Введение 1. Церковь и право 1.1. Богочеловеческая природа Церкви Являя собой Царство Небесное на земле и имея Богочеловеческую природу, Церковь Христова отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь – это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подаёт людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения. Церковь Христова – это Царство не от мира сего ( Ин. 18:36 ), в то же время – это Царство, видимо явленное в сём мире. С человеческой стороны она представляет собой, по авторитетному определению из «Катехизиса» святителя Филарета, «общество человеков, соединённых верою, законом Божиим, Священноначалием и Таинствами» 1 . В самом Священном Писании слово « церковь » употребляется и для указания на её неземную природу: дом Божий, «который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ), Тело Христово, «которое есть Церковь » ( Кол. 1: 24–25 ). И для того, чтобы обозначить её как человеческое общество, говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями, Господь добавил: «Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Характерно, что сама этимология слова « церковь » на разных языках проливает свет на оба эти – Божественное и человеческое – начала в природе Церкви. Понятие « церковь » ведёт происхождение от двух греческих слов. На славянских и германских языках (цкрва – по-сербски, Kirche – по-немецки, church – по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию κυριακη οικον (Дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, léglise, chiesa) происходит от греческого слова εκκλησια, которое обозначает общественное, или народное, собрание. Как Тело Христово, Церковь бесконечно превосходит всё земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: в частности, вступает в те или иные отношения с государствами и другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит её в область права. Однако область права касается не только статуса Церкви в государстве и её отношений с другими общественными образованиями. Она охватывает и внутрицерковную жизнь общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Введение. Церковь и право Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Богочеловеческая природа Церкви. Являя собой Царство Небесное на земле, Церковь с самого своего рождения обнаружила свою Богочеловеческую природу, которой она отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь - это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и об о жения. Церковь Христова - это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), в то же время это - Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.» В самом Священном Писании слово «церковь» употребляется и для указания на ее неземную природу: дом Божий, «Который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), Тело Христово, «Которое есть Церковь» (Колосс. 1:24-25), - и для того, чтобы обозначить ее как человеческое общество: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями. Господь добавил: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Понятие «церковь» ведет происхождение от двух греческих слов, которые указывают на обе эти - Божественную и человеческую - стороны в природе Церкви. На славянских и германских языках («црква» - по-сербски, Kirche - по-немецки, church - по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию «κυριακη οικου» (Дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, 1 " eglise, chiesa) происходит от греческого слова «εκκγησια» которое обозначает общественное, или народное, собрание. Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: вступает в те или иные отношения с государствами, другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только указанных отношений Церкви. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432341/

Глава 3. «Рай в Едеме на Востоке» в свете Нового Завета Одна из главных заповедей Иисуса Христа была о необходимости для каждого, уверовавшего в Него, несения Креста и следования за Ним. Крест есть один из величайших символов Евангелия. Только через Свою крестную смерть Христос победил смерть, не только для Себя, но и для всех уверовавших в Него, с тем, чтобы вернуть всех уверовавших в их вожделенное отечество – рай, который уготован еще до создания мира для обитания в нем человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Только через несение вслед за Христом своего личного Креста каждый христианин может войти в рай, то есть Царство Божие. В Евангелии читаем, что вслед за возвещением заповеди о необходимости несения Креста для вхождения в Царство Божие Господь сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» ( Мф. 16:28 ). По Марку: «Увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9:1 ). По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф. 17:1–4 ). Таково было Преображение Господне – явление Царствия Божия, пришедшего в силе здесь, на земле. Царство Божие, обозначенное Моисеем через слово рай, сошло в тот момент на Землю в силе. Оно наполнило души учеников ощущением того блаженства, которое Моисей обозначил кратко через слово Э ден. «Господи! хорошо нам здесь быть», – сказал Петр от лица всех троих. Это и было ощущением райского блаженства от видения Славы Божией. Но это явление Царствия Божия в силе было временным. Ученики слышали голос Отца