Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сербская Православная Церковь ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви ДИОНИСИЙ (Миливоевич), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви - см. Миливоевич Драголюб ДИОНИСИЙ Дионисий (Петрович Дамян; 1858 - 1900), митр. Рашско-Призренский Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви ДОБРИЛОВИНА жен. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДОБРИЧЕВО муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121584_4.html

С началом кораблестроительных работ в Воронеже (1696) около В. м. были устроены верфи, Немецкая слобода с евангелической кирхой, дворец Петра I и дома его приближенных. В. м. должен был содержать казенных рабочих лошадей. В 1699 г. игумения ходатайствовала перед Патриархом Адрианом о приписке обители к Патриаршим домовым мон-рям, но получила отказ. В 1700 г. игум. Ирина, в связи с тем что «поблизости к адмиралтейству и дворцу… монастырю стоять было невместно», просила перевести В. м. за город. По указу Петра I 17 дек. 1702 г. и грамоте свт. Митрофана 23 дек. 1702 г. В. м. разместился в урочище Терновая Поляна, на правом берегу р. Воронеж, близ Нищей и Посадской слобод. Обители был отведен обширный лесной участок в 5 дес. В 1703 г. состоялось освящение монастырского деревянного Смоленского храма, в 1705 г. он был переосвящен в честь Покрова Пресв. Богородицы, в нем появился Смоленский придел, в 1751 г. храм был отстроен в камне. Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Активные усилия по упорядочению иноческой жизни в В. м. прилагал первый Воронежский епископ свт. Митрофан (1682-1703). По его повелению игум. Ирина завела приходо-расходные книги. Близ Пятницкой ц. в Воронеже была поставлена часовня для сбора пожертвований в пользу обители. После кончины свт. Митрофана В. м. лишился доходов от переправ и рыбных ловель, у него «по государственному делу» была изъята часть крестьян, он должен был вносить в казну средства на жалованье «ратным людям», на «ямские прогоны» и на выкуп пленных, выплачивать деньги рабочим на верфях. Лишенный большинства вотчинных земель и крестьян в 1764 г., В. м. не был закрыт по ходатайству перед Синодом Воронежского еп. св. Тихона Задонского . Мон-рь стал 3-классным с 17 насельницами по штату. В 1764 и 1772 гг. в В. м. были переведены монахини упраздненного усманского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , 10 апр. 1769 г.- насельницы сгоревшего елецкого Богородицкого мон-ря. С 70-х гг. XVIII в. послушниц принимали в В. м. при условии внесения значительных средств на пропитание и строительство кельи либо ее покупку. В кон. XVIII в. сверх установленной нормы в мон-ре находилось 50 чел. Состоятельные «послушницы» зачастую жили в обители, не принимая пострига, содержали большой штат прислуги, отказывались подчиняться игумении. Стремясь искоренить подобную практику, Воронежский еп. Арсений (Москвин) составил для благочинного воронежских мон-рей инструкцию, в к-рой оговаривал права настоятельниц жен. мон-рей, аналогичную инструкцию разработал 20 янв. 1820 г. еп. Епифаний (Канивецкий). В 20-х гг. XIX в. порядок в В. м. был восстановлен.

