– А «скиния» – это что? – уточнил Богдан. – Скиния – это походная палатка, шатёр, – сказал папа. – Более того – это шётер встречи, если дословно переводить с иврита. То есть это место, где Бог встречается с людьми, место, где «Он будет обитать с ними» ( Отк. 21:3 ). Пойми – Бог сделал все необходимое! Он создал этот шатёр, Он Кровь Свою для этого пролил. И Он зовет в этот шатёр всех, всех! Но обрати внимание – не загоняет туда насильно, ведь это было бы недостойно ни Бога, ни людей! Нет – Бог именно зовет! И каждый человек может откликнуться на этот зов и прийти. Ну, а если человек прийти не захочет? Тогда он останется вне шатра, то есть – вне спасения. И разве в этом Бог будет виноват? Нет, только сам человек. – Это грустно, правда? – сказал Богдан. Папа пожал плечами. – Мы сотворены свободными существами, – сказал он. – А любое свободное существо само отвечает за последствия своего выбора. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» ( Ин. 10:9 ) – говорит Господь. Эта Дверь открыта для всех. Но человек свободен, а значит, он может и не войти в эту Дверь. И значит – не спастись. Хотя, повторюсь – Бог все сделал для его спасения. Увы… А помнишь Евангельское выражение: «много званых, но мало избранных» ( Лк. 14:16-24 ). – Кажется, помню, – ответил Богдан неуверенно. – Это из притчи о человеке, который устроил большой ужин и звал гостей. Но гости, под разными предлогами, не пришли. Один сказал: «я купил землю, и мне нужно посмотреть ее». Другой сказал: «я купил волов и иду испытать их». Третий сказал: «Я женился и потому не могу прийти». Как видишь, все эти люди предпочли свои собственные радости, а радость Того, Кто их позвал, решили не разделять. В той притче пустующие места за праздничным столом были заполнены нищими, увечными, хромыми и слепыми. А о тех, кто отказался, было сказано: «никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». Как ты видишь, сынок, не избранные – это всего лишь те, кто отказался сам. Поэтому – Бог хочет спасения всех, но не спасаются те, кто сам не захотел спасения!

http://azbyka.ru/fiction/gospod-spas-vse...

Американские ученые, используя современные технологии, получили четкое компьютерное изображение надписей на свитках, что позволило датировать их по палеографическим признакам, то есть по начертанию букв. Эксперт в области древних семитских письменных систем доктор Кайл Мак-Картер назвал время создания манускриптов — конец VI века до н.э., подчеркнув, что дата не вызывает сомнений. Исследования калифорнийских ученых помогли не только датировать серебряные свитки, но и полностью прочесть надписи на них и убедиться в их соответствии каноническому тексту. На первом записано священническое благословение из книги Числа: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Чис. 6:24-26 ). Текст на втором серебряном листке совпадает со строками из Второзакония: «Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» ( Втор. 7:9 ). Важно, что в обоих текстах Бог назван Яхве, что значит Сущий, то есть тем Именем Единого Бога Творца, которое Он открыл только через пророка Моисея в Пятикнижии. А значит, Священное Писание было не просто известно израильтянам в то время — оно было востребовано и распространено. Запечатленное искушение Библейская история сотворения Адама и Евы давно стала хрестоматийной. Сегодня любой школьник расскажет, как праматерь человечества прельстилась речами змия-искусителя, вкусила запретный плод с древа познания добра и зла и склонила к этому своего мужа, как после грехопадения первые люди были изгнаны из рая. Долгое время историки считали этот рассказ книги Бытие чисто иудейским мифом, в древности не известным другим народам. Но вот в 1872 году английский ассириолог Джордж Смит исследовал собрание клинописных табличек, обнаруженных ранее археологом Остином Лэйярдом на раскопках древней Ниневии (сейчас это территория Ирака). Среди многочисленных текстов ученый нашел рисунок, в точности отражающий библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы!

http://azbyka.ru/fiction/tajny-biblii-na...

