Слово на литургии в субботу 1-й седмицы великого поста Храм Ленинградской Духовной Академии, 18 марта 1978 г. «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115:4 ). Вот и прошли уже пять благословенных дней первой седмицы святого и Великого Поста. Эти дни – дни воздержания и усиленной покаянной молитвы – мы проводили в духовном бодрствовании, обогащаясь обильными нравственными наставлениями святых отцов и учителей церкви, слушая и повторяя слова вдохновенных молитв и песнопений, располагавших нас к тщательному самоанализу, к размышлениям о своем исполненном или неисполненном христианском долге. И теперь мы готовимся завершить наши скромные труды по очищению сердца приобщением святых Христовых Таин – этой бессмертной Трапезы, которую бесконечная любовь Божия предлагает для того, чтобы каждый из нас, верующих в Господа и Спасителя нашего, имел возможность наследовать жизнь вечную. Мы смиренно раскрыли на исповеди и осудили наши многочисленные грехи, большие и малые, явные и тайные – все то, что бесчестит и унижает достоинство человека как носителя образа Божия, и сделали это не только чтобы сложить с себя бремя вины пред судом правды Божией, но и в надежде на благодатное уврачевание недугующей и изъязвленной порочными расположениями души нашей. С какими же мыслями и чувствами следует приступать ныне к Чаше Жизни после того, как исповеданием грехов наших мы повергли себя в пучину милосердия Божия и услышали святые и ободряющие слова: «Властию Его, мне данной, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих»? Мы твердо убеждены, что, при наличии с нашей стороны полного и чистосердечного раскаяния в своих грехах пред священнослужителем и при решимости исправить свое поведение, мы действительно получаем прощение от Того, Кто один только имеет власть отпускать грехи ( Мк. 2:7, 10 ), и разрешаемся от сковывающих нас уз неправды и беззаконний наших. Но мы знаем и то, что, получив это прощение и разрешение и причастившись Тела и Крови Господних, к сожалению, не сможем долго удержаться на той духовной высоте, на которую окажемся вознесенными чрез покаяние и святое причащение. И потому снова и снова придется нам в минуты духовного просветления оплакивать свои падения, звать на помощь себе Божественного Исцелителя: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!», и с горечью повторять слова святого апостола Павла: «не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. . . Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:15, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ < >< назад > О разобранной крыше, прощении, исцелении и мытаре Матфее Он, войдя в лодку, переправился и приплыл в Свой город. И вот поднесли к Нему на носилках больного, лежащего в параличе. Видя веру этих людей, сказал Иисус больному: «Не бойся, чадо! Прощаются грехи твои». И вот некие из книжников сказали про себя: «Да Он кощунствует!» Иисус, зная их помышления, сказал: «К чему вы помышляете в сердцах ваших недоброе? Ведь что легче, сказать ли: „прощаются грехи твои“, — или сказать: „встань и ходи“? Но чтобы вы знали, что имеет Сын Человеческий на земле власть прощать грехи…» — тут говорит Он параличному: «Встань, возьми твои носилки и ступай в дом твой!» И тот встал и пошел в дом свой. Видя это, народ устрашился и восславил Бога, давшего людям такую власть. (Мт. 9,1-8) (перевод Сергея Аверинцева) Каждое Евангелие имеет свои особенности. Это обусловлено и самой личностью каждого из евангелистов, и теми христианскими общинами, к которым они обращались. Так, согласно древнему преданию, Матфей первоначально записал благовестие Христа на еврейском языке для тех, кто был воспитан еще на Ветхозаветном Писании. Поэтому для него было важно показать, что весь Ветхий Завет исполняется во Христе. И хотя все евангелисты цитируют Ветхий Завет, но более чем у других, ссылок на него именно у Матфея – около 130 раз он цитирует древнее Писание. Когда Матфей говорит о том, что Христос, покинув Назарет, поселился в Капернауме, он добавляет: «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: « …на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссия свет» (Мт.4.15.16). Своим для Господа городом, евангелист Матфей называет Галилейский Капернаум. Здесь Господь учил и здесь Он совершал чудеса, и одно из них – исцеление расслабленного. Однажды, когда Господь учил в доме, на носилках принесли расслабленного – разбитого параличом. Евангелисты Лука и Марк добавляют образную деталь: в доме так много людей, что из-за невозможности пройти дверями друзья больного разбирают кровлю. Когда об этом слышишь, то сразу представляешь деревенский дом и двускатную крышу, от которой отдирают доски, но, конечно же, дома в Палестине были совсем иными, плоскую крышу – настил из досок и ветвей, скрепленных глиною, легко можно было раскрыть, у Марка даже сказано – «прокопать», а по Луке, в церковно-славянском тексте, крыша это «скудельница», то есть она из глины.

