Воскресный день. Божественная Литургия в храме Всех русских святых в Горней. После трапезы сестры поют прощальную песнь. Грустно расставаться с обителью. Заглянула на «стол приношений» — может быть получу какое-то напутствие напоследок. И действительно получила: календарь под названием «Да любите друг друга. Без любви все – ничто!» Поучение из него приведу здесь, каждому из нас невредно его повторять: Обязанность — без любви делает человека раздражительным, Ответственность — без любви делает человека бесцеремонным, Справедливость — без любви делает человека жестоким, Правда — без любви делает человека критиканом, Воспитание — без любви делает человека двуличным, Ум — без любви делает человека хитрым, Честь — без любви делает человека высокомерным, Приветливость — без любви делает человека лицемером, Компетентность — без любви делает человека неуступчивым, Власть — без любви делает человека насильником, Богатство — без любви делает человека жадным, Вера — без любви делает человека фанатиком. Бог — есть Любовь. Без любви все – ничто! К этим словам прибавлю еще наблюдения одного автора с сайта с отзывами о Святой Земле: «Интересно, что каждый пилигрим встречается со своим Святым Градом.. .. Я знаю одного иеромонаха, у которого в памяти об Иерусалиме остались лишь “постоянные плевки со стороны иудеев”. Как будто в разных городах мы с ним были… Всякая оценка субъективна — человек отражает лишь то, что сродственно его душе» . Скоро и мне придется пережить неприятное приключение в Тиверии. Почему именно мне? Значит заслужила. А теперь в путь. Три часа на автобусе по прекрасному шоссе нужно ехать из Иерусалима в Галиллею. Матушка Евфалия вспомнила анекдот: «Один еврей говорит другому: У меня отпуск двадцать дней, проведу его на родине. – А остальные восемнадцать дней, где?» Максимум за два дня (конечно без особых остановок) можно проехать вдоль и поперек всю страну. По дороге матушка с нескрываемой любовью и даже восхищением опять рассказывает нам о Святой Земле. Хотя площадь государства Израиль невелика, на ней умещаются четыре климатические зоны. В один день можно побывать на заснеженных пиках Хермона, а через несколько часов уже купаться в море. Свойства природы влияют и на характер людей, которые проживают в той или иной местности. Галилеянине (люди, окружавшие Спасителя с детства) очень отличались от тех иудеев, которые жили близ Иерусалима. Они были простыми и открытыми, не страдали фарисейской гордыней, потому что были честными тружениками. К тому же в Галилее жило много греков, и многие галилеяне говорили по-гречески, таким образом они при всей своей простоте, имели соприкосновение с мировой культурой и историей, и потому не страдали националистическими настроениями.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Я сейчас чувствую себя как будто несколько бодрее и думаю, не от того ли, что последнее время очень много поедал земляники. А со вчерашнего дня я стал и в садик наш выходить. Матушка Маргарита устроила мне укромный уголок, где я сейчас и пишу Вам. Приветствую Вас с приближающимся праздником Всех русских святых. В дополнение к иконе посылаю Вам и службу. Я собирался переплести ее, но это у нас трудновато. А хочется послать яичко к празднику. Только она немного не окончена. В конце будет более подробный чин поминовения подвижников благочестия. Посылаемая служба на новый – второй, только в моем храме празднуемый, праздник. В конце службы должны быть еще указания, как справлять эту службу во вторую неделю по Пятидесятнице. Когда все это будет переписано, пришлю дополнительно. Мне привезли пишущую машинку. Я начинаю учиться и немного стукаю одним пальцем. Я надеялся, что здесь найдутся переписчицы. Но оказалось, что опытные не имеют возможности взяться за это дело, чтобы работать регулярно, а имеющие большие возможности предполагают еще только учиться, что, конечно, не устраивает. До сих пор мне писали в Москве. Это не совсем удобно. Но главная моя беда, что хорошая и опытная переписчица заболела. Думаю, теперь поискать переписчицу во Владимире. Вы, вероятно, слышали об изданной за границей книге «Отец Силуан» 302 . Изложение ее содержания было и в журнале Патриархии 303 . Мне прислали список с полной книги. Я еще только начал читать. Все читавшие отзываются с большой похвалой. Если у Вас еще не было в руках этой рукописи и если Вы интересуетесь, я по прочтении пришлю Вам. У меня пока только первая половина. Да хранит всех вас Господь. На всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе, а юному помогайте создавать спасение главным образом Вашими молитвами. С любовию, богомолец Ваш е[пископ] А[фанасий]. 4-VII-56 Матушка Маргарита просит передать от нее всем вам сердечный привет. Об о. Иераксе я написал Патриарху. Сейчас получил из канцелярии Патриархии сообщение, что Святейший положил резолюцию:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

