Синодом кандидатов. По положению в церковном отношении обер и главные священники пользовались и пользуются преимуществами чести пред всеми прочими лицами пресвитерской степени. В Высочайшем указе 30 ноября 1809 г. на имя с.-петербургского митрополита Амвросия о занимании места в придворном соборе духовными лицами между прочим повелено: «на правой стороне после архиереев первое место занимать Его Императорского Величества духовнику т. е. протопресвитеру Криницкому и под ним архимандритам; обер–священнику становиться на ряду с архимандритами первоклассных монастырей, наблюдая впрочем то различие, что он уступает первенство тем архимандритам, которые поступили в первоклассные монастыри прежде, нежели обер–священник получил митру, прочие все становятся ниже его» 102 . В 1826 г., по случаю назначения членом Св. Синода протоирея Музовского и обер–священником армии и флотов протоиерея Моджугинского, который еще не имел митры, обер–прокурор Св. Синода кн. Мещерский обратился к Государю Императору со всеподданнейшим докладом: «не благоугодно ли будет Его Величеству разрешить, какие места должны занять протоиереи Музовский и Моджугинский в духовных церемониях т. е. при богослужениях, крестных ходах и духовных церемониях». На докладе об этом Государь Император собственноручно написал: «Духовнику Музовскому становиться подле Криницкого, а Моджугинскому занять место присвоенное его званию; пожаловать ему митру» 103 . Т. е. по существу и этой Высочайшей резолюции обер–священник армии и флотов поставлен на ряду с архимандритами первоклассных монастырей и должен был занимать место ниже тех из них, которые поступили на места свои прежде, нежели обер–священник получил митру. При таком, почётном положении в среде всего духовенства, обер–священники приобретали особенную важность и в составе церковной администрации. Дело в том, что с своим появлением обер–священники почти непрерывно и преемственно участвовали в высшем церковном управлении, по званию членов и присутствующих в Св. Синоде , и тем обнаруживали свое влияние на ход и направление дел церковных и, в частности, на развитие своего ведомства, которое, прогрессивно возрастая и увеличиваясь, достигло широких размеров, приближающих управление главных священников к управлению епархиальных архиереев, с тем существенным различием, что главные священники, как люди пресвитерской степени, не имеют права совершать епископские действия, как то: рукоположение священно–служителей, освящение антиминсов и приготовление св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Продолжим повествование фон Хавена: «Как только в 11 часов закончилась утренняя церковная служба, императрица (Анна Иоанновна. – а. А.) со знатнейшими придворными и большим числом высших священников вышла из церкви, направляясь к сооруженному на реке Неве theatrum’y, так плотно обнесенному столбами, что его сквозь них трудно было рассмотреть, – пишет он. – Высокий епископ произнес там краткую речь перед присутствующими, затем совершил освящение, сопровождаемое немногими обычными обрядами. Как только это кончилось, выстрелили пушки, расставленные вокруг крепости. Каре из 6 полков, или 10 – 11 тысяч человек, и стоявшая на реке Неве вокруг тнеатгит’а в карауле пешая гвардия также салютовали троекратным залпом. Тем временем императрица прежней процессией направилась в свой дворец. После освящения можно было видеть, как священники крестили на Неве множество новорожденных. Другие, молодые и старые, обнаженными прыгали в ледяную воду; два стоявших над прорубью парня их сразу вытаскивали обратно. Кроме того, некоторые люди черпали из реки воду и тут же ее выпивали или уносили домой, чтобы сохранить. Из всего этого надо заключить, что русское простонародье считает воду в этот день более святой, чем в другие». 229 Англичанка Элизабет Джастис добавляет к этому описанию ряд живописных деталей. Как отмечает она в своих записках, «наблюдения убедили меня, что вера у русских очень велика: на двенадцатый день священник освящает воду, на льду для этого воздвигается постройка вокруг проруби, и отовсюду сходятся люди, часто – чтобы окунать своих детей в эту холодную стихию, хотя при такой церемонии некоторые тонут. Однако русские мало или вовсе не принимают это во внимание и утешают себя словами: они ушли ко Всемогущему Богу! Очень многие, как старые, так и молодые, приходят с кувшинами и бутылями, дабы набрать этой святой воды. Ибо если и она их не исцелит, они никогда уже не ищут иного лечения. По окончании церемонии появляется большая бадья, покрытая малиновым бархатом с золотым шитьем и длинной бахромой; бадью тащит шестерка прекрасных лошадей, украшенных лентами; ее наполняют водой для конюшни Ее Величества». 230