Небесного, подтвердившего, как и в момент Крещения, сыновство Иисуса Христа, как Сына Человеческого во славе Сына Божия. Это знаменовало и усыновление Отцу Небесному всех уверовавших во Христа и достойных войти в рай. Это был момент пребывания учеников в раю в лучах исходившего от Христа света, момент жизни в Царстве Божием в силе его. Но момент закончился, и увидевшие Свет Вечности снова оказались в текущем времени 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Доклад, читанный (на английском языке) на 2-ой англо-русской студенческой конференции в St. Albans 30 декабря 1927 года. Божественная литургия св. Иоанна Златоуста начинается возглашением: «благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». И, может быть, нет другого выражения, которое бы чаще повторялось в церковных возгласах, нежели прославление Божия царства, державы, славы. Церковь в своих тайнодействиях и священнодействиях, славя царство Божие, возвещает, вместе с тем, и о его наступлении, выражает свое сокровенное ведение о нем. В том же смысле надо понимать и постоянное возглашение в Церкви евангельских блаженств, предваряемых молитвою: «во Царствии Твоем помяни нас Господи», непрестанное повторение молитвы Господней, в которой сердцевину составляет: «да приидет Царствие Твое». На литургии при Великом входе, при перенесении приготовленных даров с жертвенника на престол также произносится ряд разных поминовений: «да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Подобное же значение имеют и моления в погребальных службах о даровании Царства небесного, как и то напутственное пожелание, которое обычно творится о покойниках: Царство ему небесное! В этом восклицании выражается надежда и молитвенное пожелание, дабы совершилось спасение души усопшего. Во всем этом словоупотреблении содержится целая гамма разных оттенков в понимании смысла Царствия Божия и преподается непрестанное, хотя до сжатости своей почти молчаливое о нем научение. В православном вероучении доктринально вопрос о Царствии Божием совершенно не занимает того исключительного места, какое он получил в новейшее время преимущественно в протестантизме, и однако эта идея есть тот воздух, которым дышит молитвенная жизнь в Православии. В сокровенных своих устремлениях оно проникнуто его исканием «прежде всего», по слову Господа: «ищите прежде всего Царствия Божия, и прочее приложится вам». В учении о Царствии Божием, может быть, самым важным и трудным является это разграничение Ц. Б. от «прочего», что с ним неким образом связано, ибо к нему прилагается, но вместе с тем и противополагается. И решающее значение получают эти оттенки, не тона, но полутона, большее или меньшее ударение на той или иной мысли. И различие между разными тонами учения о Ц. Б. относится не столько к содержанию учения, которое остается общим для всего христианского мира, сколько к этим ударениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Закрыть itemscope itemtype="" > О призывах к «возрождению монархии» в современной России 03.10.2021 1785 Время на чтение 8 минут Источник: Благодатный огонь Фото из открытых иисточников У известного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) однажды спросили: — Батюшка, будет ли у нас когда-либо царь? — Если будет, то только китайский, – ответил о. Иоанн. В настоящее время среди православных популярна постмодернистская по своей сути монархическая идея, которая в некоторых своих чертах приобретает оттенки самостоятельной хилиастической религии. Многие, казалось бы, неглупые люди носятся с идеей возрождения православной монархии, которая, по их мнению, должна наконец-то покончить в нашей стране с прозападной демократией и «проклятым наследием советского прошлого», и тогда, под мудрым правлением православного Царя, в России начнется благоденствие русского народа и расцвет Православия. Как древние иудеи ожидали, что грядущий Мессия восстановит им земное могущественное царство, точно так же современные монархисты и царебожники ожидают грядущего Царя-Христа, который восстановит им земное могущественное царство, которое они именуют «православным». Мы имеем налицо «православный иудаизм », ибо Христос Спаситель был распят иудеями именно за то, что не захотел устанавливать тысячелетнее царство Израиля на земле, а проповедовал о Царстве Небесном . Церковный публицист Сергей Корнев пишет , что при обсуждении темы монархии в современной России (не в историческом, а именно в актуальном контексте) вопрос в принципе ставится неверно. А именно, рассуждают как Хозяева: «Надо ли Нам возрождать монархию?» Но какие же вы – «Хозяева»? Настоящие Хозяева монархию «возродят», не спросив у нас, и, наверняка, в таком формате, который нам понравится не больше, чем все остальное, что они делают. То есть России может быть навязано монархическое управление в качестве проводника интересов США, евроатлантической глобализации, либерального фашизма и «европейских ценностей», национал-предательства и русофобии, что в конечном итоге должно привести к расчленению теперешней Российской Федерации на несколько квазигосударств.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/03/o_priz...