Летом 1606 г. началось восстание против В. И. Ш. дворянства и мелкого служилого люда юж. областей гос-ва, получивших разные права и привилегии от Лжедмитрия I и боявшихся их утраты при новой власти. С распространением восстания к нему стали присоединяться казаки, беглые холопы, крестьяне. В ряде сражений правительственные войска были разбиты. В окт. 1606 г. восставшие под предводительством И. И. Болотникова и И. Пашкова осадили Москву. 2 дек. 1606 г. сам В. И. Ш. вышел с войском в поле во время решающего сражения. Благодаря расколу в стане противника и помощи помещиков зап. уездов страны восставшие были отброшены от Москвы. В марте 1607 г. В. И. Ш. при участии Патриарха, освященного Собора и Боярской думы утвердил Уложение, к-рое должно было способствовать восстановлению и укреплению общественного порядка. Оно устанавливало 15-летний срок сыска беглых крестьян и холопов и вводило суровые санкции для тех, кто подговаривал к побегу или принимал беглых. На местные власти также возлагалась ответственность за сыск беглых и их возвращение к прежним хозяевам. В условиях непрекращающегося кризиса (см. ст. Смутное время ) нормы Уложения не удалось применить на практике. В научной лит-ре неоднократно выражались сомнения в том, насколько точно В. Н. Татищев (в сочинении к-рого сохранилось Уложение) передал текст данного памятника законодательства В. И. Ш. Царь Василий Иоанович Шуйский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) Царь Василий Иоанович Шуйский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) 21 мая 1607 г. царь лично возглавил поход против войск Болотникова, закончившийся 10 окт. 1607 г. капитуляцией Тулы - центра восстания. При сдаче крепости В. И. Ш. дал обязательство сохранить жизнь главным руководителям восстания - Болотникову и самозванцу Илейке Муромцу, объявившему себя Петром, сыном покойного царя Феодора Иоанновича. Однако это обещание было нарушено. После взятия Тулы В. И. Ш. вернулся в Москву, где 17 янв. 1608 г. вступил в брак с Екатериной, принявшей имя Мария, дочерью убитого в 1607 г. восставшими в Путивле боярина кн. П. И. Буйносова-Ростовского. Недоброжелатели порицали В. И. Ш. за то, что он поспешил в Москву устраивать свой брак, не подавив окончательно восстания в юж. уездах страны.

