Ко всему еще глупость. Г., будучи в неловком положении, сказал всем, что Маня его жена, и все его поздравляли, теперь, может быть, нужно еще и свидетельство, что он холост — директора же спросить неудобно, надо сказать, что Маня не жена. Даже хозяйка называет «мадам» и все хочет кровати поставить вместе! Мы телеграфируем сестре Лорене (?), чтобы она нашла метрич[еское] и копию аттестата в круглой черной картонке или корзине, хорошо если пришлет она гл. образом метрическое. Хотя я еще не говорил в канцелярии, но я вижу, что с бумагами затруднение большое, но нам Господь и здесь поможет! Если метрики не будет — не знаю, что делать: Маня нипочем обратно в Москву не поедет, здесь же Г. ничего не сделает, тем более что запутался неправдою. Ко всему этому условия жизни здесь, в этой грязной деревушке, для Мани очень тяжелые: у вас в Рубцове в 1000 раз лучше. Тут того и гляди хозяйка обеда не даст, да на месте из провизии ничего не получишь, нужны карточки, т.к. Маня боится прописаться, п.ч. вскроется, что она не жена. Да поможет Господь правдою выпутаться из лжи. Кстати — вызвал меня сам Г., он мне оправдывался, очень любезен и доверчив и теперь опять пришел в себя. Она уже шутит, и оба повеселели, т.к. надеются на меня. Но если им нужен Господь, то только для собст. блага. Как их привести к Господу — прямо не знаю. Надеюсь на Всемогущего, производящего и хотение, и действие по Своему изволению. Верю, что Он может и тут все сделать, главное — и души их может спасти. Также прошу Господа о тебе, чтобы ты доверилась Ему во всех затруднениях, как то: ночевка с подходящим человеком, начало ученья, приезд Наташи. Ты видишь сама, что еще не могу сказать, когда что6нибудь выяснится. Могу ли я остаться до воскресенья, если раньше нельзя будет венчаться? Можно ли вообще оставлять Маню, которая чуть правда не думала с собою что сделать? Пиши по адресу: Новобелица, Могил. губ., мастерская округа путей сообщения. Инж. Бассальск. для студента Амбарцумова. Напиши всё-всё: как живете, страшно ли одной, всё, особенно тяжелое, я хочу и должен знать: как твоя вера, начало ученья, какая смена и др. Господь сохранит твою душу от греха сомнения и заботы, если ты все отдашь Ему. Дорогая моя сестра, твердо стой на том уповании, которое предлагает Господь. Что бы ни было, оно, если по воле Божьей, всегда любящим Его ко благу.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vl...

§ 36. Если же обращается к священнику для повенчания лице ему вовсе неизвестное, из другого отдаленного прихода или губернии, то священник может венчать его и по его паспорту. – Но при этом каждый священник должен обращать строжайшее внимание на то, точно ли означено в паспорте, что желающий или желающая вступить в супружество в самом деле холосты или вдовы, или, если вдовы, то после какого брака? и т. д. Вместе с этим, в случае венчания кого-либо из посторонних по паспорту, священник должен аккуратно обозначать на их паспортах, с кем именно кого повенчал из них, и когда и в какой церкви совершено было браковенчание, чтобы затем, при перемене паспорта, подведомые власти могли обозначать на нем, что такое-то лице именно состоит уже в брачном союзе, с кем и с какого именно времени (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 22 с примеч.). – Венчать беспаспортных, а также «по адресным билетам» и так называемым «отсрочкам» отнюдь не дозволяется (сравн. ниже Отд. X). При повенчании каждого брака по паспорту, священники должны наблюдать самым строжайшим образом, чтобы паспорта эти не были просрочены, а также, чтобы на них не было никаких подчисток или помарок, не оговоренных законным образом. – При этом если священник найдет хоть какое-либо законное основание для недоумения, то он должен тотчас отложить венчание брака, и за тем не иначе приступать к его совершению, как после того, когда недоумение это разъяснится или