Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был положен снятый с Кресла Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке. Вот как происходит чудо схождения Благодатного Огня в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господний, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва.... И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков юлубоватого цвета. Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передаст Армянском Патриарху, а затем и народу. В это мгновение и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма. Свидетели этого чуда описывали его в 1988 году так: “Каждый человек ощущает эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца, кто сколько может вместить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2095...

С этих пор хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма в прежнем величия (в котором он пребывает и до сего времени) царем Александром I, царствовавшим в Грузии с 1414 до 1442 года. Хитон Господень внесли тогда в этот соборный храм и, для большей сохранности, скрыли его в церковном кресте, и он оставался там до XVII века. В 1625 году шах персидский Аббас, завоевав Иберийскую страну и овладев ею, чтобы заручиться расположением Российского царского двора, уже покровительствовавшего тогда Грузии, взял из Мцхетского храма хитон Господень, положил его в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, и, при особом письме, послал его, как бесценный дар, всероссийскому святейшему патриарху Филарету, отцу царствовавшего тогда государя Михаила Феодоровича. Благочестивый царь Михаил и святейший патриарх Филарет, приняв с радостью этот великий дар, бесконечно превышающий все самые драгоценные земные дары, собрали от оказавшихся тогда в Москве греческих архиереев и мудрых старцев известные им предания об одежде Господнейхитоне Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Иоан.19:23—24); предания эти согласны с тем, что изложено и здесь. Сподобившись, после молитвы и поста, удостоверения, — чрез множество чудесных исцелений, полученных после возложения этой одежды на больных, — что она действительно — одежда Христова, царь и патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. Здесь она находится и по сие время; все созерцают ее и почитают с должным благоговением; от нее и поныне подаются исцеления больным и помощь всем, приходящим с верою. В Российской Церкви, со времен святейшего патриарха Филарета, был установлен 10-го числа месяца июля праздник положения ризы, т. е. хитона Господня. Хотя в Иберийской Церкви праздник хитону Господню 1-го числа октября был установлен только уже в двенадцатом веке; однако можно думать, что в Иберии, особенно в Мцхете, день этот светло праздновался, — как и теперь празднуется, — если не со времени первого христианского царя Мириана, то, по крайней мере, с пятого века, т.

