Преподобный Никон давал такое определение скорби: «Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли». Преподобный Иосиф учил: «Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения». Преподобный Анатолий (Зерцалов) называл три причины скорбей и искушений: «Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны». Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа. Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике: «Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается». Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни: «Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей». «Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».

http://pravoslavie.ru/61029.html

Псалом 8 Слава Господа Бога открывается в великолепном устройстве вселенной и царственному величии человека – в лице Мессии. 1. В конец, о точилех, псалом Давиду. Славянское выражение о точилех указывает на время, когда был написан псалом или – по какому обстоятельству. Время «точил» – то же, что время собирания винограда. Грозды винограда, обыкновенно, складывались в обширные ящики, здесь их топтали ногами, чтобы выжать сок, который отсюда точился – стекал в приготовленные для того сосуды; по сему и ящик назывался точило. В еврейском тексте этому выражение соответствует слово на Гефской, т. е. лире, при чем разумеется, что пение этого псалма нужно сопровождать игрою на Гефской лире. Псалом составлен в благодарение Богу за превосходный урожай винограда, – в чем выразилась великая милость Божия к человеку. По самому предмету своему, псалом имеет характер торжественной песни. 2. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Имя Бога – Иеговы, Бога Вечного – чудно, – дивно, велико, потому что все принадлежит этому имени, ибо все создано Богом Вечным; имя Божие величественно, ибо оно соединяет все неисповедимые совершенства Творца, открытия Им в великолепном устройстве вселенной. (Ср. Исх. гл. 3, ст. 14–15. Апок.1:8 ). И это великолепие взятся – простерлось превыше небес: слава имени Божия, открывающаяся в мироздании, возвещается и выше небес, – в мире ангелов, созданных прежде неба. – Небо есть престол Божий ( Ис.66:1 ); и имя Божие прославляют сонмы ангелов, предстоящих престолу Божию ( Ис.6:1–3 ). Так, когда были созданы светила на тверди небесной, то восхвалили Господа все ангелы, созданные, очевидно, ранее светил небесных ( Иов.38:6–7 ). 3. Из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Слава имени Божия всегда была предметом песни в устах человека: даже младенцы, ссущие – сосущие грудь матери, дети вместе со своими родителями, предстоя Богу во дворе Его скинии, невольно проникались чувством радости и восторга – при изобилии всех благ жизни, и, как могли, возносили хвалу Богу (ср. Лк.1:41–44 ). Так Господь совершает свою хвалу – еже разрушити врага и местника – чтобы так уничтожить вражду мстителя – мятежника. Разумеется: в виду дарованного Богом изобилия жизненных благ, враги народа Божия – соседние с ним хананеи – всегда питавшие к нему чувство вражды и мести и позорившие его, принуждены будут замолчать. Так Господь благословляет свой народ и устрояет свое царство между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления епископ Иларион (Алфеев) " decoding="" title="" Оглавление Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания. Вера – это тайна и таинство. Почему один человек откликается на зов, а другой нет? Почему один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остается глух? Почему один, встретив Бога на своем пути, тотчас бросает все и следует за Ним, а другой отворачивается и уходит в сторону? «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною… И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна… и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за ним» ( Мф.4:18-22 ). В чем тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив все, следовать за Христом, Которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал «приходи, и следуй за Мною», не откликнулся тотчас же, но «отошел с печалью» ( Мф.19:21-22 )? Не в том ли причина, что те были нищими, а этот обладал «большим имением», те не имели ничего, кроме Бога, а у этого были «сокровища на земле»? У каждого человека есть свои сокровища на земле – будь то деньги или вещи, хорошая работа или жизненное благополучие. А Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.4:3 ). В древних списках Евангелия от Луки еще проще и прямее: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» ( Лк.6:20 ). Блаженны ощутившие, что они ничего не имеют в этой жизни, хотя бы и обладали многим, почувствовавшие, что никакое земное обретение не может заменить человеку Бога. Блаженны те, которые идут и продают все свое богатство, чтобы приобрести одну драгоценную жемчужину – веру ( Мф.13:45-46 ). Блаженны те, которые познали, что без Бога они нищие, которые возжаждали и взалкали Его всей душой, всем разумом и волей.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 73  голоса:  4.0 из  5) Протоиерей Олег Давыденков : “Существует довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев не может быть «выше» блаженства людей, достигающих его через свободное самоопределение и личный подвиг”. Что нам известно из Священного Писания и Священного Предания об участи умерших некрещёных младенцев? Попробуем тщательно исследовать этот вопрос. Что говорит Священное Писание Сам Господь в беседе с Никодимом сказал об этом так: « Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » ( Ин.3:5 ). Рождение от воды и Духа согласно учению Церкви — это второе, духовное рождение человека, т. е. крещение в водной купели, вследствие которого человек приобщается к Церкви. Это базовое условие спасение человека. Соборные постановления 124е правило поместного Карфагенского собора : « Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема ». Исповедание православной веры Восточной Церкви, определение 16: «Мы веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, в высшей степени необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Поэтому оно нужно и младенцам, ибо и они подвержены первородному греху и без крещения не могут получить его отпущения. Господь, показал это, когда сказал не только о некоторых, но просто и безусловно: «Кто не родится…», что равнозначно выражению: «Все, кто войдут в Царство Небесное после пришествия Христа Спасителя, должны возродиться». И поскольку младенцы являются людьми, и как таковые нуждаются в спасении, то нуждаясь в спасении, они также нуждаются в крещении.