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На Кубе заложен первый храм Русской Православной Церкви Гавана, 15 ноября 2004 г. Гавана. Митрополит Кирилл на освящении закладного камня православного храма. AP Photo/Cristobal Herrera На Кубе вскоре появится первый в карибской стране храм Русской Православной Церкви. Церемонию его закладки, которая состоялась в воскресенье в исторической части кубинской столицы, возглавил митрополит Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, передает ИТАР-ТАСС. " Этот храм мы рассматриваем не только как памятник дружбе народов наших двух стран, но и как основу и стимул для развития отношений между Россией и Кубой в новых условиях " , – заявил митрополит Кирилл. Он выразил уверенность, что будущий храм станет " местом духовной жизни людей, связанных с Русской Православной Церковью " , которые временно или постоянно проживают в карибской республике. Гавана. Митрополит Кирилл на освящении закладного камня православного храма. AP Photo/Cristobal Herrera Большое значение строительству церкви придают также представители Кубы. Свидетельством этому стало то, что кубинский лидер Фидель Кастро принял делегацию Московского Патриархата, заявив о намерении участвовать в церемонии освящения будущего храма. " Кастро горячо поддержал идею создания на Кубе православного прихода и выразил желание, чтобы строительство храма было завершено как можно скорее " , – сообщил митрополит Кирилл. По мнению кубинского лидера, храм станет данью многолетней истории российско-кубинских отношений и послужит выражением благодарности тем людям, которые в прошлом трудились на Кубе и продолжают здесь работать. Гавана. Митрополит Кирилл и кубинский историк Эусебио Леаль. AP Photo/Cristobal Herrera В свою очередь, кубинский историк Эусебио Леаль, отметил, что на Кубе рассматривают закладку храма как " дань многолетней дружбе между кубинским и русским народами " . По его словам проект строительства, созданный совместно архитекторами двух стран, уже утвержден, и его планируется осуществить в течение 12 месяцев.

http://pravoslavie.ru/11830.html

Другие исследователи выбирают основание Византийской империи в 330 или 324 году – это даты заложения и освящения Константинополя. Но опять же тогда это не казалось событием всемирно исторического значения. Столичный статус Константинополя вырабатывался на протяжении всего IV столетия. Император Константин, основывая соименный себе город на Босфоре, основывал всего лишь еще одну императорскую столицу, подобную Триру в Галии, Медиолану в Северной Италии, или Никемедии в Малой Азии. Несправедливо говорить, что Константин основывал этот город как исключительно христианскую столицу, противопоставляя таким образом новый христианский Константинополь ветхому языческому Риму. Нет. В церемонии освящения города участвовали языческие жрецы, иерофант Претекстат, неоплатонический теург Сопатр Апамейский. В самом городе Константин, судя по всему, заложил несколько языческих храмов. Если смотреть именно с институциональной точки зрения и социально-экономической, то истоки ранней византийской государственности и основные структуры общественной жизни ранней Византии несомненно уходят своими корнями в кризис III века. Это масштабное политическое, экономическое потрясение, которое поставило под вопрос само существование Римской империи. В конце III столетия выход из кризиса был найден императором Диоклетианом и его окружением: тетрархами, его соправителями, которые начинают масштабную перестройку Римской империи: ее бюрократизацию, усиление центральной власти, то есть, по сути, проводят те реформы, которые в дальнейшем, через правление Константина оформят Византийскую государственность. Собственно, с этого периода – рубежа III – IV веков мы и начнем. С верхней точкой данного периода вопросов меньше – это первая половина VII столетия новой эры, когда империя переживает масштабнейший социальный, политический кризис, она трансформируется территориально, от нее отпадают огромные регионы в Азии и Африке. И выходит она из этого кризиса уже новым, и в этническом, и территориальном, и институциональном отношении государством.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-viza...

