Мы имеем только снимок ее en face: Бракосочетаний в году было столько-то. Родившихся - столько-то. Умерших - столько-то. Но уже природа каждого лица " en face " так устроена, что его снимок всегда будет выражать некоторую норму и даже красивость. Так что когда обычный официальный отчет выразится в цифрах: Бракосочетаний.............36 Родившихся................40 Умерших...................38 - и это о целой стране, то мудрый министр будущего века успокоит государя или население словами: " Родившиеся превышают умирающих, и состояние семьи прекрасно, как и во все XIX веков нашего благополучного христианского существования " . Между тем будет довольно ясно, из соседних, но не вошедших в отчет, цифр, из других разноцветных, но только не нарисованных, картограммочек, что собственно - семьи нет, бракосочетаний - нет, родившихся - почти нет. И как министру, так и его государю остается только лечь в гроб, за отсутствием самого народонаселения, для которого они теперь могли бы издавать законы. Издавать законы и администрировать... Ввиду совершенной одинаковости быта, именно семейного быта, в каждой порознь европейской стране, и почти совершенной тожественности состояния семьи в целой Европе, это состояние может быть расследовано до высокой подробности и точности на кусочке страны, напр. на городе средней величины. Когда-то, в 80-х годах, под руководством талантливого статистика Орлова, в Московской губернии были предприняты исследования крестьянского хозяйства в таких подробностях, о каких еще не додумалась западная статистика, и получилось не кое-что в картине, а полная картина действительности. Вообще русский человек и даже русский ум доберется при нужде и охоте до всяких точностей. Обратимся же к семье. Сейчас вырисовываются две основные схемы, два основные цвета в искомых настоящих картограммах ее положения: Судьба индивидуума. Состояние общества. Что такое " судьба индивидуума " , и в том определенном вопросе, на который мы ищем ответа? Ведь в настоящее время всякое " я " если и входит в " статистику успокоения " , то совершенно приличною фигурою: " холост " - " женат " . Между тем в статистику истины и тревоги это же " я " войдет целою лестницею показаний, которую мы приблизительно наметим. Берется возраст 60 лет, положим для Тулы, для Орла, - даже пусть возьмутся старики этого возраста на одной какой-нибудь улице, и, не вписывая ни имен своих, ни фамилий, просто обозначат о себе, как о совершенно неопределенном " я " , следующие истины:

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 63  голоса:  3.7 из  5) LXIV. Эпилог Если кто-нибудь из читателей этой глубоко правдивой повести, проходя в Москве по улице Разина, заглянет в приёмную Главсевморпути, то среди многих десятков граждан, мечтающих о работе в Арктике, он увидит старичка в твёрдой соломенной шляпе канотье и вышитых золотом и серебром розовых туфлях. Это старик Хоттабыч, который, несмотря на все свои старания, никак не может устроиться радистом на какую-нибудь полярную станцию. Уж один его внешний вид – длинная седая борода по пояс, а следовательно, и бесспорно почтенный возраст – является серьёзным препятствием для посылки на работу в суровых условиях Арктики. Но ещё безнадёжней становится его положение, когда он начинает заполнять анкету. На вопрос о своём занятии до 1917 года он правдиво пишет: «Джинн-профессионал». На вопрос о возрасте – «3732 года и 5 месяцев». На вопрос о семейном положении Хоттабыч простодушно отвечает: «Круглый сирота. Холост. Имею брата, по имени Омар Юсуф, который до июля прошлого года проживал на дне Северного Ледовитого океана в медном сосуде, а сейчас работает в качестве спутника Земли», и так далее и тому подобное. Прочитав анкету, все решают, что Хоттабыч не в своём уме, хотя читатели нашей повести прекрасно знают, что старик пишет сущую правду. Конечно, ему ничего не стоило бы превратить себя в молодого человека, написать себе любую приличную биографию или, на худой конец, проделать ту же комбинацию, что и перед поездкой на «Ладоге». Но в том-то и дело, что старик твёрдо решил устроиться на работу в Арктике честно, без малейшего обмана. Впрочем, в последнее время он всё реже и реже наведывается в приёмную Главсевморпути. Он задумал подзаняться теорией радиотехники, чтобы научиться самостоятельно конструировать радиоаппаратуру. При его способностях и трудолюбии это не такое уж безнадёжное дело. Вся остановка за учителями. Хоттабыч хочет, чтобы его преподавателями были оба его юных друга, и единственное, что, как мы уже знаем, они могли ему обещать, – это проходить с ним изо дня в день то, чему их самих обучают в школе. Хоттабыч пораскинул мозгами и решил, что, в конце концов, это не так уж плохо.

http://azbyka.ru/fiction/starik-hottabyc...