http://pravenc.ru/text/155260.html

Н. Т.-М. Церкви на территории Е. в. Эривань. Эриванский кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы был переоборудован из мечети в 1827 г. Собор посещали также квартировавшие в Эривани 5-й и 6-й Кавказские стрелковые полки, с 1910 г. имевшие в городе походные церкви во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. Снесен в 30-х гг. XX в. «Русская церковь» в честь Покрова Пресв. Богородицы с престолами во имя свт. Николая и пророчицы Анны была возведена на Соборной пл. Эривани (ныне пл. Шаумяна, Ереван) в 1830 г. (разрушена в 1926) по проекту архит. М. Буйнова под рук. В. Мирзоева и И. Киткина. Здание храма, выстроенное из местного красного и черного туфа, представляло собой интересный образец рус. стиля: высокий кубический объем, снабженный небольшими ризалитами, завершался фризом из мелких закомар, над к-рыми возвышалось 5 широко расставленных глав. Согласно исследованиям проф. О. Х. Халпахчьяна, особенностью планировки церкви являлось наличие раздельных алтарных крестов, предназначенных для совершения правосл. и армяно-григорианского богослужений. Медный крест храма, хранившийся в ереванской семье Оганян с 1926 г., передан РПЦ 30 нояб. 2003 г. В 1882 г. в Канакере была устроена ц. во имя блгв. кн. св. Александра Невского, военная, 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. С 1905 г. она размещалась в казарменном здании. В 1913-1916 гг. по проекту Вержбицкого из туфа оранжевого оттенка было выстроено новое, небольшое по основному объему каменное здание с престолом в честь Покрова Пресв. Богородицы. Это восьмерик на четверике, увенчанный несоразмерно крупной луковичной главой. К четверику примыкает обширная, вытянутая в длину трапезная. Боковые входы в нее, включенные в слабо выступающие ризалиты с 2-скатными кровлями, отмечены 3-лопастными фронтонами. Над зап. входом в храм на кубическом постаменте с 3-частным окном установлена невысокая шатровая колокольня. Части трапезной по сторонам колокольни, оформленные фризами из небольших кокошников, увенчаны луковичными главками. Храм был закрыт в 1918 г., в здании размещались госпиталь, офицерский клуб, кинотеатр, в 1991 г. возобновлен как ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и передан РПЦ; в 2004 г. без соответствия первоначальному проекту восстановлены купол и колокольня.

http://pravenc.ru/text/190125.html

Веретея. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Больше 7 десятилетий подряд не грабители и не разбойники, а обычные люди с посыла официальной власти целенаправленно уничтожали два храма в селе Веретея Некоузского района - Покрова Пресвятой Богородицы (1792 год) и Ильи Пророка (1809 год).. В наследство потомкам от двух православных храмов и колокольни осталось только то, что физическому уничтожению не поддалось. С 1770 года - с момента освещения и до 37 года прошлого века в Покровской церкви собиралось до 5 тысяч прихожан. Все не вмещались, большинство молилось на площади. Поэтому чуть позже здесь возвели второй храм - Ильи Пророка. Недостаточно стало и его. Пристроили еще три придела- Богоявленский, Козьмы и Демьяна и редчайший для России - Цареградской иконы Божией матери. После в храмах разместили зернохранилища, а в Ильинском еще и зернодробилку. Совсем недавно храмы передали Православной церкви. Чтобы отмыть стены от полуметровых наслоений пыли, вызывали пожарную машину. Пятикупольный двухстолпный храм Покрова Пресвятой Богородицы (1792 год) – утратил все внутреннее убранство, сохранились лишь фрагменты росписей. Село Веретея по праву может претендовать на роль культурно-исторической столицы Русской Атлантиды. От нее до затопленной Мологи около восемнадцати километров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы имеет три придела: средний – во имя Покрова Пресвятой Богородицы; правый – во имя Святого Иоанна Предтечи; левый – во имя Светителя и Чудотворца Николая. Трапезная и колокольня пристроены в 1792-1793 годах. Завершили облик храма Святые ворота, башенки, ограды, кирпичные магазинчики. В селе две каменные, отдельно одна от другой, церкви, холодная и теплая. Летняя церковь построена в 1792 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы на средства прихожан. При церкви каменная