На освящение церкви народу собралось множество; коленопреклонную молитву при освящении владыка читал тихо по-славянски, а я громко по-латышски. Омовение и освящение престола, окропление и помазание св. миром стен храма, крестный ход с антиминсом из временной убогой церкви и вокруг новопостроенной каменной – все это было для крестьян невиданное и трогательное. Таковым было и самое совершение архиереем литургии. При конце службы незабвенный мой товарищ – преосвященный Вениамин сказал во множестве собравшимся латышам речь, в которой, к удивлению моему, указал прямо на меня. Вот, говорил архипастырь, ваш отец благочинный поведал вашим братьям русским, в каком скорбном положении находитесь вы, православные, в здешнем крае 1668 , и они сердечно пожалели о вас и —113— будьте уверены, не оставят вас без своей братской помощи. Будьте же, братия мои, тверды в святой вере православной, единой на свете истинной вере Христовой и спасительной для душ наших. Речь преосвященного была произносима им по-русски и одним священником пункт за пунктом переводима на латышский язык. Вполне нужно быть уверенным, что речь святителя Божия произвела благотворное впечатление на слушателей, как на православных, так и на иноверцев. При объездах для обозрения церквей Венденского благочиния мне пришлось познакомиться с некоторыми лифляндскими помещиками православными и лютеранами, пришлось познакомиться и с житейскими делами этой провинции, тогда справедливо называвшейся немецкой. Порядки лифляндские зависели всецело от немецких баронов и фонов 1669 , или владельцев поместьями, которые на своих ландтагах и постановляли, что им угодно и для них полезно; при чем едва ли много обращалось внимания на благоденствие огромного большинства народонаселения – латышей и эстов. Лифляндские крестьяне освобождены были от крепостной зависимости помещиков, сколько помню, еще в 1819 году, – стали людьми вольными; но какая это была воля? Едва ли не хуже неволи. Они были люди вольные; но не имели и пяди своей земли, которая осталась вся землей помещиков, и вольный крестьянин поневоле должен был брать у помещика землю в аренду на таких только условиях, на какие соглашался помещик, да и эти условия едва ли были писаны и были ведомы одним мызным правлениям. Надобно еще сказать, что имения лифляндских дворян иногда отдавались в аренду лицам не дворянам, – людям наживы, которые не церемонились с условиями аренды земель крестьянами. Обычно крестьяне отбывали свою повинность помещикам не столько

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Южном Судане сделан перевод Библии на тысячный по счету язык мира 06.10.2018 Агентство переводов Библии отпраздновало в Южном Судане перевод на тысячный язык мира, хотя это лишь десятая часть ныне существующих языков, и остальные переводы планируется завершить к 2025 году, сообщает christianpost. Тысячи христиан вносят свой вклад в работу переводческой организации Wycliffe Bible Translators, в результате которой Библия переведена уже на десятую часть языков мира. Расс Херсман (Russ Hersman), директор американского отделения Wycliffe USA, описал трогательные сцены освящения Библии на тысячном языке мира, которым стал язык народности келико в Южном Судане. «Церемония освящения Нового Завета на языке келико прошла в лагере беженцев Биди-Биди, втором по величине лагере беженцев мира, где сегодня проживает более четверти миллиона человек, – говорит Херсман. – В храмах было тесно от желающих участвовать в обряде и внести свою лепту, хотя одному Богу известно, где эти неимущие и обездоленные люди берут монеты на церковные пожертвования. Именно для этих глубоко верующих людей и делался перевод». В настоящее время продвигаются вперед переводы Библии еще на 2500 мировых языков, и многие из них близятся к завершению, но еще остается порядка 1600 языков (или 22 процента), на которые перевод еще даже и не начинался, по словам Херсмана. Его переводческая организация реализует проект «Vision 2025», цель которого состоит в том, чтобы перевести Библию на все 7000 языков мира к 2025 году. В этой работе есть свои трудности, связанные хотя бы с тем, что около 45 процентов мировых языков, по прогнозам ученых, могут исчезнуть уже к концу нынешнего столетия по многим причинам – в частности, потому, что не имеют своей письменности. И все же у проекта есть все шансы на успех благодаря целому ряду технологических новшеств, которые позволяют упростить и ускорить процесс перевода. По словам Херсмана, его организация потратила более 50 лет, чтобы перевести Священное Писание на первые 500 языков мира к 2001 году, и всего 17 лет на следующие 500 языков. «Это ускорение, благодаря которому переводы, которые ранее требовали десятилетий, теперь делаются за два-три года, обеспечивается быстрым ростом церкви на юге и востоке континента, – говорит Херсман. – Помимо роста инициативных переводческих групп, ускорение идет и за счет технологических новинок и новых средств связи, благодаря которым работа идет намного дружней и эффективней. Духовенство и переводчики активно сотрудничают с местными общинами, четко согласуют свою работу с близкими языковыми группами, и все это способствует ускорению работы».