Мы можем говорить о возникновении фобии. Фобические расстройства связаны с наличием стойких иррациональных страхов (фобий). Последние могут переходить на различные объекты, а также на обстоятельства и ситуации. Фобии вызывают сильную тревогу. Наилучшим решением проблемы люди с таким расстройством считают избегание пугающих ситуаций или объектов. Например, если человек боится пауков, он способен страшиться леса, так как в нем могут быть пауки. Его пугают и упоминания вполне нейтральных мест, потому что он ассоциирует их с тем, чего боится. Он может бояться даже изображения страшащего предмета, причем так же сильно, словно тот настоящий. Генерализованное тревожное расстройство  Для генерализованного тревожного расстройства (ГТР) характерна длительная неопределенная тревога. Согласно одной из теорий, ГТР развивается, когда накапливается много специфических страхов. Представьте себе человека, попавшего в аварию. Он был сильно напуган, растерян и все это время слышал громкий вой сирен. Возможно, его издавала скорая помощь, спешившая к нему, возможно, проезжавшие мимо авто, а возможно, полицейская машина. В любом случае незаметно для человека произошла генерализация стимула: травмирующая ситуация слилась с посторонним стимулом, в данном случае с воем сирены. Впоследствии пострадавший способен начать волноваться и сильно беспокоиться, заслышав любые громкие звуки (не обязательно сирену). В такие моменты он будет испытывать сильную тревогу, страх, но не понимать, с чем это связано. В жизни мы можем сталкиваться с различными травмирующими, пугающими, неприятными ситуациями. Каждая из них способна вызвать реакцию страха на несколько стимулов, напрямую с самой собой не связанных. Когда подобных стимулов становится критически много, страх может перерасти в ГТР. Социальное тревожное расстройство  Мужчина средних лет по имени Дмитрий холост, живет с матерью, ходит на работу, которую в народе назвали бы непрестижной. Бóльшую часть времени проводит дома. У него практически нет друзей, он избегает походов в магазины. Мужчине очень хочется завести отношения, начать общаться с людьми, больше зарабатывать. Но он страшится, что его унизят и отвергнут.

http://pravmir.ru/strah-zarazheniya-vozn...

