Кирил Чичерин Михаил Бохин Ноября 26-го дня, 1734 года. Реэстр, что чего из дому Блаженныя памяти Ея Величества Благоверныя Государыни Царицы Праскевии Феодоровны Троицы Сергиева монастыря отцу архимандриту Варлааму отдано; Церковь с иконостасом и с царскими дверьми. Престол, жертвенник с одеждами. Антиминс. Потир, звезда, дискос, 2 тарели, 1 лжица серебреные, копие железное. Одно Евангелие. Один крест благословящей серебряный, другой деревянный. Образов местных и де Исусных больших и малых на досках 9, на меди 1, на полотне 8. Риз 3. Подризников 4. Патрахелей 3. Орарь 1. Поручей 5 пар. Четыре одежды с престола. Пояс нитяной на ремне. Покровов 4. Завес над престолом. Завес от царских дверей. Балдахин. Пелена. Ковчег жестяной, что запасные дары кладутся. Три кадила медные, чайник да ковш медные ж. Два ковша оловянные. Одно блюдо оловянное. Два подсвечника жестяных. Жестянка, что с ладаном бывает. Двенадцать Миней месячных. Шесть лампад медных. Два погона железные от окон. Пять налоев. Коробка, в которой содержатся ризы. Крылос, хоры с болясами. В хоромах: Светлиц 9. Каморок 8. Спальня с каморкою. Чуланов 3. Сеней 7. Кухня 1. Конюшня в 33-х стойлах. Сарай каретный. Погреб осыпной с напогребицею. Анбарчик маленькой. В вышеписанных церкви и в хоромах двери столярные, оконницы, печи и камины. Скрепил: секретарь Степан Ходов. Регистратор Савва Артемьев. С подлинным верно: собиратель исторических материалов для описания Троицко-Сергиевой пустыни Павел Яковлев. 110 Этот краткий очерк составлен на основании подливных документов, которые уже несколько лет собирает Павел Яковлев, готовя в них мате­риал для полной истории Сергиевой Пустыни. Очерк составлен для С.-Петербург­ского, епархиального историко–статистического комитета. 111 Кроме Императрицы Анны Иоанновны, архимандрит Варлаам был духовни­ком шести Высочайших особ, так как он с 1693–1700 г. состоял свя­щенником в Московском Рождественском соборе, что в Кремле, вверху на се­нях Великого Государя, именно: царицы Параскевы Феодоровны, царевича Алексея Петровича, государынь царевен: Екатерины Алексеевны, Наталии Алексеевны, Пара­скевы Иоановны, Екатерины Иоановны, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинския и седьмой, государыни Екатерины первой с 1708 года, когда состоял настоятелем Переяславских монастырей – Борисоглебского и Данилова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Между тем умер Иоан Грозный. На московском престоле воцарился его сын Федор Иоанович. До нового, молодого царя еще не дошла весть о гибели Ермака, но зная о голоде, море и малочисленности казаков в Сибири, он послал им на помощь новый отряд стрельцов, вручив начальство над ними воеводе Ивану Мансурову, а позднее Василию Сукину, Ивану Мясному и Даниле Чулкову. Мансуров встретил на реке Туре уходившую из Сибири дружину Мещеряка. Горсть храбрецов-покорителей снова ожила духом. Они соединились с царским отрядом и вернулись к устью Тобола, чтобы взять у татар обратно Искер, где ханствовал молодой, смелый и энергичный князь Сейдак, изгнавший Кучума. Увидя, что им не легко справиться с Сейдаком, отряд решил выстроить деревянную крепость при впадении в Обь Иртыша и заперся в ней, поджидая на помощь себе другие царские отряды. Остяки окружили было эту крепость, захватив с собою своего Белогорского идола в твердом убеждении, что он поможет им победить русских, но пушечный выстрел расщепил остяцкого кумира во время всеобщей молитвы и остяки