В то же время, возможно и другое объяснение. Известно, что таблица с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» относится к числу раннехристианских реликвий. Таблица, или титло (лат. titulus), по преданию, была обретена в 326 году императрицей Еленой во время ее путешествия в Иерусалим (эту таблицу в конце IV века упоминает римская паломница Эгерия). Вполне вероятно, что автор четвертого Евангелия своими глазами видел описываемую таблицу и даже держал ее в руках. «Разделили ризы Мои между собою» Некоторые ученые усматривают особый символизм в многочисленных упоминаниях Евангелистов об одежде Иисуса: «Когда Иисуса судят, с Него снимают одежду и облачают в багряницу, а затем снова одевают в Его обычные одежды – только для того, чтобы перед распятием вновь снять их с Него и разделить по жребию, подобно тому, как Его тело сокрушается и пронзается на кресте». О том, что распявшие Иисуса делили между собой Его одежды, упоминается во всех четырех Евангелиях. Но только Иоанн говорит о хитоне, который достался одному из воинов по жребию. Хитоном называли верхнюю одежду (плащ), надевавшуюся поверх нижней одежды. Тот факт, что хитон был тканый, а не сшитый, не означает, что он был дорогим. Упоминание о хитоне в Евангелии от Иоанна может быть объяснено цитатой из псалма, которая благодаря этому упоминанию вводится в рассказ. В то же время, можно, как и в случае с таблицей, указать на то, что хитон Господень входил в число раннехристианских реликвий. Существуют различные предания касательно его судьбы. В частности, святыня, обозначаемая этим наименованием, хранится в кафедральном соборе Трира (Германия). Грузинское церковное предание связывает местопребывание хитона Господня с собором Светицховели в городе Мцхета. Как бы там ни было, нельзя исключить, что ранние христиане сохранили таблицу с креста Иисуса, а хитон выкупили у воинов, и что автору четвертого Евангелия эти реликвии были известны. В раннехристианской литературе нешвенный хитон Господень получил аллегорическое толкование: в нем увидели символ единства Церкви. Одним из первых данную аллегорию использовал Киприан Карфагенский :