http://pravenc.ru/text/150803.html

По донесению Сергия, епископа Курского о возведении в сан архимандрита настоятеля Коренной Рождество-Богородичной пустыни игумена Ювеналия. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 143, д. 1145. Указ Св. Синода об избрании Настоятелей общежительных монастырей. 20 марта 1862 г.//РГИА, ф. 797, оп. 97, д. 333. Ювеналий (Половцев) . Письма к Моисею (Путилову). 1862 г.//РГБ, ф. 213, к. 95, ед. хр. 41. Письма к игумену Моисею (Путилову) монашествующих//РГБ, ф. 213, к. 51, ед. хр. 10. Ювеналий (Половцев) . Письма к Исаакию (Антимонову). 1862–1865 гг.//РГБ, ф. 213, к. 73, ед. хр. 16. Жизнеописание игумена Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Рукопись 2-й пол. XIX в.//РГБ, ф. 214, ОПТ-292. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина), написанное монахиней Борисоглебского монастыря Ангелиной. Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-284. Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-285. Амвросий (Гренков) . Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским) монахиням, 1862–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 5. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским), монахиням. 1864–1872 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 6. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре (Тимковской), монахине. 1868, 1870 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 7. Амвросий (Гренков) . Наставления и письма//РГБ, ф. 213, к. 50, ед. хр. 1. Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 1857–1873 гг.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. Илиодор, схимонах. Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 92. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ). Письма к Серафиме (Тимковской), монахине. 1863–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 13. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Письма к Серафиме (Тимковской), монахине//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Без помощи стрелецкой Всё сделаем. Князь Шуйский. Вы, храбрые дворяне, Начальники полунощных дружин, Как много вас? Дворянин. У нас осьмнадцать тысяч Отборных войск. Князь Шуйский. Когда потухнет день, Захватите ворота городские И в тишине дождётесь вести. Дворянин. Князь, На бой, на смерть, на язвы мы готовы; Да вот беда! Князь Шуйский. Что скажешь? Дворянин. Видишь, князь! Мы люди все нехитрые, простые, И нас легко ввести в обман. Князь Шуйский. В обман! В какой обман? Дворянин. Послушай, князь Василий. Боярам всем мы верим и тебе... Князь Шуйский. Так что ж ещё? Дворянин. Велик ответ пред Богом Ну, если он и вправду царский сын? Князь Шуйский. Он царский сын? Он изверг, беглый дьякон. Все знают то. Дворянин. Когда царица Марфа Объявит нам, что он не сын её, Тогда, тогда сгубить его клянёмся, И истребить, и даже след его С земли стереть. Другой. И вправду, пусть Царица Благословит наш подвиг. Третий. Для чего? Всем истина, известна. Другой. Но сильнее Свидетельств всех её слова. Четвёртый. Она. Одна она неправды нам не скажет. Многие. Она решит, и мы поверим ей. Салтыков. Беда, беда! Вот к совести дворянской Пристали вмиг мещане и купцы. О, эта совесть, совесть! Князь Шуйский. (Ляпунову). Мы погибли. Ляпунов (выходит вперёд). Иль мните вы, что мы на подвиг сей Созвали вас без ведома Царицы? Что не она, вручая нам мечи, Ко мщению наш путь благословила? Дворяне. Пусть речь твою нам подтвердит сама. И мы пойдём, и горе Самозванцу! Но без того не извлечём меча. Другой. Вестимо так. Ляпунов. Так завтра к тёмной ночи Сберитесь вновь, и с нами в монастырь Мы все идём. Согласны ли, бояре? Бояре. Как Шуйский князь? Князь Шуйский. Он мысль мою сказал. Ляпунов. Сберётесь ли к назначенному сроку? Многие. Все явимся до одного. Князь Шуйский. Друзья! Простите днесь. Но помня обещанье, Вновь жду я вас, когда настанет ночь. (Уходят все, кроме Шуйского и Ляпунова). Явление одиннадцатое Ты обещал. Ляпунов. Да что же было делать? Молчать? Так в миг все изменили б нам. Князь Шуйский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Гравюра на металле «Tota Pulchra». 1502 г. Париж. («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в Риме. Издание Тильмана Кервера). В католической культуре роза носит также название «Mistica Rosa» («Таинственная роза»). Хотя традиционно «Древо Иессеево» в западноевропейском искусстве было представлено иконографией генеалогического древа Христа, произраставшего от Иессея, отца Давида. Книги Песнь Песней Соломона, премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Исаии, Псалтирь. Блаженный Иероним Стридонский при создании «Книги о еврейских именах» («Liber de nominibus hebraicis») на основе аналогичного сочинения Филона Александрийского и новозаветных толкований Оригена на латыни применял этот эпитет к Богородице. См.: Eusebii Hieronymi . Liber de nominibus hebraicis//PL. 23. Col. 886. Uittenbogaard A . Etymology and meaning of the name Miriam. Abarim Publications//URL: . См.: Lausberg H. Der Hymnus «Ave maris stella». Köln: Westdeutscher Verlag, 1976. «…вся средневековая Европа совершала паломничества в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела (лат. «Campus Stellae», «Место, обозначенное звездой»). В 813 г., как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами, которые оставались нетленными. Традиция идентифицирует их с мощами св. апостола Иакова. Паломники, следовавшие по этому пути, пели гимны к Пресвятой Деве Марии, и поскольку город находится не так уж далеко от побережья, в завершение пути они могли увидеть яркую звезду, сиявшую на небосклоне над величественным морем». См.: Буко А. (OFMConv). Путешествие по саду Марии//Брат Солнце. 2012. 1 (25). С. 24. Гравюра на металле «Tota Pulchra». 1503 г. Париж. («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в Руане. Издание Антуана Верара). Гравюра на металле « Tota Pulchra». 1510 г. Париж («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в диоцезе Анже. Издание Симона Востра). Гравюра сопровождается текстом из Книги Притчей Соломоновых: «Nondum erant abyssi, et ego iam concepta eram…» ( «Я родилась, когда еще не существовали бездны…» (Притч.8, 24)). «Это было связано, конечно, с тем, что очень рано (может быть уже с XII в.) на службе в день Зачатия Богородицы, 8 декабря, полагалось “чтение” именно из Притч. 8, 22–30... Это предрасполагало видеть в Премудрости именно Богоматерь — “окончательную цель вечного совета”…» ( Флоровский Г., прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//Альфа и Омега. 1995. 4. С. 160).