в ужасе разбежались, отказавшись от приступа на крепость. Между тем другие воеводы царские, Сукин и Мясной, на берегу Туры основали город Тюмень, вместо прежнего татарского улуса Чингия, а воевода Чулков заложил в 1587 году город Тобольск, неподалеку от древнего Искера. В том же году в Тобольске была выстроена и первая христианская церковь. Чулков же, соединившись с воеводой Мансуровым и атаманом Мещеряком, осадил Искер и сделал приступ. В упорной битве был ранен и взят в плен юный Сейдак. Но одновременно погиб под стенами Искера и последний атаман-сподвижник Ермака — Матвей Мещеряк. Отбитый Искер, однако, не привлекал более русских и они оставили его, населив Тобольск, новую столицу Сибирского царства. А Кучум все держался в Ишимской степи. Подкрепляемый постоянно новыми шайками киргизов и ногаев, он ураганом носился по берегам Тобола, жег русские селения, уводил жителей в плен. Наконец, воеводе Кольцову-Масальскому удалось в 1591 году истребить конницу Кучума и схватить последних его жен и сыновей в плен. Сам Кучум успел и на этот раз бежать. Царь Федор Иоанович предлагал Кучуму богатое жалование, милости, города и селения в России, оставляя его с титулом хана Сибирского и только требуя изъявления покорности с его стороны, его переселения в Москву, всячески суля ему свои царские ласки. И жены с сыновьями, московские пленники, склоняли к тому же хана, посылая сказать, что им хорошо и привольно в Москве, — но упрямый хан оставался все тем же непоколебимым и гордым. Он послал ответ царю:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. Село Синьково упоминается в писцовых книгах Елизария Сабурова в 1589 году. В прежние времена произносилось как Синково или даже Сынково. Старинное дворцовое село, известное ещё и тем, что в XVI веке здесь уже стояла белокаменная церковь в честь Архангела Михаила с приделом святого Димитрия Прилуцкого. В 1731 году императрица Анна Иоановна пожаловала Синьково своему родственнику графу Семёну Андреевичу Салтыкову (1672-1742), в роду которого оно оставалось до 1795 года. Семён Салтыков родился в 1672 году на месяц раньше Петра I. Именно Пётр в 1697 году послал молодого Семёна в Голландию. В Голландии Салтыков должен был учиться морскому делу, но наука на давалась ему. Он вернулся в Россию и поступил на службу в Преображенский полк. Здесь дела его пошли успешнее: в 1722 году он стал генерал-майором, а в 1727 году Салтыков возглавил гвардию Петра II и арестовал Светлейшего князя А. Д. Меншикова. Анна Иоановна при венчании на престол, приказала гвардии слушаться только С. А. Салтыкова (приходившегося ей родственником). В 1788 году при С. А. Салтыкове в селе построили новую Михайловскую церковь с приделом во имя прп. Сергия Радонежского из кирпича, на прежнем фундаменте, включив фрагмент старой белокаменной стены. По оси храма с запада к небольшой трапезной пристроили трёхъярусную колокольню с элементами рустовки. Стены храма были прорезаны полукруглыми окнами с крещатыми решётками, покрыты ленточным рустом и завершались треугольными фронтонами с белокаменными, тонко профилированными карнизами. У входа из колокольни в трапезную, в дверном проёме, чудом сохранилась двустворчатая кованая дверь. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом. Широкие арочные проёмы открывались из помещения храма в апсидную часть, южный придел и трапезную. В верхние ярусы колокольни, а также на своды трапезной вела кирпичная внутристенная лестница.