http://drevo-info.ru/news/24137.html

В Ногинске установят памятник 7-летнему Жене Табакову, ценой жизни спасшему сестру от насильника 5 июня, 2013. Новостная служба В церемонии принял участие настоятель гарнизонного храма Александра Невского г. Ногинск-9 священник Димитрий Громов. После закладки камня состоялся чин его освящения. 5 июня. ПРАВМИР. 31 мая в подмосковном военном гарнизоне Ногинск-9 состоялась торжественная церемония закладки камня в основание памятника Жене Табакову, сообщается на  сайте Московской епархии . Мероприятие прошло в рамках совместной благотворительной акции Первого канала и Правительства Московской области. В церемонии принял участие настоятель гарнизонного храма Александра Невского г. Ногинск-9 священник Димитрий Громов. После закладки камня состоялся чин его освящения. Памятник Евгению Табакову будет установлен во дворе общеобразовательной школы номер 83, где он учился с 2007 года. Установить его планируется к 28 ноября — дате трагической гибели Жени. Автор скульптурной композиции Александр Рожников изобразил Женю, который защищает белую голубку от налетающего на нее коршуна. Художник отказался от гонорара за эту скульптуру, а жуковский художественный комбинат согласился выполнить памятник по себестоимости. Расходы по установке памятника Правительство Московской области берет на себя. Женя Табаков — ученик 2 класса, самый молодой кавалер «Ордена мужества», которым он был награжден посмертно. Мальчик погиб в ноябре 2008 года, защищая свою двенадцатилетнюю сестру от насильника. Как установило следствие, 28 ноября 2008 года в квартиру по улице Гагарина в подмосковном военном городке Ногинск-9 под выдуманным предлогом доставки заказного письма ворвался ранее трижды судимый за грабёжи и убийства 35-летний Сергей Кияшко, к тому моменту досрочно вышедший на свободу. В квартире в это время находились 8-летний Женя и его 12-летняя сестра. Удостоверившись, что дома нет взрослых, угрожая ножом, он потребовал отдать ему деньги и ценности. На поставленный вопрос дети сообщили, что не знают, где находятся вещи. Тогда Кияшко сам обыскал квартиру и забрал деньги и ценности. Затем он стал приставать к девочке. Увидев это, мальчик побежал на кухню, взял нож и нанес Кияшко один удар в спину. Это позволило его сестре выбежать из квартиры и обратиться за помощью к соседям. Разъяренный мужчина схватил мальчика и нанес ему восемь ножевых ранений в спину, после чего скрылся. Прибывшие на вызов сотрудники милиции обнаружили в одной из комнат мальчика с колото-резаными ранениями спины. Ребенка госпитализировали, но спасти его не удалось. Кияшко попытался спрятаться в садовом товариществе в деревне Дуброво Щелковского района в дачном доме, но был задержан.

http://pravmir.ru/v-noginske-ustanowyat-...

В Архангельске восстановили и освятили поруганный крест Архангельск, 17 сентября 2012 г. В Архангельске восстановили и освятили поклонный крест, срубленный вандалами. Чин освящения 16 сентября совершил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. Ему сослужили епископ Рыбинский и Угличский Вениамин, архимандрит Трифон (Плотников), духовенство Архангельской епархии. На церемонии воздвижения креста присутствовали губернатор Архангельской области Игорь Орлов и мэр Архангельска Виктор Павленко, представители общественности, казачьих объединений, воины отряда спецназа «Ратник», сотни простых верующих., сообщает пресс-служба Архангельской епархии. Работы по реставрации и установке святыни на прежнем месте провела строительная компания «Архангельскгражданреконструкция». Крест был покрыт лаком и соединен в месте сруба металлической конструкцией. Как подчеркнул в своем слове после освящения митрополит Даниил, восстановленный крест стал еще величественнее и красивее, чем был ранее. «То варварское действие, которое произошло, еще больше нас всех сплотило и показало, что крест - это не просто какой-то символ давно забытой христианской истории. Крест -это живое свидетельство любви, это обличение греха и пороков, которые сейчас господствуют в светском мире. Крест - это призыв к правильной жизни, это призыв к защите своих ценностей, это знамение нашей с вами Северной Руси и праведности наших с вами предков. Крест Господень - это главная святыня и сокровенный смысл христианства, из которого выросла наша культура. И когда эта культура была под крестом ее никто не мог победить и уничтожить», - сказал архипастырь. Митрополит Даниил поблагодарил губернатора Игоря Орлова, мэра Виктора Павленко и всех, кто принимал участие в восстановлении поклонного Креста на Варавино. «Нас постоянно пытаются разъединить, разрушить, пытаются вбить клин в наше сознание и понимание истории нашего народа. Но дела, которые совершаются сегодня, свидетельствуют о том, что русский дух, наше самосознание, нашу веру в Бога не разрушить никакими варварскими методами. Я всех вас от души поздравляю с сегодняшним событием. Мы в очередной раз с вами собрались, чтобы сказать врагам Отечества, что православную веру не сломать ни топором, ни бензопилой, никакими бесчинными действиями», - заявил губернатор Игорь Орлов.