http://azbyka.ru/deti/ob-uchasti-mladenc...

Скачать epub pdf 11. 8 неделя по Пятидесятнице. О насыщении пяти тысяч человек. О духовном общении с Господом (Мф. 14:13–22) «И ели все и насытились» ( Мф. 14:20 ). В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию повествование о чуде насыщения Спасителем пяти тысяч человек. Много разных чудес совершил Господь наш Иисус Христос во время Своего общественного служения. Тут были и чудеса по исцелению отдельных людей от их болезней. Были и чудеса по исцелению многих недужных из среды окружающего Христа народа ( Мф. 4:24 ; Мф. 14:14 ). Наконец, были и чудеса, захватывающие весь бывший с Христом народ. Такими чудесами были, например, два насыщения Христом народа в количестве пяти тысяч человек ( Мф. 14:13–23 ) и четырёх тысяч ( Мф. 15:32–39 ). Повествование о первом из этих чудес мы и слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Вспомним кратко историю этого чуда ( Мф. 14:13–23 ). Однажды Спаситель был один в пустынном месте и по обыкновению молился. Народ, узнав, где Он, устремился к Нему, желая послушать Слово Божие и получить исцеление недужным. Христос сжалился над народом, исцелил больных ( Мф. 14:14 ). На исходе дня апостолы стали просить Христа отпустить народ в селение, чтобы купить себе пищи. Христос восхотел Сам напитать их и повелел народу возлечь на траву. Взяв у апостолов пять хлебов и две рыбы, Он воззрел на небо, благословил снедь, преломил, дал ученикам, а те – народу. Все ели и насытились. Таковых оказалось около пяти тысяч мужчин, кроме женщин и детей. Остатки собрали в двенадцать полных коробов. После этого Христос понудил учеников переправиться в лодке на другую сторону озера, а Сам, отпустив народ, взошёл на гору помолиться ( Мф. 14:15–23 ). Такова краткая история чуда. Вникнем, братия и сестры, во внутренний смысл этого чуда для своего назидания. Евангелист Марк, повествуя об этом чуде, указывает, что Христос, увидев народ, сначала начал учить его много ( Мк. 6:34 ). Всякий раз, когда народ слушал Спасителя, он умилялся сердцем, хотя быть может и не всегда всё понимал из Его учения. И на этот раз, перед чудом насыщения, народ молча, с сердечным увлечением, внимал учению о Царстве Божием ( Лк. 9:11 ), не чувствуя ни усталости, ни голода, ни потребности возвратиться к домашним очагам. Апостолы и Сам Спаситель ( Ин. 6:5–6 ) позаботились о нуждах народа. Духовно питая окружающих Его людей, Христос возымел намерение напитать их и телесно, чтобы каждый из народа воочию убедился, что Отец Небесный может и телесно питать тех, кто алчет больше всего пищи духовной, нетленной ( Ин. 6:27 ), кто ищет, прежде всего Царство Божие ( Мф. 6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

