Серафим, как все его называли, или Серафимыч (по паспорту) — Игорь Серафимович Щ. — работал мастером цеха по художественной отделке на одном из тульских оборонных предприятий. И был не из тех, что раздают задания, а потом часами сидят в курилке. Он был мастером с большой буквы, высококлассным резчиком-краснодеревщиком. Резные и инкрустированные футляры, шкатулки, ножи и ружья, мебель его работы навсегда осели в коллекциях глав государств СНГ и всех советских правителей. Многие из этих уникальных вещей давно за рубежом, кое-что в Московской оружейной палате и в экспозиции Эрмитажа. Его ученики — почетные члены оружейных гильдий по всему миру. Все они утверждают: серафимова школа — это «вышка». Можно сказать, академическая школа рисования и резьбы. Больше так никто и нигде не учил, даже самые престижные оружейные фирмы Европы вроде «Браунинга» или «Беретты». Серафим — эдакий мужичина огромадного роста с большими и неуклюжими на вид руками — с виду не производил впечатления художника-миниатюриста. Бога, который наградил его талантом рисовальщика, тонким изысканным вкусом, художественным чутьем и виртуозностью в искусстве миниатюры, он ненавидел как самый правоверный атеист — вопреки собственному «ангельскому» прозвищу... Скорее, русский медведь в замасленном халате с вечно взлохмаченной копной седых волос на затылке, чем «шестикрылый Серафим», который «на перепутье мне явился», — как писал небезызвестный поэт. В те годы храмы повсеместно открывались, восстанавливались, в России начинался духовный подъем. Многие работники оборонного завода, прежние коммунисты и комсомольцы потянулись к Богу. Но представить Игоря Серафимовича среди старожил завода, переосмысливших свое отношение к вере или просто пришедших в храм «за компанию», казалось невозможным. Родителей своих Серафимыч именовал не иначе как врагами народа, которых «Сталин недаром расстрелял — за дело». Это заявление всех повергало в шок, но сам он искренне верил в то, что говорил. Его отец, не иначе как нареченный в честь святого Серафима Саровского, возможно, происходил из духовного сословия,— человек высокообразованный и способный, в советское время — замминистра продовольственной промышленности.

