «Новь» (1876) (роману в этом году – 145 лет): «У нас на Руси важные штатские хрипят, важные военные гнусят в нос; и только самые высокие сановники и хрипят и гнусят в одно и то же время». Лесков подхватил и продолжил столь выразительную характеристику «крупносановных» людей, по долгу службы призванных заботиться о благе страны, а на деле составляющих «несчастье России»: в тургеневском «последнем романе: это или денежные глупцы, или проходимцы, которые, добившись генеральства на военной службе, “хрипят”, а по штатской – “гундосят”. Это люди, с которыми никому ни до чего нельзя договориться, ибо они не хотят и не умеют говорить, а хотят или “хрипеть”, или “гундосить”. В этом скука и несчастье России». Поистине универсальный портрет «крапивного семени» , ненавистного русскому народу, – неистребимой чиновной бюрократии. Писатель обнажает её низменные зоологические черты: «надо начать по-человечески думать и по-человечески говорить, а не хрюкать на два давно всем надоевшие и раздражающие тона». Созвездие литературных юбилеев, приходящихся на 2021 год, скорее всего останется мало замеченным, второстепенным или вовсе ненужным. Немеркнущий свет русской классики, уходящей корнями в христианство, в Святое Евангелие, принадлежит горизонту вечности. Но в сиюминутном бытии для большинства людей, намеренно погружённых властями предержащими в кабальный круговорот нескончаемых забот об элементарном выживании, о хлебе насущном, не востребован хлеб духовный , о котором благовествовал Христос: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6: 27); «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6: 35); «Я хлеб живый, сшедший с Небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6: 51). 

http://radonezh.ru/2021/04/27/literaturn...

Но не только херувимов изображали по приказу Соломона. По его приказу было выполнено медное море. “Оно стояло на двенадцати волах; три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него”. Это уже были реальные изображения животных – всего 12 фигурок. Но и этого мало было Соломону: “И сделал он десять медных подстав... И на стенках ... изображены были львы, волы и херувимы”. И в более мелких местах все время повторяются эти изображения: херувимы, волы и львы, эти три вида изображения живых существ. Описание очень тщательное и подробное, по существу это некая музейная инвентаризация. Ясно, что автор этих строк ни одной секунды не сомневался в том, что все это правильно, законно и соответствует постановлениям Божиим, воле Божией, и что закону Моисееву все это соответствует. Вопрос в том, как же все это согласовать. Перед нами явно противоречащие друг другу тексты. Надо сказать, что все до одного протестанты (сколько я ни просматривал разных протестантских книжек) очень легко выходят из этого положения: просто они одни тексты упоминают, другие – нет. Что нам нравится, принимаем, что не нравится – то откладываем. Но я думаю, что это не очень порядочно, и мы пойдем другим путем. Кроме этих изображений, были и другие, упоминаемые в Ветхом Завете. Прежде всего – это изображение медного змия. Это Книга Чисел. Ну, вы знаете, иудеи ему поклонялись: кто смотрел на этого змия, тот был избавлен от укуса змей, которые кишели там. И вот в Евангелии от Иоанна, гл. 3, Спаситель говорит знаменательные для нашей темы слова: “Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. Господь, говоря о Своем будущем страдании на Кресте, в качестве прообраза напоминает об изваянии – об изваянии некоего пресмыкающегося, которого изобразил тот самый Моисей, которому предписаны были заповеди, запрещающие всякое изображение. И вот Моисей делает эту самую змею, а Спаситель нащ Иисус Христос ссылается на это изображение.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonoved...

Но ограничивается ли только этим учение Нового Завета о прекрасном? Конечно, нет. Потому что есть еще другая красота, более высокая, чем красота вот этой явленной нам природы. Ведь эта природа, которая настолько выше рукотворной красоты, все-таки природа падшая, это природа мира очерневшего, мира, который заражен и испорчен человеческим грехом. Но другая, еще более высокая красота существует, и Господь ее тоже показал – показал в Своей собственной славе. Наиболее очевидный и яркий пример этой красоты – это, конечно, Преображение на Фаворской горе. Мы знаем учение Григория Паламы о Фаворском свете, о том, что свет Преображения – свет реальный, это высшая реальность, которая была открыта ученикам, пребывавшим на земле. И ученики, видя эту славу Господа и святых Моисея и Илии, в то же время осознавали, что находятся на земле, в обычной обстановке. “И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии”( Мф. 17, 2–4 ). Петр говорит от полноты своего сердца, и говорит, что лучше им здесь остаться, потому что можно сделать три кущи – есть земля, есть трава, есть деревья, все для этого есть. И можно сделать три кущи и остаться здесь навсегда – в этой реальности, которая была духовной, но в то же время и материальной. Это место совершенно антипротестантское. Тут речь идет не о какой-то абстрактной духовности, а о преображенной материи. Так Господь явил ученикам высшую красоту, райскую красоту – ту, что доступна, тем не менее, познанию человека на земле, и доступна святым людям, которые могут показать ее другим. Вспомним знаменитую беседу прп. Серафима с Мотовиловым, когда прп. Серафим открывает Николаю Мотовилову этот свет, и они оба пребывают в таком преображенном мире. При этом они сидят на пеньке, на них падает снег, кругом лес – природа та же самая. И Мотовилов при этом тоже мог сказать: соорудим кущу, здесь нам так хорошо – потому что мир оставался тем же материальным миром, но преображенным, в особой красоте. И Мотовилов видел не только свет, но ощущал еще и ароматы особые. Насколько мы можем судить, он пережил нечто близкое к тому, что апостолы испытали на Фаворской горе. И это третья ступень красоты – высшая, которая Господом также открыта людям – людям избранным, но для всех, чтобы все – в том числе и мы с вами – знали, что она есть.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonoved...

О, вспоминай человек чаще вечность; помяни, что всё здешнее – тлен. А там, в вечной жизни – вечный покой, вечная радость, вечное наслаждение, вечный свет, вечное, чудное благоухание, вечное созерцание Неприступного Света. Святая Церковь во всем своем богослужении верна своему понятию, своей идее как Дома Божия, как общества (общения) всех святых и верующих во Христа – это выражается и в иконостасе, и в проскомидии, и в молитвах литийных, и в ектениях просительной, малой и сугубой, и в молитве: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, и в словах Священного Писания: вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу; быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем [ Еф. 2, 19 – 20 ]. Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу [ Евр. 12, 22 – 24 ]. Какая честь, какое блаженство, счастье, благо принадлежать к такому обществу, быть членом такого общества! Что на земле может равняться такому обществу, такому благу? Ничто. Это общество – самое древнее с сотворения мира, находится под особенным смотрением, промышлением, руководством и покровительством Самого Господа Бога. В нем явлены чудные силы на пространстве веков, сохранения и защищения на земле избранных Божиих от людей неверных; явлены весьма многие силы самими избранными, силы чудес, исцелений, воскресений, явлены силы в очищении, просвещении, освящении и спасении. Мы, члены этого общества, каковы должны быть, чтобы быть достойными или хоть сносными членами такого общества? Какова должна быть наша жизнь, какова святыня? Какие нравы? Какая любовь, какой мир должен быть между нами? А как мы живем? Пястьми 27 биете убогих [ Ам. 5, 11 ]. Напоследок изъявит злобу свою... 18 ноября Служил за городом, в кладбищенской церкви с отцом Василием Салтыковым и отцом Феодором Петровичем Павловским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010