Храм Христа Спасителя, выстроенный Тоном, несет в себе две главные идеи — это благодарственный храм, посвященный лично Господу, и исторический памятник православной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Кроме того, образу храма присущи черты, в которых запечатлелась идея Москвы как Третьего Рима. Поскольку храм был посвящен Господу, в нем присутствует множество образов Земной Жизни Иисуса Христа. Сама Россия осмысляется здесь как Богоизбранная Держава, искони развивавшаяся в лоне Православной Церкви, и Православие предстает решающим в жизни и судьбе страны. Император Николай I особо пожелал, чтобы идея росписи храма напоминала «о Милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Россию в течение всех девяти веков ее истории». Отсюда изображения в храме великого сонма русских святых и канонизированных государственных деятелей, созидавших в России православную веру и положивших свои жизни во благо Отчизны. История же православной России представляется естественной частью Священной истории от сотворения мира, грехопадения и Искупительного Подвига Христа до Его Грядущего Второго Пришествия. Восприятие единства и преемственности Вселенской Церкви и Русской Церкви передано в образах великих древних святых, которым сопутствуют и русские святые. В храме исповедуется непреложная идея симфонии Церкви и Государства, а также мессианская роль православной России в мировой истории. Историческая миссия России осмыслялась здесь как благословение Господа на мессианский подвиг освобождения человечества от завоевателя и ниспровержения его помыслов мирового владычества, и исключительная роль в истории, судьбе и миссии России здесь отдана Москве, которая осмыслялась преемницей Рима и Константинополя. Но историческое повествование храма Христа Спасителя естественно окончилось в год его освящения — 1883 году. Именно эти идеи осмысляются и продолжают развиваться в нижней Преображенской церкви. Она тоже оказалась посвящена Господу, о чем свидетельствует и освящение главного престола во имя Преображения, и иконы Земной Жизни Спасителя, пребывающие здесь. Так же, как и «верхний» храм, нижняя церковь посвящена Богоизбранной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Русская история здесь тоже представляется как часть Вселенской Священной истории от крещения Руси и до наших дней, о чем свидетельствуют многочисленные иконы вселенских и русских святых, в том числе живших и после освящения храма Христа Спасителя, и Новомучеников, прославленных в наше время. Особая милость Пресвятой Богородицы, явленная России в ее истории, и в последующий после 1883 года период, выражена во множестве хранимых здесь икон Богоматери — Тихвинской, Смоленской, Знаменской, Августовской. Престолы нижнего храма обращают мысль последовательно к Господу, Богоматери и святому Вселенской Церкви, но в Тихвинской иконе Византия и Русь слились в преемственное целое.

http://pravoslavie.ru/476.html

Эта неделя всеедная, накануне поста Петрова. В среду и пятницу и понедельник нет поста, кушаем скоромную пищу. Белки, белки кушаем, наедаемся перед святым постом, во славу Божию. В будущее воскресенье, на праздник Всех святых, заговление будет на Петров пост. И с того понедельника уже начинается месячный пост, ровно месяц, Петра и Павла, по милости Божией, Петровка начинается. А там ждем праздник Всех русских святых, престольный праздник строящегося храма нашего. Будет архиерейское служение в нашем святом храме, Владыка Иларион будет совершать на Русских святых архиерейским чином литургию. В пятницу, после Всех святых, пойдем на криничку крестным ходом с Божией Матерью, иконою «Знамение» Курской Коренной. Будем готовиться и к крестному ходу потихоньку в этом году, как модно говорить, – на природу пойдем. Вылазку на природу, повывожу вас на природу, на ставок, на молитву, на травочку и на все прочее удовольствие, во славу Божию. Ну вот, все как будто бы объяснил я, рассказал я вам. А самое главное на природе это что? Помолиться, освятить воду самое главное на кринице и искупаться освященной водой, во славу Божию. Все объяснил, все рассказал я вам. Смотрите, времена лукавые сейчас суть. Бес расколами Церковь благодати лишает. Сейчас я сижу читаю историю ХХ века Церкви. Какие эти искусственные расколы, обновленчество и все прочее в Церкви были. И как мудро священномученики наши стояли за Церковь, за благодатность Церкви, как они умирали за нее! Но не допускали никаких расколов, никакого политиканства, никаких разделов Церкви. Так и в наше смутное время  эта филаретовщина сатанинская, эти все нечисти. Твердо, мудро смотреть, не впасть в искушение! Вот самое главное – не отойти от благодати Духа Святаго, не потерять ее, но пребывать с благодатию Духа Святаго. Вот это самое главное сейчас. Духовное рассуждение и духовная мудрость. И что бы ни говорили на Святейшего Патриарха, нам Господь дал великого старца нашего времени, мудрого. Мудро он руководит Церковью, и только злобные масонские силы и прочие диавольские силы скрежещут на него зубами. Патриарх, как и вся Церковь, терпит и молится. И нам дай, Господи, именно вот этот путь христианской жизни – терпеть, молиться и спастись всем. Аминь. С праздником Святой Троицы всех.