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Христианство есть, прежде всего, Евангелие спасения, – вера в Спасителя, в Искупителя и в совершившееся искупление... Спасение совершается уже в Воплощении Слова. Ибо это есть Откровение Жизни: «Жизнь явилась, и мы видели, и мы свидетельствуем, и возвещаем вам эту Вечную Жизнь, Которая была у Отца и явилась нам...» ( 1Ин.1:2 ). И сам Христос есть «Путь, Истина и Жизнь» ( Ин.14:6 ). Но жизнь открывается нам через смерть... Христос спасает нас не Своею земною жизнью, но Своею смертию, – не жизнью праведника, но позорною смертью с беззаконными. Он приходит на землю не только для проповеди и не только для дел милосердия; но, прежде всего, – для того, чтобы пострадать и смертию Своею разрушить, или упразднить, смерть в Воскресении. И в этом – таинственный парадокс христианства: жизнь через смерть, жизнь от гроба и из гроба, гроб животворящий, – гроб как купель крещения, как купель рождения к вечной жизни... Спасение есть избавление, спасение от чего-то, – от греха, от немощи, от смерти... Спасение есть прощение, оправдание, примирение... Спасение есть жертва – и жертва смертная, жертва Крестная... И Христос умирает за нас, «рукописание грех наших растерзавый»... Но Он приносит нам не только прощение или оставление грехов, но и славу... Смерть прелагается в Воскресение. И в Воскресении Христос является, как Новый Адам, как родоначальник нового человечества или нового народа, «третьего рода людей», «рода христианского»... Как «первенец из умерших» ( 1Кор.15:20,22 )... И за Воскресением следует Вознесение и Седение одесную Отца, – в этом Христос есть тоже «первенец», и Его слава есть слава человеческого естества. Христос входит в предвечную славу, как человек, и со-вводит в Себе и с Собою человечество. «Бог, богатый милостью, – по великой любви Своей, которой возлюбил нас, – нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и совоскресил с Ним, и спосадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:4–6 ). Это – дар Милости и Любви. Но это не есть нечто сверхдолжное для человека. В этой славе – смысл человеческого существования; в ней – цель творения, «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Так «совершается из всего нового самое новое и единственно новое под солнцем», – замечает преп. Иоанн Дамаскин . Жизнь человека отныне «сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ), и для человека открывается путь «обожения» во Христе, – не только «последования» Христу, но и «уподобления» Богу... И «невозможное для человека, возможно для Бога» ( Мф.19:26 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В словах «будете прощать людям согрешения их» Господь заменяет слово «долги» – из Молитвы Господней – словом «согрешения» . Согрешения простить – означает простить не просто долг, который может иметь чисто денежное выражение, но простить грех, и возможно, очень тяжелый, совершенный против нас. Приблизилось Прощеное Воскресенье, и все мы должны простить всем своим обидчикам их согрешения, совершенные против нас. Если имеем возможность сделать это лицом к лицу, то так и надо поступить. Если возможно, то и по телефону надо попросить прощение. В любом случае надо простить от всего сердца обиды, нанесенные нам, и уже более и не вспоминать их. Тогда течение Великого поста будет воистину благословенным для нас. Время поста – это время большего попечения о душе, чем о теле. Душа не материальна, она как искра, от божественных энергий высеченная в нашем теле. Душа вечна, она никогда не перестанет быть. Душа не умрет вместе с нашим телом. Хотя душа имеет начало, она не имеет конца. Забота о душе, о ее очищении, это и есть самое важное и серьезное дело, о котором нам не надо забывать (особенно на время поста). Итак, Сын Божий призывает нас: «прощать людям согрешения их» . Самым великим примером подлинного прощения должен являться для нас Сам Христос. Сказано: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» ( Кол.3:12–13 ). Прощать надо все обиды, нанесенные нам или нашим близким, но нельзя спускать обид, нанесенных всему обществу нашему христианскому. Христианину Филисову Константину, нареченному Кириллом, сарацины (мусульмане) задали вопрос о непротивлении: мол, христианам не надо и защищаться. На что он ответил: «Христос Бог наш повелел нам молиться за обижающих нас и благотворить им; но Он же заповедал нам: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12). А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14). Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С. ) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.      Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С. ) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С. ) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).

