Снятие драгоценного оклада с иконы во время изъятия церковных ценностей. 1921 г. ЖМП 12 декабрь 2012 /  24 декабря 2012 г. 01:00 Донское духовенство и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году В год государственной кампании по разгрому Русской Православной Церкви – кампании по изъятию церковных ценностей и расколу духовенства – Донская область вступила, находясь в ситуации голода. В некоторых местах положение было не лучше, чем в голодающих районах Поволжья и Приуралья. Голод стал прямым результатом Гражданской войны и грабительской политики продразвёрстки. Добровольные действия Церкви в деле пожертвования церковного имущества на помощь голодающим были отвергнуты декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года (опубликован 26 февраля) об изъятии церковных ценностей с инструкцией Помгола и Наркомюста о порядке изъятия от 23 февраля 1922 года (опубликована 28 февраля), которыми вводилась насильственная конфискация всех предметов, в том числе священных сосудов. Документы высших партийных и советских органов периода не оставляют сомнения в том, что партийное руководство видело в создавшемся тяжелом положении удобный повод решить свои политические задачи: разгромить и дискредитировать Православную Российскую Церковь как идеологического противника и в первую очередь устранить ярких представителей духовенства, пользующихся огромным авторитетом среди народа. Кампания была также направлена на укрепление финансовых позиций власти, уплату долгов царской России ради международного признания. Помощь голодающим почти не заботила руководство страны . В ответ на декрет о насильственном изъятии ценностей высшая церковная иерархия, руководствуясь своей христианской совестью и каноническими принципами, заявила протест, обращая внимание власти на то, что Церковь по-прежнему готова жертвовать, однако, богослужебные предметы являются достоянием Божиим и изъятие их из церквей, даже в качестве добровольных пожертвований, запрещено канонами Вселенской Церкви и рассматривается как акт святотатства.

http://e-vestnik.ru/science/donskoe_duho...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церковь стремится найти союзников в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей 3 февраля 2013 г. 09:30 В Патриаршем докладе на Архиерейском Соборе 2013 года подчеркивается, что «отношения с Римско-Католической Церковью в последнее время имели положительную динамику, в первую очередь благодаря ясному осознанию необходимости объединить усилия для защиты традиционных христианских ценностей и противостояния таким вызовам современности, как агрессивный секуляризм, подрыв нравственных основ личной и общественной жизни, кризис семейных ценностей, преследование и дискриминация христиан». Предстоятель Русской Церкви сообщил, что в 2012 году продолжил работу православно-католический форум с участием иерархов и богословов Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви. Впервые созванный в 2008 году по инициативе Русской Православной Церкви и католического Совета епископских конференций Европы, форум позволил представить общую позицию по таким актуальным вопросам, как утверждение семейных ценностей, церковно-государственные отношения, духовно-нравственные причины всеобщего экономического кризиса. «Особо следует отметить уже упоминавшееся подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши, — сказал Святейший Патриарх. — Этот документ по праву назван современниками историческим. В обращении, адресованном политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, отражено стремление к взаимному прощению обид и уврачеванию ран прошлого, которые омрачают отношения между народами России и Польши, а также содержится призыв к сближению перед лицом общих вызовов современного секулярного мира. В совместном документе указывается, что прощение означает не забвение, а отказ от мести и ненависти, стремление к созиданию согласия и братства между людьми, что является основой мирного будущего. Большинство польских и российских средств массовой информации уделило подписанию упомянутого документа большое внимание, дав высокую оценку этому событию».

http://patriarchia.ru/db/text/2772435.ht...

«Христианские ценности и служение милосердия». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия» 5 декабря 2012 г. 18:44 5 декабря 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась  международная конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия», организованная совместно Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и католическим движением мирян «Община святого Эгидия» при участии Отдела внешних церковных связей . С докладом на тему «Христианские ценности и служение милосердия» выступил председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион . Общество и создаваемая им культура покоятся на системе ценностей. Ценности определяют как характер самого общества и перспективы его развития, так и тип человека, который формируется в лоне культуры. Таким образом, чтобы понять состояние и перспективы развития современного общества, необходимо, прежде всего, проанализировать систему ценностей, которым оно руководствуется. Вскрывая причины кризиса европейского общества и европейской культуры, обозначившегося уже на pyбeжe XIX-XX bekob, один из основоположников аксиологии, немецкий философ Макс Шелер (1874-1928) приходит к выводу, что в его основе лежит кризис человека и, в конечном счете, кризис системы исповедуемых им ценностей. Начало этому процессу было положено, как известно, в эпоху Просвещения, когда ее идеологи, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, провозгласили человека «абсолютной и конечной ценностью, а его благо — критерием справедливости общественного устройства» В сформировавшемся секулярном обществе, где человек становится, используя выражение древнегреческого софиста Протагора, «мерой всех вещей», ценности по необходимости носят индивидуалистический характер. Человек, исходя из исключительно субъективных предпосылок, сам решает для себя, что для него значимо, сам выстраивает иерархию собственных ценностей и следует ей. В результате такого индивидуального произвола не только происходит девальвация самого понятия «ценность», поскольку зачастую низменные интересы приобретают характер «высших ценностей» в жизни человека, но возникают и неизбежные конфликты в обществе.