- Аминь! Аминь! — воскликнули слушатели при последних словах и, увлеченные одной мыслью, быстро двинулись к синагоге. В этот день совершалось богослужение, и потому синагога была открыта с самого утра. - Он, наверное, там! — кричали они по дороге. — Может быть, нам сегодня же удастся поговорить с Ним. По мере приближения к синагоге общее возбуждение все больше и больше возрастало. Лишь с большим трудом можно было пробираться сквозь толпу. Синагога была уже битком набита народом, хотя до начала богослужения еще оставалось довольно много времени. Книжники и фарисеи, раввины и саддукеи, мытари, рыбаки и простые поденщики с женами и детьми — все от мала до велика были заняты одним разговором о Чудотворце, Иисусе из Назарета. - Идет! Идет! — раздался в толпе чей-то голос, и вся она внезапно заколебалась, как спелая нива. Протиснувшись кое-как вперед, Думах занял место у самого входа в синагогу, где, по его расчету, должен был пройти Иисус. Увидев наконец Иисуса, поднимавшегося вместе с учениками в синагогу, Думах бросился к Нему и остановил Его вопросом. - Когда же Ты пришел сюда, равви, и каким путем? Ведь у Тебя не было тогда ни одной лодки для переправы через озеро? Иисус взглянул на него, тотчас отвернулся и посмотрел на толпу. Ненасытная жадность любопытства, самолюбие, тщеславие, жестокость, ненависть, неверие ясно светились в глазах некоторых из людей, и могло ли это укрыться от Божественного Сердцеведа? - Истинно, истинно говорю вам, — обратился Он к народу, — вы Меня ищете не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь же думать не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог. В ответ на это из толпы раздался юный голос: - Что же нам делать, чтобы могли творить дела Божии? По тону голоса сразу было заметно, что вопрос этот долго занимал молодую душу и вылился теперь от чистого сердца. Лицо спрашивающего среди омраченных злобным неверием окружающих его лиц казалось словно яркой звездой в темноте. И Божественный Пастырь сразу понял: это будет один от двора Его. С надеждой взглянув на него, Он ответил:

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

- Аминь! — воодушевленно закончил его речь Симон. После этого оба молчали некоторое время, и был слышен только плеск воды. С каждой минутой становилось все светлее, и наконец, с восточной стороны горизонта из-за цепи высоких голубых холмов выглянуло яркое солнце. Вдали показались одетые легким туманом башни и стены красивого Капернаума. Приблизившись к берегу, братья увидели толпу народа. Одни люди сидели на камнях, другие расхаживали взад и вперед. Видно было, что это не рыбаки, которые приходили сюда поутру чинить свои сети и лодки… - Чтобы это значило? — спросил Андрей. Симон еще раз пристально взглянул на толпу и с видимым волнением произнес: - Если не ошибаюсь, — это Учитель, а народ собрался вокруг Него послушать, что Он говорит. Приблизившись к берегу, он сошел на землю и начал привязывать свою лодку. Андрей последовал за ним. Иисус увидел Симона и Андрея, их пустую лодку, вошел в нее и попросил Симона отплыть немного от берега. Затем Он сел и начал учить народ с лодки. Мы не знаем, о чем Он учил в это ясное летнее утро, знаем только, что это были глаголы вечной жизни. Когда Он сидел здесь, под тенью большого паруса, и Его голос — ясный и приветливый — раздавался над озером, народ умилился сердцем, дети протягивали свои ручонки, и любовь сильнее смерти одушевляла каждого. Среди присутствующих были две женщины: одна с мальчиком лет четырнадцати — это был Стефан, другая — с ребенком на руках. Когда Иисус говорил, Стефан радостно улыбался и тихо повторял: «Ты исцелил меня, я люблю Тебя!» Через некоторое время Господь, обратившись к Симону и Андрею, сказал: «Отплывите на глубину и закиньте сети!» Симон ответил: «Господи, мы трудились целую ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему я закину сеть». И когда они исполнили, что сказал им Господь, им попалось такое множество рыбы, что сеть начала прорываться. И дали знать бывшим на другой лодке, чтобы пришли им помочь. И пришли, и наполнили две лодки, так что начали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к ногам Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи, так как я человек грешный».

