www.kaluga-eparhia.ru/abbats Трехпрестольный храм с приделами в честь Иоанна Воина и иконы Божией Матери “Утоли моя печали” был построен в 1740 г. гофмаршалом Д.А. Шепелевым. В 1777 г. в храме произошел сильный пожар, повредивший архитектурные украшения из белого камня и лекального кирпича. В 1889 г. в храме снова был пожар. В 1895 г. было получено разрешение от Калужского губернского правления о пристройке к храму трапезной с приделами. В 1896 г. храм был расширен устройством левого придела. Этот придел был устроен усердием прихожан и сторонних жертвователей. В 1908 г. проходила переделка главной части храма, на что следует донесение Калужскому губернатору; ремонт приостановлен в интересах сохранения ее как памятника древности. В 1927 г. храм закрыти. В дальнейшем в советское время в здании храма размещались цеха швейной фабрики. 21 сентября 1994 г. храм передан Епархии. Свято-Никольская церковь в Козельске на Белевской горке была построена в 1740 году на средства маршала Шепелева, который по завещанию и был в ней погребен. Храм был выстроен в итальянском стиле – фасады украшены орнаментами из белого камня и лекального кирпича. В конце 18 века храм горел, но был восстановлен. В конце 19 века церковь становится трехпрестольной, на пожертвования прихожан расширена трапезная. В храме хранились уникальные иконы древнего письма - святителя Николая и Иоанна Воина, и чудом уцелевшая во время пожара Иверская икона Божией Матери «Утоли моя печали». В 1927 году храм закрыли, позже переоборудовали под зернохранилище. В начале Великой Отечественной войны здание очень сильно пострадало. Его подожгли при наступлении немцев, так как там хранились документы НКВД. После войны в здании обустроили макаронную фабрику, а затем и швейный цех. Калужской Епархии здание передали в 1994 году в удручающем состоянии. Восстановление храма и организация приходской жизни начались тогда же. В восстановлении участвовали как прихожане, так и администрация города. Перекрыта железом кровля, восстановлена колокольня. Подарены 2 резных иконостаса. Обустроена просфорная, создана приходская библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=07220

В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь св. Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь св. Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале ХХ было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними.  В 1872 г. церковь св. Иакова была переосвящена в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. Иакова в северо-восточной части монастыря. Иверская икона Божией Матери была очень почитаема в Боровичах, т.к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник иконы Иверской Божией Матери. Длительное время с 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы патриархом Никоном.  Новый храм, в честь св. пр. Иакова Боровичского чудотворца, был построен из красного кирпича, имел прямоугольную форму, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный – во имя св. пр. Иакова, с южной стороны – во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского, т.к. мощи св. князя некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из г. Владимира в г. Санкт-Петербург. Св. Александр Невский стал покровителем новой российской столицы. Тогда, 30 августа 1721 г., Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей блг. кн. Александра Невского из Владимира в новую столицу – г. Петербург. 30 августа 1724 г. Петр I встретил святые мощи у устья реки Ижоры, они были поставлены на галеру, сам император правил рулем, а чиновные особы сидели за веслами. Торжественно, в окружении русских генералов, Петр I поднял раку и перенес в Александро-Невскую Лавру, воздвигнутую в честь св. кн. Александра.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

В Ильинском храме хранятся бесценные святыни, памятники русской культуры и истории. В местном чине иконостаса - " Нерукотворный Спас " и Казанская икона Божией Матери XVII века письма Симона Ушакова, перенесенные еще из деревянного храма. Здесь же у левого клироса находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери " Нечаянная радость " - главная святыня Ильинского храма. Есть легенда о том, что от иконы " Нечаянная радость " чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. Эта икона изначально находилась в кремлевской Благовещенской церкви в Тайницком саду, после ее разрушения была передана в церковь св. Власия у Пречистенки, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда в советские годы передавали все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. В Ильинский храм образ был передан после ликвидации обновленческого раскола в обмен на копию (этот список и хранится сейчас в Петропавловском приделе Сокольнического храма напротив Иверской иконы). А у правого столпа при входе в Ильинский храм находится дивный образ Спасителя, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым). Одна из местных особенностей храма, о которой остались воспоминания его прихожан - на Страстной неделе духовенство служило здесь не в черных ризах, а в темно-лиловых. Храм не закрывался в советское время, хотя вопрос об этом поднимался несколько раз, и по странному совпадению, всегда на Крестопоклонной седмице. И только после возобновления патриаршества в 1943 году попытки закрыть Ильинскую церковь прекратились. Поскольку он был одним из немногих действующих в те тяжелые времена храмов, на Пасху в нем собиралось множество людей. В целях антирелигиозной пропаганды в толпу специально подсылали группу хулиганов, которые свистели в храме и толкали людей, пытаясь помешать богослужению, осквернить чувства верующих, создать сумятицу, панику и давку. И хотя храм чудом уцелел, он все же пострадал в эту черную годину русской истории - на его колокольне выломали часть решетки и через зияющий провал сбрасывали на землю колокола. А во время войны храм повредила бомба, но его быстро восстановили, и богослужения продолжались даже при воздушных тревогах.

