Спаси Вас Христос! Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы продолжаем чтение 21-й главы, и рассмотрим тему, озаглавленную как: Второе очищение Храма (12–17). Иерусалимский Храм занимал огромную площадь на так называемой «Храмовой горе». Со всех сторон Храма были портики и своды, которые защищали от яростных лучей солнца во время зноя. Под тенью этих портиков законоучители преподавали Закон простому народу; на особо отведенных местах продавался скот, мука, масло и вино для обрядов жертвоприношения. Очевидно, что не все иудеи, приходившие издалека, могли все это принести с собою. Была и религиозная необходимость обменивать деньги. Так как на деньгах язычников были изображения, запрещенные Законом Божиим (изображения языческих богов и их правителей), то для податей на Храм их обменивали на более кошерные тирские монеты. Похоже, что торговля необходимым для жертвенных обрядов и обмен денег осуществлялись в непозволительной близости от самого Храма (главного и единственного святилища Ветхозаветной Церкви Бога). Еще пророк Захария предсказывал о днях Миссии: «И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день» ( Зах.14:21 ). Слово «хананей» в данном случае означает «торговца», «спекулянта», или «лавочника». Без сомнения, вся эта торговля и операции с деньгами, особенно накануне праздника Пасхи, приносили колоссальные доходы. И, как известно, любое преступление оставляет и свой экономический след… И тому в Новом Завете мы находим подтверждение. Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» ( Иак.2:5–6 ). Возможно, что в этих словах Иакова, брата Господня, содержится намек (евр. ремез) на известные в свое время события. Слова: «не бедных ли мира избрал Бог» могут указывать на призвание богочеловеком апостолов; слова: «А вы презрели бедного» – прямое обвинение богатым в причастности к казни Иисуса Христа, следовательно, слова: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?», – скорее означают не вопрос, но констатация того, что олигархи Палестины не только погубили Христа, но и спровоцировали гонения против Его учеников. Наивно было бы утверждать, что только религиозные разногласия между Христом и иудеями, спровоцировали, всю эту войну. В действительности окончательный разрыв между христианами и иудеями, между Церковью и Синагогой, произошел значительно позднее описываемых в Евангелиях событий. До начала II века столкновение между христианами и иудеями носило более частный характер. Окончательный разрыв происходит после Второй иудейской войны (131–135 г.г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Спускаемся еще несколько ниже. Перед нами францисканская церковь Dominus flevit (Господь плачет). Воистину удивительны названия церквей во Святой Земле! У нас довольно однообразно все храмы именуются в честь святых или великих праздников: Воскресенская, Покровская, Никольская и т. д. А здесь все – по происшедшим на этих местах событиям: церковь Чуда, церковь Приумножения хлебов, церковь «Отче наш», церковь Плача Господня, церковь Бичевания и т. д. Церковь Dominus flevit находится на месте, где в Вербное воскресенье Господь, входя в Иерусалим при всеобщем ликовании, воззрел на город и заплакал. Мы подошли к этому храму довольно поздно. Время посещений только что кончилось, и монастырские врата были закрыты. Встав у ворот, мы стали читать Евангелие: И когда [Иисус] приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём, и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!.. ( Лк. 19: 41–42 ) И тут вдруг монастырские ворота открываются: это выходят последние посетители. Мы умоляем привратника впустить нас, объясняя, что мы из России, из Сибири (Russia! Siberia!). Услышав о Сибири, он впускает нас. Благодарение Богу! Как хорошо на этой горе! Везде христианские храмы смотрят на восток. А этот – прямо на запад. Алтарная стена его стеклянная, и отсюда открывается вид на Иерусалим, на Храмовую гору. Теперь там величественный золотой купол мечети Омара (или Купола Скалы). Вошедший в Церковь Dominus flevit видит через открытый алтарь то, что видел Иисус, когда, спускаясь с горы, Он здесь заплакал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Мф. 23: 37 ) Внемля плачу Иисуса, паломник видит на лицевой стороне открытого престола мозаичное изображение Птицы с нимбом вокруг главы, собирающей под Свои крылья разлетающихся птенцов. Как хочется собраться под этими Крыльями, сокрыться под ними! Но дерзки люди и безумны. Хотят собраться без Его Крыльев. А собирающего начала-то нет. Потому и нет собирания. Птенцы разлетаются кто куда. Пустеет гнездо. Здесь, на этом месте, глядя на Иерусалимский храм, и сказал Христос: Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23: 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Судя по 16–18 ст., инициатива этого возобновления, как будто, усвояется самим римлянам; однако, естественнее думать, что Симон, а не римляне, посылал послов с этой целью, как представляется дело и при возобновлении дружбы со спартанцами (21–33). Еще яснее следует это из 24 ст., где прямо говорится, что «Симон послал Нуминия в Рим… заключить с ними союз…», и ответ, привезенный от римлян Нуминием (ср. XIV:24; XV:15–21), не оставляет сомнения в том, что сам Симон начал это дело. – «Написали…» (18 ст.) – тут разумеются не только римляне, заключавшие союз с Иудой и Ионафаном (гл. VIII и XII), но и спартанцы, хотя эти возобновляли союз только с Ионафаном (XII:6). Это же двойное подлежащее (римляне и спартанцы) принадлежит и к выражению – «опечалились…» (16 ст.). Послание спартанцев (20–23) озаглавливается именем не царя, а «Спартанские начальники и город…», ρχοντες Σπαρτιατν, т. е. эфоры : после Пелопса, который наследовал своему отцу Ликургу в 211 г. до Р. Х., Спарта не имела более царей, а по умерщвлении Набиса в 192 г. до Р. Х. она не имела более тиранов. – Посланные к спартанцам были те же самые и теперь, что ранее – при Ионафане (XII:16). – «В открытые народные книги…», ν τος αποδεδειγμνοις του δμου βιβλοις…, слав.: «во особыя людския книги…», т. е. книги, предназначенные для общественного употребления и сведения. «Весом в тысячу мин…» Принимая мину за 1/60 древнегреческого таланта (см. к XI:28), получаем в тысяче мин ценность около 37 000 рублей на наши деньги. 1Мак.14:25–27 Когда услышал об этом народ, то сказал: какую благодарность воздадим мы Симону и сыновьям его? Ибо он твердо стоял и братья его и дом отца его, и отразили врагов Израиля, и доставили ему свободу. И написали о том на медных досках и выставили их на столбах на горе Сион. Вот список написанного: «В восемнадцатый день Елула сто семьдесят второго года – это был третий год при первосвященнике Симоне – «На горе Сион…», т. е. точнее – на храмовой горе (см. к I:33, а также 48 ст. настоящей главы). – «В 18-й день Елула (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Существует мнение, по которому храм как определенное место богослужения считается вообще ненужным для христианина. " Поклоняться Богу можно везде, потому что Бог вездесущ, — говорят сторонники этого мнения, — и Сам Спаситель в беседе с самарянкой ясно выразил эту мысль, когда сказал ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине " (Ин. IV, 21, 23-24). Однако в приведенных словах Господь только разрешает старинный спор между иудеями и самарянами, из которых первые считали единственным и исключительным местом богослужения Иерусалимский храм, а последние - храм на горе Гаризим. Для такой исключительной привязанности к одному определенному месту богослужения, конечно, не было никаких оснований, кроме национального самомнения, и Господь указывает, что поклонение Богу возможно везде, на всяком месте. Но этим вовсе не запрещается постройка храмов или молитвенных домов. Главный же смысл слов Спасителя в том, что, где бы ни молился человек Богу — в храме или вне храма, повсюду его молитва должна состоять не в одних телесных движениях, но в горении духа и в возношении ума и сердца. Поклонение же истиною означает поклонение не лицемерное, в одних словах состоящее, но поклонение делами, когда признание Бога свидетельствуется в жизни благоговейным отношением к Нему и исполнением Его заповедей. Таким образом, в беседе Христа с самарянкою совсем нельзя видеть отрицательного отношения к " храму. Здесь лишь выясняется духовная сущность Богопочитания. Пример же и жизнь Спасителя, наоборот, ясно говорят о Его уважении к храму и о том значении, которое Он придавал дому молитвы в духовной жизни Своих последователей. Он Сам часто бывал в храме, молился здесь, учил народ, а эпизод XI главы Евангелия от Марка особенно ярко говорит о том, что Он смотрел на храм как на величайшую святыню.