Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПСИХИЙ Мученичество св. Евпсихия. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 21) Мученичество св. Евпсихия. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 21) († 117-138), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 7 сент.), возможно, одно лицо с мч. Евпсихием († 361-363). Существует 2 традиции почитания Е.; подробно о Е. см. в ст. Евпсихий , мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.) (все, что условно относится к 1-й традиции почитания). Источники не дают сведений о характере почитания мучеников и объяснений, почему их памяти были помещены под 7 сент. и 9 апр. Нет и четкого ответа на вопрос, сколько было мучеников Кесарие-Каппадокийских по имени Евпсихий,- 1 или 2. Согласно 2-й традиции, Е. происходил из семьи кесарийского чиновника Дионисия и жил во времена имп. Адриана. После смерти отца он пришел к еп. Агриколаю и попросил наставить его в христ. вере. Приняв Крещение, Е. благочестиво жил в отцовском доме. Вскоре имп. наместником в Кесарию был назначен некий Саприкий, к-рый собрал всю городскую знать на торжественном приеме, куда Е. прийти отказался. Вельможи донесли на него наместнику, и тот потребовал, чтобы Е. явился в преторий. Е. с радостью отправился со стражниками, пришедшими за ним, а услышав, что Саприкий обвиняет его в богохульстве по отношению к языческим богам, стал благодарить доносчиков, говоря, что при их помощи сможет принять мученический венец. Проведя ночь в заточении и удостоившись видения ангела, ободрившего его, Е. на следующий день позвал управляющего своим домом и приказал тому раздать все богатство бедным. Неск. дней спустя Саприкий повелел всем вельможам принести жертвы в храме Сераписа, а когда Е. отказался совершить жертвоприношения, наместник решил предать его суду. Во время допроса, к-рый вел сам Саприкий, Е. снова подтвердил, что не считает идолов богами. Разгневавшись, Саприкий повелел подвергнуть Е. пыткам, а после заключил в темницу, где ночью к святому явился Спаситель с сонмом ангелов. На следующий день Е. претерпел новые мучения. Палачи, терзавшие его тело, ослепли. Саприкий, пораженный этим, приказал предать святого смерти как колдуна. Перед казнью Е. попросил позволения последний раз помолиться и попросил Господа избавить город от идолов и даровать спасение тем, кто будут совершать его память. После казни, когда у всех на глазах из тела Е. вместо крови хлынули вода и молоко, благочестивые горожане спрятали его тело в пригороде и впосл. приходили на это место за исцелением.

http://pravenc.ru/text/187280.html

Оно начинается красноречивым описанием высоких обязанностей святительского служения и, переходя затем к делу архиепископа Иосифа, в кратких, но ярких чертах излагает его вины. Первою виною его выставляются «злая хула и поносныя словеса, явленно изнесенныя им пред многими слышащими на блаженныя нескончаемыя жизни сном успшаго благочестиваго государя царя Алексея Михаиловича». Вторая вина его в том, что «сей злый архиерей, напыщен гордостию своего тщетнаго мудрования и высокоумия, отца своего и наставника, верховнейшаго архипастыря патриарха своими злохульными и поносными словесы не обинуяся пред многими обруга и обезчести. Такожде и всех архиереев российскаго государства возвышением своея безумныя гордости и кичения, непристойными и поносительными словесы уничижи и излослови». Далее указывается на то, что «он, не яко пастырь овцам, по зверским весма образом, уловляше овцы в снедь своего зверообразнаго глощения, сиречь безмернаго мздоимания и неправды, и вместо духовнаго врачевания елеем милости и покаяния, поощрялся во всякой злобе своего непреклоннаго жестосердия и свирепства, многими различными муками и томленми освященныя причетники и людины за малыя вины безмилостивно мучити повелеваще: овем схинизмами раны налагая, овем ноги ломая, овем в недра снег полагая, чрез многое время на мразе держати повелевая; на иныя студеную воду с ледом возливая, и прочая новомысленная мучения людом содевая, без милости тиранствоваше. И от того его мучения и тиранства неции безвременною смертью умроша... Таже во время приношения святыя н непорочныя жертвы Христовы причетников своих, пачеже клириков своими руками бия до крове во святом храме и во олтаре пред святым престолом во время совершения таинства св. евхаристии, и тем св. храм и олтарь оскверни». Убедившись в таких его винах справедливыми показаниями многих свидетелей, данными на месте во время розыска и при очной ставке архиепископа на суде со свидетелями, отцы собора, заручившись и согласием отсутствующих за дальностию расстояния епископов