http://patriarchia.ru/db/text/1212811.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Европа, отвергнув Христа, теряет эталон ценностей Аборт, который раньше считался совершенно явным грехом и преступлением перед обществом, сегодня пытаются представить нормой 02.06.2018 1451 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , жители Ирландии на референдуме проголосовали за убийство детей во чреве матери. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, профессор, доктор медицинских наук протоиерей Сергий Филимонов : Сегодня Европа называется постхристианской. Раньше Европа была христианской, и можно даже сказать, что была христианская Америка, где были определенные взгляды, как, например, это видно из книги Теодора Драйзера «Американская трагедия». В связи с тем, что Европа отвергает Христа, она теряет опору, эталон ценностей. Если же эталоном ценностей является Господь, то тогда приоритетными и авторитетными являются Божии заповеди, которые регламентируют поведение человека на земле, чтобы оно не имело греховного характера. В эти понятия входит и заповедь «Не убий!». С медицинской точки зрения, к этой заповеди относится искусственное прерывание беременности во всех формах, за исключением оговоренных «Социальной концепцией Русской Православной Церкви», если появляется угроза жизни матери. Сюда же, в эту форму, входит и эвтаназия. Т.е. на первое место выносится человек и его желания, а не Господь с Его заповедью. В связи с тем, что в Европе идет совершенно четкая тенденция отпадения от христианства, под свободой подразумевается — что хочу, то и делаю. Свобода европейская отличается от свободы христианской. Свобода христианская подразумевает свободу от греха и действительно делает человека свободным от несчастий в результате детоубийства, эвтаназии или других подобных деяний. А свобода европейского человека — это наоборот, не свобода от греха, а свобода греха, свобода от добродетели. В связи с этим мы наблюдаем, что в Ирландии, в стране, в которой законодательство было основано на Библии, притом, что все законодательные процессы раньше проходили через призму Священного Писания, через отношения с Богом, сегодня в связи со всеобщим отпадением Европы от Христа мы наблюдаем упадок нравственных ценностей. То, что раньше считалось совершенно явным грехом и преступлением перед обществом, сегодня начинает считаться нормой.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/02/ev...

Arhiva „Valorile cretine i slujirea milosteniei”. Raportul mitropolitului de Volokolamsk Ilarion prezentat la conferina internaional „Biserica i sracii. Ortodocii i catolicii în sjujirea milosteniei” 5 decembrie 2012 18:44 5 декабря 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась  международная конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия», организованная совместно Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и католическим движением мирян «Община святого Эгидия» при участии Отдела внешних церковных связей . С докладом на тему «Христианские ценности и служение милосердия» выступил председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион . Общество и создаваемая им культура покоятся на системе ценностей. Ценности определяют как характер самого общества и перспективы его развития, так и тип человека, который формируется в лоне культуры. Таким образом, чтобы понять состояние и перспективы развития современного общества, необходимо, прежде всего, проанализировать систему ценностей, которым оно руководствуется. Вскрывая причины кризиса европейского общества и европейской культуры, обозначившегося уже на pyбeжe XIX-XX bekob, один из основоположников аксиологии, немецкий философ Макс Шелер (1874-1928) приходит к выводу, что в его основе лежит кризис человека и, в конечном счете, кризис системы исповедуемых им ценностей. Начало этому процессу было положено, как известно, в эпоху Просвещения, когда ее идеологи, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, провозгласили человека «абсолютной и конечной ценностью, а его благо — критерием справедливости общественного устройства» В сформировавшемся секулярном обществе, где человек становится, используя выражение древнегреческого софиста Протагора, «мерой всех вещей», ценности по необходимости носят индивидуалистический характер. Человек, исходя из исключительно субъективных предпосылок, сам решает для себя, что для него значимо, сам выстраивает иерархию собственных ценностей и следует ей. В результате такого индивидуального произвола не только происходит девальвация самого понятия «ценность», поскольку зачастую низменные интересы приобретают характер «высших ценностей» в жизни человека, но возникают и неизбежные конфликты в обществе.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1571436...

