Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы — дети Божии 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Введение во храм Пресвятой Богородицы Сегодня царство детей на земле. Все, что делают, — делают для детей. И дети заставляют все делать, как если бы они держали нас за руку. Самое малое — и самое великое и прекрасное. Что бы мы стали делать, что бы стало с миром без детей? Откуда эта уверенность в их открытом взоре, прямом и кротком, идущем прямо из рая? В их взоре, в их голосе, во всех их движениях, в их царственном, благоговейном и внушающим благоговение существе — блаженство и неподражаемая невинность. Мы знаем, почему они все — наши лучшие учителя, почему они так распоряжаются нами. Все младенцы — от Богомладенца Христа. А Христос рождается, потому что Младенец Пречистая Божия Матерь входит во Святое Святых. Мы не видели Богомладенца Христа, но мы видели младенцев, принявших крещение. Мы помним в Евангелии, как приносили ко Господу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики не допускали их. За этими детьми стояли их матери, которые нежно подталкивали их вперед или просто несли на руках. Господь создавал вокруг Себя особенную атмосферу доброты и простоты. Эти женщины были бесконечно счастливы, когда Он благословлял их детей. Им так хотелось, чтобы они были рядом с Ним! Увидев строгость учеников, заботившихся о поддержании в толпе порядка, Господь вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16). В праздник Введения во Храм трехлетней Отроковицы Пресвятой Богородицы Церковь впервые воспевает ирмосы «Христос раждается» и приглашает нас восходить к Вифлеему с расположением ребенка, с его простотой, открытостью и доверчивостью. Более того! Нам надо самим стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — скажет Господь еще раз, поставив дитя перед всеми людьми (Мф.

http://moral.ru/сегодня-царство-детей-на...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о сокровище, скрытом в поле Если притча о закваске говорила о сокровенном, преображающем действии евангельской проповеди и благодати Божией на отдельные личности, следующая за ней притча о сокровище, скрытом в поле рассказывает о воодушевлении и радости, которые непременно испытывает человек, когда его сердца касается Божественная благодать. Эту притчу нам сохранил один только Матфей: «Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, нашедши, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13: 44 ). Притча о сокровище, скрытом в поле показывает величайшую, ни с чем не сравнимую ценность благодати Царствия Божия, ради которой следует пожертвовать всеми земными благами, чтобы приобрести это сокровище. В древности был обычай прятать свои сокровища во время войны или в период народных бедствий в тайном месте, чтобы потом можно было их найти. Нередко бывало, что кто-нибудь другой находил это место и пользовался кладом, как собственным. О таком обретении клада и говорит Христос в Своей притче. В притче о сокровище мы читаем о том, что человек, обрабатывавший, пахавший поле, находит скрытое в нем сокровище. Он радуется находке, но хранит ее в тайне, и, надеясь воспользоваться ею, тщательно опять скрывает ее на поле, чтобы кто-нибудь другой не нашёл клад, и идет продаёт всё, что имеет, и покупает поле. Теперь он хозяин поля и имеет право на сокровище. Под «сокровищем» Христос имеет в виду Евангелие и нравственную жизнь, которую оно проповедует и которая поддерживается благодатью Божией, пребывающей в Церкви. Евангелие есть подлинное сокровище, в сравнении с которым все земные блага ничтожны. Евангелие лучше золота и серебра, дороже всего мира. Человек может приобрести весь мир, но без нравственной жизни по Евангелию он ничто. И наоборот, богат тот, кто следует Евангелию, хотя во всём остальном он беден. Притча о сокровище, скрытом в поле, говорит об одном из видов духовного опыта или путей в Царство Божие – о неожиданном откровении Божией благодати, ведущем к Богу. Примером внезапно находящих сокровище, которое было сокрыто от них, могут служить язычники, впервые услышавшие проповедь апостолов об Иисусе Христе и через эту проповедь познавшие, что исполнение воли Божией есть единственное средство для вступления в Царство Небесное. Озаренные проповедью апостолов, многие язычники бросали всё, что раньше привязывало их к земной жизни, и этой ценой приобретали себе величайшее сокровище во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский По еже благословити священнику, глаголем: Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Молитва Святому Духу Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Трисвятое Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.  Трижды. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва Святой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй,  трижды.  Слава, и ныне: Господи, помилуй.  (3)  Слава, и ныне: Молитва Господня Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. 1 Иерей: Яко Твое есть Царство:  И мы: Аминь. Священник: Ибо Твое есть Царство:  Чтец: Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/polunoshh...