http://bogoslov.ru/article/6193332

Мы бьём челом тебе, князь Шуйский. Мы, граждане со всех концов Москвы, К тебе пришли с усердною молитвой, Да сжалишься над Русскою страной. Ты, праведный обманов обличитель, Ты, мученик за истину и нас. Восстань, восстань! Расторгни плен России, Сними позор с страдающей земли! Лишь от тебя мы чаем избавленья. Так мыслит вся престольная Москва, Так говорят служители святыни, Так нам рекли духовные отцы. Князь Шуйский. Я не могу исполнить вашей просьбы. Князь Скопин-Шуйский. О Господи! В тебе застыла кровь. Одумайся! Перед тобой Россия; Её сыны, достойные сыны, Тебя зовут на помощь. Ты не можешь? Не смеешь ты? И ты природный князь, И Суздальских властителей наследник! Как? Вся Москва и Русь тебя зовут, И сей могучий глас, сей глас призывный Не пробудил в тебе высоких дум, И ты стоишь безмолвный, беспорывный? Душа молчит, робеет хладный ум. Одумайся! Князь Шуйский. Племянник, успокойся! Граждане. О вспомни, князь! Расстрига, злой беглец, Слуга Литвы, подручник Сигизмунда Заполонил и церковь , и народ. Он тестю даст всю Северскую землю И Новоград отдаст своей жене. Мы ведаем, что грамота готова; Не правда ли? Князь Шуйский. Быть может. Князь Скопин-Шуйский. Боже мой! И бедствий сих ты будешь ждать спокойно? Граждане. Мы ведаем: он папу признаёт, Обители святые уничтожит, И инокинь и старцев изженёт. Князь Шуйский. Всё может быть. Старец Антоний. До страшной той годины Не дай Господь мне грешнику дожить! Граждане. О сжалься, князь, над скорбною Россией! Князь Шуйский. Вы знаете, что я страдал за вас, Что голову я положил на плаху; Исполнен долг. Князь Скопин-Шуйский. Как! Долг исполнен твой? Нет: двадцать раз иди на место казни И двадцать раз (коль можно) умирай: Всё родине ты долга не уплатишь. Князь Куракин. Я думаю, он хочет изменить. Князь Скопин-Шуйский. Ты слышишь ли? Стыдись, стыдися, дядя! Князь Шуйский. Ты молод, друг, чтоб старика учить. Не изменю, но я боюсь измены. Князь Куракин. Клянёмся все, и Бог свидетель нам, Что мы тебе отныне все покорны, Доколь в конец не сокрушим мечом

