В Ереванской школе миниатюры прошла церемония награждения ее выпускников 25 июня 2008 г. 16:37 Под патронатом Эчмиадзина в Ереванской школе миниатюры прошла церемония награждения ее выпускников. Как сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина, в школе обучаются 75 учащихся 4-22 лет. Школа, где есть два отделения миниатюры и одно — живописи, была основана по благословению и протекции Эчмиадзина в ереванской общине Канакер в 1993 году. Дети из малоимущих семей здесь получают возможность через искусство познать религию и проявить в своем творчестве знания, почерпнутые из Библии. Работы учеников, которые выполнены в традиции армянской миниатюры, часто выставляются, в том числе в церквях. Поздравляя и напутствуя выпускников, настоятель воспитательных домов Эчмиадзина Григор Хачатрян рассказал об истории армянской миниатюры. Армения избрала христианство государственной религией в 391 году, то есть раньше, чем Византия. Еще с древних времен в Армении существовало искусство книжной миниатюры. Сохранившаяся до наших времен одна из древнейших миниатюр — Четвероевангелие 1018 года хранится в институте древних рукописей Матенадаране. В ней с особой силой проявляет себя самобытный колорит, присущий армянской миниатюре. Их исполнение отличается четкостью линий, точностью контурного рисунка. Однако самое раннее армянское Четвероевангелие XI века (1007 года) хранится за рубежом, в венецианском собрании. Оно было исполнено за пределами Армении, в Адрианополе (Македония), «грешным писцом» священником Киракосом в царствование византийского императора Василия. В целом миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового армянского искусства. Армянская миниатюра в X-XIV вв. достигла высокого уровня развития. Сохранились сотни рукописей, иллюстрированных безвестными армянскими художниками («украшателями»). К числу известных миниатюристов X-XIV вв. относятся Аваг Маргарэ, Торос Рослин, Саргис Пицак и другие. Одни из них жили и работали в Армении, другие — в Киликии (территория современной Турции).

http://patriarchia.ru/db/text/427880.htm...

Выставка изделий мстерских мастеров проходит в Москве Уникальная выставка, посвященная мстерским народным и художественным промыслам, проходит в эти дни в Москве. Вниманию зрителя представлены иконы XVII–XIX веков, лаковая миниатюра, работы вышивальщиц и ювелирные изделия, украшенные знаменитой мстерской сканью. Мстера – поселок городского типа в 120 км к юго-востоку от Владимира с населением в 6,5 тысяч человек. На территории поселка находится Мстерское художественно-промысловое училище им. Ф.А. Модорова, поэтому основная профессия местных жителей – художник. В Мстере их насчитывают порядка 350 человек. Начиная с XVII века, имеются воспоминания о Богоявленском погосте на реке Мстере. Прославилось это место своими иконописцами, которые работали в византийской традиции. До 1917 года Мстера наряду с Палехом и Холуем была известным иконописным центром. После революции иконописцы, которые не могли в новых условиях заниматься своим исконным творчеством, освоили новый вид декоративно-прикладного искусства – лаковую миниатюрную живопись на папье-маше. В 1923 году сформировывается группа из бывших художников-иконописцев (А.И. Брагин, А.С. Сеньков, И.А. Фомичев и др.), которая затем преобразовывается в артель «Древнерусская живопись». Первым из мстерских миниатюристов по праву называют Николая Прокофьевича Клыкова (1861–1944). Именно он, не отходя от исконной традиции, создал самобытный стиль мстерской лаковой миниатюры. Работы художника участвовали в выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе и принесли автору всемирную славу и известность. Сегодня иконописная традиция Мстеры возрождена. Для написания иконы, как и в старые времена, используют натуральные краски, разведенные на яичном желтке. Иконы Мстеры вновь заняли важное место среди иконописных мастерских России. Например, иконы Божией Матери «Державная», которые участвовали в годовом крестном ходе «Под звездой Богородицы», написаны мстерскими мастерами. Свои работы в Москву привезли не только известные художники Мстеры, но и молодые иконописцы. Супруги Татьяна и Сергей Ляпковы рассказали о том, как они работают. Сначала они занималась миниатюрой, а последние два года – иконописью. Почти все иконы Татьяна и Сергей пишут вместе: один начинает, другой продолжает. Небольшую икону можно написать за неделю. Также супруги рассказали об особенностях мстерской миниатюры и иконописи.

