Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 20 Всеобщее воскресение и Страшный Суд Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот " взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его... доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время " — как толкует св. Андрей Кесарийский, под этой " тысячей лет " надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста. С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число 1000 определенное — взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до второго Пришествия Христова. " И увидел я престолы и сидящих на них, которым дело было судить " и проч. — эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах — это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой (1 Сол. 2:12). В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности " обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие " , то есть святых мучеников. " И увидел, — говорит св. Иоанн, — души обезглавленных " — отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в 1000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и " творят суд " не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430721/

О современных искажениях церковного Предания Вот и подходят люди, которые приходят нынче в храмы, к Чаше, думая принять благодать, а вместо этого большинство получают осуждение, вместе со священниками, допустившими их к Таинству. И подходят к Чаше, и рот открывают, и священник кладет им в него Тело и Кровь Господа. Только благодать не может коснуться их сердец, в которых живут нераскаянные смертные грехи, страсти, оставленные без борьбы, ереси и ложные понятия о Вере и навыки жизни по ним. В результате такого формального подхода нередко после причастия бывают вспышки страстей, беды, болезни и даже смерти, т.е. то, о чём предупреждал апостол Павел христиан из коринфской общины уже почти 2000 лет тому назад: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11:27-32). И об этих возможных последствиях недостойного причастия нас предупреждают святые отцы. Вот что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Причащающийся Святым Таинам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет (1Кор. 11:29), как сказал Апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными тех, которые дерзают приступать к Святым Таинам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым…». После недостойного причастия может обостриться какая-нибудь болезнь в человеке, он может получить какую-то серьезную травму, попасть в больницу. Случаются разные беды, происшествия – пожары, автомобильные аварии, несчастные случаи – укусила собака, ошпарился кипятком, ударил молотком по пальцу, прорвало трубу водопровода – разные бывают случаи, в т.ч. с родными – например, муж сильно запил, с детьми случилась какая-нибудь беда или они начали необъяснимо капризничать, хулиганить, скандалить, жена впала в сильный гнев, начала бить посуду и т.п.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/o_...

