Вечером накануне, по возможности попозже, служим сокращенную всенощную. Поем все, что можем пропеть при наших скудных певческих средствах. Христиане здесь все народ занятой, ремесленники, своим временем не могут располагать произвольно. Хорошо и то, если хоть немного и в праздник поучатся пению. Поэтому, и всенощная назначается попозже, часов в семь и даже в восемь. Утром служим обедницу или обедню. И та и другая служба сопровождается непременно проповедью. Вечером обычно говорю я, утром катехизатор, иногда, если тема попадется очень интересная, говорим и оба, один за другим. Христиане во время проповеди садятся на пол, я на табуретку. Облачение снимается, и беседа идет совсем по-домашнему, хотя, конечно, слушатели не допускают никакой вольности: все помнят, что присутствуют за Богослужением и слушают слово Божие. Кончится служба и Проповедь, тогда тут же в молитвенном месте поднимаются разговоры и пусть, молитва кончена, можно и поговорить. Бывают иной раз, конечно, и ошибки в этом отношении. Однажды отслужили мы литургию (проповедь на ней бывает во время причастного. Во время причащения священника у нас опускается и завеса). Я стал потреблять св. Дары, вдруг чувствую что-то вроде табачного дыму, а сзади вносится характерный стук трубочки и хибаци. Оборачиваюсь, смотрю: мои богомольцы расселись в кружок около жаровни, в которой мы держим угли для кадила, и преспокойно покуривают, мирно беседуя о чем-то. Смущению их не было границ, когда я сказал, что курить в храме, где только что совершена литургия, крайне неблагоговейно. Что же делать? Не все вдруг: они, ведь, раньше никогда не бывали в настоящем храме. После всенощной почти все христиане собираются внизу у катехизатора и читают Св. Писание, при чем катехизатор им объясняет. Если холодно, собираются и ко мне. Из Осаки привезли сюда самовар. После всенощной водружаем его на стол, а мои гости рассаживаются, кто где может: кто на стул, кто на кровать, а большинство прямо по полу. Тесно очень, нельзя ни ступить, ни двинуться, бывает потом невыносимо душно, но этим никто не смущается: от духоты можно дверь растворить, а беседа идет самая дружная.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Представьте себе, какая же это была Пасха. Вот они крестились, а потом в церкви с ними каждый день беседует епископ, учит их новой жизни, они каждый день причащаются на литургии. Ходят в белых одеждах. Вот что такое крещение. Нам это даже представить себе трудно. Мы профанируем это замечательное таинство, когда где-то в углу, скороговоркой, так, что ничего нельзя понять, совершается эта треба. Причем совершается не всей Церковью, как в древности, а именно как треба: тебе нужно, сейчас мы тебя покрестим в пустом храме, в уголке. А ведь раньше это было немыслимо. Раньше вся полнота церковная участвовала в этом таинстве. Еще скажу вам, что у нас, конечно, невозможно даже подумать о том, чтобы 8 дней ходить в белых одеждах, 8 дней ходить на литургию — этого не позволит сегодняшняя жизнь. Но еще здесь сыграло роль одно очень существенное историческое обстоятельство. Дело в том, что со временем, и в частности у нас в России, крещение утратилось нами потому — не вполне, конечно, а в возвышенном смысле, как переживание великого праздника — потому, что перестали крестить взрослых, людей, которые понимали, что происходит. Стали крестить одних младенцев. Ну а им, конечно, неважно, кто их крестит — патриарх или священник, при всем храме или нет, в пасхальный или в будний день, в Софийском соборе или в каком-то уголке. С ними не проводились ни оглашение, ни тайноводственные беседы. То есть все потерялось именно тогда, когда стали крестить младенцев. И соответственно, конечно, не было смысла откладывать отирание св. мира на 8 дней, потому что младенцы не могли ходить в белых одеждах 8 дней. И все свелось лишь к каким-то памятным знакам. Поэтому теперь все эти чины восьмого дня совершаются сразу после крещения — сразу священник отирает миро и постригает волосы. А в древности, как свидетельствуют рукописи, была очень интересная подробность. Для того чтобы сохранить лоб, при закрытых царских вратах. Открыть царские врата на этот возглас можно только на Пасху в первую седмицу или это является одной из самых высоких наград для священников очень заслуженных. А вот для тех, кто будет совершать крещальную литургию, это можно сделать, потому что крещальную литургию с закрытыми царскими вратами совершить не удастся. Поэтому при открытых царских вратах возглашается: «Благословенно царство…». Затем священник и диакон тут же исходят из алтаря в баптистерий, и уже перед купелью диакон говорит ектению: «Миром Господу помолимся…». Ектению обычную, взятую из литургии, до прошения «Заступи и спаси и помилуй…», а затем следует прошение мирной ектении из последования Св. Крещения.