Люди:     Подай, Господи. Диакон: Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Люди:     Подай, Господи. Диакон: Прощения и избавления от грехов и прегрешений наших у Господа просим. Люди:     Подай, Господи. Диакон: Доброго и полезного душам нашим и мира всему м і ру у Господа просим. Люди:     Подай, Господи. Диакон: О прочем времени жизни нашей, даб ы кончина была в мире и покаянии, у Господа просим. Люди:     Подай, Господи. Диакон: Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном и великом Суде Христовом просим. Люди:     Подай, Господи. Диакон: Единство в вере и Общение (Причастие) Святого Духа испросивше, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Люди:     Тебе, Господи. Молитва о спасительном причащении Священник: Владыка человеколюбивый, Тебе вручаем жизнь нашу, 186 ибо Ты – наша надежда! Повергаясь пред Тобой, 187 мы умоляем и просим Тебя: удостой нас, пребывая в мире со своей совестью, стать участниками Твоего святого духовного Пира с небесными и страшными Твоими Тайнами для прощения грехов, избавления от прегрешений, для Общения Святого Духа, наследования Царства Небесного и дерзновенного стояния перед Тобой без опасения Суда 188 и ожидания сурового приговора. 189 И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно взывать Тебе, небесному Богу-Отцу, и глаголати: ОТЧЕ НАШ Люди:             Отче наш, сущий (Коий есть) на Небесах, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на Небесах, так и на земле. хлеб наш на(д)сущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник:  Ибо Твое есть Царство и Сила и Слава – Отца и Сына и Святого Духа – ныне и во век, и во веки веков! Люди:            Аминь. Священник: Мир всем. Люди:           И духу твоему. Диакон:         Главы ваши Господу преклоните! 190 Люди:            Тебе, Господи! Главопреклонная молитва 191

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(Должники наши) – люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, как, например, не оказали любви, а вражду. (Слова молитвы Господней: как и мы прощаем должникам нашим) требуют, чтобы молящийся никакой не имел вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда прийди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). (Если того, кто имеет нечто на меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению), в таком случае довольно примириться с ним в сердце пред очами Всевидящего Бога. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми ( Рим.12:18 ). (Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем), то не получим и мы прощения. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). (Бог не прощает нас, когда мы не прощаем других) потому, что мы чрез сие оказываемся злыми, а тем удаляем от себя благость и милосердие Божие. Катих. стр. 80 – 81. См. ниже (об отношении к неверующим) Апост. Постановл. кн. II, гл. 46. γ) См. выше (стр. 57) Катих. стр. 87, также (об уважении к ближним) Катих. стр. 116. δ) Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. 5-е Блаженство. (Кротость) – тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Какие должны быть особенные действия кротости христианской? Не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-либо противное желаниям нашим, не предаваться гневу, не превозноситься. Господь обещает кротким то, что они наследуют землю. В отношении к последователям Христовым вообще оно есть предсказание, которое исполнилось буквально; ибо постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы истребленными быть яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Дальнейшее же значение сего обетования в отношении к христианам вообще и порознь есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, т.е., получат вечное блаженство ( Пс.26:13 ) Катих. стр. 85 – 86.