— Я потерял жену, — ответил мэр. — И теперь одинок. А вы? — Женат, — буркнул Пьер. Мэр принялся отстегивать цепочку своего брегета: один, без соперника, он как единственный обладатель времени чувствовал себя обреченным. Обведя глазами лица соседей, он остановился на Шавеле — вероятно, потому, что тот был в жилете и ему было куда пристегнуть часы. Мэр сказал: — Мсье Шавель, не могли бы вы взять мои часы, на случай если… — Попросите лучше кого-нибудь другого, — ответил Шавель. — Я холост. Снова заговорил пожилой служащий. Он сказал: — Я женат, поэтому имею право говорить. Все это неправильно. Жребий надо бросать на всех. Нам, может быть, еще не раз придется прибегать к жребию, и представьте себе, что за жизнь будет у нас в бараке, если среди нас появятся привилегированные — те, кому обеспечена неприкосновенность. Вы, все остальные, возненавидите нас. Ваш страх не будет нашим страхом… — Он прав, — сказал Пьер. Мэр снова пристегнул свой брегет. — Как хотите, — вздохнул он. — Но если бы и налоги взимали по этому же принципу… Он сокрушенно развел руками. — Каким способом будем решать? — спросил Крог. — Самый быстрый — доставать бумажки из ботинка, — предложил Шавель. Крог презрительно оборвал его: — На что нам самый быстрый? Для кого-то из нас это будет последняя в жизни игра. Хоть удовольствие получим напоследок. По-моему, бросать монету. — Не годится, — сказал служащий. — Монета не дает равных шансов. — Нет, только тянуть своими руками, — изрек мэр. Пожилой служащий пожертвовал для жребия письмо из дома. Торопливо перечитал в последний раз и порвал на тридцать клочков. Три клочка пометил крестами, а потом все тридцать скрутил в трубочки. — У Крога самый большой ботинок, — сказал он. Бумажки перемешали на полу и покидали в ботинок Крога. — Тянем в алфавитном порядке, — распорядился мэр. Шавель больше не чувствовал себя надежно спрятанным среди толпы. Ему мучительно хотелось выпить. Пальцы сами теребили сухую кожицу на губе. — Что ж, пожалуйста, — сказал шофер грузовика. — Кто-нибудь есть раньше Вуазена? Ну, поехали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Кто-то издали подал музыке знак перестать играть. Командир корпуса крупной рысью ехал от левого фланга к правому вдоль линии полка, и за ним разнообразно волнующейся, пестрой, нарядной вереницей растянулась его свита. Полковник Шульгович подскакал к первой роте. Затягивая поводья своему гнедому мерину, завалившись тучным корпусом назад, он крикнул тем неестественно свирепым, испуганным и хриплым голосом, каким кричат на пожарах брандмайоры: — Капитан Осадчий! Выводите ротуу! Живаа!.. У полкового командира и у Осадчего на всех ученьях было постоянное любовное соревнование в голосах. И теперь даже в шестнадцатой роте была слышна щегольская металлическая команда Осадчего: — Рота, на плечо! Равнение на середину, шагом марш! У него в роте путем долгого, упорного труда был выработан при маршировке особый, чрезвычайно редкий и твердый шаг, причем солдаты очень высоко поднимали ногу вверх и с силою бросали ее на землю. Это выходило громко и внушительно и служило предметом зависти для других ротных командиров. Но не успела первая рота сделать и пятидесяти шагов, как раздался нетерпеливый окрик корпусного командира: — Это что такое? Остановите роту. Остановите! Ротный командир, пожалуйте ко мне. Что вы тут показываете? Что это: похоронная процессия? Факельцуг? Раздвижные солдатики? Маршировка в три темпа? Теперь, капитан, не николаевские времена, когда служили по двадцати пяти лет. Сколько лишних дней у вас ушло на этот кордебалет! Драгоценных дней! Осадчий стоял перед ним, высокий, неподвижный, сумрачный, с опущенной вниз обнаженной шашкой. Генерал помолчал немного и продолжал спокойнее, с грустным и насмешливым выражением: — Небось людей совсем задергали шагистикой. Эх, вы, Аники-воины. А спроси у вас… да вот, позвольте, как этого молодчика фамилия? Генерал показал пальцем на второго от правого фланга солдата. — Игнатий Михайлов, ваше превосходительство, — безучастным солдатским деревянным басом ответил Осадчий. — Хорошос. А что вы о нем знаете? Холост он? Женат? Есть у него дети? Может быть, у него есть там в деревне какое-нибудь горе? Беда? Нуждишка? Что?

http://azbyka.ru/fiction/poedinok-kuprin...

