Господь наш Иисус Христос сказал нам: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3). Когда в первый раз читаем или слышим эти слова, то кажется нам странным: что такое, как возможно не заметить бревна в глазу своем? Ведь бревно причиняет беспокойство, боль, страдание. А оказывается можно, и весьма можно, ибо все слова Христовы истинны, истинно и это слово Его. Бревна в глазу своем сплошь и рядом не замечаем: самого важного, самого дурного, что омрачает жизнь нашу, за что дадим тяжкий ответ пред Богом. С нами бывает то, что было с фарисеем, который в храме Божием молился вместе с мытарем, молился молитвой, неугодной Богу: его молитва состояла в перечислении всех его добродетелей, всех заслуг пред Богом и благодарении за них. Похваляясь так пред Богом, он еще и осуждал грешного мытаря. Он считал себя праведным, но не замечал бревна в глазу своем, не замечал того, в чем обличил так сурово Господь Иисус Христос книжников и фарисеев такими словами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23, 23). Он этого не замечал, не думал о том, что оставил суд, милость и веру, думал о своей обрядовой праведности, и молитва его не была приняла Богом. Вот подобными этому гордому фарисею бываем нередко и мы, когда не замечаем самого важного, что омрачает жизнь нашу, самых крупных из всех грехов своих, которыми прогневляем Бога. Мы часто не замечаем, что общее направление нашей жизни совсем не таково, как должно быть по заповедям Христовым. Мы думаем, что если соблюдаем обряды церковные, если часто ходим в церковь и ставим свечи, то все благополучно, и не замечаем, что жизнь наша построена не по заповедям Христовым, не замечаем, что работаем не духу, а плоти, не замечаем того, что все стремления наши направлены к благополучию и приятности жизни, не замечаем того, что мы не духовны, а душевны. Не замечаем мы главных грехов наших: глубоко лживые, непрестанно лгущие не замечают этого за собой; привыкшие к блуду считают этот позорный грех неважным, сребролюбцы продолжают предаваться этой страсти; тщеславные и гордые, превозносящиеся над ближними своими и осуждающие их, не замечают смертных грехов осуждения и гордости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Господь постоянно подаёт знаки Своего присутствия в России и Своего промысла о русском народе. Но большинству народа эти знаки, что называется, «до лампы». Народ не понимает и не желает принимать тот факт, что личное благополучие человека напрямую зависит от его взаимоотношений с Богом. Люди готовы жертвовать своё время на что угодно - на развлечения, на дачу, на рыбалку, на футбол, на телевизор, на смартфон или компьютер с интернетом, но не для Бога. Наши усилия и наши труды не могут принести пользы в полной мере без участия Бога. Именно отсюда произрастают корни нашей бедности. В книге пророка Аггея сказано: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьёте, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесёте домой, то Я развею. - За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1: 6, 9). Вся Россия покрыта множеством полуразрушенных в ХХ-м веке Божиих храмов. А большинству народа до этого дела нет. Только Церковь с властями, да малые группы любителей-энтузиастов пытаются хоть как-то участвовать в восстановлении поруганных святынь. А народ отдыхает и развлекается. Вот если бы случилось народу привести «российскую власть» на суд ко Господу - что из этого бы вышло? Святитель Николай Сербский пишет о том, как фарисеи привели на суд ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии. Если Христос по милосердию скажет освободить её, то он нарушит закон и будет осуждён на смерть, а если скажет поступить по закону, то нарушит Свою заповедь о милосердии, о прощении и подвергнется посмеянию. А Христос стал чертить на земной пыли слова, которые обличали самих обвинителей: « М(ешулам) похитил церковные драгоценности - писал перст Господень на пыли; А(шер) совершил прелюбодеяние с женой своего брата; Ш(алум) ложно поклялся; Е(лед) ударил своего отца; А(марих) присвоил имущество вдовы; М(еррари) совершил содомский грех; И(оел) покланялся идолам». Святитель Николай заключает: «…Он, незлобивый Агнец Божий не помышлял о мести или смерти тем, которые готовили Ему тысячу смертей и которые больше хотели Ему смерти, чем себе вечной жизни. Господь хотел только их направить, чтобы думали о себе и о своих грехах. Он хотел напомнить им, чтобы под бременем своих беззаконий они не были строгими судьями чужих беззаконий. Только этого хотел Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заровнена, и написанное исчезло».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/30/vl...

