Зачем нужна художественная литература священникам и монахам Художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – или, скорее, объяснить другим – церковные догматы. 9 февраля, 2015 Художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – или, скорее, объяснить другим – церковные догматы. Существует известная история, анекдот о том, как наш знаменитый ученый Василий Осипович Ключевский, профессор Московской Духовной академии, приветствовал одного новопостриженного монаха такими словами: «Поздравляю вас с принятием ангельского образа, желаю вам не потерять облик человеческий». Думаю, что эти слова применимы ко всем родам духовного служения. Человек, становясь монахом или священником или принимая любой другой сан, призван не превращаться в небожителя, а прежде всего оставаться – или, скорее, становиться – человеком. Слово «человек», по-гречески anthropos, в буквальном переводе означает «повернутый вверх», или, руководствуясь внутренней формой русского термина, «чело, обращенное к вечности». Это звание, которое еще надо заслужить, это очень высокое имя. Другой наш знаменитый писатель Фазиль Искандер как-то сказал: «Цель искусства – очеловечивание человека». Действительно, «воспитание чувств», возделывание сердца (а слово «культура», как известно, и означает в переводе с латинского «возделывание») – необходимое условие становления личности. Во-первых, современному священнослужителю требуется широкий культурный кругозор – это необходимое условие его проповеди, необходимое условие доверия к нему со стороны его прихожан, со стороны людей образованных. Сегодня сельских пастырей насчитывается единицы, и Православие в современной России – это явно городская религия, в отличие от XIX века. И здесь тон задают именно образованные люди, интеллигенция, те, кто обретают веру уже в сознательном возрасте. Для них очень важен интеллектуальный и культурный багаж христианства. Да и для нас самих очень важно вписать себя в контекст мировой истории, почувствовать себя наследниками всего самого лучшего, созданного человечеством. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», – писал мученик Иустин Философ . И не случайно апостол Павел неоднократно апеллировал в своей проповеди к авторитетам языческого мира, приводя цитаты из поэтических произведений: «Мы Его и род» (Деян. 16, 28), – из сицилийского поэта Арота; «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15, 33), – из греческого поэта Менандра и т.д. Не случайно и то, что на фресках Благовещенского собора в Кремле изображены Гомер, Плутарх и Вергилий.

http://pravmir.ru/zachem-nuzhna-hudozhes...

Алексей Варламов: Литература как противоядие РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94238.html 04 мая 2012 Валентина Курицына Алексей Варламов: Литература как противоядие Источник:  http://www.taday.ru/text/1603664.html Татьянин день Алексей Варламов – писатель, преподаватель МГУ, член Палаты попечителей Патриаршей литературной Премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, накануне оглашения шорт-листа Патриаршей премии Алексей Николаевич дал " Татьяниному дню " интервью. – Алексей Николаевич, какова, по-вашему, роль художественной литературы сегодня? – В наше обезличенное время литература сохраняет или восстанавливает личностное, духовное начало. Литература служит или точнее призвана служить противоядием, антидотом по отношению той информационной отравы, которую обрушивает на нас СМИ, обслуживающие идеологию потребления. Литература учит думать, даже в тех случаях, когда мы не всегда согласны с автором, она заставляет сопереживать, сочувствовать и соучаствовать, она так устроена, что не манипулирует человеком, а вступает с ним в равноправный диалог. – Насколько связаны Православие и русская литература? – Русская литература и Православная Церковь, несмотря на драматизм взаимных отношений, в глубине всегда были союзниками. Перефразируя Тертуллиана, можно сказать, что русская литература по натуре христианка. Она сохраняла этот христианский свет и в советское время. В то время, когда Церковь по объективным причинам была лишена возможности проповедовать, во многом роль хранителя национального духовного достояния взяла на себя литература. Именно ей мы обязаны тем, что сохранились как народ, не потеряли своего лица, не порвали окончательно связь времен. Чтение литературы, как классической, так и современной, " книжный голод " , дефицит хороших книг в магазинах, очереди за подписными изданиями – все это было свидетельством духовной жажды. – Вы сказали, что русская литература сохранила наше духовное достояние, но сегодня мы регулярно слышим, что молодые люди читают мало, есть ли выход из этой ситуации? Как Вы ее оцениваете?