А между тем нигде в Академии так не живет память об ее бывших учениках, как в академическом храме, где поминаются все в Академии, учившие и учившиеся, начальствовавшие и служившие. Это обстоятельство и дает нам смелость обратиться ко всем близким Академии лицам с просьбою вспомнить ко дню академического юбилея академический храм и присылкой посильного пожертвования посодействовать тому, чтобы ко дню юбилея родной Акаде- —728— мии можно было храму придать вид, сколько-нибудь достойный высшей церковной школы». Не до всех, конечно, питомцев Академии достигло это воззвание, потому что мать-Академия не о всех своих детях знает, где они живут и где трудятся. Тем не менее приток пожертвований начался немедленно. Ниже мы печатаем полный список пожертвований на академический храм. От лица Академии приносим глубокую благодарность всем жертвователям и земно кланяемся от себя лично мы, настоящие представители столетней Академии. Немедленно по окончании учебных занятий в июне месяце 1914 года приступили к росписи свода и стен академического храма. Роспись же алтаря взял на себя ктитор храма Сергей Семенович Макаров. Свод и стены храма расписывал петроградский художник Н.А. Протопопов, который прежде поступления в Академию художеств окончил со степенью кандидата богословия Казанскую Духовную Академию. Храм расписан в новом Киевском, преимущественно Васнецовском, стиле и многие сюжеты взяты из Владимирского Киевского собора. Но верху свода написаны Васнецовские картины: Бог-Слово, Распятие и Бог-Саваоф. Сзади, на хорах, Васнецовский же Страшный суды. По бокам свода Васнецовское Преддверие рая, а в четырех углах – Евангелисты со своими символами. Купол расписан византийским орнаментом вместе с символическими изображениями дней творения, а в самом верху – Спаситель с евангелием. На большом окне над иконостасом – три ангела. Стены сплошь заняты крупными изображениями святых – древних и русских. Благодаря уменью и таланту художника, храмовая роспись отличается единством и производит весьма сильное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Увы! Приходится признаться, что у многих русских людей уже утрачено ясное сознание святости храма Божия, и для многих он является почти что обыкновенным зданием, куда хоть и приходят молиться Богу, но не в этом видят единственную и самую главную цель его сооружения. Главное видят теперь во взаимообщении — встрече друг с другом, как в каком-то «клубе». Вот почему часто можно видеть перед храмом и вокруг храма больше людей, чем внутри самого храма, особенно в хорошую летнюю погоду. Тут знакомые встречаются друг с другом, сообщают друг другу последние новости, политические деятели обсуждают политические вопросы, торговцы обделывают свои торговые сделки и т. д. и т. д. И при этом многие без стеснения тут же, в непосредственной близости храма курят, так что табачный дым проносится иногда движением воздуха внутрь самого храма, смешиваясь с благоуханием кадильного фимиама. И весьма громко иной раз разговаривают совсем забывая, что тут же рядом в храме произносятся священные слова молитв и воспеваются священные песнопения, которые они могут заглушить своим шумным разговором.    Вот почему так ратуют теперь некоторые прихожане за сооружение под храмом нижнего помещения для таких «клубных» встреч и для развлечений молодежи — полуподвального помещения, которого в таком виде никогда не знали православные страны на протяжении всех веков христианства. Здание храма все свято, ибо самые стены его при освящении помазуются величайшей после Святых Даров Тела и Крови Христовых святынейсвятым миром. В стенах храмового здания допустимы поэтому только святые слова молитв, священные песнопения и церковная проповедь — все то, что направлено к освящению и назиданию верующих, и нечего другого, что нарушало бы святость места и должное благоговение.    