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

При этом значительное количество списков, содержащих рассматриваемый нами итоговый славянский полный перевод «Вопросоответов», находятся в архивах России. Русские списки, расположенные по датам (Сначала идут рукописи преимущественно с белой датой и определенным писцом) РГБ 247.67, 1811 год. РНБ 717.8/8, 1815 год, Пахомий. РГБ 214.530, 1815-16 года, Маркиан. РГБ 178.1.4557, 1818 год. РНБ 1106.7, перв. четв. XIX в., до 1822 год. ГИМ, Сим. 25, 1826 год, Паисий. РГБ 214.528, 1827 год, Макарий/Алипий. РГБ 178.1.7644, 1829 год. РНБ, 717.9/9, 1833 год. РНБ, 905. F.612, перв. пол. XIX в., до 1842 года, Вонифатий. Мелхиседек. РГБ 178.1.8984, 1845 год. БАН, Алекс.-Свирск. 5, 1849 год. ГИМ, Сим. 26, втор. четв. XIX в. Иларион (Ремизов). РГБ 214.529, перв. пол. XIX в., Иоанн (Наголкин). РНБ, 905. F. 158, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 531, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 532, перв. пол. XIX в. РГБ 178.1.2238 перв. пол. XIX в. РГАДА 196.1.1670, перв. пол. XIX в. РГИА фонд 834 оп. 3. д. 3912, перв. пол. XIX в. РГБ 247.68, 19 в. перв. пол. XIX в. НАРМ 2119.2.18, 60-е годы XIX в. Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив РГАДА – Российский государственный архив древних актов БМН – Библиотека монастыря Нямц РГБ – Российская государственная библиотека РНБ – Российская национальная библиотека БАН – Библиотека Российской академии наук ГИМ – Государственный исторический музей BAR – Библиотека Академии наук Румынии ИАБ – Исихазм. Аннотированная библиография   Приложение Предисловие к книге свв. Варсонуфия и Иоанна из рукописи РГБ 214.530 [л. I] К читателем. Похваление наше великому старцу преподобному Варсонуфию, и его ученику и спостнику авве святому, несть нужно: самая бо их писания, сиесть ответы их, вопрошающим, в душевное наставление поданныи, толико сладчайшии, духовно-жизненных вод источник имущии, довольно явствуют, колико отменное святаго Варсонуфия, душевное преуспеяние, и к Единому Богу присоединение бе. И святаго Иоанна его ученика и спостника, с сущею их друг ко другу о Христе любовию: всяк со вниманием благоусердно чтущий узрит, и со удивлением возчувствует в душе своей благожелательное духовное обучение; узрит душевными очесы духовноискусное наставление, каковыми способами, душе в треволнениях бедствующей проходить сквозе лукавствия духов, к зрению лучи Божественныя отрады, награждающия небесным наследием.

http://bogoslov.ru/article/6192185

U Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно.// Сия мука тем, кои вдовицы и всякого чина блудницы обременении бывают и стыда ради траву и корения ядят и зелия пьют того ради, чтоб во утробе зачатое понемногу изнурилося и вышло, и за то за руки висят вечно.// Сия мука мускому полу, кои со скотом и со птицею и с муским полом и з женою своею в задний проход блуды творят, и за те дела будут повещены удицами за пуп вечно висеть.// Сия мука тем, кои муж з женою своею не советно живут в непослушании друг другу, в роптании, не помнят страха Божия и венца своего. Указано едину веру иметь, едину любовь всякому мужу с своею женою. Тои венец наречеся, жену аки себя любить, а жене мужа своего якоже себя любить, и за то стремь главами своими висят вечно. Список сокращений Рукописные собрания Ал.-Св. – собр. Александре-Свирепого монастыря, БАН Ант.-Сийск. – собр. Антониево-Сийского монастыря, БАН Арханг. – Архангельское собр., БАН Арханг Д. – собр. Архангельского древлехранилища, БАН Арханг Мисс. – Архангельское собр., Миссионерская библиотека, БАН Арханг С. – собр. Архангельской семинарии, БАН Белокр. – Белокриницкое собр., БАН Беломор. – Беломорское собр., БАН Больш. – собр. Т. Ф. и С. Т. Большаковых, РГБ Вологод. – Вологодское собр., РГБ Волок. – собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, РГБ Вят. – Вятское собр., БАН Гильферд. – собр. А. Ф. Гильфердинга, РНБ Григор. – собр. В. И. Григоровича, РГБ Доброхот. – собр. П. Доброхотова, БАН Друж. – собр. В. Г. Дружинина , БАН Епифанов – собр. А. М. Епифанова, БАН Калик. – собр. Ф. А. Каликина, БАН Каргоп. – Каргопольское собр., БАН КДА – собр. Киевской духовной академии, ИР НБУ Кир.-Бел. – собр. Кири л ло-Белозерского монастыря, РНБ Колоб. – собр. Н. Я. Колобова, РНБ Лукаш. и Марк. – собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича, РГБ М. – Музейское собр., РГБ Мазурин – собр. Ф. Ф. Мазурина, РГАДА Макарий – собр. митр. Макария (Булгакова) , ИР НБУ МГАМИД – собр. Московского главного архива Министерства иностранных дел, РГАДА МДА – собр. Московской духовной академии, РГБ Мих. – собр. Н. М. Михайловского, РНБ Никифоров – собр. Г1. Н. Никифорова, РГБ Никол. – собр. Н. К. Никольского , БАН Олонец Семин. – собр. Олонецкой семинарии, РГБ ОРК – Отдел редких книг, БАМ и РНБ ОСРК – Основное собр. рукописных книг, БАН и РНБ – собр. Петра 1, часть А (кириллические рукописные книги), БАН Перетц –      собр. В. Н. Перетца, ИРЛИ Пискарев –      собр. Д. В. Пискарева, РГБ Плиг. –      собр. Ф. О. Плигина, БАН Погод. –      собр. М. П Погодина, РНБ Рогож. –      собр. Рогожского кладбища. РГБ Романч. –      собр. Н. Ф. Романчспко, БАН Румянц. –      собр. Н. II. Румянцева, РГБ Севаст. –      собр. П И. Севастьянова. РГБ Синод. (ГИМ) –      Синодальное собр., ГИМ Синод. (РГИА) –      собр. Синода. РГИА Смирнов –      собр. И. А. Смирнова , ИРЛИ Солов. –      собр Соловецкого монастыря, РНБ Солов. (БАН) –      собр. Соловецкого монастыря, БАН

