О почитании св. Ангелов и св. Угодников Божиих. Кто составляет истинную Церковь Христову? Все, кто истинно веруют, исповедуют и право славят Христа Спасителя: и живущие на земле, и пребывающие на небе. Говорится ли в Слове Божием, что земные и небесные исповедники Христа соединены в одно общество, в одну Церковь ? Да, говорится: Бог и Отец Господа... «положил ... все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). Кто составляет небесную, торжествующую Церковь ? Ангелы Божии и души праведников. Ап. Павел говорил об этих христианах так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр 12:22–24 ). В каких отношениях мы, христиане, живущие на земле, с небесною Церковью? Мы, как объясняет Апостол, «сограждане святым и свои Богу» ( Еф. 2:19 ). Все Царство Божие представляется как бы городом. Глава города – Христос Богочеловек, а свв. Ангелы, праведники, угодники Божии и все православные христиане – горожане. В чем выражается наше, живущих на земле христиан, отношение к Церкви небесной? Мы: а) вспоминаем Ангелов и праведников, б) поучаемся от жизни их, в) подражаем им, г) восхваляем их, д) поклоняемся им, е) просим у них молитвы и заступничества пред Богом. а) Где в свящ. Писании есть повеление вспоминать угодников Божиих? Ап. Павел говорит: " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» ( Евр 13:7 ). Сам Апостол вспоминает всех ветхозаветных праведников ( Евр. 11 гл); также и премудрый Иисус, сын Сирахов, подробно вспоминает их жизнь и высокие их добродетели ( Сир. 44–49 гл). б)и в) Говорится ли в слове Божием, что должно подражать праведникам, учиться у них истинной жизни? Ап. Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их« ( Евр 13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению 19 августа, 2018 На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению Проповедь протоиерея Владимира Залипского (1926 – 1997) на Преображение Господне 1985 года в таллинском Александро-Невском соборе. Братья и сестры, могу сказать вам так: сегодня нет дороги для слов о мрачных, тягостных грехах, потому что праздник-то сегодня света и радости. Сегодня душа лежит к свету и к радости, к веселью духовному, христианскому. Поэтому сейчас мне хочется сказать вам такое, что перекрыло бы то тяжелое, что, может быть, вы сегодня слышали на исповеди – не о грехах, а о том, что нам предстоит. И это все связано с сегодняшним праздником. Праздник этот замечательный, он особенный – он выходит из ряда даже и в круге праздников церковных. Вот в каком смысле: дело в том, что у нас все праздники расположены в порядке истории, в порядке жизни Христа Спасителя. А Христос, как вы знаете, преобразился до Своих страданий, смерти, Воскресения, Вознесения, но празднуем мы Преображение после всего этого, почти в самом конце церковного года. Почему же? Потому что Преображение – это праздник, говорящий о будущем нашем состоянии, о будущем состоянии верующих в Христа. Получается так, что этот праздник относится, во-первых, к будущему, ну а потом и к настоящему. Почему – к будущему? Есть слова Христа в Писании: «Тогда праведники просветятся как солнце в Царстве Отца их». На Фаворской горе Христос просветился как солнце – и мы тоже, христиане, призваны к этому просвещению, мы тоже будем просвещены в будущем веке, в загробной жизни, в Царстве Божием. А Царство Божие и есть это просвещение. Христос перед Преображением сказал ученикам, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Что же такое – Царствие Божие, пришедшее в силе? Вот это Господь показал на Фаворе, когда Он преобразился, но преобразился во время молитвы, это очень показательно. Тут сразу и будущее, и настоящее. Будущее – по виду, по этому свету, по блеску, по сиянию, по небесному состоянию, которое так и воспринималось бывшими там апостолами. Но это, дорогие братья и сестры, есть состояние также и земное – в том смысле, что оно начинается уже здесь, на земле.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-prazdnik...