http://pravoslavie.ru/56125.html

Сама теофания описана в рассказе двояко. С одной стороны, присутствие Божие обнаруживает себя через такой естественный феномен, как вулканическая активность ( Исх.19:16-19 ) (надо заметить, что в районе Синая действительно имеются следы древнего вулканизма). Подобного рода «естественные» теофании служили хорошим свидетельством для людей, чьё религиозное сознание находилось ещё на том уровне развития, который требует именно явных и ощутимых признаков такого присутствия. С другой стороны, перед нами описание теофании уже не как естественного феномена, но как именно теофании, напоминающей ту, свидетелем которой стал Моисей на Хоребе (Хориве) ( Исх.24:15-17 ). По-видимому, во время заключения союза действительно имело место и то, и другое; Бог открывал каждому то, что он готов был увидеть. Но при всех особенностях массового религиозного сознания эпохи Бог на этот раз обращается не к одному Моисею, а ко всему народу. Поэтому и в формальном акте заключения союза участвует не один Моисей (как это было во времена Патриархов, когда союз заключался именно с вождями, например, с Авраамом или с Иаковом), а весь народ. Прежде всего, условия союза предлагаются совету старейшин ( Исх.19:7-8 ), а после их согласия начинаются приготовления к церемонии освящения союза, включающие в себя очистительное омовение ( Исх.19:10-11, 14 ) и ритуальное воздержание ( Исх.19:15 ). Для освящения союза устраивается специальный жертвенник, представлявший собой, судя по описанию, выложенный на земле круг из двенадцати камней с алтарным камнем в центре ( Исх.24:4 ). Такая форма жертвенника была традиционной для всех кочевых культур, а двенадцать камней в данном случае символизировали двенадцать еврейских кланов (колен), вступавших в союз. Освящается союз, как это было принято в те времена повсеместно, жертвенной кровью. Вначале совершается жертвоприношение ( Исх.24:5 ), а затем жертвенной кровью окропляется алтарь ( Исх.24:6 ) и все присутствующие на церемонии ( Исх.24:8 ). При этом вслух читаются условия заключаемого союза, которые присутствующие торжественно обещают соблюдать ( Исх.24:7 ). Конечно, такая церемония вовсе не была изобретением Моисея; она была вполне традиционной, и не нужно было никаких новых откровений, чтобы понять её смысл. Новыми же были данные Богом заповеди, составлявшие основу союза.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

29:15–18. Овен – жертва всесожжения. Первый овен, приносимый в жертву в ритуале освящения, должен был полностью сжигаться на жертвеннике. Его тушу полагалось рассечь на части, чтобы все они поместились на жертвеннике, а внутренности промыть, чтобы в них не осталось никакой скверны. Мясо было для этих скотоводов ценным продуктом, но для того чтобы жертвоприношение Богу можно было считать завершенным, овен и телец, символизирующие плодородие, подлежали полному уничтожению. Когда совершается жертвоприношение во славу могущества Бога, ничего нельзя утаивать. 29:18. Приятное благоухание. Благоухание жертвоприношений привлекало и богов Месопотамии (напр., в эпосе о Гильгамеше). Но они не только вдыхали аромат, но и съедали жертвенное мясо для поддержания своих сил. В еврейской традиции «приятное благоухание» означает правильное жертвоприношение, доставляющее удовольствие Богу (см.: Быт. 8:21 ). Это выражение превратилось в специальный термин, означающий угодное Богу жертвоприношение (ср.: Лев. 26:31 ), отнюдь не предназначенное Ему в пищу. 29:20. Кровь на мочках ушей и на больших пальцах рук и ног. Подобно тому, как кровь использовалась для обеспечения функциональной пригодности жертвенника, она используется и для обозначения основных функций священника: слушать слово Божье, совершать жертвоприношения и вести народ к почитанию Бога. В этом акте присутствует элемент очищения кровью искупления связанных с этими функциями частей тела (ср.: Лев. 14:14 ). 29:20. Окропление жертвенника кровью со всех сторон. Кровь трех жертвенных животных применялась для искупления грехов лиц, посвящаемых в священники. Окропляя жертвенник кровью первого овна, они подтверждали могущество Бога, дарующего жизнь, и демонстрировали понимание значения своего служения Богу (ср.: 24:5,6). 29:21. Окропление священников кровью и елеем. Кровь и елей – основные элементы процесса освящения. После окропления священников и их одежд церемония посвящения в сан завершалась, а священники считались очистившимися и получали зримое подтверждение своего права на служение (ср. с окроплением народа как гарантом завета в 24:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010