http://pravoslavie.ru/27672.html

Как делают иконостасы ФОТОРЕПОРТАЖ из Палеха 5 декабря 2014 года Палех празднует 90-летие своей знаменитой на весь мир лаковой миниатюры: отсчет ведется с 5 декабря 1924 года, когда миниатюрист И.И. Голиков, основоположник «палехского стиля», и его единомышленники объединились в Артель древней живописи. Однако художественные традиции Палеха насчитывают не одно столетие: еще в допетровские времена Палех славился своими иконописцами и мастерами по фрескам. И сегодня в Палехе живут и творят не только миниатюристы, но и иконописцы, скульпторы, резчики… Предлагаем вместе с фотохудожником Владимиром Ештокиным заглянуть в одну из палехских мастерских. Иконостас – важная часть интерьера храма. Появление иконостаса в православном храме связано с необходимостью отделить алтарь от всего остального храма, где стоят прихожане, специальной алтарной преградой. Такое условное разграничение символизирует разделение Божественного и земного начал. В принципе, иконостас – это особенность русских православных церквей, хотя сама идея его пришла к нам из византийской традиции. Но только на Руси иконостасы стали такими, какими мы привыкли их видеть. Секретами создания иконостаса делится руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Влезько: – Рождение иконостаса начинается с… идеи. В результате мозгового штурма после тщательного анализа всех условий появляются несколько вариантов и из них выбирается единственный, которому надлежит стать рабочим. После этого готовится эскизный проект, и начинается работа. На основании эскизного проекта архитекторы разрабатывают рабочие чертежи, художники прорабатывают оформление иконостаса – резьбу, расположение икон и так далее. В процессе проектирования активно используются компьютерное моделирование и 3D-mexhoлoruu. vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/75633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «BOOK OF KELLS» Взятие Христа под стражу. Миниатюра из «Book of Kells». Кон. VIII — нач. IX в. (Trinity College. Dublin. MS 58. Fol. 34) Взятие Христа под стражу. Миниатюра из «Book of Kells». Кон. VIII — нач. IX в. (Trinity College. Dublin. MS 58. Fol. 34) [англ.- Книга из Келса; лат. Codex Cenannensis], рукопись Четвероевангелия, памятник раннесредневек. искусства Ирландии. Кодекс размером 330 ´ 250 мм, состоящий из 340 пергаменных листов, был создан в кон. VIII или нач. IX в. Считается, что работа над манускриптом была начата в основанном св. Колумбой аббатстве на о-ве Айона и затем продолжена в аббатстве Келс (Ирландия), где в нач. IX в. братия укрылась от набегов викингов. В 1007 г., как сообщают «Анналы Ольстера», рукопись из-за ее золотого оклада была украдена из церкви в Келсе и обнаружена через 3 месяца закопанной в земле. В 1661 г. кодекс был подарен б-ке Тринити-колледжа (Дублин), где хранится до наст. времени (MS 58). «Страница Хи-Ро» из «Book of Kells». Кон. VIII — нач. IX в. (Trinity College. Dublin. MS 58. Fol. 34) «Страница Хи-Ро» из «Book of Kells». Кон. VIII — нач. IX в. (Trinity College. Dublin. MS 58. Fol. 34) Все страницы рукописи, кроме 2, украшены цветными миниатюрами, 31 страница полностью покрыта орнаментом или иллюстрациями. В основном использовались пурпурный, зеленый, синий и желтый цвета. Среди наиболее выдающихся миниатюр - изображения Иисуса Христа, Богородицы, евангелистов Матфея, Иоанна, а также сцен искушения и взятия под стражу Спасителя. Множеством деталей и изяществом орнамента отличаются буквицы (на т. н. «странице Хи-Ро» греч. буквы XPI покрывают весь лист) и отдельные фигурки людей и животных (в т. ч. символов евангелистов). По мнению Ф. Анри, над рукописью работало не менее 3 художников, к-рых исследователь условно назвала «иллюстратором» (автор образа Богородицы), «портретистом» (портреты евангелистов) и «златокузнецом» (орнамент «страницы Хи-Ро» и др.). Предполагают также, что на стиль миниатюристов оказало влияние вост., в частности егип., христ. искусство.