http://pravoslavie.ru/24.html

По окончании молебна В.В. Путин, Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Ювеналий поклонились чудотворному образу. Затем духовенство монастыря перенесло Иверскую икону в Успенский собор, где ей смогли поклониться многочисленные верующие. В дальнейшем чудотворный образ будет находиться в Успенском соборе обители в связи с тем, что историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году. В сопровождении настоятельницы монастыря игумении Маргариты (Феоктистовой) высокие гости проследовали в находящийся в подклете Успенского собора Новодевичьего монастыря крестильный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира . Здесь В.В. Путин поставил свечу у иконы своего небесного покровителя св. равноап. кн. Владимира. Святейший Патриарх Кирилл и В.В. Путин посетили палаты Ирины Годуновой и Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря, а также ознакомились с экспозицией, посвященной истории и сегодняшнему дню Московской областной епархии и Новодевичьего монастыря. Стенограмма выступления председателя Правительства России В.В. Путина и Святейшего Патриарха Кирилла при передаче Русской Православной Церкви Иверской иконы Божией Матери Справка Принесенный в 1648 году с Афона список иконы Божией Матери «Иверская», с которого началось почитание чудотворного образа на Руси, более трех с половиной столетий находился в стенах Московского Новодевичьего монастыря. История его создания восходит к первым годам царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий. Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

http://patriarchia.ru/db/text/2206568.ht...

После революционного 1917 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы еще долго совершались службы. Ее закрыли предположительно в 1937 году. Во время войны храм пришел в запустение, обветшал. Иконы исчезли, церковную утварь растащили, роспись уничтожили. На кровле выросли березки. Небольшой деревянный храм, примыкавший к церкви с востока, находился в аварийном состоянии. Было опасно не только входить, но даже подходить к нему. Однако церкви Успения Пресвятой Богородицы удалось избежать участи быть полностью разрушенной. В 1970-е годы старую часть церкви разобрали, а в каменном храме разместили производственные мастерские «Росреставрации». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма установили станки для литейного производства. Старожилы говорят, что в мастерских отливали много скульптур, особенно Ленина и Сталина. К началу 1990-х годов церковь Успения представляла собой жалкое зрелище, как снаружи, так и внутри, ее стены и пол были черны от копоти и грязи. В августе 1996 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, было принято решение о передаче Успенского храма Русской Православной Церкви. Восстановление храма осуществлялось объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А. Резвина. 28 августа 1997 года, спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошло первое богослужение. В храм были возвращены старинные иконы, вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи. Реставрационные работы по обустройству территории продолжаются и сейчас. Духовному возрождению храма активно помогали жители Трахонеева. Первым проявлением этого было возвращение в церковь Иверской иконы Божией Матери. Ее в 1937 году вынесла из церкви и сохранила у себя прихожанка Татьяна Качурина. Она обернула большую икону тканью, положила в мешок и спрятала в сенях. Условия хранения были далеки от идеальных. Поэтому когда Татьяна принесла икону в храм, она была сильно повреждена. Отец Александр Золотов отдал ее на полную реставрацию. Сейчас этот образ особо почитается верующими. Татьяна Качурина сохранила и другие иконы — «Тайную Вечерю» и «Успение Пресвятой Богородицы».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

В Никольском приделе, по духу и происхождению как бы более строгом, византийском, в иконостасе находится Иверская икона Божией Матери, перед солеей справа – Казанская икона Божией Матери. Здесь расположены также образа святых Иоанна Воина, Гурия, Самона и Авива, икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В Сергиевском приделе – иконы священномученика патриарха Гермогена, святых Власия, Флора и Лавра, преподобной Анны Кашинской и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В 1451 году село Воробьёво покупает великая княгиня Софья Витовтовна. Примерно тогда здесь строится храм, освящённый в честь Троицы Живоначальной. Первое упоминание о деревянной церкви содержится в письменных источниках, относящихся к XVII веку, к периоду правления первого царя из рода Романовых, примерно к 1628-1632 годам. " Церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешний 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 г. - на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег " - так сказано в приходных книгах Патриаршего Казённого Приказа. Разумеется, в те времена, как и в более древние, церковь была деревянной и числилась как " жилая московская церковь за деревянным городом " . В 1720 году ветхий деревянный храм был снесён и на его месте построен новый: " Апреля въ 6 день, запечатан указ о строении церкви, по челобитью великаго государя дворцоваго села Воробьева, церкви Живоначальныя Троицы попа Ивана Васильева с прихожаны, велено им в том селе Воробьеве, вместо ветхой церкви, на том же церковном месте построить вновь церковь древяную во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе преподобнаго Алексия, человека Божия, пошлин две гривны взято " . В 1786 году и этот новый храм пришёл в совершенно ветхое состояние, да такое, что службы здесь были запрещены. Но только в середине 1790-х годов по повелению императрицы Екатерины II Троицкий храм был разобран. Так начался новый период в истории этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02278

