В 1992 г. храм возвращен верующим, богослужения возобновлены в 1993 г. Храм практически полностью восстановлен. При храме действует воскресная школа для детей. Исторический обзор о строительстве, разрушении и воссоздании храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время — самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников, крупнейшая слобода в этой части города. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Большая и Малая Бронные, Палашевский, Гранатный и др. Московские «пансыри» и сабли были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы испрашивали разрешения купить их. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским по одноименной церкви в честь апостола Иоанна Богослова. Дату основания главного слободского храма, тогда еще деревянного, можно относить к последней трети XVI века в промежутке между 1570 и 1597 гг. На это указывает тот факт, что в документах начала XVII века церковь упоминается в списке храмов, не получавших никогда ругу, то есть денежные или земельные жалования из царской казны. Ругу приходским церквям, официально упраздненным Стоглавым собором 1550 года, еще выплачивали в течение последующих двух десятилетий. Следовательно, первый деревянный храм апостола Иоанна Богослова в Бронной слободе, скорее всего, мог возникнуть только после 70-х гг. XVI века, когда вновь строящиеся храмы уже не получали царскую ругу. В тоже время храм не мог возникнуть позднее 1597 г., так как на Петровском чертеже города Москвы 1597–1599 гг. между Тверскими и Петровскими воротами в слободе бронников уже отмечена Иоанно-Богословская церковь. Наступившее в начале XVII века Смутное время напрямую коснулось жизни Бронной слободы. Царские оружейники, оставшиеся верными русскому правительству и не желавшие служить «ляхам», представляли серьезную проблему для польско-литовских захватчиков. 19 марта 1611 г. в ответ на произвол поляков в Москве вспыхнул народный бунт. Для скорейшего подавления сопротивления москвичей враги решили поджечь город с разных концов. Согласно летописи, специальные карательные польские отряды «начаша жещи посады, и городы, и в Белом городе все пожгоша, и деревянный город с посады пожгоша». Слободчане спешно покидали свои разграбленные и сожженные дома. Смута не просто изменила привычный слободской уклад, она фактически уничтожила существование самой Бронной слободы. Лихолетье в буквальном смысле стерло память о прежней жизни слободы бронников. В огне безвозвратно исчезли все приказные, слободские и церковные документы, содержавшие сведения о становлении и первых временах существования Бронной слободы, а вместе с ней и храма Иоанна Богослова на Бронной.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Воцарение династии Романовых на российском престоле ознаменовало возрождение Бронной слободы — ее история начинает новый отсчет. Восстановление разграбленной и сожженной страны стало первостепенной задачей правительства царя Михаила Федоровича. С этой задачей удалось справиться лишь к 20-м гг. XVII века. Возрождались ремесла, оживала торговля, начиналось строительство, а вместе с ними возобновлялась и деятельность приказов и дворцовых ведомств. К 1624 г. относится первое, спустя годы Смутного времени, документальное свидетельство о существовании в Москве слободы бронников, возрожденной на своем исконном месте — около стен Белого города, между Тверскими и Никитскими воротами. Постепенно Дворцовая Бронная слобода смогла полностью восстановиться после смутного лихолетья и снова выполнять царские заказы. Как и при Рюриковичах, слобода царских оружейников продолжает пользоваться особым покровительством уже новой правящей династии. В 1615 г. вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных храмовых святынь. Однако время шло, в середине XVII века слободской уклад постепенно исчезает, территории бывших слобод застраиваются домами знати и военных. В Бронной слободе всё чаще начинают селиться представители элитных слоев общества, стремившихся обзавестись загородными дворами на бывших окраинах быстрорастущей Москвы. Как раз радением этих новых прихожан и началось в 1652 г. строительство на месте деревянной церкви Иоанна Богослова нового каменного храма. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Бронной слободе, начатый возводиться еще в эпоху русское узорочье, продолжался строиться уже другое время, в эпоху реформ патриарха Никона. Новый стиль, который иногда называют никоновским, полностью смог утвердиться лишь в монастырях. Приходские же храмы не спешили отказываться от столь полюбившихся архитек турных приемов.