колокольня. Престолов в ней три: средний - во имя Покрова Пресв. Богородицы, по правую сторону - во имя Предтечи и Крестителя Иоанна и по левую сторону - во имя св. и чуд. Николая. Особо чтимая икона царьградской Божией Матери. В дер. Дубровке небольшая деревянная часовня. Существует эта часовня, как показывают старожилы, со времени образования прихода. Церковной земли 96 десятин 870 кв. саж. Церковные дома для жительства священников и для диакона, капитала церкви в билетах 6586 руб. 59 коп. Школ в приходе три: из них две министерская двухклассная и женская земская в селе, а третья земская смешанная в дер. Сысоеве. Общество вспоможения бедным в приходе церкви села Веретеи. Штатный состав причта: два священника, диакон и два псаломщика, причтового капитала 3866 руб. 67 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14586

монашеской общиной под рук. иером. Моисея. Был воздвигнут новый просторный храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца, а старый переосвящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Расположенная к северо-востоку от К. келлия свт. Николая Чудотворца (Белозёрка), по преданию, была подарена протом свт. Савве Сербскому, к-рый любил в ней уединяться. Восстановлена пострижеником Кириллова Белозерского монастыря иеросхим. Антонием, учеником Хаджи-Георгия, который приобрел ее в 1882 г. Под ц. свт. Николая Чудотворца расположен храм Покрова Пресв. Богородицы. Здесь подвизался старец Тихон (Голенков ; 1884-1968). В 1967-1979 гг. в келлии размещалось братство старца Иосифа Исихаста , ныне - иконописное братство (ок. 12 насельников) во главе с игум. Арсением. По своим размерам келлия сопоставима с небольшими афонскими мон-рями. Братство рус. келлии св. Иоанна Предтечи, расположенной рядом с келлией Барберас, возглавлял иером. Иннокентий. Келлия Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисья) Келлия Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисья) Внутри К. Хиландару принадлежат келлии: вмч. Георгия Победоносца (рядом с Протатом, с зап. стороны) с храмом 1785 г., которая до 60-х гг. XVI в. была самостоятельным монастырем, в 1831-1870 гг. здесь действовала мастерская граверов по меди мон. Хаджи-Панкратия из Мадита и его ученика иером. Даниила; ап. Фомы (рядом), построенная в кон. XIX в. духовником Серафимом, в к-рой в нач. ХХ в. иером. Стефаном была открыта фотомастерская, а после второй мировой войны размещался конак, ныне пустует; свт. Николая Чудотворца (Врахниоти, το Βραχνιτη), отреставрирована в нач. ХХ в.; Рождества Пресв. Богородицы (Фласка, το Θλασκ), от к-рой осталась переданная келлии Врахниоти церковь с фресками и иконами, выполненными ок. 1526 г. анонимным художником, расписавшим парекклисион св. Иоанна Предтечи над нартексом храма Протата; свт. Николая Чудотворца (Барберас, Μπαρμπερς, ранее Кохлиара, το Κοχλιαρ, или Хухлий, τ Χουχλον, на северо-восток от скита ап. Андрея Первозванного, рядом с Патерицей), существовавшая в 1316 г. и служившая конаком Дохиара до обмена на хиландарскую келлию Всех святых; св. Архангелов, где жил старец Аверкий Карейский († 1943); и также несохранившиеся келлии Успения Пресв. Богородицы около Протата и вмч. Димитрия Солунского (между келлией Врахниоти и представительством Зографа) с фресками, куда после пожара 1924 г. был переведен конак из келлии свт. Николая Чудотворца, а после второй мировой войны из-за разрушения этой келлии (сохр. остатки визант. башни) - в келлию ап. Фомы.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Согласно писцовой книге Леонтия Аксакова и Алексея Малахова 1582-1584 гг., на территории З. м. располагались каменные Покровский и Симеоновский храмы и деревянная теплая Благовещенская ц. ( Майков. 1911. С. 78). В результате швед. оккупации Новгорода 1611-1617 гг. З. м. был разорен. В «Росписи новгородских монастырей и церквей» (1615) упомянуты храм Положения ризы, «другой мирский храм соборный, Симеон Богоприимец, оба каменные, да в трапезе храм Николай Чудотворец древяной - все разорены» ( Евгений [Болховитинов]. 