Глава III Мф.3:3 .  Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное 48 . Иоанн Креститель первый проповедует Царство Небесное, так что за это преимущество свое почитается Предтечей. Мф.3:3 .  Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Он приготавливал души верующих, в которых должен был 49 ходить Господь, чтобы Он, чистый, мог ходить по чистейшим путям, – Он, говорящий так: «И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» ( Лев.26:12 ). Порфирий сравнивает это место с началом книги у евангелиста Марка, в которой говорится: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у Исайи пророка: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой. Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте тропинки Его 50 " . Так как свидетельство это взято из книг пророка Малахии ( Мал.3:1 ) и пророка Исайи ( Ис.40:3 ) , то [Порфирий] спрашивает: «Почему мы думаем, что пример взят как будто из одного Исайи?» Мужи Церкви ответили ему весьма полно. Мы же полагаем, что имя Исайи присоединено вследствие ошибки переписчиков, что мы можем доказать и в других местах, где, несомненно, из различных мест Писания составлено одно целое (unum corpus). Читай тринадцатый псалом и найдешь там то же самое. Мф.3:4 .  Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьих волос и пояс кожаный на чреслах своих 51 . Он говорит: «из волос», а не: «из шерсти». Одно служит для обозначения одежды крайне скромной, а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление ( 4Цар.1:8 ). А следующее затем: «А пищею его были акриды и дикий мед» – [показывает что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле. Мф.3:9 .  Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Камнями он называет язычников за их жестокосердие. Читай пророка Иезекииля: «И возьму», говорит, «из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное» ( Иез.36:26 ). Камнем обозначается твердость 52 , а плотью – нежность. А может быть и так, что указанными словами он показывает могущество Божие, т. е. то, что Создавший все из ничего, может и из крепчайших скал сотворить народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как выжить в лагерях 02.04.2021 1790 Время на чтение 8 минут О свободе быть со Христом в жестоких условиях лагерей размышляет иеросхимонах Валентин (Гуревич). Прежде всего мы должны определить для себя само понятие «выжить». Если за основу наших рассуждений по этому поводу мы примем Святое Писание, что естественно для православных христиан, то мы должны здесь непременно руководствоваться словами Господа Иисуса: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее»(Мк. 8:35), а «сберегший душу свою потеряет ее» (Мф. 10:39). Евангелие, заповеди Божии, заповеди Священного Писания – это записанная совесть. И вот, кто потеряет душу свою ради совести, тот сбережет ее. А сберегший душу свою, благодаря сделке с совестью, и продолжающий свою позорную жизнь потеряет ее. Понятно, что новомученики и исповедники Российские, будучи подлинными, а не номинальными только, православными христианами, стремились руководствоваться именно этим принципом. Иеросхимонах Валентин (Гуревич) То есть в их понимании выжить означает, что остаться в живых должна именно душа. Или, что то же самое, она должна сохранить в себе образ Бога Живаго. Ибо в этом случае она обретет Вечную Блаженную Жизнь. А тело может и умереть. И при этом потери не произойдет, а только приобретение, поскольку существует неложное Божие обетование всеобщего воскресения в новом теле на Новой Земле под Новым Небом… Сберечь душу означает сберечь и приумножить в ней благодать Святаго Духа. Что достигается именно исполнением заповедей Святого Писания, и прежде всего заповедей любви и смирения. Есть несколько основных, ключевых тем, которые Господь многократно и многообразно преподает Своим ученикам. Это, во-первых, Царство Небесное. И еще, помимо прочего, – две темы, которые тесно связаны с этой главной темой: смирение и любовь. Без которых невозможно стяжать Царство Небесное. О любви и смирении Господь возвестил как в самом начале Своего воплощения на земле, так и в самом конце, во время Своего крестного подвига.

http://ruskline.ru/opp/2021/04/02/kak_vy...