http://sobory.ru/article/?object=03413

При таком разумении Апостольскаго изречения, не трудно усмотреть каждому, что благоговейное почитание Церкви Божией, как собрания верующих, в коих обитает Дух Божий, как святилища таинств веры, есть верное предание Апостольское и общепринятый обычай первенствующих Христиан. Если некоторые Коринфяне в поступках своих показали нечто противное сему обычаю: то Апостол не далее, как в их же уме и сердце, в их собственном убеждении и внутреннем чувстве показал нам свидетельство действительности и важности сего постановления церковнаго. Не думаю, братия, чтоб и мне нужно было далеко простираться мыслями для изыскания причин к убеждению вашему, что храм Божий требует от Христианина глубокаго внимания и благоговейнаго почтения. Если вы обыкновенно признаете, что дом господина требует почтения и уважения преимущественно пред домом раба, гостеприимная храмина дома преимущественно пред его преддверием, дом царский преимущественно пред домом подданнаго: то не можете не признать, и не трудно вам восчувствовать, что дом Царя царствующих и Господа господствующих, требует уважения благоговейнаго, благоговения трепетнаго. Если училище детей строго требует молчания и внимания присутствующих: то какого безмолвия и внимания требует дом молитвы и учения Божественнаго? Когда здесь, как некогда в храме Иерусалимском, на сем возвышении, как на горе Иудейской, как на корме корабля Петрова, Тойжде Господь Иисус, тоже слово жизни и спасения, изрекает и нам в Евангелии Своем; когда и здесь, как некогда в горнице Сионской, Тойжде Дух Господень дышет в слове Божием и Божественных песнопениях: о, как самое безмолвное молчание, самое глубокое внимание, все еще мало пред страшным и вожделенным величием слышимаго и действующаго! О, если бы человек весь соделался слухом, весь вниманием, чтобы весь был проникнут светом слова Божия, чтобы весь объят был животворящею силою Духа Божия! Когда на сей священной трапезе, как на трапезе тайной вечери Господней, зрится Тело Господне за нас ломимое, и Кровь Господня за нас изливаемая, и возобновляется то самое, что на Голгофе всю тварь привело в трепет, и землю потрясло и камни сокрушило, и на животворное око мира навело смертный мрак: тогда не наипаче ли свойственно нам, чтобы сердце наше сокрушалось умилением, чтобы устремленное в созерцание таинства, оно исчезало в общении страданий Христовых, чтобы сквозь все существо наше проходил трепет благоговения? Или человек может быть нечувствительнее безчувсвенной природы? Или не только возможно сие, но и действительно бывает с нашим, жестче камней окаменелым, сердцем?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Есть в столице Москве Один шумный квартал – Он Козихой Большой прозывается. От зари до зари Лишь зажгут фонари Вереницей студенты шатаются, А Иван Богослов На них глядя без слов С колокольни своей улыбается Эту студенческую песню часто распевали в Москве. Говорят, что это был наш московский вариант песни киевского студенчества, где св. Владимир заменен св. Иоанном Богословом. До 1884 года у студентов не было формы, и одевались они вольно, по последнему шику студенческой моды свободолюбивых 60-х годов: особо " радикальные " носили длинные волосы, широкополую шляпу, нахлобученную на глаза, плед на плечах и очки, что придавало им серьезность и солидный ученый вид. Новый университетский устав 1884 года уничтожил профессорскую автономию, удвоил плату за обучение и ввел обязательную студенческую форму: мундиры, сюртуки, пальто с гербовыми пуговицами и фуражки с синими околышами. Тогда модно стало носить непременно потертую фуражку и расстегнутый сюртук. Такая форма одежды выражала идею студенчества – вольного, удалого, отчаянного... Между прочим, в Большом Козихинском переулке в бытность свою студентом жил сам В.О. Ключевский. Храм Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре      9 октября 1892 года (по новому стилю) в праздник Иоанна Богослова в Москве родилась Марина Цветаева, прожившая все детство неподалеку от этого храма в Трехпрудном переулке. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья Я родилась. Спорили сотни Колоколов День был субботний Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Красную кисть. В этом " споре " колоколов был и голос церкви Иоанна Богослова с Тверского бульвара. Изъятие церковных ценностей из храма в 1922 году наблюдали О.Э. Мандельштам с супругой, которая записала увиденное: " Мы вошли в церковь, и нас никто не остановил. Священник, пожилой, встрепанный, весь дрожал, и по лицу у него катились крупные слезы, когда сдирали ризы и грохали иконы прямо на пол. Проводившие изъятие вели шумную антирелигиозную пропаганду под плач старух и улюлюканье толпы, развлекавшейся невиданным зрелищем. Церковь, как известно, надстройка, и она уничтожалась вместе с прежним базисом. "