1808. С. 81). Одна из церквей «развалилась до подошвы». В росписи 1615 г. Благовещенская ц. не упомянута, но в монастырской описи 1682 г. вновь названа в числе др. построек; сообщение о Никольской ц., возможно, ошибочно. После разрушений Смутного времени в З. м. была возобновлена Симеоновская ц. (1654) и был перестроен Покровский храм (1672 (1682?)), к к-рому с зап. стороны пристроен теплый придел Благовещения Пресв. Богородицы. В 1721 г. оскудевший З. м. был приписан к Сыркову в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастырю , куда перевели и монахинь, а игумению - в тихвинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . В 1727 г. была восстановлена самостоятельность З. м., прежние насельницы вернулись из Сыркова. В 1737 г. в З. м. проживали 4 монахини во главе со строительницей Анной. В 1797 г. в Сырков мон-рь из Зверина была переведена на настоятельство игум. Евпраксия. При учреждении штатов 1764 г. З. м. был причислен ко 2-му классу. Церковь (1399) и собор (1899-1901) в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2008 г. Церковь (1399) и собор (1899-1901) в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2008 г. С нач. XIX в. за счет пожертвований на территории З. м. развернулись строительные работы. В 1804 г., при игум. Елисавете (1800-1824), вместо старого Благовещенского придела сооружена новая трапезная, и в ней освящены 2 престола - Благовещения Пресв. Богородицы и свт. Ионы Новгородского, устроенные еп. Евгением (Болховитиновым). При игум. Людмиле (1824-1841) приделы были расширены и «все отделано в новом вкусе» (1827). Между 1841 и 1860 гг., при игум. Агнии, сооружены каменные ограда с 5 башнями, надвратная колокольня с 2 корпусами келий (1846, архит. Р. К. Кржижановский), 2-этажным настоятельским и сестринским; одноэтажный трапезный корпус, над которым в 60-х гг. XIX в. надстроен деревянный этаж. Архитектура корпусов выдержана в формах провинциального классицизма с элементами рус. стиля (напр., колокольня имела шатровое завершение). В 1849 г. обители был пожертвован 2-этажный каменный дом.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Троицкий храм построен в русско-визант. стиле (длина с папертью 10 саж., ширина 5,5 саж., высота до карниза 6 саж.). Кубовидный объем храма с несохранившимся позакомарным покрытием венчают 5 главок. Центральная - световой барабан с 4 узкими окнами (ок. 6 вершков шириной), остальные главки глухие. Фасады собора членятся пилястрами на 3 равных прясла. С вост. стороны собора 3 полукруглые апсиды, выступающие до половины высоты стен, отделены друг от друга полуколоннами и соответствуют 3 нефам 4-столпного храма. В правой апсиде размещалась ризница, в левой - жертвенник. В описании собора 80-х гг. XIX в., сделанном для метрики Императорской археологической комиссии, указаны размеры: длина с запада на восток до иконостаса - 22 аршина, ширина - 13 аршин, высота до крыши - 18 аршин, высота всей церкви - 35 аршин. Одновременно со строительством собора началось сооружение храмовой части Ильинской надвратной ц., а после 1659 г.- трапезной и каменной монастырской стены. В 1678 г. Ильинская ц. и монастырские стены упомянуты в писцовых и отказных книгах. Храм во имя св. прор. Илии над св. воротами в новопостроенной каменной стене освящен в 1679 г. После пожара 1764 г. в сводах ворот под Ильинской ц. появились трещины, ворота были заложены, одновременно трапезную расширили с западной стороны. Особенность первых каменных строений: Троицкий собор и Ильинская ц. ориентированы с отклонением продольной оси на юг от линии «восток-запад». Церковь Успения Пресв. Богородицы. 1621 г. Фотография. 2008 г. Церковь Успения Пресв. Богородицы. 1621 г. Фотография. 2008 г. В 3-й четв. XVII в. к северу от Троицкого собора была построена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Впервые храм упоминается в переписных и отказных книгах 1678 г., в жалованной и меновой грамоте 1680 г.- как храм с трапезой, в описании 1710 г.- как теплый. Длина его с алтарем - 31,25 аршина, ширина - 8 аршин, высота - 7,75 аршина. К кубовидному объему храма с востока примыкает полукружие апсиды, перекрытой конхой. Храмовая часть изначально отделялась от алтаря капитальной стеной с 3 проемами, позднее растесанными и замененными одной аркой. Трапезная храма, значительно расширенная на север и перекрытая высоким коробовым сводом, имеет ширину 20 аршин. Высота храма от основания до подкрестного яблока на фонаре - 19 аршин. С севера к храмовой части примыкают ризница и апсида придела в честь Покрова Пресв. Богородицы, с запада - трапезная и колокольня. Примыкающий к трапезной придельный алтарь, освященный в честь иконы Покрова Пресв. Богородицы, пристроен в 1839 г., при настоятеле (1835-1840) игум. Никоне.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