Греховность людей, однако, отразится и на внешней природе: «После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф.24:29 ). И тогда придет Христос, и наступит предсказанный Им Страшный Суд. Итак, Страшный Суд Христом предсказан, и заповеди Его нам даны. Он разделит все человечество на две части. Одних поставит по правую сторону Себя? других – по левую. Первым скажет: «Придите, благословенные Отца Моего», вторым: «Идите от Меня, проклятые» ( Мф.25:32–40 ). Кто же благословенные? Это те, кто сотворили дела любви: накормили голодного, напоили жаждущего, приняли странника, одели нагого, посетили больного, пришли к заключенному. А кто проклятые? Это те, кто за всю жизнь не сделал ничего хорошего. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем любить друг друга. Будем торить дела любви. И еще: будем молиться Спасителю о том, чтобы никто не попал на левую сторону, но все были на правой стороне. Аминь. Слово в Прощеное воскресенье 28 февраля 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Все мы ныне, братья и сестры, вступаем в святой Великий пост. Это время называется в церковных песнопениях временем делания. Таким образом, это время надо проводить энергично. Не только в том, чтобы молиться и каяться, заключается задача человека, проходящего святую Четыредесятницу, но еще и в том, чтобы творить дела добра и чтобы быть милосердным. И вот святой Пророк Иоиль так говорит, призывая людей к этому деланию: «Вострубите трубою… Назначьте пост… Соберите народ…» ( Иоил.2:15–16 ). Он же в особенности говорит о святом покаянии следующие слова: «Обратитесь ко Мне (т. е. к Господу Богу) всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» ( Иоил.2:12–13 ). Слушая эти слова, мы должны сокрушаться в сердце своем и соглашаться с ними. Я приведу такие евангельские примеры. Надо так сокрушаться о грехах, как сокрушался о своей нечистоте прокаженный человек.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

д) бездна: Увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его ( Откр.20:1–3 ); е) приготовлен для диавола и ангелов его: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Петр.2:4 ). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдаете в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Нечестивые будут низвержены в ад: Да обратятся нечестивые в ад ( Пс.9:18 ). Как овец, заключат их в преисподнюю ( Пс.48:15 ). Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься ( Мф.11:23 ). Диавол со зверем и лжепророками ввержен в ад: Диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ). Врата адовы не одолеют созданной Господом Церкви: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). 9 Спаситель произнес означенные слова не о членах тела: Он не их осуждает, а развращенную волю, повелевая удаляться страстей, влекущих ко греху, и поводов и предметов, возбуждающих страсть, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы руки или ноги. От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. «Войти в жизнь» значит – наследовать вечное блаженство в царстве Христовом, в котором и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Да обратят Мя боящиися Тебе и ведящии свядения Твоя. – Земли из начала единем манием водрузивый круг, бездыханен, яко человек, зайде под землю; ужаснися видением небо. Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои. – Единым мановением укрепивший вначале земной круг, как человек, зашел под землю бездыханным. Содрогнись при (сем) зрелище, небо! Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. – Зашел еси под землю, рукою Твоею создавый человека, да воздвигнеши от падения соборы человеческия всесильною державою. Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился. – Создавший Твоею рукою человека Ты зашел под землю, чтобы всесильною державою восстановить от падения сонмы людей. Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. – Плачь священный, приидите, воспоим Христу умершему, яко древле жены мироносицы, да и радуйся услышим с ними. Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое. – Приидите, будем, как в древности жены мироносицы, воспевать священный плач Христу, дабы с ними услышать нам: «радуйся»! Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? – Миро воистинну еси Ты, Слове, неистощимое; темже Ти и мира приношаху, яко мертву живому, жены мироносицы. Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня? – Ты, Слово, поистине неиссякаемое Миро, потому-то Тебе жены мироносицы и приносили миро, как мертвецу живущему. Зане бых яко мех на слане, оправданий Твоих не забых. – Адова убо погребен царствия, Христе, сокрушаеши, смертию же смерть умерщвляеши и тления свобождаеши земнородныя. Я стал как мех в дыму; но уставов Твоих не забыл. – Христос! Погребенный Ты сокрушаешь царство ада; смертью же умерщвляешь смерть и освобождаешь земнородных от истления. Колико есть дней раба Твоего? когда сотвориши ми от гонящих мя суд? – Токи жизни проливающая Божия Премудрость, во гроб заходящи, животворит сущыя в незаходимых адовых местех. Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими? – «Изливающая источники жизни Божия Премудрость», сходя во гроб, животворит находящихся в недоступных углах ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Далее св. Тайновидец увидел Ангела, стоящего на солнце, который, призывая всех радоваться о наказании грешных и пресечении греха, возопил: " Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных... " — это обращение Ангела к хищным птицам символически обозначает, что поражение врагов Божиих предстоит самое ужасное, как в кровопролитном сражении, когда тела убитых, вследствие их множества, остаются непогребенными, и птицы пожирают их. " И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою " — таков результат происшедшего сражения. " Быть может, — говорит св. Андрей, — что они не подвергнутся общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых сказал апостол, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1 Кор. 15:52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не на суд, но на осуждение. Основываясь на словах апостола, что " антихрист будет убит духом Божественных уст " (2 Сол. 2:8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые толкуют сие иначе; мы же утверждаем, что живые суть ублажаемые Давидом и что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлевающих телах ввержены будут в огонь гееннский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением " . Как жизнь блаженная еще в этой жизни начинается, так и ад ожесточенных и терзаемых злою совестью начинается еще в этой жизни, продолжается и усиливается в высшей степени в жизни будущей. " А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его; и все птицы напитались их трупами " , — " Две есть смерти, — поясняет св. Андрей, — одна — разлучение души с телом, другая же — ввержение в геенну. Применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечом или повелением Божиим им нанесена будет первая — телесная, а уже за нею последует вторая; и сие правильно. Если же это не так, то и они вместе с прельстившими их будут участниками второй смерти — вечной муки " (ст. 17-21).