http://pravoslavie.ru/90815.html

Это только некоторые из вопросов, которые возникают по этой большой и непростой теме. По сути, христианство и есть покаяние. Мы входим в Церковь через покаяние - иначе войти в Церковь нельзя. Вера православная - вера покаянная. Кстати, еще святитель Игнатий Брянчанинов в 19 веке заметил, что в наших учебниках написано, что начало духовной нашей жизни - это вера. Святитель возражал: не вера начало духовной жизни, а покаяние. Сначала покаяние, а потом вера. Сказано: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1,15). Вера без покаяния никому не нужна, это не христианская вера. «И бесы веруют, и трепещут» (Иак.2,19). Проповедь Евангелия началась со слова «покайтесь». Сначала Иоанн Предтеча сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2), а потом уже Христос эту эстафету подхватил. Он тоже начал Свою проповедь с таких же слов – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17). Прощению грехов также предшествует покаяние. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24,46). Вспомним, как апостол Петр произносил первую в своей жизни проповедь, и первую проповедь в истории Церкви. Мы имеем в виду именно проповедь апостолов после Пятидесятницы, не проповедь Христа. Ключевой тезис этой проповеди: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2,38). Покаяние - это Божья заповедь. Апостол Павел в своей знаменитой проповеди в Ареопаге говорил: «Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.17,30). Но сразу возникает вопрос - а в чем покаяться? Очевидно, «покаяться» надо понимать, как «измениться». Ведь «покаяние», с греческого, и есть «изменение». Греческое слово «метания», переводимое на русский как «покаяние», означает перемену ума. Покаяться значит измениться по отношению к Богу, обратиться к Нему. Покаяться - не значит только раскаяться.

http://radonezh.ru/2019/06/20/ispoved-i-...

Авва Витимий спросил авву Пимена: «Если кто будет иметь на меня вражду и я попрошу у него прощения, а он не простит меня, что мне тогда делать?» «Возьми с собою двух братий, – отвечал старец, – и проси у него прощения. Если и опять не простит, возьми других пять. Если же и при них не простит, возьми священника. А если и тогда не простит, молись спокойно Богу, да Сам Он вразумит его, а ты не заботься» (29). В Писании сказано: «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми…» ( Евр.12:12–14 ). Итак, это прошение, пятое прошение из Молитвы Господней, касается очень важного вопроса: что нам делать с нашей греховной жизнью, то есть со всем тем, где мы нарушали Закон Божий и таким образом оказались должниками перед божественным Правосудием. Апостол Варнава учил: «Мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей (христианской – О.С.) жизни» (555). Мы не всегда можем отличить при исполнении наших, так называемых, гражданских обязанностей, что мы делаем хорошего и что плохого. Ярким примером может оказаться ситуация, сложившаяся на Украине. Высокое назначение христианина – участвовать уже в этой земной жизни в построении Небесного Иерусалима; каждый наш праведный и добрый поступок есть кирпич, вложенный в его основание. Но современный нам секуляризированный мир развернул в глобальном масштабе совсем другое строительство. Современные государства, участвующие в процессе глобализации с целью реконструировать всю планетарную политику, идут своим собственным путем, чуждым божественным установлениям. Вся планета превращается в одну единую стройплощадку по возведению нового всемирного Вавилона. Огромный энтузиазм завладел многими и многими политическими и религиозными деятелями в деле построения новой духовной вавилонской башни, с которой сын дьявола антихрист и начнет осуществлять свое управление над всем родом человеческим. И мы, христиане, призванные участвовать в построении Небесного Иерусалима, города Божия, сходящего с Неба, втягиваемся в процессы, совершенно чуждые и даже враждебные нашему вероисповеданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В “Предисловии” Гоголь рассказывает о своем намерении “отпра­виться к наступающему Великому Посту во Святую Землю” и испрашивает у всех прощения, подобно тому как в последнее воскресенье перед этим постом все христиане просят прощения друг у друга. В Прощеное воскресенье в церкви читается отрывок из Евангелия, где говорится: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6:14).В записной книжке Гоголя мы находим подробный рассказ о том, как прощают перед Великим Постом 9 . Таким образом, путешествие, которое Гоголь “хотел бы совершить как добрый христианин”, и есть великопостное странствование. Конечно, это не зачеркивает и прямой смысл “Предисловия”, то есть намерение Гоголя отправиться в Иерусалим. Действительно, Гоголь давно мечтал посетить Святую Землю, получил на эту поездку благословение от епископа Харьковского Иннокентия еще в начале 1842 года, много готовился к ней, рассказывал об этом друзьям. Однако свое паломничество он совершил только в 1848 году. В книге же “поездка в Иерусалим” имеет символический смысл. Дело в том, что долгое постное странствование (этот образ Гоголь мог часто встречать как в писаниях святых Отцов, так и в церковных песнопениях) служит образом скитания Израиля в пустыне, описанном в книге Исход. Этот сорокалетний (Великий Пост — сорокадневный) путь привел древних евреев к Иерусалиму. Теперь же, когда богоизбранным народом являются все, находящиеся внутри ограды церковной, они, подобно древним израильтянам, совершают во время Великого Поста свой путь в Горний Иерусалим, к Светлому Христовому Воскресению — Пасхе (главой “Светлое Воскресенье” заканчивается книга Гоголя). П. Г. Паламарчук в книге “Ключ к Гоголю” говорит, что для писателя поездка в Иерусалим была “путешествием к первообразу Нового Града”. О нем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр 21:2). От “города со всем вихрем сплетней — прообразования бездельности жизни всего человечества в массе”, по выражению Паламарчука, — ко Граду Божиему: вот путь Великого Поста. Паламарчук подробно разбирает эволюцию “города” у Гоголя и доказывает важность этого образа в его творчестве. Таким образом, “путешествие в Иерусалим” есть путь христианской души во время Великого Поста. Следует отметить, что в последнюю пятницу перед постом на богослужении читается отрывок из Книги пророка Захарии. Вот несколько выбранных мест из него, где говорится об Иерусалиме как о цели и о спасении:

