Вслед за славным пришествием на землю Сына Божия, воскрешением мертвых и изменением живых начнется страшный суд. Судьёй всех явится ни кто иной, как Господь наш Иисус Христос. «Дело искупления человечества, говорит в своем толковом Евангелии епископ Михаил, предвечному совету Божию предназначено совершить Сыну Божию; вместе с сим Ему же принадлежит власть совершить, без сомнения, в единении с волею Бога Отца, и суд над теми, кто не уверует в Него, как Искупителя, и, отвергнув Его, останется в состоянии неискупленных, следовательно, подлежащих гневу Божию за грех и осуждению». Вот почему и в Свящ. Писании говорится о Христе: «Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 ; сн. Мф.16:27 ). Но так как непосредственными споспешниками в искупительной деятельности Спасителя, главными распространителями Его учения и устроителями Церкви были апостолы, то они же явятся деятельными участниками и во всемирном суде Христа, свидетелями такого или иного отношения людей к закону Христову. Об участии апостолов в страшном суде Сам Христос сказал: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых (т. с. всех людей) ( Мф.19:28 ). Как видно из приведенного места, первым моментом обнаружения страшного суда будет то, что Всемирный Судья сядет на престоле славы Своей. Будет ли это действие очевидным сидением Судьи – Христа на белом облачном престоле, или же только символическим образом величия Христа, во всяком случае, величие и царское достоинство Судьи мира, несомненно. И вот, когда Судья всех сядет на престол, ангелы Божьи эти постоянные служители Божьи «соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф.24:31 ); собранные будут Судьёй разделены на две части, подобно тому, как пастырь разделяет овец от козлов ( Мф.25:32 ). «Наименованием (овец и козлищ), говорить св. Иоанн Златоуст , показывает евангелист их (подсудимых людей) внутренние расположение, называя одних козлищами, а других овцами показывает сим, что первые не приносили никакого плода (ибо от козлов не может быть никакого плода), а последние приносили обильный плод, ибо овцы приносят большую пользу тем, что дают волну, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Евангелие Иоанна – зачало 16-е, Ин. 5:24–31 . «Сказал Господь: истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в самом себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышать глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Поминовение Так, но заповеди Церкви, должно совершаться поминовение обо всех почивших. Так ли, и во всем ли так совершается оно среди нас, православных? К сожалению, и это святое и спасительное действие, как и многое-многое, перешло в безжизненную обрядность, а это повело к беспорядкам и злоупотреблениям, которые едва не совершенно затемняют смысл и значение церковного поминовения. Выше, в словах св. Златоуста, видны были правило и порядок поминовения: «сами молясь и других убеждая молиться за них, всегда помогая о имени их бедным». Итак, прежде собственная молитва. А у нас? Подали на обедню, отслужили панихиду, без всякого сердечного участия, а так, по заведенному порядку, – и убеждены, что все сделали. Но ведь действие поминовения и имеет лишь тогда цену, когда в основе его лежит любовь к почившим, а кинуть хладнокровно, без собственного душевного стремления молиться за умерших, большее и меньшее количество рублей и копеек –ужели значит выразить свою любовь к ним? «Всегда помогая о имени их бедным». У нас это как будто и делается: на могилах, после поминовения умерших, раздаются гроши и алтыны нищим. Но хоть бы кто-нибудь спросил себя: ужели эта грошовая милостыня что-нибудь значит, к чему-нибудь послужит? Ведь помочь бедному значит –действительно облегчить его нужды, дать ему средства, хоть сколько-нибудь вырваться из тяжкого положения, а с грошем и алтыном что он сделает? Оттого-то и происходит, что наши нищие, видя в руках своих только гроши да алтыны и зная, что на них ничего дельного не сделаешь, и дают им употребление самое бездельное: с могил всегда почти отправляются в домы веселья, и уж кого и что поминают там они, пусть наведут об этом справки сами алтыно раздаятели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Еккл. 8:10 Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это – суета! Еккл. 8:11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Еккл. 8:12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нём, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; Еккл. 8:13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Перевод «забываемы были» в Синодальной Библии следует масоретскому тексту (вейштакеху). Септуагинта, Вульгата, Церковнославянская Библия дают «похвалены быша», что может быть переводом слова (вейштабеху). Масоретские правщики или переводчики допустили ошибку, перепутав буквы и , весьма похожие. Согласное свидетельство LXX и Вульгаты и смысл текста (суетность восхваления нечестивых, над которыми нескоро совершается суд), склоняют к предпочтению слова «похвалены были», хотя и изречение «забываемы были» может вписаться в текст. Раши, ссылаясь на мудрецов, тоже говорит, что вместо «вейштакеху» (=и забыты были) следует читать «вейштабеху» (=похвалены были). Однако в Агаде используется «вейштакеху»: «В конце концов, забвению будет предано их имя и память о них в самом городе, где такое было ими соделано» 8, 10]. В Еккл. 8:11 в еврейском тексте использовано слово (питгам), означающее «суд» или «приговор», возможно, персидского происхождения, встречающееся ещё в книгах позднего происхождения 1Ездр. 4:17; 6:11 ; Дан. 3:16 . Современные текстологи находят в наличии этого слова свидетельство в пользу позднего происхождения книги. Однако заимствование слов с Востока могло быть ещё и во времена Соломона. В этом мире правда не находится на поверхности, за ней надо нырять глубже. А видно вот что: Хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они восхваляемы были в городе, где они так поступали . Похоже, что речь идёт не прост о нечестивых , а о конкретных людях во времена Соломона, известных своим нечестием в городе Иерусалиме, названном здесь святым местом .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Здесь предписано, следовательно, обращаться к Церкви, как власти и власти в известном смысле принудительной. Но не разумел ли под властной Церковью Христос народное собрание (κκλησα)? Контекст данного места против такого понимания. «Ибо только что упомянуто о Церкви и ее власти («скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»), как сейчас же указывается особая сущность и основание этой власти: «истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (18 ст.). Это говорится не народному собранию: говорю вам, т. е. апостолам, ибо к ним одним здесь речь (см. той же гл. 1 ст.), да и вообще несомненно, что власть вязать и решить дана только апостолам, а не всем и каждому (ср. Ин. 20: 23 ). Ослушник Церкви окончательно осуждается и отлучается от Церкви не народной волей, а данною свыше апостолам властью вязать и решить. 44 Таким образом, наименование Церкви здесь прилагается к части её – представителям верующим (иерархии), как части наиболее твердой, и по свойствам своим вполне достойной того, чтобы на её суд приносились важнейшие дела, и потому вполне заслуживающей, чтобы ей усвоилось наименование целого. Что иерархический должен быть общий строй Церкви, а не демократический, за это говорит и излюбленный Спасителем образ пастыря и стада, ибо образ этот был бы лишен всякого смысла при народовластии в Церкви. И не только в идее Господь Иисус Христос признал необходимость иерархии в Церкви, но и Своими непосредственными действиями положил ей начало, избрав 12 апостолов ( Мф. 10: 1 – 7 ). «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал ( Ин. 15: 16 )», говорит Спаситель апостолам. Господь всегда и на деле выделял апостолов из народа, им одним сообщая «тайны Царствия Божия», а по Своем воскресении, мы уже не видим, чтобы Он с кем – либо, кроме избранных учеников, беседовал о Царствии Божием. В ( Мф. 18: 18 ) Иисус Христос указывает и то, в чем будут состоять сами права представителей Церкви, как высшей судебной инстанции. «Если в словах: «что свяжете»... – содержится власть запрещать общение с нераскаянным и отлучать его от Церкви, то в словах: «что разрешите... – содержится власть прощать и вновь принимать в общение с Церковию согрешившего, если он раскается» 45 . При этом Господь удостоверяет, что этим судебным действием церковной власти будут соответствовать Божественные определения на небесах; так что отлученный и осужденный властью церковною, невидимым действием Самого Господа будет исключен из числа тех, имена которых «написаны на небесах» ( Лк. 10: 20 ). Этот суд «Церкви» – не последний суд, это не «вырывание плевел», а только временное удаление упорного грешника из общества церковного до его раскаяния, удаление для того, чтобы и сам он, находясь вне Церкви, одумался ( 1Кор. 5: 5, 13 ), и чтобы другие братья, находясь в общении с ним, не заразились болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/raskryt...