Но и внутри самого храма, и даже во время богослужения, многие в наше время как бы забывают, где они находятся и для чего пришли туда. Приходят иногда много позже начала богослужения и уходят ранее его окончания, ходя по храму неблагоговейно и производя шум, здороваясь и довольно громко разговаривая со знакомыми. Далеко не все теперь понимают, что в храм надо приходить и в соответствующей, вполне приличной одежде, ничем не смущающей и не коробящей взоры молящихся. Особенно это надо сказать относительно женщин и девиц, которые приходят иногда в храм донельзя неприлично одетыми, чтобы не сказать полураздетыми, и совершенно безобразно-накрашенными, не стесняясь иной раз в таком непристойном виде подходить даже к святой чаше для причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Когда я в горести, бывало, К тебе, родная, прибегала, Роптала гневно на людей: «Своими чувствами владей И злобе не давай расти. Прости, – учила ты, – прости». Когда с разбитой жизнью снова Пришла к тебе без слез, без слова, Ты, чутким сердцем все поняв И робко дочь свою обняв, – Сказала: «Тяжко крест нести, Но все ж прости, дитя, прости». Теперь от берега далеко Во тьме плыву я одиноко. Погибло все средь бурных волн, Что бьют мой бедный, утлый чёлн. Из благ всех, Боже, дай спасти То слово чудное: «Прости». В храме Вошла я в храм. Сквозь сумрак туч Светила дня последний луч Пробился вдруг и осветил И плиты древних двух могил, И лики темные святых В прозрачных ризах золотых. Святые здесь глядят на нас, Суров их взгляд, но в поздний час, Когда потушены огни, С тоскою молятся они: – О Боже, Ты детей Твоих За вздох о бедствиях чужих, За шаг к добру, за миг любви – За это все благослови! За вздох о бедствиях чужих, Когда не счесть и бед своих, Когда властительный кумир Смущает ум, – пошли им мир, Душе болеющей покой, Им тайну благости открой! Звезда Рождественская песнь На широком небосводе, В звездном ярком хороводе, Светит дивная звезда. Всюду луч она заронит, Где людское горе стонет, – В села, рощи, города. Луч доходит до светлицы И крестьянки, и царицы, И до птичьего гнезда. Он вскользнет и в дом богатый, И не минет бедной хаты Луч волшебный никогда. Всюду ярче радость блещет, Где тот звездный луч трепещет, И не страшна там беда, Где засветится звезда. Владимир Шуф Шуф Владимир Александрович (1864–1913) – поэт, прозаик. В предисловии к книге сонетов «В край земной» (СПб., 1906) Владимир Шуф писал: «В этой книге рассказана история души, ищущей Бога. От неверия и агностицизма, полного сомнений, от разбитых святынь прошлого длинный путь ведет меня к вере в край иной… Я много странствовал, я искал свои святыни среди мраморных обломков Эллады, в пустынях Африки, на берегах Нила, на Ближнем и Дальнем Востоке, где подымаются минареты ислама и в древних кумирнях стоят истуканы Будды. Я видел Европу и Азию, мертвые города и забытые гробницы, кровавые войны, землетрясения, народные смуты были перед моими глазами… Я видел мир, – это путь целой жизни, который привел меня в Палестину, к священным водам Иордана. Свои мысли и впечатления я передал в цикле сонетов». Забытый храм

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Другой крест, который принимает новопостриженная монахиня, надевается на грудь ее, на сердце. Это крест нестяжания. Сердце наше много мятется, много заботится, волнуется, и на него у монахини накладывается крест для того, чтобы сердце ее отныне не заботилось, не волновалось, а всецело услаждалось преданностью в волю Божию. Крест на груди показывает, что теперь ее сердце все целиком отдано в жертву Господу. И соединен этот крест с первым крестом послушания четырьмя шнурами, четырьмя поясами в честь четырех евангелистов, в знак того, что эти обеты, эти кресты послушания и нестяжания, не выдуманы, как говорят любомудрые века сего, а истина Евангельская. Третий крест дается монахине со свечкой зажженной. Этот крест не надевается ей ни на грудь, ни на спину, а дается в руки. Монахиня держит его только в момент пострига и в те незабвенные пять дней, когда она просидит, подобно Марии Евангельской, у ног Спасителя, пребывая неотходно в храме и сподобляясь ежедневно Причастия Святых Животворящих Таин Христовых. А потом она отнесет его к себе в келью, поставит в божницу, затеплит лампаду и будет хранить, как величайшую драгоценность, до того часа, когда ей дадут этот крест при последнем издыхании в ее уже холодные руки. Что это за крест, как