К 1 апр. 2001 г. в К. Я. м. проживали настоятель-иеромонах, 3 иеромонаха, священноинок, 2 послушника, к кон. 2001 г.- 3 иеромонаха, иеродиакон, 5 послушников, в 2007 г.- 17 насельников, к маю 2015 г.- игумен, 5 иеромонахов, иеродиакон, священноинок, священник, 4 монаха, 2 инока, 5 послушников. Отреставрированы Успенский собор (освящен 7 авг. 2014 архиеп. Александровским Евстафием (Евдокимовым)), Никольская надвратная ц. (освящена 30 сент. 2002 архиеп. Евлогием), трапезная Спасская ц. В 2005-2008 гг. в ризнице над трапезной Спасского храма была устроена и 17 нояб. 2008 г. освящена ц. во имя прп. Космы Яхренского с приделом свт. Митрофана Воронежского. Над трапезной Успенского собора возведена шатровая колокольня, в 2002 г. звонница пополнилась 5 новыми колоколами. К 2001 г. в мон-ре имелись братский корпус, дом, трапезная, кухня, мастерская, канцелярия, складские помещения, скотный двор, деревянный дом, используемый под гостиницу. В 2004-2005 гг. возведена кирпичная ограда. В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхромской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др. У монастыря есть подворья и неск. приписных церквей в Юрьев-Польском р-не. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в местечке Лучки (приписан с 2005) располагается в перестроенном здании бывш. больницы; в 2008 г. вокруг храма возведена ограда, был получен статус самостоятельного прихода. Петропавловский храм с приделами в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя блгв. кн. Димитрия Донского и блгв. кнг. Евдокии в с. Большепетровском (приписан к мон-рю в 2007) реставрируется. Реставрируется храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом арх. Михаила в с. Федосьине (приписан с 2007). Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами Рождества Христова и свт. Модеста Иерусалимского в с. Большелучинском приписан к мон-рю в 2007 г. 11 окт. 2004 г. по благословению архиеп. Евлогия К. Я. м. передан для восстановления Космодамианский храм с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери с. Леднева (реставрируется). 10 окт. 2013 г. по благословению митр. Евлогия начато восстановление храма во имя св. мучеников князей Бориса и Глеба с приделом прп. Сергия Радонежского в с. Кубаеве.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Весьма активна была храмоздательная деятельность кн. Андрея Боголюбского. За первые 6 лет его правления были построены каменные храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове (ок. 1157/1158) и Успенский собор во Владимире (1158-1160), в 1164 г. освящена Ризоположенская ц. на Золотых воротах, около ворот на княжеском дворе заложен Спасо-Преображенский храм. В пойме у Боголюбова, рядом с устьем р. Нерли, при впадении в Клязьму, в 1165 г. был возведен храм, посвященный новому празднику Покрова Пресв. Богородицы, в память о победоносном походе на волжских булгар. В Боголюбове при кн. Андрее были выстроены церкви во имя мучеников Леонтия и Андрея Стратилата. Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Ко времени правления св. князя предание относит возникновение мон-ря в Боголюбове (см. Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рь ), Феодоровского мон-ря в вост. предместье Владимира на языческом капище в Яриловой долине. Не исключено, что князь является основателем и Константино-Еленинского мон-ря, упоминаемого в летописи под 1276 г., находившегося в непосредственной близости от Феодоровского. В нач. 70-х гг. XII в. во Владимире существовал Космодамианов мон-рь, игумен к-рого принимал участие в погребении кн. Андрея Боголюбского. Под 1217 г. летопись упоминает во Владимире Вознесенский мон-рь за валом Нового города. При кн. Андрее Юрьевиче Владимиро-Суздальская земля обрела чудотворные Владимирскую и Боголюбскую иконы Божией Матери. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Усиление княжеской власти после кратковременной усобицы между преемниками кн. Андрея Юрьевича и политическое возвышение Владимира, особенно в период правления кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Его помещения были перестроены и расширены; одновременно сдавались внаем комнаты на 2-м этаже дома и проводились платные концерты. Вместе с пожертвованиями это дало возможность приходу выкупить здание для церкви на Пири-стрит, где регулярные богослужения проходили с 1955 по 1995 г. Правосл. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Ле-Боне-Бей. 2011 г. Правосл. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Ле-Боне-Бей. 2011 г. В 50-60-х гг. XX в. наряду с российскими мигрантами из послевоенной Европы в Н. З. прибыли в статусе перемещенных лиц православные греки, румыны и сербы. За тот период число греков существенно возросло - с 369 чел. в 1951 г. до 1660 чел. в 1976 г. В 1970-1971 гг. греч. Благовещенская ц. в Веллингтоне перестроена под нужды увеличившейся общины. 8 янв. 1970 г. из Австралийской архиепископии К-польской Православной Церкви выделена самостоятельная Новозеландская митрополия. Первым митрополитом стал Дионисий (Псиахас), кафедрой - Благовещенский храм в Веллингтоне. В 1972 г. назначен постоянный священник в антиохийский приход при Михайловской ц. в Данидине. С сер. 70-х гг. XX в., после вторжения Турции на Кипр (1974), начался еще один заметный приток греческих эмигрантов в Н. З. В 1965 г. община серб. иммигрантов в Веллингтоне приобрела дом, в к-ром была освящена 1-я серб. правосл. церковь - во имя свт. Саввы Сербского. В 1971 г. в Веллингтоне основан 1-й в Н. З. румын. правосл. приход в непосредственной юрисдикции Синода Румынской Православной Церкви. В 1980 г. освящена церковь этого прихода во имя Пресв. Богородицы. В кон. 70-х гг. XX в. в Окленде возник румын. правосл. приход сщмч. Игнатия Богоносца, к-рый изначально состоял в юрисдикции Антиохийского Патриархата (в 2007 перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви). В 1975 г. свящ. Алексий Годяев по состоянию здоровья ушел на покой. После этого в Н. З. не было постоянного священника РПЦЗ до сер. 90-х гг. XX в. В 1983-1984 гг. настоятелем церкви в Веллингтоне был прот. Феодор Мартыненко. С 1981 г. в качестве правосл.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

В 1929 г. католич. Церковь в Польше инициировала дело о ревиндикации (отчуждении) храмов и имущества правосл. Церкви, принадлежавших до 1839 г. униатам. В Гродненской епархии католики требовали возвращения 174 церквей. Православным в судебном порядке удалось отстоять значительную их часть. Тем не менее у Гродненской епархии было отнято ок. 100 храмов, в т. ч. кафедральный Софийский собор, храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке. В 1938 г. в Гродно была разобрана ц. во имя св. кн. Александра Невского. Имели место случаи насильственного захвата правосл. церквей католиками. Польск. правительство совместно с католич. духовенством осуществляло политику полонизации правосл. Церкви и возрождения униатства, в т. ч. в пределах Гродненской епархии. В 1924 г. недалеко от Слонима был организован неоуниат. миссионерский центр Альбертин , в дер. Сынковичи действовал его филиал. Власти добивались использования польск. языка в правосл. богослужении, в проповедях, в преподавании Закона Божия. Несогласных священнослужителей лишали приходов, облагали денежными штрафами, арестовывали, депортировали в концентрационный лагерь в Берёзе-Картусской. Полонизации правосл. Церкви содействовали «общества православных поляков», а также созданный в Гродно в 1938 г. при поддержке властей «Польский православный научно-издательский институт». Ковчег с частицей мощей мч. младенца Гавриила в соборе в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. Фотография. 2006 г. Ковчег с частицей мощей мч. младенца Гавриила в соборе в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. Фотография. 2006 г. В окт. 1939 г. территория епархии оказалась в составе БССР. Незадолго до введения советских войск в Зап. Белоруссию Гродненский еп. Савва (Советов) эмигрировал. Г. е. возглавил архиеп. Пантелеимон (Рожновский) , прежде находившийся на покое: он был уволен за непризнание автокефалии правосл. Церкви в Польше. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) утвердил его правящим архиереем Пинско-Новогрудской епархии, в состав к-рой были включены гродненские земли. 24 июня 1940 г. указом митр. Сергия Гродненская епархия была восстановлена с названием Гродненская и Вилейская. Епархия объединила территорию бывш. Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве, и включала 307 приходов. В окт. 1940 г. епархия вошла в Экзархат Зап. Украины и Зап. Белоруссии. 24 марта 1941 г. в епархии было учреждено Брестское викариатство во главе с еп. Венедиктом (Бобковским) .