Удостоверение во взаимном и непринужденном согласии жениха и невесты на вступление в брак внесено Церковью даже в самый чин браковенчания 119 . Закон наш не упоминает и о письменных свидетельствах на дозволение в брак со стороны родителей или опекунов, и потому свидетельства эти для обысков обыкновенно и не требуются 120 . Удостоверение в том, что желающие вступить в брак не находятся между собою в степенях родства и свойства, церковными законами признанных препятствием к заключению брачных союзов, достигается главным образом чрез расспросы у достоверных свидетелей или поручителей и посредством оглашений. Посему если жених или невеста из чужого прихода, то должны представить свидетельство от своего местного причта, что о них было произведено троекратное оглашение в их приходской церкви и что по троекратному оглашению препятствий к браку никем никакого не объявлено. В доказательство свободы от брачного состояния должны быть принимаемы во внимание исповедные росписи и другие официальные данные. Так от чужеприходских и не имеющих каких-либо видов и паспортов на право проживания вне своего прихода нужно требовать, чтобы такие лица представили предбрачное свидетельство от своего местного причта, в котором бы было прописано – холосты они или вдовы и после какого брака. Городские и сельские обыватели (купцы, почетные граждане, мещане, ремесленники, казаки (неслужащие) и крестьяне, проживающие по паспортам и свидетельствам, выданным от тех сословных учреждений, в ведении которых они состоят, должны предъявлять эти паспорта или свидетельства в случае вступления в брак не на месте постоянного своего жительства (– вне того прихода, к которому приписаны). В паспортах и свидетельствах, выдаваемых от сословных учреждений лицам городского и сельского состояния для отлучек по торговле и промыслам, должно быть означено, кто женат или холост, и если вдов, то после которого брака (Св. Зав., т. X, част. I – ст. 22 пун. 1) 121 . Лица, состоящие на действительной службе гражданской и военной, должны представлять свидетельства подлежащего начальства, в которых бы удостоверялось, что предъявители холосты, а если вдовы, то по каком браке и что препятствий ко вступлению им в брак со стороны начальства не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Нижним чинам холостым и вдовым, уволенным в бессрочный отпуск, дозволяется вступать в законный брак, не испрашивая особого от военного начальства разрешения в том внимании, что в выданных им полковых билетах означается: женаты ли они или холосты или вдовы и после которого брака вдовы. Но при таком вступлении в брак сих нижних чинов священники, венчающие их, обязаны подписывать на тех же билетах, когда и с кем они венчаны. Точно также отмечается на билетах рождение детей, прижитых во время отпуска, и смерть их, буде таковая воспоследует (там же ст. 11). 32 Впрочем совершеннолетним мужчинам не имеющим плотской возможности к супружескому сожитию житейское благоразумие не дозволяет вступать в супружество. Также запрещено вступать в супружество мужчинам и совершеннолетним, неимеющим нравственной возможности; так монашествующим и посвящённым в иерейский и диаконский сан, доколе они в сем сане пребывают, брак вовсе запрещается, на основании церковных постановлений (Прав. Св. Апост. 26 и т. X част. 1-я Зак. Гражд. ст. 2-я). 33 В Закавказском крае природным жителям дозволяется вступать в брак по достижении женихом пятнадцати, а невестою – тринадцати лет. 35 К сожалению и к большому затруднению для желающих вступить в брак, не всегда-то присутственные места на паспортах прописывают о том, холост или женат кто, или вдов, и особенно не прописывают, после которого брака вдов. На эти упущения следовало бы обратить должное строгое внимание гражданскому и особенно земскому начальству. 36 Родством называется связь нескольких лиц, имеющих одного родоначальника, т.е. Отца или деда или прадеда – и потому оно называется однородным. Когда же одно такое родство вступает в связь с другим чрез брачный союз, то происходит свойство или родство двухродное. Степенью же родства называется такое или иное расстояние по рождению одного лица от другого родственного. 37 Когда отыскивается родство известного лица с его предками, – это называется линией восходящей; а если с потомками – линией нисходящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

100 Холодно, на ком одно; а и вдвое, да худое, так все равно. Холод поросятам, голод гусятам. Холопей ответ, будто ничего нет. Холопское горло, что посконное бердо. Холопское слово, что рогатина. 105 Холоп в неволе у господина, а господин у прихотей своих. Холоп да брюхо добра не помнит. Холоп, да жена, да третья земля дворянам больна. Холостого сватом не посылают. Холостой, что бешеной. 110 Холостой простой, женат рогат, а вдовец, что зяблец. Холост под мост. Холщевая рубаха не нагота, а невейный хлеб не голод. Хомут да дуга, а я тебе не слуга. Хомут худ, дуга тонка, о всем тоска. 115 Хороша деревня, да слава худа. Хороша бражка, да мала чашка. Хороша дорожка воложкою. Хороша дочка Аннушка, когда хвалит мать да бабушка. Хороша драка, да на хлеб не сходится. 120 Хороша парочка, как баран да ярочка. Хороша правда, годится и ложь. Хороша правда, когда ее выпоют. Хороша рыба, да на чужом блюде. Хороша сказка, да последняя. 125 Хороша у курицы хода, да переломлена нога. Хороша шла, да не поклонилась. Хорошего ненадолго и сладкого недосыта. Хорошего понемножку. Хорошая жена лишняя сухота. 130 Хорошая надежда лучше худого исполненья. Хорошая нива всякому диво. Хорошее знакомство всегда в прибыль нам. Хорошее замужство прянишна коврижка, а худое замужство гробова покрышка. Хорошее лежит, а худое бежит. 135 Хорошему вору все в пору. Хорошее не лизать, а худое не тесать. Хороши были волосы, да отрубили голову. Хороши займы с отдачею. Хороший усок найдет себе кусок. 140 Хороший повар сам себя хвалит. Хороший совет стоит десяти изрядных. Хороший товар сам себя хвалит. Хорошо беречь шубу на стужу, а деньги на нужу. Хорошо браниться, когда мир готов. 145 Хорошо бы орать, да и рук не марать, а на елку бы лазить, да платья не драть. Хорошо белую денежку беречь на черный день. Хорошо вору красть, коли ночь темна. Хорошо в дорожке пирожок с горошком. Хорошо говорит, да было бы чего слушать. 150 Хорошо, да не как толокно; толокно замеси, и в рот понеси! Хорошо дважды, да не во что. Хорошо добрым делать исполненье, а худым искорененье.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