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Апостол Павел неслучайно в своем определении проявлений любви пошел, в основном апофатическим путем: у него любовь “не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде…”. То есть она устраняется от всякой душевной нечистоты, избегает бесконечных провокаций самолюбия, уклоняется от соблазнов, как шипы, цепляющих и язвящих душу. Она освобождается от страстей, борющих человека от юности его, и таким образом оказывается как бы вне их, против них, вопреки и наперекор… Из ее действий указано лишь, что она “долготерпит”, и активность эта направлена скорее вовнутрь, обращена к собственной глубине, так же как и то, что она “все переносит”… Христос сказал: “Терпением… стяжите души ваши” ( Лк. 21:19 ). Любовь, испытуемая терпением, действительно собирает вместе разрозненные силы души, центрует их на себе, претворяя разнокачественные энергии в единую волю властного преображенного Эроса. Эта власть так велика, что перед ней пасует даже мощный природный инстинкт самосохранения, и душе сладка и желанна жертва, принесенная своей любви. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” ( Ин. 15:13 ). Эту любовь заповедует нам Господь, причем называет это “заповедью новой”: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас” ( Ин. 15:12,17 ). “Пребудьте в любви Моей” ( Ин. 15:9 ). “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете любовь между собою” ( Ин. 13:35 ). Две первейшие заповеди начинаются словом “Возлюби”. Апостол Иоанн засвидетельствовал, что Сам “Бог есть любовь” ( 1Ин. 4:8 ). Да и все Святое Евангелие — это благовестие Любви о любви. По сути — там все о ней! Любовь и есть эта новая жизнь во Христе… “Любовь милосердствует, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” ( 1Кор. 13:7 ). У хозяйки виллы, на которой мы гостим, двое детей. Не так давно у нее работала няней моя грузинская подруга Каринка. У нее было университетское филологическое образование, и в няни она пошла не от хорошей жизни, хотя и была счастлива, когда я ее туда пристроила.

http://azbyka.ru/fiction/korfu-olesja-ni...

— Батюшка! — спросила Айбике, — но как же не ошибиться и не войти в соединение с нечистым духом? Как определить, что стоит за теми мыслями и эмоциями, которые постоянно вторгаются и в ум, и в сердце? — Хороший вопрос! — довольно воскликнул батюшка. — Очень правильный вопрос! Ответ на него дал ещё апостол и Евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Христов, в своём послании: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( Ин. 4:1-3 ). А значит, «базовое» условие, без которого невозможно и говорить о какой-либо правильной духовной жизни, есть — познание Христа и соединение с Ним в Теле Его Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви! Далее — следование Его заповедям, с помощью руководства опытом Святых Отцов, за два тысячелетия во множестве прошедших путь духовного совершенствования и оставивших свои бесценные наставления! — Здравствуйте! Меня зовут Елена, я ваш гид! — в открывшуюся дверь незаметно для нас остановившегося минивэна заглянула приветливая молодая женщина. — Здравствуйте, здравствуйте! — словно очнувшись, стали здороваться с ней пассажиры. Елена села на дожидавшееся её место рядом с водителем, что-то сказала ему по-итальянски, и машина вновь тронулась. — Отец Флавиан! — наклонившись через меня к батюшке, тихо проговорил пожилой казах, перед этим пошептавшийся с супругой. — А Вы могли бы нас с женой покрестить в христиан, пока мы здесь, в Италии? — И нас с сестрой! — так же тихо добавила Айбике. — Хорошо! Поговорим об этом по возвращении во Фьюджи! — так же тихо ответил им Флавиан, опасливо покосившись на меня. — Ты хочешь сказать, что смог мимо меня, контрабандой, привезти с собой епитрахиль? — в моём взгляде сверкнула сталь. — Ты помнишь, что я «справедлив, но строг, и во гневе страшен»?! — мой замогильный шёпот заставил бы затрепетать камни.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-armaged...