разрешится законным порядком. – Вместе с этим священники, особенно в столицах и больших городах, должны наблюдать, помечено ли на паспорте данного лица место его жительства, чтобы в противном случае не повенчать какого-либо бродягу, проживающего по фальшивому паспорту (Парвова, Практич. излож. о браке). § 37. Что касается до чиновников, служащих в гражданской службе, а также высших воинских офицерских и штаб-офицерских чинов, состоящих на службе, то таковые кроме всего прочего должны также представлять священнику и письменное свидетельство о согласии на вступление их в брак со стороны тех начальств, под ведением которых они служат, с подробным обозначением, кто из них сколько имеет лет, холост или вдов, и т. п. (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 9). – Таковое же разрешение от своих начальств на вступление в супружество должны представлять священнику и те из штаб обер-офицеров, которые захотели бы жениться, будучи во временном отпуску.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Каково же было удивление, когда приехал купец. Казак с женой не верили глазам, думали мстить будет. Но добрый купец по старой дружбе обнял казака, расцеловал крестников, одарил всех гостинцами, расспросил о том, о сем, а о страшном происшедшем ни слова, будто никогда ничего не было. Казак не ожидал от купца, что тот так быстро забудет обиду. Не вытерпев душевных страданий, казак с женой бросились в ноги к куму. — Прости нас, любезный кум, за смертельную вражду; мы кругом перед тобой виноваты и не смеем оправдываться. — В чем мне прощать вас? — отвечал купец. Я не помню никакой обиды, а помню только ваши ласки и прежнюю нашу дружбу. — Как! Добрый человек, — продолжал рыдавший казак. — Разве ты не считаешь за обиду то, что я хотел лишить тебя жизни, ограбил и бесчеловечно оставил в глухой степи в пищу зверям и птицам, и только Господь один мог спасти тебя, умилосердившись на мое горькое раскаяние? Вот твои деньги: они все целы, возьми их. Много горя они принесли с собой. — Послушай же, — сказал купец. — Никогда не хотел я вспоминать несчастный случай. Я был уверен, что или Бог испытывал меня за мои грехи, или враг-дьявол позавидовал моей с тобой дружбе. Я дал тебе слово молчать, и верно держу клятву, но если ты сам начал, то да простит вас Бог, так же и я прощаю. Только прошу, чтобы впредь об этом не было ни слова. Кто старое помянет, тому глаз вон. — После этих слов они обнялись и остались навсегда друзьями. Купец исполнил христианскую заповедь о прощении врагам. Наживая честными оборотами хороший капитал и не имея детей, он половину своего имущества и денег оставил после смерти крестникам, детям казака. Вот как отомстил он врагу. Добрый человек был верен слову и всю жизнь никому не говорил о происшедшем случае, и эта история навсегда осталась тайной. Ни я, ни вы, читатель, не узнали бы о ней, если бы казак на старости не рассказал ее детям и внукам как редкий пример христианского мщения. Пример добродетельного терпения Рассказ сельского священника В моем приходе есть семейство Федора и Прокофия Степановых. Первый женат, родил четырех детей, второй — холост. Давно я знал Прокофия, мне случалось причащать его во время болезни. Моя духовная связь с ним еще более укрепилась со времени моего перевода в этот приход.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