Священнодействия учреждены также самим Иисусом Христом. Так, взамен ветхозаветных жертв, составлявших главную часть ветхозаветного богослужения, Он установил таинство плоти и крови Своей, заповедав через Апостолов совершать его в Церкви во все времена, как жертву нового завета, в Церковь свою повелел принимать через крещение, согрешающих разрешать или связывать уполномочил в лице Апостолов, тем, кому даруется для этого особое благодатное право и сила ( Ин. 20:22–23 ), и воообще, в тех беседах, которые имел с Апостолами по воскресении Своем, говоря им о царствии Божием ( Деян. 1:3 ), сообщил им без сомнения все необходимое для богослужебного устройства Своей Церкви. При Апостолах действительно христианское богослужение установилось раз навсегда. В подробностях оно, конечно, впоследствии восполнялось и изменялось, и настоящий состав его принадлежит не одному времени, но, по существу и духу своему оно, как и все в православной Церкви, есть совершенно апостольское, а важнейшие чинопоследования его, каковы, например, чины совершения таинств, даже большей частью буквально те же, какие образовались при Апостолах. 3)Для охранения церковного порядка от своеволия человеческого, в Церкви учрежден суд. Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви. А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:15–17 ): вот главное правило суда церковного. Здесь указываются, хотя в самых общих чертах, отличительные свойства этого суда. Судятся им только лица, принадлежащие к Церкви, братья по вере, внешних же, по слову Апостола, судит Бог ( 1Кор. 5:12–13 ). Веденью его подлежат согрешения верующих друг против друга, а тем больше, против самой Церкви и вообще против законов христианского поведения, дел гражданских он не касается (слич. Лук.12:14 ). Суд предоставляется всей Церкви, или тем, кого она уполномочивает на такое дело, а частные лица, во взаимных отношениях между собой, должны заботиться об исправлении, по возможности, друг друга и только в случае нужды привлекать к суду виновных. Цель суда церковного – созидание, а не разорение ( 2Кор. 13:10 ), то есть, возбуждение в согрешившем раскаяния и решимости возвратиться на путь доброй жизни, а не возмещения за грехи его. В случае решительного непослушания или упорства грешника, Церковь имеет право и долг отсечь его от себя, так как он не хочет жить по ее духу и правилам, но эта крайняя мера есть мера, вынуждаемая самим виновным и потому, с одной стороны, нс противна христианской любви, с другой – не исключает милости и прощения, если отлученный, оставив свое упорство, будет искать снова общения с Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Ведь в споре важно не просто зафиксировать то или иное неправильное положение вещей, а предложить свое решение проблемы; не осуждать людей за то, что они что-то делают не так, а подсказать, как поступить правильно. Многие, осуждая Церковь, говорят, что, если бы Церковь была другой, они бы стали ходить в храм, а пока, увы... Я считаю, что это в корне неправильный подход к проблеме. Те, кто так говорят, просто ничего не понимают в том, о чем пытаются судить. Если ты действительно радеешь о чистоте церковной жизни, приходи в Церковь и возьми ее проблемы на себя. А смеяться над болезнями Церкви - это всё равно, что осмеивать больную мать, вместо того чтобы позаботиться о ней, об ее исцелении. Сейчас в церковной дискуссии, к сожалению, преобладают громкие споры, крики, шум и прочие безобразия. Но как мало среди наших прихожан тех, на кого священник мог бы положиться в разрешении даже самых элементарных вопросов, касающихся приходской жизни! И уж совсем недопустимо внутрицерковные проблемы выносить на суд людей, ничего не знающих о Церкви. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам описывает ситуацию, когда в церкви начались какие-то споры между прихожанами, и эти споры стали предметом судебного разбирательства язычников, людей, ничего не понимающих в устроении церковной жизни: А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 4-7). То, что апостол говорит о суде, вполне можно отнести и к проблеме церковной дискуссии: если уж мы спорим внутри Церкви, то, наверное, и у нас должны находиться «разумные», которые могли бы рассудить братьев. А в некоторых случаях братья могли бы и смириться. - Как дать тому или иному мнению или поступку четкую нравственную оценку, не впадая в грех осуждения?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии онлайн-семинара «Эффективная организация работы епархиальных судов» 30 марта 2021 г. 11:45 29 марта 2021 года в  Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия   начался онлайн-семинар для судей епархиальных судов. С приветственным словом перед участниками семинара выступил ректор Общецерковной аспирантуры  митрополит Волоколамский Иларион . Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас на открытии первого семинара для судей церковных судов. Семинар организован и проводится Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Управлением делами Московской Патриархии и Высшим общецерковным судом . Благодарю владыку Дионисия и владыку Германа за готовность провести повышение квалификации церковных судей при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Реализация краткосрочных обучающих семинаров для различных категорий епархиальных специалистов входит в число важных направлений работы Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Я рад, что в число тем наших семинаров теперь входят и вопросы церковного судопроизводства. Церковный суд имеет богатую многовековую традицию. В рамках предстоящего семинара у вас будет возможность углубить свои знания в области истории и практики церковного судопроизводства. В своем же выступлении я бы хотел остановиться на нескольких моментах, понимание которых, на мой взгляд, является принципиально важным для церковного судьи. Служение церковного судьи является одним из древнейших церковных служений. Из текстов Нового Завета мы узнаем о существовании в раннехристианской общине конфликтных ситуаций, разрешение которых требовало участия третьей стороны, обладающей авторитетом. В частности, апостол Павел так пишет об этом в Первом посланием к Коринфянам (1 Кор. 6:1-6): «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного (σοφς), который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными».

http://patriarchia.ru/db/text/5792711.ht...

2.5. Иеффай 2.6. Самсон Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 2.5. Иеффай Иеффай был сыном блудницы. Когда его изгнали из дома, сказав, что он не наследник, он «убежал, и собрались к нему праздные люди и выходили с ним» (Суд. 11:3). То есть он был главарем шайки разбойников. Тем не менее, этот человек был призван к служению судьи. Он одержал победу над аммонитянами, и когда он шел на них войной, то дал Богу обет, что первое «что выйдет из дому моего навстречу мне будет Господу и вознесу сие на всесожжение» (Суд. 11:31). При возвращении, ему навстречу выходит его собственная дочь. Среди толкователей встречаются разногласия, все-таки принес ли он свою дочь во всесожжение, что было запрещено законом, или этот обет был реализован таким образом, что она сохранила девство на всю жизнь, служа тем самым Господу, поскольку в каком-то смысле это было равнозначно жертве всесожжения. Почему? По тому отношению к браку и чадородию, которое было у израильтян, если вы помните, человек лишенный детей, оказывался тем самым отверженным, умершим для Бога. Но Писание не дает нам возможности решить этот вопрос, в нем лишь говорится, что «она пошла с подругами и оплакивала девство свое в горах и по прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над ней обет свой, который дал, и она не познала мужа» (ст. 38–39). Как это трактовать: то ли он ее действительно принес в жертву, или она осталась девой во все дни свои? Есть разные толкования, и я не могу на основании этих немногих слов присоединиться ни к одному из них. 2.6. Самсон Повторяю слова апостола Павла из послания к Евреям: «Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае и пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня и избегали острия меча…» (Евр. 11:32–34). Кратко обращу ваше внимание на те обстоятельства, которые обычно остаются за рамками во многих учебниках. Еще до рождения о Самсоне было открыто Ангелом, что «от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13:5).

