Среди лежащих в его сарае икон был образ Пречистой Богородицы Иверской. В один из дней учитель начал рубить Иверскую икону Божией Матери. Когда он стал бить по ней топором, то оказалось, что не может её перерубить. Все попытки были тщетны: икона была словно железная. и топор отскакивал, не причиняя ей никакого вреда. Его охватил страх. Он тотчас же сказал об этом своей жене, показав ей икону. На одной стороне иконы до сих пор можно видеть отметины от топора. Чудотворный образ ещё несколько лет находился в этом доме. Затем икона хранилась у схимонахини Геронтии в селе Гороховка Эртильского района, которая впоследствии передала её церкви, когда в ней возобновились церковные службы. Мать Геронтия долго была алтарницей в храме Михаила Архангела. При входе в церковь икона долго простояла на правой, щедро изливая благодать всем приходящим к ней в нуждах (и только 23. 10. 1994 года по завещанию схиигумена Митрофана перенесена в храм Иверской иконы Божией Матери в город Эртиль). В годы советской власти в воскресеные и праздничные церковные дни на службу в церковь приходило очень много людей из сёл и посёлков Эртильского района и соседних областей. В 1968 году в село приехала специальная комиссия, которая после долгой и тщательной проверки сделала заключение об аварийном состоянии церкви. И её закрыли. Службы по прежнему совершались, но в небольшой сторожке при церкви, которая каждый раз была до отказа набита народом. Зимой храм не отапливался. Потолок промерзал, и с него начала обваливаться штукатурка. Отец Николай, который служил в то время, нелегально организовал ремонт в церкви. Представители власти, узнав об этом, решили снести здание храма. Прихожане, в большинстве своём женщины пожилого возраста, встали на его защиту. Всякий раз, когда тракторы подъезжали к церкви, они ложились под гусеницы и говорили, что готовы погибнуть вместе с храмом. Долгое время у церкви постоянно кто-то из прихожан дежурил, чтобы быстро собрать народ и воспрепятствовать сносу храма. После отца Николая с 1984 года в Ячейской церкви служил протоиерей отец Василий (Гришанов Василий Иванович).

http://sobory.ru/article/?object=15692

Еще в конце марта при Синодальном отделе по благотворительности и Комиссии по больничному служению Московской епархии была создана спецгруппа священников и их помощников для посещения больных с коронавирусом, для них были приобретены специальные костюмы и средства защиты. Священники прошли инструктаж по технике безопасности. Для вызова священника в Москве был организован отдельный круглосуточный телефон: +7 (903) 660-30-40. При участии эпидемиологов в начале апреля Синодальный отдел по благотворительности разработал правила совершения треб на дому и в лечебных учреждениях при посещении людей с коронавирусом. Эти правила были разосланы во все епархии. Также сотрудники Синодального отдела по благотворительности записали обучающие видео для священников по использованию костюмов СИЗ с помощником и без. В епархии Синодальный отдел по благотворительности направляет для священников комплекты индивидуальных средств защиты для посещения больных с коронавирусом. Специальная группа подготовленных священников Больничной комиссии Московской епархии с 15 апреля по 19 ноября совершила 772 выезда к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. С 2 апреля священники специальной группы посетили 53 медицинских учреждения московского региона. В ход визита в Санкт-Петербург епископ Пантелеимон также посетил психоневрологический интернат 10. Он является крупнейшим учреждением в системе стационарного социального обслуживания, сейчас здесь проживают 956 человек с инвалидностью, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При интернате открыт храм Иверской иконы Божией Матери и создано сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. В сестричестве 15 сестер. В храме Иверской иконы Божией Матери епископ Пантелеимон совершил молебен и обратился ко всем собравшимся, отметив, что изоляция предполагает изоляцию от инфекции, от болезни, но не должно быть изоляции друг от друга. «Конечно, в это время нужно быть особенно осторожными, нужно соблюдать все правила, чтобы не распространять инфекцию, чтобы не заразиться. Но в это время мы должны особенно стараться помогать, поддерживать друг друга, — сказал епископ Пантелеимон. — Конечно, нужно надевать маски, перчатки, но не надо оставлять людей одних. И я очень рад, что у нас, у Церкви, есть возможность посещать те учреждения, где находятся страдающие люди, что в больницы, где они лежат — приходят батюшки в специальных костюмах, причащают, исповедуют, поддерживают. И я очень рад быть у вас здесь, поддержать вас в это трудное время, пожелать вам здоровья, помощи Божией, радости, чтобы вы не унывали и ничего не боялись. С нами Бог».

http://patriarchia.ru/db/text/5721767.ht...