Скачать epub pdf КРЕЩЕНИЕ «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19 ). Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Во-первых, это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности. Православное исповедание ( 113, 487 ). Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 488 ). Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 488 ). Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно. Иустин Философ ( 113, 492 ). Через Крещение ... образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается ( 12, 112 ). Итак, будем креститься, чтобы победить; приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают лучше законной крови, священнее, чем «пепел телицы», который «через окропление освящает оскверненных» ( Евр. 9, 13 ), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех. Святитель Григорий Богослов ( 113, 492 ). Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 476 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf Проповедь Предтечи Господня (Мф. 3:1–12) Как звезда утренняя перед восходом солнца явился Предтеча и громко возвестил о пришествии Солнца правды, Иисуса Христа. В ТЕ ДНИ, – повествует апостол Матфей, – т.е. в то время, когда Иисус Христос жил еще в Назарете, ПРИХОДИТ, исходит, по повелению Божию, из своего уединения ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И ПРОПОВЕДУЕТ В ПУСТЫНЕ ИУДЕЙСКОЙ, лежащей на запад от Мертвого моря; водимый Духом Божиим, он проходит по всей долине Иорданской от этого моря до другого – озера Галилейского. Не пошел Предтеча Христов по градам и весям земли Иудейской со своей проповедью, как поступали все ветхозаветные пророки, а проповедовал в пустыне: здесь, среди величественных картин природы, среди строгого безмолвия скал и утесов гор Иудейских, или на цветущих берегах быстрого Иордана, собирались к нему отовсюду жаждущие услышать слово о грядущем Мессии; здесь меньше было праздного любопытства толпы; здесь не могли препятствовать ему гордые книжники и фарисеи; здесь, на свободе, в родной, с колыбели ему любезной пустыне, которая уже самой дикостью своей, отдаленностью от шума городской суеты, располагала к размышлению о грехах, к покаянию, громко взывает он И ГОВОРИТ: ПОКАЙТЕСЬ! Вы обманываетесь в своих мечтах о земном царствии Мессии – Христа: Он грядет к вам не за тем, чтобы освободить вашу землю от Римского владычества, а затем, чтобы ваши души освободить от плена греховного. Покайтесь! Перестаньте об этом мечтать, подумайте лучше о грехах своих, раскайтесь в них, бросьте их навсегда. Смирите свое сердце, очистите его от мерзости греховной, от гордого самомнения: иначе не видать вам Царствия Божия, а это Царство недалеко от вас: ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. О каком же Царстве говорит Иудеям Предтеча Христов? Что такое Царствие Божие, Царство Небесное? Иудеи, как и все люди времен ветхозаветных, неспособны были понимать духовное учение иначе, как в виде чувственных вещей; поэтому, чтобы говорить им о блаженстве, о спасении души, надлежало говорить им о Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Царство Небесное ...Все раболепствующие страстям... страдают по нечувствию, а если иногда и восстают, то привычкою (к страстям) опять увлекаются; потому и говорит Господь: Царствие Небесное нудится ( Мф. 11, 12 ), не по порядку естества, а по нашему навыку в страстях. Если же бы оно было таково по естеству, то никто не вошел бы в него, но имеющим произволение иго Господне благо и бремя легко (ср.: Мф. 11, 30 ), а не имеющим произволения тесна врата и прискорбен путь и нуждно Царствие (ср.: Лк. 13, 24 ) (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 35). Как мы не разумеем, сколько терпят воины и разбойники и как трудятся ради одного только хлеба; сколько странствуют путешественники и мореплаватели, и сколько труда переносят все люди без надежды на Царство Небесное, а часто и не достигая цели, для которой трудятся. Мы же ради Царства Небесного и вечных благ не хотим и немного потерпеть. Может быть, это и не было бы нам так трудно, если бы произволение наше склонялось к тому и не считало бы приобретение добродетелей тягостным и несносным, но скорее радостию и спокойствием, ради надежды, беспопечительности и чести, невольно последующей за добродетелию. (Ибо и противник стыдится ее и удивляется ей.) Конец, ее веселие и радость, и не только это, но беспристрастие и в самом себе имеет соединенную с ним радость, как и жизнь вещественная, в постыдных страстях, содержит в себе печаль, от каковой (плотской жизни) да избавимся мы и да достигнем невещественной и вечной жизни беспристрастием, рождающим умерщвление тела во Христе Иисусе, Господе нашем (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 38–39). ...