http://sedmitza.ru/lib/text/430718/

Древний кровосмесник Апостол Павел пишет о том, что кто-то из коринфских христиан совершил крово­смешение — взял в сожительницы свою мачеху (вероятно, она была второй женой его отца, после смерти которого все и произошло). При этом, по словам апостола Павла, даже язычники не позволяли себе такого. Но еще большую скорбь вызвало у апостола то, что другие члены Коринфской Церкви возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело (1 Кор. 5, 2). В предыдущих главах апостол уже обличал коринфян за излишнее превозношение своими добродетелями, которые на деле оказались мнимыми. Поэтому апостол еще раз повторяет: Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1 Кор. 5, 6). Виновного в кровосмешении следовало в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5, 4–5). То есть апостол Павел призывает коринфян совершить суд над этим человеком, причем суд должен происходить внутри церковной общины — в общем собрании. При этом вердиктом собрания должно стать «предание грешника сатане во измождение плоти». Что означают эти слова? Видимо, апостол Павел вкладывает в них двоякий смысл. Во-первых, исключение из общины, так как церковная община должна строго блюсти себя от грехов. Апостол Павел использует здесь образ закваски: Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 7–8). Во-вторых, под преданием сатане могут подразумеваться скорби, болезни и другие искушения, постигающие грешника. Совершая грех, притом столь тяжкий, человек становится беззащитным для действия диавола, вернее, грешник сам открывает диаволу путь в свою душу. В то же время апостол не исключает, что, несмотря на все беды и скорби, постигающие грешника, дух его может быть спасен в день Господа. Видимо, это произойдет в случае искреннего покаяния и исправления жизни.

http://pravoslavie.ru/74172.html

Если бы слово Божие разумело здесь состояние праведных до всеобщего суда, то, как мы выше отмечали, праведные не названы были бы словом «духи»; а если, они сейчас находятся в граде Бога живого, то частный суд над ними вопреки учению адвентистов уже совершился. Пред всеобщим судом люди воскреснут в телах ( 1Кор.15:35–54 ). Новый период бытия, более полный начнется после того; более полное тогда последует и определение Божественнаго суда. To, что будет за гробом, за пределами земного бытия, мы живые видим по выражению Апостола «как бы сквозь тусклое стекло» ( 1Кор.13:12 ) и потому антропоморфические выражения Писания не здраво понимать в грубом мирском смысле. «Судьи сели и раскрылись книги» ( Дан.7:10 ). «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир?... Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» ( 1Кор.6:2–3 ). Эти положения святого Писания весьма неблагоразумно представлять в земном виде, – вроде канцелярии суда. «Дух Святый, Утешитель», сказал Господь «пришел обличить мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что неверуют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» ( Ин.16:8–11 ). Восточные церковные толкователи справедливо говорили о подобных местах писания, что здесь разумеется суд в переносном смысле (а не в смысле мирской юрисдикции) этого слова, – именно: христиане будут служить живым и наглядным изобличением порочности грешников и недостатков в ангелах 44 В этом смысле и должно понимать тексты Дан.7:10 и 1Кор.6:2–3 . Что это понимание истинно, за то говорят параллели Ин.3:19 и Ин.16:9–11 . Мы, живущие на земле, верующие не имеем права переносить антропоморфизмы т. е. человекообразные подобия в грубо – мирском понимании на жизнь загробную и будущего века. Дан.12:13 : «А ты иди к твоему концу и упокоишься и возстанешь для получения твоего жребия в конце дней». Как установлено Писанием, эпоха Антиоха Епифана есть прообраз бедствий, имеющих быть в «последние дни», поэтому восстание Даниила и получение им жребия есть время всеобщего воскресения мертвых и страшного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Если кто-нибудь из епископов подвергнется обвинению, пусть обвинитель представит дело перед первенствующими в той же области, и пусть обвиняемый не будет лишен общения, кроме того случая, если он, получив послания с приглашением дать ответ в суде перед избранными судьями, в определенный день вовсе не явится, а именно в течение назначенного месяца с того