http://religare.ru/2_94238_1_21.html

Настал час, чтобы светские люди посмотрели на нас, а мы в их соображения и стремления вникли. («Соборяне», Дневник о. Савелия Туберозова). Художественная литература новейшего времени, стараясь более и более расширить круг своего наблюдения и изучения, успела уже охватить беллетристическими произведениями все слои русского общества. Не только фигурирует в беллетристике высший класс дворянский, но и сословия: купеческое, мещанское, крестьянское. Понятно, что художественная литература не могла обойти вниманием и духовенства, – сословия, предназначенного быть руководителем религиозно-нравственной жизни русского народа. Правда, до 60-х годов литература русская не дала ни одного серьезного произведения из духовной среды, но с 60-х годов беллетристические произведения из духовного быта начинают становиться делом обычным. И чем дальше, или точнее-чем ближе к настоящему времени, тем более появляется в литературе художественных произведений из жизни духовенства. Повести из духовного быта теперь нужно считать уже десятками. В них можно встретить изображение духовенства и черного, и белого, и старого и молодого, и с высшим образованием, и средним, и низшим, и доброго (что впрочем редко) и недоброго... Каждый год приносит нисколько новых повестей и рассказов из духовного быта. Последние книжки двух больших журналов в прошлом году дали роман и повесть из духовного сословия. Есть беллетристические произведения из жизни духовенства и в литературе настоящего года. Если светская литература находит нужным и своевременным обратить свое внимание на изучение и художественное изображение жизни духовенства, то и духовенству, в свою очередь, необходимо ответить на внимание беллетристики вниманием критического обзора ее. В самом деле, нужно ли говорить о пользе критического обозрения художественной литературы о духовенстве со стороны самого духовенства? Такое обозрение необходимо прежде всего для самосознания духовенства. Не нужно забывать, что художественная литература всегда претендует быть зеркалом общества, выразительницей его стремлений и интересов, фотографией быта, и интеллигентное общество, не имея непосредственного знакомства с тем или другим классом народа, обыкновенно составляет о нем понятие на основании литературных произведений. Особенно нужно сказать это в отношении к духовному сословию. Сфера жизни и деятельности духовенства – церковь , сфера жизни светского интеллигентного общества-клубы, театры и балы, на которых духовенство не бывает. Непосредственное знакомство с духовенством интеллигентному светскому обществу заменяет знакомство с художественными произведениями из духовного быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Душа нуждается в утешении 13.02.2008 459 Время на чтение 5 минут Однажды мне где-то довелось прочитать о том, что искусство и христианство, художественное творчество и вера в Бога, - вещи несовместные. Получалось, что творчество будит низменное в человеческой душе, не дает искоренять пороки. Будучи любительницей живописи, литературы, поэзии, кино, я долго думала над этим, но прийти к однозначному выводу так и не смогла. Тогда и родилась мысль поговорить о проблеме с человеком, который как раз и является создателем искусства,- с поэтом Светланой Васильевной Кековой. Художественное творчество - проклятие или Божественный дар? С мнением о том, что художественное творчество христианину не нужно, я сталкивалась неоднократно. Заметьте, именно художественное творчество, потому что построение собственной личности - тоже творчество, главное для христианина. Например, Епископ Варнава (Беляев) в своих " Основах искусства святости " пишет о том, что культура, искусство - это создание детей Каина, проклятой ветви Адамова рода. Авель был убит, а вот Сиф, третий сын Адама и Евы, и его потомки создали богослужение. Владыка Варнава противопоставляет богослужение и творчество, которое можно определить как созидание материальной жизни, удел каинитов. В современной публицистике по отношению к секулярному искусству такую же точку зрения высказывает архимандрит Рафаил (Карелин), известный церковный писатель, который сам обладает совершенно удивительным даром слова. Но говорит он прежде всего о современном искусстве - как об искусстве, которое заражено демонизмом. В святоотеческих творениях мы найдем два взгляда на проблему. Один связан с именем святителя Иоанна Златоуста, который считает, что творчество - это своего рода епитимия, наказание людям за преступление Божией заповеди. И в каком-то смысле проклятье. Но более распространено другое представление о творчестве - как о Божественном даре человеку. Наличие этого дара - один из признаков человеческого богоподобия. Этой мысли придерживались и преподобные Григорий Палама, Максим Исповедник, Василий Селевкийский, Иоанн Дамаскин... Ряд можно продолжать и продолжать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