По переписным книгам 1646 (154) г. Гороховец имеет следующий вид. «В Гороховце место городовое на горе у реки Клязьмы, а город сожгли черкасы в 127 (1619) г.; около города 242 сажени да в осыпи, что бывал внутри города храм ружный Николая Чудотворца и на том месте ныне церковь Живоначальные Троицы с приделом Николая Чудотворца верх шатров, а по грамоте царя Михаила Феодоровича учинен монастырь; около погосту забор, на погосте 5 келей, живут 2 попа черных да 3 человека братии старцов. – Да под городом внизу у р. Клязьмы по берегу был острог и башни рубленые, – сожгли черкасы; около острога было 980 саж. В Гороховце в острожном месте соборная церковь . Благовещения Пресв. Богородицы с приделами Макария Желтоводского, св. муч. Параскевы – древяна верх шатров да на посаде церковь Воскресение Христово с приделом в.-муч. Георгия древяна верх шатров; на посаде съезжая изба строена посадскими и уездными людьми, двор воеводский, бывший двор городничого пустой, у Клязьмы таможня и двор кабацкой, у ручья винокурня и пивоварня». «Всего на посаде две церкви с приделами, 2 дв. поповых, в них 6 человек, 1 дв. дьячков, 2 дв. пономаревых, 2 дв. бобыльских на церковной земле, 2 дв. вдов, 4 двора пушкарских, 195 дв. торговых и ремесленных людей с населением 388 душ муж. пола, 42 дв. бобыльских и 10 дворов вдовьих». Через 32 года по переписным книгам 1678 г. картина Гороховца несколько изменяется к лучшему. «Внутри города монастырь Николая Чудотворца, в нем холодная церковь Живоначальные Троицы, а под ней придел Николая Чудотворца, другая теплая церковь Покрова Пресв. Богородицы; монастырь огорожен забором – рублен в замок, в нем 6 келей, строитель черной поп Варлаам, 10 человек братий старцев, двор скотской. – На посаде собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Макария Желтоводского, другая теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи с приделом в.-муч. Параскевы, церковь Воскресения Христова с приделом в.-муч. Георгия, другая теплая церковь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня при ней рублена в замок на 8 углов. Монастырь девичь, в нем церковь холодная Сретения Пресв. Богородицы Владимирския, другая церковь теплая преп. Сергия Радонежскаго, в монастыре 20 келей, в них 44 сестры питаются милостыней и рукодельем. За р. Клязьмою Знаменский монастырь, в нем церковь Знамения Пресв. Богородицы с приделами Иоанна Богослова и Зосимы и Савватия Соловецких, – огорожен забором, в монастыре 5 келей, в них 8 человек братий питаются милостыней. – В городе съезжая изба, государев кружечный сбор и винокурня».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Тула. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ - храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (ул. Металлистов/Советский пер.) В приходе этой церкви, судя по грамоте царя Алексея Михайловича, еще в 1567 г. существовал деревянный храм во имя Параскевы Пятницы. Пятницкая улица (совр. ул. Металлистов) была названа по имени этой церкви. Писцовая книга 1625 г. сообщает, что в том же приходе существовала еще одна деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Точные даты и имена строителей неизвестны. Писцовая книга 1685 г. сообщает, что вместо этих 2 деревянных церквей в 1650 г. был выстроен «вкладными деньгами думного дьяка Михаила Данилова, да той же церкви попов Кирьяка Никифорова, да Леонтия Трифонова и вкладчиков и приходских людей деньгами» каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами во имя св. Николая и вмчц. Параскевы. К середине XVIII века церковь сильно обветшала и в 1765 году на её месте был построен новый трехпридельный храм с колокольней, сохранив прежнее название. В 1834 году в храме случился сильнейший пожар, в результате которого от него остались только стены. Но вскоре усердием прихожан на добровольные пожертвования храм был полностью восстановлен. При храме работали две школы грамотности. Во время антирелигиозной компании в СССР храм закрыли, колокольня была почти полностью разобрана. В нём размещался склад. В конце 1980-х здание храма передали филиалу Института физики земли для размещения там сейсмоизмерительной аппаратуры. Здание отремонтировали, но в связи с ликвидацией филиала в начале 2000-х храм оказался заброшенным. В настоящее время идёт реставрация храма. Лозинский Р.