http://sobory.ru/article/?object=01155

Руси под властью польск. короля господствующей религией стал католицизм, здесь уже в 50-х гг. XIV в. создавались первые католич. епископства. Митр. Алексий в молодом князе видел буд. сильного правосл. правителя, к-рый объединит рус. земли под своей властью и утвердит в них правосл. веру. В первые годы правления Д. И. митр. Алексий не только направлял политику московского правительства, но и использовал средства, к-рые были у него как у главы Русской Церкви. Так, осенью 1363 г. послы митрополита пригласили городецкого кн. Бориса Константиновича в Москву, но тот отказался приехать, тогда они «церкви затвориша» в Н. Новгороде. Когда в спорах между тверскими князьями Тверской еп. Василий занял позицию, благоприятную для др. врага Москвы - владевшего Микулином кн. Михаила Александровича, по жалобе его тверских противников в 1367 г. приставы митрополита вызвали епископа в Москву, где «про тот суд владыце Василию бышет истома и протор велик». Вел. кн. Димитрий Иоанович. Фрагмент гравюры. 1819 г. (РГБИ) Вел. кн. Димитрий Иоанович. Фрагмент гравюры. 1819 г. (РГБИ) Во 2-й пол. 60-х гг. XIV в. при участии свт. Алексия сформировалась коалиция русских князей во главе с Д. И., к-рая должна была нанести поражение литовцам-язычникам и привести к объединению рус. княжеств вокруг правосл. Москвы. Когда ряд князей нарушили свои обязательства и в начавшейся войне встали на сторону Литвы, митрополит отлучил их от Церкви как вступивших в союз с язычниками против христиан. В июне 1370 г. К-польский патриарх Филофей Коккин подтвердил своим авторитетом эти санкции и призвал особыми грамотами князей, подвергшихся каре, подчиниться авторитету митрополита и заслужить прощение участием в войне с язычниками. О принятии данных мер просили совместно посол вел. князя Даниил и посол митрополита Аввакум. Эти факты говорят о тесном взаимодействии Д. И. и свт. Алексия. Патриарх Филофей писал вел. князю, что с радостью узнал от митрополита, «как ты уважаешь и любишь его и оказываешь ему всякое послушание и благопокорение» (РИБ. Т. 6. 16. Стб. 100). Очевидно, что еще и в 1370 г. вел. князь оставался благодарным воспитанником святителя. Именно в правление Д. И. утвердилась практика, по к-рой соглашения вел. князя с удельными князьями и с др. правителями стали заключаться по благословению митрополита. Свт. Алексию Д. И. «явил» и свою духовную, к-рую митрополит скрепил своей печатью.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (12.10.1350 - 19.05.1389, Москва), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский, старший сын вел. кн. Иоанна II Иоанновича Красного. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Отец Д. И. скончался 13 нояб. 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного вел. князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Д. И. проходило под наблюдением митр. св. Алексия (в соборном определении 1389 г. К-польского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия.- Б. Ф.] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)). Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на к-рое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Д. И., а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Дмитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) - владения, к-рые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В нач. 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Явление иконы свт. Николая Чудотворца вел. кн. Димитрию Иоановичу на Угреше. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) Явление иконы свт. Николая Чудотворца вел. кн. Димитрию Иоановичу на Угреше. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) Постепенно война с Мамаем, Куликовская битва становились теми событиями в биографии Д. И., на к-рых сосредоточивалось внимание, в то время как др. ее стороны оставались в тени. Такой характер носит биография Д. И. в «Книге степенной царского родословия» - памятнике исторической мысли сер. XVI в. В ее вводной оригинальной части содержатся похвалы благочестию Д. И., желавшему в жизни подражать «многотрудному животу преподобных отец» и стремившемуся «равен мучеником быти», а также говорится, что его наставниками были выдающиеся подвижники: митр. Алексий, преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий. За исключением рассказа о построении Кремля все содержание биографии Д. И. ограничивается рассказом о войне с Мамаем, почерпнутым из «Летописной повести». В царствование Иоанна Грозного Д. И. получил почетное прозвище Донской, так же стали именоваться основанная князем накануне Куликовской битвы ц. Успения в Коломне и хранившаяся там икона Божией Матери (см. Донская икона Божией Матери ), к-рую царь взял с собой в Казанский поход 1552 г. В «Сказании об основании Троицкого мон-ря в Юрьеве» (село в Нижегородской губ. на р. Пьяне) рассказывается, что Иоанн Грозный, узнав во время похода о поражении передовых отрядов, решил вернуться в Москву, однако во сне увидел Тихвинскую икону Божией Матери и Д. И., Пресв. Дева приказала царю продолжить поход (Нижегородские ЕВ. 1890. 4. С. 153). Почиталась гробница Д. И. в Архангельском соборе. В «Степенной книге» говорится, что в правление вел. кн. Василия III Иоанновича «у гроба сего святопочившего самодержавнаго великаго князя Дмитрия» чудесным образом «свеща небесным огнем сама по себе возгореся и необычьным светом оба полы светяше», она горела, не сгорая, много дней; свеча сохранялась в соборе в 60-х гг. XVI в. (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 406). По сообщению Разрядной книги нач. XVII в., в 1524/25 г. свеча горела 6 дней (Разрядная книга 1475-1605. М., 1977. Т. 1. Ч. 2. С. 191).