http://pravoslavie.ru/2340.html

Типикон определял основные принципы внутренней монастырской жизни. Существовали еще внутренний распорядок жизни и богослужебный Устав Нило-Сорского скита. Само последование церковного пения и служб в скиту совершалось по Уставу Лавры преподобного Саввы Освященного, как сказано в каноннике Нилова скита (РНБ. Кир.-Бел., 489/746, л. 1). Каждое воскресенье полагалось служить «всенощное скитское, молебен и обедню», на «Владычни праздники» (двунадесятые) – всенощное скитское и обедню, также «преподобным многим» – всенощное скитское и обедню. Скитское всенощное бдение продолжалось всю ночь, по обычаю всех скитов и лавр. Накануне всенощной около шести вечера иноки собирались в храме и пели вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. Те, кто хотел воздержаться от пищи (кому было по силам) ради всенощной, могли отказаться. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний – это было время духовного общения монахов скита. Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение (ГИМ. Епарх., 349/509, л. 2 об. – 4). Скитская служба отличалась от служб общежительных монастырей не только продолжительностью, но и своим составом. Во время скитской всенощной вычитывалось полпсалтири (в киновиях обычно читали три кафизмы), большее число канонов – четыре. В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий. Читать Писания полагалось не торопясь – «якобы разказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты: «чтение седим послушающе со вниманием, аще кто требует просити во упознание прочитаемых святых писаний, да вопрошает», – сказано в правиле всенощного бдения Нилова скита (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 20 об. – 21). Сохранился «ветхий соборничек» (РНБ. Соф. собр., 1469) Сорской пустыни, в котором находятся избранные жития и Слова святых отцов, обычно читавшиеся на службах. Здесь – «жития и подвиги» преподобных Димитрия Прилуцкого, Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, преподобной Марии Египетской, святителя Николая чудотворца, повесть о иконе Владимирской Божией Матери, Слова Андрея Критского и Иоанна Богослова на праздники Рождества и Успения Богоматери и другие. По содержанию «Соборничка» видно, что в основном в его состав входят тексты из житий северных русских святых. В дни их памяти в Ниловом скиту служилось всенощное скитское бдение. «Соборничек» датируется первой половиной XVI в., и вряд ли после смерти преподобного Нила Сорского за такое короткое время мог измениться порядок служб Нило-Сорской пустыни. Таким образом, предположение, существующее в историографии, что преподобный старец «хулил русских чудотворцев» и противопоставлял себя русской традиции подвижничества, представляется малообоснованным 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