казанского, псковского и вятского, считают архиепископа Иосифа за тяжкие вины его достойным извержения из архиерейского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Все высшие официалы именовались синклитиками либо «начальствующими» – архонтами. На верхних уровнях дворцового общества стояли военные официалы (стратиги, доместики, друнгарии и др.). Высшие гражданские чины (кесарь, магистр, анфипат и пр.) составляли тесное окружение, служившее императору ромеев. Вместе со средними и низшими чинами – военными, гражданскими, церковными они получали от царя содержание, или рогу. Из них формировалась императорская свита. Тем более как царские служащие рассматривались дворцовые низы – диатарии, привратники, «мыльники», зажигатели ламп, представители факций Ипподрома, димов. Родовой знати, то есть сословной аристократии с пожизненными или наследственными привилегиями, долгое время тоже не существовало. Опять-таки только с X в. начинают формироваться аристократические семьи, аристократические фамилии, которые удерживали в своих руках в течение нескольких поколений и богатство, и высшие государственные должности. Именно на эту элиту, укрепленную перекрестными браками, носящую настоящие родовые имена, а не прозвища, клички, как прежде, опирался выдающийся царственный клан Комнинов, их фамильная система в XII в. Впрочем, чувство значимости аристократического происхождения всегда было в Византийской империи. Оно лишь усилилось в эпоху Комнинов и это не случайно совпало с аристократизацией образа самого государя. Но что бы ни было главным в императоре – благочестие, просвещенность или аристократизм, он считался смертным человеком, неутомимым тружеником, которому следовало сознавать свою греховность, смирение, ничтожество и ответственность перед Богом и людьми. Об этом новоиспеченному царю, только что венчанному Патриархом в храме Св. Софии, напоминали сразу же: к нему подводили мастера с образцами мрамора и предлагали совершить ритуал выбора материала для своего саркофага. Как символ бренности земной жизни долгое время принадлежностью императорского наряда служила особая инсигния – акакия, цилиндрический мешочек с землей, прахом, который ему полагалось держать в руке и даже плакать над ним в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение дел в столице оставалось, однако, по-прежнему весьма тревожным, так как Валентин держал свое войско в Халкидоне. Настало время сбора винограда, и жители Халкидона боялись за судьбу урожая. Клятва Ираклона, принесенная всенародно, в свидетельство его добрых чувств к наследнику Константина, не успокоила волнения, и народ стал требовать, чтобы патриарх венчал на царство сына Константина. Пирр видел в этом народном движении происки Валентина, которого подозревал в желании сделать переворот в свою пользу. Но Ираклон поступил иначе: он явился в храм св. Софии вместе с сыном Константина, и немедленно было совершено венчание на царство малолетнего Ираклия, причем был употреблен в дело тот царский венец, который побывал в гробе с его дедом и находился теперь в храме св. Софии. Хотя сын Константина получил при крещении имя деда и являлся соименником сыну Мартины, но в народе он слыл под уменьшительным именем своего отца, Κνστας (по нашему – Костя). Это имя осталось за ним на востоке и сохранилось в греческих текстах. На западе его называли именем отца, Constantinus. Венчание на царство сына Константина сопровождалось буйной демонстрацией против патриарха Пирра. Вооруженная толпа ворвалась в алтарь, произвела там всякие бесчинства и, овладев ключами храма, дерзко разгуливала по улицам города. Пирр ночью вошел в храм, возложил на жертвенник свой омофор и, отказавшись тем самым от своего сана, покинул патриарший дворец и проживал в течение некоторого времени в доме одной благочестивой женщины. 508 Резкое и озлобленное раздражение против Пирра стояло, по-видимому, в связи с теми слухами, которые тогда пускали в народ враги Мартины. Болезнь Константина и его смерть объясняли действием отравы, и само отравление приписывали совместно Мартине и Пирру. 509 Ираклий, стараясь обеспечить положение Мартины, рассчитывал прежде всего на Пирра, и весьма возможно, что, по тогдашним обычаям, взял с него в том клятву, поставив его тем в трудное положение в отношении своего сына – соправителя и наследника Константина. Будучи вынужден венчать на царство сына Константина, Пирр, по-видимому, разошелся с Мартиной в отношении к совершавшимся событиям и, не имея возможности отстоять свой авторитет, предпочел покинуть свой пост. Помимо политических осложнений, созданных Валентином, к тому времени назрели и другие, вызванные изданием эктесиса. Пирр подвергся опале и был сослан в Триполис (на африканском побережье). 510