Княжна NN Андреевна, за Фёдором Фёдоровичем Мусиным-Пушкиным Княжна Евдокия Андреевна, 1. за князем Петром Савельевичем Волконским; 2. за сенатором князем Михайлом Ивановичем Шаховским Княжна Елена Андреевна, рождение 1704 † 12 июня 1761, за действительным статским советником Кирилою Алексеевичем Лихаревым Князь Александр Никитич, женат на княжне Анне Борисовне Голицыной, рождение 1687 † 20 октября 1772 Князь Пётр Владимирович КОЛЕНО XXVI: Князь Иван Иванович, генерал-поручик; женат на княжне Татияне Михайловне Голицыной, рождение 30 сентября 1769 † 1840 Князь Андрей Иванович Княжна Варвара Ивановна, рождение 28 августа 1750 † 1806, за генераллисимусом князем Александром Васильевичем Италийским, графом Суворовым-Рымникским Княжна Наталия Ивановна, за Сергием Фёдоровичем Сафоновым Князь Александр Александрович старший; генерал-майор, рождение 7 июля 1716 † 7 августа 1769; женат на княжне Марие Сереевне Долгоруковой † 21 ноября 1763 Князь Александр Александрович младший, фельдмаршал и всех российских орденов кавалер, рождение 1732 † 9 августа 1809; женат на княжне Анне Михайловне Волконской, рождение 28 июня 1747 † 29 сентября 1824 Княжна Аграфена Александровна, за тайным советником князем Фёдором Андреевичем Щербатовым Князь Владимир Петрович, рождение 4 мая 1743 † 21 января 1796; женат на княжне Прасковье Васильевне Хилковой, рождение 21 июля 1739 † 21 мая 1807 Княжна NN Петровна, за Иваном Семеновичем Васильчиковым КОЛЕНО XXVII: Княжна Анна Ивановна, за князем Юрием Ивановичем Трубецким Князь Пётр Александрович, генерал-майор; женат на Александре Егоровне Волынской Князь Дмитрий Александрович, действительный статский советник † в апреле 1814; женат: 1. на княжне Анне Ивановне Волконской; 2. на Марие Григорьевне Шишкиной (от 1 брака 2 дочери) Княжна Елисавета Александровна, рождение 22 июля 1781 † 20 июня 1795 Княжна Анна Александровна, за егермейстером князем Фёдором Сергеевичем Голицыным Князь Пётр Владимирович КОЛЕНО XXVIII: Князь Александр Петрович, генерал-майор, (холост, ныне единственный, в мужском колене, представитель рода князей Прозоровских)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

ТАБЕЛЬ 1-я Часть II. Таб.6 О ЧИСЛЕ КОТОВ, УПРОМЫШЛЕННЫХ НА ОСТРОВАХ ПРИБЫЛОВА С 1817 ПО 1838 ГОД. НА ОСТРОВЕ СВ. ПАВЛА Холостя- 464259 Отпущено для приплоду НА ОСТРОВЕ СВ. ГЕОРГИЯ Итого. оставлены Холостяков для разплода Итого. 111665 А всего на обоих островах. 578221 ТАБЕЛЬ 2-я Часть II. Таб.7 О ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ КОТОВ НА 22 ГОДА. от ста- старых Холост Из сей табели видно, что: a) чрез 15 лет от 3,000 самок можно будет получить в 16-й год 24,700 котов, в 16-й еще более, а в 20-й год 41,640. b) В 21-й год прибыль начнет уменьшаться, разумеется, только в таком случае, если в 16-й и следущие годы не будет оставляемо для приплода молодых котов; а если же будет оставляемо каждогодно известное число, то и в следующие годы не будет менее 20,000 каждогодно. Часть II. Таб. 8. ТАБЕЛЬ 3-я. О ПРИБЫЛИИ КОТОВ НА ОСТРОВЕ Св. ГЕОРГИЯ, СОСТАВЛЕННАЯ НА ДВА ГОДА НА ТЕХ ЖЕ ОСНОВАНИЯХ ЧТО И ПРЕДЫДУЩАЯ 153 Из сей табели видно, что по 1838 год промысел должен быть поо предположению 30,870 Действительный же промыеел был 31,476. Разность 606. Разность произошла оттого, что предположения о приплоде деланы самые умеренные. 64 Правда, есть алеутское слово (слово на местном наречии), означающее предлог за (например, (слово на местном наречии) за руку); но из этого едва ли можно сделать какие-нибудь заключения. Примеч. Автора. 65 Но не в самом языке; я так думаю, по сравнению алеутского языка с Кадьякским, который есть совсем другой язык и весьма различен от алеутского в окончаниях и названиях, так что кажется, кроме названий отца и воды, нет ничего похожего; но образование их совершенно одно и тоже; например, в том и другом языке есть двойственное число, н6апример, по-кадьякски (слово на местном наречии) иди, (слово на местном наречии) идите двое, (слово на местном наречии) идите трое или многие; ямак камень, ямак два камня, ямат камни. Особенно большое сходство видно в падежах, которые имеют то же самое разделение на неопределенные, притяжательные и проч., например Ямака мой камень, Яман твой камень, (слово на местном наречии) его камень. Кажется и глаголы кадьякского языка также имеют множество окончаний и изменений как и алеутского. Но в Кадьякском языке есть буква n, которой нет в том; счет алеутский простирается далее 10,000, а кадьякский только до 200, и совсем другого образования (одного с колошинским); о чем будет сказано в другом месте. Примич. Автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Из купеческих детей. Воспитание получил в Императорской Академии Художеств и за отличные успехи в архитектурном художестве публичным собранием Академии утвержден в звании художника, с правом производить строения и пользоваться преимуществами, всемилостивейше дарованного Академии привилегиею художникам предоставленными. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству определен исправляющим должность архитектора при Севастопольской градской полиции с 22 марта 1857 г., т.е. со дня допущения его к исправлению этой должности, и с производством в коллежские регистраторы по званию художника 23 июля 1857 г. Согласно прошению, уволен от службы для определения к другим делам 1 ноября 1859 г. Зачислен на действительную службу с состоянием по Морскому министерству с 1 ноября 1859 г. К продолжению статской службы способен и достоин. Был в отставке с 1 ноября 1859 г. по 18 апреля 1860 г. Холост. /Подп./Главный строитель русских богоугодных заведений в Иерусалиме М. Эппингер. АВП РИ, ф. 159, оп. 464, д. 1232, л. 1–4. 384. Русское богоугодное заведение в Иерусалиме. Из воспоминаний писателя-паломника В.К. Каминского Иерусалим 14 ноября 1863 г. В святом граде Иерусалиме для нас, русских, прибавилось еще одно важное и великое дело. Это русское богоугодное заведение. Никто, – смело можно сказать, – никто, назад тому семь лет, не смел бы и подумать, чтобы в чужой земле, отдаленной от Русского царства, среди векового разгара коварных азиатских страстей, где горячо спорят о каждом уголке земли многочисленные партии, чтобы в такой стране, в самое короткое время, на одной из окрестных высот Святого Града, обширно, великолепно мог воздвигнуться самостоятельный русский городок, по справедливости названный богоугодным заведением. Я видел рождение этого городка, следил за постепенным его возрастом, дошедшим уже до зрелости, живу даже в одном из его приютов, а часто недоумеваю – откуда, когда и как явился этот городок?!... Но невозможное для человека – возможно для Бога. Он слышал стоны бесприютных русских поклонников в Святой Земле, сжалился над этими чадцами своими и благоволил создать нам в Сионе удобное помещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Не долго, однако ж, продлилось молчание. «Да, времена меняются, переменились на наших глазах!, снова раздался грудной, самоуверенный голос возницы. Все мы это понимаем хорошо! одни только старики, да попы на понятия молодых согласиться не могут: все по-ихнему теперь хуже, чем прежде жилось, и молодежь, чем дальше, тем больше буйна – непокорлива стала! «Бог его знает?! Як це воно»! Оно и (в правду) справди иногда, как будто чего-то нам не достает; чего-то, как будто собой недоволен; чего-то хотел бы душе!… Недаром, вечная память Мирону-диду (я чуть его помню), всегда он, бывало, твердит: «Будете вольны» «Та ни чим недовольны»! Оно так теперь и есть: мало, чего-то спокою душе; мало добра между людьми; всяк зажирае що може, – всякому мало, один перед другим хитрит и лукавит; другой и трудится денно и нощно, и будня от праздника не различает, и пить (водки) не пьет, и достатком Бог не окривдыв (не обидел), – а все чегось нехватае (недостает) душе; як будто щось сгубыв, або (или) забув десь (где-то) щось дуже потрибне, або паходыт (наступает) на тебе якась люта бида не мыгуча (не отвратимая)! Ох, Боже Праведный! помилуй нас грешных!! грустно, – протяжно вздохнул рассказчик. Но грусть мимолетна! «А все-таки, мне кажется, – встрепенулся он и с новой энергией молвил, – что всему виною наши священники, – что они людям должного понятия за веру не дают! и часто понапрасну принизить людей стараются! От и