В том же 2001 году 11 апреля был заложен надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», обозначивший главный вход в монастырь. Пятым строился храм во имя святителя Николая Чудотворца, любимого святого земли Русской. Его закладка также была произведена весной 2001 г. Никольский храм встал на месте одного из кострищ, где сжигали останки Царственных Страстотерпцев, рядом с галереей вокруг шахты. Проектировался он удивительно. Очень быстро, как и все предыдущие – как всегда было все нужно еще «вчера». И я рисовала-рисовала – все на одном дыхании. А когда образное решение вроде уже сложилось, я посчитала главки – их оказалось 17. Одно я могу сказать точно – это не было задумано изначально. И в процессе проектирования я их не считала. Потом был довольно длительный период, когда мне пришлось много храмов проектировать и строить по области, в нашей и других епархиях. На Ганину Яму приезжали паломники со всей России. И монастырские храмы часто воспринимали как типовой каталог храмовых зданий. Прямо подходили и говорили: сделай нам проект как вот такой или такой храм на Ганиной Яме. За 2002-2006 г.г. в монастыре были построены храм в честь иконы Божией Матери «Державная», архиерейское подворье, домовой храм во имя святого праведного Иова Многострадального, игуменский корпус, здание церковной лавки и музея. Над ними работали другие архитекторы - К.В.Ефремов и В.А.Шадрин. А в 2006 г. я вернулась к проектированию монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев. Была запроектирована и построена паломническая трапезная на входной площади монастыря. Конец 90-х годов ХХ века и начало XXI века стали временем повсеместного строительства деревянных часовен и храмов на территории Свердловской области. Они были построены в Серове, Шамарах, Ивделе, Екатеринбурге, с. Кашино, поблизости от с. Меркушино на реке Тура и во многих других городах и селах Урала. Оригинальные постройки: сторожевая башня и церковная лавка появились в мужском монастыре Спаса Всемилостивого в пос. Елизавет. Словом, деревянное храмовое строительство было возрождено. На его опыте появились и сработали бригады плотников, кузнецов, столяров, резчиков, иконописцев, почувствовавших вкус к работе, стремящихся к высоким вершинам профессионального мастерства». Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Каждый год православные с молитвой проходят по этому маршруту, впереди владыка Викентий. Священнослужители, сменяя друг друга, несут большую храмовую икону Царской Семьи. Миряне берегут от ветра лампады и свечи, и почти у каждого в руках образ Царственных Страстотерпцев. Под ногами сначала асфальт, затем гравий, затем проселки и песок. И снова удобная, укатанная асфальтированная трасса, ведущая от станции Шувакиш прямо к монастырским вратам. В 1991 году по благословлению архиепископа Мелхиседека в урочище Ганина яма был установлен Поклонный крест, к нему началось паломничество: уральцы и жители других регионов России приезжали сюда, чтобы помолиться за погибшую семью императора. В августе 2000 года на Архиерейском соборе члены Царской Семьи были прославлены в лике Святых Царственных Страстотерпцев. В сентябре того же года Святейший Патриарх Алексий II, прибывший с Первосвятительским визитом в Екатеринбургскую епархию, посетил урочище Ганина яма и благословил возведение на этом месте мужского монастыря. Ныне в обители несут служение храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев, храм в честь Святителя Николая Чудотворца, храм во имя Святого Праведного Иова Многострадального, храм во имя Святого Преподобного Серафима Саровского, храм во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского, надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Возрождается после пожара храм в честь иконы Божией Матери «Державная». В центре церковного комплекса, у шахты, куда были сброшены святые останки, установлен Поклонный крест. В монастырских храмах пребывают принадлежавшие Царской Семье святыни. Монастырь на Ганиной яме стал одним из мест современной России, которое интересно посетить не только верующим, но и всем, кто интересуется российской историей. Крестное шествие достигло ворот обители к девяти часам утра. Возле главного, Царского храма по прибытии Крестного хода владыка Викентий совершил молебен Царственным Страстотерпцам. Утром 17 июля в нижнем приделе Храма-на-Крови, у алтаря на месте мученической кончины Царской Семьи, было совершено две Литургии – ранняя и поздняя. В 9 часов утра началась Литургия и в храмах монастыря на Ганиной яме.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/18/ed...

