Ермак уже был на кругу. Мощно и сильно зазвучала его горячая речь. Он разъяснил своей дружине всю пользу строгановского предложения плыть в Сольвычегодск, укрыться там пока гроза минует, отвести душу победами над кочевниками югорскими, а там далее, что Господь подаст, можно и на Волгу опять вернуться, — говорил он вольной дружине своей. Внимательно слушала своего атамана дружина и когда замолк звучный голос Ермака, громким криком огласились ближайшие Прикамские леса и степи: — Веди нас к Строгановым! Всюду пойдем за тобою!.. И в огонь, и в воду, батька-атаман! Глава 7 ЮГРА И ИМЕНИТЫЕ КУПЦЫ СТРОГАНОВЫ В самый рассвет Иоанова царствования было покорено Казанское царство. Следом за ним, почти без кровопролития, присоединен и Астраханский юрт к короне Московской. За ними и многие Прикавказские князьки подчинились Иоану. В 1555 году прибыли в Москву послы от сибирского князя Едигера. Сибирь, называвшаяся тогда Южной или Югорской землей, лежала по ту сторону великого каменного пояса Угрских (ныне Уральских) гор, по рекам Тоболу, Иртышу и Оби. Ее население составляли мелкие коренные племена вогулов, остяков, самоедов, бурят и позднейших пришельцев-татар, киргиз-кайсак, монголов, перекочевавших сюда из Азии через Алтайские горы. Узнав о покорении главнейших татарских юртов, сибирский князь испугался за участь своей земли. О могуществе и силе соседа — московского царя — уже облетела крылатая весть все ханские владения. Вот почему послы Едигера поздравили царя с завоеванием Казани и Астрахани и били челом Иоану, прося его принять землю Югорскую (Сибирскую) под свою могучую власть, а за это обещали платить ясак (дань) московскому государю шкурами белок и соболей. За свою покорность просили только помогать хану в борьбе с враждебными ему племенами. Царь принял челобитье и назначил ясак. Но дань платилась неаккуратно. Напугавший сначала своим могуществом, опасный сосед перестал казаться опасным Едигеру. Да при том Москва отстояла более трех тысяч верст от Сибири и трудно было, в случае нападения врага, рассчитывать на помощь русского царя. Вскоре постигло несчастье Едигера: на него напал хан Киргиз-Кайсацкой орды, Кучум, происходивший из бухарской ханской династии Шейбанитов, завоевал его царство, самого Едигера и брата его Бекбулата убил и прочно водворил свою власть над всеми сибирскими племенами. Кучуму дружба с русским царем не улыбалась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Смутно, сквозь сон, чудится ему не то лязг сабли, не то хриплый стон, не то заглушенный, чуть внятный призыв какой-то… Вот крикнул кто-то совсем близко от него… Проснулся Ермак… Протер глаза… Смотрит… Видимо-невидимо копошится народу на островке… Татарская речь, крики, стоны… — Сюда, товарищи!.. Ко мне!.. — не своим голосом вскричал князь Сибирский. Но никто из казаков не откликнулся на призыв атамана. Все, почти до единого, лежали зарезанные под ножами Кучумовых воинов казаки. Один только голос отозвался в темноте ночи: — Иду к тебе, атаман!.. Иду!.. Это был голос любимца Ермакова, князя Алексея. Едва успел сообразить что-либо Ермак, как несколько человек татар ринулись к нему. Он выхватил саблю и, размахивая вправо и влево, стал отступать к воде, к челнам, где смутно чудилось ему спасение. — Здеся я!.. За мною!.. К реке спеши!.. — послал он хриплым голосом в темноту, надеясь, что казаки-товарищи еще услышат его. И снова отбивал удары, разя врагов направо и налево. Несколько трупов уже устилали его путь… Не помня себя замахнулся он на двух последних и, сняв голову саблей с одного, поразив чеканом другого, ринулся к челнам. Но их словно и не бывало у островка. Предусмотрительные татары перерезали веревки и пустили ладьи вниз по реке, чтобы отрезать путь отступающим. Тогда, не раздумывая долго, Ермак крикнул: — Кто жив, за мною! И погрузившись в темные, быстрые воды Иртыша, поплыл к берегу, отчаянно борясь с рассвирепевшею стихией. Со страшным рокотом подхватили его волны, пеною и брызгами обдавая его. «К берегу… там жизнь… спасение»… — мелькало зарницей в его охваченной ужасом голове… Но силы его слабели с каждой минутой. Буйный Иртыш, единственный кто мог состязаться с героем, теперь одолевал его. Тяжелая броня, панцирь с изображением орла — драгоценный подарок Иоанов, — замедляла его движение, затрудняла плавание. Ермак и сам почуял теперь, что стихия сильнее его, что Иртыш одолел человека, что не в силах он более бороться с обезумевшей в своей дикой оргии рекою. Понял это сразу и сразу замер, перестав работать, с помутившимся взором, с потускневшим сознанием в голове.