Общее число восстановленных в Белоруссии храмов точно неизвестно. Согласно документам Совета по делам Русской православной церкви, на 1 января 1948 г. их численность в республике была 1051, в том числе 302 в восточных областях. Отмечалось, что почти все они открыты в период оккупации (20–25 % в зданиях, никогда не бывших церквами), но по сравнению со временем войны количество действующих храмов сильно сократилось. По всей видимости, их было не менее 600, так как в 1945 г. в Белоруссии считались действующими 1250 православных церквей, из них на долю восточной части республики приходилось около 500 (часть храмов к тому времени уже успели снять с регистрации) 898 . Кроме того, за годы оккупации, как уже говорилось, было возрождено 6 монастырей – 3 мужских и 3 женских. С самого начала Белорусской Церкви пришлось столкнуться с двумя попытками внести разделение в ее паству. Первая исходила от главы автокефальной Православной Церкви в Генерал-губернаторстве митрополита Дионисия (Валединского), который, как бывший руководитель Польской Православной Церкви, считал себя вправе распоряжаться церковными делами в Белоруссии и на Украине. Идя навстречу требованиям нацистов, он признал автокефалию Белорусской Церкви, но на заседании возглавляемого митр. Дионисием Синода в Варшаве 9 сентября 1941 г. было решено установить для нее трех кандидатов во епископы. Германские историки Ф. Хейер и X. Вайзе пишут, что с просьбой хиротонисать во епископов белорусов к митр. Дионисию обращались и националистические круги. Из намеченных кандидатов вначале наибольшую активность проявил иеромонах Владимир (Финковский). В сообщении СД от 21 сентября говорилось, «что он является лучшим пропагандистом для германской стороны, его богослужения всегда содержат благодарственные слова фюреру. В своей комнате о. Финковский повесил портрет Гитлера и разъяснял верующим, что Белоруссия никогда не должна быть самостоятельным государством, а всегда оставаться под германским господством». При этом, по мнению СД, существенную роль могло играть желание стать архиереем, так как генеральному комиссару Кубе поступило ходатайство о назначении о. Финковского епископом или архиепископом Белоруссии 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сложнее в Шиомгвимском и Севастьяновском (XIII b.): «изшед св. дверьми, кадит и там крестообразно (Сев. вместо курсива: «и сотворив крест кадилом против жертвенника (λαστηρου, т. е. алтаря — в открытые двери) отходит и кадит»). Затем главной (нет в Сев.) иконе святого (т. е. храмовой), также игумену (τον καθηγομενον) и хо ру по обычаю (Сев.: на два хора по чину) в предшествии кандиловжигателя возжженной свечой (τς λαμπδος δηλοντι), затем выходит в притвор…» [ 165 ]. Характерно умолчание о других иконах, кроме храмовой. Дальнейшие редакции заменяют эту икону вообще иконами; по слав. XIV–XV b., «исходит из алтаря, преидущи свещи и кадит св. двери крестообразно и св. иконы; посем кадит игумена тришдь (трижды) крестообразно или место его и оба лика по чину своему; и исходит в притвор» [ 166 ]. Следующие редакции: «… св. иконы + иже на десней стране и по тех иже на левой», а замечания «трижды» и «или место его»— опускают [ 167 ]. Старообрядческий восстанавливает замечание о храмовой иконе: «после св. дверей покадит икону святого егоже есть храм, тоже кадит поряду св. иконы иже на десной стране, и по тех иже на левой стране» [ 168 ], в остальном как у нас. Характерно умолчание о каждении народа, сохраняющееся и в нынешнем Типиконе (только в этой главе): в древних монастырях вся братия пела, составляя два хора. Каждение притвора После среднего храма полагается каждение притвора, который, как замечено ранее, часто по величине мало уступал средней части храма и должен был вмещать всю братию ввиду того, что многие службы совершались здесь, Кроме того, каждение притвора — воспоминание о древне-церковном институте оглашенных и кающихся, не допускавшихся в самый храм. Наконец, каждение притвора могло иметь в виду погребавшихся здесь умерших [ 169 ]. Краткое замечание настоящей главы о каждении притвора: «исходит же и в притвор и кадит по чину и тамо сущую