http://pravenc.ru/text/178205.html

После подавления мятежа 1689 года из московского дворца привезли в Александрову слободу сестру Петра царевну Марфу Алексеевну. Её постригли в монашество с именем Маргариты. Она прожила в монастыре безвыездно девять лет в каменной палате из четырёх комнат, пристроенной к Распятской колокольне. В последней была её домовая церковь, обставленная " иконами итальянского письма " . К царевне-монахине приезжали из Москвы её сёстры, царевны Мария и Феодосия, и подолгу гостили у неё в обители. Умерла царевна в 1707 году и похоронили её в склепе на кладбище в юго-восточном углу монастыря. В царствование Анны Иоановны " по изволению сестёр ее... царевен Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны перенесли останки царевны-монахини Маргариты Алексеевны под церковь Сретения Господня " . В подклете под этой церковью стоят два белокаменных саркофага, в которых упокоились и эти мятежные сёстры Марфа и Феодосия. Местное духовенство исправно служило панихиды над царственными гробницами, возжигало лампады и свечи, но воздержалось причислить их к лику мучениц. Ещё до появления царевны в монастырь привезли из Переславля-Залесского игуменью Клеопатру на положение простой монахини за какую-то провинность. В 1708 году из Покровского монастыря в Суздале привезли родственницу генерал-фельдмаршала Трубецкого монахиню Варсонофью. Поместили её в отдельной келье, приставив к ней прислужницу. Затем привезли под конвоем из Суздальского монастыря игуменью Марфу и старицу Капитолину с наказом: " ... быть им там в тюрьме под крепким караулом за их непотребные дела " . В 1727 году была привезена в Успенскую обитель своячница князя Меньшикова Варвара Арсеньевна. После царицы Екатерины Первой (1727) Слобода перешла в наследственное владение её дочери Елизаветы Петровны. С 1728 года царевна со своим окружением из дворян, псовых охотников, шутов и певчих жила в старом Михайловском дворце. Затем ей построили деревянный на каменном низе дворец на " Царёвой горе " , где она прожила все годы ссылки. В период слободской жизни ходила царевна в мужском костюме, смущая слободских мещан. Летом каталась на лодке, зимой - на голландских коньках по льду реки Серой. Была большая охотница травить по осени собаками зайцев. Долгое время после Елизаветы Слобода славилась " стромиловскими " гончими собаками. С воцарением Анны Иоановны, по совету Бирона, вместо заточения царевны в монастырь, ей запретили выезд из Александровой Слободы. По праздникам и воскресеньям Елизавета аккуратно отстаивает утомительные церковные службы. Став царицей, она с лихвой возместила упущенное: никогда не надевала ни одного платья дважды. А после смерти оставила такое количество платьев, что в них можно было одеть всех женщин Александровой Слободы. После переезда Елизаветы в Петербург слободской дворец опустел.

http://sobory.ru/article/?object=00080

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1886 г. Первый приходской храм Задонска заложен был в 1797 г. в южной его части, напротив Богородицкого монастыря, через речку Тешевку. И уже в 1801 г. состоялось освящение его придельных алтарей в трапезной части: во имя Архистратига Михаила (правый) и св. Тихона Амафунтского (левый). Главный алтарь новопостроенного храма освящен лишь через 8 лет во имя Успения Пресвятой Богородицы. Однако главным храмом для города Задонска еще несколько лет по-прежнему оставался монастырский собор, и Успенскому храму даже предписывалось «… благовесту не производить прежде монастырского», а прислушиваться к звону Богородицкой обители. В 1824 г. была окончена постройкой трехъярусная каменная колокольня, а с 8 августа 1829 г. Успенский храм стал именоваться городским собором Задонска, и настоятелем его назначен священник Петр Иоанович Алексеевский, сыгравший впоследствии важную роль в духовной жизни всего Задонского уезда и почитавшийся жителями города за праведную жизнь и пастырскую деятельность. Вот как описывал в 1886 г. соборную церковь Задонска иеромонах Геронтий (Кургановский): «Налево, то есть к югу от монастыря, в мещанской части, на площади красуется городской собор. Церковь эта одноэтажная каменная, с трехъярусной, каменной же, колокольней… Собор оттесняется пирамидальными тополями…» С 1898 г. и до самой революции 1917 г. настоятелем Успенского собора состоял о. Никанор Иоанович Холодович, бывший одним из самых заметных церковных деятелей Задонского уезда в это время. Кроме исполнения обязанностей благочинного и члена училищного совета, он являлся законоучителем Задонской женской гимназии, членом Комитета попечительства о народной трезвости и Задонского уездного земского собрания. К Успенскому Собору в XIX в. были приписаны домовая церковь св. Тихона Амафунтского и Архангельский храм в с. Уткино Задонского уезда. Духовенством собора 8 октября 1899 г. открыта школа грамоты в Тешевке (Арканы). Позднее она была преобразована в церковно-приходскую и размещалась в специально построенном деревянном здании. Обучались в ней 70 мальчиков и 20 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=02077

