И в других местах находятся люди, не всегда богатые, просто понимающие ситуацию, ощущающие эту необходимость. Например, есть у нас в Озинском районе село Солянка. Там очень засушливый климат, полупустыня, трудности с водоснабжением. Там вода привозная, пять рублей ведро питьевой воды стоит. И вот нашелся человек, он живет в Саратове, но родом из Солянки - Андрей Першиков. Пришел к вере, воцерковился, и появилось у него желание построить храм в родном селе. А человек совершенно небогатый: небольшой частный бизнес, торгует запчастями, магазинчик у него в Саратове. И вот он на собственные средства и средства людей, которых он смог привлечь к этому делу, построил небольшой храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Благоукрасил его как мог, поставил небольшой иконостас, сделал отопление. Когда освящали храм, когда я направлял туда священника, у нас были большие сомнения: что там может получиться? Потому что это не просто приграничный район, это - ну просто несусветная глушь. А оказалось - прекрасный опыт. Приход растет, развивается, воскресная школа действует. И люди откликнулись. Сначала им было непросто, страшно прийти в храм. Очень настороженно они к этому отнеслись. А потом поняли, что батюшка, который к ним приезжает и служит, хочет помочь им, поддержать их, укрепить. То есть совершенно очевидно, что происходит определенное возрождение. - От кого чаще исходит инициатива строительства храма - от жертвователя, от местного населения или «сверху» - от духовной власти, то есть от Вас? Как участвует в строительстве храма и вообще в решении вопроса, быть ли в селе церкви, местное население? - По-разному. Но очень часто бывает, что нет жертвователя. И от местного населения инициативы не приходится ждать: если в селе не было храма, если люди в глаза никогда не видели священника, как они сами придут и скажут: мы хотим?.. Они и не знают, что это нужно сделать. Поэтому в более или менее крупных селах храм основывается по благословению правящего архиерея, это инициатива епархиальной власти. Для того, чтобы зародилась церковная жизнь, нам самим приходится делать первый шаг. Начинаем строить церковь, находим какое-то помещение под временный храм - когда-то бывший магазин, когда-то в клубе или в совхозной конторе комнату просим, делаем там косметический ремонт, ставим временный иконостас, прикрепляем священника, он встречается с людьми, общается - и вот небольшая общинка понемногу начинает собираться. И мы видим, что людям это нужно. И к тому моменту, когда будет построен, наконец, постоянный храм, в селе уже есть полноценный, живой приход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

В 2010 году Президент подписал указ об установлении в России института военного духовенства, что оказалось особенно востребованным с момента СВО. «Военный священник» – такое название носят священники, занимающиеся окормлением служащих в вооруженных силах РФ. И вот один из таких военных священников, протоиерей Александр Тимофеев, придумал и воплощает в жизнь интересное нововведение – мобильный храм. Храм, а вернее – алтарь, будет располагаться в кузове микроавтобуса (Газель). Святейших Патриарх Кирилл благословил для этих нужд антиминс с такой формулировкой «служить идеже прилучится». Обыкновенно антиминс выдается для служения в определенном храме. О.Александр неоднократно бывал в Донбассе и по своему опыту понял, что мобильный храм – это единственная жизнеспособная форма храмового пространства, т.к. палатку для этих целей зачастую просто негде установить. Ведь служит батюшка на передовой, а там «всё разбито, искорёжено», как он сказал, выступая на передаче «Консерватники». Вообще, советую послушать эту передачу . Там как-то предельно просто и ясно о.Александру удалось ответить на вопросы, которые всех волнуют уже второе столетие, но в новом прочтении – а именно: «Кто виноват» и «Что делать». И слушаешь не просто правильные слова, а слова, проникающие в душу – потому что слова подкреплены делами. Делами настоящего русского батюшки. Боюсь, что слово – «батюшка», оно какое-то заезженное, в нём мы уже часто не слышим, что оно произошло от слова «батя», а попросту – отец. Отца Александра я помню еще со времени противостояния на Торфянке. Тогда «торфянковские» деятели купно с коммунистами и представителями ЛГБТ-движения воевали против строительства храма не только Казанской иконы Божией Матери на Торфянке (в парке на Изумрудной улице в Москве), но и против строительства храма Иверской иконы Божией Матери на Джамгаровке (это в том же Лосиноостровском районе Москвы), строительством которого руководил о.Александр. Что там только не происходило! Стыдно вспомнить, как русские люди объединились под руководством деятелей КПРФ и ЛГБТ, а также либерастов и воевали против строительства храма. Ломали забор, писали на нем «протэсты», кидали (извините) презервативы с химикалиями в молящихся.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/22/sl...