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Прокофий Ляпунов. Наглый лжец И клеветник! Князь Шуйский. Ты разве правду знаешь? Прокофий Ляпунов. Не мне, но многим ведома она. Я старшим верю. Князь Шуйский. Он теперь казнён. Мне жаль его. Прокофий Ляпунов. Ты слишком добродушен. Приказному ли дьяку отдана Отечества судьбина? За Россию Ему ли дать ответ? И он пришёл В собрание бояр, дворян, народа, Оклеветать законного Царя! О, смерть одна преступнику такому Мала. Князь Шуйский. И он, как мученик, умрёт. Прокофий Ляпунов. Нет: не Царя он обличал в обмане, Не на его главу проклятье звал; Но всех бояр безмолвных и покорных Он уличал в бездушии. Смешно! Поверят ли, что Рюрика потомки Пред самозванцем, вором, беглецом, Смиренные колена преклоняют, Забывши долг, и сан, и кровь отцов? Князь Шуйский. Ты думаешь?.. Прокофий Ляпунов. В моей Рязани дальней Мне говорил духовный мой отец: «Идёшь в Москву, Прокофий. Там крамола. Там клевета; не верь им, взор впери В высокий род Владимира Святого. Князь Шуйский там: он Руси не продаст, Он не продаст Москвы с её святыней: На мудрую и гордую главу Не призовёт анафемы церковной». Так говорил святой отец, – и я Ему клялся, что князь Василий будет Моим вождём в предбудущем пути. В пути трудов за родину и правду. Князь Шуйский (задумчиво). Анафемы церковной на себя Не призовёт!.. Прокофий Ляпунов. Но Шуйский сам свидетель Димитрию, законному Царю. Князь Шуйский. Он не продаст Москвы с её святыней!.. Как ты хорош, престольный град Царей, Богатств, и сил, и благодати полный! Как светятся главы твоих церквей, Как движутся народа шумны волны! И этот славный Кремль!.. Прокофий Ляпунов. Теперь в Кремле Услышится Латинская обедня Среди гробов угодников святых. Князь Шуйский. О Боже мой! Прокофий Ляпунов. Пусть он творит, что хочет, Наш юный Царь. Князей великих сын И Суздальских владетелей потомок, Один в Руси венца достойный князь, Глава бояр, народа вождь любимый, Сказал нам всем, что то законный Царь. Князь Шуйский. Пойдём, пойдём: я обличу бродягу, Анафемы на душу не возьму! (Уходят). Явление шестое

