«Вечным в собственном смысле называется не сама вечность, но причастное к вечности». – Псевдо-Дионисий, О Божественных именах, 10,3 . «Вечность есть совершенное обладание всей полнотой бытия». – Боэций. О философском утешении, V,6. Псевдо-научная концепция Анри Бергсона (Нобелевская премия по литературе 1927 г.) Антирелигиозная идеология, популярная в XX веке на Западе (Томас и Джулиан Хаксли и др.) Эдвард Уилсон, биолог, «открывший» сходство людей с муравьями, утверждал, что научный гуманизм – единственное допустимое мировоззрение, совместимое с наукой. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше… Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам… Довлеет дневи злоба его». – Мф. 6:21-34 . «…Будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего… утром ты скажешь: “О, если бы пришел вечер!”, а вечером скажешь: “О, если бы наступило утро!”» – Втор. 28:66-67 . «…Они солгали на Господа и сказали: “Нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода”…» – Иер. 5:12 . «Господи, даруй ми с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день… Во всех непредвиденных случаях не даждь ми забыть, что все попущено Тобою». – Молитва последних Оптинских старцев. «Если кто-либо из рабов будет достоин поставления в церковную степень,… да будет произведен». – Апостольское правило 82е . Помимо ученичества – и даже в первую очередь – Бог дарит человеку усыновление : утрата этого принципа составляет трагедию протестантизма. Сыновняя же любовь, в отличие от учебы, имеет личное начало ; поэтому найти «свою» церковную общину, в том числе и в условиях православного вероучительного единства, бывает полезно, а иной раз и необходимо. «Оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире… Осуждение разрушает всякое дело, создает обстановку недоверия и злобы, губит наши души». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. Жак Маритэн, философ-томист XX в., ученик Анри Бергсона, автор многочисленных сочинений.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Взорам путников предстала прелестная картина: ниже расстилалась зеркальная поверхность огромного озера, на котором кое-где виднелись пестрые паруса судов. Спускавшийся террасой к озеру холм покрывали блиставшие яркой зеленью деревья. Кое-где виднелись деревушки, а далеко на горизонте сияла снежная вершина Ермона. «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» ( Пс. 120:1 ), — тихо произнесла Сара. Для Тита наступили счастливые дни. При его крепком телосложении путешествие не могло принести никакого вреда его здоровью и даже не влекло за собой особенной усталости. А между тем, постоянная смена впечатлений, новизна обстановки, живописные вечерние костры, а главное — все увеличивающаяся привязанность маленькой Руфи к нему служила источником неведомых ему раньше чувств. Все, что могло омрачать его молодую жизнь, осталось далеко позади, и его душа все больше и больше открывалась для новых впечатлений. На четвертый день пути стали попадаться караваны богомольцев и большие стада овец и быков, предназначенных для жертвоприношений, что говорило о приближении к священному городу. Многие из богомольцев пели на ходу священные песнопения, и ветер далеко разносил по долинам отрывки этих песен. «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно. Куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих!» ( Пс. 121:2-7 ). Глава 12. Семья Иаира и Каиафы - Говорю тебе, что нельзя больше терпеть подобные вещи: этот Человек с каждым днем произносит все новые богохульства. Человек, говоривший эти слова, был Каиафа. Он беспокойно шагал взад и вперед по кровле своего Дворца, а его собеседник и гость, Иаир, полулежал недалеко от него на мраморной скамье. В некотором расстоянии от мужчин сидели сестры и безмятежно наслаждались свиданием после долгой разлуки, а маленькая Руфь, опершись локтями о перила, с изумлением смотрела своими большими детскими глазами на чудную панораму священного города, расстилавшуюся перед ее взором.