братию» — тоже восполняется в 22 гл. Типикона: каждение притвора, по этой главе, начинается с того, что священник «творит крест кадилом пред красными враты», — главными дверьми из притвора в храм, — подобно тому, как каждение средней части храма началось с такого же обряда пред св. дверями (царскими); «таже кадит на обе стороны св. иконы и братию всю по чину их; последи же возвращся к красным вратом, зря к западу, кадит крестовидно всех», — т. е. совершается общее каждение всех, как ранее каждого отдельно («по чину»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«в предшествии его (евтаксия, соотв. параекклисиарху) со свещником, кадит иерей весь храм по обычаю, выйдя (начиная от) из (св.) дверей» 1999 . Сложнее в Шиомгвимском и Севастьяновском (XIII в.): «изшед св. дверьми, кадит и там крестообразно (Сев. вместо курсива: «и сотворив крест кадилом против жертвенника ( λαστηρου, т. е. алтаря – в открытые двери) отходит и кадит»). Затем главной (нет в Сев.) иконе святого (т. е. храмовой), также игумену ( τον καθηγομενον) и хору по обычаю (Сев.: на два хора по чину) в предшествии кандиловжигателя возжженной свечой ( τς λαμπδος δηλοντι), затем выходит в притвор…» 2000 . Характерно умолчание о других иконах, кроме храмовой. Дальнейшие редакции заменяют эту икону вообще иконами; по слав. XIV-XV в., «исходит из алтаря, преидущи свещи и кадит св. двери крестообразно и св. иконы; посем кадит игумена тришдь (трижды) крестообразно или место его и оба лика по чину своему; и исходит в притвор» 2001 . Следующие редакции: «… св. иконы † иже на десней стране и по тех иже на левой», а замечания «трижды» и «или место его " - опускают 2002 . Старообрядческий восстанавливает замечание о храмовой иконе: «после св. дверей покадит икону святого егоже есть храм, тоже кадит поряду св. иконы иже на десной стране, и по тех иже на левой стране» 2003 , в остальном как у нас. Характерно умолчание о каждении народа, сохраняющееся и в нынешнем Типиконе (только в этой главе): в древних монастырях вся братия пела, составляя два хора. Каждение притвора После среднего храма полагается каждение притвора, который, как замечено ранее, часто по величине мало уступал средней части храма и должен был вмещать всю братию ввиду того, что многие службы совершались здесь, Кроме того, каждение притвора – воспоминание о древне-церковном институте оглашенных и кающихся, не допускавшихся в самый храм. Наконец, каждение притвора могло иметь ввиду погребавшихся здесь умерших 2004 . 2005 Краткое замечание настоящей главы о каждении притвора: «исходит же и в притвор и кадит по чину и тамо сущую братию» – тоже восполняется в 22 гл. Типикона: каждение притвора, по этой главе, начинается с того, что священник «творит крест кадилом пред красными враты», – главными дверьми из притвора в храм, – подобно тому, как каждение средней части храма началось с такого же обряда пред св. дверями (царскими); «таже кадит на обе стороны св. иконы и братию всю по чину их; последи же возвращся к красным вратом, зря к западу, кадит крестовидно всех», – т. е. совершается общее каждение всех, как ранее каждого отдельно («по чину»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

При соборе с самого начала существовала звонница, однако она была не такой, как теперь. Мартин Груневег, объехавший в качестве торгового подмастерья пол Европы и с января по август 1585 года живший в Москве, отразил её тогдашний образ в своих " Записках " : " При ней (при церкви) стоит колокольня. И в ней висят, как при других церквах, колокола в плохо сооруженной стене. Никакие колокола не раскачивают, но двигают язык за веревку спускающуюся до земли " . Как видим, тогдашняя звонница Покровского собора имела совершенно иной вид нежели нынешняя колокольня, и напоминала, скорее, до сих пор сохранившиеся звонницы новгородских и псковских храмов. О первоначальной форме и покрытии глав собора исследователи спорят до сих пор. Надо полагать, однако, что при постройке они были шлемовидными, а луковичную форму приобрели в конце XVI века. Что касается покрытия, то ещё в XVII веке оно не отличалось многоцветьем. Судя по воспоминанием