священник Андрей Лысевич Художественные образы в комментарии Амвросиаста на Послание апостола Павла к Римлянам в контексте западной христианской литературы Источник Древняя христианская литература доносит до нас превосходные образцы веры христиан, наших предков, их обычаи, мысли и представления. Одним из самых ярких аспектов литературы могут быть названы художественные образы, их своеобразие несомненно составляет «визитную карточку» того или иного произведения, автора или эпохи. Некоторые из этих образов, словно рефрен, сопровождают всю историю христианской культуры, а иные остаются сокрытыми от потомков под толщей веков. Но и последние при известном труде филологов могут существенно обогатить копилку мудрости современной христианской церкви. Настоящая статья посвящена исследованию художественных образов в экзегетическом произведении Амвросиаста – в Комментарии на Послание апостола Павла к Римлянам. Амвросиаст – автор, пожелавший буквально «спрятаться» от нас в далёком 4 в. 1 и укрыться в тени великого медиоланского свт. Амвросия. Однако любознательность средневековых исследователей раскрыла в начале 16 в. тайну нашего автора 2 . Современная патрологическая наука, отделив Амвросиаста от прочих авторов, очертив круг его произведений и определив наиболее вероятное место и время их написания, всё же остаётся в неведении о его настоящем имени. Само имя Амвросиаст (от латинского Ambrosi-aster) состоит из имени свт. Амвросия Медиоланского и уничижительного суффикса, равного по значению приставке «pseudo» 3 . Тем не менее наш автор постоянно оказывается в центре внимания современных исследователей 4 . Его произведения интересны и сами по себе, и как источник сведений о древней римской церкви; уже стало нормой исследовать традицию понимания павловского корпуса с помощью толкования Амвросиаста 5 . Наша работа, с одной стороны, имеет целью ввести в научный оборот некоторые христианские литературные художественные образы, а с другой – выявить один из аспектов своеобразия важнейшего произведения Амвросиаста – комментария на Послание к Римлянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/hud...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подвиг надежды и любви В Москве прошла церемония награждения победителей XVIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперёд!» 07.11.2022 945 Время на чтение 52 минут 3 ноября 2022 в Большом зале на Комсомольком, 13, прошла церемония награждения победителей XVIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперёд!», тема которого была « Подвиг надежды и любви». Конкурс посвящен памяти, истории, людям и величию Святой Руси, её героям, её победам, величию общенародного подвига во все века нашей истории. Надежда особенно важна сегодня и мы должны вспомнить все, что было сделано нашим народом с надеждой во имя любви. XVIII Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперёд!» проводился по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла совместно Всемирным Русским Народным Собором, Союзом писателей России, Издательским советом Русской Православной Церкви, Министерством обороны РФ, Министерством образования РФ, Центром адмирала Федора Ушакова, МОК СКВРиЗ, МОО «Вече» и страховой компанией «ТИТ». «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России!» Святой праведный воин Феодор Ушаков. 1812 г. " Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро – А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. " А.С. Пушкин, из трагедии «Борис Годунов», слова летописца Пимена «Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества». Николай Карамзин Я верую, что юные надежды Исполнятся, хоть в образе другом, Что час придет, где мы откроем вежды,.. Что ложны в нас бессилье и смущенье, Что даст свой плод нам каждый падший цвет, Что всем борьбам в душе есть примиренье, Что каждому вопросу есть ответ. Каролина Павлова Конкурс проводился по 6 номинациям, в двух формах (индивидуальной и коллективной). В конкурсе участвуют воспитанники детских садов, школьники 1-11 классов, студенты вузов и курсанты военных училищ, кадетских корпусов.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/po...