По определению Курской Духовной Консистории, утвержденному Его Преосвященством 18 Ноября 1871 г. священники Крутов, за неоднократное повенчание, им чужих прихожан без соблюдения предбрачных предосторожностей, был штрафован 25 руб. в пользу бедных духовного звания, со внесением сего штрафа в послужной о службе список его. 7 Прилож. к §§ 35 (к выноске), 37 (к выноске 3) п 39. Форма послужного списка. Прил. к 779 ст. по прод. 1890 г. Уст. Сл. Прав. I. Чин, имя, отчество, фамилия, должность, лет отроду, вероисповедание, знаки отличия и получаемое содержание. Из какого звания происходить. Есть ли имение. Где получил воспитание и окончил ли полный курс наук в учебном заведении; когда поступил в службу; какими чинами, в каких должностях и где проходил оную; не было ли каких особых по службе действий или отличий; не был ли особенно чем-либо награждаем, кроме чинов. Месяцы числа. Был ли в походах против неприятеля и в самых сражениях, и когда именно? Подвергался ли наказаниям или взысканиям, соединенным с ограничениями в преимуществах по службе, когда и за что именно; по судебным приговорам или в дисциплинарном порядке; не был ли оставляем в подозрении по преступлениям, влекущим за собой такие ограничения; когда, каким судом и за что именно? Был ли в отпусках, когда и на сколько именно времени; являлся ли на срок, и если просрочил, то, когда именно явился и была ли причина просрочки признана уважительною? Был ли в отставке с награждением чином, или без оного, когда и с которого по какое именно время? Холост или женат, на ком; имеет ли детей, кого именно; год месяц и число рождения детей; где он находятся и какого вероисповедания? У него самого и у родителей. У жены, если женат. Родовое. Благоприобретенное. Родовое. Благоприобретенное. Надворный Советник Дмитрий Алексевич N.N. Начальник Отделения N.N. Департамента, тридцати шести лет, Православного исповедания. Кавалер ордена Св. Владимира 4 степени. Жал. 1000 p. Стол. 420 p. (Если получает) добавочного жалованья. Пенсии. Арендных денег . . Квартирных . . . Итого 0000. h6 Примеч. Если иностранец, то объяснять: присягнуть ли на подданство России, где и когда выполнил присягу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Князь Болконский, министр Императорского двора, в ведении которого находились удельные имения и, следовательно, иргизские монастыри, считал себя также оскорбленным действиями князя Голицына, которые он признавал вторжением в область его ведомства, о чем и заявил министру внутренних дел. По этому случаю князь Голицын получил от министра внутренних дел внушение. Князь Голицын и пред министром внутренних дел горячо отстаивал свои права на вмешательство в дела иргизских монастырей, защищаясь тем, что «на дела о раскольниках вообще гражданские губернаторы имеют непосредственное влияние, к какому бы состоянию жителей в губернии раскольники не принадлежали», что «все касающиеся их распоряжения правительства приводятся в исполнение чрез губернаторов, будучи означаемы в секретных и других предписаниях, на имя их присылаемых», что, по этому, он «считал себя в праве иметь сношения с Удельною Конторою по сим делам, непосредственно до ведомства его принадлежащим», что другое бы дело, если бы его вмешательство «относилось к предмету хозяйственного управления имениями», что «в таком случае ближе бы некоторым образом почесть их неуместными, хотя, впрочем, едва ли надлежит считать излишним доставление сведений губернатору отдельными начальствами в губернии, по каким бы предметам он их не требовал», что «в XII статье наставления губернаторам 1764 г., подтвержденного 102 статьею Высочайшего о губерниях учреждения сказано, что «губернатор, яко хозяин в губернии, о всем должен иметь прямые известия и незнанием отговариваться не может», что в XI статье упомянуто, что «хозяйственное влияние его распространяется и на все те места, которые не входят в состав общего управления губерниею, но подчинены особым правительствам», что, по этому, «нет места в губернии, для которого бы губернатор мог быть лицом вовсе посторонним». 13 Интересны отметки в списке монастырских жиг лей над некоторыми из них, сделанные чиновником особых поручений, Полонским, и Вольским исправником Шейне. Вот некоторые из этих отметок: «белец – холостой, обе ноги сведены от самого младенчества», или – «холост, белец с упавшим носом от венерической болезни, худо видит», или – «разбит параличом и одержим частыми припадками падучей болезни», или – «белец, весьма гнусит, женат», или – «белец, разбит параличом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010