Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 2-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Всех святых в земле Российской просиявших , Седмица 2-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 19 зач., 6, 31—34; 7, 9—11 Сказал Господь: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Все слова Спасителя, призывающие «не заботиться» о завтрашнем дне, опираются на непоколебимость веры Церкви — «Отец ваш Небесный знает». О молитве Христос говорит: «Молясь, не говорите лишнего как язычники», «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения» (Мф. 6, 7—8). Два различных представления о Боге противостоят друг другу — магический бог язычников и Бог Отец, любящий Своих детей. Человек, живущий по Евангелию, — вовсе не «не заботящийся» ни о чем. Это тот, чья забота о ином. Он весь поглощен заботой о Царстве Божием. «Ищите Царства Божия!» Служить маммоне — практически означает заботу только о себе. Служить Богу — значит посвятить себя служению любви и обрести истинную свободу. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем». Господь знает, о чем говорит. Он Сам, восходя ко Кресту, живет такой жизнью. Для чего прибавлять заботы завтрашнего дня к сегодняшним? Бог дал нам жизнь, и Он дает нам жизнь вечную — неужели Он не даст меньшего, того, что потребно для нашего тела, — одежды и пищи на каждый день? Многозаботливость — болезнь мира, отпавшего от Бога. Она не только бесполезна, она — разрушительна. Как часто люди проводят дни в ожидании бед, которые, может быть, никогда не случатся! Господь хочет научить нас всецелому доверию Богу — искусству жить одним днем. Не заботьтесь о завтрашнем дне, потому что вы не знаете, что принесет вам сегодняшний. Может быть, вы уже не будете живыми, и что будет значить ваша тревога о том, что никогда не случится! Когда придут новые заботы, Бог даст новую помощь и силу для их преодоления.

http://moral.ru/?p=86

Свою тему я обозначил, наверное, довольно шокирующе с точки зрения многих: «Кто войдет в Царство Небесное?». Ответ на этот сложный вопрос очень простой. Мы не знаем поименно тех, кто войдет в Царствие Небесное, но, в то же самое время, в Священном Писании сам Господь Иисус Христос и богоносные святые люди, которые составляли по наитию Божию тексты Священного Писания, дают ответ на этот вопрос. И как раз об этом ответе, достаточно ясном для Церкви, сегодня хотелось бы порассуждать. Мировоззрение Мы сегодня сталкиваемся с определенным противоречием между христианством и попыткой выдать за христианство некое иное мировоззрение, которое я бы назвал мировоззрением хорошего человека, привыкшего приятно жить в грешном мире. За последнее время я прочел много полемических статей, авторы которых, особенно представители старшего поколения нашей интеллигенции, отождествляют христианство с безразличием к истине, со смирением перед любым грехом, с учением о том, что спасется каждый человек, с пацифизмом, с отрицанием государства, с отрицанием всякого принуждения, всякого применения силы, с попыткой считать любого человека, вне зависимости от его поступков и его внутреннего настроя, хорошим и достойным всяческой поддержки. Вот свежий пример. Многие смотрели фильм «Царь». Я признаюсь, что я впервые со школьных лет пошел в кино на обычный сеанс, потому что, как правило, смотрю фильмы либо на дисках, либо на специальных просмотрах, которые организуют кинокомпании и авторы фильмов. С огромным уважением отношусь к Павлу Семеновичу Лунгину, общаюсь с ним регулярно, но имею право, как мне кажется, в определенных вещах с ним не соглашаться. Митрополит Филипп в фильме «Царь» это не митрополит Филипп, это Андрей Дмитриевич Сахаров (тоже, кстати, человек, вполне мною уважаемый). Но это не христианин, а абсолютный пацифист и гуманист, который выступает против всего, что предполагает принуждение человека в ситуациях, неизбежных в нашем испорченном грехом мире, в частности, в государстве, которое, так или иначе, вынуждено принуждать людей к тем или иным вещам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210192...