В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Помимо Патриарха Никона к торжественному дню на Валдай прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Лев, а также архиепископ Тверской Лаврентий. Собор строил, согласно документальным свидетельствам, " каменных дел подмастерь Аверкий Мокеев, помощником плотничий мастер Иван Белозер " , однако, несомненно, и сам Патриарх, имевший вполне отчётливые представления о том, какими должны быть церкви Божии, не оставался в стороне. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознёсся пятиглавый храм, какой впору было видеть в стольном граде. " Поистине нет ему подобного в мире " , - отзывался о Валдайском монастыре и его соборном храме архидиакон Павел Алеппский. Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображён сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило " жёлтой меди " , " величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами " . Вплоть до самого недавнего времени монастырский собор, освящённый Патриархом Никоном в честь Иверской иконы Божией Матери, существовал как Успенский. Успению Пресвятой Богородицы его посвятили в XVIII веке, отремонтировав после большого пожара. Иверским в нём был лишь придел. До 1670 года все здания обители, кроме Иверского собора и тёплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670-1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь. Не остался без внимания и соборный храм. В 1688-1689 годах его расписал Матвей Карпов " со товарищи " . Что представляли собой эти росписи, сказать трудно: в 1704 году в монастыре случился " непомерный пожар " , и внутреннее убранство собора пострадало настолько, что ни о каком поновлении фресок речи не шло. К 1710 году, когда его заново освятили (на сей раз - в честь Успения Пресвятой Богородицы, и с таким посвящением он просуществовал вплоть до закрытия монастыря), те же мастера расписали его заново. Но и эти росписи дожили лишь до середины XVIII столетия, когда их заменили другими. Наконец, в 1830-е годы монастырское начальство сделало выбор (собственно, выбирать-то особенно не приходилось) в пользу масляной живописи, пригласив осташковских мастеров Ивана и Андрея Митиных. Созданные ими композиции сохранялись - дважды поновлённые - до ХХ столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05291

Закладка первого камня новой церкви состоялась 18 июня 1878 г. с благословения епископа Саратовского и Царицынского Тихона. Новый приход должен был вмещать 3500 прихожан. Для небольшого Саратова это было грандиозное культовое здание, самое величественное в городе. Строительство велось почти 4 года, «чин на освящение вновь устроенной каменной церкви» во имя Покрова Пресвятой Богородицы был совершен в июне 1881 г. В следующем, 1882 г., были освящены два придела: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Святой Троицы. Освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 20 января 1885 г. Его произвел епископ Саратовский и Царицынский Павел. В газетах того времени отмечалось, что новая церковь - одна из лучших в городе по своему внешнему и внутреннему убранству и украшению. По прошествии 10 лет, с 1891 по 1892 г.г., в приходе был произведен капитальный ремонт, построены хоры Покровского храма. Долгие годы при Покровской церкви не было отдельно стоящей колокольни. Средства на ее постройку нашлись только к 1897 г., тогда же состоялась закладка первого камня. Архитектором и куратором строительства был назначен уже зарекомендовавший себя с положительной стороны при строительстве Покровского храма А.М. Салько. Колокольня должна была быть самым высоким зданием в Саратове и состоять из пяти ярусов. Постройка колокольни шла долго, только в мае 1902 г. под колокольней был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», и церковь Покрова в Саратове получила свой окончательный вид. В 1886 г. при Покровском храме в Саратове начала работу церковно-приходская школа, расположившаяся в отдельном здании на втором этаже, здесь же были открыты рукодельные классы и воскресная школа, на первом этаже находилась богадельня. С приходом новой власти все имущество церкви было национализировано, Покровский храм лишился здания бывшей приходской школы, двух домов для священнослужителей, приусадебных земель с хутором на 12 дворов. Все церковные книги, документы, метрические записи с 1860 г. были конфискованы советской властью. Само здание церкви до 1929 г. оставалось в собственности епархии и содержалось верующими, однако, уже к декабрю 1929 г. храм Покрова был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=06780