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

И гром гремел, но злым налётом бури Очищены надолго небеса. И будет тож с святою нашей Русью. Да будет ли? Не лжёт ли Шуйский князь? Не тешит ли меня он земской думой, И не себе ль готовит он престол? Престол ему, ему, а власть боярам. Как в прежни дни страданий и стыда. Когда рабом своих рабов надменных Сидел в венце младенец Иоанн! И это ли готовим для России Для этого ль трудится Ляпунов? Не лучше ли отважный Самозванец С высокою и пылкою душой. Чем низкие, бездушные бояре, Чем Шуйский сей, холодный лицемер? Не лучше ли?.. Какие это песни?.. А, Поляки с своих пиров полнощных Бредут домой. (Музыка и голос на улице). Если топну я ногою: Если звякнет сталь: Тотчас в землю предо мною Кланяйся Москаль. А, пойте молодцы! Как весело и вовремя пропели Свой приговор и гибель Лжецаря... Сгублю его... А если князь Василий... Что ж? Час придёт, сочтёмся. (Входит князь Скопин-Шуйский). Явление седьмое Князь Скопин-Шуйский. Ляпунов, Давно ль ты здесь? Ляпунов. Давно. Князь Скопин-Шуйский. Да где ж другие? Ляпунов. К полуночи сберутся. Дядя твой До сей поры домой не возвращался. Князь Скопин-Шуйский. Знать у Царя запировался он. Ляпунов. Что ж не был ты на празднике весёлом? Князь Скопин-Шуйский. Нет, Ляпунов, души не удержу. Я не могу смиряться лицемерно Перед врагом. Ляпунов. Поди, да поучись У Шуйского. Князь Скопин-Шуйский. Что говорить о дяде? Он стар: не кровь, а лёд в его груди; Он может льстить и думать об убийстве, И ласково отраву подавать, И кланяться, и сладко улыбаться, И между тем выглядывать, куда Кинжал верней, смертельнее ударит. Нет, Ляпунов, он не примером мне. Ляпунов. Всё хорошо; но если царь Димитрий... Князь Скопин-Шуйский (перебивая). Не Царь и не Димитрий, просто лжец, Отрепьев, Гришка. Слушай, это имя Меня как ядом жжёт его лицо Противно мне, как ад; противен голос, Как резкое шипение змеи. Не говори о нём! Невольно рвётся Рука к мечу, и меч как бы живой Дрожит в ножнах. Ляпунов. Ну, скоро час спасенья Для нас пробьёт. Князь Скопин-Шуйский. Пора, давно пора!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

– Ого! – Дмитрий Шуйский со значением выгнул смоляную бровь. – Высоко стоял дед князя Пожарского! – Стоял-то он высоко, но потом низко пал по воле того же Ивана Грозного, – продолжил Василий Шуйский, откинувшись на спинку кресла. – В годы опричнины Иван Грозный сослал в Казанский и Вятский края больше сотни княжеских семей. В числе опальных вельмож оказались и князья Стародубские. Семья Федора Немого несколько лет жила в бедности под Свияжском. Со временем Иван Грозный помиловал многих ссыльных князей и вернул их обратно в Москву. Вернувшийся из ссылки Федор Иванович Немой успел поучаствовать в Ливонской войне в чине дворянского головы. До воеводского чина он так и не дослужился. Перед кончиной он принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре. – Кто же был отцом Дмитрия Пожарского? – поинтересовался Иван Шуйский. – У Федора Немого было трое сыновей, – ответил брату Василий Шуйский. – Старший Михаил Федорович, женатый на Марии Беклемишевой, и был отцом Дмитрия Пожарского. Он рано умер, оставив своих детей малолетними. У князя Пожарского кроме сестры имеется еще младший брат. – Мария Пожарская, состоявшая верховной боярыней при Ксении Годуновой, часом не родственница Дмитрию Пожарскому? – спросил Дмитрий Шуйский, прихлебывая квас из серебряного кубка. – Это его мать, – сказал Василий Шуйский. – Между прочим, весьма умная и привлекательная женщина. Семья Бориса Годунова относилась к ней с большим почтением. Мария Годунова, мать Ксении, считала Марию Пожарскую своей самой близкой подругой. Когда Годуновы лишились власти, то Марии Пожарской пришлось уехать из Москвы, дабы избежать участи жены и сына Бориса Годунова. – Сестра князя Пожарского, по-моему, замужем за князем Холмским, – проговорил Иван Шуйский, теребя в задумчивости свой длинный ус. – Иль я ошибаюсь? – Нет, брат, ты не ошибаешься, – промолвил Василий Шуйский, – так оно и есть. Сестру князя Пожарского зовут Дарьей, она старше его на три года. – Помнится, года два тому назад князь Борис Лыков вел тяжбу с князем Пожарским, – заметил Иван Шуйский. – И ты в этой тяжбе был третейским судьей, брат. Хотя многие родовитые бояре тогда были на стороне Бориса Лыкова, но ты, брат, все же оказал милость не ему, а князю Пожарскому. Почему?

http://azbyka.ru/fiction/1612-minin-i-po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010