К сожалению, о внутреннем убранстве храма мы можем судить лишь по двум документам: метрике 1887 г. и описи владений храма за 1914 г., составленной страховой комиссией. Единственная фотография интерьера храма запечатлела лишь вид на иконостас в Никольском приделе. Как и в предыдущие столетия, церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе всегда шла немного впереди остальных приходских церквей. Здесь в 70-х гг. XIX века было устроено духовое отопления и теплые полы, что для обычного приходского храма того времени было делом непосильным. При храме также действовала церковно-приходская школа, попечителем которой долгое время был П. Н. Мрочек-Дроздовский, известный профессор Московского Университета, доктор государственного права... К 1917 г. храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище. Внутреннее убранство храма отличалось целостностью и гармоничностью. Кроме главной святыни храма — иконы Иоанна Богослова, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, в храме находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление». В главном иконостасе храма в местном ряду обращала на себя внимание икона Божией Матери «Смоленская» письма середины XVII века, а также икона Иоанна Богослова работы царских иконописцев в окладе 1810-х гг. Перемены, постигшие всю Россию после Октябрьского переворота, не миновали и церковь св. ап. Иоанна Богослова. Храм лишился всех своих владений. В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению. Об этом времени и о горе, постигшим церковь Иоанна Богослова, остались воспоминания Надежды Мандельштам, проживавшей в этот период с мужем, Осипом Мандельштамом, в доме 25 по Тверскому бульвару, так называемом доме Герцена. Еще в 1914 г. здание по соседству с храмом занял Камерный театр (позже переименованный в Театр имени Пушкина).

http://sobory.ru/article/?object=03413

Иоанна Крестителя, на малой Лубянке, первоначально построена была в 1397 году, а в 1689 году вновь сооружена. Приделы: Апостола Иоанна Богослова Николая Чудотворца. Иоанна Крестителя, в Кречетниках, на Новинском валу, построена в 1754 году. Приделы: Священномученика Антипы; Мученика Иоанна Воина. Иоанна Крестителя, Переяславской Ямской слободе, у Крестовской заставы, построена в 1712 году деревянная, а в 1785 году каменная. Главный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Приделы: Усекновения Главы Иоанна Предтечи Святого Николая Чудотворца. В семь храме местночтимая икона Знамения Божией Матери. Иоанна Богослова, под Вязом, когда построена неизвестно, а вновь перестроена в 1873 году. Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы; Святого Николая Чудотворца; Митрофания Воронежского ; Евангелиста Луки. Иоанна Богослова, на Бронной, построена в 1665 году, Приделы: Николая Чудотворца; Митрофана Воронежского. В сем храме Чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Иоанна Воина, на старых убогих домах, близ Самотёки, построена около 1693 года. Главный храм в честь Воздвижения Честнаго Креста. Приделы: Мученика Иоанна Воина; Николая Чудотворца. В древности здесь был Крестовоздвиженский Божедомский мужской монастырь, при коем находился убогий дом для погребения бедных и странных, когда упразднён, неизвестно. Иоанна Воина, на Якиманской улице, построена в 1712 году. Приделы: Мучеников Гурия, Самона и Авива; Димитрия Ростовского . В сем храме местночтимая икона Гурия, Самона и Авива. Казанской иконы Божией Матери, в Старом Сущёве, построена в 1682 году. Приделы: Рождества Иоанна Предтечи; Николая Чудотворца. Казанской иконы Божией Матери, у Калужских ворот; первоначально построена в 1695 г. В 1855 году вновь перестроена, а в настоящее время вновь перестраивается в более великолепном виде. Приделы: Воздвижения Честнаго Креста; Николая Чудотворца. В сем храме особо чтимая икона Божией Матери Казанская. Казанской иконы Божией Матери, В Военной начальной школе в Красных Казармах. Кира и Иоанна, на Солянке, перестроена в 1765 году. Придел в честь Живоначальной Троицы. При церкви в настоящее время Сербское подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

далее... Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века - " золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья " . Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. далее... Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Список с чудотворного Иверского Образа был написан иконописцем Иверского монастыря специально по просьбе московского царя. Москвичи всегда очень любили свою часовню. Ее называли " отрадным перепутьем для всех верующих " . далее... Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы, построен по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Покровский собор стал сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне. далее... Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре известна с 1625 года и была основана при Романовых. В ней хранилась древняя икона св. евангелиста Иоанна Богослова, подаренная еще царем Михаилом Федоровичем. Память святого апостола Иоанна Богослова совершается 9 октября (26 сентября ст. ст.). далее... Ямщицкая Рогожская слобода была названа по селу Рогожь, в которое вел Владимирский тракт - современное Шоссе Энтузиастов. В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск - с советского времени город Ногинск. А еще в этой слободе торговали рогожами и огромными возами сена, отчего ее главная площадь называлась в старину Рогожской-Сенной. далее... Место, на котором возвели этот храм, определила история - здесь в старину проходила из Кремля Большая дорога в Золотую Орду. С той поры одна из центральных улиц Замоскворечья, к которой прилегает Черниговский переулок, названа Ордынкой. Память Черниговских чудотворцев " святых князя Михаила и верного болярина его Феодора " , мученически убитых в Золотой Орде в XIV веке, совершается 3 октября (20 сентября ст. ст.).