иноземцев, видевших собор в это время, его главы были покрыты светлыми блестящими листами. Полихромную раскраску главы приобрели, по предположениям И. Е. Забелина, в конце XVII века, а с конца XVIII они имеют те же цвета, что теперь. Интересно, до 1780-х годов собор украшали дополнительные декоративные главки - у основания центрального Покровского шатра и у основания подкупольного барабана западного придела. Одна из основных особенностей собора Покрова на Рву - его богатый наружный декор, ведущий свою родословную от храмов рубежа XV-XVI веков, которые строились итальянскими мастерами. Кокошники, машикули, карнизы самой разнообразной формы веселят глаз и делают собор похожим на резную игрушку. Как уже было сказано, при постройке собор был окрашен " под кирпич " . Однако в ходе ремонтных работ, проводившихся в конце XVII века, внешнюю и внутреннюю галерею, а также площадки и парапеты крылец расписали травчатым орнаментом. В ХХ веке росписи были отреставрированы. Ещё одна деталь, служащая украшением храма - это его лестницы. Изначально лестницы собора были открытыми. В 1680-е годы над ними появились кровля на ползучих арках и шатровые рундуки над площадками. Тогда же деревянные навесы над гульбищем, то и дело горевшие в московских пожарах, заменили сводчатыми кирпичными галереями на столбах. Поднявшись по одной из таких лестниц, мы оказываемся внутри этого удивительного храма. Если снаружи собор производит монументальное впечатление, то, входя в него, посетитель попадает в своего рода лабиринт, по временам " раскрывающийся " вертикальными пространствами церквей-столпов. Как писал архитектор Н. И. Брунов, " наиболее характерной композиционной особенностью внутреннего пространства Покровского собора являются ритмические контрасты пространств интерьеров церквей и внутренней галереи. Чередуясь с низким пространством галереи, пространства церквей как бы вырастают из него, вместе с тем ритмически продолжая друг друга.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Новости 26 января, 2013 Патриарх Илия II посетил московские храмы Предстоятель Грузинской Православной Церкви поклонился святыням храма Всех святых, что во Всехсвятском на Соколе, построенного по инициативе царевны Дарьи Арчиловны в 1733-1736 годах и ставшего местом захоронения грузинских князей Цициановых и Багратионов, которым в XVIII-XIX столетиях принадлежало село Всехсвятское. 25 января, 2013 В Москве построят 17 храмов на территориях бывших заводов По его словам, из 200 запланированных модульных храмов 66 уже строятся. Еще 77 участков находятся на стадии юридического оформления, до конца 2013 года этот процесс будет завершен, после чего начнется строительство. 25 января, 2013 В Госдуме прошли Рождественские Парламентские встречи Главы и представители комитетов Государственной Думы, представители синодальных отделов и иных учреждений Русской Православной Церкви обсудили наиболее острые вопросы, требующие совместного решения и тесного взаимодействия. 25 января, 2013 Патриарх Кирилл: Настоящая верность там, где страх Божий В современном обиходе есть и другое, заимствованное из иных языков слово, которое призвано как бы оттеснить великое святое понятие верности, — это слово «лояльность». Но если разобраться, в лояльности нет сердечного чувства. Лояльность прагматична. 25 января, 2013 Законопроект о штрафах за гей-пропаганду среди детей принят в I чтении Документ, внесенный в Госдуму в марте 2012 года, предлагает за пропаганду гомосексуализма среди детей наказывать граждан штрафом от 4 тысяч до 5 тысяч рублей, должностных лиц — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей, юрлиц — от 400 тысяч до 500 тысяч рублей. 25 января, 2013 Минздрав введет персонализированный учет и медобслуживание детей-сирот " Дело в том, что до сегодняшнего дня министерство могло курировать только детей-сирот, которые находились в стационарных учреждениях " , — пояснила Скворцова. 25 января, 2013 1025-летие Крещения Руси отпразднуют в каждом населенном пункте Украины " Считаю, что к участию в этом мероприятии должны быть привлечены главы и делегации Церквей христианского мира " , - сказал В.Янукович.