В 1900 году в обители проживали 90 насельниц. Сестры жили «в полном послушании, при взаимном единодушии и дружелюбии», - свидетельствует летопись. Там же говорится о том, что монастырские труды – послушания сестры несли соответственно своим способностям, душевным и телесным силам. В монастырских мастерских насельницы занимались ткачеством, рукоделием, переплетным делом, иконописью и вышиванием. Исполняющей обязанности настоятельницы в 1902 году была назначена монахиня Евгения (Ноготкова). К тому времени в обители проживало уже сто насельниц и 25 девочек в школе-приюте. В 1914 году была назначена игуменией обители монахиня Антония (Выголова). Она руководила общиной из двухсот сестер. В период Октябрьской революции и Гражданской войны (1917-1923 гг.) беззащитные насельницы монастыря терпели бесцеремонные вторжения на территорию обители представителей новой власти. С установлением советской власти хозяйством и всем монастырским имуществом в уезде завладела сельскохозяйственная коммуна. Насельницы постепенно покидали разоренный монастырь, унося с собой иконы, книги, церковную утварь. В 1940-е годы здания монастырского комплекса были окончательно разрушены. 1 июля 2008 года, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, впервые со времени разорения монастыря на месте его разрушения была совершена Божественная литургия. С этого момента каждый год 1 июля на месте Боголюбской обители совершались Божественные литургии. 1 июля 2014 года по благословению Митрополита Кирилла, Екатеринбургского и Верхотурского, монашеская жизнь на месте Боголюбского женского монастыря возобновилась - была создана монашеская община. 22 октября 2015 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община получила статус Сарсинского Боголюбского женского монастыря. Игуменией обители назначена монахиня Питирима (Лисицына). 22 ноября 2015 года правящим архиереем Екатеринбургской епархии, митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом освящен первый монастырский храм в честь Иверской иконы Божией Матери и возведена в сан игумении настоятельница монастыря монахиня Питирима (Лисицына).

http://sobory.ru/article/?object=22077

Списки с чудотворной иконы «Достойно есть» хранились в  Санкт-Петербурге, в Галерной гавани. Ведь именно  там находится выстроенный в честь Милующей Богоматери знаменитый псевдовизантийский храм. 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами — насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве. Читайте также — Достойно есть. Молитва В чем помогает икона Божией матери «Достойно есть» Перед иконой «Достойно есть» можно молиться о помощи в любых праведных делах. Часто люди, совершившие страшные грехи, обращаются с покаянием к Господу именно перед образом Милующая, уповая на милость Богородицы и Спасителя нашего. Не существует образов, которые отдельно «ответственны» за те или иные прошения», но считается, что перед иконой «Достойно есть» часто молятся и о помощи в семейных делах. Ведь и мы должны проявлять милость к нашим близким людям даже, если нам кажется, что они поступили с нами несправедливо. Молитвы перед иконой «Достойно есть» Текст молитвы «Достойно есть» (перевод) Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем. «Достойно есть» на церковнославянском языке Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке ξιν στιν ς ληθς μακαρζειν σε τν Θεοτκον, τν ειμακριστον κα παναμμητον κα μητρα το Θεο μν. Τν τιμιωτραν τν Χερουβεμ κα νδοξοτραν συγκρτως τν Σεραφεμ, τν διαφθρως Θεν Λγον τεκοσαν, τν ντως Θεοτκον, σ μεγαλνομεν. Читайте также — Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть» О пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость.