http://pravoslavie.ru/135.html

В 1932 году Московский Городской камерный театр (им. Пушкина) ходатайствовал о сносе храма, но архитектор Д.П. Сухов выступил против, и тогда разрушили только церковные купола и сам барабан. Затем внутри разместились театральные мастерские, склад декораций и столярный цех. В начале 70-х годов началась медленная реставрация храма: была исправлена колокольня и по фотографии из альбома Найденова изготовлен крест. Однако строительные работы велись с перерывами, не хватало то средств, то строителей. Рассказывали, что однажды М.А. Суслов, главный идеолог коммунистической партии, живший рядом с храмом на Большой Бронной улице, прогуливался около дома и обратил внимание на полуразрушенную церковь, которую долго реставрировали и никак не могли закончить работы. Был один его звонок в Министерство культуры – и появились и средства, и материалы, и строители. Только вмешательство Суслова ограничилось всего лишь этим одним звонком, и реставрационные работы вскоре опять " повисли " . Еще в 90-х годах здание церкви пугало своими зияющими через всю стену трещинами. Выяснилось, что в 1985 году у западной стены трапезной открыли шурф для обследования фундамента, и попавшая под основание вода привела к появлению этих глубоких трещин. Тогда казалось, что состояние храма безнадежное, хотя с 1992 года в нем возобновилось богослужение. Храм Иоанна Богослова, " что под Вязом, у Китайской стены " Еще один знаменитый московский храм Иоанна Богослова, " что под Вязом, у Китайской стены " , находится на Новой площади близ Лубянки, прямо напротив Политехнического музея. Луковичной главки и креста на нем не сохранилось, а на фронтоне надпись " 1825 год " – время его закладки. Название " под Вязом " произошло от огромного вяза, когда-то росшего перед алтарем еще во времена Екатерины Великой. Рядом с храмом проходила до 1934 года стена Китай-города, и это тоже запечатлелось в названии. Церковь здесь появилась еще в 1493 году, сначала деревянная, потом каменная, неоднократно перестраивавшаяся. Нынешняя была освящена в 1837 году.

http://pravoslavie.ru/135.html

Они явились образцами синтеза старых и новых канонов церковной архитектуры. И церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе является одним из лучших образцов приходских храмов этого периода. В ее архитектуре можно встретить первые попытки согласовать стиль, ставший уже народным, с новыми — никоновскими — архитектурными канонами. Здесь мы встретим привычные для архитектуры XVII века детали: фасады, расчлененные карнизом на два яруса и украшенные в уровне окон второго яруса полуколоннами; кокошники, отделенные от стены развитым антаблементом; и окна, обрамленные колончатыми наличниками двух типов — с килевидными и треугольными навершиями. Всё это вполне соответствует вкусам XVII века, стилю русское узорочье. Но так как храм всё же принадлежал уже к новой эпохе, обращавшей свой взгляд на Православный Восток и подражавшей архитектуре XIV–XV веков, его архитектура должна была отвечать новым требованиям. Мы видим монументальные пропорции объема храма, напоминающие сооружения времени правления царя Иоанна III (Иван Великий), стройное классическое барабанное пятиглавие, увенчанное шлемовидными куполами. С сооружениями XVI века его сближает также трактовка некоторых деталей фасадного декора: крупные, напоминающие закомары кокошники, присутствующие также в украшении барабанов и широкие перспективные порталы с килевидными завершениями. Столь долгое строительство было связано, очевидно, с бедствиями, обрушившимися на Москву в середине 50-х гг. XVII века. Твердость и усердие жителей Бронной слободы в стремлении построить новый каменный храм и благоукрасить его нашли живейший отклик у одного из видных церковных деятелей той эпохи, известного писателя, просветителя, воспитателя царских детей Симеона Полоцкого. В своем сочинении «Увещание на собрание к созиданию храма Иоанна Богослова» он воздавал хвалу благочестию прихожан, радением которых был возведен новый величественный каменный храм, и уподоблял их библейским суманитянам. Внимание Симеона Полоцкого к храму в Бронной слободе не случайно.