http://pravmir.ru/category/news/page/464...

Таким образом, в это время «как бы опять возобновляется теократический образ правления в той форме, в какой существовало это правление в эпоху судей» (стр. 47). Каково должно быть религиозно-нравственное состояние возвратившихся из плена иудеев, автором отчасти предуказано в первом отделе главы. Нравственное возрождение сынов Израиля и преобразование их религиозных понятий началось и значительно двинулось вперед еще в период плена. В свою родную землю иудеи возвратились навсегда исцеленными от пристрастия к идолопоклонству. Отрешились иудеи и от чрезмерной привязанности к обрядности; так как в стране плена они не могли выполнять жертвенного ритуала и отправлять другие обряды, за отсутствием храма. Вследствие этого, их религиозные воззрения должны были до некоторой степени возвыситься и одухотвориться. С другой стороны, наказание бедствиями плена пробудило в иудеях стремление тщательно изучать и в точности исполнять закон – для того, чтобы вновь не подвергнуться наказанию за отступление от него. Это стремление, в своей основе похвальное, впоследствии дошло до крайности в законничестве фарисеев и книжников, которых строго обличал Господь Иисус Христос . – При таком внутреннем настроении, возвратившиеся из плена —693— иудеи, создав немедленно по прибытии в Иерусалим жертвенник, в самом скором времени приступили и к воссозданию храма; но храмовая постройка вскоре была прервана на многие годы – до тех пор, пока, под влиянием пророческих речей Аггея и Захарии. Иудеи не принялись со всем усердием за это дело и не довели его до благополучного окончания. Относительно главы второй можно заметить следующее. Разделение ее на два отдела: (а) социально-политическое состояние иудеев эпохи пророка Аггея и б) религиозно-нравственное состояние иудеев эпохи пророка Аггея) автором не выдержано строго; да подобное разделение в полной мере и едва ли вообще осуществимо. Лучше было бы распределить материал этой главы так: один отдел посвятить политическому состоянию Вавилоно-Персидского царства (о чем автору приходится говорить в отделе о религиозно-нравственном состоянии иудеев) и внешнему устройству иудейской общины в первые годы после плена, а другой – социальному и религиозно-нравственному состоянию иудеев эпохи пророка Аггея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помимо указанных, недостатком четвертой главы мы не можем не считать совершенное отсутствие рисунков в отделе об устройстве древнехристианских храмов. Пятая и последняя глава учебника трактует о богослужебных книгах. То, что дал здесь автор, можно назвать удовлетворительным, принимая во внимание особенную скудость литературы об этом предмете. Тем не менее против некоторых частностей и этой главы можно возражать. Так, содержание второго отдела первой части типикона указано, по нашему мнению, не совсем точно (239). Сведения о происхождении и особенно о дальнейшем развитии иерусалимского и студийского уставов (240 сл.) могли бы быть яснее. Устав о чтении евангелия и апостола в неделю св. Праотец изложен едва ли верно (252–253) 835 . Доказательства древности служебника (268 ab init.) и минеи месячной (271) представляются нам прямо наивными. Напрасно автор сообщает исторические сведения не о всех богослужебных книгах, а лишь о тех, относительно которых требует этого программа. Отметив в конце концов, как общий недостаток книги, неверные (3, 19, 42, 44, 91, 95, 103. 126, 171, 174, 209:232), неточные (20, 21, 24, 25, 34, 35, 36, 46, 90, 113, 114, 124:232) и недостающие (20, 34, 35, —541— 36, 40, 44, 63, 72, 73, 92, 125, 126, 127:174) цитаты из св. Писания и церковных правил, мы можем считать исчерпанными рассуждения о содержании книги г. Нестеровского. Теперь следует сказать несколько слов об её внешней стороне. По объёму своему книга очень велика: в ней 288 – 2 стр., напечатанных, правда, довольно разгонистым и довольно крупным шрифтом. И если даже, – как это обыкновенно и делается с разрешения объяснительной записки к программе по литургике, – не проходить в 4 классе последней главы учебника, на каждый из 30 приблизительно годовых уроков литургики в этом классе придётся по 8 страниц. Это более, чем много для настоящего усвоения урока. Конечно, несоразмерно-большой объём книги зависит отчасти оттого, что автор вдаётся порой в совершенно лишние подробности (напр., 35, 53, 68, 69, 76–85, 92 ad fin., 148:167).