http://pravoslavie.ru/59035.html

Ханты-Мансийской митрополии из Сербии передали икону «Белый ангел Милишевский» 16 ноября 2023 г. 17:27 16 ноября 2023 года в г. Ханты-Мансийске состоялась передача Ханты-Мансийской митрополии иконы «Белый ангел Милишевский» от церкви святителя Николая г. Белграда (Республика Сербия). Святыню передала сербская делегация. В ее состав вошли председатель Общества сербско-русской дружбы и русских соотечественников «Наисус» Джордже Янкович, председатель Ассоциации Героической 549-й моторизованной бригады «Царь Душан Силни» Владан Ранкович и координатор Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» в Республике Сербия Ольга Литвина. «Мы очень рады передать вам самую благословенную и самую известную икону Сербии " Белый ангел " , которая имеет долгую историю, чтобы этот ангел своими крыльями покрыл вашу епархию и благословил на долгие года», — отметила Ольга Литвина. Принимавший святыню митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел поблагодарил гостей и в свою очередь передал им икону небесного покровителя Югры святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского. «Дай Бог, чтобы святитель Нектарий помогал всем нашим собратьям на Сербской земле объединяться в молитве и ходатайствовал пред Богом о нашем спасении», — сказал владыка Павел. Икона «Белый ангел Милишевский» была освящена 12 ноября 2023 года в православной сербской церкви святого Николая в Вишнице г. Белграда. «Белый ангел» — фрагмент одной из фресок в Вознесенском храме монастыря Милишево, основанного в начале XIII века. На ней изображено явление Архангела Гавриила мироносицам у Гроба Господня. Ангел в белом хитоне сидит на камне и рукой указывает женам на пустую гробницу Христа, возвещая Воскресение Спасителя. В конце ХХ века данный образ стал национальным символом православной Сербии. Удивительная история произошла в апреле 1999 года, когда страна подвергалась бомбардировкам НАТО. Итальянскому пилоту Валерии был дан приказ выпустить по сербскому монастырю ракеты. На подлете она увидела в небе образ белого ангела и не выполнила приказ. Лишь позже она нашла этот образ, а потом приехала в монастырь, чтобы еще раз увидеть икону. Фреска с изображением белого ангела стала символом мира и надежды. Передача иконы состоялась в рамках VIII Международного гуманитарного форума «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели». Участниками проекта стали более 500 жителей и гостей ХМАО, в том числе из Китая, Сербии и Белоруссии. Образ будет храниться в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Ханты-Мансийска. Ханты-Мансийская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В раннехристианской литературе нешвенный хитон Господень получил аллегорическое толкование: в нем увидели символ единства Церкви. Одним из первых данную аллегорию использовал Киприан Карфагенский : Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия обозначается в сказании евангельском о хитоне Господа Иисуса Христа. Хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и поступил в обладание неиспорченным и неразделенным... Он имел единство свыше, происходящее с неба от Отца, и потому не мог быть разодран теми, кто получил его в обладание, но целостно, раз навсегда, удержал крепкую и неразделимую связь свою. Поэтому не может обладать одеждой Христовой, кто раздирает Церковь Христову. Как народ Христов разделяться не должен, то хитон Христов, связно сотканный повсюду, не был разодран теми, кто получил его: нераздельной крепостью своей связи он указывает не неразделимое согласие всех нас, которые облеклись во Христа. Таким образом, таинственным знамением своей одежды Господь предызобразил единство Церкви. Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражен страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие – одежду Господню – Церковь Христову? 500 Раннехристианские комментаторы усматривали особый смысл в том, что Иисус был распят вне города. В этом видели указание на грядущее разрушение Иерусалима и основание Нового Израиля – вселенской Церкви Христовой: «Он распят был не в храме, почитание которого теперь пришло к концу, и не в стенах города, который обречен был на разрушение, но за городскими стенами, вне врат ( Евр.13:12 ). Итак, таинство ветхих жертв прекращается, и новая жертва возлагается на новый алтарь: крест Христов – алтарь не храма, а всего мира». 501 Место, на котором был распят Иисус, в Евангелиях названо Голгофой. Греческое слово Γολγοθ является транскрипцией арамейского gulgolm,bocxoдящero к еврейскому gulgole («череп»). Отсюда перевод: κρανου τπος («лобное место», буквально: «место черепа»). В Древней Церкви существовало предание, известное уже Оригену , о том, что Христос был распят на месте погребения Адама. 502 В этом видели глубокий символический смысл: «Христос был распят там, где был погребен Адам, для того, чтобы жизнь явилась там, где некогда наступила смерть. Смерть через Адама, а жизнь через Христа...» 503 4. Злословие толпы. Разбойники на кресте