Н.И. Державин Вероучение Православной Церкви Заповеди блаженств В ветхозаветные времена Бог дал людям через Моисея десять заповедей 34 (см. Исх. 20, 2–17 ). Десять заповедей – это система строгих запретов, направленная на то, чтобы обуздать подчас самые грубые проявления человеческой натуры. В Новом Завете Христос дает людям новое учение, которое, не отрицая ветхозаветного Закона, возводит его на новую, более высокую ступень нравственного и духовного состояния (см. Мф. 5, 3–12 ). Заповеди блаженств – это не закон строгой правды, но закон Божественной любви и благодати. Святитель Иоанн Златоуст называет их «Золотой лестницей добродетелей», в которой каждая последующая заповедь является очередной ступенью в духовном возрастании, это путь в Царствие Божие, указанный Самим Христом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Первая заповедь В наши дни особое недоумение вызывает первая заповедь. Действительно, мы привыкли положительно оценивать духовно богатого человека. А человек нищий духом с современной точки зрения – это убогий, забитый, и, уж конечно, совершенно никому не интересный субъект. Христианство несколько иначе понимает духовную нищету. Все наши духовные и телесные блага, наша жизнь – все это принадлежит Творцу. Мы владеем этим только как Божиим даром. И в этом смысле мы не имеем ничего своего, мы – нищие. Без небесной помощи невозможно ни духовное богатство, ни материальное благополучие. Богатство материальное не может заменить богатства духовного. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Царствие Божие есть двоякое: царство благодати и царство славы. О том и другом довольное сообщает нам понятие свят. Тихон в своем Сокровище духовном, от мира собираемом под статьями: 1) гражданин, 2) обед или вечеря, 3) ядущие и пиющие – на трапезе, но прочие алчущие не допускаются. 1) Гражданин. Видим в мире сем, что человек, где ни живет, называет себя жителем того града или гражданином, в котором дом свой имеет, напр.: Московский житель, Москвич, Новгородский житель, Новгородец и проч... Так, истинные христиане, хотя в мире сем обращаются, однако же имеют град в небесном отечестве, его же содетель и художник – Бог ( Евр. 11:10 ). И онаго града жители называются граждане. Град сей есть Иерусалим небесный, который видел св. Иоанн ( Апок. 21:18–23 ). На стогнах его непрестанно поется пресладкая песнь: аллилуиа. Во град оный не имать внити всяко скверно ( Апок. 21:27 ). Очистим убо себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии. 2) Вечеря. Бывает в мире, что знатный и богатый человек делает богатую и знатную вечерю, и зовет многих людей: так Бог, Царь небесный, сотворил великую вечнаго блаженства вечерю, всякаго утешения и радости исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию, – всех, Звал чрез пророков, звал чрез единороднаго Сына Своего, звал чрез апостолов святых; зовет и ныне чрез проповедников слова Своего, пастырей и учителей: грядите, яко готова вся ( Лк. 14:17 ). Возлюблен. христианине! И мы, недостойные, позваны к великой оной вечери. Приимем благодарно сию Царя небеснаго к нам милость, и поспешим с радостию на святую и пресладкую оную вечерю. Тамо мы увидим Царя небеснаго лицем к лицу. Увидим пламеноносных слуг Его, Ангел и Архангел; увидим лик патриархов, лик пророков, лик апостолов, святителей, лик мучеников, лик преподобных отцев и всех Богу угодивших, и со всеми ими любезное возъимеем дружество. Видим, что многие, как прежде отреклись, так и ныне отрицаются идти на пресладкую оную вечерю, и, вместо вечных и небесных благ, временныя и земныя – избирают, и чрез сие являют себя неблагодарными к Царю небесному, и Его подвизают к праведному гневу: глаголю вам, рече Господь, яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных ( Лк. 14:24 )... Страшно слово сие! Сбудется оно презрителям звания Божия. Убоимся убо, и послушав Зовущаго нас, горняя да мудрствуем, а не земная.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > Слово в неделю Сыропустную Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский   01:07 09.03.2019 878 Время на чтение 6 минут Егда поститеся, не будите якоже лицемерии сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Мф. 6, 16). В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками - с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками - делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины и, не уклоняясь ни направо, ни налево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. С завтрашнего дня наступает великая Четыредесятница, или Великий пост, - время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? - А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле - в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия - везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что несть Царство Божие брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные, должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных - тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там - небо, а не земля, что существа тамошнего мipa имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мipa, свойства духовные, светоносные.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/09/...