величайшая святыня даемый монахине при постриге и с которым ее хоронят? Крест этот полит многими кровьми и потом подвижников и подвижниц – это обет чистоты и целомудрия. Вспомните слова пострига: «Сохраниши ли себя в чистоте и девстве даже до смерти?» О, Господи, я человек есмь, плоть ношу, как дерзну взять я этот крест, эту величайшую святыню? Чистота в очах Божиих выше всех подвигов. Это драгоценная жемчужина, это белоснежная лилия, которую принес Архангел Гавриил Деве Марии в день Благовещения. Лилия эта настолько нежна, настолько бела, что малейший ветерок, малейший помысл уже оставляет на ней пятно. Митрополит Филарет, который столь много сделал для созидания этой святой обители, говорил: «Брак рождает человека, и только девство одно было способно родить Богочеловека». Сама Пречистая Дева, Высшая Небес и Чистшая Светлостей солнечных, положила начало девству.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Избавь для славы Твоея, Зане кто о Тебе воспомнит в аде, в гробе? От вздохов утрудился я, На всяку ночь постель омыю, Слезами ложе омочу; Перед врагом склоняя выю, В напастях скорбну жизнь влачу. Бегите от меня, все мыслящие злобно! Господь моим стенаньям внял. Услышал Он мое моление прискорбно И теплую мольбу приял. Да возмятутся, постыдятся Все мне желающие злых, Да вскоре тощи возвратятся, И студ везде да встретит их. Обличение безбожного Псалом 13 Рече безумный в исступленьи В душе своей: «Нет Бога; нет». Земля погрязла в согрешеньи, Во злобе обуял весь свет. Господь с небесного чертога На земнородных чад приник, Чтоб зреть, взыскуяй, знаяй Бога, Обрящется ли кто из них? Но нет; все вкупе развратились И уклонились от Него; С пути благого совратились; Нет правых; нет ни одного. Иль все в безумстве утопают, Творящи зло и грех и студ? Людей моих, как хлеб, снедают: Но Господа не призовут! Где страха нет, там трепетали; Зане лишь правых Бог крепит; Советы нища посрамляли, Ему же Сам Всевышний щит. Кто даст от гор святых спасенье? Когда нас Бог освободит, С Израилем отрадно пенье Иакова возвеселит. Спокойствие праведного Псалом 22 Господь мой Пастырь, не страшусь, Вовек отрады не лишаюсь. На пажитях обильных, злачных, При токах тихих и прозрачных Меня к покою Он вселит; Смятенну душу возвратит И на пути наставит правы, Для имени Его и славы. Хотя во смертну сень пойду, Не убоюсь: Тебя найду. Жезлом и палицей святою Меня утешив, предо мною Готовишь Ты в виду врагов Трапезу всех благих даров; Главу мне миром умащаешь И полну чашу наливаешь. Вся жизнь исполнится моя Щедрот Твоих и благостыни; И в храме Твоея святыни До смерти водворюся я. Возношение души к Богу  Псалом 41 С каким в полдневный зной стремленьем Летит елень на брег ручья, С таким, о Боже! нетерпеньем Парит к Тебе душа моя. Душа моя стремится к Богу, К живому, к сильному Творцу, Но, жизни сей прошед дорогу, Когда явлюсь Его лицу? О скорбна мысль! почто мгновенно Нельзя, веселий множа сонм, Со гласом песни восхищенной

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен русских святых: «В песнех восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду): «Светом лица Твоего...»; или Богородичен воскресного ексапостилария: «Ангел убо принесе...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 5-й и глас 4-й – 4 (со славником и своими припевами ). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь русских святых. Кондаки русских святых и воскресный читаются попеременно. Примечание. В Минее указывается: «На часех тропарь воскресен. «Слава» – святых тропари, 8-го и 4-го гласов, пременяюще глаголем. Кондак на 1-м и 6-м часех воскресен, на 3-м и 9-м часех кондак святых» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382). На Литургии блаженны гласа – 6, и русских святых (в Минее на ряду) – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь русских святых. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. В Минее приводится особый устав пения тропарей и кондаков по входе: «По входе: тропарь воскресен, глас 1-й, и святых оба тропаря 8-го и 4-го гласов. Кондак воскресен, глас 1-й. Слава – кондак святых, глас 3-й, И ныне – кондак Успения Богородицы, глас 2-й: В молитвах...» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382). Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и русских святых. Апостол и Евангелие – дня и русских святых . 1 Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших».

