Из Холма архимандрита Тихона перевели ректором семинарии в Казань, а 4 октября 1897 г. в Александро-Невской лавре состоялась его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 г. епископ Тихон был назначен на зарубежную Алеутско-Американскую кафедру, которая находилась в Сан-Франциско. На новом поприще он неустанно трудился над укоренением и распространением Православия в Америке. При нем сооружено было много новых храмов и на Аляске, и в Канаде, и в Соединенных Штатах. В 1901 г. епископ Тихон совершил закладку кафедрального храма в Нью-Йорке во имя святителя Николая. Через полтора года владыка освятил этот храм. При его архипастырском служении в Америке участились присоединения новообращенных из других исповеданий к Православной Церкви. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе и издании богослужебных книг на английском языке. В Канаде по его ходатайству открылась викарная кафедра. В 1905 г. святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, а через два года после этого переведен на одну из самых почетных в России кафедр — Ярославскую, преемницу древней Ростовской. И в Ярославле он оставался все тем же мудрым, распорядительным, благожелательным архиереем; часто объезжая епархию, совершал службы в приходских и монастырских храмах. Замечания всегда делал мягко и добродушно, часто в шутливой форме, никогда не кричал на подчиненных. Необычной была и простота его домашнего обихода. В 1913 г. архиепископа Тихона перевели в Литовскую епархию — в Вильно. Обстановка в Литве была подобна той, которую он хорошо знал по Холмщине: влиятельная Католическая Церковь и смешанное русско-литовско-польско-еврейское население. В Вильне владыку застала война. По распоряжению Святейшего Синода архиепископ Тихон переехал в Москву, привезя с собой мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре из Москвы перебрался ближе к своей пастве, почти на линию фронта. Он посещал госпитали, служил молебны, исповедовал и причащал раненых, напутствовал умирающих. Его не раз вызывали в Петербург для участия в работе Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/52167.html

Ранее, чем проследовать на амвон, Высокопреосвященнейший Тихон с солеи обратился к Владыке Рафаилу и его пастве с святительским словом соболезнования по поводу утраты, понесенной Антиохийской церковью. В сердечных выражениях обрисовав постоянную дружественную связь, соединяющую нашу русскую церковь и церковь сирийскую, Его Высокопреосвященство указал, как боли, страдания и радования одной передаются и разделяются другой церковью. Пример тому – недавние незабвенные для нас проявления любви к России со стороны сиро-арабов в Америке во время войны с Японией, когда сиро-арабы щедро жертвовали на нужды Красного Креста, на флот и т.д. Все это трогало и трогает русских людей до глубины души. Совершенно также теперь, когда горе поразило сиро-арабскую православную церковь , первым движением русского сердца было утешить, насколько возможно, осиротелую сирийскую церковь, и вот Владыка Архиепископ, представитель Русской Церкви, и пришел вместе с сиро-арабами помолиться об упокоении блаженнейшего патриарха Мелетия. Последовало панихидное пение, совершавшееся наполовину по-русски, наполовину по-сирийски. Пред отпустом Преосвященнейший Рафаил сказал приличное случаю слово, причем отметил с благодарностью доброе Архипастырское внимание Высокопреосвященнейшего Тихона к событиям жизни сиро-арабской, выразившееся в его прибытии к ним в храм и в его ласковом привете. Из храма проследовали в покои Преосвященного Рафаила. Здесь хозяин чествовал Владыку Архиепископа, его свиту и Н.Н. Лодыженского радушной трапезой. Так как в этот вечер, по заведенному при кафедральном соборе порядку, предстояла вечерня (на английском языке) 859 , то Высокопреосвященный Владыка к 8 часам был уже дома и, как обычно, после службы преподал по-английски благословение-отпуст богомольцам» 860 . § 2. Десятилетие священства прот. Александра Хотовицкого «26 Февраля 861 , в Воскресение, в Нью-Йорке было торжественно отпраздновано 10-летие священства отца настоятеля местного Кафедрального Собора Протоиерея Александра Александровича Хотовицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Свято–Успенский храм, построенный в традиционном для начала XIX в. стиле русского классицизма, имеет форму круга с обширным куполом и увенчан одной главой. В храм ведут трое дверей: с северной, западной и южной сторон. С наружной стороны храма от северного до южного входа проходила крытая каменная галерея – гульбище. В 1826 г. в храме Успения Пресвятой Богородицы молились за божественной литургией Ее Императорское Величество Государыня Императрица Мария Федоровна и Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елена Павловна, о чем свидетельствует надпись на мраморной доске, находящейся на западной стене храма. http://www.kosino-hram.ru Успения Пресвятой Богородицы в Косине церковь (Большая Косинская улица, дом 29). Известна в этой местности с XV века. Современное церковное здание с приделом апостолов Петра и Павла выстроено к 1823 г. В 1827 г. освятили второй придел – в честь праздника Живоначальной Троицы. Храм из кирпича, с белокаменными украшениями построен в стиле ампир. В плане он представляет собою круг, в который вписан крест. Над средокрестием, имеющим форму восьмигранника, поставлена купольная ротонда. Рукава креста, расположенные по сторонам света, завершаются портиками тосканского ордера. В 1823–1826 гг. выстроили отдельно стоящую колокольню. В 1869–1884 гг. стены внутри храма украсили живописью. Храм закрыли в 1940 г. Богослужения возобновлены в 1992 г. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1823 на средства тогдашнего фактического владельца села Д.Лухманова. В 1826 он же построил храм в честь святителя Николая. Деревянный храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского, в своем нынешнем виде был воссоздан в семидесятых годах двадцатого века. http://www.kossino.com/ В 1812 году, во время войны с Наполеоном, село Косино подверглось страшной участи разграбления неприятелем. Как следует из церковных документов, в стоящем возле косинского озера, Никольском храме, в течение трёх месяцев не совершалось ни церковных служб, ни треб. Храм и церковная казна были разграблены. После ухода неприятеля с разорённой косинской земли, косинский деревянный храм некоторое время стоял в запустении, приток богомольцев в те годы на берег Святого озера также прекратился. Приход в то время состоял из восьми крестьянских дворов с двадцатью душами. Крестьяне, разорённые войной, влачили жалкое существование и собирали милостыни где только могли. Многие из них были вообще лишены жилищ и домашнего хозяйства. Причт и храм тогда некому было содержать.