Если бы и над всей землей были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом опять не было бы ничего, равноценного Царству Небесному (прп. Антоний Великий , 89, 17). Источник. ...Царствие Божие есть истребление всякого греха (прп. авва Исаия , 59, 114). Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что Евангельская правда больше правды подзаконной (свт. Василий Великий , 7, 348). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1. Введение 1. Церковь и право 1.1.Богочеловеческая природа Церкви. Являя собой Царство Небесное на земле и имея богочеловеческую природу, Церковь Христова отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь – это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения. Церковь Христова – это Царство не от мира сего ( Ин. 18:36 ), в то же время это – Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой, по авторитетному определению из Катехизиса святителя Филарета, «общество человеков, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» 1 . В самом Священном Писании слово « церковь » употребляется: 1) для указания на ее неземную природу: дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим 3:15 ), Тело Христово, которое есть Церковь ( Кол 1:24 ); и 2) для обозначения ее как человеческого общества: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями, затем Господь добавил: Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф 18:17 ). Характерно, что сама этимология слова « церковь » на разных языках проливает свет на оба эти начала – Божественное и человеческое – в природе Церкви. Понятие « церковь » ведет происхождение от двух греческих слов: на славянских и германских языках («црква» – по-сербски, Kirche – по-немецки, church – по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию κριακη οκον (дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, l " église, chiesa) происходит от греческого слова κκλησα, которое обозначает народное собрание – высший орган власти в греческих полисах. Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: в частности, вступает в те или иные отношения с государствами и другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только статуса Церкви в государстве и ее отношений с другими общественными образованиями. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2. Притча о растущем семени (Мк.4:26–29) Спаситель, поучая слушателей притчами, разными чертами изображал Царство Божие. И глаголаше: тако есть и Царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю. «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю ( Мк.4:26 ). Царство Божие, о котором благовествовал Господь Иисус Христос, есть Церковь Его. А Церковь Святая, как мы уже говорили, есть общество людей, которые соединены между собою верою в Бога и Господа Иисуса Христа и Святого Духа, Божиим законом, священным начальством и таинствами. Господь Иисус Христос есть Глава и Царь ее, а она есть духовное тело Его. Дух Святой живет и действует в Церкви, сообщая верующим членам ее освящение и дух Христов, и соединение с Ним. Как общество людей, соединенное со Христом, Главою, Святая Церковь одною стороною обнимает небо, а другою землю. Обе стороны соединены во Христе. Земная половина Церкви, неразрывная с небесною, великое дело совершает на земле. Ей поручено уловлять людей во спасение их. Со времени греха прародителей дух злобы получил свободный доступ к ним и потомкам их и некоторую власть над ними. Как противник Бога, он и старается увлекать людей на свою сторону. И погиб бы совсем род человеческий, если бы не пощадил Его Господь Бог. Он благоволил даровать людям Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. А сей, Спас наш, явившись на землю, как Богочеловек, основал Церковь Свою, поставил в ней священноначальников, даровал ей благодать Святого Духа и определил ее действия на земле да скончания веков. Не насилием, не войнами открылось Божие Царство на земле, а кротким призывом к покаянию. Тем, которые откликаются на призыв, даруются великие благодеяния, духовные дары: всыновление, освящение и оправдание пред Богом. Чада гнева Божия становятся чадами любви, наследниками вечных благ. Грешные, нечистые омываются и освящаются. Слуги сатаны переходят на служение Богу. Христос воцаряется в душе верующего члена Церкви Святой. Сей Царь и направляет волю его. Он уже чувствует, что в душе его живет Христос, и нет для него иного господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