http://pravoslavie.ru/70203.html

(В собрании П. И. Севастьянова.) Археологическое собрание г. Севастьянова, в высшей степени важное для истории Византийского искусства и письменности, года четыре тому назад было выставлено для публики в залах нашего Университета; а теперь, значительно умноженное, помещено в Публичном Музее, в бывшем доме Пашкова. Оно состоит в старинных иконах и крестах, в церковной одежде и утвари, в рукописях Греческих и Славянских; но особенно замечательно фотографическими снимками с редких рукописей миниатюр, образов и с целых иконостасов из монастырей на Афонской Горе и из некоторых других православных местностей на Востоке. Надобно надеяться, что это собрание, столь близкое историческим преданиям Русской народности, возбудит интерес не в одной только образованной публике. Афонскую Гору знает всякий грамотный человек. Старинные образа и иконостасы доставляют существенный интерес для огромных масс грамотного простонародья, особенно староверов и вообще раскольников. Предоставляя специалистам делать исследования о церковной архитектуре, об иконостатах, утвари и о других предметах собрания г. Севастьянова, на первый раз обращаю внимание публики на фотограческие снимки с Византийских миниатюр из разных Греческих рукописей, от IX до XIV столетия. Этот предмет особенно важен для истории искусства потому, что время происхождения миниатюры обозначается уже самою рукописью, где она помещена, между тем как, при недостаточной разработке истории Византийского искусства, чрезвычайно трудно определить, к какому времени относится икона на доске, стенная живопись или иконостас, подвергавшиеся частым реставрациям, и вообще всякая церковная утварь. Художник, украшая рукописи миниатюрами, менее нежели в иконах стеснялся строгими правилами Византийского пуризма, и, выражая свои идеи свободные и смелые, не думал прослыть еретиком, внося иной раз в свои миниатюры какую-нибудь новизну, не допускаемую преданиями на иконах, исключительно назначаемых для чествованья. Иллюстрируя библейские книги или Жития Святых, миниатюрист сознательно и разумно относился к тексту, по своему объясняя его вымыслами своей фантазии, которыми он столько же дополнял идеи Писания, сколько выражал и свои личныя понятия и воззрения. Кто хочет составить себе понятие о богатых и плодотворных зачатках Византийского искусства, тот должен обратиться преимущественно к миниатюрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Образцы иконописи в Публичном Музее. В собрании П. И. Севастьянова Археологическое собрание г. Севастьянова, в высшей степени важное для истории Византийского искусства и письменности, года четыре тому назад было выставлено для публики в залах нашего Университета; а теперь, значительно умноженное, помещено в Публичном Музее, в бывшем доме Пашкова. Оно состоит в старинных иконах и крестах, в церковной одежде и утвари, в рукописях, Греческих и Славянских; но особенно замечательно фотографическими снимками с редких рукописей, миниатюр, образов и с целых иконостасов из монастырей на Афонской Горе и из некоторых других православных местностей на Востоке. Надобно надеяться, что это собрание, столь близкое историческим преданиям Русской народности, возбудит интерес не в одной только образованной публике. Афонскую Гору знает всякий грамотный человек. Старинные образа и иконостасы составляют существенный интерес для огромных масс грамотного простонародья, особенно староверов и вообще раскольников. Предоставляя специалистам делать исследования о церковной архитектуре, об иконостасах, утвари и о других предметах собрания г. Севастьянова, на первый раз обращаю внимание публики на фотогрфические снимки с Византийских миниатюр из разных Греческих рукописей, от IX до XIV столетия. Этот предмет особенно важен для истории искусства потому, что время происхождения миниатюры обозначается уже самой рукописью, где она помещена, между тем как, при недостаточной разработке истории Византийского искусства, чрезвычайно трудно определить к какому времени относится икона на доске, стенная живопись или иконостас, подвергавшиеся частым реставрациям, и вообще всякая церковная утварь. Художник, украшая рукописи миниатюрами, менее нежели в иконах стеснялся строгими правилами Византийского пуризма, и, выражая свои идеи свободнее и смелее, не думал прослыть еретиком, внося иной раз в свои миниатюры какую-нибудь новизну, не допускаемую преданиями на иконах, исключительно назначаемых для чествования. Иллюстрируя библейские книги или Жития Святых, миниатюрист сознательно и разумно относился к тексту, по своему объясняя его вымыслами своей фантазии, которыми он столько же дополнял идеи Писания, сколько выражал и свои личные понятия и воззрения. Кто хочет составить себе понятие о богатых и плодотворных зачатках Византийского искусства, тот должен обратиться преимущественно к миниатюрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В.