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Та цель, для которой настоящее посольство 1637–1640 г. ездило в Грузию, была вполне достигнута – оно закрепило, с одной стороны, подданство царя Теймураза Московскому царству, приведя его к присяге на данничество, а с другой стороны, собрало довольно подробные сведения о Грузии, в том числе и о церковной жизни грузин, что составляло, как мы видели, специальную цель принадлежавших к его составу духовных лиц. Последние, впрочем, исполнили не всё, что им указано было сделать, по независящим от них обстоятельствам. Этот пробел был восполнен в 1652 году прибывшим в Грузию русским монахом Арсением Сухановым , бывшим здесь в первый раз в составе посольства 1637–1640 годов. Он посетил церковь Мцхетского монастыря, в котором и ночевал. Здесь он с особенным интересом осматривал то место, где под столбом «положена Риза Христа Бога нашего, цела вся, нерушена». Сам католикос и многие из сопутствующих последнему духовных лиц объяснили Арсению Суханову , каким образом очутилась здесь Риза Господня, причём познакомили его с содержанием предания по этому вопросу, помещённого нами на первых страницах настоящего труда. Рассказ этот о хитоне Господнем и самое его местонахождение особенно должны были заинтересовать Арсения Суханова. Выше мы говорили, что отправленным в Грузию в 1637 году русским послам, с которыми ездил и Арсений, поручено было, между прочим, проверить слова царя Теймураза и его послов, утверждавших, что хитон Господень неповреждённым находится в Мцхетском соборе, посольство не могло исполнить этого поручения, потому что Карталинией в то время завладел персидский шах. Арсений имел теперь возможность исследовать это дело, проверить рассказы грузин о местонахождении хитона Господня. Вопрос этот был очень важен для московского правительства потому, что, как известно, персидским шахом Аббасом в 1625 году была доставлена в Москву «часть некая» срачицы Христовой. Оно тогда же производило исследование о ней, но, несмотря на это, всем своим послам, ходившим в Грузию, наказывало – собрать возможно более подробные сведения о хитоне Спасителя во Мцхетском соборе. Этому желанию московского правительства Арсений Суханов и удовлетворил полученными им на этот раз от католикоса и других грузинских духовных лиц уже известными нам сведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чуть ли не весь небосклон обрушился на гору Армаза. Страшная буря с градом до основания разрушила капище с его идолами Армаза и окружавших его меньших божеств Гаци и Гаим, и сильный вихрь снес все в пропасть и развеял остатки по окружающей местности. Когда все стихло наконец и не осталось на горе ничего, святая, вошедшая перед этим в расщелину скалы, спокойно вышла из своего убежища и пошла обозревать место, занимаемое прежде капищем, не найдя на вершине ничего, кроме дорогого камня биврити 39 служившего глазом идолу Армазу. Взяв его, святая пошла на восток по направлению к горе и приютилась под одним громадным деревом, именуемым по-грузински акаки, стоявшим на вершинной оконечности горы, где и оставалась в продолжение шести суток. Спустя три дня святая, перейдя реку Куру, впервые вошла в столицу и поселилась в доме царского садовника. В благодарность за радушное гостеприимство молитвой испросила ему разрешение от бесплодия. Обрадованные родители, видя на себе благоволение Божие, уверовали во Христа, проповедуемого святой Ниной, и последовали учению святой, таким образом, сделавшись первыми учениками ее. В городе Нина познакомилась с некоторыми знатными евреями и с их главным раввином Авиафаром, близким потомком вышеупомянутого достойного Элиоза, у которого хранились письма первосвященника Анны, присланные предку его Элиозу. Познакомившись с Авиафаром, Нина смогла наконец начать расспросы о месте хранения св. хитона Господня. Он, услыхав от пришелицы из Иерусалима странную весть о хитоне и желании видеть его, поражен был этим известием, ибо оно всецело согласовывалось с преданием, известным у них в Мцхете. Очень заинтересовавшись, Авиафар продолжил дальнейшие разговоры о хитоне Господнем. Во время долгой беседы со святой Авиафар невольно знакомился с христианским учением, подтверждавшимся и обстоятельствами, окружавшими его предка, память которого была для него весьма дорога. Видя пытливый дух нового слушателя, святая рассказала ему все от начала творения мира и благовествовала ему наконец Слово Божие. Авиафар уверовал во Христа со всем своим семейством и со многими евреями столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Волнующий, незабываемый образ! А над Ним — еще, быть может, более скорбный образ: Бог-Отец, взирающий на крестную муку Сына. На простом каменном престоле воссел величественный седоволосый Старец, и все в Нем и в воздухе вокруг говорит о Его необоримой силе… Чувствуется, что одной мысли Его довольно для того, чтобы легионы ангелов слетали на землю, сняли со креста Единородного Сына Божия, облекли Его в царскую порфиру и вознесли на небо для сидения одесную Отца. Но Он безмолвно смотрит на Страдающего и страдает. И это сочетание скорби и безграничного могущества потрясает… Эти руки, из ничего сотворившие вселенную, теперь не дрогнут, чтобы помочь распятому Сыну. Все окаменело, и застыли неподвижно верные Серафимы, готовые творить волю Посылающего, и с ужасом взирающие на муку Голгофы и на оставление Сына… И вы, замерев, взираете на эту величайшую в мире трагедию. А вот, обернитесь ко входным дверям. Над ними по западной стене встает видение Страшного Суда. Эти подымающиеся из недр земли, воскресшие по звуку трубы архангелов люди, эти кости, одевающиеся плотию, эти возсевшие на престолах апостолы, этот ангел суда в зеленом хитоне, с запечатанным тяжелою печатью страшным свитком дел человеческих в руках, — все полно ужаса и угрозы… И там, вверху, утвердился престол Грозного Судии — Христос в белом хитоне протягивает пред собою книгу благовестия Своего, которая и будет судить мир. Коленопреклоненный Иоанн Предтеча, крепко зажимая в руке хоругвь своей проповеди, стоит с понурой головой; а «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», Пресвятая Дева, склонясь к плечу Сына, просит милости к тому роду человеческому, который сам же Божественный Судия Ей усыновил.. И пред этим видением неизбежного часа страхом содрагается душа, и так хочется жизни светлой, чистой, в творении воли Господней. И, когда вы долго побродите в соборе во внебогослужебное время, вы выйдете из него в таком настроении, словно вы, как некогда отрок во время землетрясения в Царьграде, были занесены на небо.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Складни, Строгановского миниатюрного письма, в которых на одной доске писано Рождество Иисуса Христа и Поклонение Волхвов. Миниатюра разделена на несколько эпизодов. Вверху, направо от зрителя, спящим волхвам является ангел; налево, трое волхвов едут на конях. Ниже, посреди, Богородица сидит при яслях, в которых лежит младенец Христос. Перед ним преклоняются волхвы, с коронами на головах. Над ними позади два ангела, присутствие которых в этой сцене встречается на древнейших изображениях, например, на мозаике V века в Либериевой базилике. Иосифа при поклонении волхвов нет. Он, налево, в той же линии рисунков, изображен спящим: ему является во сне ангел, как на рельефах знаменитой кафедры Пизанского баптистерия. В нижнем ряду, налево, трое волхвов предстоят перед Иродом, сидящем на престоле. Господь почи в день седьмый Строгановского миниатюрного письма. Страшный Суд, того же письма, перевод, во всем согласный с описаниями этого сюжета в наших подлинниках. Страсти Господни, того же письма, на доске, разделенной в несколько рядов на четвероугольники, икона, во многом сходная со знаменитым алтарным образом Дуччио- Буонъинсенья в Сиенском соборе (начала XIVb.). Между эпизодами замечательны: обнаженного Христа, привязанного к столбу, бичуют; Христа ведут на распятие. Он в красивом хитоне, окружен толпой: перед ним идут трое, с крестами, двое обнажены – это разбойники, третий в белом хитоне – это Симон Киринейский, с крестом Спасителя; при распятии, налево, группа плачущих жен, направо – воины; в снятии с креста, тело Спасителя спускают вниз, между тем как одна его нога еще пригвождена. Мироносицы при гробе Господнем, прекрасная композиция, напоминающая тот же сюжет в сказанном образе Дуччио Сиенского. Иоанн Богослов, по грудь, небольшая икона, Новгородского письма. Отличный старческий тип. Писано широкой кистью. Св. София Премудрость, Царского письма, миниатюра, писанная будто на золоте светлотенью. Перевод отличается от общераспространенного, присовокуплением нескольких лиц по сторонам Богородицы и Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Волнующий, незабываемый образ! А над Ним — еще, быть может, более скорбный образ: Бог Отец, взирающий на крестную муку Сына. На простом каменном престоле воссел величественный седоволосый Старец, и все в Нем и в воздухе вокруг говорит о Его необоримой силе... Чувствуется, что одной мысли Его довольно для того, чтобы легионы Ангелов слетели на землю, сняли со Креста Единородного Сына Божия, облекли Его в царскую порфиру и вознесли на небо для сидения одесную Отца. Но Он безмолвно смотрит на Страдающего и страдает. И это сочетание скорби и безграничного могущества потрясает... Эти руки, из ничего сотворившие вселенную, теперь не дрогнут, чтобы помочь распятому Сыну. Все окаменело, и застыли неподвижно верные Серафимы, готовые творить волю Посылающего, и с ужасом взирающие на муку Голгофы и на оставление Сына... И вы, замерев, взираете на эту величайшую в мире трагедию. А вот, обернитесь ко входным дверям. Над ними по западной стене встает видение Страшного Суда. Эти поднимающиеся из недр земли, воскресшие по звуку трубы Архангелов люди, эти кости, одевающиеся плотию, эти воссевшие на престолах апостолы, этот Ангел Суда в зеленом хитоне, с запечатанным тяжелою печатью страшным свитком дел человеческих в руках, — все полно ужаса и угрозы... И там, вверху, утвердился престол грозного Судьи — Христос в белом хитоне протягивает пред Собою книгу благовестия Своего, которая и будет судить мир. Коленопреклоненный Иоанн Предтеча, крепко зажимая в руке хоругвь своей проповеди, стоит с понурой головой; а «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», Пресвятая Дева, склоняясь к плечу Сына, просит милости к тому роду человеческому, который сам же Божественный Судия Ей усыновил. И пред этим видением неизбежного часа страхом содрогается душа, и так хочется жизни светлой, чистой, в творении воли Господней. И, когда вы долго побродите в соборе во внебогослужебное время, вы выйдете из него в таком настроении, словно вы, как некогда отрок во время землетрясения в Царьграде, были занесены на небо.