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ Клавдий II, Готский. Бюст. III в. (Базилика св. Иулии в Брешии, Италия) Клавдий II, Готский. Бюст. III в. (Базилика св. Иулии в Брешии, Италия) [Марк Аврелий Валерий Клавдий; лат. Claudius Gothicus] (10.05.213/4, Сирмий, ныне Сремска-Митровица, Сербия - янв./март 270, там же), рим. имп. (авг./сент. 268 - янв./март 270). Правление К. Г. пришлось на одну из наиболее острых фаз социально-политического кризиса Римской империи III в., когда она временно распалась на ряд нестабильных и противостоящих друг другу гос-в. К. Г. управлял лишь центральными областями империи (Италия, Паннония, Иллирик, Балканский п-ов, зап. часть М. Азии, Сев. Африка, Египет). Одновременно крайний Запад империи (Галльская империя) и Восток (Пальмирская империя) враждовали с К. Г. В связи со скудостью и с недостоверностью источников мн. обстоятельства жизни и правления К. Г. остаются предметом дискуссий. К. Г. по происхождению иллириец. Согласно легендарной родословной, изложенной в историческом своде «Scriptores historiae augustae» (IV в.), род К. Г. происходил от троянцев Ила и от Дардана (прародителя населения обл. Дардания в Иллирике) (Scr. hist. Aug. XXV 11. 9). По версии историка Секста Аврелия Виктора (IV в.), К. Г. был внебрачным сыном имп. Гордиана II, но эти сведения также скорее всего легенда ( Aur. Vict. De Caes. 34. 1). К. Г. сделал военную карьеру; с нач. 50-х гг. III в. занимал различные должности трибуна, командовал отдельными легионами; при имп. Валериане (253-260) стал наместником Иллирика; имп. Галлиен (260-268) назначил К. Г. командующим конницей, что традиционно в Риме считалось 2-м по значимости военным постом. К. Г. стал императором после того, как летом 268 г. имп. Галлиен был убит близ Медиолана (ныне Милан, Италия), где он осаждал узурпатора Авреола. Неясно, участвовал ли К. Г. в заговоре против Галлиена. По сведениям Аврелия Виктора, К. Г. в это время командовал рим. соединением у Тицина (ныне Павия), к-рое должно было охранять альпийские перевалы и сдерживать возможное наступление на Италию галльского имп. Постума. Получив известие о смерти Галлиена, войска провозгласили К. Г. императором. Взойдя на престол, он воспрепятствовал намерениям сената в Риме проводить репрессии против родственников Галлиена и добился обожествления этого императора. Автор «Scriptores historiae augustae» утверждает, что К. Г. был провозглашен императором в храме Великой Матери (Кибелы) в один из ее праздников, 24 марта, и рим. сенат славословил императора в храме Аполлона (Scr. hist. aug. XXV 4). Вероятно, это упоминание относится к некоему обряду, к-рый совершал К. Г. в 269 г.

http://pravenc.ru/text/1841219.html

По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь...». По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.) На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 8-го). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й и глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше...». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с поклоны, по обычаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием. Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...» (ср. с уставным богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). На 1-м часе – кафизма 2-я. На 3-м часе – кафизма 3-я. На 6-м часе – кафизма 4-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 5-я. Изобразительны совершаются по великопостному чину. Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом : в храме Господском и Богородицы – кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-06/

Если ты не знаешь, где должен родиться отец твой Антихрист, то мы покажем тебе это на основании Священного Писания, а не как ты, который говорит все от себя и только одну ложь, как и в данном случае. И называя еще раз Лигарида кователем лжи, Никон цитирует места Евангелия и апостольских посланий о признаках появления Антихриста, о мерзости запустения, предсказанной пророком Даниилом на месте, где её не должно быть, и другия места ( 2Фес. 2, 3–13 ; 2Петр. 3, 3 и 2,–1; 1Иоан. 3, 8 ; Лук. 21, 8; 1 Иоан., 4, 1 и 2, 18; Фил. 3, 2 ; Кол. 2, 8 ; Быт. 49, 8–10, 16, 17 ; Иер. 8, 16 ); приводит выдержки из Мефодия, Епископа Патарского, Св. Ефрема и Св. Андрея об Антихристе, где они говорят, пишет Никон, что Антихрист возсядет в храме Божием; это должно быть не в том Иерусалиме, который в древности был разрушен за грех против Христа, и возстановление которого евреи, воинствующие против Христа, ждут от Антихриста, а действительно, в храме Божием, т. е. во Вселенской Церкви, подавляя ее и присваивая ее себе, выдавая себя за Бога, как говорит Апостол. Но это не будет продолжаться долго». «Этих свидетельств для себя, лжесловесный, достаточно, а мы, наученные Спасителем, будем молиться усердно о том, чтобы мы были пощажены от испытаний вещей, предсказанных о времени пришествия Антихриста, и чтобы не видеть ни его пришествия, ни волнения народа, которое должно ему предшествовать, ни преследования нас вследствие отступления от веры, и чтобы показать свою совесть незапятнанной Христу нашему Богу, искупившему нас Своей Кровью, и, показывая горячность нашей любви к Нему добрыми делами, заслужит вечное счастье» (I, 73). В последних словах о любви к Спасителю выражен основной стимул Никоновской деятельности, которая много объясняет из того в Его деятельности, что иногда совершено ложно толкуется. В другом месте Никон приводит Мф. 24, 7, 8 : «Возстанет народ на народ и царство на царство и будут глады и моры и землетрясения по местам. Все это – начало болезней». Видишь, что положено; не все ли это применено к нам?» Никон разумеет современные события: когда Никон писал свое возражение в 1663 г., происходила тяжелая война с Польшей, начавшаяся в 1654 г., в 1662 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста . Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта (окончание изобразительных см. 7 марта). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 7 марта; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 5 марта. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. Примечание. На субботу, 10 марта, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

535       Имеется в виду тройной портал между наосом и внутренним нартексом. См. с. 30, примеч. 82. 537       Под нартексом Павел подразумевает внутренний нартекс (Ил. 24,27), не упоминая о внешнем нартексе, который он, очевидно, считает частью атриума (см. ниже, 592). Описание внутреннего нартекса идет с востока на запад: западная стена наоса (423–424), нартекс (425–428), западная стена и торцы нартекса (438–443). На самом деле ширина (здесь «длина») внутреннего нартекса несколько меньше ширины наоса. Ст. 428 может иметь двойной смысл: помимо указания на название компартимента Павел хочет пояснить здесь другое значение слова νρθηξ, отличное от принятого в эпосе (растение «ферула обыкновенная»).. 539       Из данного пассажа непонятно, совершалось ли псалмопение в нартексе всю ночь или только в какую-то ее часть. Других сведений о неусыпающем богослужении, известном в Визан­тии с V в. (монахи-акимиты в Сирии и Константинополе и спудеи в иерусалимском храме Вос­кресения), для Св. Софии у нас нет. 540       Здесь, действительно, прослеживается параллель с несторианским учением о Деве Ма­рии как родившей именно Христа, а не Бога; ср. 709 (Egea J. М. Paulo el Silenciario: Un poeta de la corte de Justiniano: estudios preliminaries, textos griegos, traductiones y notas. Granada, 2007. P. 127). 541       Имеются в виду двери внутреннего нартекса: по одной с северного и южного торцов и пять, ведущих из внутреннего во внешний нартекс (подробнее см.: Dagron G. Constantinople imaginaire... Р. 244–245, nt. 145–147). Северная дверь в действительности вела (и сейчас ведет) к пандусу на второй ярус, куда сейчас можно попасть только изнури храма, а раньше можно было и снаружи. Южная дверь долгое время была главным входом в Св. Софию; через нее входил и им­ператор, идя из расположенного к югу от храма дворца, и патриарх (патриаршие покои примы­кали к юго-западной части Св. Софии). См. с. 28–30, примеч. 75–77,82. Множество дверей в храм было необходимо для быстрого вхождения процессий во время стационального (процессионного) богослужения (см.: Mathews Т. F. The early churches... Р. 91; Bertelli С. Le porte del VI secolo... P. 112–113;MainstoneR. Hagia Sophia... P. 29–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Землю и угощаются даровым ужином, изготовленным на средства Палестинского Общества по телеграмме из Яффы. Этою вечернею трапезою и заканчивается первый паломнический день в Палестине. Следующие два-три дня, по приезде в Иерусалим, паломники отдыхают, привыкают к условиям быта и жизни на русских постройках, моются в бане и потом в условленный заранее день, под руководством проводников, идут в патриархию, где, по принятому издавна обычаю, иеродиаконы и послушники патриархии совершают вновь прибывшим паломникам обряд омовения ног, который производит на них глубокое впечатление. По омовении ног, в братской трапезе всем паломникам предлагаются ястия и пития, благословенные патриархом, который, если имеет свободное время, принимает поклонников для благословения лично, и здесь иногда получает лепты, принесенные паломниками из России «на помин». Из патриархии паломники отправляются ко Св. Гробу и обводятся с литаниями, совершаемыми греческим святогробским духовенством, по всем достопоклоняемым местам храма Воскресения. Многие из паломников уже не возвращаются на русские постройки, но остаются в святогробском храме на целую ночь, чтобы выслушать в храме Воскресения заутреню, всегда начинающуюся ровно в полночь, и первую литургию на Гробе Господнем, которую иногда паломники и паломницы поют на славянском языке. Время от закрытия дверей храма стражниками до начала утрени паломники обыкновенно проводят в чтении и пении акафистов на Голгофе и в других священных местах храма. Опека над вновь прибывшими паломниками после этого, можно сказать, уже прекращается, так как внимание управляющего подворьями и проводников Общества обращено всегда главным образом на новичков и неопытных людей. Впрочем, по заранее составленным расписаниям, под руководством тех же проводников, паломники