http://pravmir.ru/ikona-dostojno-est/

При подъезде к селу Жестылёво со стороны Дмитрова, виден уникальный пейзаж, от красоты которого невольно перехватывает дыхание. Подмосковные просторы, лес, перелески и уходящая вдаль дорога... И вдруг, откуда ни возьмись, перед путником возникает озёрная гладь водохранилища и на холме возвышающийся белоснежный храм с позолоченными куполами. В водной глади огромного водохранилища и небольшого пруда, что возле храма, отражаются маковки с позолоченными главками и крестами храма Покрова Пресвятой Богородицы. Село, что вольготно расположилось на высоком холме, старинное. Известно, что в конце XVI века Жестылёво состояло из 14 крестьянских дворов, а в деревянной Покровской церкви был " поясной деисус из семи икон, икона Рождества Пресвятой Богородицы " с деяниями на золоте " , икона Богоматери Одигитрии, икона Святителя Николая " с деяниями на золоте " . На святом престоле находился благословляющий деревянный крест, обложенный медью, рукописное Евангелие, обложенное медными изображениями евангелистов. При храме были выделенные кельи, в которых жили нищие, питающиеся " от церкви Божией " . Этот храм не дошёл до нашего времени - его сожгли поляки в годы Смутного времени. На протяжении XVIII-XIX вв. на месте сожжёного храма строились часовни, сменяя друг друга из-за ветхости. В 80-х гг. XIX века крестьяне стали писать прошения, чтобы им разрешили перестроить деревянную часовню в церковь. После того, как было получено, наконец-то положительное решение, " всем миром " стали жестылёвцы строить в своём селе храм. В Афонском Иверском монастыре на средства крестьянина Григория Демидова были приобретены две иконы - Иверской иконы Божией Матери и святого великомученика Пантелеймона. В ноябре 1890 года Покровский деревянный храм освятили, а в 1891 году пришло разрешение при храме отвести место для кладбища. Итак, в Жестылёве появилась церковь. " Построена в 1890 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, крепка, крыта железом " , - сообщает " Клировая ведомость " 1899 года.

http://sobory.ru/article/?object=01843

27 августа делегация Коптской Церкви посетила Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер и побывала в Богородицком Житенном женском монастыре в Осташкове. В Житенной обители состоялось теплое общение гостей с настоятельницей игуменией Елисаветой (Евдокимовой) и сестрами. Матушка рассказала гостям об истории и современной жизни монастыря, показала главную святыню обители — чудотворный Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», надвратный храм, жилые корпуса XVIII века и монастырский Дом милосердия, где проживают одинокие матери с детьми, престарелые люди и инвалиды, потерявшие кров и нуждающиеся в поддержке, которую им оказывает Житенная обитель. Глава делегации епископ Вукол подарил игумении Елисавете, сестрам и каждому жителю Дома милосердия по иконе преподобного Макария Великого. В тот же день делегация прибыла в пределы Новгородской митрополии, где первой остановкой стал Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Гостей встретил викарий Новгородской митрополии  епископ Юрьевский Арсений  и наместник обители иеромонах Антоний (Битьмаев). Египетские монашествующие поклонились чудотворной Иверской иконе Божией Матери. Вечером паломники прибыли в Великий Новгород. В Юрьевом монастыре — одной из древнейших обителей России — владыка Арсений провел для гостей экскурсию по соборному храму в честь Преображения Господня, являющемуся объектом всемирного культурного и исторического наследия; в настоящее время святыня бережно реставрируется. Епископ Арсений дал прием в честь делегации игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви. В ходе братского общения по просьбе гостей иерарх рассказал о современном служении Русской Православной Церкви и о ее истории, в которой немалую роль играла Новгородская земля. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, члены делегации присутствовали на праздничной Божественной литургии в Софийском кафедральном соборе Новгорода, служение которой возглавил  митрополит Новгородский и Старорусский Лев . По окончании богослужения глава Новгородской митрополии обратился с приветствием к представителям коптского монашества, отметив: «Мы сердечно приветствуем вас в Софийском соборе — древнейшем храме России, в котором пребывает чтимый чудотворный образ иконы Божией Матери " Знамение " . Пресвятая Богородица не раз являла Свое великое заступление за наш город и несметное число раз — за всю нашу Русь. Но Покров Ее незримо пребывает над всем миром, и особенно над Египетской землей — землей, где начинало зарождаться монашество».

http://patriarchia.ru/db/text/5839570.ht...