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Посему в первом отделении первой книги двадцать ересей; они суть следующие: варварство, скифство, эллинство, иудейство; разности у эллинов: пифагорейцы, или перипатетики, платоники, стоики, епикурейцы; самарянство, происходящее от иудейства; следующие четыре толка самарян: горофины, севуеи, ессины, досифеи; семь ересей иудейских, а именно: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назореи, иродиане. А во втором отделении первой книги также следующие тринадцать ересей: симониане, менандриане, саторнилиане, василидиане, николаиты, гностики, называемые стратиотиками и фивионитами, а у некоторых секундианами, у других сократитами, у иных закхеями, коддианами, ворворитами и варвилитами, карпократиты, керинфиане, они же и миринфиане, назореи, эвионеи, валентиниане, секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор, птолемеи. В третьем отделении той же первой книги тринадцать ересей, именно: маркосии, колорвасии, ираклеониты, офиты, кайяне, сифияне, архонтики, кердониане, маркиониты, лукианисты, апеллиане, севириане, татиане. Вот оглавление трех отделений первой книги. Во второй же книге два отделения, и в первом отделении второй книги, в четвертом же по порядку числе от начала, восемнадцать ересей, именно: енкратиты, у фригов состоявшие из монтанистов и таскодругитов; таскодругиты же отделились от поименованных прежде; пепузиане и квинтиллиане, с которыми в связи артотириты; четыредесятники, в один и тот же день года совершающие Пасху; алоги, не принимающие Иоанова Евангелия и Апокалипсиса; адамиане, сампсеи, они же елкесеи, феодотиане, мелхиседекиане, вардисианисты, ноетиане, валисии, кафары, ангелики, апостолики, они же апотактики, с которыми в связи называемые саккофорами, савеллиане, оригенисты срамники, оригенисты адамантовые. Во втором отделении той же второй книги, которое но сказанному выше счету есть пятое, следующие пять ересей: Павла самосатского, манихеи, они же акуаниты, иеракиты, мелетиане, египетский раскол, и ариане. Вот оглавление отделений и второй книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

119 Что касается названий βασιλιχς χατνταρχος, то последнее обозначает начальника над сотнею солдат (в данном случае – Ирода Антипы), а первое вообще должностное от царя лицо как гражданское так и военное. 120 Ев. Матфей говорит (4:13): и оставил (χαταλειπν) Назарет, пришед вселися (χατχησεν) в Капернаум. Кαταλετω не значит: миную, прохожу мимо, оно значит, что Христос оставил, покинул город, в котором до сих пор жил; это же очевидно из противоположения χατχησεν, которое говорит о постоянном поселении И. Христа в Капернауме (ср. Мф. 2:23 ). 121 По сказанию евв. Матфия и Марка И. Христос сотворил некоторые чудесные исцеления в Назарете, и об этом они говорят в заключение той же истории посещения И. Христом Своего отечества: у св. же Луки в заключении той же истории говорится, что назаретяне хотели убить И. Христа. Но ничто не препятствует мыслить эти чудеса Христа пред проповедью в Назарете, а не после нее; даже есть к тому основания: изумленные назаретяне говорят: «откуда у Него такая премудрость и силы?» Следовательно, И. Христос до проповеди в синагоге некоторое время пребывал в Назарете и в это время исцелял больных, хотя немногих, по неверию нуждающихся. При этом слова Господа к назаретянам: «конечно, вы скажете Мне…сделай и здесь, в своем отечестве то, что мы слышали, было в Капернауме, будут показывать, что назаретяне не были удовлетворены тем, что было среди них, считали это недостаточным для признания Иисуса за Мессию и желали, чтобы Он сотворил у них чудо, подобное заочному исцелению сына капернаумского царедворца (а может быть, и другим чудесам в Капернауме, о которых нет повествования в Евангелиях).» 