святитель Иннокентий, митрополит Московский Содержание Вступление Часть первая. Какие те блага, которыя Иисус Христос даровал нам своею смертию Часть вторая. Как Иисус Христос жил на земле, и что он пострадал за нас Часть третия. Какой тот путь, который ведет в Царствие Небесное Часть четвертая. Как нам помогает Иисус Христос идти по пути в царствие Небесное и как можно получить эту помощь Заключение Вступление Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которыя по смерти своей исчезают; но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно. А жить с Богом могут одни только христиане, т.е. те, которые право веруют во Иисуса Христа. Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастия. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истиннаго и совершеннаго счастия и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истиннаго счастия и совершеннаго благополучия. В сем свете ничто, кроме Бога, не может наполнить нашего сердца или вполне удовлетворить наших желаний. Не потушить пожара хворостом и маслом, потому что одна только вода может потушить его: точно так не насытить желаний сердца человеческаго благами мира сего, потому что одна только благодать Божия может утолить жажду желаний наших. Всякая желаемая нами вещь только до тех пор нам нравится, пока мы еще ею не владеем; когда получим ее, то она скоро наскучивает нам. Или: нам кажется хорошо и заманчиво лишь только то, чего мы еще не имеем; а все, что мы имеем из вещей, хотя бы самое лучшее, или нам недостаточно, или нас не занимает. Лучший пример этому есть царь Соломон, который, как известно, был столько богат, что вся домашняя утварь во дворцах его была из чистаго золота; был столько премудр, что цари приходили послушать его, и был столько славен, что враги трепетали его. Он, будучи просвещен и могуществен более всех своих современников, мог удовлетворять всем своим желаниям и прихотям так что почти не было вещи на свете, которой бы он не имел, или не мог получить. Но при всем том, и он не мог насытить своего сердца, и желания сердца томили и мучили его гораздо более, нежели обыкновеннаго человека, и он, наконец, испытав все на свете, сказал в своих писаниях: все на сем свете суета, и ничто не может насытить наших желаний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1833...

Скачать epub pdf О борьбе с помыслами и о добродетелях, необходимых для стяжания Царства Небесного 30 Сегодня, основываясь на примерах из Евангелия, я хочу провести с вами беседу о борьбе с помыслами и о тех добродетелях, которые необходимы человеку для того, чтобы войти в Царство Небесное. В одной беседе невозможно изложить евангельское учение исчерпывающе, поэтому за основу рассуждений мы возьмем только восемнадцатую главу Евангелия от Матфея. Глава начинается со слов: В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? ( Мф. 18, 1 ). В то время они еще не представляли всей глубины учения Спасителя, не понимали, что такое смирение, хотя он уже сказал им: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11, 29 ). Апостолы не могли вместить эти Его слова: благодать Святого Духа на них еще не сошла и потому они обо всем мыслили как обычные люди. Их искреннее стремление служить Господу искажалось человеческими страстями, и при всей чистоте их намерений ими порой овладевала гордость. Иногда между апостолами возникала и взаимная неприязнь. В данном случае произошло нечто подобное: апостолы думали, что от всей души служат Богу, и желали быть ближе к нему. Однако понимали ли они до конца, что такое Царство Небесное? Осознавали ли, что оно называется Небесным не только по своей высоте и значимости, но и в противоположность царству земному? Апостолы стремились быть ближе к Господу Иисусу Христу, и хотя это желание само по себе весьма похвальное, серьезное, доброе, однако в нем присутствовала гордость. И у нас часто бывает так же: мы стремимся быть в Царстве Небесном бóльшими. Да, мы желаем не земного, а небесного, потому что будто бы уже понимаем, чтó оно собой представляет, однако и в этом нашем стремлении присутствует гордость. поэтому очень важно объяснить упомянутое евангельское событие, чтобы суметь применить слова Евангелия к самим себе и исправиться. Итак, ученики спросили: Кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф. 18, 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf О малом и великом в жизни христианина 35 Сегодня мы с вами будем говорить о том, что в духовной жизни не