http://pravenc.ru/text/168161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРДАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ардатове Нижегородской губ., первоначально жен. общежительная община. Основательница общины В. Д. Полюхова ок. 1800 г. поселилась в доме на берегу р. Леметь, где вела уединенный, молитвенный образ жизни. Ок. 1808 г. прп. Серафим Саровский благословил подвижницу принимать приходивших к ней за духовным наставлением женщин. Вскоре сложилась община, духовное руководство к-рой осуществляли саровские старцы прп. Серафим и иером. Иларион . В 1810 г. Полюхова приобрела для общины дом с земельным участком в Ардатове на Темниковской ул., недалеко от собора. После кончины основательницы в 1823 г. общину возглавила по благословению прп. Серафима Е. А. Кежутина. Сестры (40 чел.) доставляли себе средства к жизни изготовлением просфор, шитьем жен. одежды, ткачеством, работой в саду и огороде и т. д. После пожара 1837 г., уничтожившего постройки общины, городские власти не разрешили восстановить общину на прежнем месте, и сестры переселились на участок земли за городом, приобретенный по совету прп. Серафима в 1832 г. В 1838-1844 гг. на новом месте было построено 19 келий. По ходатайству Нижегородского еп. Иоанна (Доброзракова) 9 мая 1842 г. община была утверждена Святейшим Синодом, в 1860 г. на пожертвования был построен храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1861 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря 3-го класса. В 1865 г. его настоятельницей, возведенной затем в сан игумении, стала Серафима (Синицына). За 20 лет ее управления мон-рем были построены двухэтажный трапезный корпус для 200 сестер, 2 каменных келейных корпуса, больница с ц. в честь Владимирской иконы Пресв. Богородицы. Строительная деятельность в А. м. продолжалась и при последующих игумениях Магдалине и Тарасии - была сооружена ц. во имя мучеников Димитрия Солунского и Стефана Нового. В 1895 г. в мон-ре открылась школа для девочек. В нач. XX в. в обители жили более 300 сестер. В А. м. по благословению саровских старцев подвизалась А. Ф. Петрова († 8.03. 1854), перед кончиной принявшая постриг с именем Афанасия. Будучи в течение почти 40 лет прикована к постели, подвижница кротко переносила страдания и стяжала дары прозорливости и непрестанной молитвы. В мон-ре скончался и был похоронен постриженик Саровской пуст . старец схим. Антоний , подвизавшийся в Ардатове в 1851-1861 гг.

http://pravenc.ru/text/75878.html

Священнодействованные преосвященным Никанором, Епископом Ревельским, викарием С.– Петербургским. 1830 года февраля в 11-й день – 213) Атласный белый – во храм святых апостол Петра и Павла при Военном госпитале в Выборге. 214) Атласный белый; храм не означен. 215) Атласный белый – во храм всех Святых. 216) Атласный белый – во храм Преподобного Отца нашего Сергия игумена, Радонежского чудотворца. 217) Атласный белый; храм не означен. 218) Атласный белый; храм не означен. 1830 года сентября в 19-й день. 219) Атласный белый – во храм, пресв. живоначальныя Троицы. 220) Атласный белый – во храм Рождества Прествятыя Богородицы, Носоладожского уезда в Вороновском погосте. 221) Атласный белый – во храм св. Благоверного В. К.Александра Невского. 222) Атласный белый – во храм святителя Христова Николая, Мирликийского чудотворца. 223) Атласный белый – во храм Преображения Господа нашего Иисуса Христа в Стрельной мызе. 224) Атласный белый – во храм святителя Николая Чудотворца в селе Сиворице. 225) Атласный белый – во храм св. великомученика Георгия. 226) Атласный белый – во храм св. Архистратига Михаила. 227) Атласный белый – во храм Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. 