     Один из тупиковых вопросов – что почитать детям. Что вообще читать детям? Чтобы правильно, культурно и как положено. Желательно по возрастам. Но, может быть, уместнее такой вопрос: что почитать нам самим, что почитать нам всем вместе? Это особенность семейного чтения и вообще семейного образования: здесь не бывает строгих возрастных рамок. Нельзя сначала почитать трехлетнему младенцу, после этого открыть книжку для пятилетнего, потом устроить блиц-урок чтения для восьмилетнего, а потом чтение для подростков. Раз читаем – то уж все вместе. И читаем, конечно же, не для детей. Читаем для себя, просто учитывая всех своих детей. Когда чтение из любимого дела превращается исключительно в педагогический подвиг во имя ликвидации вопиющей безграмотности современных детей, то такое чтение становится мертвой повинностью… И для детей, и для несчастных родителей. Впрочем, часто литература – это не просто вид досуга. Это настоящее образование. А если мы говорим о чтении на Страстной седмице, то мы хотим еще большего. Мы хотим, чтобы книга, которую мы почитаем вместе с детьми на ночь, была не просто интересной. Не просто «высокого литературного качества». Но еще и чтобы не отвлекала нас от тех событий, которые в эти дни переживает Церковь. Переживаем мы вместе с Церковью. А еще лучше – чтобы эта литература помогала нам прожить это непростое время Страстной седмицы. И такая литература на свете существует. Художественная литература, прекрасная литература, которую можно и уместно читать вместе с детьми в страстные дни. Самый яркий пример тому – драма «Царь Иудейский», автор – К.Р. К.Р. Творчество К.Р. – это горячая, горящая вера в стихах К.Р. – один из великих русских поэтов. Кто-то знает, что под таким скромным псевдонимом скрывался великий князь Константин Константинович Романов, президент Императорской Академии наук (1858–1915). А кто-то и не слышал имени этого поэта, которого хорошо знали образованные люди еще каких-то сто лет назад. Ведь К.Р., как и многие другие блестящие представители русской и мировой литературы, относился к задвинутым или вовсе запрещенным в безбожное лихолетье авторам. И это неспроста. Потому что творчество К.Р. не то чтобы «пронизано религиозными мотивами», это скорее горячая, горящая вера в стихах. И в каких стихах! Сами собой эти стихи превращаются в песни.

http://pravoslavie.ru/102634.html

VII. В. И. Мельник. Святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов) о художественной литературе В последнее время вопрос о соотнесенности культуры и христианства, культуры и Церкви выдвинулся как один из основных вопросов гуманитарной науки. В этом смысле ситуация напоминает ту, которая сложилась в России в начале XX века, в период интенсивных поисков христианской идеи в среде блестящей элиты русской интеллигенции. Вместе с тем вопрос этот, столь привлекательный для теоретического осмысления в переходные эпохи, как-то мало поддается окончательному, раз и навсегда найденному решению, тем более что в трудах различных исследователей, а отчасти и святых отцов Церкви, с очевидностью намечаются порою прямо противоположные подходы. Крайние точки зрения обозначились давным-давно. Культура, сознавая свое культовое происхождение с одной стороны и свою относительную (с точки зрения полноты религии) ущербность с другой, постоянно в лице своих представителей как бы претендует на кровное родство и функциональную близость к религии. Примеров тому можно найти очень много даже в трудах литературоведов последних лет. Церковь же устами святых отцов издавна предупреждала о принципиальном различии между культом и культурой, религией и искусством. Так, св. Макарий Великий говорил: «Видимый мир, от царей до нищих, весь в смятении, в нестроении... Были праздные мудрецы... иные были грамматиками и стихотворцами... художники, упражнявшиеся в мирских искусствах... И все сии, обладаемые поселившемся внутри их змием и не сознавая живущего в них греха, делались пленниками и рабами лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства» 192 . Однако между святоотеческим учением о принципиальной несовместимости христианства с занятиями искусством с одной стороны и практикой Церкви с другой всегда обнаруживались (и чем далее, тем более) некие переходные состояния, неизбежные компромиссы, порождаемые проблемой « Церковь и мир». В истории Русской Православной Церкви есть личности, которые так или иначе в своей жизни оказались близко поставленными к вопросам литературы и культуры. Одним из таких людей был в XIX веке ныне прославленный Русской Православной Церковью святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > В преддверии Рождества Христова Обзор 71-го выпуска литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век» 10.01.2022 684 Время на чтение 8 минут Фото: Вертикаль В преддверии светлого Праздника Христова Рождества соткано новое чудесное, чистое, как свежевыпавший снег, полотно – 71-й выпуск литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век». Праздничная «одёжка» свежего выпуска – обложка – представила работы члена Профессионального союза художников Александра Фёдоровича Важнёва: «Нижний Новгород. Вид перекидного моста» и «Портрет К.