http://pravoslavie.ru/2059.html

Между прочим, в противность этому уверению говорит достопочтенный Кальмет, который видел святыню Аржантейля: «Еще до настоящего времени хранится хитон Господа нашего в Трире; а то, что можно видеть в приории Аржантейля, не есть хитон, а только плащ пурпурного цвета». В описаниях его же говорится, что «это только четыре куска разной величины». Ввиду позднейших заявлений и открытых споров о ризе Господней, по распоряжению трирского архиепископа произведено было специально для этого наряженной духовной комиссией исследование Трирского хитона. Не без пристрастия эта комиссия засвидетельствовала, что следствием не обнаружено ничего противоречащего старинным преданиям церкви Трирской. Хитон оказался сильно попорченным от времени; он со всех сторон закрытый, без швов, без узоров, материя темного цвета, из льна или хлопчатой бумаги; передняя покрышка из дамасской материи, должно быть, пурпура, задняя покрышка имеет вид газа. Знаменитый кусок, который, по мнению Вильновского, есть настоящий хитон Спасителя, можно видеть в части газа, покрывающего бок Трирского хитона, которая идет снизу и завернута вовнутрь. Так по поводу последней выставки хитона Господня в Трире сами католические представители и писатели разделились между собой по вопросу о подлинности этой святыни, между тем как протестанты за это время устно и письменно глумились над простотой веры католиков. Исходившие из одного же католического лагеря страстные прения и опровержения, составившие большую литературу о священном хитоне, однако, не удовлетворили ни ту, ни другую сторону и привели лишь к тому, что сравнительно с выставкой ризы Христовой в 1844 году в недавнюю выставку город Трир посетило не очень значительное число богомольцев-католиков. В противоположность этим не имеющим под собой прочной исторической почвы западным сказаниям о хитоне Господнем, с великой устойчивостью выступает непоколебимое верование нашей Православно-Русской Церкви, основанное на едином, в себе согласном древнейшем предании и подтвержденное ясными свидетельствами свыше. Мы имеем в виду изложить это верование, чтобы восполнить важный пробел в русской богословской литературе, почему-то за время полемики на Западе не противопоставившей западным сказаниям верование нашей Церкви о ризе Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