— Сын мой, ты должен бежать от смерти, я же останусь и приму мученическую кончину – Господь меня не оставит. А святую икону мы отдадим на волю Божью… Последний раз сын вместе с матерью вышел на морской берег. Они упали на колени и взмолились: — Пресвятая Богородица! Ты Царица Небес и земли! Не оставь чудесный образ свой, избавь его от потопления и сохрани в его целости! Молим тебя, Пречистая! Женщина вошла с иконой в руках в воду и пустила ее по волнам. И свершилось чудо – святыня поднялась из воды, стала прямо, как бы поддерживаемая невидимыми ангельскими руками, и понеслась вдаль на запад, вскоре растаяв на горизонте… Дома, обнимаясь и плача, мать благословила сына бежать в Грецию и проводила его, оставшись ожидать возвращения стражи. Больше ничего не известно о судьбе этой мужественной женщины. Скорее всего, ее постигла та же участь, что и многих других христиан, принявших мученичество за иконопочитание. А ее сын благополучно добрался до Салуна, затем отправился в Афон, принял иночество и подвижничал в местах, в которых сейчас находится Иверская обитель. …Прошло два века. Память афонских монахов сохранила его рассказ о необыкновенной матери и бесследно исчезнувшей иконе. И вот однажды, во вторник Пасхальной недели, близ Иверской обители, прогуливались по берегу и вели беседу старцы. Вдруг в море возник ослепительный огненный столб, уходящий в небо. — Господи, помилуй! Они пали на колени, со страхом перед таким божественным видением повторяя молитву: — Помилуй, Господи! Со всех окрестных монастырей собрались иноки посмотреть на такое чудо. — Смотрите, братья! Этот свет исходит от иконы Божьей Матери! Читайте также — Иверская икона Божией Матери «Вратарница» — с пронзенным ликом И действительно – на волнах стояла икона, с кровью на рассеченном императорским солдатом лике. Вот тогда то и вновь вспомнили о пострадавшей во время иконоборства женщине и ее сыне. Но не так-то просто было взять эту святыню – стоило к ней приблизиться, как та удалялась от берега, не подпуская к себе братию. Со слезами удалились иноки в Храм и долго молились Господу, прося даровать им чудесную икону. Она же несколько дней и ночей так и стояла в море, будучи неприступной, освещая воду своим неземным светом.

http://pravmir.ru/istorija-iverskoj/

До революции Троицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович, последний император Николай II, великая княгиня Елизавета Федоровна. 5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академия обновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад. Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и прпп. Сергия и Никона Радонежских Представляет собой уникальный объект духовного и культурного наследия. Церковь пережила множество событий истории города, несколько раз была на грани уничтожения. Но благодаря своим настоятелям и прихожанам она сохранилась до наших дней. Род Пушкиных был среди прихожан храма почти век, великий русский писатель был дружен с потомками настоятелей Малиновских, которые не допустили разрушение храма в середине 18 в. и добились его реконструкции. Художник Виктор Михайлович Васнецов выбрал место неподалеку от храма для строительства дома и тоже стал одним из прихожан. Его, как специалиста, не раз приглашали осматривать храм, и именно он остановил расширение храма, которое повредило бы его ценной росписи. Троицкая церковь на протяжении своей истории была не только одним из храмов великой Лавры, но и имела блестящее, образованное духовенство и знаменитый приход. Митрополичьи палаты и домовой храм во имя свтт. Московских и приделом «Иверской» иконы Божией Матери Ещё с начала 19 века в Митрополичьих палатах регулярно останавливались московские архипастыри: 46 лет здесь прожил митрополит Филарет (Дроздов), в разное время палаты посещали святитель Игнатий (Брянчанинов) и священномученик Владимир (Богоявленский). На втором этаже Палат располагается домовый храм – место архипастырского служения Святителей Московских, самоотверженно трудившихся на земле Первопрестольной столицы во славу Божию. В 1917 году Митрополичьи Палаты стали резиденцией Патриарха Тихона (Белавина) вплоть до его ареста. По воспоминаниям современников, Святейший Патриарх Тихон нередко сам совершал богослужения в Домовом храме. В советские годы здание палат отдали под детский сад. Домовый храм остался в полуразрушенном состоянии: купол и звонницу снесли, иконы и богослужебная утварь оказались утеряны. Когда в середине 90-х палаты вернули Церкви, их ожидал долгий период восстановления.