http://sobory.ru/article/?object=03356

Наиболее чтимыми святынями храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, а также иконы с частицами святых мощей: святого великомученика Никиты, священоисповедника Георгия Косова. Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, просьба директора Краеведческого музея о возвращении мощей в музей была удовлетворена. И еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы Церкви, тогда же было принято решение поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. В 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, и мощи святителя были возвращены на место. В память о пребывании их в Ахтырском соборе, кисть святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно, была оставлена в этом храме, где и почитается прихожанами одной из главных святынь. Для нее художником иконописцем А.И. Неверовым была написана икона святителя в рост и изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы. В июне 2008 года по благословению Преосвященнейшего епископа Орловского и Ливенского Иеронима Кафедральным собором епархии определено быть Смоленскому собору. Однако за Ахтырским собором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также закреплен статус Кафедрального собора. Орловская и Ливенская епархия, 2008—2009.Официальный сайт Орловской и Ливенской епархии. Администратор сайта: pravorel@yandex.ru. Подготовил священник Михаил Жарков. История храма насчитывает более трех столетий. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Компактный, очень гармоничный объем храма представляет собой куб, перекрытый высоким световым барабаном и куполом. Южный и северный фасады украшены ионическими портиками. После 1826 г. вместо старой колокольни выстроили новую по проекту архитекторов Ф.М. Шестакова и Н.И. Козловского. Высокая четырехъярусная звонница, стоящая на переломе улицы, акцентирует на себе городскую панораму. Ее архитектура по-ампирному монументальна и величественна. Каждый ярус разнообразен по архитектурной композиции и наполнен нарядным, прекрасно прорисованным лепным декором. Единство классического ансамбля проявилось в архитектуре скромных домов причта, церковной ограды с аркой ворот, сохранившей лепной орнамент, и миниатюрного углового павильона, умело замыкавшего пространство участка. Их строительство велось в 1830-е гг. В 1922 г. храм закрыли. В дальнейшем церковный ансамбль лишился ампирного павильона на углу Пятницкой улицы и части ограды. Правда, внешне храм несколько раз ремонтировали, поскольку его выразительный объем очень выделялся в уличной застройке. Архитектура фасадов сохранилась достаточно хорошо, в интерьере на стенах и сводах под побелкой уцелела живопись второй половины XIX века, но иконостасы, церковная утварь и иконы были утрачены. В 1990 г. храм возвратили общине верующих, и начались восстановительные работы. 8 июня 1994 г. освятили главный престол Святой Троицы, а 18 ноября 1997 г. – приделы Благовещения Пресвятой Богородицы (южный), святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, и новомучеников российских (северный). Чтимые иконы храма: святителя Тихона и мученика Уара. В настоящее время в приделах трапезной возобновлена часть росписи стен и иконостасы. В центральной подкупольной части установлен беломраморный иконостас и продолжаются работы по восстановлению живописи. На территории, примыкающей к храму, с 1992 г. располагается часть Свято-Тихоновского православного богословского института, и Троицкий храм стал главным институтским храмом. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " .

http://sobory.ru/article/?object=02236

По окончании литургии был совершен торжественный молебен, по нарочито составленному чину, Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителям московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену, после которого митрополит Владимир взошел на солею, взял ковчежец и изнес его на амвон посредине храма. Приподняв его, в виду всех присутствовавших, он сотрясал его, причем всем было хорошо видно, что печать и тесьма целы. Тогда на тот же амвон взошли представители Собора, митрополит Владимир разрезал ножницами тесьму, открыл ковчежец и благословил иеромонаха-затворника Зосимовой пустыни Алексия на вынутие жребия с именем избранного, по указанию Божию, в великий сан патриарха Всероссийского. Старец-затворник трижды осенил себя крестным знамением и с благоговением вынул один жребий. Взяв его, митрополит Владимир развернул и громко огласил имя избраннаго в патриархи, – митрополита Московского Тихона. Тогда весь Священный Собор и все присутствующие в храме троекратно воспели в честь новоизбранного Патриарха «Аксиос» и «Тебе Бога хвалим». За этим, последовало освидетельствование двух других жребиев и торжественное посольство к митрополиту Тихону с объявлением об избрании. В это утро, митрополит Тихон совершал литургию в Крестовой церкви своего Троицкого подворья, а два других кандидата, – в церквах обоих подворий. По прибытии посольства, состоявшего из старейших иерархов и выдающихся членов Собора, митрополит Тихон встретил его в Крестовой Церкви, облаченный в мантию, малый омофор и митру. Совершив краткое молебствие, он вышел на амвон и стал лицом к народу. Тогда митрополит Владимир, приступив к нему, торжественно благовестил ему об избрании, говоря: «Преосвященнейший Митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на патриаршество Богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон ответил: «понеже Священный и Великий Собор судил мене, недостойного, быти в таковом служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». После этого, раздалось многолетие и новонареченный Патриарх произнес свое первое слово, полное смирения и самоотверженной готовности послужить Богу в Русской Православной Церкви в новом великом и ответственном сане патриарха, особенно тяжком в современной действительности. Затем последовали приветствия митрополиту Тихону со стороны посольства, по окончании которых он благословил народ и удалился в свои покои. В тот же день состоялось торжественное поздравление митрополита Тихона всем Собором и поклонение его Владимирской иконе Божией матери в Храме Христа Спасителя, а 7 ноября, он отбыл в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы в уединении приготовиться к торжеству возведения на патриарший престол (интронизация), которое и состоялось 21 ноября в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Мы предпринимаем сейчас большие усилия к тому, чтобы построить сотни храмов в одной только столице, в городе Москве. Это непростая задача, но если бы она была простой, то она не была бы такой значимой и благодатной, потому что, преодолевая трудности, мы вместе с этими храмами возрастаем и идем навстречу Господу. Хотел бы особенно поблагодарить тех наших активистов, в том числе и среди молодежи, которые помогают в воздвижении этих новых храмов, которые участвуют во многих общественных мероприятиях, и особенно тогда, когда возникают у людей сомнения в том, нужен храм или не нужен, когда под влиянием неких внешних сил человек вдруг начинает отвечать самому себе, что ему храм не нужен — ему больше нужна парковка или очередной торговый центр. Когда возникают такого рода дискуссии, как важно, чтобы православные люди, в том числе молодежь, наши волонтеры, умели помогать людям найти правильный ответ.  Верю, что несмотря на трудности, которые существуют, Господь поможет нам построить новые храмы, создать новые литургические, евхаристические общины, приходы в нашей столице, и не только в столице, но и во всей Русской Православной Церкви. И потому, вспоминая о Введении Пресвятой Богородицы во храм, мы еще и еще раз обновляем наше понимание того, какое огромное значение храм Божий имеет в духовной жизни.  Пусть под Покровом Царицы Небесной протекает жизнь нашего народа, нашей Церкви, созидаются новые храмы, и люди, преодолевая тяготение неверия и скептицизма, укрепляются в вере во спасение душ своих, в обретение полноты и радости жизни, к которым нас Господь призвал. Сегодня у нас большая радость: к нам с официальным мирным визитом приехал Предстоятель Американской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Тихон. Американская Церковь возникла как результат миссионерских усилий Русской Православной Церкви, и в первую очередь — валаамских монахов, которые почти 220 лет тому назад высадились на Алеутских островах близ Аляски и начали православную миссию. Мы вспоминаем сегодня особенно имя Германа Аляскинского, валаамского инока. Мы вспоминаем также имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, который, родившись в Сибири, почти всю жизнь посвятил миссии среди народов Восточной Сибири, Крайнего Севера и Аляски. Мы вспоминаем также сегодня особым образом святителя Тихона, Патриарха Московского, который долгие годы служил на Американском континенте и сделал очень многое для становления и развития епархии нашей Церкви в Америке, с которой и началась организованная жизнь православных людей на Североамериканском континенте. 

