Вознесения Господня, в селе Коломенском, за Серпуховской заставой, построена при великом князе Василии Ивановиче и в 1533 году освящена; другая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, сооружена при царе Михаиле Феодоровиче, в память избавления Москвы от поляков. Воскресения Христова, в Барашах, на Покровке, построена в 1734 году, другая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Алексия человека Божия; 2) Святого Николая Чудотворца; 3) Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В сем храме особо чтимые: икона Покрова Пресвятой Богородицы и большой крест, в коем более 160 частиц святых мощей. Воскресения Христова, в Гончарах, в Таганке, когда построена неизвестно. Приделы: 1) Иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской; 2) Преподобного Сергия Радонежского. Близ сей церкви, на берегу реки, была некогда Зосимо Савватиевская пустынь, которая, за потоплением водою в 1658 году, упразднена и перенесена в Бронницы. Воскресения Христова, на Успенском Вражке, в Брюсовском переулке, построена в 1629 году. Приделы: 1) Пророка Елисея; 2) Николая Чудотворца. В сем храме местночтимая икона Иустина философа . Воскресения Христова, В Бронной, построена в 1690 году! Приделы: Алексия человека Божия; Апостола Иоанна Богослова. Воскресения Христова, за Даниловым монастырём, построена была первоначально в 1699 году, а в 1834 году возобновлена. Приделы: 1) Пророка Илии; 2) Николая Чудотворца; 3) Апостолов Петра и Павла; 4) Иоанна Златоуста . Воскресения Христова, на Остоженке (новое), когда построена неизвестно. Приделы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы; 2) Великомученицы Варвары. Воскресения Христова, в Кадашове, построена в 1687 году, а в 1713 году перестроена, Приделы: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) Николая чудотворца; 3) Иконы Божией Матери Тихвинской. Воскресения Христова, в Монетчиках, близ Зацепы, когда построена, неизвестно; нынешняя сооружена в 1812 году. Приделы: 1) Иконы Божией Матери Тихвинская; 2) Мученика Андрея Стратилата. В сем храме местночтимая Ржевская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Жалованною грамотой в 1734 г. Императрица Анна Иоанновна утвердила его права и преимущества, кои упрочены были Императрицею Елисаветою Петровною. Царь Алексей Михайлович пожаловал ему 3000 р. за шубу, коею покрыт был при погребении гроб отца его 477 . На иждивение Архангельского Протопопа с братиею издавна содержалось в Бронной Богословской богадельне 100 человек нищих; на нея ежегодно выдаваемы ими были кормовые деньги по 300 р. Нищие, сидевшие у сего собора, именовались Архангельскими 478 . Из древних обрядов и обычаев, совершавшихся в сем храм, особенно замечательны: 1) Хиротонисание с XIV века некоторых Иерархов. Здесь в 1388 году Митрополит всея России Пимен поставил Иоанна, а Св. Фотий в 1416 г. Симеона Архиепископами Великому Новгороду 479 . 2) Целование креста младшими Князьями по любви в правду у отня гроба в том, «чтобы быти за один до живота и брата своего старейшаго имети и чтити во отцово место» 480 . 3) Издревле, во дни поминовений, на гробы Царские просители клали свои челобитные, как бы избирая родителей ходатаями за себя у венценосных детей их. Но Петр I уничтожил такой обычай. 1) Отправляясь куда либо в поход, Великие Князья и Цари прощались в Архангельском соборе с родителями и предками, просили у них благословения себе в напутствие. На сырной и страстной неделях они имели обыкновение ходить в Архангельский собор прощаться, а в день Светлого Воскресения христосоваться с родителями своими 481 . 5) В праздники С. Михаила Архангела и С. Царевича Димитрия сюда бывали Царские выходы. 6) Издревле Государи Русские, после торжественного венчания на царство в Успенском соборе, приходили и доныне шествуют сюда покланяться гробам своих предков и испрашивать их себе благословения на царствование свое. Здесь Лжедмитрий, в 1606 году после Царского венчания, преклонился пред гробом Царя Иоанна Васильевича и со слезами сказал: «О родитель любезный ты оставил меня в сиротстве и гонении; но св. твоими молитвами я цел и державствую» 482 . 