со мною, не так-то давно, Комедна оказия (смешное происшествие) случилась, С чужим; – не далеко от нас – пан – отцем! (священником) У меии ридни хрыстыны (крещение) пидпалы (случились) (И) – мене за кума позвалы (пригласили)». Славный ребенок, поэт по натуре своей, наш малоросс, подумал барин. Э? да вы и стихи складываете?! сказал он «Хиба (разве) це (это) стихи?! презрительно мигнул Игнат глазом. Так проста балачка (рассказ)… От як в Кобзари!! аж жилы дризаются (дрожать), мороз пробырае… душа млие!! – «Продолжайте за священника!» напомнил пассажир. «Ага? за христыны?, самодовольно осклабился импровизированный поэт – так вот: «Я кавалером (холост) ще був, гарну (щегольскую) одежду носыв и знав соби цену и мисто между людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кишинева " ». 1373 1852 год можно вычислить и по «увольнительному свидетельству»: «1868 года, тысяча восемьсот шестьдесят восьмого года, мая пятого дня, мы, нижеподписавшиеся, третья часть Общества жителей царан Бессарабской области, Кишиневского уезда, Варниченской волости селения Страшен, быв на мирской сходке по желанию царанина Полихрония Сырку, сына царанина нашего же Общества Агапия Андреева Сырку, желающего поступить в духовное звание, удостоверяем, что он, Полихроний Сырку, записан по III народной переписи села Страшен при отце его Агапии Сырку под 302, лет ему от роду 16, холост, поведения очень хорошего, под судом и следствием не был и ныне не состоит, казне и частным лицам не должен; контракта с владельцами земли об отбывании повинности не заключал. Подати и все земские повинности и по сие время полностью и своевременно уплатил. Буде же окажется виновным или должным как казне, так равно и частным лицам, то мы, Общество села Страшен, отвечаем и уплачивать будем за него, Полихрония, навсегда. Поэтому с согласия Общества увольняем его, Сырку, из среди себя навсегда, в чем и подписываемся». 1374 В «ведомости об испрашиваемой пенсии» также записано: «Родился 30 июля 1852 г.». 1375 В curriculum vitae Сырку пишет, что «первоначальное образование получил в родном селе, затем в Киприановском монастыре и в Кишиневском духовном училище». 1376 Живое свидетельство об этом периоде жизни ученого находим в кишиневской газете «Друг» от 6 июля 1905 г. Корреспондент, подписавшийся Г. Марусиным, сообщает: «...имея в Страшенах Кишиневского уезда дело, я посетил это село 3 сего июля. В разговоре с поселянами я, вспомнив толки, будто кто-то из местных жителей «вышел в большие люди», живет в Петербурге и даже преподает детям императора некоторые предметы (фантазия! – О. И.), спросил, не могут ли они сообщить мне фамилию его. Хозяйка дома, в котором я всегда останавливаюсь, наезжая в Страшены, с гордостью сообщила мне, что покойный П. А. Сырку ее двоюродный брат («Полихроний алуй Агакий Сырку») родился в Страшенах, сын поселянина этого села, рано потерял мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА Комедия-шутка в трех действиях (1857–1869, опубл. 1869) Тарелкин не получил от своего начальника Варравина ни гроша — не только за дело Муромских, но и за многие последующие дела. Однако жить продолжал на широкую ногу. И вот теперь положение его уже не бедственное, а катастрофическое. Бесчисленные кредиторы берут за горло. Ему не миновать увольнения со службы и долговой тюрьмы. И это в то время, когда он может сорвать с Варравина громадный куш! У него в руках «вся Варравинская интимнейшая переписка», то есть бумаги, изобличающие Варравина во взяточничестве и прочих должностных преступлениях, — Тарелкин выкрал их у начальника. Но ведь Варравин, которому Тарелкин уже намекнул о бумагах, сотрет его в порошок. Во всяком случае, поможет кредиторам немедленно засадить его в «сибирку». Как быть? А вот как — имитировать собственную смерть! С мертвого денег не возьмешь. А вот с Варравина Тарелкин «деньги усладительно, рубль