339. Беседа в день священного коронования и помазания на царство Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Говорена в Успен. соборе августа 26; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.) 1857 год Светел паче многих нынешний день: потому что на нем отражается свет бывшего за год пред сим дня, который озарил Россию светом царского венца, и простер над нею благоухание царского священного помазания. Возвратись, незабвенный день. Приближься к нашему зрению. Тогда мы смотрели на тебя наиболее оком радующегося сердца. Теперь нам досужнее посмотреть на тебя и оком размышляющего ума. Вспомним, что это был достопамятный Бородинский день, в который Россия одна противостояла всей Европе, в который дух завоеваний и преобладания, не знавший дотоле преград, приразился челом к стене, встретясь с духом любви к Царю и Отечеству. Сему дню по достоинству досталась честь быть днем Царского венца, и торжественным свидетелем любви народной к Царю. Вспомним тогдашнее ясное и тихое утро. Оно как бы нарочно приготовлено было, чтобы явиться зеркалом и образом души Царевой. Вспомним тогдашнюю в Кремле и окрест Кремля прекрасную тесноту, которая выражала сердечное стремление к Царю всего народонаселения московского и, по возможности, чрез представителей, всего народа русского, или точнее, всех народов царства Всероссийского. Найдется ли довольно сильное слово, которое изобразило бы тогдашний всеобщий восторг? – И пусть не найдется. Это ненайденное слово вам и слышимо, и понятно: поелику от тогдашних сердечных воскликновений есть и ныне верный отголосок в верных сердцах. Особенно желал бы я, чтобы каждый сын России в таком же свете узрел ныне мысленным оком, как мы тогда мысленным и чувственным оком зрели Благочестивейшего Царя нашего и Благочестивейшую Супругу Его, и совершавшееся с Ними в сем святилище в священнейшия минуты священного дня. Как смиренным являлось Их величие пред лицем Царя царствующих, и вместе как величественным Их смирение! Какое благоговение пред святынею! Какое одушевление молитвы! Какое небесное безмолвие в церкви, когда венчанный Царь один преклонил колена, и горящая молитва о благословении свыше на Него и на царство Его просиявала из Его сердца, и очей, и уст, и тихо воспламеняла все сердца; сливала их в одно кадило, в один благоуханный фимиам; и его, без сомнения, невидимо принимал Ангел Хранитель России, «и в зыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Anok. VIII. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

§ I. Беседовать с баптистами мы собрались весной, в саду одного богатого православного христианина. День был праздничный. На дворе тепло. Слушателей сошлось много. Стол, покрытый белою скатертью, мне поставили на возвышении, в тени большого, развесистого дерева. Кругом меня разместилась сельская «знать», а против – баптисты. Их было немного. «Отвечать» мне они уполномочили своего «брата» Михаила. Это был малограмотный, но хитрый и пронырливый баптист. Он, улыбаясь, посматривал на народ, видимо, желая показать людям, что «не сробел». Пропели молитву. Народ притих. Тесным полукругом он придвинулся к столу. – Я объявил, что, по желанию батюшки и православных, беседовать будем а крещении младенцев. По тому же желанию, беседовать станем покороче, без взаимных перебивок и от Слова Божия. Баптисты согласились с этими условиями и выразили свое удовольствие «потолковать» именно о крещении младенцев. Я начал говорить: – Господь Иисус Христос явился – Савлу, шедшему в Дамаск, и сказал ему: «встань и стань на ноги твои: ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел, и что я открою тебе избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными » ( Деян. 26, 16 – 18 ст.). Из этих слов Господа ясно следует, что и после страданий Христовых в мире осталось два царства: «власть сатаны» и «власть Божия», – «тьма» и «свет». Также об этом свидетельствует Ап. Павел. Он говорит, что Бог Отец избавила нас «от власти тьмы» и ввел «в царство возлюбленного Сына Своего» ( Кол. 1, 13 ). «Царство возлюбленного Сына Божия» на земле осуществляется по мере возможности истинною Церковью Христовой. Это вытекает из учения Самого Спасителя, Который царство небесное уподобляет то полю, засеянному пшеницей и на котором выросли плевелы, то неводу, закинутому в море, то десяти девам – (Мф. гл. 13 и 25). Ясно, что плевелы могут расти и девы дремать лишь в Церкви земной, а не в небесном царстве, где не может быть никакой нечистоты ( Откр. 21 – 27 ). – Согласны вы с изложенным учением Господа и Его Апостолов? спросил я Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010