I Человек, как образ Божий, призван к богоуподоблению, т. е. к абсолютному совершенству и высочайшей святости. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен», говорит Спаситель ( Мф.5:48 ). «По примеру призвавшаго вас Святаго и сами будьте святы», – убеждает Апостол ( 1Пет.1:15 ). Жизнь в святости и совершенстве является конечной целью всех устремлений христианина, в ней получает осуществление то, что на языке православного богословия называется спасением. «Спасение не иначе может быть совершено, как через обожение спасаемых. Обожение же есть уподобление, по мере возможности, Богу и единение с Ним» 1 . Такая жизнь в святости и совершенстве, целью которой является богоуподобление, возможна только в Церкви Христовой, ибо Церковь есть Царство Божие, Царство новой небесной жизни, новых отношений к Богу, человеку и миру. Этой благодатной жизни в Церкви, жизни по закону Божьему, противостоит иная жизнь – жизнь по закону греха. Вошедший в мир через грехопадение первого человека закон греха извратил и поработил человеческую природу, сделался силою, непрестанно борющейся в человеческой душе с вложенным в нее естественным законом Божиим. «Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих» ( Рим.7:22–23 ). В чем же состоит сущность этого закона греха и какой путь предлагает нам Святая Церковь для его преодоления и усвоения законов Царства Божия? Ответ на эти вопросы дает нам православное учение о таинстве покаяния. II Прежде чем говорить о самом этом таинстве, врачующем человеческие души от греха, постараемся уяснить себе, какой смысл вкладывается церковным сознанием в понятие греха. Обычно, когда мы говорим о грехе, в нашем сознании возникает представление об отдельных поступках или душевных состояниях, являющихся нарушениями заповедей Божиих. Таковы грехи убийства, прелюбодеяния, кражи, зависти, нечистых помыслов и т. д. Каждому из них противостоит одна из новозаветных или ветхозаветных заповедей: не убий, не укради, не прелюбы сотвори, «всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду» ( Мф.5:22 ) и т. д. Непосредственное нравственное чувство говорит нам о том, что, нарушая заповеди Божии, мы становимся виновными перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Монастырь - остров спасения " 24.10.2009 411 Время на чтение 9 минут 10 октября 2009-го года епископ Зарайский Меркурий был назначен наместником Высоко-Петровского монастыря. Возрождать обитель в центре столицы - задача непростая. " Не монастырь должен " вписываться " в жизнь современной Москвы, а Москва , а точнее - ее жители должны приникнуть к многовековому молитвенному служению и покою монастырей " , - уверен владыка. Дом монаха - Царство Небесное - Владыка Меркурий, что для Вас Ваше новое назначение - быть настоятелем Высоко-Петровского монастыря? Можно ли сказать, что для Вас эта обитель уже стала новым домом или прошло не так много времени? - Быть наместником Высоко-Петровского монастыря - одного из древнейших в Москве - очень почетно и ответственно. В настоящее время практически невозможно отделить жизнь монастыря от деятельности Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. И это тоже в традициях Высоко-Петровского, в котором с 1860-го года по благословению святителя Филарета Московского располагалось Общество любителей духовного просвещения России. В начале ХХ века здесь функционировал филиал Варнавинского общества трезвости, возглавляемый святым мучеником Николаем Варжанским (его память празднуется 5 сентября), с начала 20-х годов ХХ века здесь действовали Высшие богословские курсы, где читали лекции священномученик Илларион Троицкий, отец Павел Флоренский и другие, а позже тайно продолжала существовать Московская духовная академия, которую возглавлял настоятель тогда уже тоже тайно существовавшего Высоко-Петровского монастыря архиепископ Варфоломей (Ремов), расстрелянный в 1935-м году. Очень трепетно понимать, что в эту череду угодников Божиих становятся и имена тех, кто сегодня трудится над восстановлением этой святой обители. А что касается дома... У монаха один дом и одно Отечество вожделенное - Царство Божие. О нем тоскует душа и пытается хоть немного отобразить его во внешнем. Помогают этому и святитель Петр, один из моих любимых святых, и святыни обители, и ее история. Конечно, этому помогают люди, которые находятся рядом и, несмотря на все трудности, оказывают всю возможную поддержку. Я им очень за это благодарен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > О Великом посте Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский   03:18 29.03.2024 2992 Время на чтение 6 минут В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками - с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками; потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками - делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины, и не уклоняясь ни на право, ни на лево, идя путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. ...Великий пост, - время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста. История про Великий Пост и сочный окорок  Нужен ли пост, т.е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? - А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или царство небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле - в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия - везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что царство Божие несть брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные - должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных - тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там - небо, а не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/06/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010