Глава 25 Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на апостола Павла со стороны иудеев (1-6). Апостол Павел на суде перед Фестом (7-12). Царь Агриппа 2-й и Вереника в Кесарии и желание их слушать апостола (13-27). Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалоба ему на ап. Павла (25:1-6). Вступив в должность, Фест через три дня отправился во Иерусалим, и там первосвященник и знатнейшие из иудеев тотчас же явились к нему с жалобой на Павла, прося его вызвать Павла в Иерусалим, с тем же расчетом убить его по дороге. Первосвященником был тогда Измаил, сын Фаби, которого еще Феликс поставил на место смещенного им Анании. Фест был настолько благоразумен, что не послушался их подущений и отказал в исполнении их просьбы. Он сказал им, что Павел содержится под стражей в Кесарии, и он сам туда скоро вернется, так что нет надобности вызывать узника в Иерусалим, и предложил обвинителям, именно " которые из вас могут, " то есть облеченным соответствующими правами и властью, идти в Кесарию, чтобы там вести суд над узником. Так это и произошло. Апостол Павел на суде перед Фестом (25:7-12). После пребывания в течение 8-ми или 10-ти дней в Иерусалиме, Фест возвратился в свою резиденцию и на другой же день начал суд над св. Апостолом. Конечно, обвинители его, иудеи, были уже здесь и стали возводить на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать. Из ответа Апостола в ст. 8 можно видеть, что это были все те же обвинения, какие излагались ими и на суде перед Феликсом, но одно было или совсем новое или более резко подчеркнутое: какое-то преступление против Кесаря. Надо полагать, что это был аргумент того же свойства, что и клевета солунских иудеев, то есть, что Павел признает царем иудейским Иисуса и других учит тому же (17:6 и д.). Павел устраняет эти обвинения решительным заявлением, что он не сделал никакого преступления ни против закона иудейского, ни против храма, ни против Кесаря. Тогда Фест, желая сделать угождение иудеям, спросил его: " хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом? " Этот вопрос мог иметь двоякий смысл: " хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я, как судья, судил тебя там в присутствии синедриона, или - чтобы там судил тебя синедрион в моем присутствии? " В первом смысле суд должен был бы производиться над Павлом, как Римским гражданином, по римским законам, с применением только к национальным еврейским; во втором - суд должен был бы вестись по национальным еврейским законам, с применением только к римским.

http://sedmitza.ru/lib/text/430580/

д.» и безчестит Святых Апостолов и Св. Отцов, наших учителей и законодателей, которые приняли власть от нашего несравненного Царя и Бога Господа Иисуса Христа, Который имеет власть связывать и разрешать на земле и на небе, которые должны судить не только людей, но и ангелов, которые разрушают их власть и честь и ставят их в ничто? Каких мук и какой смерти они не достойны? (По поводу Улож. IV гл., 1, 2, 3). Не научен он от людей, ни людьми, но Самим Богом» ( Ucx. XIX, I XX, 3) (I, 355). «Установление старого закона в Синае, пример Давида, Соломона и Самого Христа показывает, что суд – Божий. В Исходе XIX, 5 говорится:. Итак, если вы будете слушаться глагола Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которыя ты скажешь Израильтянам». Следовал этому завету и Никон и ставил в пример, как прежнее законодательство в судопроизводстве считалось с канонами, как с Божественным законодательством. «Как ты осмеливаешься подделывать суд, и кто уверен, что твой суд праведен и, что ты не писал по собственному произволу, а по воле Божией» (I, 420). «Покажи, где написано в правилах Св. Апостолов и Св. Отец и в гражданских законах греческих царей или в старых кодексах царей, что боярам, окольничим и людям Совета надлежит судить Патриарха, Митрополитов, Архиепископов и Епископов, архимандритов, игуменов и весь духовный чин» (I, 478). Никон считал, что сам Патриарх Уложением может быть подвержен суду светскому, раз по 3 ст. XII главы люди патриарших Приказов и принадлежащие Патриарху чины должны быть судимы в том суде, где они сами начали дело, стало быть и Патриарх, начав против кого либо дело в суде, может быть судим там при встречном иске (I, 484).» По 9 IV Всел. Соб. и 15 и 104 Карфаг. Соб. кто прибегает к светскому суду, тот не Епископ, и, если другия лица священнического чина, оставя церковный суд, обращаются к светскому суду, то даже при выигрыше дела подлежат низвержению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