В обители пять храмов: соборный, в честь Боголюбской иконы Богоматери, соборная церковь во имя Св. Сергия Радонежского, храм во имя Св. митрополита Московского Петра , церковь в честь Толгской иконы Божией Матери и Покровский храм в колокольне. В монастыре находятся следующие замечательные иконы: Боголюбская икона Богоматери, Влахернская икона Божией Матери и Толгский образ Царицы Небесной. Управляет обителью архимандрит. Греческий Николаевский монастырь. Необщежительная Греческая обитель помещается на Никольской улице. Впервые она упоминается в летописях под 1890 годом. Исторически обитель становится известной со времен Иоанна Грозного. Раньше этот монастырь назывался «Николою Старым» и «Большими Главами». При царе Алексее Михайловиче обитель получила разрешение совершать богослужения на греческом языке, так как монастырь этот еще Грозным подарен был инокам Хилендарского Афонского монастыря и в нем жили греческие монахи. В Греческой обители пребывала три года икона Иверской Божией Матери до перенесения ее в часовню. Хотя монастырь этот в 1892 году и причислен к синодальному ведомству, но остается по-прежнему приписным в непосредственной зависимости от Афонского Иверского монастыря. Храмов два, и оба каменные: соборный двухэтажный, в честь Св. Николая Чудотворца и Успения Богокатери, и во имя Свв. Константина и Елены. Особенным торжеством в монастыре отличаются дня: вторник Светлой седмицы, 9 и 21 мая, 15 августа, 17 сентября, 30 ноября и 6 декабря. В четверг на Страстной неделе совершается елеосвящение, а в первый день Св. Пасхи по веточному обычаю за вечерней читается Евангелие на разных языках. Управляет обителью архимандрит. Данилов монастырь. На южной окраине Москвы, в 4 верстах от Кремля, вот уже 640 лет существует один из известнейших русских монастырей – Данилов. Обитель не славится обширными соборами, высокими колокольнями и многочисленностью братии, но зато известна каждому грамотному человеку как ковчег, хранящий умственную святыню русской земли. Здесь похоронены дорогие останки знаменитых представителей литературы, поэзии, музыки, бывших в то же время и истинными христианами. Достаточно назвать имена Гоголя, Языкова, Венелина, Хомякова, кн. Черкасского, Рубинштейна и Самарина, чтобы понять, какое сокровище русской мысля, русской славы вмещает в своих стенах Даниловская обитель!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Главной святыней новопостроенного храма стала точная копия чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненная по заказу епископа Бийского Макария (Невского). Архивная запись свидетельствует о том, что в 1885 году копия иконы была готова и в том же году доставлена в Бийск выпускниками Казанской учительской семинарии - бывшими стипендиатами Алтайской миссии. Эта икона была спасена во время пожара 1886 года и заняла почетное место в новом храме. Храм был хорошо обеспечен утварью. По состоянию на 1905 год, здесь числилось 16 архиерейских облачений, 61 - священническое, 53 -диаконских; было также три потира с принадлежностями, четыре напрестольных Евангелия, три креста... По Указу Святейшего Синода от 5 апреля 1905 года, причт собора состоял из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков. В страховой оценке Казанского архиерейского собора от 31 августа 1910 года, в частности, говорится: " Церковь построена в 1891 году, сохранилась хорошо. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 25.000 рублей " . В ведении храма было две часовни: одна на " ярмарочной площади во имя св. и Чудотворца Николая, построенная в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны; вторая - на базарной площади - во имя иконы Божией Матери, именуемой Иверская " (П.С. Коваленко, " Бийские святыни " ). В соборе часто совершались торжественные архиерейские богослужения, которые собирали огромное количество верующих... На момент освящения в храме не было колокольни. Почти двадцать лет спустя, в 1910 году, на деньги бийского купца второй гильдии Власа Максимовича Рыбакова, старосты храма, построили нарядную каменную колокольню. Трагические события октября 1917 года нарушили привычный уклад жизни православных бийчан. В 1920 году архиерейское подворье Алтайской духовной миссии было закрыто, а Казанский архиерейский собор передан обновленцам. Еще через десять лет, в 1930 году, храм закрыли для богослужений... Более 60 лет - до 1992 года - храм использовали не по назначению: сначала здесь размещалась конюшня, затем - солдатский клуб, спортзал, позднее - овощехранилище, склад ГСМ...

http://azbyka.ru/palomnik/Димитриевский_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010