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Такова красота и абсолютное совершенство Единого Бога Израилева. Образ Господа Жениха дается в ярких сравнениях с природой Святой Земли. Можно также усмотреть в описании красоты Жениха сравнение с благолепием Иерусалимского храма. Описание Жениха в 5:10–16 подобно описанию Невесты в 4:1–5. 1 . Возлюбленный мой бел и румян (чермен). Раввин Раши толкует так: возлюбленный мой бел – это означает Бога Ветхого деньми ( Дан. 7:9 ), украшенного белизною, представляющего вид старца, каковым видели Его пророки. То есть явлена Его вечность. Выражение румян (чермен) означает Бога, исполненного славы, величия, могущества, каковым Он явился Иисусу Навину по переходе через Иордан, когда Его видели как бы воином. Явлена Его «юность», вечно новая красота и сила Божественной «юности». Этим указаны и белизна непорочного пасхального агнца, и красная кровь его, через которые избавился Израиль от рабства. И таковой Он лучше десяти тысяч других , избран от тем. Избавившись от рабства, воспел Израиль: «Кто, как Ты Господи, между богами?» ( Исх. 15:11 ), «ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный» ( Втор. 10:17 ). В отношении Иерусалимского храма здесь говорится о Ягве, его Владыке и Господине. 2 . Голова его – чистое золото . «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого» ( Пс. 18:10–11 ). Подобны чистому золоту суды от главы Господней. И в первую очередь это относится к заповедям, которые судил Господь исполнять народу Своему. В особенности же к главе всех заповедей – «Аз есмь Господь Бог твой». В храмовом символе этим указывается на святое святых, которое было обложено чистым золотом. 3 . Кудри его волнистые, черные, как ворон. Вышеуказанная белизна относилась не к волосам, а к лику. Волос же – черный , чем указывается на красоту и вечную юность. Ягве всегда Тот же и никогда не стареет. Только этот мир стареет и проходит. Ворон упомянут только лишь для обозначения цвета. Если голова его означала первую заповедь, то выражение кудри его волнистые означает, что все прочие слова Закона Божия свиты, как кудри, составляют единую нераздельную истину (раввин Раши).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тридцать три главы – число земных лет Спасителя. Количество глав связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме. И еще несколько слов хотелось бы сказать о символике самих материалов, из которых созидались храмы Божии – о камне и о дереве. Камень – символ прежде всего Самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло Римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах, – прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится», по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44). Великий Исаия называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна», о который споткнутся многие «и упадут и разобьются… Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (Ис. 8, 14; 28, 16; Рим. 9, 33) . Символизируя Христа, камень символизирует одновременно и твердую веру во Христа. Так, выражая свою веру, апостол Петр сказал Господу: «Ты Христос, Сын Бога Живого», Господь ему ответил: «Ты Петр (значит камень), и на сем камне Я созижду Церковь Свою». Апостол Петр в своем послании называет верных «живыми камнями», говоря: «Приступая к Нему (Иисусу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 45). Множество камней в мире символизирует множество верных – от начала, до скончания времени – согласно обетованию Божию Аврааму о том, что потомство его по правой вере будет «как песок на берегу морском» (Быт. 22, 17). Если стены храма – все народы, из которых Христос создал Свою Церковь, по мнению св. Иоанна Златоуста, а камень – символ верного Господу христианина (по ап. Петру), то камни в стене храма символизируют души праведных людей, составляющих Церковь Христову. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.

