1 февраля 1925 года он совершил литургию в Донском монастыре. На протяжении февраля и марта патриарх совершал богослужения в самых отдаленных концах города, благословляя, как обычно, тысячи молящихся. В феврале им были совершены литургии в храме Трифона Мученика (у Рижского вокзала), в храме Богоявления (в Елохове) – в праздник Сретения Господня и всенощная в храме Взыскания Погибших в Палашах, литургия в храме святой Софии на Софийской набережной. Патриарх, однако, не торопился выписываться из больницы – здесь он чувствовал себя лучше и спокойнее по сравнению с крохотными комнатками женского монастыря, битком набитыми народом. Лишь на первой неделе Великого поста решил Святейший выйти из клиники, чтобы провести эту седмицу по-монашески, поговеть и не пропустить ни одного богослужения. В прощеное воскресенье, 1 марта 1925 года, он служил литургию в храме св. Ермолая на Садовой улице. Вечером он совершил прощеную вечерню в Донском монастыре и на протяжении всей первой недели служил каждый день. Затем патриарх вновь переехал на Остоженку. На протяжении Великого поста патриарх служил каждое воскресенье. 8 марта 1925 года он совершил литургию в храме св. Николая на Песках. 16 марта – в храме Зачатьевского монастыря. 21 марта – всенощную с выносом креста в храме Воскресения на Остоженке (рядом с клиникой). 22 марта – в воскресенье Крестопоклонной недели – Святейший слу жил литургию в храме Сорока Мучеников, при которой совершил послед нюю в своей жизни хиротонию, рукоположив архимандрита Тихона во епископа Гомельского. 29 марта патриарх Тихон совершил литургию на далекой московской окраине – в храме Петра и Павла на Преображенской площади, обычно этот храм называли Малым Преображением. В шестое воскресенье Великого поста патриарх совершил литургию в храме Вознесения на Никитской улице. Служба была длинная, торжественная. Несколько тысяч москвичей переполнили огромный храм, который был в то время любимым храмом московской интеллигенции. Многое видели стены просторного, красивого здания: в феврале 1831 года здесь венчался А.С.Пушкин с Н.Н.Гончаровой. В 1918 году здесь происходило отпевание юнкеров, погибших в 1918 году – 180 гробов заполняли храм. В 1920 году здесь венчалась дочь Ф.И.Шаляпина, и могучий бас великого артиста, читавшего Апостола, сотрясал стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. 13 декабря 1880 года новому храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая 1883 года состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения. С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (разрушен в 1918 году). В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. 15 августа 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон.

http://sobory.ru/article/?object=44392

Не менее широко применялся христианами и елей из лампад, привешенных перед изображениями святых, и от гробов мученических. Так, Кирилл Скифопольский в жизни св. Евфимия говорит: «И вечером взяв «γαδμα» (св. воду) от гробницы святого и елея из неугасимой лампады, выпив, таким образом освободился от демона» 12 . У него же есть рассказ в жизни св. Иоанна Отшельника и в жизни св. Евдокима: «И помог ей для отгнания мучащего отрока недуга елей, взятый от светоносного гроба Макария, которым она помазала руки отрока» 13 . Затем Софроний, патриарх Иерусалимский, в жизни свв. Кира и Иоанна (4 в.) говорит: «Приди в Александрию и, попостившись, присядь в большом тетрапиле, и взяв немного елея из лампады, привешенной перед иконою Спасителя, в сосуд, и опять возьми там «γαδμα» и, помазав им ноги, будешь иметь здравие» 14 Подобные же примеры врачевания елеем мы наблюдаем в жизни: св. Пахомия; св. Нила младшего; св. Георгия мученика; св. Евпраксии девы; св. Артемия; св. Луки младшего 15 ; св. Тарасия, патриарха Константинопольского 16 ; св. Зосимы, еп. Сиракузского 17 ; св. Петра чудотворца 18 ; св. Фантина исповедника 19 ; св. Сампсона странноприимца 20 ; свв. Иуста, Оронтия и Фортуната, пострадавших при Нероне 21 ; св. Созия мученика 22 и др. Наконец, для тех же целей врачевания больных служил и елей св. креста. Упомянутый выше Кирилл Скифопольский в жизни св. Саввы говорит: «Вышнего положив прибежище себе и окропив (помазав) место честным елеем св. креста, пробыл там дни св. четыредесятницы»; гл. 44: «елей св. креста исцелит его»; гл. 63: «помазанием всего тела елеем креста освободился от демонов» 23 . Затем в жизни св. Кириака подвижника рассказывается: «Произнесши молитву над юношей и помазав елеем креста, избавил его от горького безумия» 24 . Этот елей креста получил свое начало от тех светильников, которые висели в Иерусалимском храме воскресения перед св. крестом. Перед елеем этого креста было такое благоговение, что его уносили в золотых, серебряных и иных сосудах, как замечает Феодор, еп. Равейский, в жизни св. Спиридона 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