7) После венчания Государей, в преддверии Архангельского собора осыпали их золотом и серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В сентябре на день памяти преподобного Сергия митрополит Филарет прочитал проповедь, посвященную подражанию. В ней он говорил: – Подражание есть одно из самых употребительных орудий для образования и направления жизни и деятельности, во всех видах. Это есть средство не менее действующее, как слово учения, иногда еще более, а иногда почти единственное. Подражание старее слова учения, и самое слово раскрывается и образуется посредством подражания... Кто в малолетстве по худому образцу образовал свою способность писать буквы: тот обыкновенно во всю жизнь худо пишет. Бывает и хорошему образцу худое подражание, когда подражание не внимательно, не рассудительно, не постоянно. Если же избираем себе образцы деятельности достойные по предмету, совершенные или хотя приближающиеся к совершенству по образу и степени действия; и если следим их внимательно, рассудительно, постоянно: то и мы на пути к совершенству, открытом и верном... Братия! Подражательность так сродна человеку, что без нее не живет никто из нас. Разность в предметах и в ревности подражания. – Кто предписывает законы суеты, роскоши, своекорыстия, самочестия? – Никто. Как же усиливаются и распространяются суета, роскошь, своекорыстие, самочестие? – всего более посредством безрассудного подражания. Какую же силу должно иметь подражание, когда обращается на предметы законные и благословенные? – Да помышляем, братия, что добро ревновати в добром ( Гал.4:18 ); и что как возвышенный образец возвышает подражателя, так низкий унижает. Летом, как водится, в Москву приезжала царская семья, и владыка принимал наиважнейших гостей в своей епархии. Государь на сей раз ничего не сказал ему, надо ли ехать в Петербург осенью или можно не приезжать, и Филарет радовался, что его не зовут туда: «Встретили мы государя императора, кажется, благополучно. Слух о предстоящем мне путешествии в Петербург не подтверждается никакими признаками. Немощь моя сим довольна». Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Бронной слободе был одним из любимейших для Филарета. Построенный в 1665 году в московском квартале мастеров-оружейников, к середине XIX века он оказался почти на Тверском бульваре, излюбленном месте прогулок москвичей. В 1838 году с благословения Филарета в нем появился придел святителя Митрофана Воронежского . В 1842 году в храме завершились ремонтные работы, и московский митрополит заново освятил церковь , произнеся проповедь о том, как нужно трепетно относиться к хождению в храм Божий:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Остальные пять малых колоколов (от 5 п[удов] до 20 ф[унтов] весом) приобретены в одно время с большим, взамен таковых же малых, более или менее поврежденных. Трезвон, производимый на этих колоколах искусным мастером этого дела, бывает очень приятен и привлекает к себе внимание многих 420 . В церкви Св. Николая, что на Хлынове (настоящая в честь Введения Богородицы, прежде Введенский девичий монастырь). На двух колоколах одна и та же следующая надпись: «1796 года апреля 11 дня вылит сей колокол в царствующий град Москву в приход святителя Николая Чудотворца, что на Хлынове, при священнике Михайле Игнатьеве, весу 100 пуд, лит на заводе Никифора Вердонина, содержатель и мастер казанский купец Михайла Астраханцев». На колокольне Никитского девичьего монастыря, что на Никитской улице. 1) «1748 году апреля 6 день, весу 30 пудов, 36 фунтов, лил мастер Константин Михайлов сын Слизов». 2) «1807 году марта 24 день вылит сей колокол в Москве к церкви Спаса Преображения Господня, что на Копьях 421 , иждивением церковных и доброхотных дателей, весу 73 пуда». В церкви Вознесения Господня Большого, за Никитскими воротами, на Царицыной улице, в Сторожах. 1) «1758 года генваря 10 дня вылит сей колокол к церкви Вознесения Господня, что за Никитскими воротами, на Царицыной улице, весу в нем 113 пуд, лил мастер Константин Михайлов сын Слизов». 2) «1780 года мая 25 дня вылит сей колокол к церкви Вознесения Господня, что на Царицынской улице и к пределу Владимирския Пресвятыя Богородицы и святителя чюдотворца Николая усердствовавшими, весу 280 пудов 6 фунтов, лит в Москве на заводе Асона Струговщикова». В церкви Св. Иоанна Богослова в Бронниках, за Тверскими воротами, в Бронной слободе, за Никитскими воротами. «Лета 7200 (1692) году лил сей колокол мастер Иван Моторин» 422 . В церкви Св. Симеона Столпника на Поварской, за Арбатскими воротами, в Дехтереве огороде, что на Стрешневе дворе (настоящая Введения во Храм Пресвятой Богородицы). 