Коммунисты говорили, что Христос якобы учил людей коммунизму, когда в ранней христианской общине его последователи всем делились друг с другом, а один из новопришедших даже был казнен Господом за попытку утаить доходы. Но это примитивное понимания Евангелия. Тотальная бесплатность – это не христианский идеал, и здесь проявляется христианский реализм: проявляя максимальную милость к человеку («и последние станут первыми»), христианство все-таки не поощряет пассивность и «халяву». В настоящей эффективной экономике, когда сегодня старый человек заходит в автобус и ничего не платит, но он все же прикладывает карточку, - что это значит? Что какая-то другая организация, государственная или иная, за него заплатила. Нет полной бесплатности. Просто какие-то люди договариваются помогать бедным и находят источник, из которого можно облегчить их расходы. Так что полной бесплатности нет ни в современной экономике, ни в евангельском замысле о человеке. Долги – существуют, хотя и могут быть прощены Богом. Другое полезное выражение из Евангелия: Господь уподобляет Царство Небесное сокровищу, то есть материальным ценностям. «Еще подобно Царствие Небесное сокровищу, сокрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то»,- говорится в Евангелии. Обратите внимание: поле верующий все-таки покупает, а не отнимает и не получает задаром. Итак, первый вывод: экономика не должна пугать нас, но она может и должна учить нас ответственности. Для таких обучающихся в Новом Завете есть множество полезных принципов, на которых строится любая здоровая экономика. Например, как относиться к негативным предсказаниям экономистов? А вот посмотрим ветхозаветные пророчества. Очень многие из них являются предсказанием некой катастрофы. Почитаем книгу пророка Ионы: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». То есть что происходит? Библейские пророчества, слова пророков - это не вопли древнегреческой Кассандры, которая кричала, что неизбежно все будет плохо. Пророчество – это предупреждение: если вы себя будете плохо вести, будет плохо. Ведите себя хорошо, действуйте! И тогда опасность отступит.

http://radonezh.ru/2018/10/23/hristianin...

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35–39) . Христианской вере в Воскресшего Христа противостоит материалистическая философия, которая верит не в Бога, но в человека, наделяя его тем самым властью диктатора. Мир пусть слабо, но еще видит уготованную в этом опасность, но неспособен противостоять ей, ибо возлагает надежды не на вечное, а на преходящие ценности, которые призваны обеспечить политики и экономисты. И когда они оказываются неспособными сделать это, то единственное решение, которое мир может предложить для этой проблемы, – это кадровые перестановки и общественные перевороты. Для того, чтобы противостоять безбожию, нужно иметь Бога, а не богов Мир повернулся спиной к огням, горевшим на посвященных Богу вечных алтарях, и потому он не может зажечь факелы блуждающих в темноте людей. Человек ищет света, но, не зная, к чему стремиться, подобно ночному мотыльку, бросается в пламя и сгорает. Это неравная брань: материализм вооружен философией, перед которой человечество безоружно, потому что мир, который оно создало, разобщен и раздроблен. Стоя перед одним из величайших памятников христианской церковной архитектуры, Гейне сказал: «Люди прошлого имели убеждения; мы имеем лишь мнения. Но для того, чтобы построить собор, требуется больше, чем просто мнение». Для того, чтобы противостоять идеологии, необходима идеология, а не набор мнений; для того, чтобы противостоять безбожию, нужно иметь Бога, а не богов; иное мировоззрение невозможно изменить, не имея собственного, стараясь угодить всем и опираясь только на компромиссы: если на тебя нападает медведь и ты, желая успокоить его, отдашь ему свою правую руку, это не значит, что он не захочет съесть и левую.