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но вот святая Нина почувствовала нужду в полном уединении, – ей надо было помолиться, собраться с духом, так как она знала, что ей предстоит еще много трудов. Садовник указал ей за стенами города на одну пустовавшую хижину, сплетенную из прутьев и покрытую дёрном. Она скрыта была от взоров людей среди колючих кустарников, и подходы к ней завалены были большими камнями. Нина поселилась тут, Анастасия приносила ей хлеб. Они вместе молились, а потом беседовали. Однажды святая Нина рассказала Анастасии о нешвенном хитоне Господнем, который должен находиться в Мцхете. И та посоветовала ей пойти к первосвященнику еврейской общины Авиафару. Когда Нина пришла в еврейский квартал, она услышала там знакомую речь, к какой привыкла на улицах Иерусалима. Авиафар, который стал главным раввином по жребию только в этом году, встретил ее радушно. Он был прямой потомок Элиоза, человека, принесшего в Мцхету священный хитон Господень. Жена его скончалась, и он жил вдвоем с дочерью Сидонией. Авиафар пребывал в тяжких сомнениях. Он никогда не заглядывал в Новый Завет , этой Божественной Книги и совсем не было в их общине. И вот Господь открыл святой Нине, что она может не таиться перед раввином и его дочерью. Она сказала Авиафару, что исповедует веру Христову и что пришла сюда как посланница Самой Божией Матери с данным Ею крестом, что Иверия – Ее удел, и должна быть просвещена христианством. Тогда он попросил Нину рассказать ему все, что она знает о Христе. Три дня без перерыва шла их беседа. Авиафар сосредоточенно слушал, поставив локти на стол и охватив руками голову. Сидония в отдалении сидела за прялкой и тоже слушала. Устами Нины говорил Святой Дух. Она вспомнила все места из ветхозаветных пророков, где предвещались новозаветные события, а потом стала читать и толковать Евангелие. Как потом писал сам Авиафар, «святая Нина пробуждала меня от сна неведения, вразумляла меня неразумного, отвращала меня от ложных преданий и обычаев наших отцов и убедила меня оставить веру иудейскую. Я уверовал в Господа Иисуса Христа Сына Божия, страдавшего, умершего, воскресшего и опять имеющего прийти со славою на землю, ибо Он воистину есть чаяние языков и слава Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вмч. Меркурий. Роспись Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг. Вмч. Меркурий. Роспись Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг. На Руси образ М. не приобрел широкого распространения, хотя о его почитании упоминают некоторые источники, а частицы мощей святого присутствуют среди чтимых реликвий в мощевиках и панагиях. В русской традиции М. преимущественно изображался безбородым. Одно из ранних изображений святого, датируемое XII в., находится на левом поле оклада иконы «Богоматерь Одигитрия», происходящей из Софийского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ),- великомученик показан в хитоне и плаще с крестом в руках. В нижней части наперсного креста XIII-XIV вв. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) помещено поясное изображение безбородого М. в воинских доспехах; на кресте-мощевике нач. XVII в. из того же собора (ГММК) также внизу расположено поясное изображение безбородого М. Заключенный в арку образ М.-мученика, с крестом в руке, вместе с другими св. воинами украшает т. н. Малый саккос (XIV в., ГММК), а его поясной образ в медальоне вышит на рукаве т. н. Большого саккоса митр. Фотия (1-я четв. XV в., ГММК). В иконописи отдельные изображения М. практически не встречаются. Его образ включен в состав святых в минеях на ноябрь, где он может быть представлен как мученик или как воин. Напр., вместе с мч. Меркурием Смоленским М. изображен на иконе на ноябрь из Покровского собора на Рогожском кладбище (нач. XVII в., см.: Древности и духовные святыни старообрядчества/Сост.: М. Вилкова и др. М., 2005. С. 86); с вмц. Екатериной - на минее 1701 г. работы П. И. Рименского (ГТР). Для икон, на которых М. изображен в составе избранных святых, предпочтительным становится его тип воина, юного, безбородого, напоминающего обликом вмч. Димитрия Солунского (напр., на иконе-двухряднице из ц. Входа Господня в Иерусалим в Каргополе, кон. XVI-XVII в., ВОКМ; на иконе «Избранные святые в предстоянии иконе «Богоматерь Знамение»», 1914, ЕМИИ). Столь популярный в визант. и поствизант. искусстве элемент иконографии М., как шлем, в рус. памятниках неизвестен.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Церковь , основанная апостолами по всем концам мира, одна: они предали епископам только одну Церковь . По самому своему основанию Церковь едина: она кафолическая Церковь (Epist. 73, cap. 20). «Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей[, но свет один] 899 ; много .ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала – единство не допустит существовать отдельному свету, отломи ветвь от дерева – отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником – разобщенный иссякнет. Равным образом Церковь , озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распространяет ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство; при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преспеянием [плодотворения]» (De unit. Eccles. 5). Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия, обозначается в евангельском сказании о хитоне Господа Иисуса Христа: хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и поступил в обладание неиспорченным и неразделенным (De unit. Eccles. 7). Единение народа таинственно изображается и в таинстве Евхаристии, ибо как многие зерна, вместе собранные, смолотые и размешанные, образуют один хлеб, так точно образуют одно и то же тело многие верующие, соединяясь во Христе, Который есть небесный Хлеб (Epist. 63, cap. 13). Единство Церкви выражается в единстве веры, а также повиновении пастырям (De unit. Eccles. 6; 8; 10; 12). Внешнее выражение единство Церкви находит в епископате, который служит органом единения вселенской Церкви. Единая кафолическая Церковь сплочена и скреплена связью священников, взаимно между собой связанных (De unit.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