" Жить по воле Божией " июня 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Русской просиявших " Девятый год этот великий, торжественный праздник отмечается в вашем святом храме, - сказал владыка в проповеди. - За эти годы община состоялась, и сегодня вы пришли сюда, чтобы почтить святых угодников Божиих, которые подвизались на Русской земле. Их так много, что невозможно всех перечислить, это займет слишком много времени, - начиная от первых святых Киевской Руси и до святых нашего времени, особенно новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые явили себя во множестве в ХХ веке " . " Девятьсот лет Русь была святой, потому что идеал был у нас - святость, люди стремились к ней, - продолжил архипастырь. - Но пришел ХХ век, и практически все, что построили за девятьсот лет, было уничтожено. Остались редкие храмы, монастыри, в которых не было церковной жизни. Но сегодня, милостью Божией и действием Его благодати, святыни, к которым устремлялись наши предки, восстанавливаются. Вся Русь была исхожена паломниками, которые приходили в древние обители, где подвизались угодники Божии. Паломники молились, прикладывались к мощам, получали помощь и возвращались в дома и селения с надеждой на спасение. В прошлые века люди восхищались угодниками Божиими и брали с них пример " . " Вспоминаю, как в середине ХХ века, когда у нас не было никаких священных книг, если кому-нибудь попадались жития святых, их переписывали от руки. Мы восхищаясь подвигами, которые несли святые, думали - как это возможно человеку! Понятно, что все дается Господом, Его благодатью. Святые - это люди, на которых благодать Божия почивает. Конечно, путь святости - двусторонний: с одной стороны, необходимо наше желание, с другой - Господь дает благодать осуществить это желание, помогает прийти к Себе. Эту благодать можно стяжать везде: и в городах, и в пустыне. Единственное препятствие - сам человек, точнее - его страсти и пороки. Надо их преодолевать - тогда Господь изливает благодать на человека. Ведь не все святые с самого начала были такими, многие были грешниками, но осознали свои грехи, стали бороться с ними, достигая таких духовных высот, что ими восхищается весь мир. Поэтому будем чаще перечитывать жития святых, вдохновляться и исполнять заповеди Божии. Для нас главное - жить по воле Божией. Так день за днем, шаг за шагом будем приближаться к Богу. Желаю вам предстательства русских святых, чтобы Господь укрепил наши семьи, дома, города, нашу страну, чтобы Русь действительно была Святой. А это будет тогда, когда мы все устремимся к святости, чего и желаю вам " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Святые помогают нам проходить жизненный путь " июля 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святых Адриана и Наталии в Старо-Паново В канун Недели 2-й по Пятидесятнице, Всех святых Церкви Русской, 2 июля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель протоиерей Антоний Витвицкий с клиром и другие священнослужители. По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Поздравляю вас с праздником Всех святых Церкви Русской. Этому празднику в будущем году исполнится сто лет, - отметил митрополит. - Память русских святых отмечалась и в дореволюционное время, но не так торжественно. Поместный Собор 1917-1918 годов повелел повсеместно отмечать его в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, чтобы все русские святые - покровители и заступники русских людей - молились за нас. Тяжелое время наступало. Уже прогнали земного царя, попытались избавиться и от Царя Небесного. Религию объявили " опиумом для народа " , начались гонения. Участники Поместного Собора понимали, что больше обращаться не к кому, кроме как к сродникам нашим, предстоящим перед Богом на Небе. У нас не было ни одного города без своего святого. В храмах и монастырях хранились мощи угодников Божиих, и люди их почитали. Власти решили прекратить это, и началась кампания по изъятию мощей, чтобы люди не могли обращаться к нашим небесным заступникам. Так получилось, что многие мощи попали в Ленинград, в Музей религии и атеизма. Потом с Божией помощью они были найдены и возвращены на прежние места " . " Мы живем во время благодатное, свободное, когда можем беспрепятственно обращаться к нашим святым, брать пример с угодников Божиих, которые жили в непростое время, но сколько сделали добра для русского народа, для Русской земли! " - продолжил владыка.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

С началом Первой мировой войны церковь была закрыта, а иконостас и утварь переданы в местный краеведческий музей. В 1922—1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат, в Западноевропейском экзархате русских приходов. С 1922 по 1946 год богослужения в церкви практически не совершались, утварь, по-прежнему, хранилась в Бад-Гомбургском замке и была возвращена в 1946 году по ходатайству члена общины Г. А. Пайкера и священника Леонида Касперского. В 1947 году решением муниципалитета приход был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. С 1950-х годов количество прихожан резко уменьшилось, службы стали нерегулярными, и, в конце концов храм был практически закрыт. В 1970-е годы в храме был сделан ремонт, с 1981 года богослужения в храме стали проводиться на регулярной основе 1-2 раза в месяц. Очередной ремонт закончился к февралю 2001 года. Церковь Всех святых является собственностью города Бад-Хомбурга. Описание [ править править код ] Ранее на месте курортного парка находилась градирня, которая впоследствии была перенесена в Бад-Наухайм. Храм был построен в стиле русских церквей XVI века, рассчитан на 60 человек. Высота здания 18 м. Церковь выстроена из красного кирпича. Фасады украшены позолоченным фризом и изразцами с русским двуглавым орлом. Наружные изразцы и напольную плитку изготовила фирма «Villeroy & Boch» в Метлахе. В центре здания на высоком барабане возвышается золочёная луковичная глава. Вход оформлен в виде крыльца с треугольным фронтоном, в котором расположено мозаичное изображение Спаса Нерукотворного. В связи с тем, что прежняя роспись храма не сохранилась, внутреннее пространство церкви было расписано в 1981 году заново А. В. Русаком. Дубовый одноярусный иконостас был привезён из Санкт-Петербурга. Шесть икон писаны маслом по оцинкованной жести. На горнем месте находится витраж, на котором изображён Воскресший Спаситель. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Всех_С...