И далее мы видим страшные картины суда. От суда к суду ведут Христа в течение ночи, и, наконец, приводят к Пилату. Вначале Его приводят к Анне, который был когда-то первосвященником. И сразу перед нами вопиющее беззаконие, начиная с формальных нарушений, потому что по римскому закону судопроизводство должно было вестись так, что, прежде всего, допрашивают свидетелей и только потом того, кто обвиняется. Если бы на месте, где взяли Иисуса, никого не было, кроме Христа, то это было бы законно. Но там находились и те, кто всегда были свидетелями того, что Он говорил и делал. " Я говорил явно миру..., где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? - отвечает Иисус архиерею, спросившему Его об учении и учениках, - спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил " (Ин. 18, 2021). И один из слуг архиереевых ударил Христа по ланите: " Так отвечаешь ты первосвященнику? " Предание церковное говорит, что это был один из тех, кто сподобился великой милости Христовой: расслабленный, получивший от Него исцеление. И дальше - суд у Каиафы, который был на тот год первосвященником и тестем Анны, сказавшим, что лучше одному человеку умереть, чем всему народу погибнуть. Во всех этих страданиях Христовых, в каждой подробности мы должны увидеть суд Божий, правду Божию, которые совершаются через неправду и через попрание всякого закона и справедливости. Суд Божий, который совершается через высшее беззаконие. Никто не может, какое бы беззаконие он не совершал, сделать того, что не попущено ему волей Божией. Никто не может сделать того, что выходит из суда Божия - суда Господа Вседержителя, все совершающего ко спасению людей. И, тем не менее, мы видим, как раскрывается человеческая свобода, участие каждого в тайне Пришествия Христова в мир, в тайне Его Креста. Когда Господа ведут к Анне и Каиафе, евангелист Иоанн дает нам картину того, что происходит с Петром: как он отрекается от Господа, и как Господь все это видит и знает, и какие новые страдания приносит Ему это предательство и отречение.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_46...

И священник на Исповеди не судья, а только свидетель. На Исповеди нужно кратко перечислить все свои прегрешения. Причем, не оправдываясь (не ссылаясь на третьих лиц, или обстоятельства способствовавшие Вашему падению), и не выбирая смягчающих вину выражений. Понятно, что многое вспоминать тяжело. Стыдно и рассказывать все это священнику. Но Исповедь — это, конечно, суд — который мы сами себе устраиваем, суд перед Богом и людьми, суд по сути неотвратимый, потому что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Мр. 4.23). Помните! Главное, что должен человек принести на Исповедь — это покаянное исповедование — искреннее и добросовестное. Господь приемлет его даже если оно не сопровождается сильным чувством раскаяния, весьма трудно возникающем в «иссохшем от греховного пламени» сердце. Ведь раскаяние — это по сути уже отторжение от себя греха, происходящее как результат работы совести, и не без благодатной помощи Божьей. Потому, если Исповедь была чистосердечной, с желанием и попыткой исправить свою жизнь, примириться со всеми, а также с мольбой о помощи Божьей, то чувство раскаяния обязательно приходит, или во время Таинства, или позже. Составил священник Леонид Цыпин Разрешение (слав.) — по-русски — освобождение. Этими смертными грехами «прославились» жители, стёртых Богом с лица земли, двух древних городов — Содома и Гоморры. «Никакое гнилое слово да не исходит от уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.»(Еф. 4.29-30) Тут возможны разнообразные ситуации, когда другой супруг не желает вступать в церковный брак. Не отчаивайтесь, молитесь, и посоветуйтесь со священником! Как правило, со временем все удается уладить. Для этого гражданский брак даже с некрещенным супругом нужно сохранять и освящать. Ведь в нем существует супружеская любовь и дети! Подробнее см. У апостола Павла в 1Кор. 7.12-18. Особо важна молитва Церкви. Полезна и беседа священника с обоими супругами.

http://pravmir.ru/pamyatka-dlya-pervoy-i...

