По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен русских святых: «В песнех восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду): «Светом лица Твоего...»; или Богородичен воскресного ексапостилария: «Ангел убо принесе...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 5-й и глас 4-й – 4 (со славником и своими припевами ). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь русских святых. Кондаки русских святых и воскресный читаются попеременно. Примечание. В Минее указывается: «На часех тропарь воскресен. «Слава» – святых тропари, 8-го и 4-го гласов, пременяюще глаголем. Кондак на 1-м и 6-м часех воскресен, на 3-м и 9-м часех кондак святых» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382). На Литургии блаженны гласа – 6, и русских святых (в Минее на ряду) – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь русских святых. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. В Минее приводится особый устав пения тропарей и кондаков по входе: «По входе: тропарь воскресен, глас 1-й, и святых оба тропаря 8-го и 4-го гласов. Кондак воскресен, глас 1-й. Слава – кондак святых, глас 3-й, И ныне – кондак Успения Богородицы, глас 2-й: В молитвах...» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382). Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и русских святых. Апостол и Евангелие – дня и русских святых . 1 Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших».

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-18/

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. 13 декабря 1880 года новому храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая 1883 года состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения. С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (разрушен в 1918 году). В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. 15 августа 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон.

http://sobory.ru/article/?object=44392

13 января 2015 года возрожденный храм в честь чудотворного образа Божией Матери «Новодворская» был освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом, но восстановительные работы продолжались еще в течение почти двух лет. 29 декабря 2016 года было совершено освящение престолов в Новодворском храме: северного – в честь преподобного Иосифа Волоцкого и всех русских святых, южного – в честь иконы Божией Матери «Иверская».По благословению митрополита Германа богослужения совершаются поочередно во всех трех приделах. В 2007 году обители была возвращена храмовая икона Пречистой Девы «Одигитрия Смоленская», находившаяся в советские годы в Курском Никольском храме. В настоящее время все три чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская», «Новодворская» и «Троеручица») и многочисленные иконы с частицами мощей находятся в Новодворской церкви. Примыкает к Троицкой церкви с западной стороны. Церковь была построена в 1836 году. Строительство ее было обусловлено нуждой обители в теплом храме, поскольку Троицкая церковь была холодной и многие старицы монастыря, не имевшие теплой одежды, не могли присутствовать в ней зимой на богослужениях. Престол в новом теплом храме был освящен в честь Божией Матери, «явления ради иконы Ея Новодворской». С северной и южной сторон храма были устроены деревянные коридоры, ведущие в Троицкий храм. К 1851 году они обветшали и были заменены каменными приделами: южным – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и северным – в честь прп. Мирона (по благословению владыки Германа, правящего архиерея Курской епархии, по восстановлении, этот придел был освящен в честь прп. Иосифа Волоцкого и всех русских святых). Храм является ярким памятником эклектического направления в архитектуре, доминирующего в России в 30–90-ые годы XIX столетия. До закрытия монастыря в 1923 году главный фасад храма был окрашен в голубой цвет, из ниш выступали священные изображения: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, Воскрешение Лазаря, исцеление при овчей купели, а также изображения свв. мчч. Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Варвары и Екатерины. К сожалению, эти изображения утрачены, а фасад, как и весь храм, был побелен.