Р. «Страницы минувшего» Покровская. Приход этой церкви находится в центральной части города к западу от городского кремля. Положительных указаний на первоначальное образование прихода не имеется. По всей вероятности он возник еще в XVI ст. при церкви во имя вмц. Параскевы Пятницы: на эту церковь встречается указание в грамоте царя Алексея Михайловича; из нее же видно, что церковь эта существовала еще в 1567 г. Приход этой церкви первоначально носил название Пятницкого; это название осталось и в настоящее время за одной улицей, входившей в черту прихода. В настоящее время в приходе числится 375 м. п. и 444 ж. п.; среди прихожан есть несколько семейств раскольников австрийского толка. Первоначальный приходский храм во имя вмчц. Параскевы, как видно из грамоты царя Алексея Михайловича, существовал еще в 1567 г. Из писцовых же книг 1625 г. видно, что в приходе, кроме деревянной пятницкой церкви, существовала еще такая же строением деревянная церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы, с приделом Святителя Николая Чудотворца. Кем построены были эти церкви и в одно ли время они были строены не известно.

http://sobory.ru/article/?object=01479

Во второклассном мон-ре в соответствии с клировыми ведомостями 1914 г. числилось 306 насельниц, в т. ч. 17 монахинь; в 1916 г.- 17 монахинь, 129 указных послушниц, 158 белиц (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76). Собор Покрова Пресв. Богородицы. 2005–2015 гг. Фотография. 2015 г. Собор Покрова Пресв. Богородицы. 2005–2015 гг. Фотография. 2015 г. В 1919 г., в год 100-летия пребывания М. м. на Михайловской земле, мон-рь был закрыт, в 20-х гг. XX в. состоялось изъятие церковных ценностей , имущество было частично конфисковано, частично разграблено, большая часть строений опечатана. После офиц. упразднения М. м. сестрам удалось создать хозяйственную артель, т. о. они смогли сохранить монастырский уставной порядок жизни. Артель просуществовала до кон. 20-х гг. XX в. Лишившись всех средств к существованию, сестры зарабатывали на жизнь рукоделием: стегали одеяла, плели мерное кружево, вышивали бисером, украшали иконы фольгой, изготавливали восковые цветы и выполняли мн. др. виды работ. Богослужения совершались в кладбищенском храме Воскресения словущего, последним клириком которого был прот. Василий Лебедев. Во 2-й пол. 20-х гг. XX в. участились нападения на артель и на сестер; прот. Василий переселился с семьей в Михайлов, вскоре и насельницы покинули обитель. Монастырские постройки разграблялись. В 30-50-х гг. XX в. на территории М. м., переданной колхозу им. В. И. Чапаева, содержались стада свиней и овец, в Покровском соборе находился продуктовый склад (на нижний этаж ссыпали зерно, на верхнем - хранили мед и др. продукты). В начале Великой Отечественной войны г. Михайлов был на короткое время оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, 6 дек. 1941 г. освобожден. Осенью 1954 г. Покровский собор взорвали, уничтожили кладбищенскую Воскресенскую ц. Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. колхоз на месте бывш. мон-ря распался. 1 июля 1999 г., в праздник в честь Боголюбской иконы Божией Матери, впервые за 70 лет на территории мон-ря было совершено всенощное бдение. Тогда же был поставлен сруб, из к-рого предполагали сделать небольшой храм. Осенью 1999 г. старшей сестрой возрождающейся обители была назначена мон. Феодорита (Маркова; впосл. игумения Мологского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря ); духовником утвержден иером. Серафим (Масляев; ныне игумен). В 1999 г., в праздник Покрова Пресв. Богородицы, архиеп. Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) освятил храм-часовню в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенную на пожертвования жителей Михайлова.

http://pravenc.ru/text/2563814.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010