122 По Луке, он предложен был фарисеями ученикам Господа, по Матфею – ученикам Иоанновыми и тоже ученикам Господа, по Марку же – учениками Иоанновыми и фарисейскими Самому Господу. Очевидно, что вопрос предлагали совместно и фарисеи и ученики Иоановы, как и говорит ев. Марк. Вероятно, они сначала обратились к ученикам Господа, а эти передали вопрос Самому Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Может ли быть допущено отступление от обычая – рукополагать вдового диакона в пресвитера без пострижения в монашество и прежде достижения им 40-летнего возраста – этот вопрос остается не разрешенным. 5. Некоторые обычаи в отношении к жене умершего священника В связи с второбрачием священника в XV веке высказаны были и некоторые особые мысли о второбрачии вдовы священника. Из той общей мысли, высказанной митрополитом Фотием, что «егда Богу вземшу подружие священников, и пол телес их, то мертва суть, и земля своего тела естественного в растление червем прият», митрополит Фотий выводит и то заключение, что и вдовам умерших священников «такожде нелепо ходити замуж, понеже едино бысть тело преж с мужем своим, и то убо есть яко полтела мертвого» 116 . Эта мысль имела и доселе имеет место в греческой церковной практике. Ее находим в нескольких местах. Вальсамоновых толкований иногда как его личное мнение, иногда же как мысль, вытекающую из правил. Так в одном месте он говорит: Божественные и священные каноны и определения сочетавшегося со вдовою, считая двубрачным, не допускают до церковной степени, и супруге умершего священника не дозволяют вступать во 2-й брак по причине тесного союза (ταυτοτητα) их тел 117 . Вальсамонова же мнения держится и Властарь. А толкователь Пидалиона находит, что Властарь правильно из 48 правила VI вселенского собора выводит тο заключение, что неприлично (ϑεν πρεπει) женам умерших священников вступать во 2-й брак 118 . И вообще в восточной церкви брак вдовы священника считался не приличным 119 . У нас после вышеуказанного послания митрополита Фотия нигде не встречаем этой мысли. В 1733 г. императрице Анне Иоановне сделалось известно, что находящийся в Риге протопоп Николай Растовецкий попадью одного умершего священника так спрашивал: идет ли она замуж, объявляя, если идет, то он умершего мужа ее священника похоронит без риз, а ежели после мужа своего во второбрачие не вступит, то похоронит в ризах. Когда доведено было о сем до сведения Св. Синода, то он признал «во оном быть некоему суеверию, и полагал, что не бессомнительно есть, нет ли где таковых и тому подобных суеверств и в прочих местах».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Очистительную благодать человек получает не от воды, в которую его окунают, а от Святого Духа, действие которого не может зависеть ни от времени, ни от той, или иной словесной формы, или некоего человеческого действия (как пример см. Деян.10;44-47). Господь смотрит на сердце, и подает то, что сердце просит, о том и говорит ап. Петр. Видимая часть Крещения нужна не Богу, а нам, то есть, Церкви, как действие (видимый знак), которое удостоверяет принадлежность к ней нового члена. Можно вспомнить крещение Иоаново, которое не очищало от греха, но зато давало возможность отделить тех, кто верил Богу, от тех, кому Бог был не нужен (см. Лк.20;4-8). Обычно говорят, что началом христинизации Руси является момент ее «крещения» князем Владимиром. Но есть и иное мнение, которое говорит о том, что крещение Руси, это итог ее христинизации в предыдущие века. То есть, Русь уже была православной (на определенном уровне), а князь Владимир поставил на ней «знак качества». Вы же не будете ставить знак качества на некачественном продукте. Он никак не сделает плохой продукт, хорошим. Так и не имеет смысл крестить того, кто лучше становиться не желает. Теперь о «законе сохранения импульса». Я не физик, поэтому могу ошибаться, но суть в том, что на душу в момент ее самоидентификации не воздействует иное «тело». Она просто вольна устремиться в ту или иную сторону. Это и есть так называемое «самовластие» о котором так любит вспоминать о.