И когда сие последнее проникнуто духом святыни Евангельской: тогда оно есть живое подражание Слову Божию; когда же в беседе нет сего духа: тогда она есть оскорбление святого Слова Божия. Христианскую проповедь Св. Павел называет священнодействием благовествования Божия ; но какое это будет священнодействие, когда мы станем проповедовать истины Писания не в наученных Духа Святого, но в наученных человеческих премудрости словесах, когда духовное и святое станем излагать не духовно , а по плоти и по духу мира ? § 206. Слово Божие есть истинно потому, что свято, и свято потому, что истинно, как истинен и верен Сам даровавший оное. Верен Бог , говорит Св. Павел, что слово (проповедь) наше к вам не было то да , то нет! Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, не был да и нет но в Нём было да (ибо все обетования Божии в Нём да, и в Нём аминь); – так как утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас, есть Бог, который и запечатал нас, и положил залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:18–22 ). Как здесь, так и в других местах Богомудрых посланий своих Св. Апостол Павел определяет: а) высочайшую степень достоверности, какую имеет истина Евангельская, b) отрицательный характер истины проповеднической, c) положительный характер. Степень достоверности. Истина Евангельская до того истинна у Апостола Павла, что проповедуя её, он не боится предстать со своею проповедью на суд Самого Бога и сказать: она не была и не есть у меня то да, то нет , она есть единое и всегдашнее да. Не боится предстать на суд собственной совести, которая у истинного Праведника так же строга и правдива, как суд Божий; не опасается изыти на суд пред совестью учеников своих и пред совестью целого мира; наконец он не страшится предать анафеме не только себя, но даже Ангела с небес, если бы сей Ангел стал благовестить что-либо иное, не согласное с истиною Евангелия Христова. Аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Гал.1:8:9 ). Отрицательный характер : когда Апостол рассуждает о свойстве своей проповеди, он свидетельствуется Богом и совестью народной, что в его слове не было и нет, по изъяснению Св.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