Русь при хане Джанибеке, в период расцвета могущества Золотой Орды. Однако рус. князья во главе с Д. И. отказались. Правитель Москвы принял решение опередить противников и встретиться с Мамаем до его соединения с литов. войском. По свидетельству Пространной «Летописной повести», в походе приняли участие «все князья русские». Когда, перейдя Оку, войско подошло к Дону, нек-рые воеводы предлагали остановиться, но Д. И. по совету Ольгердовичей принял решение перейти Дон и атаковать войска Мамая. 8 сент. 1380 г. рус. войско сразилось с ордынцами на Куликовом поле, «на усть Непрядвы» (см. Куликовская битва ). Битва продолжалась весь день с большим ожесточением, оба войска несли огромные потери. Исход сражения решил удар «засадного полка» во главе с Владимиром Андреевичем. Обратившиеся в бегство ордынцы тонули в р. Мече. По свидетельству «Летописной повести», Д. И. вопреки уговорам князей и воевод с начала битвы «бився с татарами в лице, став напреди». Все доспехи его были повреждены, но ни одной раны враги нанести ему не смогли. Вел. кн. Димитрий Иоанович возгловвляет рус. войско в Куликовской битве. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 8663. Л. 245) Вел. кн. Димитрий Иоанович возгловвляет рус. войско в Куликовской битве. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 8663. Л. 245) Мамай бежал с поля сражения «в мале дружине». Ягайло, узнав об исходе сражения, из-под Одоева поспешно ушел назад с войском. Вслед за ним вместе с дружиной бежал рязанский кн. Олег, покинув княжество. Д. И. посадил в его столице - г. Переяславле Рязанском - своих наместников. В 1381 г. Олег смог вернуться на свой стол, но по договору, заключенному с Д. И., он также признал себя «братом молодшим» по отношению к правителю Москвы, обязался разорвать союз с Литвой и следовать по отношению к ней в русле московской политики. Так же Олег должен был вести себя и в отношениях с Ордой: если Д. И. заключит мир с Ордой и согласится выплачивать ей дань, то так же должен был бы поступить и рязанский князь; если же дело дошло бы до войны, то рязанский князь обязывался быть «с одиного на татар и битися с ними».

http://pravenc.ru/text/178205.html

Посему тяжело для голов этих еретиков святое курение стираксы, и они отрицаются от его благоухания: тяжела и сила божьего дерева или розмарина, естественно противных самому змию и прозябших поверх его норы. Ибо где Евион и Керинф с своими единомышленниками проповедовали, что Христос – простой человек, рожденный от брачного сожития, разумею, в Асии: там Дух Святой возрастил миру сию святую траву или куст, которые прогнали змия и разрушили насилие диавольское. Ибо там святому Иоанну в старческом возрасте повелено Духом Святым проповедать и обратить на путь заблудившихся, открывая в святом Божием учении свет Божий тем, которые не по принуждению, но произвольно послушаются. Но доколе мне длить слово? Я твердо стою на том, что как там, где вырастает божье дерево, не может уже оставаться и гнездиться змея, так и где истинное Божие учение, там не может усилиться жилище змеиного учения, а напротив того изгибает. Гл. 3. Итак утверждают алоги,– это наименование я им даю, и пусть отселе они так зовутся, и мы будем, возлюбленные, придавать им это имя, то есть имя алогов. Этою ересью называется та, которая отвергает книги Иоановы. Посему так как они не принимают Слова (Λγον), проповеданного Иоанном: то и будут названы алогами. 162 Итак они, как совсем чуждые истинной проповеди, отрекаются от чистоты проповеди и не принимают ни Евангелия Иоанна, ни его Апокалипсиса. И если бы они принимали Евангелие, а отвергали Апокалипсис: то мы сказали бы, что, может быть, они это делают по строгости суждения, не принимая сокровенного, 163 по причине глубоких и темных изречений в Апокалипсисе. Но поскольку они не принимают собственно книг, содержащих в себе проповедь св. Иоанна: то всякому явно, что к ним и подобным им относится то, что сказал святой Иоанн в соборных посланиях: последняя година есть: и слышасте яко антихрист грядет, и ныне вот антихристи мнози ( 1Ин.2:18 ), и что далее следует за сим. Стыдясь прекословить святому Иоанну, потому что знают, что он принадлежит к числу апостолов, возлюблен Господом, по достоинству открывал тайны, и возлежал на персях у Господа, они употребляют уловку, и пытаются иным способом отвергнуть книги Иоановы.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010