Авель. Каждый из нас имеет предпочтения. Возьмем, например, запахи. Мы влечемся к приятному сами, нас никто к этому не толкает. Одному нравится запах сирени, другому это запах противен и он предпочитает запах фиалки и т.д. Вы же не можете сказать, почему Вам приятен тот или иной запах, цвет или звук. Просто нравится, и все. Вы ничего не выбираете, а лишь следуете тому, что считаете для себя благом, и отвергаете то, что Вам противно, это и есть Ваша свобода. Соглашусь, что, в приведенной Вами цитате о свободном выборе души, мне следовало слово выбор заключить в кавычки, или заменить его иным словом, которое бы более точно передавало заложенный в выражение смысл. Я уже писал в одном из комментариев, что приведенная концепция не является чем то придуманным, или сконструированным. Она лишь то, что осталось после отсечения невозможного, нелогичного и недогматичного. Поэтому мне и самому интересно разобраться со всеми аспектами, которые так, или иначе вытекают из данной теории. Например. Оказывается, что у нас в Церкви нет, сколько ни будь, проработанного учения о личности. А ведь это ключевой вопрос в понимании темы, которая была нами затронута.

http://bogoslov.ru/article/6025345

Вторжение Бонапарта Михаил Андреевич Огинский (так его звали на русский манер) встретил в Вильно, откуда отступал вместе с русскими войсками до Витебска, после чего выехал Петербург. После изгнания Наполеона Огинский поселился в имении Залесье (ныне Гродненская область), где занимался творчеством и прожил до 1822 года. Его сын Ириней Михайлович Огинский честно служил российскому престолу, имел чин статского советника и должность камергера при дворе русского императора. История княжеского рода Огинских свидетельствует в том числе и том, что на Белой Руси даже в самые мрачные и жестокие времена владычества Речи Посполитой, гонений на русскость и православную веру русское начало на белорусских землях было неистребимо, хотя временами приобретало совершенно скрытые формы. Носителями русского начала был не только простой народ (православные и тогдашние униаты, многие из которых были криптоправославными), но и по крайней мере часть западнорусской знати, принявшей католичество и внешне ополяченной. Эти обстоятельства необходимо учитывать при рассмотрении исторических событий XVII, XVIII и XIX веков. Еще одним историческим персонажем, крайне противоречивым и при этом относящийся к упомянутой категории знати, является Лев Иванович Сапега. Происходил он из смоленских бояр; несколько раз менял вероисповедание - православие, кальвинизм, католицизм - занимал высшие государственные посты в Литовско-Русском великом княжестве и Речи Посполитой (писарь великого княжества, королевский писарь, подканцлер и великий канцлер великого княжества); был сторонником Брестской церковной унии (1596 г.), принимал непосредственное участие в её организации, но при этом был против жёстких методов её внедрения. Лев Сапега. Личность крайне противоречивая, но благодаря ему, русский язык был государственным в Великом княжестве Литовском и Русском В то же время во время выборов в 1587 году короля Речи Посполитой он выступал за избрание на королевский престол русского царя Фёдора Иоановича. Сторонники царя Фёдора рассчитывали, что избрание его королём позволит установить с Русским царством дружеские и союзнические отношения и защитит Великое княжество Литовское и Русское от нарастающей польской гегемонии. Стараниями Льва Сапеги был подготовлен и в январе 1588 года принят на сейме Речи Посполитой и утверждён королём Сигизмундом III третий Статут Великого княжества Литовского, который действовал в качестве кодекса законов на территории белорусских губерний и после их возврата в лоно Русского государства вплоть до 1840 года, когда на этих территориях было введено общероссийское законодательство.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/21/belaya...