http://sobory.ru/article/?object=56038

В нынешний день прими от всей нашей академической семьи свидетельство молитвы о тебе и наказ быть верным чадом Христовой Церкви, удаляться от ложных миражей раскольников и бессовестных политиков, пытающихся играть на драгоценных струнах человеческих сердец и подчинять веру своим грязным целям. Будь верен Христу, и Он даст тебе венец жизни. Имей перед глазами только свое главное призвание - святость. Часто мы думаем о святости, как о чем-то сверхъестественном, поражающем видениями, откровениями, особым выражением лица и елейной интонацией. Это не так, быть святым - другое. Это значит не переставать уповать на подаваемую нам благодать и сегодня ты получил в изобилии этот дар благодати. Перешагни через логику мира сего, смело иди на встречу со своим Спасителем, весь собор русских святых на твоей стороне. Помни, что Господь твое просвещение и Спаситель " . После богослужения владыка наградил преподавателей, сотрудников и студентов Академии медалями и благодарственными грамотами по случаю пятилетия издательства Санкт-Петербургской Духовной Академии. В храме Двенадцати апостолов накануне памяти русских святых прошло уставное всенощное бдение. Начиная с малой вечерни в субботу и заканчивая Божественной литургией, ранним утром в воскресенье собравшиеся в храме исторического здания молились свыше десяти часов согласно правилам, написанным в Типиконе. Уставное богослужение проходит в Санкт-Петербургской Духовной Академии два раза в году и по традиции один из таких дней - это память русских святых. Справка: За Божественной Литургией архиепископу Амвросию сослужили: проректор по воспитательной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Анатолий Розвадовский (Украинская Православная Церковь), заведующий кафедрой новых языков священник Игорь Иванов, иеромонах Геннадий (Поляков), священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк, клирик Московской областной епархии священник Алексий Кнутов, иеромонахи Лука (Пронских) и Онуфрий (Сонькин), священники Антоний Копаев и Климент Нехамайя; протодиакон Кирилл Журавлев, иеродиакон Иоанн (Галумов), диаконы Виктор Кричкивский, Юрий Козлитин, Михаил Волков, Константин Суржиков и Михаил Проходцев. За богослужениями пели три хора: мужской под управлением чтеца Марка Качанкина, смешанный под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Лидии Масловой. Проповедь за всенощным бдением произнёс студент III курса аспирантуры чтец Димитрий Петров. За Божественной литургией к собравшимся с проповедью обратился студент II курса магистратуры чтец Алексий Еврокатов.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Первая служба всем русским святым В этом храме 10 июня 1934 года впервые состоялось официальное богослужение праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. Тексты этого богослужения составил святитель Афанасий. А накануне, на малом повечерии, владыка освятил образ Всех русских святых, который написала, следуя его указаниям, иконописец Мария Соколова. Служба была очень торжественной. Слаженно, но негромко пел хор. Вокруг старой дачи плавал аромат цветущих фруктовых деревьев — май и июнь в Москве в том году были тёплыми, с частыми дождями. Позже епископ Афанасий высказал пожелание, чтобы краткую историю создания и освящения этого образа написали на обратной стороне иконы. К тому времени она находилась уже в Троице-Сергиевой лавре. «Это ко мне не пристанет» Владыка Афанасий провёл в ссылках и лагерях около 30 лет. Над составлением текста праздничной службы он трудился урывками — между лагерными сроками. В лагерях архиерея ставили на самые тяжёлые, изнуряющие работы. Как он рассказывал уже в преклонном возрасте иеромонаху Серафиму (Катышеву), однажды его поставили ассенизатором. «Это было верхом издевательства, однако епископ спокойно отнёсся к новой работе, исправно исполнял её, — писал в своей книге о. Серафим. — Некоторые начальники сострадательно относились к нему. Один из них предложил епископу поменять работу: всё-таки, мол, нечистоты. Владыка отказался и с улыбкой заметил: «Это ко мне не пристанет». Причислен к своим В 1946 году Московская патриархия издала «Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим», отредактированную епископом Афанасием (Сахаровым). С тех пор началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых. Однако владыка дорабатывал и редактировал богослужебные тексты вплоть до своей смерти в 1962 году. А в 2000 году епископ Афанасий был канонизирован, встав в ряды святых, которых он так почитал всю свою жизнь. И хотя последние годы святителя были связаны с Владимирской землёй, в Москве живёт и развивается освящённая им подземка. А в Лосинке, давно ставшей столичным районом, возрождается храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в честь тайного «чердачного» храма, где в годы гонений служил подвижник веры епископ Афанасий.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/25/tainy_...

Отвечая на приветствие, митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой высокочтимый владыка митрополит Исаия! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы вместе совершили первую Божественную литургию в этом новопостроенном храме во имя святого апостола Андрея Первозванного и всех Русских святых. Это первый русский храм на острове Кипр. Не храм Русской Православной Церкви – это храм Кипрской Православной Церкви, который был построен по инициативе местного Преосвященного кириарха. Богослужения в нем станут совершать на славянском языке, а проповедь будет звучать на русском и греческом. Прихожанином этого храма может стать любой православный человек. Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного и всех Русских святых также станет домом для русскоязычной общины острова Кипр и города Эпископио. В последние годы очень многие русские люди перебрались со своими семьями на постоянное жительство на этот благодатный и благословенный остров, который освящен стопами святых апостолов Павла, Варнавы, евангелиста Марка, где был епископом святой Лазарь Четверодневный, где находится множество православных святынь и центров паломничества. Наш русский народ – народ благочестивый; везде, куда приезжает русский человек, он, прежде всего, ищет православный храм. Кипрская Православная Церковь всегда открывала двери своих храмов для всех православных христиан вне зависимости от их национальности, этнического происхождения. Но с особой радостью наши русские люди будут приходить в храм, где богослужение совершается на родном для них языке, где они будут слышать родные, с детства знакомые напевы, где со стен и с иконостаса на них будут смотреть образы Русских святых, столь близких их сердцу. Хотелось бы выразить пожелание, чтобы эта церковь, ставшая первым русским храмом на острове, была бы не последним таким храмом. Надеюсь, что и другие архиереи возьмут пример с Вас, владыка Исаия, и в своих митрополиях тоже построят русские храмы. Это станет видимым знаком единства евхаристического и духовного, которое на протяжении веков скрепляет наши Церкви. В то же время это будет ответом на реальные нужды людей. Русские люди хотят, чтобы рядом был храм и чтобы они могли в нем молиться.

