Как говорит  апостол, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол 1:12–14). Бог избавил нас от власти тьмы; что это значит? Что мы теперь можем отклонить претензии этого мира на то, чтобы определять наше поведение. Когда гневный, мстительный импульс приходит оттуда, из времен греха и безбожия, мы больше не обязаны его слушать. Мы навсегда уволились с этой работы. Это уже не наше начальство. Когда люди вокруг нас пылают ненавистью и местью, мы уже не среди них; мы отделены, выведены из-под власти «князя, господствующего в воздухе» (Еф 1:1-2), и введены в Царство возлюбленного Сына Божия. Апостол также говорит (он говорит это постоянно), что мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов . Основанием, на котором мы прощаем других, является именно это: наши грехи прощены. Апостол говорит: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф 4:32) или, в другом месте, как Христос простил вас, так и вы (Кол 3:13). Как нас прощает Христос? Прежде всего, Его прощение связано с Искуплением. Он не игнорирует наши грехи и не считает их чем-то маловажным, напротив, грех должен быть ясно осужден, без пролития крови не бывает прощения (Евр 9:22). Прощение имеет свою цену, и эта цена высока — Христос платит ее за нас на Голгофе. Так и наше прощение других людей не означает, что мы больше не считаем их злые дела — в том числе по отношению к нам — злыми. Ровно наоборот. Это злые, грешные люди, но и за них умер Христос. Достаточно ли крови Христовой, чтобы искупить мои грехи? Если я верю в это (а это единственное мое спасение), то я верю и в то, что она достаточна для искупления их грехов. Если — используем эту грубую аналогию — Христос оплатил мои счета, он оплатил и их счета. Я больше не могу предъявлять их к оплате. Да, они еще могут отвергнуть Божие прощение и погибнуть, но мне в любом случае нечего с них взыскивать. В этом суть христианского прощения.

http://foma.ru/hristianskoe-proshhenie.h...