228) Атласный белый – во храм святыя Марии Магдалины. 229) Атласный белый; храм не означен. 230) Атласный белый – во храм Пресвятыя Богородицы всех скорбящих Радости. 231) Атласный белый – во храм Покрова Пресвятыя Богородицы. 232) Атласный белый – во храм Рождества св. Иоанна Предтечи. 233) Атласный белый – во храм святых чудотворцев Косьмы и Дамиана. 234) Атласный белый – во храм Рождества Пресвятыя Богородицы. 235) Атласный белый – во храм святителя Димитрия Ростовского чудотворца при доме Г.-лейт. Гладковой. 236) Атласный белый – во храм Воздвижения Креста Господня. 237) Атласный белый – во храм Пресвятыя Богородицы Тихвинския в Старо-Ладожском Николаевском монастыре. 238) Атласный белый; храм не означен. 239) Атласный белый – во храм святых мученик Сергия и Вакха на Смоленском кладбище. 240) Атласный белый – во храм святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Новоладожском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Г. м. также проживали княгини И. И. Мстиславская (упом. в 1587), Е. Мосальская (упом. в 1619), А. Хилкова (1684-1685), мать царевича Касимовского Василия Ярославича царица Касимовская Фатьма Салтансейтовна (в 1658 освобождена), неск. сестер из рода Черкасских, в т. ч. дочь кн. Якова Куденетовича Черкасского мон. Досифея († 12 июня 1689). Помимо вкладов после старицы Досифеи в мон-ре остался синодик, включавший весь род князей Черкасских с указанием даты кончины каждого. По указу от 29 мая 1728 г. в Г. м. была сослана и пострижена с именем Варсонофия свояченица кн. А. Д. Меншикова В. М. Арсеньева. По указу имп. Елизаветы Петровны от 19 дек. 1741 г. инокиня Варсонофия (Арсеньева) была освобождена и отправлена в Москву. В XIX в. в Г. м. проживали дочь губернатора г. Костромы схим. Александра (Шипова Александра Алексеевна) и сестра губернатора г. Курска инокиня Ангелина (Кожухова Александра Степановна), к-рая вела аскетическую жизнь: не топила келью, не имела теплой одежды, носила медные параман на цепи, пояс и крест, поверх них надевала власяницу. Спала на узкой скамье с деревянным возглавием и рогожей, постилась весь год, за исключением Пасхи и дней от Рождества Христова до Богоявления. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Иконы Г. м. были «замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству», многие являлись вкладами царей и князей, в т. ч. Старицких. Часть икон была украшена золотыми и серебряными окладами, жемчугом, яхонтом, финифтью. К 2006 г. сохранились иконы XVI в., среди них - Богородичные: «Владимирская», «Взыграние Младенца», «Покров Пресв. Богородицы» (ЧерМО), «Смоленская» «Неопалимая Купина» (КБМЗ), а также свт. Николая Чудотворца, вмч. Мины (ЧерМО), вмц. Екатерины с деяниями (КБМЗ), свт. Леонтия Ростовского (ГРМ). Местонахождение др. икон из Г. м. неизвестно. В Г. м. существовала золотошвейная мастерская, организованная еще инокиней Евдокией (Старицкой). Под ее рук. изготавливались произведения высочайшего мастерства. Известно ок. 30 предметов художественного шитья, внесенных вкладами в Троице-Сергиев, Иосифов Волоколамский и Кириллов Белозерский мон-ри. Часть их изготовлена в Г. м. К 2006 г. произведения хранятся в ГЭ, ГИМ, ГРМ, КБМЗ, СПГИАХМЗ, НГОМЗ. Шедевром древнерус. искусства считается плащаница 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, выполненная в мастерской Старицких. В 1812 г. она была вывезена из Москвы франц. войсками, но близ Смоленска отбита рус. казаками; ныне находится в кафедральном соборе г. Смоленска. В КБМЗ также хранятся выносная пелена «Спас Великий Архиерей», покровец «Распятие» и 6 фрагментов, сохранившихся на более поздних изделиях.