http://pravoslavie.ru/683.html

Премьер Палестины призывает мусульман всеми способами сорвать строительные работы у Храмовой горы 6 февраля 2007 г. 21:12 Сегодня стало известно о том, что премьер-министр Палестинской автономии Исмаил Ханийе призвал мусульман как в Израиле, так и на палестинских территориях всеми возможными способами предотвратить строительные работы, которые израильтяне намерены провести в районе Храмовой горы в Иерусалиме. Похоже, что в этом вопросе как ХАМАС, так и «Исламский джихад» нашли общий язык: лидер ХАМАС призвал мусульман вопреки постановлению полиции Израиля собраться у мечети Аль-Аксы, лидер «Джихада», который взял на себя ответственность за утренний обстрел Израиля ракетами «Кассам», заявил, что эта акция должна стать ответной мерой на действия и решения Управления по делам древностей Израиля. В обращении главы исламских судов Тайсира ат-Тамими, переданном телеканалом Al Jazeera, говорится, что он призвал мусульман собраться у мечети, чтобы помешать строительным работам, которые ведутся израильскими рабочими у одного из входов мечети Аль-Акса. По словам ат-Тамими, эти работы, для которых вызваны бульдозеры, могут повредить здание мечети. В настоящее время израильские власти пытаются успокоить мусульманское население, заявляя о том, что все строительные работы ведутся вне территории исламского комплекса на Храмовой горе. Илан Франко, генерал-майор полиции и глава Иерусалимского округа, утверждает, что работы, проводимые археологами и строителями, «координируются со всеми заинтересованными кругами». Министр по делам Иерусалима Яков Эдри сообщил также, что в известность были поставлены иорданские власти, исламское управление Храмовой горы «Вакф» и ЮНЕСКО. Впрочем, известно также и то, что в целях предотвращения возможных демонстраций протеста израильские власти ограничили доступ к Аль-Аксе — туда пускают только женщин и мужчин старше 45 лет. Радиостанция «Эхо Москвы» сообщает, что сейчас в обстановке повышенных мер безопасности идут раскопки вблизи Храмовой горы и Стены плача. На прилегающих к этому месту улочках располагаются усиленные полицейские патрули. Напомним, что на Храмовой горе расположены исламские святыни — мечеть Аль-Акса и мечеть Омара. Напомним, что еще в 2001 году представители еврейской ортодоксальной религиозной группы «Ревнители Храмовой горы», несмотря на серьезные протесты со стороны арабского населения, провели символическую церемонию закладки «краеугольного камня» в основание будущего Третьего храма Соломона. Впрочем, участники акции были остановлены полицией на подходах к Старому городу. «Первый камень» весом 4,5 т они унесли с собой и устроили церемонию около находящегося в непосредственной близости от Храмовой горы торгового центра «Гивати». Затем камень был возвращен туда, где он находился до этого, — к американскому консульству в восточной части Иерусалима. Утро.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/192994.htm...

Каждая грань храмового восьмерика завершается треугольным щипцом. Грани шатра храмового восьмерика, ориентированные на юго-запад, юго-восток имеют главы на восьмигранных глухих двухъярусных барабанах. Шатер храмового восьмерика увенчан главой на высоком восьмигранном глухом барабане. Междуярусное членение колокольни выполнено подшивными профилированными карнизами небольшого выноса с плоскими фризами. Все оконные проемы первого яруса имеют трапециевидное завершение. Здание храма имеет естественный цвет обшитых некрашеной доской стен, без выделения деталей. Углы четверика колокольни, храмового четверика обработаны неширокой доской. В ярусе звона пространство под проемами декорировано накладными лежачими филенками. Оконные и дверной проемы храмового четверика обведены плоской доской. Оконные проемы апсиды, трапезной и притвора имеют наличники с невысокой, гладкой лобанью и прямым, профилированным сандриком. Свесы кровли на щипцах и односкатных треугольных кровлях декорированы мелкопрофилированными досками. Фундамент бутовый. Цоколь из кирпича см). Стены бревенчатые, снаружи обшиты тесом. Полы деревянные. Длина здания около 27 м. Ширина храмовой части около 10 метров. Кровля металлическая. Все помещения церкви перекрыты плоскими потолками. Вдоль продольной оси главного объема здания с востока на запад последовательно располагаются: пятигранная апсида, квадратное помещение храма, чуть меньше храмового по ширине помещение трапезной, небольшое вытянутое вдоль продольной оси здания помещение притвора. Помещение храма сообщается с алтарем и трапезной через два широких проема. Стены и потолок окрашены масляной краской. Активную роль в интерьере храма играют паруса храмового четверика, украшенные изображениями евангелистов, выполненные росписью маслом. Плафон восьмерика храма украшен изображением Саваофа, выполненным в той же технике. Сохранились исторические оконные переплеты, металлические кованые решетки геометрического рисунка на окнах нижнего яруса и кубоватого рисунка – на окнах второго света храмового четверика.