Патриарх Кирилл: Нравственный консенсус – единственное основание для сосуществования культур и народов 25 января, 2018. Святейший Патриарх Кирилл Тема XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в 2018 году «Нравственные ценности и будущее человечества» 25 января. ПРАВМИР. В Москве состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». По традиции Пленарное заседание форума возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваши Превосходительства! Всечестные отцы! Братья и сестры, участники Международных Рождественских образовательных чтений! Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с началом работы этого замечательного церковно-образовательного форума. Тема Чтений 2018 года «Нравственные ценности и будущее человечества» дает возможность обратиться к поистине очень важным для бытия всего человеческого рода вопросам: вопросам нравственности и ее роли в жизни общества и каждого отдельного человека. Мы призваны с христианских позиций поразмышлять о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться современной цивилизации, и подумать над тем, какой ответ может предложить обществу Церковь и как мы можем актуализировать Евангельское послание применительно к реалиям и проблемам нашего дня. Но вначале хотел бы сказать несколько слов о самом понятии «нравственности» и о тех подменах, которые встречаются в современном обществе при описании этого понятия. Новейший философский словарь определяет «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». В целом определение приводится достаточно большое, но сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями». Замечу, что на первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека. И здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nravst...

Закрыть itemscope itemtype="" > Библиотека как место сосредоточения духовных ценностей 27.04.2010 408 Время на чтение 8 минут Портал «Богослов.ru» публикует выступление игумена Дионисия (Шленова), заведдующего библиотекой Московской духовной академии, включенное в программу пленарного заседания Румянцевских чтений (20 апреля, РГБ). В многополярном и многомерном мире неизбежно возникает вопрос о системе координат, которая вроде бы разительно меняется в зависимости от культуры, окружения, менталитета и прочих факторов. Однако, хотя все было бы несправедливо остаться навсегда без подлинной точки опоры и тех онтологических непреходящих ценностей, которые подаются богооткровенным путем и вне зависимости от культурных и религиозных типов претендуют на то, чтобы обладать статусом вселенского и вневременного. В настоящее время мы не будем заниматься сравнительным религиоведением или богословием, можно только констатировать как вполне бесспорный факт, что на Руси таковые ценности всегда были неотделимы от Православия. Православие (ρθοδοξα) означает правильное прославление Бога и одновременно правое учение о Боге. Бог Слово стал плотью (Ин. 1, 14), и этот ключевой и неповторимый момент Боговоплощения оказывается отправным для духовной жизни, для жизни всего человечества во всей его совокупности и ... для жизни книг. Книга - это попытка изобразить словом ту или иную истину, подобно тому как картина или икона изображает ее образно. Описуемость и выразимость неописуемой и невыразимой Истины - это один из важнейших лейтмотивов всей христианской истории, неоднократно преодолевавшей кризисы гностицизма и иконоборчества. Но поскольку истине противостоит ложь, как добру зло, неизбежно возникает поле духовной битвы, и в этой битве по-своему участвуют книги, добрые или злые. Несомненно, что заявленный в теме доклада тип библиотеки - это библиотека добрая, стремящаяся ко благу, причем не к абстрактному благу, а к благу, источником и подателем которого оказывается Бог. Это не означает, что ценностно ориентированная библиотека должна быть прежде всего и только религиозной библиотекой. Однако это означает, что она должна всемерно стремиться к тому, чтобы выстроить определенную иерархию книг, которая бы так или иначе отражала иерархию духовных ценностей, при том что ее профиль комплектования - в частности, само соотношение книг богословской и более широкой гуманитарной тематики, соотношение теории и практики, истории и современности, объективности и субъективности, духовного и материального - может подчас сильно варьировать при безусловном сохранении внутренней сути и самоидентичности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евгений Евтушенко как «русский иностранец» 11.10.2022 584 Время на чтение 25 минут Источник: Родная Кубань В уже относительно давние времена, в 1965-м году, Вадим Кожинов настаивал, что к поэзии Евтушенко нужно относиться как к стихотворству, к «лёгкой поэзии», «стихотворной публицистике» с. 13]. Это, по версии мыслителя, предполагает иные критерии оценки текстов автора при изначальном понимании того, что определяется цитатой из Михаила Пришвина: «Беллетристика – это поэзия лёгкого поведения» c. 15]. Естественно, такой подход к творчеству Евтушенко не приняли и сам стихотворец, и его многочисленные почитатели: литературоведы, критики, журналисты, читатели. Не согласны и мы, но по другой причине: к любой поэзии (как и к любым родам, видам, жанрам литературы) нужно применять единые критерии оценки, так как при всех типологических и индивидуально-художественных особенностях произведения, мы имеем дело с определённой системой ценностей (религиозной, духовно-нравственной, идеологической и т.