http://mospat.ru/ru/news/48625/

 — Где удалось совершить богослужения во время вашей поездки? — Наше паломничество началось с молитвы в храме великомученика Георгия на Фанаре, Литургию служил Патриарх Варфоломей, после чего он всех нас принял у себя в резиденции, сказал слова напутствия. Мы совершили три Божественные литургии: в храме святых равноапостольных Константина и Елены в городе Синасосе (Мустафа-паша) в Каппадокии, в Мирах Ликийских в храме Святителя Николая и в Эфесе в храме Пресвятой Богородицы. Это удивительные места по своему духовному значению. В Мирах Святитель Николай был наречен епископом, долгие годы служил, здесь почивали его святые мощи. С нами приехали помолиться члены русской общины и сотрудники Генерального консульства Российской Федерации. А в храме Пресвятой Богородицы в Эфесе — это первый в мире храм, освященный во имя Матери Божией, — проходил III Вселенский Собор. От него, к сожалению, остались лишь руины, и наше богослужение проходило под открытым небом.  — Какие еще места вам хотелось бы открыть для богослужебной жизни?  — Мне очень дороги места, связанные с именами Григория Богослова и Василия Великого. В пещерных каппадокийских храмах хотелось бы послужить. Большое впечатление на всех нас произвела Никея. Там паломники бывают крайне редко, а жаль: это места деяний I и VII Вселенских Соборов, с которых началось и закончилось догматическое формирование нашей веры. Также назову подворье Пантелеимонова монастыря в Стамбуле. Это те места, где можно получить разрешение на богослужение.  — А Святая София? Вы можете представить себе условия, при которых мы смогли бы помолиться там?  — Это только мечта. Сейчас там и перекреститься-то нельзя: оштрафуют, а то и в участок заберут. До недавнего времени духовенству вообще не разрешали туда заходить со всеми вместе — только через отдельный вход и под более строгим присмотром. Но великая святыня Византии изумляет даже просто созерцанием ее величия. Этот храм — самый яркий образец выражения бесконечной любви людей к Господу. Когда начиналось строительство, все знали, что для его осуществления потребуются три казны империи! Но любовь к Господу была выше расчетов, император Юстиниан и народ были едины в стремлении посвятить Богу всё лучшее, что имели. И вот плод этой любви Святая София — наиболее полное художественное воплощение религиозной мысли восточного христианства, чертог Божий, идеал церковного зодчества для всего православия.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_t...

После освящения малым чином Никольского придела 28 марта 2010 года в праздник Входа Господня в Иерусалим («Вербное воскресенье») была совершена первая Божественная Литургия. С тех пор богослужения совершаются регулярно, а храм открыт ежедневно. Русской Православной Церковью только в ХХ веке прославлено более 1300 святых, и список этот продолжает пополняться новыми именами мучеников и исповедников минувшего столетия. Всего же к великому сонму русских святых сопричислено не менее трех с половиной тысяч подвижников веры и благочестия. Память о святых, в земле русской просиявших, священна для каждого из нас. Воздвигнутый в столице в честь них прекрасный храм должен явиться олицетворением благодарной памяти потомков и стать делом нашей российской чести. Храм открыт ежедневно с 8 утра до 20.00. Постоянно дежурит священник, к которому всегда можно обратиться с вопросом или с просьбой. Местные ребятишки с удовольствием посещают занятия в Воскресной школе, готовят праздничные представления для прихожан. Проводятся беседы и для взрослых жителей района. При храме организован Добровольческий центр помощи многодетным семьям, одиноким пожилым людям и всем, кто нуждается в милосердии ближних. Богослужения регулярно совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням. Вечером в среду, после Вечерни, читается Акафист святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу , в честь которого освящен боковой придел храма. Начало утренних богослужений в 8.30, вечерних – в 17.00. Таинство исповеди совершается во время вечернего богослужения. Престольные праздники [ править править код ] Собор всех святых, в земле Русской просиявших - 2-е вос­кре­се­нье по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Святыни [ править править код ] В храме прихожане и паломники смогут помолиться у икон с изображением Собора всех Святых, в земле Российской просиявших, а также Соборов Московских, Эстонских, Белорусских, Волынских и Крымских святых, преподобных отцов Киево-Печерских, святых Царственных страстотерпцев, Новомучеников и Исповедников Российских, принявших мученический венец или подвергшихся гонениям на территории Украины, Казахстана, Латвии, Эстонии.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Всех_С...