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Так как служителю тому нечем было заплатить долг, то царь велел продать его, и жену, и детей, и все, что у него было, в уплату долга. Но раб тот бросился на колени и говорил: «государь! потерпи на мне, я все тебе заплачу». Государь, умилосердившись, отпустил его и весь долг простил ему. После этого служитель встретил товарища своего, который был ему должен сто динариев (менее 52 рублей), то есть, гораздо менее того, что он сам был должен царю. Он схватил товарища своего и стал его бить, требуя уплаты долга. Товарищ упал к его ногам, и, умоляя, говорил: «потерпи на мне, я все тебе отдам». Но он не захотел и слушать и посадил его в тюрьму». Об этом происшествии рассказали царю. Тогда царь, призвав служителя, говорит ему: «злой раб! весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не следовало ли и тебе помиловать товарища, как я тебя помиловал?» И, разгневавшись, государь приказал его мучить, пока он не отдаст своего долга, – Так, прибавил Иисус, и Отец Мой небесный поступит с вами, если каждый из вас не простит от сердца брату своему согрешений его». (См. кн. «Рассказы о земной жизни Спасителя» А. Бахметевой, изд. 1900 г.). 2. Христианин, прощай всегда! Желая знать, сколько раз должно прощать брату, св. ап. Петр спросил, И. Христа: прощать ли, до семи, раз? И, сказав это, думал, что назначил самую большую меру. Как коротко терпение человеческое! Господь же, применяя Свое долготерпение к нашим немощам, определил: не семь раз, а семьдесят раз семь ( Мф.18:22 ). Это то же, что сказать: всегда прощай, и не думай не прощать. Всепрощение и будет отличительною чертою христианского духа, как всепрощение – источник и постоянная поддержка жизни в нас о Господе, от лица Божия. Всегдашнее прощение всем всего есть внешняя одежда христианской любви, которая, по апостолу, долго терпит, милосердствует, не раздражается, вся покрывает ( 1Кор.13:4–7 ). Оно же есть самое верное ручательство за прощение и на последнем суде; ибо если мы отпустим, – отпустит и нам Отец наш небесный ( Мф.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 . Пятое прошение молитвы Господней читается так: И остави нам долги наша, якоже (как) и мы оставляем должникам нашим. 2 . Здесь под именем долгов наших пред Богом разумеются грехи наши. Грехи называются долгами нашими перед Богом, потому что все, что нужно для жизни и для спасения мы получаем от Бога, и потому все должны покорить Его воле и Закону, именно стараться делать добро и не грешить; если же мы не исполняем сего, т. е. грешим, то и становимся должниками (людьми ответственными) пред Ним. Должниками же нашими называются те, которые не отдали нам того, что по Божию Закону, должны были отдать, например, не оказали нам любви, а оказали вражду, обидели так или иначе нас. 3 . И при правосудии Божием, которое требует непременного наказания за грехи, мы можем надеяться на прощение их, потому что Господь Иисус Христос, наш Спаситель пострадал за наши грехи и тем удовлетворил за них правосудию Божию ( 1Тим.2:5–6 ; см. „О четвертом члене Символа веры “). 4 . Есть и с нашей стороны необходимое условие для получения грехов от Бога, это – прощение других. Посему, если мы просим у Бога прощения грехов, а сами друг друга не прощаем, то не получим сего прощения. 5 . Иисус Христос так учит об этом: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). 6 . Господь указал и в притче, что не прощающий других сам делается недостойным прощения. Это – в притче о милосердом царе и немилосердом должнике. Царь простил громаднейший, неоплатный долг своему рабу, а он после такой милости, встретил своего товарища, который был должен ему ничтожную сумму, несмотря на его просьбу об отсрочке долга, посадил его в темницу. Когда узнал об этом царь, то разгневался на злого раба и наказал его. Эту притчу Иисус Христос заключил следующими словами: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ( Мф.18:23–35 ). В житии преподобного Тита Печерского повествуется, как Ангел поразил смертью инока Евагрия, не хотевшего помириться с Титом, когда сей просил его о примирении ( Мар. 27 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Закрыть Смысл Христианской Пасхи Чудо Христова Воскресения заключается именно в этом – «воскрес для оправдания нашего» 07.05.2024 124 Христос воскресе! В чем заключается подлинный смысл Христианской Пасхи? Ускользающий от многих и многих... Когда Христос воскрес из мертвых, то позже апостолу Павлу это дало основание сказать, что Христос «…предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4: 25). И очень важно людям объяснить, что чудо Христова Воскресения заключается именно в этом – «воскрес для оправдания нашего». Некоторые ошибочно думают, что смысл христианской Пасхи состоит в том, что мы воскреснем, поскольку Христос воскрес. Но это не так. Дело в том, что Бог создал человека, уже наделив его бессмертной душой (Быт. 2: 7; Еккл. 12: 7 и т.