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Громадная площадь храма во всю ширь устлана циновками. У стен какие-то загородки с возвышениями и без них, должно быть, места каких-нибудь мулл. На левой стороне (от входа) у алтаря (бывшего) на колонках крытое место султана. Кое-где, больше у дверей, видны были коленопреклоненные фигуры молящихся мусульман. От времени до времени доносилось их всхлипывание и бормотанье. А когда-то целые сотни священников, диаконов и певцов в богатейших одеждах наполняли теперь опустевший и уничтоженный алтарь. Когда-то было здесь великолепие, пред которым бледнел храм Соломона. Все прошло. Все поругано, заброшено, осквернено. Тяжело и грустно в этом великом храме. Впрочем, не в величии и силе Бог; пришел Он путем поругания и уничижения. Должно быть, это путь и Его Церкви, если только она остается верной Ему. Долго мы простояли в св. Софии. Общий вид ее внутри поразителен. Громадный, как небо, купол так легко покоится на арках, что позабываешь о материи. Это совершенно свод небесный, висящий в воздухе. Нет тут громадных, неуклюжих, так и давящих своею массою столбов, поддерживающих купол, в наших храмах. Все висит, да и свет, к довершению иллюзии, падает тоже из купола: окна не в фонаре, а прямо в куполе. И вот это самое простое, по-видимому, сочетание линий, заставило нас стоять безмолвно пред этим чудом и смотреть на него не уставая. Да, Юстиниан был прав, восхищаясь и гордясь своим созданием. Заплативши по два франка с человека, мы оставили св. Софию и поехали осматривать другие достопримечательности. Видели египетский обелиск, на котором прибита надпись на нескольких языках, возвещающая потомству низложение янычар. Тут невдалеке, каким-то чудом держится вся ободранная, византийская колонна. Смотрели подземелье с тысячью колонн: остаток византийского водопровода. Смотрели гробы султанов. Походили и по знаменитому Стамбульскому базару, на котором не знаешь, чему дивиться, разнообразию ли его продавцов, их приставанью, или всеобщей грязи, вони, тьме, какому-то затхлому туману, все наполняющему там. Должно быть, правоверный, не смотря на все свои омовения, а быть, может, и благодаря им, не может жить без грязи. Хорошо еще, что есть готовые, бесплатные санитары, в виде собак, который уничтожают отбросы: без собак Константинополь давно бы сгнил и задохся в своей грязи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Поэтому василевс только производил – προβλλεται (Придворный Устав, Кодин) патриарха в его звание, или определял посредством вручения ( προχειρζεται) жезла (Франдзий, Евхологий), поскольку патриарх был и государственным сановником. По воззрению василевса, представший перед ним патриарх был благоговейнейшим – ευλαβστατος (Придворный Устав), являлся в его глазах святителем ( γιωσνη – Евхологий). Наконец, следует отметить и различие в заключительных словах формул, которые говорят или о «патриархе Константинополя» (Придворный Устав, Евхологий), или об «архиепископе Константинополя, нового Рима, и Вселенском патриархе» (Кодин), или, наконец, о «патриархе нового Рима» (Франдзий). Но делать отсюда какие-либо выводы не представляется оснований. Затем, вручение царем жезла патриарху предварялось, по сообщению Франдзия, особым молитвословием, во время которого нареченный патриарх стоял в мантии с источниками, которую предварительно получал в дар от царя, и в церковном энколпии того же происхождения, если был в епископском сане ( Симеон Солунский ); к царю нареченного патриарха подводили – «первотронный» митрополит Кесарийский и митрополит Ираклийский, от которого в древности зависела в каноническом отношении византийская епископия, – причем будущий патриарх совершал перед всеми три метании (Франдзий): все это указывает на то, что обряд πρβλησιςa постепенно стал терять значение исключительно гражданской церемонии и мало-помалу приобретал церковный характер. О церковно-религиозном значении этого обряда свидетельствует и то, что царь, вручив патриарху жезл, снимал с себя корону, принимал от него благословение и целовал руку, а за царем то же самое делали и все присутствовавшие на торжестве. Наконец, и заключительный акт этого обряда стал в XV в. совершаться в храме Св. Софии, где патриарх совершал благодарственное молебствие ( Симеон Солунский ). Что касается вообще права вручения жезла ( ρβδος, το δικανκιον – намек на судебные права патриарха, на власть вязать и решать), то в византийскую эпоху оно принадлежало и императору как защитнику Церкви и покровителю, который широко и пользовался этим правом, раздавая жезлы не только епископам, но и архимандритам, игуменам больших монастырей, протосинкеллам и другим должностным лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