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Дело в том, что значительная часть местного приходского населения состояла из так называемых «мастеров-иноземцев», точнее из белорусов, во множестве переходивших на русскую службу и селившихся в дворцовых слободах. А так как Бронная слобода сильно опустела после «морового поветрия» 1655–1656 гг., то приезжавшие в Москву белорусы с охотой селились здесь и начинали обучаться местному ремеслу. Вот их-то и любил навещать в Бронной слободе Симеон Полоцкий, не забывая о нуждах своих бывших земляков и радуясь их благочестию. Конечно, строительство каменного храма, а потом и его внутреннее обустройство потребовали значительных материальных и людских ресурсов от местных слободчан. Осознав, что собственными силами завершить обустройство и украшение храма не удастся, прихожане Иоанно-Богословского храма решились обратиться к самому царю Алексею Михайловичу с коллективной челобитной. В ней они просили царя пожертвовать в храм необходимую для церковного богослужения утварь. Царь удовлетворил их просьбу, прислав всё необходимое. Следующий важный период в жизни прихожан церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе связан со знаменитым Большим Московским собором 1666–1667 гг. Одним из важнейших результатов работы этого собора стало осуждение старообрядчества. Анализируя причины появления раскола в Русской Церкви, собор архипастырей пришел к выводу о том, что он был вызван отсутствием на Руси «народных» училищ. Восточные иерархи настоятельно рекомендовали царю и пастырям Русской Церкви озаботиться открытием русских школ, где бы систематически изучались славянские и греческие языки и другие важные предметы. Эти призывы привели к положительным результатам — к декабрю 1667 г. относится попытка учреждения славяно-греческого училища в московской Бронной слободе при храме Иоанна Богослова. Программа его должна была выходить за рамки обычной приходской школы — в нее бы включались греческий язык и грамматика. Но самое главное отличие состояло в том, что инициаторами учреждения училища выступали не церковные лица, а светские люди.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Вознесения Господня, в селе Коломенском, за Серпуховской заставой, построена при великом князе Василии Ивановиче и в 1533 году освящена; другая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, сооружена при царе Михаиле Феодоровиче, в память избавления Москвы от поляков. Воскресения Христова, в Барашах, на Покровке, построена в 1734 году, другая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Алексия человека Божия; 2) Святого Николая Чудотворца; 3) Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В сем храме особо чтимые: икона Покрова Пресвятой Богородицы и большой крест, в коем более 160 частиц святых мощей. Воскресения Христова, в Гончарах, в Таганке, когда построена неизвестно. Приделы: 1) Иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской; 2) Преподобного Сергия Радонежского. Близ сей церкви, на берегу реки, была некогда Зосимо Савватиевская пустынь, которая, за потоплением водою в 1658 году, упразднена и перенесена в Бронницы. Воскресения Христова, на Успенском Вражке, в Брюсовском переулке, построена в 1629 году. Приделы: 1) Пророка Елисея; 2) Николая Чудотворца. В сем храме местночтимая икона Иустина философа . Воскресения Христова, В Бронной, построена в 1690 году! Приделы: Алексия человека Божия; Апостола Иоанна Богослова. Воскресения Христова, за Даниловым монастырём, построена была первоначально в 1699 году, а в 1834 году возобновлена. Приделы: 1) Пророка Илии; 2) Николая Чудотворца; 3) Апостолов Петра и Павла; 4) Иоанна Златоуста . Воскресения Христова, на Остоженке (новое), когда построена неизвестно. Приделы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы; 2) Великомученицы Варвары. Воскресения Христова, в Кадашове, построена в 1687 году, а в 1713 году перестроена, Приделы: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) Николая чудотворца; 3) Иконы Божией Матери Тихвинской. Воскресения Христова, в Монетчиках, близ Зацепы, когда построена, неизвестно; нынешняя сооружена в 1812 году. Приделы: 1) Иконы Божией Матери Тихвинская; 2) Мученика Андрея Стратилата. В сем храме местночтимая Ржевская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Нерадение о Церкви Божией, или иначе, невнимательность и неуважение к ней, обличаемое Апостолом, состояло в том, что богатые из Коринфян, принося в Церковь хлеб и вино для трапезы Господней, употребляли оныя безпорядочно; в излишестве, с пренебрежением бедных. Чтоб дать им почувствовать