http://pravoslavie.ru/111948.html

Но хотя ни единой рукописи с толкованиями на Евангелие, автором которых числился бы Кант, до нас, кажется, не дошло, в данном пункте своей экзегезы он, по-видимому, был прав. Христова заповедь любить даже наших врагов, разумеется, не равнозначна требованию вызывать в себе чувство душевного расположения, скажем, к террористам или тиранам. Христианская же любовь (αγαπη), я думаю, вполне выдерживает сравнение с Кантовой идеей уважения, поскольку означает безусловное признание значимости своего предмета. Как таковая, христианская любовь «не ищет своего», иначе говоря, не зависит от того, ответят ли ей взаимностью. Любовь является обязательной безотносительно к поведению ее объекта. Насколько я понимаю, в основе Христовой заповеди безусловной любви к людям лежит их безусловная ценность. А так как каждая личность по природе своей обладает безусловной значимостью, – не зависящей от каких-либо внешних факторов, – то морально правильным отношением к ней может быть лишь позиция безусловного признания этой значимости. По-видимому, здесь мы имеем параллель между христианским представлением о любви и Кантовым понятием уважения – и даже, если угодно, конфуцианской идеей жэнъ. В каждом из этих случаев утверждается безусловная личная значимость и предписывается признание ценности личностей. И в каждом из этих случаев эта ценность и ее признание составляют ядро этической системы. Центральная роль христианской любви явствует из переданного в Евангелии от Луки разговора между Иисусом и законником (10:25–27): И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Связь любви к Богу и любви к ближнему вовсе не случайна, ведь основанием для любви к ближнему – и к человечеству в целом – служат те самые причины, по которым мы должны любить Бога всем своим существом. И это потому, что ценность личности, в свою очередь, коренится в личностности Бога. Личности как таковые сотворены по образу Божьему, ведь сам Бог есть личность. В иудео-христианском мировоззрении личное достоинство человека, будучи внутренним, является все же производным. Ценность человеческих личностей укоренена в том, что они как носители imago dei (образа Божия) в самой своей личностности обладают значительным сходством с Богом 245 . Бог и человеческие личности имеют общее свойство – принадлежность к личностному бытию, и именно она составляет основу человеческого достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Однако современные универсалистские христологии, так же как и то понимание Церкви, которое на них основывается, не замечают двух решающих факторов, столько же основоположных, как универсализм: реальность свободы и реальность зла. 1 . Судьба человека – зависеть от «стихий мира сего», разве что он избирает то достоинство, которым хочет облечь его Бог. Таков смысл слов апостола Павла в Послании к галатам: Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас ( Гал. 4:8–11 ). Думаю, вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что понятие «мира» (а для нас сегодня это означает «обмирщенное человечество») связывается в Новом Завете с рабством и зависимостью. Поэтому если Церковь должна служить миру и объединять человечество – а она действительно существует для этой цели, – то она может сделать это, только освободившись от них, т. е. став вполне независимой от мирских категорий и законов, какова бы ни была их относительная ценность. Повеление «выйти из мира», как оно выражено в Новом Завете, означает прежде всего уход от «вожделения», зависимости от тварных существ. Это не осуждение мира как зла и не бегство от действительности. Но никакое воздействие на мир и в нем невозможно без предварительного от него освобождения. Но христианская свобода не есть просто «освобождение от» мира; она также положительный опыт и положительное достоинство. Это не только свобода выбора, но также и богоподобие человека, недостижимое иначе как через общение с Богом. Уже данное общение с Богом мир не может отнять. В этом смысле христианская свобода является радостью и достоинством рабов, преследуемых, нищих, униженных и оскорбленных, другими словами – всех жертв мира, его власти и того детерминизма, от которого освободил человека Христос, умерев на Кресте. Свобода эта и понимается лучше всего теми, кто сам страдает от власть имущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