составитель Терещенко Т. Н. СПАСЕНИЕ Души спасти – не лапоть сплести (прп. Лев, 22). Бог печется и промышляет о нас более, нежели сами мы, Он устраивает наше спасение, однако ж не хочет, чтобы мы искали его в здешней отраде, но в скорбях, в теснотах и в болезнях. С ослабой ли вошли в Царство Небесное отцы и матери наши? Не паче ли тесным и прискорбным путем прибрели его? Они скорбели, но не стужали и не малодушествовали, и это служило им отрадой в лютейших скорбях, душевных и телесных, по претерпении которых и совершенном смирении получили и совершенное успокоение, и даже духовное дарование (прп. Макарий, 20). Ты описываешь свои неисправности и не видишь надежды спасения в делах своих. Плоха нам надежда на дела наши. Хоть бы и были они, то без любви и смирения никакой пользы от них не получим, а смирение и одно сильно спасти нас; об этом надо попещись – стяжать оное, и надежду на заслуги Спасителя нашего и на Его милосердие (прп. Макарий, 20). Я не думаю, что вы полагаете свое спасение в исполнении правил, но предостерегаю вас от этого. И не только не надеяться на правила и на дела, но даже и на духовные дарования, – много и этим были обольщаемы, но на милосердие Божие возлагать надо [надежду] о своем спасении. Надо и делать, но с великим смиренномудрием (прп. Макарий, 20). Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ). И при этом надо иметь самоотвержение, т.е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствующим и наставникам, как учат святые отцы (прп. Макарий, 20). Спасение наше состоит в вере и в уповании на милосердие Божие, предании в Его святую волю себя и всех нас (прп. Макарий, 20). В чем же состоит успеяние нашего спасения? Как вы полагаете? В том ли, чтобы проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и этим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит в смирении. Когда мы, и делая благо, не полагаем во оном надежды спасения, но считаем себя землей и пеплом. Когда же мы, делая, что благо, возомним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили свое мудрование, почитая себя хуже всякой твари. Или вы не знаете, что Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью? Теперь понимаете ли вы, что обеты монашеские и сама одежда есть нам помощь к стяжанию смирения (прп. Макарий, 20)?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

13. Вразумление раскольникам из Евангелия Вразумление: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное ( Мф.5:20 ) – от имени самого Господа Иисуса Христа, пребывающего в своей Церкви, мы можем обратить к отродившемуся и в христианстве фарисейскому духу, увлекшему столь многих от Церкви Христовой в разные виды расколов. Так, для них существенным в деле спасения представляются собственно письмена и внешность церковного чина, кажущиеся им древними, и отличные от общецерковного и истинно-древнего порядка. Вот из-за чего они вначале оставили дом Божий, в котором пребывали! Исполнение же внешних добрых дел, исполнив самих самомнения и духа осуждения против мирской нескромности нравов в христианстве, утвердило их в той уверенности, что они идут путем правды и спасения. Ослепленная ревность, а иногда прямая недобросовестность руководителей их или расколоучителей, довершила и упрочила это отделение детей от своей матери – св. Церкви. – Но да станут они на суд самого Христова слова! Не спорной или мнимой старины держались иудеи, не предания только своих старцев они отстаивали: в их руках были письмена самого слова Божия, свидетельствующие, что сам отец верующих – Авраам принял обрезание по заповеди Божией, что Гедеон, Самуил, Давид спасались исполнением закона Моисеева. Что же? Когда иудеи, под руководством фарисеев и книжников, стали почитать за существенное в спасении внешность Богоданного обрядового чина и в исполнении внешне-законных дел полагать свою правду, хотя при сем не забывали и грядущего Мессию, только поступая не в Его духе и благодати: то Господь прямо им сказал, что, если они не возвысятся над такою правдою, то не войдут в царствие Божие. Итак, – не говорим уже о произвольности и мнимости самой старины, за которую стоят наши подобо-иудейские ревнители, – если бы старинные письмена, которыми они дорожат, были подлинные письмена даже самого слова Божия, если бы правда их держалась на исполнении такого Богопреданного чина, который засвидетельствован был бы прямо в свящ. писании: то и в таком случае они, как древние иудеи, не вошли бы в царство небесное с своею правдою непослушною, чуждою духа любви, самомнительною, не утвержденною на единой истинной лозе – Господе нашем Иисусе Христе, который Един сообщает жизнь своим ветвям чрез св. таинства и живую смиренно-послушную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Беседа в третью неделю св. Великого поста 61 . О покаянии Покайтеся, приближися бо Царствие небесное ( Мф.4:17 ). Так говорил Господь наш Иисус, призывая Иудеев и язычников в христианство ; так говорит и ныне рождённым в христианстве, но живущим не по-христиански, призывая их к Св. Таинствам покаяния и причащения. Пост приятный и благоугодный Господеви приводит нас, братия, к покаянию; а покаяние искреннее и чистосердечное вводит в общение с Господом в Таинстве причащения. Приобщаться св. Христовых Тайн необходимо нужно для спасения души и тела; приносить покаяние во грехах необходимо нужно для достойного приобщения: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня ( 1Кор.11:29 ). Посему св. Христова церковь оградила страшное таинство Причащения и самих причащающихся другим предохранительным таинством Покаяния. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Довольно размышляли мы, братия, о посте: ныне обратим внимание на потребность покаяния. Ничто так не нужно для человека, как спасение: ничто так не нужно для спасения грешника, как покаяние. Эти две истины так очевидны, что знает их каждый, кто имеет хотя несколько сознания о своих грехах. Но на деле выходит другое. Ничем так много не пренебрегает грешник, как обязанностию покаяния. Чем можем побудить его к покаянию? И что внушим? Первое, покаяние столь важно, что Господь наш Иисус, совершив великую Четыредесятницу поста в пустыне, не о чём другом прежде всего начал проповедовать, как о покаянии: оттоле Иисус начат проповедати и глоголати: покайтеся, приближися бо Царствие небесное ( Мф.4:17 ). И посылая учеников Своих проповедовать Царствие Божие, Он заповедал им ничему другому прежде всего не учить, как покаянию. И изшедше, говорит св. Марк, проповедаху, да покаются ( Мк.6:12 ). Очевидно, что учение о покаянии проповедовалось людям, призываемым в христианство ; однако ж не прекратилось оно и после для призванных в Царство Христово. Кому говорил апостол Иаков: исповедайте убо друг другу согрешения ( Иак.5:16 )? Христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Архитектура православного храма Православный храм в исторически сложившихся формах означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм - область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия. Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем. История возникновения православных храмов и их устройства такова. В обычном жилом доме, но в особой " горнице большой, устланной, готовой " (Мк. 14:15; Лк. 22:12) была приготовлена, то есть особым образом устроена, и состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ноги Своим ученикам. Сам совершил первую Божественную литургию - таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, долго беседовал за духовной трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного, затем все, с пением священных песнопений, пошли на гору Елеонскую. При этом Господь заповедал творить сие, то есть совершать то же и так же, в Его воспоминание. В этом зачаток и храма христианского, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения и совершения таинств, и всего христианского богослужения - того, что в развитых, достигших расцвета формах мы и сейчас видим в наших православных храмах. Оставшись по Вознесении Господнем без Своего Божественного Учителя, ученики Христовы пребывали преимущественно в сионской горнице (Деян. 1:13) вплоть до дня Пятидесятницы, когда они в этой горнице во время молитвенного собрания сподобились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие, содействовавшее обращению ко Христу множества людей, стало началом устройства земной Христовой Церкви.