Иначе говоря, мы не можем представить себе жизнь после смерти, описать ее, представить ее себе видимо и ощутимо. Мы должны признать эту невозможность. Но христианская вера утверждает с полной уверенностью, что жизнь после смерти есть. Иисус Христос говорит о ней в притче о нищем, больном Лазаре и о равнодушном к нему богаче, говорит о возможности счастливого и несчастного состояния после смерти, в зависимости от того, как прожил человек свою жизнь на земле. В жизни после смерти будут другие, свои сроки и собы­тия. Судьба каждого человека определится по воле Божией. Иисус Христос говорил, что в конце существования нашего мира будет великий и страшный суд, на котором решится, кто из живших на земле может войти в вечную блаженную жизнь с Богом, а для кого это окажется невозможным. По словам Христа, этот суд будет руководствоваться одним: были ли люди добры к другим, оказывали ли помощь и любовь тем, кто в ней нуждался. А в другой раз Иисус Христос сказал: «Истинно говорю вам, слушающий слово Мое и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». В предсмертных страданиях на кресте Иисус Христос говорит распятому рядом с Ним разбойнику, уверовавшему в Него: «Сегодня будешь со Мною в раю». О невыразимом блаженстве этой будущей жизни пишет апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на серд­це человеку, что приготовил Бог любящим Его». В православных церковных богослужениях и молитвах отражается вера Церкви в то, что душа человека после смерти проходит известный путь приближения к Богу. Ког­да человек умирает, в церкви молятся, служат панихиды на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти дни установлены отчасти по религиозным обычаям, связанным с этими числами еще в Ветхом Завете, а отчасти по преда­ниям, сохранившимся по рассказам святых о бывших им видениях и откровениях о том, что переживает душа челове­ка после смерти. Хорошо известны записи житий святого Макария Египетского и преподобной Феодоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

«Каждый увидит, – говорит св. Ефрем Сирин , – стоящими пред собою собственные дела свои, и добрые и худые, какие кто предпослал». 123 «Ни один сердечный помысл не останется там не открытым, – в другом месте говорит он же, – ни один взор очей не избежит суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено пред правдивым Судиею, Который сокровенное судит открыто». 124 Св. Иоанн Златоуст учит: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд подвергнемся наказанию, дадим отчет за праздное слово и для смеха сказанное, за злоречие, за помысл, за пьянство, а равно и в добрых делах за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох получим награду». 125 Итак, все будут судимы по заслугам, – и суд будет нелицеприятный, строгий и страшный, потому что совершается по всей правде Божией, и только по одной правде. То будет, по выражению апостола, день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим. 2, 5 ). «Суд сей, – говорит св. Григорий Богослов , – будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или лучше сказать, потому и страшный, что он праведен». 126 Этот страшный суд Божий будет решительный и последний, потому что неизменно определит на всю вечность участь каждого из судимых. Вот что говорит об этом Сам Христос: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25, 34; 25, 41; 25, 46 ). После этого последнего приговора праведного Судии и наступит собственно будущая жизнь, веру в которою и ожидание которой мы выражаем в словах Символа веры : чаю... жизни будущаго века. 127 VI Блаженство праведных в будущей жизни Великая награда уготована в будущей жизни праведным ( Мф. 5, 12 ). Они будут введены в самое совершенное и прекрасное место, которое в св. Писании называется раем ( Лк. 23, 43 ), небом ( Мф. 6, 9 ), царством небесным ( Мф. 6, 10; 6, 13;8, 11 ), царством Божиим ( Лк. 13, 28–29 ; Мф. 6, 33 ; 1Кор. 15, 50 ), домом Отца небесного ( Ин. 14, 2 ), градом Бога Живаго, Иерусалимом небесным ( Евр. 12, 22 ). По учению православной Церкви: «Каким бы кто именем из числа упомянутых ни назвал место сие, не согрешит: только бы знал, что души скончавшихся праведников пребывают в благодати Божией в царствии небесном и, как гласят церковные песни, на небеси». 128