бывает малых, незначительных вещей. То, что видится нам ничтожным, на самом деле может оказаться настолько великим (или, правильнее сказать, страшным – если мы этим пренебрежем), что от этого будет зависеть, спасемся мы или погибнем. Апостол и евангелист Матфей приводит слова Спасителя из Нагорной проповеди: Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном ( Мф. 5, 19 ). Эти евангельские слова (малые, как сказано по-славянски, или малейшие, как переведено на русский язык, заповеди) имеют огромное значение. Ведь быть названным малейшим в Царствии Небесном не значит обязательно там находиться и быть спасенным. Когда мы в обществе христиан порицаем некие пороки и рассуждаем о тех или иных страшных грехах, тех или иных порочных людях, то вовсе не обязательно речь идет о человеке из нашей среды. Наоборот, гораздо чаще мы говорим о тех, кто пребывает вне Церкви. Так что если человек назван в Царствии Небесном малейшим, то, повторю, это совсем не значит, что он там находится. Именование заповедей малейшими можно понимать по-разному. Мне кажется, что слово малейшие показывает наше отношение к этим заповедям: они кажутся нам ничтожными, ничего не значащими, и мы оставляем их без внимания. Мы пренебрегаем ими не потому, чтобы они были действительно легкими для исполнения (мол, захотим, так исполним), а потому, что в житейской суете, в нашем повседневном отношении к людям мы не придаем этим заповедям значения. Мы пренебрегаем также и заповедями, которые учат нас правильно относиться к Богу и к самим себе: нам кажется, что в обыденных обстоятельствах это не имеет принципиального значения. Вы знаете, что Иисусову молитву и вообще непрестанную молитву называют любовью к Богу. Действительно, любовь к Богу с наибольшей силой проявляется именно в Иисусовой молитве. Мы же под предлогом разных житейских занятий – иногда чрезвычайно важных – считаем для себя возможным эту молитву оставлять. Да, мы знаем, что необходимо любить Господа Бога всем сердцем, всею душею, всею крепостию, всем разумением, и не пытаемся с этим спорить, не пытаемся возражать словами. Однако делами своими мы показываем, что заповедью этой пренебрегаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Слово 1 Мф.5:1–3 .  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Кто в числе собравшихся таков, чтобы ему и быть учеником Слова, и вместе с Ним с земли – от понятий пустых и низких, взойти на духовную гору возвышенного созерцания, – на эту гору, которая избегла всякой тени высящихся холмов злобы, и освещаемая отовсюду лучом истинного света, в чистой ясности истины, с вершины своей дает видеть все, что для заключенных в междугорьи невидимо? А что открывается взору с высоты сей, какие это виды, и как многочисленны, описывает Сам Бог Слово, ублажая восшедших с Ним на гору, как бы перстом каким указуя здесь Царствие Небесное, а там – наследие горней земли; потом помилование, правду, утешение, приобретаемое родство с Богом всяческих, и плод гонений, именно тот, чтобы стать сообитателем Божиим, и все иное, что кроме сего, по перстоуказанию Слова свыше с горы, можно видеть в уповании простирающему взоры с этой высокой стражбы. Итак, поскольку Господь восходит на гору, послушаем, что взывает Исаия: «приидите, и взыдем на гору Господню» ( Ис. 2, 3 ); и если немощны мы от греха, то, как научает пророчество, укрепим «руце ослабленыя, и колена расслабленая» ( Ис. 35, 3 ). Ибо если будем на вершине, то найдем Исцеляющего «всяк недуг и всяку язю» ( Матф. 4, 23 ), и «недуги наша» Восприемлющего, «и болезни» Носящего ( Матф. 8, 17 ). Посему поспешим и мы к восхождению, чтобы, с Исаиею став на вершине надежды, и нам с высоты увидеть оные блага, которые указует Слово последовавшим на сию возвышенность. Но и нам да отверзет уста Бог Слово, и нас да научит тому, слышание чего есть блаженство. Началом же нашего обозрения да будет начало сказанного в учении. " Блажени, – сказано, – нищии духом: яко тех есть царствие небесное» ( Матф. 5, 3 ). Если какой златолюбец найдет надпись, показывающую, что хранится тут сокровище, но место, заключающее в себе это сокровище, желающим приобрести его представляет много пота и труда; то ужели не найдет в себе сил к трудам, вознерадит о выгоде, и не принять на себя никакого тщательного усилия признает приятнейшим богатства? Нет, это невозможно; напротив того пригласит он на это всех друзей и отовсюду собрав себе, какую только можно, в деле помощь, при множестве рук, сокрытое