1) «Лета 7193 (1685) году апреля в 4 день, сей колокол приложил к церкви Введения Пресвятыя Богородицы и преподобному Симеону Столпнику стольник Симеон Иванович сын Комсин, по своей душе и по родителях своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нерадение о Церкви Божией, или иначе, невнимательность и неуважение к ней, обличаемое Апостолом, состояло в том, что богатые из Коринфян, принося в Церковь хлеб и вино для трапезы Господней, употребляли оныя безпорядочно; в излишестве, с пренебрежением бедных. Чтоб дать им почувствовать неприличность такого поведения, он обращает их внимание на высокое достоинство Церкви Божией, и противополагает ее простым домам. «Еда, – говорит, – домов не имате, во еже ясти и пити? Или о Церкви Божией не радите?» Обличительный вопрос: «еда домов не имате?» ясно показывает решительно принятое мнение, что место, в котором поставляется трапеза Господня, для общения тела и крови Господней, по сему самому не есть уже обыкновенный дом, но место священное, требующее особеннаго к себе внимания и благоговения, и таким образом открывается, что и в Апостольския времена, также, как ныне, для совершения таинств были особенные святые храмы, как иначе называем, Церкви Божии, хотя впрочем власть мирская и сила врагов христианства не позволяла устроять оных открыто, с наружными знаками их священнаго назначения. Дальнейшим сему подтверждением служит другой обличительный вопрос Апостола: «или о Церкви Божией не радите?» Ибо здесь наименование « Церковь Божия» прямо противополагается названию «простых домов»; и чувство удивления или негодования, которым Святый Павел вооружает слово свое против небрегущих о Церкви Божией, есть не иное что, как отражение глубокаго уважения и благоговения к Церкви, которое он сохраняет в душе своей. При сем нельзя оставить без замечания и того, что Апостол неупотребляет доказательств, дабы внушить Коринфянам уважение к Церкви Божией, но говорит о сей обязанности, как уже всем известной и всеми признанной. «Или о Церкви Божией не радите?» – Как бы так говорил он им: вам известно, что Церковь Божия, дом молитвы, святилище таинств, жилище Божие, храм, хотя рукотворенный, но такой, в котором созидаются нерукотворенные, живые храмы Божии, в котором то есть верующие просвещаются словом Божиим и освящаются таинствами, так разнится от простых домов, как небо от земли; вам сие известно и вы сами признаете, что в Церкви Божией поступать должно благоговейно, как пред лицем Самаго Бога: по сему я удивляюсь, и не понимаю, как вы позволяете себе поступать в Церкви Божией, как будто в простом доме; неужели вы дошли до того, что потеряли уважение к Церкви Божией. «Или о Церкви Божией не радите?»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При таком разумении Апостольскаго изречения, не трудно усмотреть каждому, что благоговейное почитание Церкви Божией, как собрания верующих, в коих обитает Дух Божий, как святилища таинств веры, есть верное предание Апостольское и общепринятый обычай первенствующих Христиан. Если некоторые Коринфяне в поступках своих показали нечто противное сему обычаю: то Апостол не далее, как в их же уме и сердце, в их собственном убеждении и внутреннем чувстве показал нам свидетельство действительности и важности сего постановления церковнаго. Не думаю, братия, чтоб и мне нужно было далеко простираться мыслями для изыскания причин к убеждению вашему, что храм Божий требует от Христианина глубокаго внимания и благоговейнаго почтения. Если вы обыкновенно признаете, что дом господина требует почтения и уважения преимущественно пред домом раба, гостеприимная храмина дома преимущественно пред его преддверием, дом царский преимущественно пред домом подданнаго: то не можете не признать, и не трудно вам восчувствовать, что дом Царя царствующих и Господа господствующих, требует уважения благоговейнаго, благоговения трепетнаго. Если училище детей строго требует молчания и внимания присутствующих: то какого безмолвия и внимания требует дом молитвы и учения Божественнаго? Когда здесь, как некогда в храме Иерусалимском, на сем возвышении, как на