http://pravoslavie.ru/47.html

Праведного Лазаря; Евангелиста Луки. Спасителя исцелившего святого, в Глазной Больнице, на Тверской улице, построена в 1845 году. Спиридона Тримифунского, на Козьем Болоте, на Спиридоновской улице, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы: Спиридона Тримифунского; Николая Чудотворца. В сем храме находится особо чтимая икона святого Спиридона. Сретения Господня, в доме Обольянинова, у Триумфальных ворот. Стефана Первомученика, на Швивогорской улице, за Яузой, когда построена неизвестно. Приделы: Мучеников Мины, Виктора и Викентия; Николая Чудотворца. Стефана Пермского, в Первой гимназии, у Пречистенских ворот, построена в 1854 года. Татианы мученицы, в Университете, на Моховой улице, построена в 1788 году. Татианы мученицы, в Детской больнице, в Бронной, построена в 1842 году. Тихвинской Божией Матери, в Малых Лужниках, за Новодевичьем монастырём, построена в 1757 году. Придел святого Иоанна Златоустог о. В сем храме особо чтимая икона Божией Матери Тихвинской. Тихвинской Божией Матери, в Дорогомилове, на берегу Москвы реки, построена в 1716 году. Придел святого Николая Чудотворца. В сем храме находится особо чтимая икона Божией Матери Тихвинская. Тихвинской Божией Матери, в Новой слободе, близ Бутырской заставы, построена в 1694 году. Приделы: Божией Матери Скорбящих Радость; Апостола Андрея Первозванного. Тихона Амафунского Чудотворца, у Арбатских ворот, построена в 1689 году. Приделы: Божией Матери «Утоли Моя Печали»; Николая Чудотворца. В сем храме находится чудотворная икона Божией Матери Галатская, и другая «Утоли Моя Печали» – древнейший список. Тихона Задонского Чудотворца, в Сокольниках, построена в 1864 году. Трёх Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, у Красных ворот, построена в 1699 году. Приделы: Священномученика Харлампия; Иоанна Богослова. Трёх Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, на Куличках, близ Хитрова рынка, построена в 1674 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Есть в столице Москве Один шумный квартал – Он Козихой Большой прозывается. От зари до зари Лишь зажгут фонари Вереницей студенты шатаются, А Иван Богослов На них глядя без слов С колокольни своей улыбается Эту студенческую песню часто распевали в Москве. Говорят, что это был наш московский вариант песни киевского студенчества, где св. Владимир заменен св. Иоанном Богословом. До 1884 года у студентов не было формы, и одевались они вольно, по последнему шику студенческой моды свободолюбивых 60-х годов: особо " радикальные " носили длинные волосы, широкополую шляпу, нахлобученную на глаза, плед на плечах и очки, что придавало им серьезность и солидный ученый вид. Новый университетский устав 1884 года уничтожил профессорскую автономию, удвоил плату за обучение и ввел обязательную студенческую форму: мундиры, сюртуки, пальто с гербовыми пуговицами и фуражки с синими околышами. Тогда модно стало носить непременно потертую фуражку и расстегнутый сюртук. Такая форма одежды выражала идею студенчества – вольного, удалого, отчаянного... Между прочим, в Большом Козихинском переулке в бытность свою студентом жил сам В.О. Ключевский. Храм Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре      9 октября 1892 года (по новому стилю) в праздник Иоанна Богослова в Москве родилась Марина Цветаева, прожившая все детство неподалеку от этого храма в Трехпрудном переулке. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья Я родилась. Спорили сотни Колоколов День был субботний Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Красную кисть. В этом " споре " колоколов был и голос церкви Иоанна Богослова с Тверского бульвара. Изъятие церковных ценностей из храма в 1922 году наблюдали О.Э. Мандельштам с супругой, которая записала увиденное: " Мы вошли в церковь, и нас никто не остановил. Священник, пожилой, встрепанный, весь дрожал, и по лицу у него катились крупные слезы, когда сдирали ризы и грохали иконы прямо на пол. Проводившие изъятие вели шумную антирелигиозную пропаганду под плач старух и улюлюканье толпы, развлекавшейся невиданным зрелищем. Церковь, как известно, надстройка, и она уничтожалась вместе с прежним базисом. "