Д. Лихачева Заключение Итак, после падения Константинополя и захвата империи турками в течение двух столетий продолжало существовать византийское искусство. В своем развитии оно прошло долгий путь. Его формы, первоначально возникшие на основе памятников древневосточных, греческих и римских, были развиты согласно требованиям новой, торжествующей и на первых порах прогрессивной религии, пришедшей на смену язычеству и властно подчинившей себе всю культуру, в первую очередь изобразительное искусство. В Византии был создан новый тип церковного здания – крестово-купольный, идеальным образом отвечающий требованиям ритуала богослужения. Полный синтез мозаик и фресок с архитектурой был самым совершенным образом достигнут византийскими мастерами. В Византии, наконец, был осуществлен столь сложный процесс, как выработка иконографии, имеющей свои четко обоснованные, логически точные законы. Им следовали не только сами византийские художники, а также те, которые работали в странах ее непосредственного влияния, но и западные, и не только в средневековье, но и в период нового времени, если обращались к христианским темам. Высокие технические достижения, которыми особенно славились мозаичисты, фрескисты, миниатюристы, мастера прикладного искусства Византийской империи, и в первую очередь Константинополя, использовали в своих работах западные и восточные мастера. Принципы оформления книги-кодекса, блестяще разработанные писцами и иллюстраторами империи, понимавшими рукопись как единый художественный организм, нашли отражение и в современной книге. В течение всех прошедших до захвата турками столетий, начиная с Миланского эдикта (313 год) и основания Константинополя (330 год), византийская культура бережно хранила художественное наследие своей предшественницы – античной. «Византийцы,– по словам М. В. Алпатова, – не меньше увлекались античностью, чем люди Возрождения». К античному искусству постоянно обращались в поисках новых средств выражения, новых форм и даже образов византийские художники. С возрождением древних традиций неизменно были связаны те периоды расцвета искусства, которые наступили в Византии в XI, а затем XIV столетиях. Античное искусство постоянно давало свежие импульсы живописцам и архитекторам Византии. В нем они черпали творческие силы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Армянский художник получил из Ватикана медаль и фотографию понтифика 27 октября. ПРАВМИР. Папа Римский Франциск отблагодарил армянского миниатюриста Эдуарда Тер-Казаряна, который преподнес ему уникальный подарок — самый маленький в мире портрет понтифика. Внук всемирно известного художника-миниатюриста Эдуарда Казаряна подарил понтифику необычную миниатюрную работу, когда тот посещал Армению, пишет Armenian Spumnik. Ha создание работы размером в 1 миллиметр у художника ушло три месяца. Увидев собственное изображение под лупой, Папа Римский засмеялся и выразил благодарность. По возвращении в Ватикан Предстоятель Римско-Католической Церкви послал армянскому художнику ответный подарок. «Неожиданный подарок от Папы Римского Франциска мне передали в Первопрестольном Святом Эчмиадзине — это медаль и фотография с его подписью, которые благословлены им», — написал на своей странице b Facebook Тер-Казарян. Фото: facebook.com/eduard.terghazaryan Визит папы в Армению назывался «апостольским путешествием» и продлился три дня – с 24 по 26 июня. Сам он назвал свою поездку паломничеством в первую христианскую страну, имея в виду, что Армения официально приняла христианство как государственную религию в 301 году. Папа встретился с президентом Армении, участвовал в двух литургиях и молитве о мире, съездил в Эчмиадзин и к монастырю Хор-Вирап. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 сентября, 2016 2 октября, 2016 3 октября, 2016 17 февраля, 2023 9 декабря, 2021 6 декабря, 2021 7 октября, 2021 4 июля, 2019 6 июня, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/papa-rimskiy-otblagoda...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТОЛЕОН [Греч. Παντολων], визант. художник, иконописец и миниатюрист; жил и работал в правление имп. Василия II (976-1025). Сведения о П. известны из Жития свт. Афанасия Афонского (Vita A, 1001-1016 гг.). В рассказе об одном из посмертных чудес святого упоминается создатель прекрасной иконы свт. Афанасия художник по имени Пантолеон, к-рый во время описываемых событий в К-поле работал над неким царским заказом. И. И. Шевченко отождествил этого мастера с одним из художников, иллюстрировавших Минологий Василия II (Vat. gr. 1613; факсим. изд.: El «Menologio» de Basilio II, emperador de Bizancio (Vat. gr. 1613). Madrid, 2005. [Codices e Vaticanis selecti, Ser. maior LXIV]). Эта знаменитая рукопись содержит 430 миниатюр, рядом с к-рыми писец указал имена 8 художников. Авторство наибольшего числа миниатюр (79) в Минологии, в т. ч. первой, приписывается П., из чего сделан вывод, что этот художник был главой мастерской. Миниатюры П. отличаются неизменно высоким качеством исполнения. Для них характерны уравновешенные композиции, гармоничные цветовые сочетания, спокойные и натурально переданные движения персонажей. Фигуры имеют слегка удлиненные изящные пропорции, лица - правильные черты. Рисунок П. тонкий и аккуратный, детали исполнены очень тщательно, моделировка поверхностей сделана плавными тональными градациями. В целом классический и гармоничный стиль П. можно назвать эталоном для визант. искусства кон. X - 1-й четв. XI в.; на него ориентировались и др. художники мастерской. Исследователи приписывают П. также иллюстрации Псалтири имп. Василия II из б-ки Марчиана в Венеции (Marc. gr. Z. 17) и миниатюры нек-рых др. рукописей кон. X - нач. XI в. Лит.: Š ev enko I. Illuminators of Menologium of Basil II//DOP. 1962. Vol. 16. P. 245-276; idem. On Pantoleon the Painter//JÖB. 1972. Bd. 21. S. 241-249; Cutler A. The Psalter of Basil II//Arte Veneta. 1976. Vol. 30. P. 9-19; 1977. Vol. 31. P. 9-15; Furlan I. Codici greci illustrati della Biblioteca Marciana. Padova, 1978. Vol. 1. P. 46-47; Zakharova A. Gli otto artisti del «Menologio di Basilio II//Miscellanea Bibliothecae Apostolicae Vaticanae. Vat., 2003. Vol. 10. P. 379-432 (ST; 416); Zacharova A. Los ocho artistas del Menologio de Basilio II//El «Menologio» de Basilio II. Biblioteca Apostolica Vaticana, Vat. gr. 1613: Libro de estudios con ocasión de la edición facs./Dir. por F. D " Aiuto, ed. esp. a cargo de Inmaculada Pérez Martín. Vat.; Atenas; Madrid, 2008. P. 131-195. (Colección Scriptorium; 18); Захарова А. В. Минологий Василия II (Vat. gr. 1613)// Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012. С. 145-206.