отца, мы имеем право предполагать тут полное сходство с Дионисием Ареопагитом . Следовательно этот акт состоял: в предварительном уготовлении даров, их покровении, торжественном перенесении дьяконами к престолу при пении херувимской песни, чтении молитвы (тайно) предложения и умовении рук священнослужителями. 4. Уготовление даров совершалось не на престоле, но в алтаре, ибо, «вход даров, по св. Максиму, означает откровение тайны нашего спасения, сокровенной в неприступной высоте божественной сокровенности». 418 Теперь: так как алтарь, по Максиму, означает божественный мир и небо, а средняя часть храма – мир телесный, то, очевидно, перенесение даров совершалось из алтаря чрез среднюю часть храма в алтарь же – к престолу. Во всяком случае св. отец не упоминает о проскомидийном жертвеннике в значении Голгофы. 5. Примечательно для нас заявление св. Максима, что в его время в Константинополе диптихи живых и умерших читались не после лобзания мира, пред началом евхаристийного возношения, но, согласно со свидетельством Иакова Едесского, во время самой евхаристии, после пресуществления, причем это поминовение предварялось раннейшим, вероятно, тайным чтением диптихов диаконами, при приеме приношений от верующих. В этом не оставляют никакого сомнения слова Максима: «это не первые поминовения наши, но во время сего отца (Дионисия) после лобзания читались помянники, как и на востоке». 419 Принимая во внимание ослабление дисциплины оглашенных при Максиме и громадность приношений в таком городе, как Константинополь, и таком храме, как София, надо полагать, что уже в то время приношения начали совершаться ранее окончания литургии оглашенных, быть может даже во все продолжение оной, до великого входа включительно. Тем не менее у нас есть некоторая возможность с приблизительною вероятностно восстановить редакцию Германова толкования второй эпохи, т. е. до 9–10 века.Во-первых, древнейшею из редакций рассматриваемого толкования и наиболее приближающеюся к подлинно–Германовской, без сомнения, должно признать Милезиеву, которую профессор Красносельцев считает даже древнее самого Германа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

В храме и вне храма при каждом случае она беседовала с подвижницами, наставляла их, как лучше вести подвиг, для которого они вступили в обитель, поучала их душевной и телесной чистоте, послушанию, воздержанию, терпению и незлобию, особенно же любви, без которой никакая добродетель не может быть совершенна. Так подвизалась преподобная Мелания, усиливая более и более строгость жизни! В 435 году почил Пиниан, сподвижник ее в служении Богу. Похоронив последнее дорогое себе лицо и чувствуя упадок сил, великая подвижница стала готовиться к исходу из временной жизни в другую – небесную. Но встретилось обстоятельство, заставившее пуститься в далекий путь – в Константинополь. Родной дядя ее Волузиан, живший в то время по делам в Константинополе и остававшийся еще язычником, сильно желал видеть племянницу. Питаясь надеждою просветить дядю светом христианской веры, Мелания отправилась в столицу, где, с уважением принятая императорским семейством и высшими лицами, она имела радость видеть исполнение своей надежды: дядя ее, находясь при смерти, принял христианскую веру и был крещен св. Проклом, патриархом Константинопольским 122 . Возвратившись из Константинополя, преподобная Мелания близ своей обители построила другую обитель – мужскую и, соединив обе обители, вверила управление одному настоятелю. Такое соединение двух разнородных обителей под одно управление было в обычае того времени и не казалось неприличным и предосудительным: в то время была вера горячее, нравы проще, ревность о спасении души и угождении Богу сильнее. Высокой степени нравственной чистоты и святости достигла преподобная Мелания и за то сподобилась благодати Святого Духа и получила дар чудес – исцеления болезней. Так, императрица Евдокия, прибыв в 438 году в Святую Землю, случайно вывихнула себе ногу, так что не могла ступать на нее, и сильно мучилась. Но едва св. Мелания коснулась ноги, боль тотчас прекратилась и нога сделалась здоровою. Некоторая женщина была одержима нечистым духом; ее уста были совершенно стиснуты, так что она не могла ни говорить, ни принимать пищи. Она была уже при смерти. Св. Мелания помолилась о ней Богу, помазала ее освященным елеем – бес из нее вышел, она стала здорова. Еще одна женщина страшно мучилась родами; плод в матерней утробе был уже мертвый, и