http://pravoslavie.ru/135.html

В XIX веке приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя святителя Николая Чудотворца , в 1861 году - северный придел святого Филарета Милостивого . В самом конце столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П. П. Зыкова , а в обширной трапезной , сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя святителя Филиппа , митрополита Московского. Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик в дореволюционной Москве почти неузнаваемым по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен. Однако, и в эту пору храм выделался среди прочих: " Поэтическая миниатюра из белого камня, включенная в современный городской пейзаж " , - так писал о Трифоновской церкви дореволюционный краевед. После революции Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил святитель патриарх Тихон . В 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д. П. Сухов , спасший храм Иоанна Богослова в Бронной слободе , и П. Д. Барановский . Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны - они, как и дата построения храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад. Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. Храм уцелел, а в 1947 - 1948 годах архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней . Чтимую храмовую икону святого Трифона с мощами после революции передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы , где в 1980-х годах был устроен придел во имя св. Трифона - освящен приставной престол.

http://drevo-info.ru/articles/12248.html

Всего на колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит знаменитым Моториным. В таких архитектурных формах храм дошел до наших дней, являясь прекрасным образцом плавного соединения трех эпох. Он предстает перед нами как единое целое, и не кажется простому обывателю разрозненным. Пожар 1737 г. был, пожалуй, единственным в чреде московских пожаров, который коснулся этой церкви. Один из самых известных пожаров, так называемый «Большой Московский пожар» 1773 г., уничтожил все дома и лавки от Тверских ворот до церкви Иоанна Богослова, оставив ее невредимой. В связи с планами реконструкции старой части города сгоревшие дома решили не восстанавливать. Вскоре стену Белого города в этом месте разобрали, и в 1782 г. здесь был разбит Тверской бульвар, усаженный молодыми березками. Теперь церковь Иоанна Богослова стала привлекать еще и московскую литературную элиту, выбравшую Тверской бульвар для своих послеобеденных прогулок. В 1812 г. в этой церкви крестили А. И. Герцена, а через пять лет — в 1817 г. — его будущую жену, Наталью Захарьину. В 1837–1838 гг. в объеме Иоанно-Богословской церкви был устроен второй придел — Митрофания Воронежского. В эти годы также были произведены ремонтные работы, по окончании которых в 1842 г. освящение всего храма совершил свт. Филарет Московский... В 1870 г. новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским), викарием Московской епархии, с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря. В 1876–1879 гг. мастером резных дел Андреем Хомяковым был изготовлен новый иконостас для главной части храма. Тогда же весь храм был расписан масляными красками, сохранившиеся фрагменты той росписи сейчас можно увидеть только в Никольском приделе. В центральном барабане Иоанно-Богословского храма в пролетах появились изображения четырех евангелистов, выполненные на цинковых листах. Их можно разглядеть на фотографии Н. А. Найденова. В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Где помолиться под Новый год Храмы Москвы, в которых пройдут новогодние молебны 29 декабря, 2018 Храмы Москвы, в которых пройдут новогодние молебны Для желающих помолиться перед началом нового года или провести новогоднюю ночь в храме «Правмир» составил список храмов Москвы, в которых пройдут новогодние молебны. Информация получена с официальных сайтов приходов, однако не забудьте позвонить в выбранный храм на случай изменений в расписании. 30 декабря Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной 8:40 — Часы, Божественная литургия, Новогодний молебен Адрес: Богословский переулок, д.4 (метро «Пушкинская», «Тверская») Сайт: bogoslovnabronnoy.ru Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот 8:40 — Божественная литургия, Новогодний молебен, Часы Адрес: ул. Большая Никитская, д. 29 (метро «Кропоткинская») Сайт:  feodor-studit.com Храм Спаса Всемилостивого б. Скорбященского монастыря 8:40 — Часы. Божественная литургия. Новогодний молебен Адрес: ул. Новослободская, д.58, стр. 5 (метро «Новослободская», «Савеловская») Сайт:  www.vsemspas.ru Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках 9:00 — Часы. Литургия. Молебен на Новый год Адрес: Лубянский пр., 9, стр. 2 (метро «Лубянка») Сайт: hramvluchnikah.ru Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве 9:00 — Божественная литургия. Молебен на Новый год Адрес: Тихвинская ул., дом 13 (метро «Менделеевская») Сайт: tihvinbm.ru Храм мученицы Татианы при Университете 9:30 — Исповедь. Часы. Литургия Адрес: Большая Никитская ул., д.1 (метро «Охотный ряд») Сайт: st-tatiana.ru Храм Марона Пустынника (Благовещения) в Старых Панех 9:30 — Поздняя Божественная Литургия. Новогодний молебен Адрес: ул. Б.Якиманка, 32, стр.2 (метро «Октябрьская») Сайт: st-maron.ru Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке 9:00 — Литургия. Предновогодний молебен Адрес: Газетный переулок, 15 (метро «Охотный ряд») Сайт: uspenie.ru 31 декабря Храм св. ап. Иакова Заведеева (Казанской иконы Божией Матери) в Казенной слободе

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-pod-nov...