http://sobory.ru/article/?object=04015

После революции на долю Костинской церкви выпали все испытания, на которые щедр был трагический послереволюционный период нашей истории. Церковь была разгромлена: уничтожен чудесный старинный пятиярусный иконостас, разграблена церковная утварь, исчезли иконы. Вандалы не пощадили даже главной святыни храма: чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, которая находилась в алтаре храма более двух веков. Во время хрущёвского гонения на Церковь здание храма было окончательно разрушено, тогда же был снесён и домик причта. Ныне на месте небольшого домика причта стоит пятиэтажка, а по кладбищу, прилегавшему к территории церкви, проходит улица Дзержинского... 16 июня 1995 года Костинские верующие решили возродить в Костино приход Русской Православной Церкви и воссоздать храм Рождества Пресвятой Богородицы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил создание нового прихода, и приходская жизнь началась. Тем же летом рядом с местом, где некогда стоял древний храм, был установлен памятный Крест. С 1996 по 1999 гг. служились молебны у памятного Креста о скорейшем возрождении храма. 10 октября 1999 года в храме появился новый настоятель отец Борис Куликовский. Приходу было предоставлено временное помещение для совершения богослужений. Под руководством отца Бориса полуразрушенное помещение было преобразовано в  храм: построен алтарь, приобретена церковная утварь на собранные пожертвования. Храм освятил благочинный Пушкинского округа, протоиерей Иоанн Монаршек. 13 января 2000 г. состоялась первая Божественная литургия. Начался долгий и трудный процесс согласований по землеотводу и рабочему проектированию. 14 июля 2003 года в день летних святых бессребренников Косьмы и Дамиана строительство было начато. 26 октября 2003 года в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери по благословлению Его Высокопреосвященства Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского была произведена закладка Камня под главный престол храма Рождества Пресвятой Богородицы. Храм строится каменный, двухуровневый: нижний – в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Проектировал храм выдающийся современный зодчий, удостоенный звания Почетного архитектора России, академик А.Н. Белоконь. Центральный купол, венчающий шатер, вознесется к небу на 51,5 м. Это – высота современного 17-этажного дома. Общая вместимость – 1400 чел. Главный купол храма окружают четыре малые главки.

http://sobory.ru/article/?object=03532

В 1932 году церковь и подворье Шестоковского Вознесенского женского монастыря Тверской губернии, при котором она создавалась, были закрыты и переданы районному штабу ПВО. После Великой Отечественной войны помещения бывшей церкви были переоборудованы. В 1993 году здание храма было передано Грузинскому приходу. С ноября 1993 года начались богослужения в церкви, оборудованной в нижнем помещении. Иконостас для нее выполнили прихожане по старинным грузинским образцам. Новая храмовая Шестаковская икона имеет надписание по-грузински. В 1996-м начались работы по реставрации. Восстановление здания церкви происходило в основном на средства пожертвований представителей землячества. В 2000 году реставрация церкви была завершена. Богослужение в церкви Шестаковской иконы ведется на грузинском и церковнославянском языках. По материалам сайта Фонтанка.ру Церковь Шестоковской иконы Божией Матери – памятник архитектуры федерального значения. Выстроенный в конце 19 века, храм был освящен в 1900-м году при участии святого Иоанна Кронштадского. Образ, который дал название церкви, еще именуют Шелтомыжским, по названию села Тверской губернии, где он также хранился в свое время. В 1932-м году храм северной столицы был закрыт и лишен куполов. Сегодня здесь молятся по-грузински. В 1993-м церковь частично передана грузинской общине. Вновь освящена в 2002-м году Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром с членами священного синода Грузинской Православной Церкви. Шестоковский образ Богородицы, написанный для петербургского храма грузинскими иконописцами, приобрел характерный горский колорит, и оттого стал лишь милее сердцу здешних прихожан-кавказцев. Грузинская община города на Неве часто собирается в храме по случаю национальных праздников, в дни памяти столь почитаемых у грузин – равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, великомученика Георгия и в день памяти Иверской иконы Божией Матери. Георгий Герлиани несет в храме много разнообразных послушаний, от которых зависит красота и стройность службы. Он здесь регент, чтец, иподиакон, но и светская его профессия ответственна и сложна. Он - хирург. Георгий говорит, что вера – краеугольный камень его жизни, подчеркивает, любовь, вера – то, что спасает людей, спасает во всех смыслах. Любимые святые- великомученики Пантелеимон и Георгий, святитель Лука Войно-Ясенецкий.