И, несомненно, всеобщее отлучение от причащения верующих не может не быть глубоко пагубным для их религиозной жизни. Несомненно, здесь лежит один из глубоких корней нашего общего религиозного бессилия, нашей безжизненности.) Поэтому в церкви первых веков каждая литургия была временем самоиспытания, суда над самим собой перед принятием святого причащения, этот суд был прежде всего делом личной свободы каждого из верных. Каждый сам должен был перед лицом живого Христа быть своим собственным судьей и своим судом предварить суд грядущий, нелицеприятный и страшный. Безграничной свободой, той свободой, которая там и только там, где Дух Господень, веет от слов апостольского завета: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). «Раздробив Евхаристию, – говорит Климент Александрийский , описывая литургию, – по обычаю, некоторые предлагают каждому из народа самому брать часть ее, потому что каждому лучший судья в том, приступить или устраниться, его совесть, твердым основанием которой служит правая жизнь, совместно с соблюдением настоящего учения» (Собрание древних литургий, Т.1, стр. 50). Но церковная традиция испугалась этой безмерной свободы, она, как Великий Инквизитор, сняла с души верующих бремя свободного решения и приняла на себя страшную ответственность за отлучение христиан от Святых Тайн. Впрочем, есть основания думать, что в древней церкви было в обычае проверять голос личной совести голосом всей церковной общины, открывая свою душу перед лицом всех собравшихся братьев, вынося на суд церкви все потаенное и сокровенное в сердце. По дошедшим до нас скудным сведениям мы можем предполагать, что в глубокой древности не только Евхаристия, но и исповедь была ежедневной, причем совершалась она в несколько иной форме, чем теперь. Каждый открывал свое потаенное не только предстоятелю, но всей церковной общине, и суд, отпущение греха, отлучение от церкви, совершалось предстоятелем в согласии и от лица всего собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Какой же, спрашивается, суд и какое усмотрение Церкви, по Св. Писанию, должны быть относительно той частной злой воли брата, который не отстал от своего зла при обличении его сперва одним, потом двумя и тремя членами Церкви и который теперь представлен перед церковное судилище, как брат непокаявшийся? Из слов Спасителя: «если и Церкви не послушает» , следует, что первое действие церковного суда есть обличение грешника, потом, естественно, убеждение его, вразумление и научение ( Мф.28:19 ; 2Тим.4:2 ). Но вот грешник-брат упорствует в своей злой воле и не приносит покаяния; что же далее имеет Церковь в своем праве и своем суде, чтобы воздействовать наступательно на грешника в добром, для спасения его от него самого, т.е. от его злой воли? Ап. Павел об упорствующем во зле грешнике-брате велит Церкви Коринфской: «...я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:3–5 ). В чем состояло это предание тела грешника сатане из Св. Писания в точном обозначении не видно: отлучен ли был грешник от Церкви (Злат. Феодор. Август. Феов.) или, что вероятнее и что согласуется с самими словами текста: «во измождение плоти» , грешник поражен был внезапною болезнью ( Деян.5:3–5, 13:8–11 ), во всяком случае, мы видим суд Церкви – карательный и вместе в добром взыскующий грешника, ибо промышление Церкви в ее суде было то, чтобы дух грешника был спасен, что действительно и совершилось, как известно нам из другого послания Ап. Павла, ибо грешник тот раскаялся и снова был принят в общение с Церковью ( 2Кор.2:6–8 ). Подобный же суд Ап. Павел произнес над Именеем и Александром, очевидно, бывших братьями-христианами, но потерпевших, как выражается Апостол, «кораблекрушение в вере» , которых он «предал сатане, чтоб они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:19–20 ). В том и другом случае суд апостольский имел значение суда карательного и вместе с тем воспитательного в добре, сдерживающего и ограничивающего собою злую волю человека – брата: в первом случае усмотрение суда Апостола было таково о грешнике, «чтобы дух его был спасен» , а во втором – «чтобы научились не богохульствовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Клянущийся небом, согрешает. Однако он не свободен от обязательств своей клятвы, если она не противоречит вере и заповеди. Бог даст ему убедиться в том, что небо, которым он клялся, – подножие ног Его, и клянущийся Престолом Божиим взывает к Сидящему на нем. Вторник Мф, 95 зач., 23, 23–28 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Десятина была существенной частью ветхозаветных установлений. Согласно Второзаконию и книге Левит, полагалось откладывать десятину от урожая и приносить Богу. Но мята, анис и тмин – травы для приправ – выращивались обыкновенно в небольшом количестве, и десятая часть от них была столь мала, что это приношение составляло всего один пучок. Однако те, кто отличался исключительной тщательностью в соблюдении Закона, отсчитывали десятину буквально с каждого растения. Таковыми были фарисеи. Они учитывали каждый листочек этих трав, и в то же время могли быть исполнены несправедливости, надмения и жестокости. Они строго исполняли второстепенное в Законе и забывали о существенном. Евангельский фарисей хвалился этим: «Даю десятую часть из всего» ( Лк.18:12 ). Десятина была их обязанностью. Христос говорит, что надлежало им того не оставлять. Все на своем месте должно содействовать служению Божию. Но Господь осуждает их за то, что они оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру. Все внешнее имеет значение, но все существует ради внутренней святости сердца. Суд и милость – по отношению к людям, и вера, верность – по отношению к Богу – важнее всего в Законе. Этот дух фарисейства и доныне живет. Он никогда не умрет, пока Христос не будет царствовать в наших сердцах. Можно соблюдать все установления церковные, все посты, не пропускать никогда воскресных и праздничных богослужений, аккуратно жертвовать на храм – и при этом исполняться самодовольства и быть совершенно далеким от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но коль скоро, например, православный верующий стал мирским судьей, это не освобождает его от исполнения библейских принципов ведения судопроизводства. Нарушение всех этих принципов со стороны судей светских или церковных приведет их к истязаниям на данном мытарстве. С другой стороны, суд над другим человеком не может не ввергать самого судящего в трепет. Ибо суд, прежде всего, есть дело Божие! Читаем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Итак, только Господь Бог Сердцеведец может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему Одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2: 13). Мытарство 9-е, неправды Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий , должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2: 25–26). Обязанность Церкви – призывать людей к безгрешному образу жизни, но если они и впадут в некий грех, то они имеют Ходатаем за себя Самого Господа. Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2: 1–2). Преподобный авва Дорофей вспоминает об одном великом старце, который, узнав о грехе брата, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Ангел принес душу согрешившего и сказал старцу: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в царство или в муку?» Подобным же образом преподобный Иоанн Савваит только произнес о согрешившем брате: «Горе ему!», как увидел себя стоящим пред Голгофой. И вот видит он Иисуса Христа между двумя разбойниками; преподобный устремился было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, как Господь повелел предстоящим Ангелам: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда».