за рублем, куш за кушем потянет», — переждет годик-другой, а затем, «поместившись в безопасном месте», начнет зло и дерзко шантажировать Его Превосходительство! К тому же и случай для «смерти» самый подходящий. Тарелкин только что — с кладбища. «Похоронил кости» своего товарища по квартире, надворного советника Силы Силыча Копылова. А он-то, родимый, как прописано в его формуляре (паспорте), «холост. Родни нет, детей нет; семейства не имеет». Стало быть, никто о нем не обеспокоится, даже кредиторы — долгов тоже нет! А формулярчик-то его — вот он! у Тарелкина! Прочие документы и вещички покойного Силы Силыча — здесь, на квартире. Отлично! «Покойным» теперь будет Тарелкин, а Копылов «живым»! Тарелкин гримируется под Копылова, шестидесятилетнего старика. Рядится в его одежды. Расстается со своим париком, который он носил постоянно, скрывая плешь. Вынимает вставные зубы, горбится. Приклеивает бакенбарды… Ни дать ни взять — Копылов! Да, но теперь нужно похоронить Тарелкина — «устроить официальную несомненную смерть». Для этого уже извещена о его кончине полиция. Приглашены сослуживцы на квартиру покойного. Есть и покойный. В гробу посреди траурно затемненной комнаты лежит ватная кукла в мундире Тарелкина. Дабы к ней близко не подходили и особо в нее не всматривались, Тарелкин приказывает служанке Мавруше накупить тухлой рыбы и подложить ее в гроб, а когда придут сослуживцы голосить и причитать: потому, мол, так провонял Тарелкин, что лежит давно, похоронить нет денег. Пусть-ка они, подлецы, похоронят товарища на свой счет!

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

   На могильном кресте подвижника надпись говорит: «Под сим крестом погребен монах Евгений, в мире Евмений Бобров, скончавшийся смертью праведника 12 мая 1894 года на 33 году от роду. Он с полным усердием и любовью к ближним послужил обители десять лет».    Отец N. долго не мирствовал на о. Евгения, но никак не ожидал его скорой кончины. Разлука, без должного примирения, терзала его сердце.    Благородный незлобием сердца и благосклонный к скорбям ближних, отец Евгений явился ему во сне. N. обрадовался и сказал: «Я скорблю, что с тобою не простился». Явившийся отвечал: «Вот потому я и пришел к вам». С этими словами Евгений пал в ноги отцу N а тот ему. «С тех пор, — говорил отец N — скорбь моя прошла, и я обрел душевный мир». Литература    Монах Евгений Глинский. (Память 12 мая)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М., 1908. С. 78—86.    Подвижники Глинской пустыни. (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. с. 10.    Монах Евгений//Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Одесса, 1901. С. 46. То же. Одесса, 1904. С. 46. То же. Курск, 1912. С. 40. Архивные документы    Послужные списки настоятеля, монашествующих и послушников Глинской Богородицкой общежительной пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89, л. 64 об. «Послушник на временном испытании Евмений Бобров, крестьянин Черниговской губернии, 27лет, холост. Жительствует в Глинской пустыни по паспорту, выданному из Романовского Волостного Правления от 14 августа 1895 года за 84. Поступил в Глинскую пустынь в 1884 году. Послушание проходит при гостинице».    Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молчанской Софрониевой пустыней за 1892 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109, л. 44 об. — 45.     «Монах Евгений (светское имя Евмений Бобров), 31 год, женат не был. Читать и писать может. Из временно-обязанных крестьян Мглинского уезда, Черниговской губернии. По поступлении в Глинскую пустынь проходил разные общежительные послушания с 1884 года. В монашество пострижен 15 августа 1892 года в Глинской пустыни. Ныне послушание проходит при Сеймских водяных мельницах. Судим и штрафован не был. Качеств хороших и усерден».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010