http://pravenc.ru/text/2578894.html

Бухолово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы начали строить в 1898 г. из красного кирпича во владении графов де Местр. В 1901 г. архитектор Н.Д.Струков переработал проект храма, строительство продолжалось до 1918 года., когда освятили два из трех престолов. В годы лихолетья храм был закрыт и запущен. Неподалеку от церкви стоит кирпичная часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, построенная по проекту 1889-1890 гг. тщанием крестьян села Бухолово и окрестных деревень. Она также находится в запустении. В 2000 г. при храме создана православная община. Каменная трехпрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была начата строительством в 1898 г. во владении графов де Местр, проект перерабатывался в 1901 г. арх. Н.Д. Струковым. Строительство продолжалось до 1918 г. , были освящены два престола из трех - главный и Черниговской иконы Божией Матери (придел блгв. князя Александра Невского освящен не был). В 1930-х гг. церковь была закрыта, впоследствии заброшена. В 2000 г. образована церковная община. Основной объем - трехчастный, прямоугольный в плане храм с тремя апсидами. Центральная часть увенчана большим восьмигранным световым барабаном-восьмериком. Небольшим переходом-трапезной храм соединен с невысокой двухъярусной, с полуярусом, колокольней. Декоративная обработка фасадов эклектична, сочетая древнерусские и классицистические мотивы. Внутренние перекрытия кирпичные, сводчатые (парусные и коробовые своды, свод восьмигранника сомкнутый; переход осуществлен при помощи парусов. Внутренняя отделка отсутствует, следов росписей нет. В восьмиграннике - остатки штукатурных карнизов. Сведениями о статусе здания как объекта культурного наследия автор не располагает. Современный адрес: с/п Степаньковское, д.Бухолово. Кирилл Аминов 20 мая 2015 г. В 1625 г. Бухолово - пустошь во владении дворян Татищевых, потом деревня. В середине XIX в. Бухолово во владении графини Софьи Ивановны де Местр (1778-1851 гг.), или как писали в документах того времени - Мейстер. Софья Ивановна, урожденная Загряжская, вышла замуж за французского эмигранта (с 1800 г. в России), участника войны 1812 г. (был офицером русской армии), ученого, писателя (автора книг " Пленники Кавказа " и " Молодая сибирячка " , обе написаны в 1815 г.), художника - миниатюриста графа Ксавье де Местра (1763-1852).

http://sobory.ru/article/?object=09375

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ АСТРАПА И ЕВТИХИЙ Средневек. художники, создавшие неск. фресковых ансамблей на территории Македонии и Сербии, большинство из к-рых являлось заказом серб. краля Стефана Уроша II Милутина (1282-1321). Письменные источники не сохранили сведений о жизни и творчестве художников, их имена известны из подписей, оставленных мастерами на фресках храмов Богородицы Перивлепты в Охриде (1294/95), Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313), св. Прохора на р. Пчиня около Вране (ок. 1315), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1316-1318), св. Никиты в Чучере близ Скопье (ок. 1320). Предполагается, что М. А. и Е. были греками, т. к. надписи с именами сделаны ими по-гречески, как в храмах, фрески к-рых были созданы по заказу представителей визант. знати (ц. Богородицы Перивлепты в Охриде расписана по заказу Прогона Сгуроса), так и в храмах на территориях, находившихся во владении сербского краля Стефана Милутина (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, св. Никиты в Чучере, св. Прохора на р. Пчиня). Историческая ситуация подтверждает предположение о греч. происхождении художников - экспансия Сербского гос-ва в Македонию, заключение мира с Византийской империей и, как залог последнего, женитьба краля Стефана Милутина на дочери имп. Андроника II Симоне (Симониде) Палеолог. Стефан Милутин не только строил церкви в Сербском королевстве, но и оказывал помощь монастырям в Фессалонике и К-поле, на Синае, Афоне и в Палестине ( В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловици, 1920. С. 89-90). Упоминание фамильного имени М. А. в подписи на мече вмч. Меркурия и на хламиде вмч. Димитрия в росписи ц. Богородицы Перивлепты в Охриде указывает, по мнению ученых, на происхождение рода этого художника из Фессалоники. Согласно источникам, в нач. XIV в. там работал миниатюрист Иоанн Астрапа, а в мон-ре на горе Хортиатис близ Фессалоники подвизался мон. Макарий Астрапа ( Кисас С. Солунска уметничка породица Астрапа//Зограф.