http://sobory.ru/article/?object=08992

Существенно выросла активность и настоятелей, и прихожан строящихся храмов. В итоге за 2013 год прирост числа временных храмов составил 50 % от числа тех, которые существовали в 2012 году (в 2012 году было 40 храмов, а сегодня их больше 60). Мы понимаем, что в ближайшее время вряд ли удастся найти средства для строительства основного храма на каждом из оформленных участков, поэтому управляющим викариатствами необходимо продолжить установку временных храмов. Заниматься этим следует во взаимодействии с местными органами власти, имея целью достаточно быстро решить поставленную задачу. Знаю, что в большинстве случаев руководство префектур, депутатский корпус, главы управ на местах оказывают максимальное содействие реализации доброй воли народа, желанию людей видеть недалеко от своего дома храм. Это является свидетельством того, что мы действительно делаем общее дело. Я бы хотел особенно подчеркнуть значение временных храмов, потому что вокруг них собирается православная община, формируется приход, развивается некая самостоятельность, люди сами изыскивают средства. Недавно я совершал богослужение в одном из вновь восстановленных храмов и спросил священника: «А как были собраны деньги на то, чтобы привести храм в такое благолепие? Кого нужно наградить? Кто был основным спонсором?» Он смутился и говорит: «Не было основного спонсора, сами люди собирали». Такой механизм народной поддержки строительства новых храмов в Москве является очень важным. Может быть, люди жертвуют деньги не такие уж большие, но в сумме набираются средства, которых достаточно для того, чтобы производить восстановительные или строительные работы. Эта активность людей дорогого стоит. А она возникает там, где появляется приход, где появляется настоятель, где совершаются богослужения. Кроме того, люди привыкают к храму, и даже те, кто не до конца понимал, что означает иметь храм в непосредственной близости от того места, где живешь, сегодня положительно оценивают такую возможность. Я уже сказал, что имеется много положительных примеров активного участия людей в строительстве храмов. И состоятельные люди, видя положительный пример такой самоорганизации верующих, принимают решение о своем участии в программе, выбирают участки, терпеливо ждут их оформления и сами становятся храмостроителями. То есть энтузиазм простых людей привлекает к себе и людей более состоятельных, которые могут внести значительный вклад в строительство.

http://patriarchia.ru/db/text/3615933.ht...

Глава 49 – Постная Триодь. Здесь указаны все особенности периода пения Постной Триоди, начиная от Недели о мытаре и фарисее и заканчивая Великой Субботой. Глава 50 – период Пятидесятницы. Здесь указаны все особенности богослужений периода пения Цветной Триоди, начиная от Недели Пасхи и заканчивая Неделей Всех святых. Глава 51 – о посте святых апостолов. Глава 52 – о пении тропарей и кондаков на службах суточного круга. Очень важная глава, так как только здесь содержатся указания относительно пения тропарей и кондаков на литургии по малом входе, а также приводятся многие особенности пения тропарей и кондаков на других богослужениях. Главы 53–60 содержат различные молитвословия и песнопения (тропари, кондаки, прокимены, светильны и др.), которые находятся в других богослужебных книгах (Октоих, Минея, Апостол) и на практике берутся из других книг, а не из Типикона. §3.2.3. Храмовые главы Храмовые главы указывают, каким образом совершается служба на храмовые праздники, особенно при совпадении храмового праздника с каким-либо иным праздником. Храмовые главы имеют в Типиконе свой счет и расположены следующим образом: с 1-й по 24-ю находятся главы о праздниках, которые могут случиться в течение всего года, за исключением периодов пения Триоди. Главы с 25-й по 47-ю посвящены храмовым праздникам, случившимся в период пения Постной Триоди, а главы с 48-й по 58-ю главу включительно – храмовым праздникам, которые приходятся на период пения Цветной Триоди. В 59-й главе находятся припевы, которые поются на 9-й песни канона утрени в Господские и Богородичные праздники, а 60-я глава содержит Пасхалию. §3.2.4. Пасхалия Согласно постановлению I Вселенского Собора 325 года, Пасху надлежит праздновать в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Таким образом, отправной точкой служит день весеннего равноденствия – 21 марта, что отражает следующий символический смысл: как Воскресение Христа стало торжеством жизни над смертью , так и празднование этого события должно иметь место тогда, когда день преобладает над ночью, то есть после весеннего равноденствия. Затем берется следующее за 21 марта полнолуние, и ближайшее воскресенье после этого полнолуния и является пасхальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010