http://patriarchia.ru/db/text/3863956.ht...

«Он приехал в Ярославль 11 апреля, поезд пришел на Московский вокзал, - пояснила Лариса Полушкина, куратор  выставки, научный сотрудник отдела истории, - вышел на перрон, его встретил городской голова. Далее посетитель выставки видит исторические фотографии - виды вокзала, кадетского корпуса, Успенского собора. Все это мог наблюдать владыка из окна, когда ехал с вокзала». По воспоминаниям современников, владыка был человек доступный, милосердный, с ним было очень легко общаться. Его самым любимым был храм Ярославских Чудотворцев с колоннами на территории Спасо-Преображенского монастыря. По словам Ларисы Полушкиной, сохранилась значительная переписка владыки Тихона с крупнейшими ростовскими краеведами Титовым и Шляковым, которой нет на выставке, но планируется издать ее в дальнейшем. И хотя еще нет возможности посвятить Патриарху Тихону постоянную экспозицию, по словам Светланы Блажевской есть идея создать виртуальную выставку на сайте музея. 18 ноября, в Свято-Тихоновском храме состоялось праздничное богослужение, которое провели архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин и епископ Переславский и Угличский Феодор. На Литургии пел патриарший мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря. А завершаться торжества праздничным концертом патриаршего мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря в первом русском драматическом театре им. Ф. Волкова. Справка. Святитель Тихон был правящим архиереем Ярославским и Ростовским с 1907 по 1913 год. Сразу после перевода владыки в Виленскую епархию, горожане в знак любви и благодарности избрали его Почетным гражданином Ярославля. Владыка в ответ прислал телеграмму, в которой сердечно поблагодарил ярославскую паству. Эта телеграмма и вся деловая переписка гласных (депутатов) городской Думы по ходатайству о присвоении владыке Тихону звания Почетного гражданина Ярославля также представлены на выставке. Личных вещей владыка, уезжая, не оставил. Справка. Решение о строительстве Свято-Тихоновского храма было принято еще в 1989 году, сразу после канонизации.

http://e-vestnik.ru/culture/pamyati_patr...