Как много значения придавал этому празднику Иннокентий, доказывают его заботы об упрочении торжества на будущее время. После первого празднования «именин» Одессы (1848 г.) он послал многим преосвященным архиереям письма, в которых извещал о новом торжестве в своей епархии и просил их, от имени древних градов русских, благословить юный, но уже сильный и знатный город, который, как аванпост русской православной жизни и мысли, далеко выдвинутый на заветный восток, ожидает – по мысли Иннокентия – своей знаменательной будущности. Все отозвались на этот призыв не только добрым словом и благожеланиями, но и вещественными свидетельствами молитвенных благословений. Двадцать три русских города, через своих архипастырей, прислали в благословение Одессе иконы святых угодников Божиих, которые – каждый в своем граде и стране – особенно чествуются, как заступники и молитвенники об отечестве. С особенною честью принял всероссийские дары пр. Иннокентий. Случилось, что в это время один из одесских граждан заявил архиепископу желание построить на свои средства храм близ того места, на котором в прошлом столетии положено основание городу. Пр. Иннокентий, с радостью встретивший такое предложение, со своей стороны выразил мысль, что в этом храме должны быть поставлены все иконы, присланные русскими архипастырями в благословение городу, и самый храм следует освятить «во имя всех Российских святых». (Единственная в России церковь такого храмонаименования). Построение этого храма закончилось уже по смерти Иннокентия, при преосвященном Димитрии, и освящение его совершено 9-го мая 1862 года. С этого времени, в этом храме обыкновенно заканчивается торжество 22-го августа. 237 Пр. Димитрий, как непосредственный приемник Иннокентия, заботливо поддерживал установленный им праздник, со всею торжественностью; он даже увеличил это торжество. Не опустительно каждый год он принимал участие в целодневных крестных ходах. Кроме того, в первый же год (1857), накануне праздника, 21-го августа, он сам, вместе с соборным духовенством, служил заупокойную литургию и панихиду, поминая всех почивших основателей и создателей града, благотворителей и попечителей; при чем, пред панихидою говорил слово о значении праздника и обязанностях каждого гражданина поминать молитвою общественных деятелей, принесших при жизни посильную пользу городу. 238 Такое поминовение совершалось потом ежегодно. Если случалось пр. Димитрий быть в летние месяцы далеко от кафедры, по обязанностям обозрения епархии, то к именинам Одессы он непременно возвращался домой и всегда служил два дня – 21 и 22 августа. Впоследствии он имел утешение видеть и умножение дорогого для города собрания благословенных икон. Две иконы он привез сам: одну – св. Тихона Задонского от гробницы новопрославленного святителя, когда возвратился из Петербурга, а другую – Божией Матери Почаевской, при вторичном вступлении на херсонскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в московском храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском 7 июля 2013 г. 18:00 7 июля 2013 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, посвященным празднованию памяти Иоанна Предтечи и всех святых, в земле Российской просиявших. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Петр, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с особым праздничным днем. Сегодня у нас три отмечаемых Церковью важных события. Вторая неделя или второе воскресенье после Троицы посвящено памяти всех русских святыхвсех, кто в нашей земле, в исторической Руси просиял святостью и правдой жизни. Празднуем мы также день Рождества святого Иоанна — пророка, Предтечи и Крестителя, того самого Иоанна, который уготовал путь Господу, который был Его Предтечей, который был пламенным проповедником покаяния. Это святой, о котором сказано словами Самого Христа, что он выше всех, кто был рожден женами. Эти два праздника усугубляются еще и тем, что сегодня воскресный день, а воскресный день — это малая Пасха. Потому и было так много чтений апостольских и евангельских, которые дают верующему человеку возможность войти через текст в понимание смысла сегодняшнего дня, взять для себя что-то важное, необходимое, полезное. О святом Иоанне сказано в слове Божием: «Иоанн крестил крещением покаяния». Главной миссией Иоанна Крестителя была миссия покаяния — он призывал людей к раскаянию. А что такое раскаяние? Раскаяние — это пробуждение совести. Каждый из нас знает: пока совесть не обличит человека, он не чувствует своей вины. Даже если его призвать к покаянию или если он приходит к покаянию по традиции, по обычаю, как это нередко бывает в Церкви перед причастием, — если совесть его не обличает, то подлинного покаяния нет.

http://patriarchia.ru/db/text/3085613.ht...