За богослужением молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья Новодевичьего в честь Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко), педагоги и учащиеся Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор под руководством регента Киры Молевой. В его состав вошли хоры нижегородского Александро-Невского кафедрального собора (регент Кира Молева) и Воскресенского кафедрального собора Арзамаса (регент Татьяна Кошелева). В храме находились волонтеры Нижегородской епархии, которые оказывали помощь в проведении торжеств. После Литургии икона Божией Матери «Достойно есть» была перенесена крестным ходом к месту своего постоянного пребывания — в храм Святого Духа. У церковной ограды к сонму архиереев обратилась монахиня Феогноста. Она поблагодарила главу Нижегородской митрополии за пастырское попечение об Алексеевской обители и преподнесла Его Высокопреосвященству заздравную просфору и четки. Их получили и другие архипастыри. Затем митрополит Георгий обратился к верующим с архипастырским словом. Архипастырь рассказал об истории написания иконы Божией Матери «Достойно есть» — святыни Алексеевского монастыря, ее утраты в годы богоборчества и обретения год назад. «В страшные годы революции люди пустили в свои сердца зло века сего, — сказал владыка Георгий. — Они разоряли Божии храмы, глумились над святынями. Но все возвращается на круги своя, пришло время собирать камни. Уже 15 лет в Арзамасе действует программа " Арзамасские купола " . Это не только восстановление храмов. Она включает в себя вопросы духовного образования, социального служения, миссионерства и, конечно, возрождения монашеской жизни. Восстал из руин Свято-Николаевский монастырь, поднимается Спасо-Преображенский, и ждет своего часа Алексеевская обитель. Возрождение святынь — дело многотрудное. Но мы полагаем свои надежды на помощь Божию, на Покров Царицы Небесной и верим, что Ее предстательством расцветет в былой славе и этот древний монастырь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Внушительные, несколько тяжеловесные формы собора «как бы вырастают из земной тверди; создателям удалось достичь необычного сочетания визуальной устойчивости с ощущением внутреннего напряжения, скрытой энергии. Фасады декорированы в духе русского стиля, в завершениях храма и колокольни чувствуются византийские влияния». Алтарь сложно трёхчастен. Изначально стены снаружи были оштукатурены. Покровский собор – второй из 17 монастырских соборов Уфимской епархии, уцелевший во время советских погромов (первый – собор Успенского монастыря в Уфе). В конце 1917 г. монастырский хутор был разграблен. В начале 1920-х гг. монастырь закрыт, имущество реквизировано и расхищено, обитель преобразована в «трудовую коммуну», тем не менее, до 1924 г. церковь продолжала действовать. В последующем (до 1952 г.) в зданиях размещались: склад, колония, ШКМ, школа трактористов, а во время ВОв – детдом для эвакуированных детей. Примерно в 1940-е гг. разрушены до основания две малые монастырские церкви – верхняя и нижняя. Деревянные монастырские корпуса разобраны и отвезены в Фёдоровку, Дедово под разные учреждения. В 1971-76 гг. на земле монастыря построен пионерский лагерь «Ашкадар». Среди разгромленных руин чудом найден надгробный памятник Эннатским – Дмитрию Васильевичу (1840-86) и Софии Владимировне (урожденной Россинской) (1849-99); ныне он водружён на постамент недалеко от южной стены предположительно у мест их последнего упокоения. По ходатайству еп. Никона 19 июля 2000 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было благословлено открытие на территории поруганной женской обители Покровского мужского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни. В 2002 г. приходам церквей во имя Казанской иконы Божией Матери г. Мелеуза и с. Фёдоровки был временно придан статус подворий Покровского монастыря. В настоящее время в монастыре проводятся многочисленные строительные работы: это храм иконы Божьей Матери (Иверской), храм княгини Ольги, Николо-Бондаревский скит, крестильный храм князя Владимира, большой трапезный храм архангела Михаила. Собор заново расписан стенописцем Никаноровым Владимиром Васильевичем с дочерью. К северо-востоку от обители в овраге на берегу р. Ашкадара сохранился монастырский источник.

http://sobory.ru/article/?object=28158

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010