http://pravenc.ru/text/2563722.html

В Ереванской школе миниатюры прошла церемония награждения ее выпускников 25 июня 2008 г. 16:37 Под патронатом Эчмиадзина в Ереванской школе миниатюры прошла церемония награждения ее выпускников. Как сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина, в школе обучаются 75 учащихся 4-22 лет. Школа, где есть два отделения миниатюры и одно — живописи, была основана по благословению и протекции Эчмиадзина в ереванской общине Канакер в 1993 году. Дети из малоимущих семей здесь получают возможность через искусство познать религию и проявить в своем творчестве знания, почерпнутые из Библии. Работы учеников, которые выполнены в традиции армянской миниатюры, часто выставляются, в том числе в церквях. Поздравляя и напутствуя выпускников, настоятель воспитательных домов Эчмиадзина Григор Хачатрян рассказал об истории армянской миниатюры. Армения избрала христианство государственной религией в 391 году, то есть раньше, чем Византия. Еще с древних времен в Армении существовало искусство книжной миниатюры. Сохранившаяся до наших времен одна из древнейших миниатюр — Четвероевангелие 1018 года хранится в институте древних рукописей Матенадаране. В ней с особой силой проявляет себя самобытный колорит, присущий армянской миниатюре. Их исполнение отличается четкостью линий, точностью контурного рисунка. Однако самое раннее армянское Четвероевангелие XI века (1007 года) хранится за рубежом, в венецианском собрании. Оно было исполнено за пределами Армении, в Адрианополе (Македония), «грешным писцом» священником Киракосом в царствование византийского императора Василия. В целом миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового армянского искусства. Армянская миниатюра в X-XIV вв. достигла высокого уровня развития. Сохранились сотни рукописей, иллюстрированных безвестными армянскими художниками («украшателями»). К числу известных миниатюристов X-XIV вв. относятся Аваг Маргарэ, Торос Рослин, Саргис Пицак и другие. Одни из них жили и работали в Армении, другие — в Киликии (территория современной Турции).

http://patriarchia.ru/db/text/427880.htm...

Выставка изделий мстерских мастеров проходит в Москве Уникальная выставка, посвященная мстерским народным и художественным промыслам, проходит в эти дни в Москве. Вниманию зрителя представлены иконы XVII–XIX веков, лаковая миниатюра, работы вышивальщиц и ювелирные изделия, украшенные знаменитой мстерской сканью. Мстера – поселок городского типа в 120 км к юго-востоку от Владимира с населением в 6,5 тысяч человек. На территории поселка находится Мстерское художественно-промысловое училище им. Ф.А. Модорова, поэтому основная профессия местных жителей – художник. В Мстере их насчитывают порядка 350 человек. Начиная с XVII века, имеются воспоминания о Богоявленском погосте на реке Мстере. Прославилось это место своими иконописцами, которые работали в византийской традиции. До 1917 года Мстера наряду с Палехом и Холуем была известным иконописным центром. После революции иконописцы, которые не могли в новых условиях заниматься своим исконным творчеством, освоили новый вид декоративно-прикладного искусства – лаковую миниатюрную живопись на папье-маше. В 1923 году сформировывается группа из бывших художников-иконописцев (А.И. Брагин, А.С. Сеньков, И.А. Фомичев и др.), которая затем преобразовывается в артель «Древнерусская живопись». Первым из мстерских миниатюристов по праву называют Николая Прокофьевича Клыкова (1861–1944). Именно он, не отходя от исконной традиции, создал самобытный стиль мстерской лаковой миниатюры. Работы художника участвовали в выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе и принесли автору всемирную славу и известность. Сегодня иконописная традиция Мстеры возрождена. Для написания иконы, как и в старые времена, используют натуральные краски, разведенные на яичном желтке. Иконы Мстеры вновь заняли важное место среди иконописных мастерских России. Например, иконы Божией Матери «Державная», которые участвовали в годовом крестном ходе «Под звездой Богородицы», написаны мстерскими мастерами. Свои работы в Москву привезли не только известные художники Мстеры, но и молодые иконописцы. Супруги Татьяна и Сергей Ляпковы рассказали о том, как они работают. Сначала они занималась миниатюрой, а последние два года – иконописью. Почти все иконы Татьяна и Сергей пишут вместе: один начинает, другой продолжает. Небольшую икону можно написать за неделю. Также супруги рассказали об особенностях мстерской миниатюры и иконописи.

http://pravoslavie.ru/27672.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010