Василий Баркалов 27 декабря 2015, 15:32 Вот такими людьми мы и спасаемся.. их молитвы ко господу и держат этот мир... ЕЛЕНА 24 января 2013, 11:50 ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ РАССКАЗ -ИНОК ФЕРАПОНТ!СПАСИБО БОЛЬШОЕ!ОЧЕНЬ ОСВЕЖИЛО ПАМЯТЬ И ЕЩЕ РАЗ ВСПОМНИЛИСЬ ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ БРАТЬЯ-СВЯТЫЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ!КНИГУ ПАСХА КРАСНАЯ ЧИТАЛА ЛЕТ 7 НАЗАД И ПЛАКАЛА-ОНА О ВСЕХ НАС ГРЕШНЫХ!ЭТО ПРИМЕР ВЕРЫ И ЛЮБВИ К БОГУ!ЕЛЕНА,МИНСК ЕЛЕНА 24 января 2013, 11:20 СПАСИ ГОСПОДИ,ОТЕЦ ДИМИТРИЙ ЗА ВАШИ ПРОСТЫЕ РАССКАЗЫ!МОЕ УТРО СЕГОДНЯ НАЧАЛОСЬ С ПОИСКОМ НА САЙТЕ ИОАНОВ РОДНИК НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ!Я ОБРАТИЛА ВНИМАНИЕ НА СТАТЬЮ-БЛАГОСЛОВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ !С РАДОСТЬЮ ЕЕ ПРОЧИТАЛА И ОЧЕНЬ СЧИТАЮ ПОЛЕЗНЫМИ И ПРОСТЫМИ ЭТИ РАССКАЗЫ,ВСТРЕЧИ,ЗАМЕТКИ И Т.Д.ДАЖЕ ДЛЯ ВОЦЕРКОВЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ОНИ НЕОБХОДИМЫ!СПАСИБО ВАМ И ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЯ!ДА,МОЙ ДРУГ АРХИМАНДРИТ ФИЛИПП!А ВЫ УЧИЛИСЬ У НЕГО?МИНСК Наталия 7 сентября 2010, 10:32 Склоняю голову перед такими тихими, кроткими и простыми людьми с такими не простыми судьбами. Благодарю автора за рассказ и прошу Вас пишите побольше о таких людях, нам так этого не хватает. Иннокентий 5 сентября 2010, 20:29 Спасибо Евгения 5 сентября 2010, 16:17 Да, и к сожалению, таких людей, как баба Вера, с каждым годом становится все меньше и меньше, ведь последующие поколения уже другие.Нам не так просто достигнуть такой любви. Марина 4 сентября 2010, 12:45 Спасибо большое за рассказ! Читая такие личные истории и воспаминания учишься любить Господа и ближних! Спаси Господи! Анастасия 3 сентября 2010, 18:03 Спаси Господи! Такой замечательный своей простотой и, в то же время глубиной и проникновенностью рассказ. Как удивительно Господь поставляет рядом с нами таких людей - простых и незаметных, но так много дающих нам... Надежда 3 сентября 2010, 13:07 Сколько здесь любви и боли. Как это мне знакомо.Только нам дал Господь силы, чтобы жить дальше после гибели нашего замечательного 17 летнего сыночка, Василечка. 90-е годы,сколько зла и грязи, а он в дневнике написал, что женится на чистой девушке и сам будет чист, чтобы дети были чисты и здоровы, но поступил в университет и погиб. Девушке посвятил стихи, где написано, что ему надо уйти далеко,далеко но он вернется, чтобы утереть ее слезы. Надежда - раба Божия.