Уникальный интерьер храма Всех Русских Святых создавался с 1998 года. По проекту м. Анны Прокофьевой был установлен иконостас, изготовленный в Греции господином Пантелеимоном Аманитидисом и подаренный господином Илиасом Гицисом. Греческий иконостас был дополнен антаблементом византийской резьбы и дорическими колоннами, выполненными Алексеем Курочкиным. На благоукрашение храма господином Гицисом были пожертвованы греческие паникадила, эпитафия для плащеницы, надпрестольная резная сень, подсвечники, проскинитарии, аналогии и стасидии. В 2002 году в храме были устроены керамические полы с византийской мозаикой, традиционные для русской деревянной архитектуры. Большинство икон храма, написанных Анной Прокофьевой, выполнено в византийской традиции: иконы иконостаса — Спаситель, Песчанская икона Божией Матери, архангелы Михаил и Гавриил, Царские врата с Благовещением, иконы для плащениц Спасителя и Божией Матери и другие храмовые иконы. Бисерная катапетасма с херувимом, плащаница Божией Матери, хоругви со Спасителем и Божией Матерью были вышиты Ольгой Шардаковой. С византийским убранством храма гармонично сочетаются песнопения, исполняемые за богослужением, которые также принадлежат византийской традиции (регент хора — София Тутолмина). Псаломщица и катехизатор — Анна Иванова. На протяжении многих лет храмовая территория благоукрашается цветами и деревьями под руководством Нелли Шарафутдиновой. матушки Анны Прокофьевой и вдохновенными трудами певчей храма Веры Петровой. Современное состояние [ править править код ] При храме действует Воскресная школа, ведется работа с молодежью. Престольные праздники [ править править код ] Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших - 2-е вос­кре­се­нье по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы Как добраться [ править править код ] Адрес: 188730, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Сосново, Церковный пер., д. 1. Проезд: с Финляндского вокзала до ст. «Сосново». Телефон: 8 (813) 7938323 Электронная почта: gorlitza@mail.ru Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Всех_Русс...

Храм Христа Спасителя, выстроенный Тоном, несет в себе две главные идеи — это благодарственный храм, посвященный лично Господу, и исторический памятник православной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Кроме того, образу храма присущи черты, в которых запечатлелась идея Москвы как Третьего Рима. Поскольку храм был посвящен Господу, в нем присутствует множество образов Земной Жизни Иисуса Христа. Сама Россия осмысляется здесь как Богоизбранная Держава, искони развивавшаяся в лоне Православной Церкви, и Православие предстает решающим в жизни и судьбе страны. Император Николай I особо пожелал, чтобы идея росписи храма напоминала «о Милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Россию в течение всех девяти веков ее истории». Отсюда изображения в храме великого сонма русских святых и канонизированных государственных деятелей, созидавших в России православную веру и положивших свои жизни во благо Отчизны. История же православной России представляется естественной частью Священной истории от сотворения мира, грехопадения и Искупительного Подвига Христа до Его Грядущего Второго Пришествия. Восприятие единства и преемственности Вселенской Церкви и Русской Церкви передано в образах великих древних святых, которым сопутствуют и русские святые. В храме исповедуется непреложная идея симфонии Церкви и Государства, а также мессианская роль православной России в мировой истории. Историческая миссия России осмыслялась здесь как благословение Господа на мессианский подвиг освобождения человечества от завоевателя и ниспровержения его помыслов мирового владычества, и исключительная роль в истории, судьбе и миссии России здесь отдана Москве, которая осмыслялась преемницей Рима и Константинополя. Но историческое повествование храма Христа Спасителя естественно окончилось в год его освящения — 1883 году. Именно эти идеи осмысляются и продолжают развиваться в нижней Преображенской церкви. Она тоже оказалась посвящена Господу, о чем свидетельствует и освящение главного престола во имя Преображения, и иконы Земной Жизни Спасителя, пребывающие здесь. Так же, как и «верхний» храм, нижняя церковь посвящена Богоизбранной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Русская история здесь тоже представляется как часть Вселенской Священной истории от крещения Руси и до наших дней, о чем свидетельствуют многочисленные иконы вселенских и русских святых, в том числе живших и после освящения храма Христа Спасителя, и Новомучеников, прославленных в наше время. Особая милость Пресвятой Богородицы, явленная России в ее истории, и в последующий после 1883 года период, выражена во множестве хранимых здесь икон Богоматери — Тихвинской, Смоленской, Знаменской, Августовской. Престолы нижнего храма обращают мысль последовательно к Господу, Богоматери и святому Вселенской Церкви, но в Тихвинской иконе Византия и Русь слились в преемственное целое.

http://pravoslavie.ru/476.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010