От этого историческая ценность и историческая объективность наших исследований в области первоначального христианства нисколько не уменьшится, т. к. сама Церковь есть исторический факт. II. ИУДЕЙСКАЯ И ХРИСТИАНСКАЯ «ХАБУРА». В исполнение обетования, данного Двенадцати ( Мт. 16,18 ), Церковь была основана Христом через установление Евхаристии на Тайной вечери 323 . Тайная вечеря не была единственной трапезой Христа с учениками, но была Его последней трапезой во время Его земной жизни 324 . «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху, прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божьем» ( Лк. 22,15–16 ). Во время своей земной жизни Христос имел многочисленные трапезы со своими учениками и принимал участие в трапезах, на которые Его приглашали. " Пришел Сын человеческий, ест и пьет; и говорят, вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мт. 11,19 ). Мы знаем, какую большую роль в жизни иудеев играли субботние и праздничные трапезы. Ни один благочестивый иудей, какое бы он положение ни занимал и как бы он ни был беден, не мог нарушить общего закона о трапезах. Эти трапезы объединяли всю семью, и все ее члены были ее участниками. Мы ничего не знаем о семейных трапезах Христа во время Его земного служения. В эти годы жизни Христа Его постоянно сопровождали Его Двенадцать, установление которых было одним из первых актов Его служения 325 . От начала до Гефсиманской ночи они были с Ним и жили общей с Ним жизнью. Ради Него они все оставили и последовали за Ним 326 . «И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все (panta), и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и ради евангелия...» ( Мк. 10,28–29 ). Эти слова Христа имеют отношение к Церкви, но в то же время они определяют отношение Двенадцати ко Христу. Христос подтверждает слова Петра, который от имени Двенадцати свидетельствует, что они оставили все ради Христа и последовали за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Откровение Любви Божией в лице Иисуса Христа все с большой силой встает перед нами - ищущими и верующими - как ответ Божий на вопрос о судьбе мира. Таков этот ответ в глазах христианской веры. Охваченные этой верой или, вернее, покоренные этим превозмогающим откровением Любви Божией во Христе Иисусе, мы все более опять сближаемся друг с другом — в это время все более заостренных разделений и контрастов. " Любовь Христова объемлет нас " — в этом мы можем увидеть одну из решающих сокрытых сил (а может быть, вместе с апостолом, и самую решающую силу) в глубинах истории. И, может быть, гонение Церкви Божией в Советской России и Второй Ватиканский Собор и новый расцвет духом апостольских и свято-отеческих времен охваченною богословия на Западе - не все ли это знаки, признаки нарастающей силы Единства, нарастающего призыва Божия к Единству? Признаки, может быть, часто грозные и тяжелые: все большего призвания к участию нашему в Кресте Христовом, но и к участию в Его Победе. Но это означает также и все большее пробуждение в нас нашего, часто еще сокровенного, но уже данного нам единства - в Нем. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут, все едино (Ин 17. 21). " Любовъ Христова объемлет нас " (2 Кор 5. 14). Николай Арсеньев 12 апреля 1973 г. Глава первая. О единении христиан 1 Мы, верующие христиане, стоим перед совершенно невероятным, поражающим фактом, перед трудно вообразимой ( " недомыслимой " , если употребить славянское выражение церковных песнопений), превозмогающей Реальностью — безмерного снисхождения Бога, открывшегося нам в " Сыне Любви Своей " (Кол 1. 13). Высшая ценность человеческой жизни — любовь, оказывается таким образом отблеском Вечной Реальности, ибо Бог есть Любовь. И это раскрылось - самым " недомыслимым " , невероятным образом - в безмерном снисхождении Сына Божия, отдавшего за нас душу, т. е. жизнь Свою. В этом безмерном, фактическом, историческом прорыве Любви Божией в мир, в подвиге, жертве и победе Сына Божия - весь смысл и все содержание христианской проповеди - более того, в этом — основоположный, центральный и решающий факт истории мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Патриарх часто укреплял сербский народ в его испытаниях, призывая с терпением уповать на Божественную справедливость, которую он понимал не как возмездие и будущее наказание виновников этих испытаний, но в том смысле, что каждому воздастся свое в надлежащее время и в частности – награда в Царстве Небесном, обещанная в Блаженствах: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня ( Мф. 5:4–11 ). В заявлении, сделанном в 1995 году, он воодушевлял сербский народ оставаться терпеливым, справедливым и честным, уважать нравственные ценности христианской веры и положиться на суд Божий: «Дорогие братья и сестры, мы призываем наш страждущий народ идти только путем правды и честности, путем веры и нравственных ценностей, человечности и благородства христианской души, избегая духа ненависти и мщения кому бы то ни было, вставая на колени перед Богом и никогда – перед людьми 52 . Тогда Господь Воинств, Вседержитель, Владыка истории, Бог любви и милосердия, Праведный Судия вселенной будет рядом с нами. А если Он с нами, чего нам бояться? Пусть вместе с тихим колокольным звоном наших храмов и монастырей возносится от сердец и уст наших молитва Православной Церкви: “Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас!”» 53 . В августе 1995 года патриарх обращается с посланием к сербским беженцам в Хорватии: «В эти времена великих бед и испытаний мы обращаемся к вам, нашим братьям и сестрам в несчастье, с выражением глубочайшего сочувствия к вашим страданиям и вознося наши молитвы к Богу. Но еще и со словами утешения, надежды и ободрения. Христос сказал: блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Подозрительность - тяжелый грех, указующий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить себя низко, а всех других - высоко, и потому рассматривать поступки людей и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух. Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению (самодельный крест), а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает. Уделять посильную (хоть копейку) толику нищим мы обязаны всегда невзирая на лица. Если же есть возможность благотворить существенным образом, то мы это должны совершать с рассуждением, стремясь понять, какова на то воля Божия, с серьезным рассмотрением, на что и кому мы жертвуем средства и как они будут использоваться. Нерадение о спасении ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, чтобы способствовать укоренению его души в вечной жизни. Непочитание родителей - нарушение пятой заповеди закона Божия: " Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе " (Втор. 5, 16). Но почитание родителей не должно отодвигать на второй план почитание Бога: " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня " (Мф. 10, 37). По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей - это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное - своей душой, своим примером, " иерархией ценностей " в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души. Аборты - смертный грех убиения невинного младенца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1874...