29 Цагарели М. Грузинская Церковь свидетельница Православия Русской Церкви. СПб., 1848. С. 12-13. 30 См.: Дурново Н. Н. Историческое исследование о патриарших и архиепископских (автокефальных) престолах в Православной Восточной Церкви. М., 1910. С. 14 —15. 31 Кирион, еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата... Указ. изд.С. 14, 15. 32 Цагарели М. Указ. соч. С. 51 —52. 33 См., например: Иосселиан П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843. 34 Обстоятельнее о жизни Грузинской Церкви за столетний период с 12 сентября 1801 г. по 12 сентября 1901 г. см.: Е. К. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. 35 Цанков Ст. Положение и устройство новейших Православных Церквей//Ежегодник Софийского Богословского Университета. Т. V. 36 Критика, в основном тенденциозная, отношений русского духовенства и церковных деятелей к православным грузинам и особенно к их стремлению восстановить автокефалию своей Церкви дана в книге: Судьбы Грузинской Церкви: По вопросу о Грузинской церковной автокефалии. М., 1907. 37 Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917. С. 9. 38 Там же. С. 11. 39 Там же. С. 18. 40 Там же. С. 31 -32. 41 Егоров В., свящ. Указ. соч. С. 22 — 23. 42 ЖМП. 1944. 3. С. 7. 43 См. сказание о хитоне Господнем: Сабинин Г. Указ. соч. С. 5 —10. 44 В Грузии на протяжении истории было построено до 10 храмов с именем «сионский».См.: Иосселиан П. Описание древностей города Тифлис. Тифлис, 1866. С. 96 —97. 45 Ткемаладзе М. Тифлисский Сионский кафедральный собор. Тифлис, 1904. С. 1. 46 Сабинин Г. Указ. соч. С. 103 -104, 105. 47 Следует отметить, что сирийские подвижники вводили в основанные ими обители тотпорядок иноческой жизни, какой существовал в то время в Палестине, тем более что многие монастыри Палестины были наполнены иверийцами. См. подробнее: М.Г. Джанашвили. Грузинские обители вне Грузии. Тифлис, 1889. 48 См. историческую справку об Иверской обители и о правах грузинских иноков на поселение в ней в «Меморандуме Грузинской Православной Церкви о Святой Горе Афон» от, 1953 года (Меморандум подан Константинопольскому Патриарху и правительству Греции). См. также: НатроевА. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из Выступов Халкидонского полуострова: Историко-археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря. Тифлис, 1909.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Главное в иконе - соединение фигур Богоматери и Христа, что открывает молящемуся величайшую тайну: Бог рождается во плоти, Мария становится Богородицей. Мария изображена в момент предстояния Богу: " Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему " (Лк. 1,38), Ее руки подняты в молитвенном порыве, в Ярославской Оранте этот жест повторяет Младенец, но Его пальцы сложены в благословение, а у Марии ладони раскрыты. Есть варианты Знамения, где Младенец одной рукой держит свиток - символ учения, другой - благословляет. Одежды Богоматери на большинстве икон - синее нижнее одеяние и красный мафорий, эти цвета символизируют сочетание в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. Великая Панагия - одна из древнейших почитаемых русских икон, ее называют еще Ярославской Орантой, она известна с начала XII века и, по преданию, написана преподобным Алипием, монахом Печерского монастыря в Киеве, первым выдающимся русским иконописцем. Подлинной Владычицей мира предстает на иконе Богородица, величав и замкнут Ее лик, пронизаны золотым свечением, символизирующим выражение потоков благодати Святого Духа, Ее одежды: багряно-алый мафорий (символ величия и царственного рода) и исчерно-зеленая (синий и зеленый разных оттенков) туника (символ целомудрия, девства и небесной чистоты). На Ее груди золотой диск - свет вечности, в нем изображен Богомладенец Еммануил в традиционных одеждах Спаса Вседержителя - белом хитоне и алом гиматии. В верхних углах иконы - Архангелы Михаил и Гавриил. К этому иконографическому типу относится Мирожская икона Богоматери. Пресвятая Богородица - в традиционной позе Оранты, на Ее груди - поясное изображение Младенца, руки которого прижаты к груди. В молении к Богоматери обращены коленопреклоненные с правой стороны Псковский князь Довмонт (в крещении Тимофей), а с левой - супруга его Мария Дмитриевна, внучка Александра Невского. Прославление иконы началось с избавления Пскова от моровой язвы в 1567 году во время царствования Ивана IV. (Есть изводы со стоящими фигурами молящихся и изображением Архангелов в верхних углах иконы).

http://pravicon.com/text-15

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010