http://sobory.ru/article/?object=00104

25 апреля 2006 года по благословению Патриарха Алексия II монахиня Филарета (Гажу) назначена настоятельницей монастыря. 1 декабря 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Иверской иконы Божией Матери, находящийся в подклети собора. 17 декабря 2008 года, в нижнем приделе в честь Иверской иконы Божией Матери был совершен первый постриг, после закрытия монастыря в 1917 году. 7 марта 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном совершили Божественную литургию. Накануне перед литургией монашеский постриг приняли ещё две насельницы монастыря. 27 сентября 2011 года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня архиепископом Георгием был совершён чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора. За неделю до праздника художниками иконописной мастерской «Ковчег» была завершена роспись в западной части собора. Всего роспись собора велась более двух лет. От старой живописи сохранилось только несколько фрагментов: композиция «Воздвижение Креста Господня», образы святого Николая Чудотворца и Архангела Михаила. При восстановлении росписей использовались сохранившиеся фотографии южного и северного сводов. 22 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии (Быкова) освятил правый придел Крестовоздвиженского собора в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и священномученика Дионисия Ареопагита . 30 декабря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Димитрия Солунского был освящён левый придел Крестовоздвиженского собора. В монастыре действует воскресная школа и православный медицинский пункт. Ближайшая сохранившаяся из приходских церквей — Воскресенская, расположенная в 700 метрах от монастыря. Подворья [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Иакову делать собор «на подклетях с папертями, как Кириллов в Новгороде монастырь, и меж ими переходы, или как Соловецкий монастырь» (Акты. 21). Посетивший В. м. Антиохийский Патриарх Макарий III 19 авг. 1656 г. назнаменовал кресты на месте буд. престолов собора, выстроенного уже до сводов, и посвятил их: Успению Пресв. Богородицы (главный престол), во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и во имя прав. Иакова Боровичского. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы был освящен 16 дек. 1656 г. Патриархом Никоном в сослужении Новгородского митр. Макария, Крутицкого митр. Питирима, Тверского архиеп. Лаврентия , настоятелей крупнейших рус. мон-рей. К этому дню из Москвы была привезена и поставлена в соборе выполненная на Афоне копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери (список был исполнен по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для приготовления левкаса копии). На средства Патриарха ко дню освящения собора государевым мастером А. Григорьевым был отлит колокол («Никоновский») весом 1000 пудов с изображением Никона. В архитектурном облике Успенского собора В. м. сочетаются традиции зодчества Рус. Севера (Новгорода) и правосл. Востока, прежде всего Афона; тип 6-столпного 5-главого сооружения роднит собор В. м. с соборами Московского Кремля. В результате реставрационных работ в XX в. храм получил палаточную кровлю с щипцами над закомарами; возможно, что первоначально кровля была плоской. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. В традициях сев. зодчества фасад скупо декорирован. Двойные окна, объединенные аркой (в наст. время - только на фасадах башен-крылец с сев. и юж. входов), являются главным декоративным мотивом; возможно, до реставрации в XIX в. они использовались также в отделке основных фасадов и галереи. Внешний облик собора отражает внутреннюю конструкцию, лопатки фасада повторяют столпы. Средний неф шире боковых, солея широкая и проходит по вост. граням средней пары столпов.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Одновременно с постройкой приготовлялся и иконостас резчиками-солдатами по плану архит. Денисова, иконы были заказаны в г. Чернигове художественной мастерской Киашко-Зинковича, в числе 32 иконостасных и 4 киотных икон. Икона Запрестольная Воскресения Христова была заказана известному академику-художнику Васильеву. На первый взгляд, строгая симметричность, уравновешенность сооружения, подчеркнутая «стилобатной» частью не является характерной чертой для национально-романтической темы, под влиянием которой явно находился автор. Но статус Пантеона воинской славы обусловил выбор композиции, наиболее полно выявляющей мемориальную функцию церкви-монумента. Это не исключение, а скорее правило для храмов с мемориально-поминальной функцией. Кроме главного алтаря, в храме было два придела: правый в честь преподобного Серафима Саровского и левый в честь св. Николая Мирликийского. Иконостас был выполнен из темного дуба, украшенный искусной резьбой. В церкви под руководством художника В. А. Михайлова была создана роспись, далекая от традиционной иконографии. Ее особенность заключается в том, что вместо канонических сюжетов из священной истории и жизни Христа разрабатываются сюжеты из русской воинский истории. По воспоминаниям епископа Нестора (Анисимов), интерьер церкви отличался «строгой иконописью в стиле Васнецова и Нестерова». Кроме росписей, подчеркнуто мемориальный облик интерьеру храма-памятника придавали иконы, переданные из действующих русских полков, сражавшихся ранее в Манчжурии, и мемориальные мраморные плиты, закрепленные на колоннах и по верху западной и северной стен, с именами русских воинов, погибших на Дальнем Востоке. После Крымской войны этот способ увековечивания исторических событий укоренился в практике строительства русских храмов-памятников. Позднее в Иверской церкви продолжали вписывать уже по арочным сводам имена павших в Первую мировую и Гражданскую войнах. Храм, где традиция увековечивания событий и людей с помощью росписей на сюжеты из христианской истории вытесняется батально-патриотическими полотнами и мемориальными досками – своеобразными документами, превращается в памятник русской истории и культуры.