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русские и сербы воевали вместе за Крест Честной и Свободу Златую» Сербы, помните соколиные белоснежные оклеветанные крылья, которые закрыли Вас от демонов войны 12.04.2022 760 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников В центре казачьего края в 1999 г. организовано югославское общество «Юговичи» в год бомбардирования НАТО альянсом Югославии. Святитель Николай Сербский утверждал: «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Царь Лазарь выбрал за целый сербский народ: Царство Небесное, так как «царство мирское преходящие. Царство Небесное вечно». Св. Николай Сербский говорит: «Поражение и гибель для православной Сербии явилось духовной победой». «Поэтому для сербов Видовдан – день гибели земного " Сербского царства " . Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным, победы Вечной Жизни над преходящей, победы жертвенной любви над законами тленного мира». Сербы, живущие на Кубани, выбрали поэтому название «Юговичи» для сербской диаспоры. Многие сербы здесь женились на русских женщинах, родились у нас дети и стали едины по крови с русским народом. Сербы и русские разделяют радость, что живёт и здравствует Республика Сербская в Боснии и Герцеговине. Нельзя забывать, какой ценой далась свобода сербам на Балканах. Всё началось 1 марта 1992 г. с расстрела сербской свадьбы перед старой православной церковью Преображения Господня в г.Сараево, где обвенчались Милан Гардович и Диана Тамбур. На них напали Мухамед Швракич (сын основателя вооружённого формирования боснийских мусульман в Сараеве « Зелёные береты » ), Суад Шабанович, Таиб Торлакович и 29-летний Рамиз Делалич – участник «Зелёных беретов», которые расстреляли свата Николу Гардовича и ранили священника Раденко Миковича, сожгли сербский флаг. Однако к ответственности за нападение группу лиц с Делаличем не привлекли. Правительство Боснии во главе с Алией Изетбеговичем провозгласило независимость республики. По всей Боснии и Герцеговине мусульмане принялись резать сербов и брать под контроль городские центры. Это было несложно – сербы из Боснии составляли меньшинство городского населения, и Югославская народная армия, пребывавшая в растерянности, не оказывала им никакой поддержки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/12/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь versus политика: вместе или порознь? В Белорусском экзархате отсутствует явный раскол, но среди некоторых священнослужителей и мирян есть революционные настроения 05.11.2020 992 Время на чтение 8 минут Неспокойная политическая обстановка в Республике Беларусь заставляет нас задуматься в том числе и о позиции Церкви, которая играет большую роль в обществе. Она также имеет свой голос и всегда его подает, когда дело касается проблем в большой сфере: семьи, образования, культуры, спорта и т.д. Но вот политика… Одни говорят, что Церковь имеет полное право выражать свою политическую позицию, другие – что Церковь должна быть нейтральной. Кто же все-таки прав? История взаимоотношений Церкви и политических деятелей. Если взглянуть на историю взаимоотношений Церкви и политики, то можно увидеть, что они вступили в конфронтацию друг с другом еще во время жизни самого Христа, в Котором иудеи увидели не Миссию, а Царя Иудейского как государственного правителя, т.е. земного царя. Именно поэтому в день Входа Господня в Иерусалим Христа встречали возгласами «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9), восхваляя его как земного правителя. На самом же деле Христос был Царем Небесного Царства, о чем Он сам говорил на суде прокуратору Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36). Но иудеи Ему не поверили и предали Его на распятие римлянам. При этом Христос также говорил о том, что нужно отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) в притче о подати царю, т.е. кесарю. Здесь Богочеловек указывает на то, что нет никакого противоречия между государством и религией. Это просто разные сферы жизни. Более того, они идут хоть и по разным дорогам, но в одну сторону (за исключением тех случаев, когда правитель устраивает гонения на верующих). И поэтому апостол Павел в своем знаменитом изречении о том, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1) говорит о том, что Христос, как пишет святитель Феофан Затворник, «ввел Свои законы не для испровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного». Это означает, что нет никакого противоречия в том, когда человек с уважением относится к вышестоящим властям, трудится, платит налоги и при этом посещает храм.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/05/ce...

Закрыть Воспоминание Адамова изгнания из рая Прощеное воскресение 26.02.2023 2223 Время на чтение 5 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении с ближними, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Это - первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого сердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему? Потому что, во-первых, Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения. Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа. Во-вторых, потому, что Царство Божие - светлое общество сынов Божьих. Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: " Мир оставляю вам, мир Мой даю вам " . Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: " Мир вам! " . Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия - Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/08/...