http://sedmitza.ru/lib/text/431063/

«Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все неправды Твои, исцеляет все немощи Твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя благостью и милосердием» ( Пс. 102:2–4 ). «Милосерд и благ Господь, медлен на гнев и многомилостив. Не до конца негодует и не вечно продолжает гнев. Не по грехам нашим поступает с нами и не по неправдам нашим воздает нам» ( Пс. 102:8–10 ). «Как Отец жалеет сынов, так Господь жалеет боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы прах. Дни смертного, как трава, как цвет на поле, так он цветет. Пронесется над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнаешь. А милость Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его к сынам сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди, чтобы исполнять их» ( Пс. 102:13–18 ). «Господи! не входи в суд с рабом Твоим; ибо не оправдается перед Тобою ни один живущий» ( Пс. 142:2 ). «Томится во мне дух мой, унывает во мне сердце мое. Поспеши, услышь меня, Господи, дух мой исчезает; не сокрой лица Твоего от меня, ибо я сравняюсь с отходящими в могилу» ( Пс. 142:4, 7 ). «Ради имени Твоего, Господи, оживи меня, по правде Твоей, выведи из тесноты душу мою» ( Пс. 142:11 ) Заключение шестопсалмия: «Внемли мне, по правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим. Внемли мне, по правда Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим. Дух Твой благий да руководствует меня по стезе прямой». Затем славословие пр. Троице (слава и ныне) и троекратное аллилуия и пр. Утренние молитвы иерея Со второй половины шестопсалмия иерей перед царскими дверьми читает утренние молитвы. Так как в этих молитвах иерей молится не от себя лично и не о себе одном, а от всех и обо всех собравшихся на молитву, то считаю нужным передать тебе содержание хоть некоторых, чтобы ты имел настоящее понятие, о чем и как молится он в это время. В первой молитве сначала общее благодарение Господу Богу, что Он восставил нас с постелей наших и сподобил собраться на молитву; потом иерей молится обо всех предстоящих, чтобы Господь даровал им Свою помощь и сподобил тех, которые служат Ему всегда со страхом и любовью, славословить Его неисповедимую благость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В третьей – тоже не удается увидеть Бога судящим, потому что и «верующий в Него не судится», что вполне понятно, но и неверующий тоже не судится, потому что, оказывается, «уже осужден». Начало четвертой обещает четкое определение: «Суд же состоит в том…», – но это снова не происходит, и далее читаем: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир» … В общем, пока мы обращены к Богу, пока мы вопрошаем Его святую волю, мы всякий раз вместо судейского кресла видим Крест Его Божественной любви. И выходит, что не Бога надо вопрошать о суде, а взглянуть на себя. И вот тут оказывается, что свет-то, хотя и пришел в мир, но люди сами «более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий зло, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Вот, оказывается, в чем дело: мы сами своими делами и своей любовью ко тьме превратили Милостивого Бога в Судию судящего и согревающий свет Его любви – в нестерпимый «пламень горящий». И сами ведем себя на этот суд и на это осуждение. Бог есть любовь. Он не хочет никого судить. Он принес в мир Свой свет. Но нам почему-то этого не надо, мы не ищем света, не хотим, чтобы он был, иными словами, просто не веруем в него… А неверующий поистине уже осужден, потому что веруем мы или не веруем, а свет этот есть; а что не есть свет, то – во тьме, где «плач и скрежет зубов» ( Мф. 8:12 ). А верующий в Него поистине не судится, потому что не остается добровольно во тьме осуждения, но – медленно начинает свой путь к свету, где нету суда. Ведь тянет во тьму и отвращает от света лишь до тех пор, пока не прекращаешь делать зло. Но стоит хотя бы раз во имя Христово удержаться от зла или сделать что-нибудь доброе, как сразу почувствуешь, что тебя неудержимо потянуло к свету. И пусть за спиной будет очень много уже содеянного зла, но кто перестал делать новое, тот уже не боится, что свет просветит и обличит все старое, каким бы страшным и многочисленным оно ни было. Кто светом Божиим высветил в себе зло и сам беспощадно осудил его, тот по истине не судится. «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (Кор. 11:31).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Впрочем, в Новом Завете есть указания и на то, что все люди предстанут на Суд как слышавшие благовестие Христа - даже те, которые не знали Христа в земной жизни. Апостол Петр говорит о том, что Христос после Своего Воскресения сходил во ад и проповедовал там грешникам: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3, 18-20). В этих словах апостол Петр в какой-то степени дает ответ на вопрос о том, возможно ли спасение для некрещеных и неверующих. Церковь твердо верует, что вне Христа, вне Крещения и Церкви спасение невозможно. А как может быть осужден тот, кто вообще не слышал Евангелия? «Предположите, - говорит Климент Александрийский, - что умершим до пришествия Господня Евангелие не было проповедано: тогда выйдет, что как спасение их, так и осуждение суть дело вопиющей несправедливости». Ответ может быть только один: кто на земле не знал Христа, встретят Его в вечности, так как и в аду слышна проповедь Евангелия. Тот, кто сознательно отвергает Христа и Его проповедь (будь то в земной жизни или в вечной), делает выбор в пользу диавола и сам является виновником собственного осуждения: «Не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18). Поэтому Христос и благовествует во аде, чтобы каждый созданный Им человек мог сделать выбор в пользу добра или зла и в соответствии с этим выбором или спастись, или быть осужденным. УЧЕНИЕ О СУДЕ И О ВОСКРЕСЕНИИ ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ИОАННА В Евангелии от Иоанна учение о суде и воскресении существенно отличается от учения других евангелистов и церковной традиции в целом. Евангелист Иоанн утверждает, что суд начнется на земле, поскольку принятие или отвержение Христа определяет состояние человека в вечности: «Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Апостол Иоанн убежден, что суд и воскресение это события, которые происходят не в конце истории. Воскрешение и оправдание человека происходит через слышание Слова Божия и через веру во Христа как Сына Божия. Причем слышать Слово и верить во Христа - это не два отделенных друг от друга акта. Ибо правильно слушать, а главное - воспринимать Слово Божие невозможно без веры в Иисуса Христа как в Бога.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