«1. Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и о скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках (...). 3. Установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января 217 или в следующий за ним воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников» (ДСОП III, с. 55). 6.2.4. Памяти русских святых и составление новых чинов В связи с утверждением правил канонизации святых было принято решение приступить к сбору житий и служб всем русским святым. Этой темы мы специально коснемся ниже в разделе 8.11.1. 6.3. Степень распространения информации о решениях Собора Подготовленные Отделом о богослужении, проповедничестве и храме проекты не были опубликованы. Информация о работе и решениях Собора на долгие годы стала предметом легенд и слухов. Опубликованные в 1918 году официальные отчеты ( Дeяhuя I-IX ) почти не содержали материалов по вопросам богослужения, поэтому вплоть до 90-х годов сведения о работе Отдела о богослужении, проповедничестве и храме ограничивались мемуарами членов Собора и газетными репортажами. В 1917–1918 гг. в России еще выходило значительное число независимых газет, и многие из них печатали репортажи с Собора. Ряд ежедневных газет (например «Утро России» и «Воля народа») имели постоянную рубрику «На Поместном Соборе», где помещались отчеты о пленарных заседаниях и работе отделов. Однако степень достоверности газетных публикаций часто оказывалась весьма сомнительной. 218 Кроме того, газета – способ сообщения новостей, а не долгосрочного хранения информации. Уже через несколько лет газетные отчеты о работе Собора стали практически недоступными. Нам почти не удалось найти ссылок на эти публикации, хотя они несомненно существовали. Например, в киевском журнале «Свободное слово христианина» появляется статья, озаглавленная «О возможных сокращениях и желательных изменениях в богослужении. К происходящим поместным соборам» 219 , авторами которой, по всей видимости, являются М.Н. Скабалланович и свящ. В.Д. Прилуцкий (Скабалланович и Прилуцкий 1918). 220 Статья содержит перечень мер, направленных на упорядочение и сокращение продолжительности богослужения. Прямых ссылок на решения Московского Собора 1917–1918 в тексте статьи нет. Формально эта статья является не информацией о работе Собора (в момент публикации авторы уже не были членами Собора) 221 , а очередным проектом нормализации богослужебного устава. Несмотря на текстуальные совпадения с материалами Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, прямых ссылок на них нет. Читатель 20-х годов не мог связать эту публикацию с работой Собора 1917–1918 годов. Лишь сейчас, когда основные проекты, подготовленные Отделом о богослужении, проповедничестве и храме, опубликованы, связь этой статьи с работой Собора кажется очевидной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии На Кипре открыли первый русский храм 27.03.2017 Торжества по случаю открытия в городе Эпископио на Кипре русского храма во имя Андрея Первозванного и всех святых, в земле Русской просиявших , состоялись в минувшее воскресенье. " Богослужения в нем станут совершать на славянском языке, а проповедь будет звучать на русском и греческом. Прихожанином этого храма может стать любой православный человек. Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного и всех Русских святых также станет домом для русскоязычной общины острова Кипр и города Эпископио " , - сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) после литургии в этом храме. Как отметил он, это первый русский храм на острове, хотя и находится в ведении Кипрской Православной Церкви . По словам иерарха, в последние годы очень многие русские люди перебрались со своими семьями на постоянное жительство " на этот благодатный и благословенный остров, который освящен стопами святых апостолов Павла, Варнавы, евангелиста Марка, где был епископом святой Лазарь Четверодневный, где находится множество православных святынь и центров паломничества " . Митрополит выразил уверенность в том, что " с особой радостью наши русские люди будут приходить в храм, где богослужение совершается на родном для них языке, где они будут слышать родные, с детства знакомые напевы, где со стен и с иконостаса на них будут смотреть образы русских святых, столь близких их сердцу " . " Хотелось бы выразить пожелание, чтобы эта церковь, ставшая первым русским храмом на острове, была бы не последним таким храмом " , - добавил митрополит Иларион. В богослужении участвовали иерархи Кипрской, Антиохийской, Сербской, Болгарской и Элладской Православных Церквей. Митрополит также ознакомился с ходом строительства русского храма Николая Чудотворца в Лимассоле. Освящение закладного камня на месте возведения этой церкви совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита на Кипр в 2012 году.

http://drevo-info.ru/news/22131.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010