горе Иудейской, как на корме корабля Петрова, Тойжде Господь Иисус, тоже слово жизни и спасения, изрекает и нам в Евангелии Своем; когда и здесь, как некогда в горнице Сионской, Тойжде Дух Господень дышет в слове Божием и Божественных песнопениях: о, как самое безмолвное молчание, самое глубокое внимание, все еще мало пред страшным и вожделенным величием слышимаго и действующаго! О, если бы человек весь соделался слухом, весь вниманием, чтобы весь был проникнут светом слова Божия, чтобы весь объят был животворящею силою Духа Божия! Когда на сей священной трапезе, как на трапезе тайной вечери Господней, зрится Тело Господне за нас ломимое, и Кровь Господня за нас изливаемая, и возобновляется то самое, что на Голгофе всю тварь привело в трепет, и землю потрясло и камни сокрушило, и на животворное око мира навело смертный мрак: тогда не наипаче ли свойственно нам, чтобы сердце наше сокрушалось умилением, чтобы устремленное в созерцание таинства, оно исчезало в общении страданий Христовых, чтобы сквозь все существо наше проходил трепет благоговения? Или человек может быть нечувствительнее безчувсвенной природы? Или не только возможно сие, но и действительно бывает с нашим, жестче камней окаменелым, сердцем?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Первая Литургия после шестидесятилетнего перерыва была совершена настоятелем храма священником Андреем Хохловым на Пасху 1993 г. в небольшой отгороженной для богослужения части Никольского придела с временным алтарем. Только к Пасхе 1995 г. здание храма было большей частью освобождено от столярных мастерских, что позволило общине храма начать восстановительные работы, которые она осуществляла первое время своими силами. К храму со всех сторон примыкали строения Театра имени Пушкина, окружая его плотным кольцом. В таком аварийном состоянии церковь продолжала оставаться до 1996 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в феврале 1996 г. дело восстановления храма взял на себя благотворительный фонд «Возрождения и сохранения традиций Русской Православной Церкви», возглавляемый Н.А. Орешко и осуществлявший свою деятельность при Инкомбанке. С этого времени работы по восстановлению храма пошли стремительным темпом. В 1996 г. были проведены основные работы по укреплению стен и сводов, восстановлению металлических связей-тяжей. Были укреплены стены и своды храма, воссозданы барабаны основного четверика, возведены главы с позолоченными крестами, восстановлены входные двери и окна, произведены штукатурные и малярные работы на фасадах. 11 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые посетил храм и воочию смог увидеть результаты его восстановления из руин. Во время посещения патриархом храма был представлен новый резной иконостас Свято-Никольского придела и совершена торжественная передача собрания старинных икон фондом «Сохранение» при Ассоциации реставраторов России при участии и полной финансовой поддержке «Инкомбанка». Этому событию предшествовало освящение крестов на пятиглавие и крестовоздвижение 2 декабря 1996 г. Чин освящения крестов совершил викарий Московской епархии, епископ, а ныне архиепископ Истринский, Высокопреосвященный Арсений. В 1997 г. реставрационные работы были продолжены. Важнейшим событием для храма стало окончание 5-летней тяжбы с Театром имени Пушкина за воссоздание трехапсидного алтаря св.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Резолюция на рапорте благочинного о краже церковных денег с повреждением престола, через который похититель мог проникнуть в храм: «Благочинному поставить на вид его неразсудительность, что пишет об утрате денег и молчит о вернейшем – об утрате освящения» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 45. 9680). 12 октября. Резолюция на прошении священника об освящении новых приделов: «Освящение одного из приделов поручить Звенигородскому протоиерею, с тем чтобы он предварительно тщательно освидетельствовал устроение оных и, по усмотрении во всем приличия, приступил к освящению» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 46. 9682). 13 октября. Письмо матери: «Просьбу Калитническаго Священника исполнить не легко. Места Никольскаго в Новой слободе просят около пятидесяти человек, в том числе около десяти диаконов, несколько Учителей и Студентов. Сын Калитническаго священника не имеет сих преимуществ. Лучше не спешить ему. Возможное попечение приложу, а чрезмернаго, с уклонением от правды, и Вы не потребуете, и оно не принесло бы добрых плодов» (Письма. 