неприличность такого поведения, он обращает их внимание на высокое достоинство Церкви Божией, и противополагает ее простым домам. «Еда, – говорит, – домов не имате, во еже ясти и пити? Или о Церкви Божией не радите?» Обличительный вопрос: «еда домов не имате?» ясно показывает решительно принятое мнение, что место, в котором поставляется трапеза Господня, для общения тела и крови Господней, по сему самому не есть уже обыкновенный дом, но место священное, требующее особеннаго к себе внимания и благоговения, и таким образом открывается, что и в Апостольския времена, также, как ныне, для совершения таинств были особенные святые храмы, как иначе называем, Церкви Божии, хотя впрочем власть мирская и сила врагов христианства не позволяла устроять оных открыто, с наружными знаками их священнаго назначения. Дальнейшим сему подтверждением служит другой обличительный вопрос Апостола: «или о Церкви Божией не радите?» Ибо здесь наименование « Церковь Божия» прямо противополагается названию «простых домов»; и чувство удивления или негодования, которым Святый Павел вооружает слово свое против небрегущих о Церкви Божией, есть не иное что, как отражение глубокаго уважения и благоговения к Церкви, которое он сохраняет в душе своей. При сем нельзя оставить без замечания и того, что Апостол неупотребляет доказательств, дабы внушить Коринфянам уважение к Церкви Божией, но говорит о сей обязанности, как уже всем известной и всеми признанной. «Или о Церкви Божией не радите?» – Как бы так говорил он им: вам известно, что Церковь Божия, дом молитвы, святилище таинств, жилище Божие, храм, хотя рукотворенный, но такой, в котором созидаются нерукотворенные, живые храмы Божии, в котором то есть верующие просвещаются словом Божиим и освящаются таинствами, так разнится от простых домов, как небо от земли; вам сие известно и вы сами признаете, что в Церкви Божией поступать должно благоговейно, как пред лицем Самаго Бога: по сему я удивляюсь, и не понимаю, как вы позволяете себе поступать в Церкви Божией, как будто в простом доме; неужели вы дошли до того, что потеряли уважение к Церкви Божией. «Или о Церкви Божией не радите?»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Он крестился в 23 года в храме Иоанна Богослова на Бронной. К этому времени Владимир уже был женат, но супруга Катя, будучи некрещёной, не торопилась креститься вслед за мужем, сильно переживала за случившееся, все пыталась понять, что же такое произошло, что он решил стать православным христианином. Она не понимала что это увлечение? Для каждого какой-то свой путь и каждый при этом совершает ошибки. Ну, вот не мог я объяснить жене родной любимой, почему и как все это произошло со мной, но она понимала, что это серьезно. И чем больше она понимала, тем больше переживала, вот и сама она шла еще, в общем, два года к крещению и через 2 года она крестилась, и стала вместе со мной ходить в храм . Крещение кардинально перевернуло жизнь молодой семьи. Друг за другом в очень короткий период времени случились события, которые изменили всю их дальнейшую жизнь. Сначала в 1994м случилось венчание, а в 96м у молодых супругов родилась двойня, хотя до этого они пять лет безуспешно ждали детей. И наконец, состоялось знакомство с тезкой журналистом Владимиром Легойдой, а вслед за этим создание журнала «Фома», который станет не только их любимым детищем, но и миллионов читателей по всему миру. Название родилось после долгих совместных раздумий, участие в которых приняла и жена Владимира Гурболикова. «Преображение» например, такая была идея. Я объяснял, что не может, что должны быть, есть ряд правил, по которому название строится, оно трудно произносимо. А если мы к нецерковному человеку обращаемся, для него это очень все сложно. Ковчег хорошо. Вдруг оказалось, что есть такой журнал еврейской культуры «Ковчег». Утром Катя мне говорит: ты знаешь, мне приснился ваш журнал, уже выпущенный, у него название таким полукругом, как бы образуя холм внизу, но называется «Фома». И тут меня пробивает, что это единственное возможное название, потому что вот этот упрямый Фома, Фома неверующий, «пока не увижу, не осяжу, не поверю». Здесь все то, что мы хотим. Я при этом думаю, ну нас же сейчас убьют за такое название. Позвонил Легойде, говорю: Володя, ты сейчас первое, что скажешь нет. Он говорит: ты же понимаешь, что это провокативное название. И минут через пятнадцать он перезвонил и говорит: Володь, «Фома».

http://azbyka.ru/way/iscelenie-ot-raka-f...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010