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Видите, этого мало, тут надо поработать резцом, надо потрудиться. Удивительно не то, что Бог наносит нам столько ударов, а то, что их так мало. Когда увидишь расстояние между нами, нынешними, и теми, кем мы должны стать, просто диву даешься, как милости Божьей удается провести нас через него так легко, так безболезненно. Странно не то, что с хорошими людьми происходит столько плохого, а то, что с людьми плохими происходит столько хорошего. Это узнаёт Иов, увидев Бога лицом к Лицу, поэтому говорит, что удовлетворен, доволен. Довольны будем и мы. Начнем с того, что Бог мог сотворить нас и оставить на небе, без горя и греха. Зачем же Он дал нам испытательный срок на земле? По той же самой причине, по какой хороший учитель не дает ученику всех ответов. Когда мы сами находим правду, мы крепче её помним, больше ценим. Она уже не «объективная истина», а часть нашей души, наше истинное лицо. Рисунок скульптуры – от Бога, а ваять мы должны вместе, и наше дело – многократный выбор, непрестанный опыт. Мы узнаем, кто мы такие, только через жизнь. Значит, пока мы не созданы, мы не знаем себя – кто мы (или себя обманываем). Это означает, что каждая жизнь суть затянувшийся «кризис идентификации». У Иова он просто видней и внезапней. Вот Иов – праведный, справедливый, возлюбленный Богом. Вот ярлыки оторваны, и он – комок страданий на куче грязи. Что ж удивляться, если близкие друзья его не узнали ( Иов. 2:12 )! Иерусалимская Библия резонно дает здесь сноску, предлагая сопоставить все это с рабом Ягве ( Ис. 53 ). Он «презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» ( Ис. 53:3 ); он «отторгнут от земли живых» ( Ис. 53:8 ), он – «червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе»( Пс. 21:7 ), как сказано в псалме, который вспомнил распятый Христос ( Пс. 21:2 ). Да, Иов – прообраз Христа, настолько неузнаваемый, что узнать его трудно. Как и Христос – неузнанный Бог, «червь, а не человек, поношение у людей». Иов может узнать, кто он такой, только у своего Создателя. То же самое верно для всех, все мы – персонажи Его повести, а где персонажу найти себя, как не у Автора? Вот и несчастный Иов «находит себя», найдя Бога; решает третью проблему (о смысле жизни), решив четвертую, самую глубокую, проблему Бога. К ней мы и обратимся. Проблема четвёртая – Бог

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

«Вложи меч твой в ножны! — остановил Учитель Петра. — Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего; так что Он пошлет Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудется сказанное в Писаниях, что сему быть должно?» ( Ин. 18:11 ; Мф. 26:52-54 ). И, прикоснувшись к уху Малха, Иисус исцелил его. Иоханан и прочие стражники освободились от первоначального смущения и с любопытством обступили Иисуса. - Как на разбойника пришли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня, — обратился к ним Иисус. — Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь — ваше время и власть тьмы ( Лк. 22:52-53 ). Когда ученики Господа услышали эти слова, великий ужас напал на них. Видя своего Учителя беспомощным в руках стражи, они оставили Его и разбежались. Глава 26. Иисус у Каиафы, Пилата и Ирода - Скажи нам о Твоих учениках и учении, которое Ты предлагал народу. Сознайся лучше во всем! Если утаишь что-нибудь, Ты только ухудшишь свое положение! Синедрион, верховный совет иудейского народа, был уже во всем составе, хотя день только еще начинался. Посреди полукруга заседавших членов синедриона на особом месте сидел Каиафа в полном первосвященническом облачении. По правую руку его сидел Анна, по левую — Иоханан, а за ними в строгом порядке размещались остальные члены верховного совета. Перед ними со связанными за спиной руками под охраной солдат храмовой стражи стоял Иисус. - Отвечай нам! — потребовал Каиафа. Подсудимый поднял глаза и устремил их на первосвященника. - Я говорил явно миру, — произнес Он спокойно. — Я всегда учил в синагоге и в храме, куда все иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что ты спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им. Вот они знают, что Я говорил. - Так-то Ты отвечаешь первосвященнику? — гневно воскликнул один из стоявших вблизи служителей и ударил Иисуса по щеке. На минуту обвиняемый прервал речь, потом с прежним спокойствием, не обнаруживая и признаков негодования по поводу безвинно понесенного оскорбления, заметил обидчику: «Если Я сказал худо, докажи, что это худо; а если хорошо, за что ты бьешь Меня?»