богатство сделает своею собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Тайна примирения «Тайна примирения» отца Алексия Уминского — удивительно простая и одновременно глубокая книга о покаянии и исповеди. Отец Алексий идя по следам Писания и Св. Отцов внятно для современного человека, но не отклоняясь от Предания рассказывает о покаянии. «Как только [человек] произносит великое слово «прости», Господь откликается, прощает человека, и в нем чудесным образом проявляется потерянное в грехе божественное достоинство. Состояние гордыни, помраченности, злобности вдруг исчезает, и преображенный человек приобщается к жизни ангельской. Покаянием сокрушаются все козни, отражаются все стрелы врага, бессильного пред словом «прости». Сети, которые с такой тщательностью и изощренным хитроумием он расставляет человеку, разрываются, и перед нами открывается потерянная дорога в рай. Покайтесь, – призывает Спаситель, выходя на проповедь, – приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Только так совершается возвращение в Царствие Небесное, дарованное нам Господом Его победой над сатаной. Он не просто возвращает нас в Место блаженства, а дарует неизмеримо больше того, что было дано Адаму в раю. Человеку, сотворенному в земном раю, открывается рай небесный, вместо мира земного – Небесное Царство, которое неизреченно, непознаваемо, которое совершенно никак не определено кроме того, что это есть Царство Божией любви, Царство Его настоящей жизни. Вот что нам даруется вместо потерянного земного блаженства! И только одно слово «прости», сказанное всею жизнью человека, – не случайно, не впопыхах, не формально, не в один единственный день в году, а всею нашей жизнью, – открывает нам эту дверь. Открывает каждому: разбойнику и праведнику, мытарю и фарисею, блуднице и целомудренной – всем. И когда мы оказываемся способными всей жизнью своей всегда говорить «прости», это значит, что мы всегда оказываемся победителями сатаны. Только это и возвращает нас в рай. И этому слову мы будем учиться всю жизнь, чтобы оно стало нашим главным оружием в победе над злом. Потому, что невозможно победить его иначе, как только по-настоящему начать духовную борьбу.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=981...

иеромонах Тихон Нравственное совершенство, – уподобление совершенному Отцу небесному, должно быть, по слову Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, целью всей жизни и деятельности христианина: будьте говорит, совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть. Все роды деятельности разумной, все лучшие стремления человека, возвышающие его ; как существо разумное и свободное, как превосходнейшее творение Премудрого Художника, должны сосредоточиться в одной прекрасной цели – быть истинным подобием небесного Отца, подражателем Его благости и любви, оживотворяющей Своим всемогущим влиянием все творения даже до крин сельных, – одним словом, быть сыном Божиим. Цель и достойная человека, самая благородная и возвышенная, но вместе с тем не разом достигаемая, но постепенно, и притом не без собственной деятельности и усилия и не без стороннего наставления, вразумления и руководства. Высокая, говорим, цель, стремиться к выражению в себе, в своем сердце и своей деятельности подобия совершенств Божиих и таким образом соделываться истинными чадами Божьими, подражателями Единородного Сына Божия. При своей возвышенности, такое стремление, деятельно выражаемое, должно вести человека к истинному благу, составляющему постоянный предмет исканий его, – предмет жажды сердечной и неизъяснимых желаний: быть Сыном Божиим – тоже, что быть наследником царства Божия, быть прекрасным гражданином небесным. А быть гражданином неба не тоже ли, что быть самым лучшим гражданином земли? He правда ли, что благочестие на все полезно и имеет обетование нынешнего века и грядущего? Что, если бы общества человеческие состояли из членов, в тесном общении братской любви усиленно и деятельно ищущих гражданства небесного, истинных подражателей Сына Божия Единородного, подражателей Его смирения, терпения, кротости, любви; то утратили ли бы они блага гражданства земного? Напротив, такие общества представили бы прекрасное подобие царства Божия, царства мира, любви и истинного счастья, какое только доступно обитателям земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Поучительные слова, сказанные при высочайшем дворе её императорского величества благочестивейшей великой государыни Екатерины