До сих пор мы грешили и предавались удовольствиям грубой чувственности — поживем хотя бы теперь целомудренно и свято. Мы были доныне далеко от Бога по своим делам плотским, хотя теперь приблизимся к Нему, узнаем, сколь Он благ. Посмотри, Он дает нам вкушать Свою плоть и кровь. Если ты убежден, что сам по себе, без Бога, ты не больше, как нечистый тлен, прах, грешник, чуждый благодатной жизни, то ты поймешь, как велико благодеяние Господа, питающего нас Своею плотью и кровью. Он есть источник жизни всех тварей и хочет поселить в тебе, через соединение с Ним в таинстве причащения, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой мир, Свое блаженство, и сделать тебя вечно живым. Будем держать всегда в уме, что душа наша должна стремиться к богоподобному совершенству, к дорогой свободе духа, и что она не может достигнуть этого совершенства, если мы будем оземлять ее делами плотскими, оковывать ее тесными и тяжелыми цепями вещества. Господь да поможет нам встретить пост с радостью. Аминь. Поучение в Неделю Сыропустную. (Достоинство и важность взаимного прощения христиан при вступлении в Святую Четыредесятницу) При вступлении в Святой и Великий Пост, в последнюю так называемую, Сыропустную Неделю, имеем мы, братия, обычай или, лучше сказать, правило, испрашивать друг у друга прощение. Есть ли основание такого правила? Есть — именно, в самом евангелии, которое читается в этот день, в собственных божественных словах Спасителя нашего, которые Он изрек: « если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших » (Мф. 6:14–15). Какая связь этих слов Спасителя с соблюдаемым у нас правилом? Самая очевидная. Вступая во святой пост, к чему мы располагаемся, что намереваемся сделать? Принести Господу Богу покаяние в содеянных грехах, испросить у Него прощение своих грехов. Но можем ли мы надеяться на прощение от Бога, если не простим теперь друг другу взаимных грехов наших? Ведь, по словам Спасителя, и наши грехи прощаются от Бога только тогда, когда мы прощаем другим грехи их и сами взаимно испрашиваем у них прощение наших грехов. Значит, правило, наблюдаемое у нас при вступлении в Великий Пост — правило взаимно испрашивать друг у друга прощение, есть правило священное, правило христианское. Точно, братие, правило это всегда самое благотворное, прямо христианское, очевидно необходимое и спасительное.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Слова эти приводятся в повествовании об обращении Савла. Мы уже знаем, каким великим врагом Иисуса Христа первоначально был этот Савл. Но Господь явился ему на пути его в Дамаск, и это чудное явление открыло ему глаза, и с этого времени он уверовал в Иисуса Христа, как в Единородного Сына Божия и Спасителя всех грешников. Небесное явление так потрясло Савла, что он три дня не вкушал пищи и пребывал в молитве. Тогда Господь послал ему Ананию, который должен был крестить его. Анания обратился к нему со словами: «встань, крестись и омой грехи твои». Значит, Савл должен был креститься и омыть грехи свои. Слово омыть здесь, очевидно, употреблено в образном смысле, ибо грехи нельзя омывать водою, подобно тому, как омывают тело от телесной нечистоты. Но в Священном Писании подобное выражение встречается нередко. Так в 50-м псалме говорится: «помилуй ме, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое; наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя». Ясно, что Давид в этих словах просит Бога о прощении грехов. Значит, омыться, очиститься от грехов и получить прощение грехов, – это одно и то же. Вот почему и обращение Анании можно выразить иначе так: крестись и получи прощение грехов своих. Здесь мы снова имеем пример того, как тесно поставляются в Писании крещение и прощение грехов. Нам известно уже изречение апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова». Под банею водною апостол разумеет здесь крещение, а под очищением посредством бани – очищение от грехов или прощение. Так и это изречение показывает, что крещение и прощение грехов нераздельно связаны одно с другим. Освобождая нас от грехов, крещение вместе с тем освобождает нас и от следствий грехов и прежде всего от смерти, так что в нем человек рождается в новую жизнь. Есть троякого рода смерть: телесная, духовная и вечная, и все эти роды смерти происходят от разделения того, что должно быть соединенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Второю чертою царства благодати служит, по слову апостола, мир и именно мир с Богом. Мир этот есть необходимое следствие благодатного оправдания перед Богом, как говорит о сем апостол: «итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа». Миру противоположна вражда, состоящая в разделении враждующих лиц. Разделение же между Богом и людьми происходит от грехов человеческих, как говорит о сем пророк Исайя: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». Но ради заслуг Иисуса Христа Бог дарует нам прощение грехов и тем уничтожает причину, разделяющую нас от Него, и оправдывает нас. Так во Христе мы примиряемся с Богом, не имеем страха перед Ним, но вступаем в блаженное общение с Ним. Третью отличительную черту царства благодати составляет, по апостолу, радость во Святом Духе. Слово радость столько же утешительно для людей, как и слово мир. Но апостол говорит не о радости людей мира сего, но о той радости, которая производится в нас Духом Святым. Эту радость мы испытываем, когда получаем прощение грехов и вступаем в мир с Богом. Грех есть самое тяжкое бедствие, самое ужасное бремя, почему и прощение грехов есть самое великое благо. Уже обыкновенные должники испытывают великую радость, когда им прощают долги. Тем естественнее радоваться нам, когда мы получаем прощение грехов. Поэтому христианин может радоваться всегда о спасении своем во Христе Иисусе. К этой радости призывает и апостол, говоря: «радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь». Таковы отличительные черты благодатного Царства Иисуса Христа. Поэтому словами «да приидет Царствие Твое» мы просим Бога, чтобы все грешники пришли в раскаяние и уверовали в Евангелие, чтобы все люди соделались членами благодатного царства и, ради заслуг Господа нашего Иисуса Христа, удостоились оправдания и соединенного с этим оправданием мира и радости в Духе Святом. Блаженны те, которые достойно пребывают ныне в благодатном Царстве Христовом; по смерти своей они непременно войдут в царство славы, где будут вечно блаженствовать. В последний день мира на страшном суде Своем Господь скажет им: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Как дети Божии по благодати мы – наследники Божии и сонаследники Христа. В ночь Своих страданий Господь молился также и о нас: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Посему-то, молясь о Царстве благодатном, христианин может также просить во втором прошении и Царства славы, то есть совершенного блаженства на небесах. Этого Царства желал и просил Павел, как сам он свидетельствует о сем: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Евр. 2:17 – потому что как Сам Он претерпел, быв послушен, то может и искушаемым помочь (ст. 18), потому что, словом, мы имеем не такою первосвященника, 451 который не может сострадать нам в немощах наших, но Который подобно нам искушен во всем, кроме греха. Посему, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость, и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр. 4:15–16 ). Всем сказанным достаточно уясняется связь Божественного с человеческим, произведенная воплощением Сына Божьего. Человеческое во Христе вошло в определение жизни Божественной, оно стало Божьим: Сам Бог стал человеком. Сначала Он был гонимым у людей Человеком, когда жил на земле и когда не люди служили Ему, а Он Сам служил им. А потом, по вознесении на небо, стал во главе человечества, как его Первенец – Царь, требуя теперь от людей, чтобы и они служили Ему, как Он послужил им, т. е., чтобы они любили Его, с готовностью пострадать за правду Его на земле, как Он Сам пострадал за них. Чтобы они, ради Него, делали то, что Он заповедовал им, так, как бы они делали для Него ( Мф. 25:35–45 ). Недостававшая раскаянию людей уверенность в прощении, дана была откровением любви Божьей во Христе. Бог есть Бесконечная любовь. Так как уверенность в прощении предполагает собой, кроме готовности Бога прощать, еще уверенность в полноте удовлетворения правде Божьей за грех, то Христианская уверенность в прощении, в частности, имеет для себя следующие прочные основания. а.) В общем понятии о Боге, как Любви и вере в любовь Божью, засвидетельствованную тем, что Бог послал Сына Своего Единородного в мир для спасения людей ( 1Ин. 4:16 ; Ин. 3:16–17 ). б). В учении о Крестном удовлетворении, подробности которого составят ниже предмет нашего исследования. Люди уже не могли отчаиваться в прощении, когда получили несомненное убеждение в том, что Бог любит их (а), что грех их отомщен и правда удовлетворена (б), что у них есть постоянный и милостивый Ходатаи за них перед Богом на небесах, их Начаток, Богочеловек Иисус Христос, Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