http://pravenc.ru/text/153621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДЖЕЛИКО Благовещание. Анджелико Фра Беато. Фреска мон-ря Сан-Марко во Флоренции. 1433–1445 гг. (Музей Сан-Марко. Флоренция) Благовещание. Анджелико Фра Беато. Фреска мон-ря Сан-Марко во Флоренции. 1433–1445 гг. (Музей Сан-Марко. Флоренция) [итал. Angèlico], Фра Джованни да Фьезоле [в миру Гвидо ди Пьетро] (между 1387 и 1400-1455, Рим), св. католич. Церкви (пам. 18 марта), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, один из наиболее значительных мастеров в истории ренессансного искусства XV в. (эпохи Кватроченто). В станковых и монументальных произведениях А. (большая часть работ находится в Музее Сан-Марко во Флоренции) сочетались традиц. сюжеты и приемы средневек. иконописцев с пространственными и образными открытиями художников раннего Возрождения. Современники характеризовали его работы как «исполненные благочестия», а самого художника - как человека «глубочайшего смирения и веры». Наиболее плодотворный период творчества живописца приходится на 1433-1445 гг.: А. создает ряд алтарных образов (напр., «Снятие с креста», Музей Сан-Марко, Флоренция; гл. алтарь ц. Сан-Марко) и расписывает фресками вновь отстроенный мон-рь Сан-Марко. Работы А. выделяются среди произведений др. флорентийских мастеров благодаря созерцательному строю живописи и мистической интерпретации образов Свящ. истории. Работая с 1445 по 1450 г. в Риме над фресками в папской капелле и дворце, художник получает общеитал. известность. Вокруг А. сложилась школа-мастерская молодых живописцев, впосл. ставших проводниками ренессансных идей в религ. и светской живописи (наиболее известен Беноццо Гоццоли ). Лит.: Вазари Дж. Жизнеописание Фра Джованни да Фьезоле ордена братьев проповедников живописца// он же. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1963. Т. 2. С. 257-274; Поуп-Хеннеси Дж. Фра Анджелико. М., 1996 (англ. изд. L., 1972); Hood W. Fra Angelico at San Marco. New Haven, 1993. С. В. Соловьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)

http://pravenc.ru/text/115142.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежного изобразительного искусства АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАВЗОЛЕЙ гробница Мавсола, правителя Карии в М. Азии (377-353 гг. до Р. Х.), одно из 7 античных чудес света; также монументальное погребальное сооружение МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии

http://pravenc.ru/rubrics/123084.html

И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Беллавина на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в Сергиевом Посаде. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. На похороны пришла масса людей. Гроб несли на руках от дома до [Храм Воскресения Христова с приделом святых апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад) храма Петра и Павла], потом из церкви до Кукуевского кладбища. Шел дождь. Промокшие, не евшие весь день люди шли по глубокой грязи за гробом, пели и читали молитвы. 40 священников собрались для отпевания старца – явление необычайное, тем более в те страшные годы. Через несколько лет почти все они были репрессированы, многие расстреляны или погибли в лагерях. В 1953 году останки старца Алексия были перенесены на Старое (Северное) кладбище Сергиева Посада (тогда Загорска), в семейное захоронение Беневоленских. Сделано это было благодаря С.М. Боскину. А в 1994 году произошло второе перезахоронение. Останки старца положили в новый гроб и перевезли в Зосимову пустынь, которая тогда начала возрождаться. На Всехсвятском кладбище похоронены также: ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, член Правления Академии, доктор церковной истории и отец десятерых детей Александр Петрович Голубцов (1840-1911); журналист и поэт, преподаватель русской литературы и собиратель старины, редактор «Русского обозрения» Анатолий Александрович Александров (1861-1930); знаменитый резчик-миниатюрист и его семья Иван Семенович Хрустачев, подаривший царю сделанную им икону «Благословение князя Дмитрия Донского на брань против Мамая преподобным Сергием Радонежским»; художница, дворянка по происхождению Екатерина Федоровна Цветаева; художница, сестра о. Павла Флоренского Раиса Александровна Флоренская; главный смотритель и один из основателей лесного хозяйства, лесничий Николай Николаевич Колесников, посадивший несколько березовых рощ и кедры в Семхозе на берегу Копаного пруда и много других деревьев.

http://azbyka.ru/palomnik/Всеxсвятское_п...