http://pravoslavie.ru/99177.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 11-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 95 зач., 23, 23–28 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Десятина была существенной частью ветхозаветных установлений. Согласно Второзаконию и книге Левит, полагалось откладывать десятину от урожая и приносить Богу. Но мята, анис и тмин – травы для приправ – выращивались обыкновенно в небольшом количестве, и десятая часть от них была столь мала, что это приношение составляло всего один пучок. Однако те, кто отличался исключительной тщательностью в соблюдении Закона, отсчитывали десятину буквально с каждого растения. Таковыми были фарисеи. Они учитывали каждый листочек этих трав, и в то же время могли быть исполнены несправедливости, надмения и жестокости. Они строго исполняли второстепенное в Законе и забывали о существенном. Евангельский фарисей хвалился этим: «даю десятую часть из всего» (Лк. 18, 12). Десятина была их обязанностью. Христос говорит, что надлежало им того не оставлять. Все на своем месте должно содействовать служению Божию. Но Господь осуждает их за то, что они оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру. Все внешнее имеет значение, но все существует ради внутренней святости сердца. Суд и милость – по отношению к людям, и вера, верность – по отношению к Богу – важнее всего в Законе. Этот дух фарисейства и доныне живет. Он никогда не умрет, пока Христос не будет царствовать в наших сердцах. Можно соблюдать все установления церковные, все посты, не пропускать никогда воскресных и праздничных богослужений, аккуратно жертвовать на Храм, – и при этом исполняться самодовольства и быть совершенно далеким от Бога.

http://pravoslavie.ru/3522.html

Эта заповедь, как мы видели, имеет одно нравственное, а не юридическое значение. Она дана для вразумления людей, которые берутся судить ближнего вкось и вкривь, сами будучи кругом, даже в большем виноваты. Такие люди не могут судить правильно, так как их духовное зрение помрачено самолюбием, злобой, лицемерием. Христос не сказал: «не судитесь», а «не судите». Что воспрещая пересуды, Он не имел намерения восставать против судебного разбирательства дел, это видно из того, что Он сам установил церковный суд над обидчиками. Если обидчик не послушает вразумлений обиженного и не раскается в своей вине, то " возьми, – говорит Христос обиженному, одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». Это суд третейский, который состоит в том, что в случае безуспешности ПОПЫТКИ полюбовно покончить дело с обидчиком, обиженному предоставляется право обратиться к посредничеству посторонних, известных добросовестностию и беспристрастием лиц, – пусть они разберут спорное дело и постановят решение, обязательное к принятию сторонами. «Если не послушает их (посредников), – продолжает Господь, – скажи Церкви», т.е. если обидчик не удовлетворится судом двоих и троих посредников, перенеси твое дело на суд всего церковного общества, чтобы оно чрез своих предстоятелей решило, кто из вас прав, кто виноват. «А если брат твой и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь», т.е. смотри на него тогда, не как на члена христианского общества, а как на язычника и мытаря. Правда, эти слова Господа Иисуса относятся к церковному суду, имеющему духовный характер; но что его учению не противно существование вообще судов, каких бы ни было, церковных или светских, это видно из того, что Он обличал фарисеев за пренебрежение правосудия: " вы, – говорил Он фарисеям, – даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и верность» ( Мф.23:23 ). Если бы суды были не по мысли Христу Спасителю, Он стал бы обличать фарисеев не за пренебрежение правосудия, а за то, что есть у них судилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 19 К оглавлению Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то , что ему казалось справедливым» (Суд. 21, 25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде наказаний окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю». То есть сменилось поколение, родились люди, которые уже не помнили всех событий исхода из пустыни, перехода через Иордан и первых победных лет шествия по земле Палестины. «Тогда стали сыны Израилевы служить Ваалам и Астартам, оставили Господа, Бога своего, который вывел их из земли Египетской». И сказано: «И воспылал гнев Господень на Израиля и предал их в руки грабителей, и грабили их». Даже не враги, а просто грабители (Суд. 2, 13-14). Перед нами проходит ряд судей Израилевых, о которых можно сказать, что это были люди во многом подобные обществу, в котором они жили. В это время в среде Израиля жили люди, пришедшие с ними из пустыни. «И сыны Иофора Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа» (Суд. 1, 16). То есть сыны Иофора пошли вместе с ними, значит такие примеры уже были. Вместе с Израилем в Палестину пришли другие народности, которые перенимали культуру тех народов, которые окружали их, легче, чем Израиль. Израиль сопротивлялся, а у них не было такой силы сопротивления. Но и через них тем не менее Господь влиял на Израиль и вразумлял его.

http://sedmitza.ru/lib/text/432120/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010