ибо где сокровище твое, там и сердце твое … Но если положишь сокровище посредством милостыни — на небе, то не только сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном. Ибо очевидно, что ты туда же перенесешь и ум свой, куда положишь свое сокровище; и напротив, ты будешь испытывать совершенно противное, когда свое сокровище положишь на земле. (Толк. на Ев. от Матфея) Итак, приложим к сердцу учете нашего Спасителя, предложенное нам в нынешнем Евангелии касательно прощения обид, касательно богоугодного поста и отрешения сердца нашего от земных сокровищ, и любви к благам небесным, нетленным. Постараемся, скажу словами Златоустаго, приготовить самих себя к отшествию отсюда. Ибо хотя день всеобщей кончины еще не настал, но конец каждого, и старца и юноши, уже находится при дверях… Итак, пока имеем время, предуготовим себе дерзновение пред Богом; запасем елея с изобилием, перенесем все на небо, дабы нам в свое время, и когда особенно будем иметь нужду, всем сим насладиться, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава и ныне и присно и во веки веков. Аминь. ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших, говорит Господь (Мф 6,14.15) Нынешнее воскресенье называется в просторечии прощеным воскресеньем, потому что сегодня положено читать Евангелие, заповедующее нам прощать согрешения против нас ближних, чтобы и нам простил Отец наш небесный бесчисленные наши согрешения. Вследствие этого, с древних времен между благочестивыми христианами ведется обычай в нынешний день, да и во всю сырную седмицу, просить друг у друга прощения, в чем кто погрешил один против другого. Обычай прекрасный, истинно христианский, потому что кто же из нас не погрешает против ближнего своего или словом или делом, или помышлением; и испрашивание прощения у другого доказывает нашу веру в Евангелие, наше смирение, незлобие и миролюбие; напротив не желание просить прощения у тех, против кого мы действительно виноваты, показывает в нежелающем примирения маловерие, гордость, самомнение, памятозлобие, непокорность Евангелию, противление Богу, согласие с диаволом. А мы все чада Отца небесного по благодати, члены Христа Бога, члены единого тела Церкви, которая есть тело Его, и члены друг другу;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Итак, в пятом прошении молитвы Господней мы просим Бога, чтобы Он простил нам грехи наши. Но мы знаем, что Бог правосуден и каждому человеку воздает по делам его. Является поэтому вопрос, каким образом при правосудии Божием можем мы надеяться на прощение грехов наших? Нет сомнения, что если бы мы были предоставлены самим себе, то никогда не избавились бы от грехов и наказания за них. Но по милости Божией, мы имеем Ходатая перед Богом, удовлетворившего за нас правосудию Божию. Он понес наказание за все наши грехи, и ради Него Господь дарует нам прощение грехов туне, без всякой заслуги с нашей стороны. Ходатай сей есть Господь наш Иисус Христос, Который Своими страданиями и смертью избавил нас от греха, проклятия и смерти. О Нем апостол Павел говорит: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех», и в другом месте: «в Иисусе Христе мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов по богатству благодати Его». Ту утешительную истину, что Иисус Христос удовлетворил за нас правосудию Божию и приобрел право подавать нам прощение грехов, мы подробно рассмотрели при изъяснении четвертого члена символа веры и потому здесь не будем подробно говорить о ней. Мы приведем только здесь то восклицание, которое читается так: «о, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия: как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» Поистине изумительна бесконечная премудрость Божия, находящая средства миловать даже таких грешников, как мы. Но земля, ставшая каменистою, не может быть очищена от сорных трав, сколько бы не очищали ее от них. Подобно этому и человек, не имеющий в сердце своем восприимчивости к усвоению прощения грехов, не может быть разрешен от них. Главнейшим условием для этого разрешения служит то, чтобы и сам человек прощал ближних своих, согрешающих против него. Этому научают нас уже самые слова пятого прошения: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». По учению катехизиса здесь под должниками разумеются именно «люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как например, не оказали любви, а вражду».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