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Внезапно тьма ночная рассеялась, и воссиял свет ярче всякого света. Свет, который рассеял всю ночную тьму. И вдруг предстал перед пастырями ангел Господень, «и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился нам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2:9-14 ). Так отметил Сам Господь эту великую ночь, ночь Рождества Христова. А люди ничего не знали о том, что совершилось величайшее из всех событий в истории рода человеческого. Узнали только пастыри и побежали, побежали туда, куда указал им ангел, и поклонились первые родившемуся Спасителю. Совсем иным, но тоже чудесным образом открыл Господь Бог великую тайну сошествия на землю Своего Предвечного Сына волхвам, мудрецам ученым, еще не знавшим Истинного Бога. И чудесным явлением звезды побудил Он их пойти в дальний путь и поклониться Воплотившемуся Сыну Божию, Спасителю мира. Кто были эти восточные волхвы? Они были весьма выдающимися учеными древнего мира, глубокими и непрестанными наблюдателями звездного неба, движения и течения звезд. Средства, которыми обладала их наука, были несовершенны. Они не имели мощных оптических приборов, которыми обладают нынешние астрономы, но были знакомы с математикой, дающей понимание движения звезд и планет. Богу было угодно привлечь умы и сердца этих древних ученых к Рождеству Господа Иисуса Христа. Из проповедей о Рождестве Христовом Жемчужное ожерелье. Николай Лесков Глава первая В одном образованном семействе сидели за чаем друзья и говорили о литературе – о вымысле, о фабуле. Сожалели, отчего все это у нас беднеет и бледнеет. Я припомнил и рассказал одно характерное замечание покойного Писемского, который говорил, будто усматриваемое литературное оскудение прежде всего связано с размножением железных дорог, которые очень полезны торговле, но для художественной литературы вредны.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Внезапно, хоть Он был к тому готов, Спаситель оказался в окруженьи Толпы Его ликующих врагов, Решивших, что прошла пора сомнений. Не тратя слов на долгое вступленье, Чтоб видимость приличий соблюдать: «Нам долго ещё быть в недоуменьи? — Те стали Иисуса вопрошать, — «Коль Ты Христос, скажи нам это прямо». «Я вам сказал, — Спаситель отвечал, — Однако вы не верите упрямо — Вам мало дел, которые свершал. 2.8.3 «Я и Отец — одно» Ин. 10:30 Вы Мне не верите и потому что сами, Как Я сказал, не из Моих овец. Мои же овцы не пойдут за вами, Ведь их Мне дал Небесный Мой Отец. Мои же овцы знают голос Мой И слушаются и идут за Мной. И Я даю жизнь вечную всем им, Духовным овцам преданным Моим. Отец Мой, Кто Мне дал их, больше всех. Их никому похитить не дано Из рук Отца — пред Ним бессилен грех. АЯ и Мой Отец — сие одно». 2.8.4 «Если Я не творю дел Отца Моего не верьте Мне.» Ин. 10:37 И молвил Он: «Я много добрых дел От Моего Отца вам показал И много ещё сделать бы успел, Когда бы понимание встречал. Однако вы уже в который раз Пытаетесь побить Меня камнями. Какое дело доброе сейчас Опять воздвигло стену между нами?» Они в ответ: « Побить хотим тебя Камнями не за добрые дела — За то, что Богом делаешь Себя, Хоть женщина Тебя и родила.» «Но разве не написаны в Писаньи Слова такие: «Я сказал: вы боги? То к тем обращено было заране, Кто выбирают Божии дороги. И, если Он назвал богами тех, Обращено к которым слово Божье, То где же богохульство тут и грех, Коль про Себя сказал, что Я — Сын Божий? Коль не творю дел Моего Отца, Не верьте Мне, что б вам ни говорил, А коль творю, то верьте до конца: Воистину Я есмь с Отцом Един.» 2.8.5 «Тогда опять искали схватить Его, но Он уклонился из рук их.» Ин. 10:39 Так говорил Иисус, и иудеи Тогда опять схватить Его хотели. Но, как всегда, когда Он не хотел, Никто схватить Иисуса не сумел. Как в Галилее, так и в Иудее, Теперь Он был отвергнут навсегда. Одна осталась область лишь — Перея В Заиорданьи. Путь теперь — туда. Теперь вернётся Он в Иерусалим,

http://azbyka.ru/fiction/na-zare-razmysh...