Алексеевны Источник Слово на день рождения Её Императорского Величества Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь Се! Благоизволяет Воскреситель всяческих дать нам царство; но се! Мы и приемлем входя путем благодати в чертог славы. Воскресе Христос, но воскресли вкупе и мы с ним суще мертвы прегрешеньями. Христос воста, и благоволение небесное осенило род человеч толико, яко и сама тварь по Апостолу свободилась от истления в свободу славы чад божиих. Ах! Како убо не возвестим дела господни в радости? Како необъимем друг друга взаимным веселия лобызанием? Не бойся избранное Христианское стадо! Яко благоизволи отец ваш дать вам царство; но какое? Царство о верх блаженства! Земное, и царство небесное. Сугубо пали; но сугубо и восстали; сугубо погибли; но сугубо и прославились. Потеряли грехом царство неба и земли; но и восприяли паки Христом благословенное наследие неба и земли; и вот что отлично торжественным делает сей праздников праздник! Ибо несумнительно то, что все мы созданы на вечное блаженство, и что сей есть точный предмет нашего произведения, предмет достойный благородства человеческого! Но где в прочем определим начало сего сладчайшего источника? Где положим основание оного грядущего града? Где? ежели не на земле, ежели не в жизни сей. Земля сея есть лествица к небесам. Странствие сие приводит в отечество. Жизнь сея преселяет в небесную жизнь. Боже! Есть ли убо бесценнее дар, каков есть дар бытия? Ты отверзая оное отверзаешь всю свою благость; посылая дух жизни, ниспосылаешь и все небесные достояния. О! сколь по сему истинна причина, по которой мы празднуем с отменными знаками дни своего рождения, а кольми паче дни рождения тех особ, которых жизнь есть сладость нашей жизни; коих бытие радостным и преимущественным делает наше бытие. Благословен убо день сей! в он же десница вышнего поставила во свете препрославленную нашу Монархиню. Благословен день сей, в который добродетель Её потекла в путь свой, в который с прозябанием райского древа прозябли нам и райские плоды. Мудрое и славное Екатерины II Правительство живо доказывает, каких плодов источником есть Её рождение. Светильник сей поставлен на златом царствования Её свещнице, и светит на северу токмо, но и всем концам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Скачать epub pdf Служба блаженному Василию Кадомскому Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 8 декабря 2020 года (журнал 99) Месяца мая во 2-й день Блаженнаго Василия Кадомскаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 5: Миру чужд быв,/сущих в мире не чуждался еси,/юродив наречен,/мудрости наставлял еси,/страдания терпяй,/страждущих исцелял еси,/темже в житии твоем привременнем/милость Божию улучил еси,/блаженне Василие. Образ терпения и незлобия являя,/многострадальному Иову подражал еси,/сердце в жилище Духу Святому утотовляя,/по вся дни и нощи в молитве пребывал еси,/странствию Христову ревнуя,/Царствия Божия достигл еси,/блаженне Василие. Возлюбив усердно Господа/и трудолюбне подвизаяся,/Божественною благодатию просветился еси/и дары Духа Святаго стяжал еси./Темже, дерзновение твое к Богу ведуще,/к тебе с молитвою притекаем,/блаженне Василие. Слава, глас 6: О, блаженне Василие,/града Рязани похвало,/мира чуждаяся,/смирен, целомудр, праведен/и заповедей Божественных хранитель явился еси,/молися за ны ко Господу,/да спасет души наша. И ныне, Богородичен, глас тойже: К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево: Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая. На литии стихира храма и святаго, глас 3: Блаженне Василие чудне,/человече Божий,/яко юрод, на земли пожил еси/и, яко злато в горниле, душу свою очистил еси./Грехов прощение нам испроси/и недугов избавление,/да Царствия Небеснаго сподобимся. Слава, глас 2: Все упование на Бога возложив,/пучину жития земнаго преплыл еси/и, брега Горняго Отечества достигнув,/со ангелы на Небесех ныне радостне ликуеши,/угодниче Христов Василие./Темже помози нам, на земли живущим,/печали горькия избавитися. И ныне, глас тойже: О, чудесе новаго, всех древних чудес: На стиховне стихиры, глас 8: Ангельски пожив, святе,/подвиги на всяк день подъял еси,/молитву, яко щит, воздержание, яко лук,/и смирение, яко шлем, имея,/темже верныя люди назидал еси/заповеди Божия усердно исполняти/и страх Божий имети./Помози и нам, блаженне Василие,/веру добре соблюсти/и Царствия Небеснаго достигнути.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010