искусство врачей ничего не могло сделать для несчастной, ожидала ее неминуемая смерть. Когда узнала о бедной страдалице преподобная Мелания, то, помолившись о ней Богу, послала ей свой пояс. Молитва святой угодницы и пояс, положенный на перси страдалицы, произвели благотворное действие: мертвый младенец свободно вышел из утробы, и мать поправилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возможно даже, что он и сам тайно принял христианство либо считался оглашенным. Косвенно об этом может свидетельствовать погребение Ярополка и Олега Святославичей в Десятинном храме при Ярославе Мудром (в 1044 г.). Правда, «Повесть временных лет» сообщает о том, что в данном случае имело место нечто совершенно беспрецедентное – посмертное «крещение» останков князей. Но если допустить, что оба этих князя, не будучи крещенными, считали себя христианами, то упомянутый факт не будет казаться совсем уж полным нонсенсом. На фоне старших братьев – законных князей – Владимир выглядел «бастардом», так как был сыном Святослава от его наложницы Малуши, ключницы княгини Ольги. Его презрительно называли «робичичем», т.е. сыном рабыни. Владимир получил в удел далекий Новгород. Татищев предполагал, что именно антагонизм между князем Ярополком, приверженцем христианства, и бастардом-язычником Владимиром стал причиной междоусобицы между братьями. Его, вероятно, решила использовать в своих целях партия ревнителей язычества, которая сконцентрировалась в Новгороде вокруг молодого князя. Языческий, полуваряжский Новгород встал в оппозицию уже в значительной степени христианизированному Киеву. Владимир первоначально выступал как лидер этой агрессивно настроенной партии языческого реванша. Казалось, что эта партия победила, когда Владимир в решительной схватке одолел Ярополка, погибшего в борьбе с братом около 978–979 гг. Но на самом деле это была уже агония язычества. Глава 2. Крещение святого равноапостольного князя Владимира. Крещение Руси Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. После победы над Ярополком Владимир стал княжить в Киеве. И вновь, как некогда при Олеге Вещем, язычество торжествует над христианством. Правда, совсем ненадолго: дни его сочтены, оно изжило себя. Но в предсмертной агонии язычество сильно активизируется и не без решительного влияния самого Владимира, пришедшего к власти именно в качестве лидера языческой партии. Как говорит летописец, никогда еще прежде не было на Русской земле такого «мерзкого идолослужения», как в начале правления Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно даже, что он и сам тайно принял христианство либо считался оглашенным. Косвенно об этом может свидетельствовать погребение Ярополка и Олега Святославичей в Десятинном храме при Ярославе Мудром (в 1044 г.). Правда, «Повесть временных лет» сообщает о том, что в данном случае имело место нечто совершенно беспрецедентное – посмертное «крещение» останков князей. Но если допустить, что оба этих князя, не будучи крещенными, считали себя христианами, то упомянутый факт не будет казаться совсем уж полным нонсенсом. На фоне старших братьев – законных князей – Владимир выглядел «бастардом», так как был сыном Святослава от его наложницы Малуши, ключницы княгини Ольги. Его презрительно называли «робичичем», т.е. сыном рабыни. Владимир получил в удел далекий Новгород. Татищев предполагал, что именно антагонизм между князем Ярополком, приверженцем христианства, и бастардом-язычником Владимиром стал причиной междоусобицы между братьями. Его, вероятно, решила использовать в своих целях партия ревнителей язычества, которая сконцентрировалась в Новгороде вокруг молодого князя. Языческий, полуваряжский Новгород встал в оппозицию уже в значительной степени христианизированному Киеву. Владимир первоначально выступал как лидер этой агрессивно настроенной партии языческого реванша. Казалось, что эта партия победила, когда Владимир в решительной схватке одолел Ярополка, погибшего в борьбе с братом около 978–979 гг. Но на самом деле это была уже агония язычества. Лекция 2. Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. После победы над Ярополком Владимир стал княжить в Киеве. И вновь, как некогда при Олеге Вещем, язычество торжествует над христианством. Правда, совсем ненадолго: дни его сочтены, оно изжило себя. Но в предсмертной агонии язычество сильно активизируется. И не без решительного влияния самого Владимира, пришедшего к власти именно в качестве лидера языческой партии. Как говорит летописец, никогда еще прежде не было на Русской земле такого «мерзкого идолослужения», как в начале правления Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010