http://pravenc.ru/text/166215.html

п. и 583 ж. п., раскольников 273 об. п. Все они занимаются хлебопашеством и продажею огородных семян в губ. Тобольской и Оренбургской. С 1896 г. в селе существует смешанная церковно-приходская школа, помещающаяся в наёмном здании. Иванищевское село . В селе Иванищевском издавна существовали раскольники-безпоповцы, имевшие деревянную часовню. В 1836 году часовня эта была перестроена в церковь , и освящена 21 июня 1836 года во имя Покрова Пресв. Богородицы. Прихожан в этом году числилось при церкви 288 д. м. п. и 274 ж. п. В 1871 г. храм сгорел. Церковное имущество, св. Престол, антиминс на холсте, освящённый в лето 7156 при патриархе Иоасафе, и 6 колоколов от пожара сохранились. Из остатка церкви сооружена была часовня, в которой и совершалось богослужение до 1879 года. В 1875 году заложена была новая каменная церковь , освящённая в 1879 году, также во имя Покрова Пресв. Богородицы. Иконостас в новой церкви был поставлен спасённый из старой, и заменён новым в 1887 году. Иконы в новом иконостасе поставлены старые. В церковной ограде по углам стоят два деревянных амбара. Казаковское село . Покровская церковь . Село Казаковское, расположенное при речке Беляковке, в 66 в. от уездного города, существовало уже в половине XVIII столетия, и было населено раскольниками. В 1833 году здесь было уже достаточное число единоверцев, для которых в 1834 году была построена церковь , освящённая в 1838 г. В 1884 году эта церковь сгорела, и взамен её в 1891 году заложена новая, деревянная же, на каменном фундаменте, и освящена в 1896 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1884 по 1896 годы богослужение совершалось в часовне, построенной на месте сгоревшего храма. К приходу принадлежат 11 деревень и 2 села, в которых считается прихожан 868 м. п. и 878 ж. п. Все они занимаются земледелием. В селе Казаковском с 1900 г. существует смешанная школа грамоты, помещающаяся в наёмном здании. Каргапольское село . Покровская церковь . Приход этой церкви до 1895 года носил название «Вороновскаго» вследствие того, что церковь единоверческая до этого года находилась не в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В продолжение всего времени существования Аргентинской епархии число ее приходов росло, как за счет общин, возвращавшихся из расколов, так и за счет строительства новых храмов. В 1948 г. община храма в честь Воскресения Христова в колонии Жапежу (пров. Мисьонес, Аргентина) вернулась в лоно Матери-Церкви из «Русской православной общины». В 1947 г. свящ. Феодор Русин организовал приход в Парагвае, но из-за сложной политической ситуации о. Феодор был вскоре выслан из страны, после чего приход вышел из юрисдикции Московской Патриархии. В 1954 г. прот. Терентий Лыс создал приход во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в колонии Лопес (пров. Мисьонес); в 1955 г. в этой же провинции в колонии Бахо-Трончо появился приход в честь Успения Пресв. Богородицы. В обоих приходах были построены храмы. В 1970 г. в колонии Амегино (пров. Мисьонес) возведена и освящена ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В том же году основан приход в Чили во имя св. Иоанна Богослова. Все названные храмы долго не имели своих священников и окормлялись духовенством Благовещенского храма, в 1972 г. архиеп. Харьковский, и. о. экзарха Центр. и Юж. Америки Никодим (Руснак) рукоположил во священника для окормления храмов пров. Мисьонес первого аргентинца - диак. Георгия Санчеса. В 1985 г. сооружен храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Ланусе (пров. Буэнос-Айрес). В честь 1000-летия Крещения Руси одна из площадей на ул. Чаркас в Буэнос-Айресе в 1988 г. была переименована в честь равноап. кн. Владимира, на площади установлен привезенный из России бронзовый памятник святому. В 80-90-х гг. XX в. в юрисдикцию Московского Патриархата были приняты: в 1989 г.- храмы во имя апостолов Петра и Павла в Санта-Росе (Бразилия) и ап. Иоанна Богослова в Кампинья-даш-Мишионесе (Бразилия), в 1997-м - ц. во имя прп. Сергия Радонежского в г. Порту-Алегри (Бразилия), в 1998-м - ц. во имя св. Иоанна Богослова в Рио-де-Жанейро вместе с существующим при нем одноименным братством и храм в честь Покрова Пресв. Богородицы в Панаме, в 1999 г.- ц. во имя мц. Зинаиды в Рио-де-Жанейро. В 1993 г. закончена постройка храма во имя прп. Иова Почаевского (Сан-Мартин, пров. Буэнос-Айрес, Аргентина). В 1994 г. юридически оформлен земельный участок под буд. храм во имя свт. Николая в г. Ванда (пров. Мисьонес). 21 янв. 2001 г. епархия безвозмездно получила от муниципалитета г. Леандро-Алем в этой же провинции участок земли, была учреждена община и освящен крест на месте буд. храма во имя свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, и всех новомучеников Российских.