http://sobory.ru/article/?object=19219

в 1864 г. она умерла. Елизавета была погребена с западной стороны храма. Следующим кирпичиком будущего монастыря стала младшая сестра Елизаветы – Александра. В 1865 г. она была назначена попечительницей Крестовоздвиженского храма. Будучи послушницей Тульского Успенского девичьего монастыря, она оставляет его и переезжает в село Борщевое в надежде создать женскую общину. Наследники имения сестра Анна и брат Илья не возражали, но прошение было отклонено, т.к. существовал закон, по которому в родовых имениях создание монастырей запрещалось. После смерти брата Ильи вся недвижимость по взаимной договоренности была продана невестке Анне Николаевне Хрипковой, которая пожертвовала ее Серпуховскому Владычнему монастырю. Так было положено начало созданию общины в селе Борщевое. Разрешение на создание общины последовало по определению св. Синода от 11 ноября 1892 г. Она обрела свою самостоятельность и получила название Борщевской Крестовоздвиженской. Постепенно количество сестер и богомольцев увеличивалось. Поэтому было решено начать строительство второго храма, более обширного, в честь Иверской иконы Божьий Матери. Храм предполагался двухэтажным с шестью престолами: на первом этаже - в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», свт. Николая Мирликийского, вмч. и целителя Пантелеимона; на втором – в честь Иверской иконы, Успения Пресвятой Богородицы и свт. Феодосия Черниговского. Закладка храма состоялась в 1896 г. при настоятельнице Аполлинарии. А в 1898 г. определением св. Синода община была преобразована в общежительный Успенско-Иверский женский монастырь. Храм сооружался 20 лет. Первоначально предполагался проект с куполами в шатровом стиле, но из-за нехватки средств, проект видоизменился, и формы куполов были упрощены. 10 сентября 1913 г. состоялось торжественное освящение храма викарием Тульским и Каширским Евдокимом. В 1915 г. Архиепископом Тульским и Белевским Парфением освящен придел в честь свт. Феодосия Черниговского. Двухэтажное здание Успенско-Иверского женского монастыря было замечательнейшим по красоте и техническому оснащению.

http://sobory.ru/article/?object=02230

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010