14 декабря , в день памяти Прав. Филарета Милостивого, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Начало богослужения в 9.30. 16 декабря , в день памяти Прп. Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Саввино-Сторожевском монастыре (Московская область, Звенигородский р-н). Начало богослужения в 9.00. 17 декабря , в день памяти Вмц. Варвары, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме вмц. Варвары и прп. Ильи Муромца во Власихе (при штабе РВСН). Начало богослужения в 9.30. 18 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове (Спартаковская ул., 15), Начало богослужения в 9.30. 19 декабря , в день памяти святителя Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском монастыре (Московская область, г. Дзержинский, Люберец. р-на, площ. свт. Николая,1). Начало богослужения в 9.30. 21 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще (Шереметьевская ул., 33). Начало богослужения в 17.00. 22 декабря , в праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке (2-й Обыденский пер., 6). Начало богослужения в 9.30. 24 декабря Святейший Патриарх совершит освящение храма и Божественную литургию в храме Спаса Преображения на Песках (Спасопесковский пер., 4-а). Начало богослужения в 9.00. 28 декабря , в день памяти сщмч. Илариона, архиеп. Верейского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Сретенском монастыре (Б. Лубянка, 19, стр. 1). Начало богослужения в 9.30. 31 декабря , в 18.00, Святейший Патриарх совершит акафист свт. Алексию, митр. Московскому и Новогодний молебен в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове (Спартаковская ул., 15). Дополнения и изменения в программе Патриарших богослужений и мероприятий будут отражаться в рубрике «Анонсы» на сайте Патриархия.ru.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

Как рассказал настоятель, прежде, до закрытия храма, богослужения совершались на церковнославянском языке русскими священниками. В XVIII веке, возможно, служили на грузинском. Сейчас два священника —  русский и грузинский — служат по очереди через неделю. Евангелие всегда читается на двух языках. Песнопения и чтения звучат на грузинском языке, требы также совершаются на грузинском языке, сообщил отец Феодор. В храме по четвергам совершается молебен великомученику Георгию и всем грузинским святым на грузинском языке. При храме действует воскресная школа, где не так давно прошел вечер грузинской поэзии, посвященный св. царице Тамаре. И только проповедь на грузинском языке бывает не на каждой службе. Как считает священник, обстановку усугубили и самые последние события в сфере российско-грузинских отношений: изъятие грузинских вин, «боржоми». «Мне люди говорят: вы стали заложником ситуации», — сообщил отец Феодор. Говоря по аналогии о ситуации в русских храмах в Тбилиси, отец Феодор рассказал, что из четырех таких храмов богослужение на церковнославянском языке теперь совершается только в двух: церквах Александра Невского и Иоанна Богослова. В храме Михаила Тверского в Тбилиси богослужение не так давно было переведено на грузинский язык в связи с оскудением прихода. «В Грузии есть проблема: русские священники умирают, а новые не появляются. Русских там не остается. Но был случай, когда в храм назначили грузина, а приход был против», — сообщил отец Феодор. В Москве же, напротив, приход храма великомученика Георгия пополнялся беженцами из Абхазии. «Конечно, абхазских беженцев легко настроить против, они много потеряли, но здесь они ничем не ущемлены», — говорит священник. Сейчас по большим праздникам в храме собирается 350-500 человек. О ситуации в обоих русских храмах столицы Грузии тбилисский корреспондент «Благовест-инфо» справился у клирика церкви св. Иоанна Богослова отца Константина: по его словам, богослужения здесь по-прежнему совершаются на церковнославянском и лишь по четвергам литургия служится на грузинском, но «так было всегда». Отец Антоний, священник второго русского храма — св. Александра Невского, — также заявил, что богослужения, как и ранее, ведутся на церковнославянском, причём все семь дней недели.