И. Шихова», словно подчёркивая значимость уходящего, 2021 года, для истории нижегородчины. В 2021 году Нижний Новгород торжественно отметил своё 800-летие. Открывает выпуск рубрика «Проза» с тремя рассказами Николая Бондаренко: «Сказочник Митяй», «Модная охота на глухаря» и «Уличный хип-топ на даче». Автор – один из старейших представителей Союза писателей России из Подмосковья, постоянный автор журнала. В течение последних лет, когда народ вынужденно столкнулся с жёсткими условиями пандемии, неожиданно бурно разыгралось словотворчество. Филологи и лингвисты всерьёз заняты составлением словарей и подсчётом новых слов, которые привнесла в нашу жизнь эпоха «глобальных перемен». Ужас охватывает, когда слушаешь радиоведущих, вольно выбрасывающих в эфир вновь изобретённые «народными массами» словеса, неологизмы сомнительного достоинства. Литературное наследие публициста Владимира Георгиевича Цветкова, его труд, представленный на страницах 71-го выпуска «Вертикали. XXI век», становится как никогда ранее актуальным. Вот конспективная, тезисная основа работы Владимира Цветкова «В глубь родного языка». Автор знакомит читателя с качественной картиной русского языка, состоящего почти из одного миллиона слов, сложившейся ко второй половине XX века: «150 000 включает в себя современный литературный язык; 200 000 составляют диалекты, то есть слова, характерные для какой-то отдельной местности; 30 000 – иностранные слова, количество которых за последние годы неимоверно и без всякой необходимости возросло; 5 000 – новые слова; 10 000 – научные и специальные термины и 30 000 – утраченные и забытые слова. Это лишь схематичное и, конечно же, далеко не полное перечисление имеющегося словарного запаса в русском языке».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/10/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > О литературе - православной, художественной - и не только Наш корреспондент беседовал с поэтом Андреем Поповым 12.04.2011 772 Время на чтение 10 минут С прошлого года в России появился ещё один праздник - День православной книги. Инициатива его создания принадлежит Святейшему Патриарху. И дата - 14 марта - выбрана не случайно: именно в этот день 1564 года дьяком Иваном Фёдоровым была выпущена первая русская печатная книга «Апостол». В этом году в рамках празднования Дня православной книги многие епархии Русской Православной Церкви провели мероприятия с участием священнослужителей, издателей, писателей, библиотекарей, студентов. Были организованы тематические встречи, выставки-ярмарки православной литературы, а также различные акции по сбору и передаче православной литературы в места заключения, дома престарелых и т.д. Главные мероприятия Сыктывкарской и Воркутинской епархии прошли с участием епископа Питирима. 17 марта владыка посетил исправительную колонию, находящуюся в п. Верхний Чов, где встретился с осуждёнными. «В дни Великого поста православные верующие должны примириться с Богом, - утешал узников своей беседой епископ Питирим, - и не надо забывать, что именно Христос явил пример смирения всему миру». Владыка призвал своих слушателей со смирением нести крест тюремного заключения, предостерёг от уныния и желания покончить жизнь самоубийством (к сожалению, факты суицида в среде заключённых - не редкость...). Затем владыка принял участие во встрече православных писателей со своими читателями, которая состоялась в Национальной библиотеке республики. Наш корреспондент предлагает вашему вниманию беседу с поэтом, членом Союза писателей России Андреем Поповым. Его имя известно подписчикам нашей газеты, его стихотворения с середины 90-х годов не раз публиковались на страницах «Веры». В конце 80-х придя в Церковь, Андрей стал не только активным прихожанином, но и членом приходской общины. Преподавая в воскресной школе, он стремился открыть людям ценности православия. Уроженец заполярной Воркуты, он обострённо ощущал ответственность за судьбу родины, а неприятие всякого рода несправедливости ему, возможно, передалось от основоположника коми литературы поэта Ивана Куратова, с которым Андрей состоит в родстве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010