«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» ( Евр.11:6 ). «Кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Нужно хранить веру, как драгоценное сокровище; нужно возбуждать и укреплять ее и в других. Один верующий своей религиозной убежденностью и доброй жизнью может обратить многих неверующих, а тогда он «спасет душу» неверующего «от смерти и покроет» его «множество грехов» ( Иак.5:20 ). Особенно нужно быть внимательным к подрастающему юношеству, – этой нашей надежде,– и всячески воспитывать в ней религиозные чувства и охранять его от вредных антирелигиозных влияний. 2 Неверие – факт слишком сложный и трудно указать все его причины. Восполняя сказанное, мы не можем не обратить внимание на следующее. Распространение неверия страшно, но оно еще не так губительно, если проводником его является положительная наука с ее эволюционными теориями, ибо наука составляет, во всяком случае, достояние сравнительно немногих. Но ныне грубое надругательство веры совершается чрез посредство искусства, часто художественной литературы, которая получает широкое распространение в массах и отравляет духовную жизнь. Разумеем, напр., наделавшую в последнее время столько шума, трагедию Андреева „Анафема“. Ничего, кажется, безобразнее этой пьесы нельзя представить. Андреев – это хулитель Бога, он проповедует возмущение Земли против Неба. Земля страдает, полна горя и слез, она жаждет жизни... Но Небо ко всему этому равнодушно. На земле торжествует Анафема, т.е. диавол, и вся жизнь человека есть одна какая-то сатанинская игра. Небо, по-видимому, должно наградить Давида (главное действующее лицо пьесы) за его любовь ко всем, за его благотворительность, его сочувствие ко всем страдающим и изнемогающим в борьбе. Но Давид обманут, над его любовью посмеялось Неизвестное... Оно слишком гордо, совершенно безучастно к страданиям человека; оно обещает бессмертие, но это один пустой звук. На земле празднует свой пир Анафема. В своем безумствовании Андреев хулит Бога и защищает Анафему, который желает облегчить свою судьбу и печальную участь человечества, но не может этого сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Без Христа мы совершенно беспомощны в этой борьбе. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим ( Рим. 7:24-25 ). Покаянные труды есть усвоение плодов Христовой победы. Грехи различаются тяжестью и количеством, но не нам, грешникам, их измерять. Любые наши долги неоплатны. У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят ( Лк. 7:41 ). Но платить обоим было нечем, и прощать нужно было обоих. Условно говоря, один торговал наркотиками, а другой обвешивал на базаре, торгуя черешней. Но ни тому ни другому платить нечем. В милости нуждаются оба. Покаяние — всечеловеческое занятие. Входить ли в точное и подробное перечисление грехов? Классифицировать или анализировать их? Этот вопрос тревожит не одну христианскую совесть. Истинное покаяние чувствительно к тончайшим действиям греха, но чуждо мелочности. Вытирая пыль, мы не считаем пылинки. Математическая точность в перечислении грехов не равна покаянию. Покаяние — это, скорее, слезы без слов, чем много слов без слез. Блудница, омывшая ноги Христа слезами и вытершая волосами головы, услышала: «Прощаются тебе грехи твои», — хотя подробного исповедания она не принесла. У воцерковленного человека есть соблазн заменить борьбу с собой, искоренение гордыни и самолюбия на своеобразное «отцеживание комаров». Оставаясь тяжелым и вздорным, или ленивым, или склочным человеком, христианин, оставив первую любовь свою ( Отк. 2:4 ), то есть первую радость о Господе и первые слезы, заменяет христианскую жизнь на псевдохристианскую мелочность. Жить с ним рядом легче не становится, но сам себя он может мнить подвижником. Бог знает о нас всё. Если мы не до конца облысели, то, причесываясь, снимаем с расчески некую часть оставшихся на ней волос. Мы не считаем их и почли бы за глупость заниматься таким подсчетом. Но Бог посчитал то, что мы не посчитали, ибо у Него власы главы нашей изочтены (см. Мф. 10:30 ). То же касается и грехов. Вряд ли нужно знать о себе всё, что знает о нас Бог. Это невместимо и непереносимо. Мы идем на покаяние, движимые внутренней болью. Идем к Тому, Кто больше сердца нашего и знает всё ( 1Ин. 3:20 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