http://patriarchia.ru/db/text/115613.htm...

Но некоторые так возражают: «можно и дома молиться Богу, и учиться вере и благочестию христианскому». Сын церкви Христовой! Не только можно, но и должно. Но зачем же удалять себя от сообщества с верующими, которые слушают учение небесное в храме Божием, где Господь особенно являет свою благодать верным чадам св. церкви? Здесь особенно присутствует сам Бог. Здесь Ему приносится умилостивительная жертва за наши грехи. Здесь мы молимся Ему все вместе, а Он всего более любит общую и единодушную молитву ( Матф. 18:20 ). Здесь христианин, не развлекаясь мирскими суетами, стоя без лености и со вниманием, от земного возносится к небесному. Здесь самое земное носит на себе образ небесного. От того служение, совершаемое в храме Божием, есть самое лучшее училище веры и благочестия христианского. И можем ли мы найти лучшее училище для образования вашего ума и сердца, кроме нашего церковного богослужения? Здесь особенно назидается благочестивое чувство христианина, который, выходя из храма Божия, выносит в душе своей радость и блаженство. Некогда послы князя Владимира пришли в цареградский храм св. Софии, где патриарх совершал божественную литургию. Красота храма, благоухание фимиама, стройное и сладостное пение клира, благоговение народа, священная важность и таинственность обрядов изумили послов. Им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и с людьми соединяется. Они сказали Владимиру, что они были тогда не на земле, а как бы на небе. Следовательно, где удобнее можно заниматься молитвою и спасением души, как не в храме Божием, и где удобнее можно найти утешение для сердца среди скорбей и горестей жизни, излить пред Богом благодарные чувства за Его дары и милости, как не в храме Божием? Какое же мы имеем право жаловаться на свои беды и несчастья, когда сами удаляем себя от Бога и нашего прибежища – св. храма Божия? Кроме сего, посмотрите на тех, которые не ходят в церковь по сказанной причине. Действительно ли молятся они дома и занимаются спасением своей души? Некоторые из них проводят время часто в праздности, сквернословии, пустословии, злословии и ссорах; иные – в пьянстве и других несвойственных христианину занятиях. А если некоторые и молятся дома, то у многих из них молитва часто не лучше фарисейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). На 1-м часе – кафизма 9-я. На 3-м часе – кафизма 10-я. На 6-м часе – кафизма 11-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 12-я. Изобразительны совершаются по великопостному чину. Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом : в храме Господском – кондак храма, кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й. Существует также мнение , что в предпразднство Благовещения дневные кондаки и кондак «Со святыми упокой...» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8-й. Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице...». «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й) . Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Строителей было всего 3-4 человека, реконструкция шла медленно. Хотя финансов имелось немного, стройка всё – таки велась непрерывно, и зимой, и летом. Сметная стоимость храма определялась внушительной суммой. Страх одолевал – сумма огромная, но молитвенно надеясь на Господа, всё промыслительно устраивалось. Каждую копеечку берегли и ценили, но самое главное — укрепляли веру, духовную жизнь прихода. С 1998 года регентское послушание исполняет Тимошенко Наталья Николаевна. Без церковного хора службы не совершишь. Организовалась миссионерская деятельность среди школьников. Под руководством педагогов дети проводят рождественские и пасхальные утренники. Божественная Литургия в храме совершалась один-два раза в месяц по воскресным и некоторым праздничным дням. При отсутствии настоятеля, в некоторые воскресные дни чтение Псалтири и Акафистов совершали сами прихожане. Настоятель ещё окормляет иные три прихода и поочерёдно по воскресеньям служит в них. Первая Божественная Литургия в новом храме под открытым небом совершилась 1 августа 2004 года, а с 2005 года в зимнем помещении храма с июля уже совершается постоянно. А с лета 2008 года Божественная Литургия проходит постоянно в новом храме. Современное состояние [ править править код ] При храме имеется Библиотека. Также работает Воскресная школа, которая расположена в доме возле храма по адресу ул.Садовая, 1«А». На территории храма имеется Крестилка-купель, келия прп. Серафима Саровского, где находится камень, на котором можно помолиться с воздетыми вверх руками и с молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному.» Здесь же имеются святые камешки привезенные из мест Святой Земли Иерусалим. Также, почти ежедневно совершаются крестные ходы с молитвой: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.» Читается 150 раз. По праздничным и воскресным дням после службы предлагается братская трапеза. Святыни [ править править код ] По милости Божией, в приходе имеются благодатные частицы, более 100 святых угодников Божиих. Среди них находятся частички святых мощей: св. Андрея Первозванного, св. апостола Иакова, брата Господня, святителя Николая архиепископа МирЛикийского, святителя Спиридона Тримифунтского, святителей Иоанна Златоустого, Тихона патриарха Московского и Всея Руси, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Амфилохия Почаевского, Амвросия Оптинского, благоверного князя Александра Невского, святого равноапостольного князя Владимира, Великомученика и целителя Пантелеимона, блаженной Мотроны Московской, преподобных и блаженных жен Дивеевских и иных. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

