Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство — при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая изобилием плодотворения.    От нее рождаемся мы, питаемся ее млеком, одушевляемся ее духом. Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она блюдет нас для Бога, уготовляет для царства рожденных Ею. Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейце и делается чуждым обетований Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: «Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает» (Мф 12.30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающий в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову; Господь говорит: «Аз и Отец едино есма» (Ин 10.30). И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: «и Сии три едино суть» (1Ин 5.7). Кто же подумает, что это единство, основывающееся на неизменямости божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такового единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению.    Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия обозначается в сказании евангельском о хитоне Господа Иисуса Христа. Хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и поступил в обладание неиспорченным и неразделенным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3494...

Стенописи собора в Афоно-Иверском монастыре принадлежат к числу лучших на Афоне, хотя и заключают в себе немало новшеств. Предложим сначала описание их, которое дает возможность судить об их достоинстве. В своде алтаря Богоматерь «высшая небес», без Божественного Младенца, с платочком в руке; Она изображена на небе, усеянном звездами, среди многоочитых херувимов и шестокрилых серафимов. Надпись: « ψηλοτρα τν ορανν». Все остальные поверхности алтаря и часть его свода заняты двумя сложными изображениями – херувимской песни и евхаристии. В центре апсиды Великий Архиерей – Иисус Христос – в саккосе и омофоре; возле Него ангелы – трое с рипидами, один со свещею и один с кадилом, херувим с двумя свещами; далее на северной части свода ангела несут плащаницу и четыре ангела с потирами в руках; на южной стороне алтаря опять ангелы с потирами, херувим с дискосом на главе и два ангела с рипидами. Это великий вход небесной литургии, совершаемой Самим Спасителем и ангелами; его формы заимствованы от обычной литургии. Ниже евхаристии: направо Спаситель, сидя, подает шести апостолам чашу (πετε ξ ατο πντες); налево Он, представленный во 2-й раз в том же положении, подает другим шести апостолам св. хлеб ( μετδοσις το Κυρου σματος, λαβετε, φαγετε). В связи с этими двумя последними группами поставлены два изображения из Ветхого Завета; за первою: два вола везут кивот завета, охраняемые двумя херувимами; Давид играет в гусли; несколько лиц с трубами, арфою, скрипкою; молния, исходящая от кивота, поражает Озу; за второю: несение кивота завета в сопровождении двух царей 267 . Внизу алтарной апсиды ряд святителей со свитками. В северной части алтарного свода вознесение Господне (Спаситель на радуге, в ореоле, поддерживаемом двумя ангелами; Богоматерь и апостолы в оживленных позах), сошествие Св. Духа на апостолов (с космосом, огненными лучами и языками) и пророки в медальонах, со свитками пророчеств, относящихся к этим событиям. В жертвеннике: Спаситель, лежащий во гробе, а на стенах жертвоприношение Авраама; Петр Александрийский (говорит: τς τοτον χειτνα Στερ διλεν) и Иисус Христос в раздранном хитоне (ριος φρων κα πανκκιστος Πτρε). В диаконнике: Богоматерь=живоносный источник, Даниил во рве львином (здесь и Аввакум с хлебами) и три отрока в огненной пещи; внизу ряд святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Оставляя в стороне немногие миниатюры со сценами чудесной жизни Иисуса: Преображения (л. 88 об., Пс.88:13 ), Умножения хлебов, Утишения ветра и моря ( Пс.88:10 ), Исцеления болящих ( Пс.101:4 ), Изгнания из храма торгующих, беседы с Самаритянкою (л. 33, Пс.35:10 ), при которой также присутствует Давид, – и др., обратим внимание на миниатюры Страстей, которым рисовальщик посвятил особенно много рисунков. «Страсти» всегда занимали собою миниатюристов, и сам ряд сцен этого содержания целиком сложился в лицевых рукописях. В самом деле, монументальное искусство в древнюю эпоху знает лишь очень немногие сюжеты из Страстей Господних, как видно в равеннских мозаиках церкви св. Аполлинария Нового, иллюстрирующих Евангелие. Вот почему композиции этих сюжетов в мозаиках св. Марка в Венеции явно копируют мелкие оригиналы миниатюрного производства и отличаются в подробностях сильным натурализмом, позднее присущим именно этому производству. В миниатюрах Хлуд. Псалтири многие сцены отличаются жизненною и историческою правдою, но общий характер их слишком вспоминает старые схемы и набросан поверхностно. Так, в первой миниатюре этого ряда – Умовение ног на Вечери (л. 50 об., Пс.50 ), Христос (надпись: νηπτρ) является в одном хитоне и подвязан передником, согласно с своим служением и самым текстом. Следуют сцены: Моления Христа (т. 68, 10), беседы с Петром (л. 37 об., Пс.38:2 ), изображение Петра кающегося, пред петухом (л. 38 об., Пс.38 ); двух лжесвидетелей на Христа перед судом ( Пс.34:11 , л. 31 об.); уговора Иуды с старейшинами ( Пс.40:8 , л. 40 об.); взятие Иисуса воинами, в двух миниатюрах: одна представляет воинов павших ( Пс.35 , л. 33 об.), другая (Пс. Исаии, 38, 10, л. 38) – Исаию пророчествующего и Христа, уводимого воинами ( Пс.55:7 , л. 51 об.) и пр. Ближайшая характеристика этих рисунков заключается в близости с изящными античными эскизами упомянутых равеннских мозаик. Напротив того, две миниатюры Тайной Вечери дают двоякий, исторический и символический перевод этого сюжета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Общая стоимость работ в Сиони составила 40 тыс. р. (Там же. С. 82-84). По инициативе И. были восстановлены и др. груз. монастыри. Узнав о монастыре Марткопи от одного из чиновников синодальной конторы, побывавшего на празднике в день Нерукотворного образа Спасителя и наблюдавшего «необыкновенное стечение народа, грузин и армян», поклонявшегося Нерукотворному образу и мощам прп. Антония Марткопского , И. посетил полуразрушенный монастырь и договорился с населением окрестных деревень о помощи в восстановлении обители. Тут же была открыта подписка на пожертвования, собрано более 400 р. серебром, крестьяне обещали бесплатно доставлять к монастырю, расположенному в горах, строительные материалы. Возвратившись в Тифлис, И. внес предложение о восстановлении монастыря в синодальную контору, и экзарх, «всегда готовый на доброе дело», выдал 3 сборные книжки: местному архимандриту, чиновнику и крестьянину из расположенного вблизи Марткопи с. Норио. В Тифлисе было собрано ок. 3 тыс. р. серебром. Губ. архитектор, согласившийся безвозмездно руководить реставрационными работами, объявил, что восстановить древний собор невозможно; за неск. лет был выстроен новый, проложена дорога от мон-ря в Тифлис. Марткопи стал любимой обителью И.: тяжело перенося тифлисскую жару, он с 1849 г. каждое лето жил в мон-ре и приезжал в Тифлис лишь в присутственные дни. Он исследовал историю мон-ря и составил «Сказание о нерукотворной копии с Нерукотворного образа Спасителя» (Там же. 6. С. 231-235). В мемуарах И. рассказал об обстоятельствах возобновления мон-ря Кватахеви: потомки захороненных там князей Тархан-Моурави, жившие в это время в России, получили разрешение императора восстановить обитель; на выделенную синодальной конторой сумму ок. 30 тыс. р. церковь и монастырские строения были отреставрированы; синодальная контора выделила обители земли из числа церковных имений. И. описал одну из святынь мон-ря - деревянное блюдо, которое, по грузинскому преданию, Господь использовал во время Тайной вечери. И. упоминал и о других христианских святынях, хранящихся в Грузии: о хитоне Господнем, о копии, которым на кресте был пронзен Иисус Христос, о камне от Гроба Господня, о частицах Животворящего Креста, о кресте св. равноап. Нины и др. (Там же. С. 235-236).