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

415. О чем ещё мы просим под именем насущного хлеба? «Поскольку человек состоит из телесного и духовного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода» (см. Святой Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное, 4, 15; Православное исповедание, ч. 2, вопрос 19). 416. Что является насущным хлебом для души? Насущный хлеб для души – это слово Божие , и Тело и Кровь Христова . «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). «Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие» ( Ин. 6:55 ). О пятом прошении 417. Что мы понимаем под долгами нашими? В молитве Господа под наименованием долгов наших следует понимать наши грехи. Грехи называются долгами, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, то есть подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то остаемся должниками перед Его правосудием. 418. Кто такие должники наши? Должники наши – это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, например, проявили не любовь, а вражду. 419. Каким образом мы можем надеяться на прощение долгов наших? На суде Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших через ходатайство Господа Иисуса Христа. «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5–6 ). 420. Из-за чего мы можем лишиться прощения долгов наших? Если мы просим у Бога прощения наших грехов, а сами при этом других не прощаем, то не получим прощения. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). 421. Почему Бог нас не простит, если мы не простим должников наших? Бог не прощает нас, если мы не прощаем других потому, что мы становимся из-за этого злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Утверждать, что Христос умер за грехи только тех, кто будет находиться в Раю, – серьезная богословская ошибка Хотя утверждать, что Христос умер за грехи только тех, кто будет находиться в Раю, – серьезная богословская ошибка. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Он умер не только за наши грехи, но и за грехи всего мира». Здесь возникает резонный вопрос: а какой тогда смысл в том, что Он принес полноту спасения тем, кто будет вечно находиться в аду? У этих людей не будет основания в День Суда сказать: «Иисус, Ты не умер за мой грех! Иисус, Ты не омыл меня Своей кровью!» Никто не сможет этого сказать. Когда люди на Страшном суде по воскресении из мертвых узнают, чт о Бог сделал для их персонального спасения, это будет величайшее потрясение, и начнутся муки бичевания любви, не востребованной многими из человечества. Так в чем же суть христианского праздника Пасхи? Нет никакого чуда Воскресения Христова. Те, кто удивляются тому, что Он воскрес, просто забывают, что Он – Богочеловек. Это мы существуем так, что, отключи у нас свет, воду, лиши нас кислорода, – и всё: мы перестанем существовать. А Бог – Он Сущий. Самодостаточный. Тайна в том, как Он умер. Вот это непостижимая тайна. А то, что Бог воскрес, – это естественно. Про Него сказано: мы Им живем, движемся и существуем. Он вообще источник бытия всего творения. Если бы Бог на мгновение прекратил диалог хотя бы с одной из частей Своего творения, она тут же перестала бы существовать. Протоиерей Олег Стеняев Когда Христос лежал во Гробе, Его друзья и Его враги ждали: примет ли Бог Отец эту Жертву? И вот когда Бог Отец воскресил Его из мертвых, Христос воскрес, это означало, что Жертва за грехи всего человечества принята! Вот почему апостол Павел пишет: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15: 17). Вот почему апостол Павел пишет про Христа: предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4: 25). Диавол внушает тебе помысел: «Ты – грешник! Тебе никто никогда не простит твои грехи!» Надо сказать: «Да, я согрешил. Христос умер за мои грехи. Христос и воскрес для моего оправдания!» Вот в чем смысл христианской Пасхи! Это чудо Божиего прощения!

http://pravoslavie.ru/120862.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010