В 1932 году Московский Городской камерный театр (им. Пушкина) ходатайствовал о сносе храма, но архитектор Д.П. Сухов выступил против, и тогда разрушили только церковные купола и сам барабан. Затем внутри разместились театральные мастерские, склад декораций и столярный цех. В начале 70-х годов началась медленная реставрация храма: была исправлена колокольня и по фотографии из альбома Найденова изготовлен крест. Однако строительные работы велись с перерывами, не хватало то средств, то строителей. Рассказывали, что однажды М.А. Суслов, главный идеолог коммунистической партии, живший рядом с храмом на Большой Бронной улице, прогуливался около дома и обратил внимание на полуразрушенную церковь, которую долго реставрировали и никак не могли закончить работы. Был один его звонок в Министерство культуры – и появились и средства, и материалы, и строители. Только вмешательство Суслова ограничилось всего лишь этим одним звонком, и реставрационные работы вскоре опять " повисли " . Еще в 90-х годах здание церкви пугало своими зияющими через всю стену трещинами. Выяснилось, что в 1985 году у западной стены трапезной открыли шурф для обследования фундамента, и попавшая под основание вода привела к появлению этих глубоких трещин. Тогда казалось, что состояние храма безнадежное, хотя с 1992 года в нем возобновилось богослужение. Храм Иоанна Богослова, " что под Вязом, у Китайской стены " Еще один знаменитый московский храм Иоанна Богослова, " что под Вязом, у Китайской стены " , находится на Новой площади близ Лубянки, прямо напротив Политехнического музея. Луковичной главки и креста на нем не сохранилось, а на фронтоне надпись " 1825 год " – время его закладки. Название " под Вязом " произошло от огромного вяза, когда-то росшего перед алтарем еще во времена Екатерины Великой. Рядом с храмом проходила до 1934 года стена Китай-города, и это тоже запечатлелось в названии. Церковь здесь появилась еще в 1493 году, сначала деревянная, потом каменная, неоднократно перестраивавшаяся. Нынешняя была освящена в 1837 году.

http://pravoslavie.ru/135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Сергеевич Смирнов (25 марта 1870, село Голубово, Звенигородского уезда Московской губернии (ныне деревня Голубое Солнечногорского района Московской области) – 22 марта 1938, полигон Бутово (ныне в черте Москвы), священномученик (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), протоиерей. Из семьи священника. В 1894 г. окончил Московскую духовную семинарию по 2-му разряду. Владел латынью, греческим, французским и немецким языками. 4 апр. 1897 г. назначен псаломщиком к московской Крестовоздвиженской церкви. Преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе храма в честь Иоанна Богослова на Бронной (1896-1909), в Шамонинской мужской гимназии (1916); в 1903 г. состоял письмоводителем Епархиального учительского совета. 18 авг. 1908 г. митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) рукоположен во диакона к храму святителя Николая в Плотниках. Отец Алексий создал прекрасный хор в Никольском храме. 9 мая 1927 г. рукоположен во иерея. В 1931 г. возведен в протоиерея. В 1932 г. храм святителя Николая был снесен. Отца Алексия назначили настоятелем храма в честь священномученика Власия в Конюшенной Слободе, но в 1934 г. перевели в храм в честь Симеона Столпника и в том же году в храм Рождества Христова в селе Измайлове (ныне в черте Москвы). В 1935 г. он был назначен настоятелем Николо-Архангельского храма в селе Никольском (в настоящее время – в городе Балашихе Московский области). В 1937 г. отца Алексия перевели в село Косино Ухтомского района Московской области (ныне в черте Москвы) на должность настоятеля храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впервые отца Алексия арестовали в 1929 г. Тогда он провел в заключении 2 месяца. 23 янв. 1938 г. отец Алексий был вновь арестован и обвинен «в участии в контрреволюционной группировке духовенства». Содержался в Таганской тюрьме. Вину свою не признал. 15 марта Особая тройка УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Алексия Смирнова к высшей мере наказания. 22 марта он был расстрелян на Бутовском полигоне. Похоронен в безвестной общей могиле.

http://pravenc.ru/text/2504051.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010