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Как же Каиафе не выполнить приведенных требований закона, когда от этого зависит счастье и благоденствие народа, когда на этом основывается вся жизнь евреев, как народа богоизбранного?! Если он нарушит правду на суде, то и Господь отречется от них и перестанет быть их Богом. Как же Каиафе не защитить невинного Иисуса?! Ему ли, представителю божественной правды среди богоизбранного народа, не отнестись теперь справедливо к невинному Узнику-Христу и не принять Его под свою защиту и покровительство, когда весь закон Моисея направлен был к тому, чтобы внушить народу эту правду, сострадание и милосердие к ближнему?! Да, ему хорошо известно, что «суд, милость и вера суть важнейшее в законе» ( Мф. 23:23 ), что Господь милости хочет, а не жертвы ( Ос. 6:6 ; Мф. 9:13, 12:7 ), что «послушание гласу Господа лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» ( 1Цар. 15:22 ), что соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Притч. 21:3 ). Как первосвященник, стоящий во главе церковного управления народом, Каиафа, в качестве председателя верховного суда – Синедриона, отнесется со всей строгостью к выполнению своего долга судьи при расследовании дела Иисуса. Неужели он не знает, что закон Моисея строго предписывает произносить суд по тщательном рассмотрении дела?!.. Да и кому, как не первосвященнику – председателю Синедриона, этого верховного судилища, знать и в точности выполнять требования закона? А в законе сказано: «не внимай пустому слуху 29 , не давай руки твоей нечестивому, чтобы быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» ( Исх. 23:1, 2 ). Неужели Каиафа, носящий на своем челе, «Святыню Господню», может оказаться нарушителем такого требования закона в суде над Иисусом?! Он спросит всех свидетелей, рассмотрит дело по существу и не увлечется большинством голосов. Это – его долг, его святое призвание! На высоте своего положения, он не может легкомысленно отнестись, в качестве судьи, к Праведному Узнику, вопреки прямому требованию закона Моисеева. А этот закон повелевает: «выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его. Не различайте лиц на суде 30 , как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие»( Втор. 1:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Кратко и убедительно суммирует содержание книги святитель Афанасий Великий: «Предавшись умозрениям о каждом виде сотворенных существ, Соломон пришел к заключению, что исследования этого рода ни к чему не приводят и доставляют человеку только труд; премудрым и праведным становится человек не от знания, но от деятельной жизни. И елика аще речет мудрый уразумети, не возможет обрести: тем же все сие вдах в сердце мое, и сердце мое все сие виде (8:17); яко праведнии и мудрии, и делание их в руце Божии (9:1). Посему, оставляя исследования о сем, Соломон обращается к рассмотрению человеческой жизни, наблюдает различные обстоятельства, среди которых люди вращаются и приходит к заключению, что и здесь все управляется Божиим Промыслом: ни легким течение, ниже сильным брань, ниже самому мудрому хлеб, ниже разумным богатство, ниже ведущим благодать: яко время и случай случится всем им (9:11). И никто не может располагать сими случаями по своей воле: яко кто человек, иже пойдет в след совета, елика сотвори в нем (2:12). Человек в своей жизни ни над чем не имеет власти, разве только делать зло или делать добро и приготовлять во исход дела свои. Ибо и еже яст и пиет, сие даяние Божие есть (3:13). Итак, и исследование о том, как произошло все видимое, и приобретение сокровищ и наслаждение удовольствиями, вся сия суета суетствий и более ничто же, только излишество совета и произволения усилование. Но, говоря о суетности настоящего, Соломон тем самым показывает вечность будущего, увещевая памятствовать о вечных, и знать, что будет некогда кончина мира, в день, в оньже подвигнутся мужие силы, и упразднятся мелющие (12:3). Соломон говорит и о том, что последует за кончиною мира: яко все творение приведет Бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще лукаво (12:14). Упоминая о будущем суде, Соломон указывает на воскресение мертвых и воздаяние по делам» [цит. по 40, c. 74]. Значит, не вечно это безысходное круговращение, и благий Творец, неповинный во зле, творящемся в мире, приведет всякое дело на суд и восстановит мир в первозданной красоте. «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (Еккл. 8:11-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/431354/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010