http://pravoslavie.ru/38976.html

По поводу мнения, приписывающего все писания апостола Иоанна – второму Иоанну «пресвитеру», один историк века апостольского остроумно замечает; «Гвоздь слишком слаб, чтобы повесить на нем целую Иоанновскую традицию». Этот историк, которого в пристрастии к церковной трации упрекнуть отнюдь нельзя, потому что он, по образу мыслей близко стоить к тюбингенской школе, – убежденно говорит, что древне-христианское предание о том, что апостол Иоанн был руководителем Ефесской церкви в конце I в., имеет «доказательства, которыя еще досих пор не поколеблемы». «Мы можем, говорит он в другом месте, удовлетвориться доказательством из Поликарпа чрез Иринея, чтобы рядом с свидетельством апоколипсиса о пребывании в Ефесе апостола положить еще (свидетельство Иринея) из 2-го века»... «Если бы последний (т. е. пресвитер Иоанн) был первым (автором Иоановских творений), то изъяснение Иоановских писаний не было бы и на волос легче (в сравнении с тем), как если бы они происходили от ап. Иоанна» 153 . Весьма популярным, как известно, возражением против подлинности четвертого евангелия является утверждение будто бы зависимости пролога IV евангелия с его учением о Логосе от учения греческой философии, в особенности Филона Александр. о том же предмете. Признавая эту зависимость доказанною, далее делают вывод: было бы противно всякому вероятию относить составление 4-го евангелия к 1-му веку, когда и самый филонизм был едва только известен, а христианские общины были еще редки и численно слабы; в виду этого, составление 4-го евангелия нужно относить к 130–140 гг.; а в таком случае автор его не ап. Иоанн 154 . – Вопрос об отношении пролога IV евангелия к учению Филона о логосе и греческой философии имеет очень много специальных сочинений, диссертаций разного рода. Он относится больше к области библейского богословия и философии, чем историко-исагогической; тем более мы, при попутном рассуждении об источниках евангельской истории, не считаем себя обязанными входить в него. Мы лишь кратко заметим, что между учением 4-го евангелия о логосе и филоновским – больше различия, чем сходства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Из колоколов замечателен один, старинный, с дат. надписью: «Laurentius Strahibor me fudit Lubeca Anno 1736». Есть еще слова: Опольской церкви. Приходорасходные книги имеются с 1790-го года; обыскная с 1776 г., исповедные – с 1771 года, метрические с 1788 года. Причт, с 1771 г., состоял из двух священников и двух причетников; в 1796 г. прибавлен диакон. Из прежних священников известны: Георгий Иосифов, служивший до 1796 года; Панкратий Петров (1775–1780); Василий Иоанов, бывший благочинным; Стефан Ефимов (1796–1801); Федор Иоанов, возведенный из диаконов (1801–1830); Иоанн Копьев священник и благочинный, служивший до 1844 года; Николай Быстров (1850); Николай Копьев († 13 дек. 1862); Евграф Скородумов († 1854); Павел Ласкеев через полгода перемещенный в мызу Пеллу у.,) и Василий Попов, чрез полгода скончавшийся; Алексей Васильев, поступивший в 1856-м году и служащий до настоящего времени; Александр Быстров, поступивший в 1863 г. на место Николая Копьева и недавно скончавшийся. До штатов причт содержался доходами от земли, ругою и платой за требы. С 1843 г. причт получает жалованья по 2-му классу: священники – по 200 р., диакон – 100, дьячек – 70, пономарь – 60 р. и просвирня – 30 р. в год; сбор с крестьян установлен определением ямбургского дворянства, но, с освобождением крестьян определение не выполняется; кроме руги собирается, в Пасху, по печеному хлебу с дома. Церковной земли 36 десятин, из которых 3 десятины усадебной; из пахатной земли священник пользуется 10-ю десятинами, диакон – 6-ю, причетники – по 3. Вся земля находится близ церкви, за селом. К церкви принадлежат: 1) деревянная лавка, выстроенная в 1845 г. ямбургским купцом Козьмою Яковлевым; арендуется наследниками его за 120 р. сер. и ими же ремонтируется; 2) деревянная сторожка с сараем. Причт помещается в собственных домах, а просвирня в церковном доме. Приход граничит с севера и запада Керстовским приходом, с юга – Ямбургским, с востока – Ястребинским приходом. Его составляют след. деревни: Ополье, Ямсковицы, Тикописи, Алексеевка, Новоселки, Лялицы, Гурлево, Литизна, Валья, Онстопель, Мануилово, Пустомержа, Брюмбель и Корпово.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010