д.). И когда человек умирает, он «обречен» на воскресение. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5: 10). Святые отцы и говорили, что есть люди, которым лучше не воскреснуть, чем воскреснуть, оказаться на Страшном суде и потом вечно мучиться в аду. В каком же смысле тогда апостол Павел говорит, что Христово воскресение есть оправдание наше, т.е. что мы оправдываемся Его воскресением? Здесь имеется в виду, что когда Христос умер на кресте, его враги и друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву или нет. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына, и Сам Сын силой ипостасного Божества в Духе Святом восстал из гроба, то это и стало свидетельством о том, что жертва за наши грехи и преступления принята. Вот в каком смысле Христово Воскресение есть оправдание наше. Христос не только умер, но и воскрес. Творец нас всех и «…спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3: 21). А апостол Павел и пишет: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15: 17). Но! Вера наша не тщетна, потому что мы верим в Воскресение Христово, а это значит, что мы веруем и в то, что наши грехи искуплены и прощены. И когда Бог совершает чудо воскресения Сына Своего, Сын восстает как Бог из гроба в Духе Святом. Это свидетельствует о Божием прощении, поэтому чудо Христова Воскресения должно быть источником умиротворения. И мы с надеждой переживаем праздник, ведь во Христе мы получаем от Бога не прощение, не милость, а нечто несравненно большее – то, что называется оправданием.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/07/sm...

А теперь готовится мне венец правды, кото­рый даст мне Господь, праведный Судия, в оный день; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:7,8 ). Итак, братья, венец правды, которого ожидал, и для получения которого столь мужественно подвизался апостол Павел, по слову его, принадлежит всем воз­любившим явление Господа Иисуса, то есть всем истинным христианам, которые, следуя учению Христову, с радостью ожидают второго пришествия Его, надеясь по­лучить от Него обещанную награду, то есть жизнь веч­ную. Поэтому оный венец правды принадлежит и нам, если мы постоянны и тверды в надежде на обетованные блага и, одушевляемые сею надеждою, постоянны и ревностны в исполнении заповедей Христовых, и пребудем таковыми до конца настоящей жизни, следуя примерам подвижников Божиих. Аминь. Поучение 5. 1) Ложная надежда. 2) Безнадежность или отчаяние Сказав о свойствах истинной христианской надеж­ды и о тех действиях, которыми обнаруживается истин­ная надежда, ныне скажу вам о том, как можно погре­шать по отношению к надежде. И это надобно вам знать, чтобы предохранять себя от грехов, противных добро­детели надежды. По отношению к христианской надежде можно погре­шать особенно двояким образом: ложною надеждою и безнадежностью или отчаянием. 1) Ложная или погрешительная надежда бывает, ког­да надеются получить прощение своих грехов и достиг­нуть Царствия Небесного, без употребления необходимых средств к тому. Таковых обличает премудрый, гово­ря: не рцы: согреших, и что ми бысть? Господь бо есть долготерпелив. О очищении безстрашен не буди, прилагати грехи на грехи. Не рцы: щедрота Его многа есть, множество грехов моих очистит: милость бо и гнев у Него, и на грешницех почиет ярость Его. Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне: внезапу бо изыдет гнев Господень, и во время мести погибнеши ( Сир.5:4 –9). Ложная или погрешительная надежда обнаруживается различно. Так: а)      Ложно надеются получить спасение и наследовать блаженную жизнь в вечности только при помощи естественных средств, не прибегая к благодатным сред­ствам, которые даровал Христос Спаситель, и забы­вая или не веруя тому, что говорит Христос Спаси­тель: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ), и что, по слову апостола, нет иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам, кроме имени Христа Иисуса ( Деян.4:12 ). Также погрешают, когда, заботясь о спасении, более на­деются на свои силы и на свои дела, нежели на спаси­тельную благодать и на заслуги Христа Спасителя. Та­ковые забывают слова Господа: еда (господин) благода­рит рабу, яко сотвори повеленная? не мню. Тако и вы, егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко ра­би неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом. «Станет