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Председатель Юридического отдела о визите главы Фанара: Варфоломей позорно избегает встречи с людьми, которых считает своей паствой Киев, 25 августа 2021 г.      Верующие Украинской Православной Церкви имеют гарантированное Конституцией право на молитвенные стояния, которыми они хотят донести Константинопольскому патриарху Варфоломею и первым лицам страны, что после томоса они никуда не исчезли и не желают входить в состав новосозданной «ПЦУ». Председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов прокомментировал ситуацию вокруг визита главы Фанара в Украину. Об этом он написал у себя на странице в фейсбук , сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ . Протоиерей Александр напомнил, что согласно Конституции Украины, граждане Украины которыми и являются и верующие Украинской Православной Церкви, имеют право на мирные собрания (ст. 39), а также на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст. 34). И потому, утверждает он, в частности молитвенное собрание верующих в Мариинском парке происходило в соответствии с Конституцией Украины. «Кроме того, верующие УПЦ пытаются донести как патриарху Варфоломею, так и руководству страны, что они существуют! Официальная статистика государства и многочисленные крестные хода, которые происходили этим летом в разных частях нашей страны показывают, что верующих УПЦ много, намного больше, чем у «ПЦУ», и они реальные люди в отличие от статистки «ПЦУ»», — подчеркнул юрист. Священнослужитель обратил внимание, что после «томоса Варфоломея», ни верующие, ни священнослужители УПЦ никуда не делись. «Более того, они не желают входить в состав новосозданной «ПЦУ». Тогда их решили силой и обманом туда загнать. Тайная перерегистрация религиозных общин, силовые захваты храмов, дискриминация за принадлежность к УПЦ, эти и многие другие нарушения прав верующих, побуждают людей выходить на молитвенные стояния и крестные хода, чтобы донести об этих проблемах!», — сказал глава Юротдела УПЦ. Он отметил, что «Варфоломей почему-то позорно избегает встречи с людьми, которых он считает своей паствой, прячась за ширмой канонической традиции». «Мне кажется, что Евангельская традиция намного выше канонической традиции. Если взялся лечить, так лечи, хороший врач всегда следит за результатами своего лечения», — резюмировал протоиерей Александр Бахов. 25 августа 2021 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/141334.html

Председатель Юридического отдела о визите главы Фанара: Варфоломей позорно избегает встречи с людьми, которых считает своей паствой 25.08.2021 17:56:27 КИЕВ Верующие Украинской Православной Церкви имеют гарантированное Конституцией право на молитвенные стояния, которыми они хотят донести Константинопольскому патриарху Варфоломею и первым лицам страны, что после томоса они никуда не исчезли и не желают входить в состав новосозданной «ПЦУ». Председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов прокомментировал ситуацию вокруг визита главы Фанара в Украину. Об этом он написал у себя на странице в фейсбук , сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ . Протоиерей Александр напомнил, что согласно Конституции Украины, граждане Украины которыми и являются и верующие Украинской Православной Церкви, имеют право на мирные собрания (ст. 39), а также на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст. 34). И потому, утверждает он, в частности молитвенное собрание верующих в Мариинском парке происходило в соответствии с Конституцией Украины. «Кроме того, верующие Украинской Православной Церкви пытаются донести как патриарху Варфоломею, так и руководству страны, что они существуют! Официальная статистика государства и многочисленные крестные хода, которые происходили этим летом в разных частях нашей страны показывают, что верующих Украинской Православной Церкви много, намного больше, чем у «ПЦУ», и они реальные люди в отличие от статистки «ПЦУ»», — подчеркнул юрист. Священнослужитель обратил внимание, что после «томоса Варфоломея», ни верующие, ни священнослужители Украинской Православной Церкви никуда не делись. «Более того, они не желают входить в состав новосозданной «ПЦУ». Тогда их решили силой и обманом туда загнать. Тайная перерегистрация религиозных общин, силовые захваты храмов, дискриминация за принадлежность к УПЦ, эти и многие другие нарушения прав верующих, побуждают людей выходить на молитвенные стояния и крестные хода, чтобы донести об этих проблемах!», — сказал глава Юротдела Украинской Православной Церкви.