– Отец архимандрит, как важно просить прощения у ближнего своего, и что это значит – прощать ближнего? – Прощение ближнего – это вопрос христианской жизни. Христос Бог оставил нам молитву, чтобы мы обращались с ней к Отцу Небесному, и среди прошений молитвы «Отче наш» есть одно прошение, которое сформулировано Христом Господом следующим образом: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Так что Христос Бог обязывает нас прощать грехи друг другу, давая прощение людям, согрешающим против нас. Из того, как сформулировано это прошение, следует, что Бог прощает нам, если и мы прощаем, когда прощаем и как прощаем, то есть Он обязывает нас прощать. Завершив молитву «Отче наш», как она представлена нам в святом Евангелии от Матфея, в главе 6, Христос Господь снова берет из семи прошений молитвы «Отче наш» одно только это прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Итак, Он возвратился к одному только этому прошению и сказал, что «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» . Прощение нужно приносить от души, и это мы понимаем из притчи Спасителя, которую читаем в святом Евангелии от Матфея, глава 18, где Христос Бог ответил на вопрос святого апостола Петра: «До скольких раз мне прощать людям их согрешения?» И Христос Бог сказал: «Не до семи раз, но до семижды семидесяти раз», – а потом рассказал притчу о двух должниках. И в конце Он делает вывод из притчи и говорит, что прощение нужно делать от сердца, а если мы не прощаем от сердца, то и Бог не простит нам согрешений наших . Перед началом Великого поста, в воскресенье, которое предваряет пост, читаются из Евангелия от Матфея, глава 6, следующие слова: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» , – значит, мы начинаем приготовление к святой Пасхе с долга прощать.

http://pravoslavie.ru/51285.html

Слова Писания о полном и абсолютном прощении всех грехов относятся к тому, как Бог принимает нас в общение с Собою, слова об исповедании — о том, какие обязательства налагает на нас это общение. Послание Иоанна во многом посвящено нашим обязательствам как детей Божиих (1 Ин. 3:2-3). Одно из этих обязательств — принимать обличение Божие, когда Он тем или иным способом указывает нам на совершенный нами грех, и исповедовать этот грех перед Ним, признавая нашу потребность в прощении. Здесь, насколько я понимаю, речь идет не о прекращении негодования Его на нас, но о процессе нравственного очищения, через который Господь нас проводит, указывая нам на еще присутствующий в нашей жизни грех и побуждая нас исповедовать его перед Ним. Как Господь говорит: Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:2). Этот процесс очищения не только не ставит под вопрос нашу принадлежность Господу, но и прямо ее подтверждает. Непрестанное покаяние, в котором пребывает христианин, связано не с давящим страхом быть осужденным и отвергнутым (Рим. 8:15), а с ревностным стремлением к христианскому совершенству (Флп. 3:13-14). Иоанн также говорит, что покаяние связано с надеждой, а не со страхом (1 Ин. 3:3). Вы можете обличать Вашего ребенка и требовать от него покаяния в его проступках, но это не значит, что Вы собираетесь выгнать его из дому. Уверенность в прощении, на самом деле, является предварительным условием покаяния, как говорит св. Амвросий: Никто не может каяться, если не будет уверен в милости и прощении (О покаянии, гл.1). Вспомним также о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Простил ли отец сына на основании того, что он вернулся, или он смог вернуться потому, что отец его уже простил? Не приведет ли такое понимание к тому, что христианин станет пребывать в нераскаянии? Нет. Бог не даст тем, кто доверился Ему, пребывать в состоянии осознанного противления: Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего... свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: " исповедаю Господу преступления мои " ; и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31:3-5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия. Читайте также — Фрагмент общей исповеди Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить? Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

http://pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-is...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010