дня, когда он получил послания. Если же он представит некие правдивые и убедительные причины, которые препятствуют ему явиться для оправдания себя в выдвинутых против него обвинениях, пусть имеет неприкосновенное право оправдаться в течение еще одного месяца, а по истечении второго месяца пусть будет лишен общения до тех пор, пока не докажет свою невиновность. Если он не захочет явиться и на всеобщий ежегодный Собор, чтобы хотя бы там его дело было доведено до конца, то будет считаться, что он произнес обвинительный приговор против самого себя. А в то время, пока он лишен общения, пусть будет чужд его и в своей церкви, и на приходе. Обвинителя же его, если он никуда не отлучился в те дни, когда разбираются обстоятельства дела, пусть общения никоим образом не лишают. Но если обвинитель куда-нибудь уйдет и скроется, то да будет лишен общения сам, а епископ в общении будет восстановлен. Обвинитель при этом не лишается возможности выступать с обвинением в этом деле, если сможет доказать в назначенный срок, что не явился не потому, что не захотел, а потому, что не смог. Впрочем, очевидно, что если при рассмотрении обстоятельств дела в суде епископов лицо обвинителя будет опорочено, то он не допускается до обвинения, разве только захочет рассмотрения дела частного, а не церковного. Толкование Согласно настоящему правилу, когда епископ подвергается обвинению, обвинитель должен представить обвинение митрополиту этого епископа. Не следует, однако, сразу после обвинения лишать обвиненного епископа общения с прочими соепископами, разве только он не явится на суд по истечении срока в один месяц, считая с того дня, когда он получил послания от митрополита, призывающие его в суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если понимать помрачение светил в прямом смысле, то это означает заметное ослабление их света. Такое ослабление может быть связано или с космическими катастрофами, или с состоянием земной атмосферы. О помрачении светил перед наступлением Божия Суда неоднократно говорили пророки (Ис. 13, 10; Иоиль 2, 31; 3, 15). Также и Христос говорил апостолам, что «будут знамения в солнце и луне и звездах» (Лк. 21, 25). В аллегорическом смысле под солнцем некоторые разумели церковные власти, под луной же и звездами – государственные власти.  13 И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить! «посреди неба» – слова могут означать или зенит, самую высокую точку неба, или же, имея более глубокий смысл, указывать на некоторую пограничную сферу между истинным небом Ангелов и землей, низшее небо (ср. 14, 6; 19, 17). «от остальных трубных голосов трех Ангелов» – семерка труб разделена на две части – четыре и три. Первые четыре трубы простирают действие только на стихии мира и природу, людей же затрагивают лишь косвенно. Последние три трубы касаются непосредственно людей. Глава 9 1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Под звездой святой Андрей Кесарийский понимал Ангела Божия. Другие, напротив, считали, что это – один из демонов. Об Ангеле Божием, имеющем ключ от бездны, говорится в 20, 1, однако там он, во-первых, именуется не «звездой», а своим именем – Ангел, а во-вторых, не падает, а сходит с неба. Бездна есть место заключения демонов, то есть преисподняя или некое ее преддверие. Манассия (2 Пар.) в молитве обращается к Богу так: «Заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим». В Евангелии бесы просили Христа, чтобы Он не посылал их в бездну (Лк. 8, 31). Апостол Петр говорит, что «Бог ангелов согрешивших… связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2, 4). Также и апостол Иуда говорит, что ангелов, не сохранивших своего достоинства, Господь «соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1, 6). Заключение демонов в бездне можно понимать как ограничение их деятельности и власти над миром и людьми. Особенно их деятельность и власть были ограничены после Воскресения Христа. Однако в последние времена ограничения для демонических сил будут отменены, и демоны на короткое время получат максимально возможную для них власть в нашем мире. Можно предположить, что отмена ограничений произойдет не сразу, а в несколько этапов. По-видимому, именно об этой отмене или о каком-то из ее этапов и говорится далее, в повествовании о саранче.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010