Какую позицию занял Святейший Синод, когда зашатался царский трон? Об истоках проблемы священства и царства в Росии и позиции Святейшего Синода в 1917 году  на Международной  конференции  «Религия и русская революция», прошедшей в октябре в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, рассказал историк Михаил Бабкин. В чем проблема священства и царства Позвольте мне осветить позицию Святейшего Синода в период февраля 1917 года. Поскольку вокруг этой темы ломается много копий, ведутся споры, я акцентирую ваше внимание, что существуют две парадигмы, в которых работают исследователи. Первую парадигму можно назвать патриархоцентричной, а вторую парадигму можно условно назвать императороцентричной. Всё сводится к тому, кто является главой Церкви, земной Церкви – патриарх или император? Эта проблема обусловлена, в свою очередь, историко-богословской проблемой священства царства: то есть кто на земле является земным образом Царя Небесного, Христа? Потому что как известно, Иисус Христос – Царь всем царям и Архиерей всем архиереям, и в нем, в Иисусе Христе, царство и священство сходятся воедино. Встает вопрос, кто в мире дольнем на земле является живым образом Иисуса Христа – царь или патриарх? Проблема эта с теоретической точки зрения неразрешима. Понятно, что в сторону одного доводов, что священство выше царства, найдется множество, и не меньше доводов, что царство выше священства. Но с исторической точки зрения, не с богословской, а именно исторической, понятно, что в истории Византии и в истории Московского царства, и Российской империи на практике имеем, что царство было выше священства. Хрестоматийно считается, что проблема священства и царства в истории России – это противостояние патриарха Никона и Алексея Михайловича, середина XVII века, потом следующая узловая точка – это отмена патриаршества Петром I, точнее, учреждение Святейшего Синода. Потом в качестве узловой точки указывается обычно в литературе секуляризация церковных имений Екатерины II, и провозглашение императором Павлом I себя главой Церкви в 1797 году. Строго говоря, себя не провозглашал главой Церкви Павел Петрович, но в его акте о престолонаследии говорилось, что «понеже император и главы церкви суть» – это не прямое объявление себя главой церкви, но косвенное. Потом этот тезис находил отражение в российском законодательстве, в своде законов Российской империи, в комментарии к одной из статей.

http://pravmir.ru/1917-god-problema-svya...

Лазурное царство Тургенев И.С. Лазурное царство/Сост., предисл., примеч. Т. А. Соколовой. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 464 с. — (Серия «Библиотека духовной прозы») В книгу вошли произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883): роман «Дворянское гнездо» (1859), избранные рассказы из цикла «Записки охотника» (1852), рассказ «Муму» (1854), несколько «Стихотворений в прозе», стихи. Русские праведники Ивана Тургенева Необходимо всем писателям сплотиться вместе и встать на защиту святой веры от врагов ее. И.С. Тургенев Орловщину недаром называют землей Тургенева. Здесь 28 октября (9 ноября) 1818 года он родился в фамильном имении «Спасское-Лутовиново» Мценского уезда в семье офицера кирасирского полка, участника Отечественной войны 1812 года Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны (урожденной Лутовиновой). Здесь, взращенный слугой-камердинером, полюбил всем сердцем «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Отсюда в возрасте девяти лет вместе с родителями переехал в первопрестольную, где занимался сначала в пансионе Вейденгаммера, а затем — в знаменитом Лазаревском институте, после чего поступил на словесный факультет Московского университета (после была учеба в Петербургском университете и, наконец, в Берлинском, где Иван Тургенев слушал лекции по истории римской и греческой литературы, одновременно совершенствуясь в языках, — он свободно владел английским, не­­мец­ким и французским Но где б ни был он, в России ли, за границей (а с начала 1860х он почти постоянно жил за рубежом, в основном в Германии и Франции), при всякой оказии наезжал в Спасское. В 1852м и вовсе оказался в ссылке в родовом поместье, вызвав гнев властей некрологом на смерть Гоголя. Страстный охотник, он исходил все окрестные леса с двустволкой за спиной. А сколько творческих задумок возникло тут! Иван Сергеевич и сам признавался: «Работать по-настоящему можно только живя в русской деревне».). В Орле происходит действие, пожалуй, самого волнующего, самого поэтичного романа Тургенева — «Дворянское гнездо» (1859). Главная героиня его, Лиза Калитина,— один из наиболее трогательных, поэтичных образов во всей нашей литературе. Она воистину тургеневская девушка, мечтательная, светлая, чистая. Сродни «русской душой» пушкинской Татьяне Лариной из «Евгения Онегина», Лиза вовсе не считала себя патриоткой. Но «ей было по душе с русскими людьми; русский склад ума ее радовал». Наделенная глубоким внутренним миром, характером вдумчивым, созерцательным, она сторонилась пошлости окружающей жизни, зная, что всё — от Бога. Воспитанная истово веровавшей крепостной Агафьей, Лиза слушала ее, «и образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу, наполнял ее чистым, благоговейным страхом, а Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным». «— Христианином нужно быть,— говорила Лиза,— не для того, чтобы познавать небесное… там… земное, а для того, что каждый человек должен умереть».

http://pravoslavie.ru/49209.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010