http://zavet.ru/a/rss_1012118280.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Размышления о Нагорной проповеди 25.12.2023 113 Время на чтение 102 минут Фото: Г.Доре. Нагорная проповедь «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» (Мф. 5: 1). Слушающих Господа много, но все ли становятся Его учениками? Все ли примут Его проповедь в сердце. Учение Христа необычно и потрясающе. «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 2-3). Видимо, тот, который не прошел путь покаяния, услышав данное изречение Христа, мог взбунтоваться душой. Наша горделивая натура, усиленная революционным романтизмом, с трудом воспринимает проповедь смирения. Но именно с духовной нищеты начинает Христос Свою знаменитую проповедь. «Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей» (Свт. Иоанн Златоуст). Но как же человеческому сознанию принять смирение, когда вокруг столько зла, с которым необходимо бороться с помощью меча и топора. Трудно понять, что «Христос приходит для того, чтобы изменить твои привязанности и, вместо любви к земному, возбудить в тебе любовь к жизни небесной» (Бл. Августин). Только, осознав, сей факт, можно хоть несколькими строками войти в ткань Христова текста, став буквой христианского алфавита. Стать, значит, ликвидировать в самом себе всякое эгоистическое начало, делающее нас несвободными. Слово Божие предлагало не философию человеческого дела, но небесное Богословие. «Он принес миру не новые философские доктрины, не проекты общественных реформ и не познание тайн потустороннего. Он в корне изменил самое отношение людей к Богу, открывая им тот Его лик, который прежде лишь смутно угадывался. Благая Весть Иисуса говорит о высшем призвании человека и о радости, которую дарует ему единение с Творцом» (О. Александр Мень). Но, чтобы достичь этого единения, необходимо было сбросить ветхие лохмотья гордости и тщеславия и облечься в белые одежды смирения. Как совместить духовную нищету с социальной свободой? Подчинить социум Абсолютной Свободе. Выход только в этом направлении, - все остальное от лукавого. Смысл Бытия заключен, таким образом, в смиренном предании своей воли Божественному Провидению, Которое есть высшая Правда. И следование ей, значит, уклониться от лживого пути, устроитель которого, - отец лжи – дьявол, пытающийся ввергнуть человека в мир иллюзий и бесплодных фантазий.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010