Все, что ни совершается в мире, совершается по воле или попущению Божию. По слову Христову, без воли Божией ни один волос не упадет с головы человека (Мф.10,29-31). Недаром греческое слово «кризис» переводится как «суд». Суд Божий промышляет о мире. Слово Божие гласит: «Суд без милости не сотворшему милости!» Бог есть Любовь, и Свою Любовь Он предлагает людям непрестанно, стучась в их сердца. Но насильно мил не будешь. Люди сами удаляются от  Него  настолько, что в безумии говорят: «Бога нет!». Нарушая законы любви, люди отвергают от себя любовь Божию и делают себя недостойными Его милостей. Не творя любви, они наносят раны сами себе.  Для исцеления таковых их  ран Бог и посылает людям различные скорби, в том числе стихийные бедствия и техногенные катастрофы; чтобы человек понял, что он без Бога – ничто. Не про наши ли времена Господь говорил: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф.,24,12)? Всякий, желающий понять причины и смысл происходящего в мире и в его личной жизни, пусть прислушается к словам преп. Марка Подвижника: «Кто уразумел, что внешние злоключения случаются по правде Божией, тот, ища Господа, нашел ведение с правдою. Если будешь разуметь согласно Писанию, что «по всей земле судьбы Господни», то всякий случай будет для тебя учителем Богопознания». Это значит, что посредством  бед и скорбей, случающихся в мире,  Бог напоминает человеку о Себе. Потому что часто  человек не хочет понимать, что все, что он делает, то делает пред очами Божиими. Не стыдимся порой делать «на глазах» у Бога то, что постыдились бы сделать перед своими родными. Да и для большинства людей стало естественным противоестественным – неверие в Бога. По статистике, хотя в России крещенных в православии около 85 %, но людей живущих церковно максимум около 3 %. У нас крещеные  убийцы и воры, взяточники и насильники, содомиты и блудники. Видно, великое таинство Крещения ни к чему не обязывает этих людей. Как будто про наши времена говорил апостол Павел: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду  человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.» (Рим., 1,18-20).

http://radonezh.ru/analytics/vopros-na-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010