— Беззаконие Израиля покрыло нас духовным мраком и непроходимою тьмой, — продолжал он, — но наступит светлый день искупления, и тогда ликующий Сион станет предметом радости для всей земли. Разговор мой с равви Амосом, возникший по поводу владычества римлян, приносящих свои языческие жертвоприношения рядом с нашим алтарем, принудил меня заглянуть в книгу пророка Малахии, и я в ней нашла, что, предварительно намекая на постигшее нас унижение и упрекая священников за то, что “они послужили соблазном в законе, и тем сделались презренными и униженными пред всем народом”, он говорит: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь… и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде”. Пока я читала равви Амосу вышеизложенные пророчества, в комнату вошел бен Израиль, чтобы проститься с нами перед отъездом в обратный путь. Раввии Амос в этот день казался мне уже с утра задумчивым и печальным; я даже испугалась, не огорчила ли я его неуместною пытливостью, и готова была извиниться перед ним в случае, если бы он был мною недоволен, как вдруг, к удивлению моему, заметила слезу, катившуюся по скорбному лицу его. Это открытие меня до глубины души огорчило, но он с свойственною ему кротостью тихо сказал мне: — Вы ни в чем не виноваты, дитя мое, оставайтесь всегда такою, какая вы есть, и старайтесь усмирить возмущающие вас сомнения. Ныне все оправдывается, о чем писал пророк Малахия. — Бен Израиль, — сказал равви Амос, обращаясь к александрийскому равви, — священники наши действительно нравственно упали, и, по сему вероятию, слова пророка относятся к текущим дням. Исключая вопрос о внешности, за которую они твердо стоят, боюсь, что научными познаниями исторического развития собственной религии и искренностью веры в единого Бога они недалеко ушли от служителей алтарей римских языческих богов. Я страшусь, что Господь не благосклоннее принимает наши жертвы, чем их; сегодня, когда я служил в храме с другими священниками, мне пришли” на память следующие слова пророка Исаии: “К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

«Берегитесь, — говорил Он дальше, — раздавать милостыню вашу пред людьми с тем, чтобы они вас видели, иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Милостыня, сделанная втайне, а не на глазах людей, будет вознаграждена явно». Он осуждал лицемерную молитву. Ты ведь знаешь, как иногда молятся наши книжники и фарисеи на глазах у всех, и я часто сомневалась, действительно ли они отдают отчет своим действиям, стоя на молитве на углу улицы. Великий Назарянин объяснял, что они делают это только для того, чтобы их видели и прославляли окружающие. Но такая молитва, говорит Он, не может приносить им никакой пользы. «Если ты хочешь, чтобы твоя молитва была услышана, то войди в комнату твою и, затворив дверь за собою, там помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Молясь же, не говори лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им: ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь». - Прелестная молитва, — воскликнула Анна, радостно сверкнув глазами. — Его учение совершенно отлично от того, какое известно было нашему народу с тех самых пор, как Моисей вывел его из Египта. - И, не правда ли, Его учение как бы запечатлено истиной. - Да, и мне так кажется! — ответила сестра. - Если ты хочешь дальше слушать, я могу рассказать еще кое-что. Ты не устала? - Нет, совсем не устала. Расскажи, милая Сара, все, что знаешь о Нем. - Я боюсь, что не сумею рассказать тебе всего по порядку, но я все-таки постараюсь передать тебе хоть отрывочно Его учение. Он советовал не копить земных сокровищ, так как они легко уничтожаются молью и ржавчиной и похищаются ворами… И все это сущая правда, дорогая Анна!

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010