ли (господин) благодарить раба за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали только долж­ное» ( Лк.17:9,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Руководители наши к надежде христианской: Сам Господь (И если чего попросите... [ Ин. 14, 13 ]; Сам молился и получал... услышан был за Свое благоговение [ Евр. 5, 7 ]), Пречистая Его Матерь, все святые (пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные). Потекли к Богу с надеждою спасения, и никто не постыдился, все спаслись. Упование... не посрамит [ Рим. 5, 5 ], – не посрамило. Выражение христианской надежды по отношению к земной жизни – прощение грехов, в коих мы живем всю жизнь: если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем... Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин. 2, 1–2 ). По отношению к будущей жизни: увидим Его, как Он есть ( 1Ин. 3, 2 ); просветимся яко солнце [ Мф. 13, 43 ]; где Я, там и слуга Мой будет [ Ин. 12, 26 ]. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше воскресит [ Флп. 3, 20 ]... Когда говоришь в собрании, не думай о своей чести, а имей в виду послужить своею речью истине; не думай про себя: я скажу нехорошо и меня осудят, – истина проста: говори просто и спокойно. Грех прежде времени краснеть за себя. Тебе дано от Бога всё то же, что и другим. Еще предмет упования: вот приступают к сердцу страсти, быстр поток их, трудно удержаться, не поддаться им; но имей надежду на Христа – и победишь их. Говори: борют мя страсти, Владыко, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя: аз же, надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего. Бедствия христиан оттого, что не имеют христианской надежды. Вот у человека теснота греховная на сердце, тоска, скука грешная: если надежды христианской нет у него на сердце, то что он делает? – прибегает к искусственным средствам прогнать тесноту и скуку, к развлечениям преступным, а не ко Христу, Коего иго благо сердцу нашему и бремя легко [ Мф. 11, 30 ], не к молитве, не к раскаянию во грехах, не к слову Божию, которое полезно для научения, для обличения ( 2Тим. 3, 16 ), утешения. Так делается большею частию. Отсюда необходимость для светских людей театров и множества других развлечений. Прибегают к самоубийству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Первое в мире христианское крещение «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!..» Как и всегда впоследствии Апостолы с каждым народом говорили на понятном ему языке, так и здесь они обращаются именно к иудеям. Самое главное, что Апостолы возвещали, входя в синагоги – что вот этот распятый человек Иисус и есть тот самый обещанный вам вашими пророками Христос, Мессия, Царь Израилев, Спаситель мира: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями,... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его». И этому «все мы свидетели. Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Проповедь дошла до сердец. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. ... Итак, охотно принявшие слово его крестились». Вот первое известное нам полноценное христианское крещение, когда одновременно с покаянием совершилось и прощение, и принятие Святого Духа новообращенными. Не рассказывается, как именно это происходило, какие молитвы при этом читались. Как совершать крещение, Апостолы были научены Иисусом Христом и наставлены Святым Духом, и поначалу не записывали, во избежание кощунственного подражания. Они устно сообщали это «верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ), то есть своим преемникам, епископам и пресвитерам церквей, которые по их проповеди возникали по всей земле. Неизвестно также, совершалось ли крещение полным погружением в воду. Думается, если бы это было принципиально и существенно, это было бы указано. Известно только, что в Иерусалиме не было обширных водоемов для купания, вроде Днепра, где можно было бы совершить столь массовое крещение. Можно с уверенностью предположить, что это совершилось не в Иордане, потому что, во-первых, до Иордана от Иерусалима довольно далеко, а также – чтобы новое, полное, благодатное Крещение не ассоциировалось бы с минувшим, неполным, приготовительным крещением Иоанновым. Читать далее Источник: Твое Крещение/Протоиерей Вячеслав Резников. – Москва : ООО " Соверо-принт " , 2005. - 64 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010