http://radonezh.ru/2021/08/25/predsedate...

Детали северной стороны Знаменского храма В заключение несколько слов об архитектуре храма. Главный храм представляет из себя безстолбный четверик с сомкнутым сводом на четверике, к восточной его стороне примыкают три полукруглых абсиды. Северная и южная стены четверика в верхней части вертикально расчленены парными колонками на три части, восточная и западная – на четыре. Над колонками тянется богатый карниз-антаблеман, основание колонок северной и южной стены покоится на поясе, который продолжается и на абсидах. Во фризе – ширинки, приготовленные для заполнения кафелями. Выше карниза под спусками крыши с северной и южной сторон по три, с восточной и западной – по четыре арки, соответственно таким же вертикальным делениям фасадов. Прямоугольные окна, расположенные между парными полуколонками в верхней части четверика, имеют в фронтонной части треугольники и кокошники; фронтоны поддерживаются резными столбиками – пилястрами; последние взяты с дерева и отличаются разнообразием. Окна с впадинами и крючьями для ставень. Вид храма с юго-восточной стороны Главный храм имеет северный и южный входы, последний с крыльцом. Крыша четырехскатная. На пяти главах прорезные кресты. Шеи глав – без окон, украшены арками, опирающимися на пилястры с перехватами, между арок прямоугольные углубления и гладкая поверхность чередуются друг с другом; под пилястрами и выше арок гладкие пояса – валики; у шеи средней главы поверх арок два гладких валика; над верхним валиком зубчатый карниз, выше него два гладких пояса – валика. У основания шей угловых глав устроены декоративные кокошники, у центральной главы их нет. Придел пр. Сергия с сомкнутым сводом – постройки одного времени с главным храмом, алтарь его вновь построен в 1817 – 1819 годах. На нем одна золоченая главка на круглой шее (остальные четыре сняты в 1780 году): она теряется здесь среди широкого четырехскатного покрытия и не идет к типу пятикупольных храмов московской архитектуры XVII века; при реставрации здесь снова должны быть помещены четыре главы по образу сохранившейся. Шея главки украшена аркатурой: арки, опирающиеся на короткие пилястры, в сравнении с высотой и шириной шеи, непомерно широки и потому нескладны; ниже пилястр и сверх арок вокруг шеи по одному гладкому валику – поясу; над верхним поясом зубчатый карниз. Стены придела имеют с северной стороны два ряда прямоугольных окон, разделанных в 1817 – 1819 годах, простой карниз и над ним три полукруглые арки. Западная внутренняя стена придела вынута широкою аркою. К западу от нее идет пристройка позднейшего времени (определить его точно не удалось) с четырехскатною кровлею; несомненно, эта часть здания сооружена для увеличения площади придела пр. Сергия; между этой пристройкой и колокольнею есть еще невысокая постройка, в которой устроен вход на колокольню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010