1882. С. 363. 421). 14 октября. Произнесение Слова по освящении храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что в Бронной: «Когда здесь, как некогда в храме Иерусалимском, на сем возвышении, как на горе Иудейской, как на корме корабля Петрова, Тойжде Господь Иисус, то же слово жизни и спасения, изрекает и нам в Евангелии Своем; когда и здесь, как некогда в горнице Сионской, Тойжде Дух Господень дышет в слове Божием и Божественных песнопениях: о, как самое безмолвное молчание, самое глубокое внимание, все еще мало пред страшным и вожделенным величием слышимаго и действующаго!» (Сочинения. Т. 4. С. 205). 15 октября. Резолюция на консисторской справке о прошении помещика перевести в его церковь диакона, способного к учительской должности: «Как намерение г. Помещика завести училище требует возможного споспешествования, то диакона Ильина, к сему не способнаго, перевесть к другой церкви» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 47. 9683). Резолюция на консисторском определении о наказании оскорбивших друг друга священнослужителей: «Поскольку два свидетеля, по собственной ссылке Феофилакта, показали, что он ударил диакона в лицо рукою, то он есть бийца и, по апостольскому правилу, подлежит извержению. Посему снисходительное наказание будет – запретить ему священнослужение на месяц Игумену заметить, что или он поступил недостойно благоразумия настоятельскаго, когда, видя двух из братии, кланяющихся ему в ноги, не догадался узнать от них, для чего они сие делают, или разсказывает происходившее не правдиво» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 47. 9684).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной отметил престольный праздник 21 мая 2008 г. 13:13 21 мая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия епископ Дмитровский Александр совершил Божественную литургию в храме апостола Иоанна Богослова на Бронной в день его престольного праздника. Владыке сослужил благочинный храмов Центрального округа протоиерей Владимир Диваков , настоятель храма протоиерей Андрей Хохлов, гости в священном сане. После Литургии епископ Александр поздравил молящихся с днем памяти апостола Иоанна Богослова , который совпадает в этом году с праздником Преполовения Пятидесятницы, и передал настоятелю и прихожанам храма Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Алексия. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/409863.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Церкви вернули московский храм XVII века в честь Иоанна Богослова на Бронной 05.02.2020 Столичный храм XVII века в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной передан Русской Православной Церкви . Возвращение святыни состоялось согласно распоряжению Департамента городского имущества Москвы от 27 января 2020 г. 2106, сообщает «Фома» со ссылкой на сайт Финансово-хозяйственного управления Русской Церкви. Храм 1652-1665 годов постройки (г. Москва, Богословский пер., д. 4, стр. 2) является объектом культурного наследия федерального значения. Церковь построена в третьей четверти XVII века на средства приходской общины, богослужебную утварь для нее пожертвовал царь Алексей Михайлович. В 1690-х годах к основному зданию с северной стороны пристроили придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1740-х вместо сгоревшей деревянной возвели каменную колокольню. В 1837-1838 годах в храме устроили придел во имя святителя Митрофана Воронежского, который позже упразднили. В 1920-х годах из храма изъяли все церковные ценности, а в 1933-м сам храм передали Камерному театру (позже – Московский драматический театр им. А.С. Пушкина). В годы существования в храме театра были уничтожены главный алтарь, снесены главы, разобраны барабаны, пробиты проемы в стенах, уничтожена роспись и снесена ограда. Реставрационно-восстановительные работы в храме шли с 1956-го по 2010 год. В 1993 году в храме возобновились богослужения. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.02.2020 21:30:47

http://drevo-info.ru/news/25622.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010