Приход храма Живоначальной Троицы, что в Вишняках, известен с 1642 года. Существующее здание храма построено в 1815 году. Освящено 18 мая 1824 года святителем Филаретом (Дроздовым) Московским. Главный престол освящен в честь Пресвятой Троицы. Правый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Левый придел в честь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и новомучеников Российских. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1922 году. В 1991 году здание храма было приписано к приходу храма Святителя Николая Мирликийского в Кузнецах. 08 июня 1994 года освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Является базовым храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. http://vishnyaky.cerkov.ru/ С 1642 года храм известен как деревянный. В 1678 году на его месте выстроен каменный храм. Ныне существующее здание возводилось по частям. В 1804-1811 годах построена тёплая трапезная вместо старой. Во время пожара 1812 года храм горел и был восстановлен вчерне в 1815 году, полностью - к 1824 году, тогда же храм приобрел современный вид - ротонда на четверике с двумя ионическими портиками и крупной апсидой. В 1826 году, в связи с расширением Пятницкой улицы, снесена старая колокольня и выстроена новая многоярусная колокольня со шпилем. В трапезной были приделы Иерусалимской иконы Божией Матери и Илии Пророка. Церковь закрыта не раньше 1929 года. В 1994 году храм был вновь освящен. Приписан к Николо-Кузнецкому храму Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Троицы в Вишняках, при Свято-Тихоновском богословском институте церковь (Пятницкая улица, дом 51). В XVII в. на этих землях обосновалась стрелецкая слобода, названная по имени стрелецкого головы «Матвеева приказа Вишнякова», от которого произошло наименование урочища, а ныне – переулка. Свою документальную историю храм ведет с 1642 г., когда он был деревянным. Каменный рядом со старым построили в 1678 г. В 1706 г. к храму пристроили придел Иерусалимской иконы Божией Матери, расширенный в 1735 г. Второй придел пророка Илии устроили в конце XVIII века. Первой по времени в 1804 г. перестроили ныне существующую трапезную с двумя приделами. Ее архитектура типична для московского зрелого классицизма: пластичные скругленные углы, центр фасадов выделен тройным окном, строгий декор дополнен круглыми нишами и рустом. До пожара успели, в основном, возвести и сам новый храм. Однако в 1812 г. он сгорел и отстраивался заново с 1815 по 1824 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02236

Пустынножитель старец пред образом Владычицы усердно моляся, жребий со трепетом из ковчежца извлече, на немже имя твое, яко Богом избраннаго Первосвятителя, начертано бе; сего ради и мы ныне, якоже тогда иерарси Собора, немолчно «аксиос» тебе, архипастырю наш, вопием, сотвори и нас яко словесныя овцы достойны быти пажити твоея. О, глубины богатства и премудрости Божия! Изволися Духу Святому со иерархи поставити тя, блаженне, Патриарха Церкве Российския, да во дни испытания веры свидетельствуеши крепкое в ней стояние и паству твою неврежденну от наветов вражиих добре соблюдеши. О, неизреченныя любве и милосердия Божия! святитель Тихон во главу Российския Церкве поставляется, и мнози людие добраго пастыря обретают и во ограде церковней соблюдаются. Богородичен: Радуются и ликуют людие Российстии, Приснодево, Введение Твое во храм празднующе и возведение святителя Тихона в Патриарха Российскаго в сей же день благодарне воспоминающе, усердно взывают Ти: О, Владычице Державная, молитвами святителя Тихона Церковь и землю Российскую от всех наветов вражиих спаси и вся верныя в чертоги небесныя введи. Кондак, глас 2 Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании Православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем. Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших. Плач, стенание и горе великое, грядущия на Церковь Российскую предзрел еси, Первосвятителю, обаче Христовою любовию укрепляемь, мужественно взывал еси: благословен еси, Боже отец наших. В лютую годину первосвятительский жезл со страхом и трепетом приим, блаженне, Церковь Российскую яко корабль нерукотворный добре управил еси, верныя же научил еси взывати: благословен еси, Боже отец наших. Пророку древнему Илии, взыскующу не преклоньших колена пред Ваалом, подражал еси, Первосвятителю, да взыщеши, иже не преклониша выю ловительству безбожных, таже и падших из глубины греховныя воздвигнеши, и верныя научиши в скорбных обстояниих взывати Господу: благословен еси, Боже отец наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010