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-18/

На Афоне почтили Собор всех святых русских государей 30 июля 2015 г. С 27 на 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Киевского, в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно почтили Собор всех святых русских государей, сообщает портал " Русский Афон " .      По окончании Всенощного бдения в обители были совершены две Божественные литургии: ранняя – в храме Всех святых Русских Князей и Царей, поздняя – в соборе монастыря, посвященном трем русским святым князьям: равноапостольным Владимиру и Ольге Киевским и Александру Невскому. В обители святогорцами составлена особая служба всем святым русским государям, которая в соединении со службой равноапостольному князю Владимиру Киевскому совершается в этот день в русском афонском монастыре. Празднование Собора всех святых русских государей было установлено в обители в 2013 году по благословению игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) в связи с освящением храма в честь всех прославленных Князей и Царей Руси: от князя Владимира до царя Николая Александровича. Это пока единственный в мире храм, посвященный всем святым русским государям. Икона Всех святых русских государей, хранящаяся в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре В Собор святых русских государей входят 160 представителей двух династий, правивших на Руси: Рюриковичей и Романовых. Среди них два царя – Феодор Иоаннович и Николай Александрович; 40 великих князей и 101 удельный; 17 представителей рода Романовых. Каждый из них официально прославлен тем или иным собором Русской Православной Церкви или Русской Православной Церкви Заграницей. Собор святых русских государей разделяется по ликам: лик равноапостольных, лик великомучеников, мучеников, преподобномучеников, преподобных и благоверных. Память всех святых русских государей впервые собрана воедино под сводами одного храма в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. По словам русских святогорцев, почитание Собора святых русских государей особенно важно в наше время, поскольку большинство из них были членами одного, фактически, рода (ведь роды Рюриковечей и Романовых тесно переплетены друг с другом – связующим звеном между ними является благоверный царь Феодор Иоаннович, который по отцу был Рюрикович, а по матери – Романов). Будучи родственниками, все они коллективно правили Русской Землей. И поныне они являются ее блюстителями и предстателями.

http://pravoslavie.ru/81043.html

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 3, Предтечи, глас 8-й и глас 6-й – 3 (со славником), и русских святых, глас 5-й – 2 (со своими припевами ). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропари Предтечи и русских святых читаются попеременно. Кондаки воскресный, Предтечи и русских святых читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 4, Предтечи, песнь 3-я – 4 и русских святых (в Минее на ряду) – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Предтечи, тропарь русских святых, кондак Предтечи. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь русских святых; кондак воскресный, кондак Предтечи. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи, тропарь русских святых; кондак воскресный, кондак Предтечи. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Предтечи. Апостол и Евангелие – дня, русских святых (под зачало) и Предтечи. 1 Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших». 2 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 387–408. 3 См.: Там же. С. 415–427. 4 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 13 июля 2015 года имел суждение о внесении изменений в последование Недели всех святых, в земле Русской просиявших. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html ). 5 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 482–484.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-07/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010