Внимая странным словам Иисуса, произнесенным Им в духе трогательного упрека, мы все глубоко опечалились, и Петр, а за ним и остальные ученики стали допытываться от Него, кого же из всех нас, готовых отдать за Него жизнь. Он считает способным на предательство? Но Иисус сидел задумчивым и хранил молчание. Я в то время возлежал около Него, склонив на Его плечо отягченную печалью голову. Не получив на вопрос свой удовлетворительного ответа, Петр посмотрел на меня и знаками стал показывать, чтобы я в свою очередь попытался узнать от Него то, одна мысль о чем приводила всех нас в содрогание. Тогда я поднял на Иисуса скорбный, недоумевающий взор и спросил Его. — Господи! Кто предаст Тебя? -“Тот, кому я обмакнув кусок хлеба подам, — ответил Он, — впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Он предается.” С замиранием сердца я взглянул по направлению руки Иисуса и с ужасом увидел Его подающим хлеб Иуде. Остановив на нем пристальный взор, Он громко сказал ему: “Что делаешь, делай скорее.” Мы все удивились непривычному выражению холодной суровости, прозвучавшей в необыкновенно кротком голосе Иисуса, тем не менее полагали, что строгое Его повеление относится к лежащим на ученике обязанностям казначея по каким-нибудь расходам для предстоящего праздника, и нисколько не подозревали сокровенного смысла предписанной ему поспешности. Иуда тотчас встал из-за стола и, не говоря ни слова, вышел из комнаты. Когда замер удаляющийся шум шагов его, наступила глубокая тишина. На всех присутствующих напал какой-то таинственный, неопределенный страх, точно мы все стояли на рубеже чего-то ужасного и непостижимого. Один наш возлюбленный Учитель был, как и всегда, спокоен и невозмутим. Набежавшая на Божественные черты Его во время Его переговоров с Иудой мимолетная тень уже рассеялась, и лицо Его по прежнему отражало ясность безоблачного неба. — “Дети! не долго уже Мне быть с вами, — сказал Он, обращаясь к нам, — вскоре вы не увидите Меня; но, уходя от вас, Заповедь новую даю вам.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

Во время Преображения Иисуса склонный к увлечениям Симон, не зная, что сказать по поводу величественного видения, вырвался со словами: “Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии”. Увлечение Симона не было одобрено Иисусом, и когда они сходили с горы, Иисус не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых ( Мк. 9:5-9 ). При омовении ног опять проявились пылкость и несдержанность Симона. Иисус подошел к Симону, и тот говорит Ему: “Господи! Тебе ли умывать мои ноги?” Иисус сказал ему в ответ: “Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после”. Симон возражает Ему: “Не умоешь ног моих вовек”. Иисус отвечал ему: “Если не умою тебя, не имеешь части со Мною”. Симон впадает в преувеличение: “Господи! не только ноги мои, но и руки и голову”. Иисус говорит ему: “Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь” ( Ин. 13:6-10 ). Когда в прощальной беседе Иисус объяснял ученикам, что они не могут следовать за ним туда, куда Он идет, Симон не удержался, чтобы не спросить: ’ ”Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь?” Не соразмеряя своих душевных сил, он добавил еще: “Я душу свою положу за Тебя”. Зная пылкость, но и непостоянство Симона, Иисус отвечал ему: “Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды”. Так это, действительно, и случилось во дворе при доме первосвященника ( Ин. 13:36-38 ). Хотя ап. Павел был личным врагом и соперником ап. Петра и можно было бы заподозрить, что его отзывы об ап. Петре пристрастны, однако они вполне совпадают с оценкой Симона Иисусом Христом. В Послании к Галатам ап. Павел упрекает ап. Петра за то же непостоянство и неимение “корня”, какие отмечены Иисусом Христом в прозвании Симона “Камнем”, невосприимчивым к твердому и устойчивому усвоению “слова”. В Антиохии ап. Петр жил по-язычески и ел вместе с язычниками до тех пор, пока не пришли из Иерусалима иудействующие христиане, приверженцы Иакова, брата Господня; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Ап. Павел сказал Симону при всех: “Если ты, будучи иудеем (по религии), живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски” ( Гал. 1:11-14 ).