Православная церковь Воскресения. (греческий кафоликон) Утреня и литургия на Гробе Господнем совершаются по обычаю одним из очередных архиереев-синодалов в принятое время, т.е. в 12 ч. ночи и в 2 часа утра. Народ в громадном количестве переполняет Святогробский храм, оставаясь на всю эту ночь без сна и не желая уступить удобного моста, занятого в храме, чтобы хорошо видеть всю торжественную литанию следующего дня. В 6 ч. утра появляется патриарх в Святогробском храме, в сопровождении клириков и архиереев-синодалов, и совершает свой вход так же торжественно, как и накануне вечером. Патриарха облачают на средине храма священнослужители, причем для предстоящего торжества православия на него надевается в этот день роскошный саккос, по которому шиты шелками изображения святых, осыпанные жемчугом и драгоценными камнями, и старинная митра с драгоценными украшениямя и большим бриллиантовым орлом на передней ее стороне. Литургия совершается, по принятому здесь чину, на греческом и отчасти на славянском языках, но евангелие и апостол прочитываются в этот день на трех или даже на четырех языках – греческом, арабском, славянском и турецком, причем благовествующий евангелие иеродиакон восходит на амвон, находящийся над царскими дверями иконостаса, против кувуклия. Вовремя великого выхода многочисленные священнослужители вместе с св. Дарами выносят кресты, ковчеги с мощами u даже иконы. По мере приближения к концу патриаршей литургии, начинает усиливаться оживление среди многочисленных богомольцев, число коих все увеличивается и увеличивается в храме. Нарочито для этого дня назначенный в Святогробский храм наряд турецких солдат, стоящих в два ряда по всему храму и галлереям, едва в состоянии сдерживать напор народных масс – православных и инославных, водворять порядок и давать проход лицам дипломатического персонала и участникам в крестном ходе. После заамвонной молитвы начинается крестный ход пением молебна, в котором принимают участие все архиереи-синодалы и все греко-арабское духовенство, находящееся в это время в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010