http://pravenc.ru/text/75858.html

Святые мощи Н. были помещены в дубовую раку (в 1678 обложена чеканным серебром), к-рую временно поместили в деревянной ц. Покрова Пресв. Богородицы. После завершения строительства рака с мощами была перенесена в Богоявленский собор. У мощей находился чудотворный образ Богородицы из кельи Н., получивший название «Владимирская Селигерская (Келейная) икона Божией Матери». В 1699-1701 гг. в Ниловой Столобенской пуст. у больничных келий возвели больничную 5-главую ц. во имя Н. (в 1701 освящена архиеп. Тверским и Кашинским Сергием; в 1723 переосвящена во имя Всех святых), в 1751-1755 гг. на месте св. ворот была возведена надвратная ц. во имя Н. К 1756 г. относится начало общерус. почитания Н.: указом Синода его имя было помещено в святцы, а службы ему на день преставления (7 дек.) и день обретения мощей (27 мая) - в Четьи-Минеи. В том же году грамотой еп. Тверского Вениамина был установлен ежегодный крестный ход в день обретения мощей Н. из Осташковских слобод (позднее г. Осташков) в Нилову Столобенскую пуст., а также дано разрешение обносить в этот день мощи вокруг мон-ря. В это время в XVIII - нач. XX в. в мон-ре проводилась большая ярмарка, в кон. XIX - нач. XX в. в пустынь прибывало до 90 тыс. богомольцев и паломников. В 1764 г. мощи Н. были помещены в новый кипарисовый гроб, положенный в серебряную вызолоченную раку. Ценным источником, повествующим о чудесах исцеления у мощей Н. и его молитвенном предстательстве в XIX в., являются записи, собранные иноками Ниловой Столобенской пуст., хранившиеся до 1928 г. в ризнице обители (ГАТвО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 1463 (Новейшие чудеса Н. Столобенского 1863, 1864, 1866, 1889, 1890)). В 1687 г. на месте пустыни на р. Черёмуха был установлен деревянный крест с образом Н., в 1710 г. возведена деревянная часовня, а в нач. XX в.- каменный храм во имя св. Живоначальной Троицы с приделами во имя Н. и в честь Казанской иконы Божией Матери. В кон. ХХ в. на месте кельи Н. установлен деревянный крест; над его сохранившимся колодцем в 2001 г. устроена кровля и возведен крест. В 1792 г. в с. Жабны был сооружен 2-ярусный храм (нижний ярус - каменный, верхний - деревянный) с престолом во имя Н. (в 1879 горел, вскоре восстановлен, вновь освящен в 1885; с 2006 - скит Ниловой Столобенской пуст.). На кладбище, где, по преданию, были погребены родители Н., в кон. XIX - нач. ХХ в. воздвигнута каменная часовня (впосл. разрушена, возобновлена в 2011). В XVIII-XIX вв. в окрестностях Ниловой пуст. Н. посвящались престолы в храмах в честь Успения Пресв. Богородицы на Николо-Рожке, Введения во храм Пресв. Богородицы в с. Кравотынь. За пределами тверских земель один из старейших приделов во имя Н. существовал (не позднее нач. XVIII в.) в храме святых Петра и Павла в Ст. Руссе (разрушена не позднее 40-х гг. XX в.); в 1890 г. в юго-зап. углу ограды этой церкви построена часовня, освященная во имя Н. (разрушена в 30-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2577609.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010