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Во второй заповеди Господь запрещает нам покланяться идолам и иметь кумиров: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. Вы, наверное, думаете, что в наше время никто уже не кланяется идолам? Это не так. К сожалению, и мы с вами, и любой другой человек может легко нарушить эту заповедь, когда будет так любить какую-то вещь или человека, что забудет обо всём на свете. Например, станет верить экстрасенсам или астрологам; а может, полюбит компьютерную игру так, что забудет про учебу, друзей, маму и папу, а уж тем более про то, что нужно помолиться и поблагодарить Бога за всё, что у него есть. Всё это — идолы, поклоняться которым Бог запрещает человеку. От того-то и тоска берёт, и совесть мучает, когда привяжемся к чему-то сердцем слишком крепко. Третья заповедь Божия: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. В ней Господь учит нас благоговейно относиться к Его имени. Не нужно то и дело повторять его без толку: «Ой, Господи, ну и погодка сегодня» или клясться: «Ей-Богу, правду говорю» по пустякам. Если призываешь Бога — то со вниманием и верою произноси Его имя. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. Так учит нас Господь в четвёртой заповеди один из дней недели посвящать Божиим делам: молитве, милосердию. Для христиан этот день — воскресенье, малая Пасха. В этот день мы идём в храм и творим добрые дела. 27. Заповеди о любви к ближнему На второй каменной скрижали были начертаны заповеди о том, как нужно относиться к своим близким. Потому что тот, кто не любит людей, не может и Бога по-настоящему любить. А начинается любовь к Небесному Отцу с любви к нашим папам и мамам. Об этом и говорит нам пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою. На самом деле, это не так сложно — быть всегда послушными своим родителям. Как только покажутся их слова обидными или несправедливыми — просто помолчи, а в душе помолись Богу. И наверняка тут же вспомнишь, что родители хотят тебе добра и пользы, как и Господь всем людям. Поэтому лучше послушаться их, а то будешь как Адам и Ева, которые ослушались Бога, а потом весь мир пострадал из-за их непослушания.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Во-вторых, практика селекции домашних животных наводит на мысль, что в выведении новой породы участвует не только человек, но и Бог. Не предположив такого соработничества, совершенно невозможно объяснить ту быстроту, с которой были созданы некоторые породы. Знаменитый орловский рысак был выращен на Хреновском заводе за полстолетия; замечательная собака доберман-пинчер тоже за примерно такое же время. Конечно, отбирают жеребят и щенков конезаводчик и кинолог, но переписать за этот срок 30% генома мог только Тот, Кто один умеет его писать. Видно, процесс происходит таким образом: выбраковывая тех новорождённых животных, которые ему не нравятся, селекционер тем самым обозначает направление, в котором хочет двигаться к новой породе; Бог моментально улавливает его желание и изменяет геном именно в этом направлении. Намёк человека подхватывается Богом, и начатое созидание породы незамедлительно доводится до конца. По такой же схеме осуществляется и естественный отбор, только начальную выбраковку производит окружающая среда. Так, в третий день творения Бог взял себе в соработники сам творимый Им мир. Миру была предоставлена возможность помогать Творцу, расширять которую можно было только предоставляя миру также и свободу. V. Вселенная начинает одушевляться Четвёртый день творения был особенным: никакого акта творения в этот день Бог не совершил. По существу, это была завершающая фаза третьего дня, его «вечер», когда результат, запрограммированный Творцом на предыдущей его фазе, из ожидаемого превратился в наступивший. Этот результат был так важен для Бога, что Он, диктуя Шестоднев пророку Моисею, выделил этот «вечер» в отдельный «день». Понять, что произошло в четвёртый день, основываясь только на библейском тексте, невозможно. Вспомним, что там об этом говорится. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010