д.). Она, в свою очередь, должна поверяться критериями, сущность которых точно выразил Чехов сначала обще-теоретически, а затем – конкретно, применительно к себе: «…нет ни низших, ни высших, ни средних нравственностей, а есть только одна, а именно та, которая дана нам во время оно Иисуса Христа и которая теперь мне, Вам и Баранцевичу мешает красть, оскорблять, лгать и проч. Я же во всю мою жизнь, если верить покою своей совести, ни словом, ни делом, ни помышлением, ни в рассказах, ни в водевилях не пожелал жены ближнего моего, ни раба его, ни вола его, ни всякого скота его, не крал, не лицемерил, не льстил сильным и не искал у них, не шантажировал и не жил на содержании» с. 423-424]. В данной статье с христианско-православных позиций определим систему ценностей произведений Евтушенко постсоветских десятилетий. Эта система ценностей иллюстративно-зримо проявилась в стихотворениях, посвящённых тем современникам поэта, которые являют, по Евтушенко, человеческий идеал или личность в разной степени ему соответствующую. К тому же, любой текст Евтушенко даёт представление о секретах творческой мастерской автора и его системе ценностей.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/11/evgeni...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Настоящая красота — не внешний лоск и глянец, а внутреннее состояние человека» Святейший Патриарх Кирилл, выступая на открытии Рождественских чтений, коснулся проблемы нравственного выбора 25.01.2018 583 Время на чтение 15 минут 24 января 2018 года состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом, текст которого опубликован на сайте Патриархия.ru. В начале выступления Патриарх отметил, что тема Чтений 2018 года «Нравственные ценности и будущее человечества» дает возможность обратиться к поистине очень важным для бытия всего человеческого рода вопросам: вопросам нравственности и ее роли в жизни общества и каждого отдельного человека. «Мы призваны с христианских позиций поразмышлять о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться современной цивилизации, и подумать над тем, какой ответ может предложить обществу Церковь и как мы можем актуализировать Евангельское послание применительно к реалиям и проблемам нашего дня», - продолжил он. Но вначале Патриарх сказал несколько слов о самом понятии «нравственности» и о тех подменах, которые встречаются в современном обществе при описании этого понятия. Он напомнил, что новейший философский словарь определяет «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». В целом определение приводится достаточно большое, но сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями». «Замечу, что на первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека. И здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции», - продолжил Предстоятель РПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/25/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Таврическая епархия в годы гонений 1921 - 1941 годы 15.05.2008 509 Время на чтение 7 минут Таврическая епархия в период между двух революций Таврическая епархия после Октябрьского переворота Таврическая епархия в годы гражданской войны В истории Таврической (впоследствии Крымской) епархии 20-е и 30-е годы XX века являются временем беспрецедентных жестоких гонений. После окончания гражданской войны Россию охватил чудовищный голод. Унесшее миллионы человеческих жизней, страшное бедствие стало для большевиков удобным предлогом для наступления на православную Церковь. 23 февраля 1922 г. советским правительством был принят декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Кроме того, с подачи большевистских руководителей в печати была развернута настоящая травля священников и монахов, которых обвиняли в бездушии, алчности и нежелании помочь голодающим. И это притом, что церковь одной из первых включилась в борьбу против голода. Летом 1921 года патриарх Тихон обратился к российской пастве, к народам мира и главам христианских церквей за рубежом с призывом протянуть руку помощи " стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода " . Для организации сбора и распределения пожертвований был образован Всероссийский Церковный комитет помощи голодающим. С этой же целью создавались церковные организации на местах. Но добровольные пожертвования духовенства и верующих никак не устраивали советское руководство, и вскоре по всей стране специально созданные комиссии приступили к изъятию ценностей в храмах, монастырях и церквях. В Крыму проведение этой кампании осуществлялось следующим образом: 30 марта 1922 г. Крымский центральный исполнительный комитет принял постановление, предписывающее всем православным храмам в течение 36 часов с момента получения циркуляра опечатать все ценности, сдать их в Наркомфин и сообщить об исполнении в 6-часовой срок. А поскольку за время революции и гражданской войны все храмы епархии были в той или иной степени обворованы, к циркуляру было сделано дополнение, согласно которому лица, являющиеся хранителями церковных ценностей " по своему юридическому или фактическому положению " привлекались к ответственности " наравне с совершителями краж " . В случае если хранитель имущества предоставлял доказательства своей непричастности к краже, его все равно привлекали к ответственности " за небрежное хранение ценностей " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010