Половые отношения между лицами одного пола являются большим грехом. Основываясь на Священном Писании, Церкви считают, что лицам, которые пропагандируют гомосексуальный образ жизни, не стоит заниматься воспитательной работой среди детей и молодёжи. Потому что Господь говорил: «Кто соблазнил одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Мф, 18, 6-7). А апостол Павел сказал: «Не обманывайтесь! Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники Царства Божия не наследуют» (1, Кор. 6, 9). С подобными заявлениями к латвийскому обществу не раз обращались все мы вместе и каждый по отдельности, и это было опубликовано также в СМИ, и об этом хорошо знают латвийские христиане. Постоянно и неустанно призывая своих верных чад к защите и сохранению нравственных основ и богобоязненной христианской жизни, христианские конфессии издревле используют свои особые духовные средства. И самое главное действенное средство – это постоянная горячая молитва Господу Богу в соответствии со словами апостола Павла: «Непрестанно молитесь!» (1 Сол. 5, 17), мужественное стояние в христианской правде и заповедях Божиих. Мы надеемся, что наши возлюбленные духовные чада, латвийские христиане, твёрдо сохранят христианские ценности, которые дороги и близки сердцу каждого верующего и человека доброй воли – несокрушимость брака между мужчиной и женщиной, святость традиционной семьи, воспитание детей в христианских традициях, послушание Христу и действование по заповедям Божиим в соответствии со своей христианской совестью и нравственным долгом перед обществом. Обязанность каждого христианина – противостоять попыткам увести наших детей и молодёжь на путь соблазна " . 18 июля 2014 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/72344.html

Правда, соблазн может иметь и ошибочный характер, когда глядящие нечистыми очами видят недоброе дело там, где его нет. Так, не понимая сущности и духа Иисуса, многие тогдашние (да и теперешние) «книжники и фарисеи» соблазнялись и соблазняются по Его поводу, почему Слово Божие и говорит: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» – говорит Христос ( Лк.7,23 ). «Соблазниться о Иисусе» – это означает в вероучительном или в нравственном отношении увидеть в нем иное, не то, что Сам Он в Своем откровении открывает и о Себе, и о мире. «Соблазниться о Нем» это значит – признать, например, в Сыне Человеческом просто сына человеческого, хотя и с великими дарами, в нравственном смысле строить с Ним отношения почти как с равным себе. «Соблазниться о Нем» – означает признать в Нем не столько Спасителя, сколько одного из нравственных учителей, хотя бы и самого выдающегося. Потому, как это и всегда бывает с секулярной нравственностью – невозможно просто научаться от Него некоторым нормам нравственного закона, не увидев и не осознав, что Его личность призывает человека к изменению своей личности. «Соблазниться о Нем» в этом отношении – означает также принять не больше, чем половину нравственной Богооткровенной структуры – относящуюся лишь к области человеческих взаимоотношений. Наконец, соблазниться о Нем, – это значит не пережить верность Ему как одно из главных условий нравственной жизни, и как один из главных принципов ее построения. Христос говорит: «всякого, кто исповедует меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным, а кто отречется от меня пред людьми (у Марка – «постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном» – 8,38) отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мф.10,32–33 ). Равным образом, доверие Богу, доверие Его Промыслу, вместе с верностью Ему как личности (прежде всего Иисусу Христу) составляет завершающий принцип построения нравственного мира христианской личности. Это доверие, по Евангельским утверждениям, может простираться как угодно далеко: вплоть до того, чтобы не иметь заботы о том, что отвечать, когда верующий человек будет предан мучителям: «не вы будете говорить (тогда), но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10,20 ). Эти два принципа являются из других, может быть, наиболее существенными потому, что они оказываются не только структурообразующими этическими основаниями, но и содержательно представляют собою важнейшие части нравственной проблематики человека, обращенного к Богу и ищущего в собственной душе возможность конкретных и верных (объективно-откровенных – по знанию от Бога) реализаций живых нравственных сущностей. Потому что – если прежде всего по отношению к Богу человек не будет проявляться как нравственная личность, невозможно допустить, чтобы он раскрылся точным нравственным образом по отношению к миру, по отношению к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010