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре». Ангелы бездействуют? «Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями. Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии. Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством.

http://pravmir.ru/za-tri-shaga-do-nimba/

Прадед отца Иоанна, генерал русской службы, был набожным лютеранином, но женился он на православной девушке. По закону российской империи дети от смешанных браков должны были стать православными. Отец Иоанн рассказывал, что прадед, весьма огорченный таким поворотом событий, возвел в Риге памятник Лютеру. Пару лет назад я был в Риге и пытался этот памятник отыскать. К сожалению, он не сохранился. Как бы там ни было, но именно таким образом предки отца Иоанна стали православными. Дед отца Иоанна (сын последнего лютеранина в роду) служил начальником охраны Зимнего дворца. Он был отцом 13 детей. После революции все многочисленное семейство Мейендорфов рассеялось по свету. Отец отца Иоанна — седьмой по счету ребенок — с редким именем Феофил был женат на представительнице старого дворянского рода Шидловских. Он обосновался в Париже, где ему пришлось освоить новую профессию — художника-миниатюриста. Портреты всех российских государей, выполненные им для какого-то печатного издания, украшали гостиную крествудского дома Мейендорфов. Там же висели портреты-миниатюры, изображавшие самого отца Иоанна ребенком и молодым человеком и портрет юной темноволосой красавицы в свадебном платье — его супруги. По рассказам, Иван Мейендорф в детстве был очень тихим, ученым мальчиком, очень вдумчивым и рассудительным. Его выдающиеся способности отмечали все, кто его знал. Семья была религиозной и отец Иоанн с раннего возраста прислуживал в кафедральном соборе святого Александра Невского на рю Дарю, затем стал чтецом и иподиаконом. Нельзя сказать, что он был замкнутым нелюдимом: например, он любил бальные танцы и прекрасно танцевал. Но при этом он всегда помнил о главном: о вере, которая была для него неотделима от знания, от истории и от Предания, передававшегося от поколения к поколению с самого начала Церкви — то есть от Самого Христа. Отец Иоанн был убежден в истинности Православия не просто как верующий; он мог доказать ее как глубоко знающий свой предмет ученый, видящий непрерывность Предания — основы Православной Церкви, которую он безоговорочно воспринимал, как единственную истинную Церковь, святую, соборную и апостольскую.

http://pravmir.ru/pamyati-otca-ioanna-me...

«Слово о житии и учении» Стефана Пермского дошло до нас в рукописях и в полном виде (старейший или один из старейших списков – ГПБ, собр. Вяземского, 10, 1480 г.; всего известно около двадцати списков XV–XVII вв.), и в так или иначе сокращенном, в том числе кратком проложном (всего известно более тридцати списков по-разному сокращенного текста Слова). В XVI в. митрополит Макарий включил «Слово о житии и учении» в Великие Минеи Четии под 26 апреля (Успенский список: ГИМ, Синод. собр., 986, л. 370–410). Живя в Москве, Е. П. был знаком с Феофаном Греком, любил к нему ходить беседовать, и тот, как он пишет, «великую к моей худости любовь имеяше». В 1408 г., во время нашествия Едигея, Е. П. со своими книгами бежал в Тверь, где нашел покровителя и собеседника в лице архимандрита Спасо-Афанасьева монастыря Корнилия, в схиме Кирилла. Спустя шесть лет архимандрит Кирилл вспомнил о виденных им в Евангелии Е. П. четырех необычных миниатюрах с изображением константинопольского храма святой Софии («воспомянул ми в минувшую зиму», – пишет Е. П.). В ответ на это в 1415 г. Е. П. и написал ему свое послание, сохранившееся в единственном списке – ГПБ, Солов. собр., 1474/15, л. 130–132 (XVII–XVIII вв.). В этом послании или отрывке, озаглавленном «Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу», речь идет о Феофане Греке как об авторе рисунка, скопированного Е. П. в своем Евангелии и заинтересовавшего Кирилла. Е. П. высоко оценивает ум, образованность Феофана и его искусство. Только из этого послания известно, что Феофан Грек расписал более сорока каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгородах, в Москве, а также «каменную стену» (казну, полагает Н. К. Голейзовский) у князя Владимира Андреевича к терем у великого князя Василия Дмитриевича. Е. П. отмечает также необычайную свободу поведения художника во время творчества, – что он, работая, никогда не смотрел на образцы, беспрестанно ходил и беседовал, причем ум его не отвлекался от его живописи. При этом Е. П. иронизирует над скованностью и неуверенностью «нециих наших» иконописцев, неспособных оторваться от образцов. В этом письме Е. П. между прочим называет себя «изографом», а из того факта, что он скопировал рисунок Феофана Грека, ясно, что по крайней мере книжным графиком-миниатюристом он был.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010