в известные дни посещают гроб Богоматери в Гефсимании, гору Елеонскую и ее достопримечательности, Сион, Вифанию с гробом праведного Лазаря и другие достойные их внимания месга в Иерусалиме и его окрестностях. Теми же маршрутами и расписаниями определяется время отправления паломнических караванов на Иордан, в Вифлеем, в Хеврон к Дубу Мамврийскому, в Назарет и другие места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1636 г. 14-го августа патриарх Иосаф выдает «память» своему тиуну Манойлову и поповскому старосте Никольскому попу Панкратию о прекращении в Москве бесчинств церковных 7 . В памяти говорится, что патриарху ведомо учинилось о мятеже и соблазне, творимом в церквах Китай-города, Белого каменного города и деревянного, в загородных местах, соборных и приходских церквах. Именно – говорят голосов в пять и в шесть и болши, со всяким небрежением, обедни служат без часов, даже в великий пост совершают службы зело по скору, некоторые же попы отпевают вечерни на св. неделе сразу после обедни «для своих пьянственных нравов и леностию содержащеся». Заутрени поют поздно и также очень скоро, и неполно. Присутствующий в храме народ ведет себя до крайности безобразно, многие и совсем не посещают церкви, творя угодное диаволу... Патриарх приказывает тиуну и попу Панкратию созвать к себе всех старост поповских, чтобы они списали с той памяти списки и разослали по своим участкам, заповедуя жить со всяким благочинием, а по вопросу о единогласии патриарх разрешает, как это ни странно, «говорити голоса в два, а по нужде в три голосы», кроме шестопсалмия, которое везде говорить в один голос; службы совершать не поздно и по уставу церковному, а мирян учить страху Божию и всякому благочинию. Помимо яркой характеристики церковных «безчинств» как со стороны самих духовных лиц, так и мирян, эта память вносит в историю вопроса нечто новое, она разрешает от имени патриарха пение в два, а по нужде и в три голоса, иначе говоря – узаконяет многогласие, против которого должна бы восставать... Трудно привести для объяснения такого решения патриарха какое-либо соображение. Чем руководился он, допуская многогласие в службе? Что значит «по нужде»? Быть может, сам патриарх не видел во многогласии большого зла и признавал допустимым умеренное употребление его, или, быть может, он хотел не сразу разрушить установившееся обыкновение, а постепенно искоренять его. Во всяком случае, факт разрешения высшей церковной властью неединогласного отправления церковных служб на лицо, и для XVII-ro века факт характерный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

56) «Закон – поставляем в л. 6857 (1349) – мая 27 – честным сбором нашим с преосвященным господином отцем нашим патриархом Иоанникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан у Раича (неполный) IV, 342-271 Шафариком: Pamatkii drevniho Pisemstwie, w Praze 1851. По исследованию Шафарика законник дополняем был в 1354 г.; законник 1349 г. оканчивался 136 статьею; остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Майков (стр. 36): очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лицо». 57) Служба св. Иоанникию в Сербляке л. 168. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли в патриаршую обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г.58). Так как законник Душана составлен под влиянием великого святителя и особенно церковные статьи его принадлежат без сомнения уму и перу сербского первосвятителя, то в почесть святителю и для общей пользы выписываем церковные статьи законника59). Ст. 1. Прежде всего надобно иметь в виду, как промышлять следует о христианской вере, о храмах, о монастырях, о священниках. 2. Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего архиерея или от духовного отца или от поставленного архиереем. 3. Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословения и дозволения церкви, таковых разлучать и сажать в темницу. 4. Каждый должен слушаться священников и своего духовного отца. Если кто окажется виновным пред церковию или священником или нарушит что-нибудь, особенно иноверец по своему произволу, пусть покорится св. церкви и исправит должное. Если же не послушается и не захочет исправиться, отлучить его от церкви и подвергнуть наказанию. 5. Священники не должны произносить проклятия на христиан за их прегрешения. Пусть тихо и кротко приглашают   58) Известие в Гласнике VI, 42. Законник утвержден в мае 1349 г. (Прим. 51). Но в том же 1349 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения (Аврамовича Памят. 12. Григоровича стр. 49. 50). По древнему уставу «сент. 3 престависе прьвы патриархь Иоанникие» (Гласник XI, 193). Итак, блаж. Иоанникий скончался сент. 3, 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около осьми лет; а в сербских поздних заметках (Гласник VI, 42, XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чем говорит Дюканж. Мощи св. Иоанникия покоятся в печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр. общ. XIII, 174.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010