От третьего храма сохранилось несколько икон, развешенных ныне в притворе, высоко не стенах: 1) Рождество Христово - икона писанная на холсте хорошим мастером по западным образцам; весьма характерна для XVIII в. и по композиции сюжета, и по стилю, и по типам, по костюму, выписки лиц и деталей. Христос-Младенец, нагой, лежит на белом полотне, в яслях, у изголовья бабка Соломия; впереди Богородица в красном хитоне, голубом гиматии, белом покрывале стоит на коленях, сложив руки у груди. Ее лицо красиво, с красным оттенком, шея открыта. За Богородицей стоит старец Иосиф в голубом хитоне и красном гиматии, с палкой. Справа сидит на камне, изумляясь Ангел в белой рубашке (с открытыми плечами), голубом гиматии и с голубыми крыльями. Вверху по паре херувимских головок в облаках. Это изображение занимает большую часть иконы. Внизу слева «стой мученицы Анисии»: св. дева с непокрытой головой, в голубом длинном платье, коротком верхнем желтом и в красном гиматии, застегнутом на груди фибулой: в одной руке она держит цветы, а в другой, опущенной вниз - меч. Изображение ее заключено в рамку в стиле рококо. Справа в такой же рамке «св. архидиакон Стефан» - юноша в голубом подризнике и верхнем стихаре, с цветами по белому фону, в одной руке у него камень, в другой кадило. Вокруг его головы, как и св. Анисии - красный фон вместо нимба. Между этими святыми в рамочке следующая характерная стихотворная надпись с датой 1788 года: «Сей младенец увеселяет нас своим рожством. Хотя обновити плоть нашу своим божеством. Сего и святии Стефан прославляет. Фарисей и садукей о нем уверяет. Они же слушать от него правди не хотяху. Разарившись камением его побиваху. Сего Христа святая мученица Анисия прославляет. За что воин от ярости мечем ея пронзает». На обороте чернилом написано: «Грода Славянска протоиерея Стефана Башинского и супруги его Анисии Семеновой дочери по отцу Бардаковой… в Харьковскую Вознесенскую церковь 1807 года Августа 2 дня при сыне приходской церкви священнике Харьковскаго Коллегиума Учителе Александре Башинском».

http://sobory.ru/article/?object=43967

Чудо схождения Благодатного огня Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены…. 21 апреля, 2006 Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены…. Благодатный огонь на Пасху в Иерусалиме Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени. Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва… И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

http://pravmir.ru/chudo-sxozhdeniya-blag...

Все это само собою делает сомнительным подлинность не только Трирского, а и Аржантейльского хитона, а вместе с тем и самых сказаний о них. В противоположность этим не имеющим под собой прочной исторической почвы западным сказаниям о Хитоне Господнем, с великою устойчивостью выступает непоколебимое верование нашей Православной Церкви, основанное на едином, в себе согласном древнейшем предании и подтвержденном ясными свидетельствами свыше» 78 . Частицы ризы Господней сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Вот что пишет Александра Петровна Арапова — дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской: “В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с не­го обещание никогда не уклоняться от семейного обета” 79 . Как и при каких обстоятельствах А. С. Пушкин мог получить эту святыню? Вот что пишет по этому поводу современная исследовательница Е. Н. Монахова. Можно думать, что такое событие произошло скорее всего в конце лета 1830 г. в Москве перед кончиной Василия Львовича Пушкина (старший сын Льва Александровича Пушкина от второго брака). Умирая, дядя мог передать семейную реликвию старшему своему (и любимому) племяннику, так как собственных рожденных в законном браке потомков не имел. Известно, что Александр Сергеевич присутствовал при кончине дяди и хоронил его на кладбище Донского монастыря. Это наиболее вероятное предположение об обстоятельствах получения Александром Сергеевичем ладанки с частицей ризы Господней. Передача ее Наталье Николаевне произошла, по всей видимости, в Петербурге в трагические часы после роковой дуэли, возможно, сразу после исповеди и причастия, при прощании с семьей.

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010