http://pravenc.ru/text/674987.html

К 1-й речи на Пасху: Христос в огненном хитоне, подобно ангелу Господню, на крыльях спустился в ад, где его встречают с мольбами ветхозаветные праведники, томящиеся в узах. 325 К 2-й речи на Пасху: ангел Господень со свитком распущенным (как у Христа в Вознесении в древнехристианском искусстве, означает откровение Нового Завета) несется в голубой круглой славе (ореоле), сопровождаемый тьмой ангелов. Воскресение: ангел Господень, слетев во мрак адовой бездны, налагает цепи на дьявола; по сторонам восстают из гробов мертвые, до пояса в пестрых саванах. Та же рефлексивная символика на Пятидесятницу: Григорий Богослов с пресвитерами и диаконами на Пятидесятницу, преклоняясь перед престолом или аналоем из зеленого мрамора на одной ножке, совершает служение; семь священников суть семь даров Св. Духа. 326 На Рождество: по ирмосу «Христос раждается, славите» и пр. (соответствие Пс. 95 ) сочиненная сложная композиция Рождества Христова с пастухами и ангелами благовествующими, волхвами и ангелами славословящими и пр., усвоенная искусством в X в., о которой упоминает Иоанн Дамаскин . Творение Адама – символическая параллель, заимствованная из код. 510 (начало речи); Адам и Ева здесь, действительно, не имеют пупа, как нерожденные, и пола, как несогрешившие, – не важная и не постоянная подробность поздневизантийского искусства, которую слишком обобщил Дидрон. 327 Кроме этого имеем несколько церемониальных сюжетов (поставление на епископскую кафедру, блаженная кончина Афанасия, проповедывание Григория Богослова ) 328 и также несколько копий наименее интересных исторических сцен из код. 510 (история Киприана, Маккавеев и т. д.). Этот обзор достаточно указывает, до какого глубокого внутреннего падения дошло искусство, лишившееся живого творчества и задач серьезных и высоких; вместо живописи истинно исторической эти богатые образами речи не дали ничего, кроме банальной иллюстрации и развлечения зрителя церемониальными пустыми сценами. Недостатки письма выступают тем сильнее, чем ничтожнее содержание: гористый ландшафт по шаблону, с полосками цветов без всяких изменений; группировки не существует; пропорции уродливы, что и необходимо при крошечных фигурах; жесты, позы и движения или деревянны, или неприятно резки. 329 Любопытны лишь заглавные буквы очень хитрой работы, как первый опыт новой орнаментации их сюжетами, заимствованными в самом же кодексе (Воскресения, святителя с ангелом и пр.), причем, в отличие от северной антропоморфической формы, фигура входит в очертание буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Он отличается от сборника Онуфрия тем, что здесь представлен весь доступный для составителя материал, касающийся груз. святых. Однако неоднородность текстов (пространные жития, краткие справки о царях Луарсабе и Арчиле, песнопение Раждену) требовала составления более полного сборника. Работой над т. н. 2-й редакцией руководил иером. гареджийского Иоанно-Крестительского мон-ря Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; впосл. католикос-патриарх). В этот сборник вошли: Мученичества св. царицы Кетеван (с песнопением), Давида и Константина Аргветских, Або Тбилисского, Мученичество и деяния св. Раждена, Похвала св. царю Арчилу и его мученичество, Мученичество св. царя Луарсаба, Похвала святым Бидзине, Шалве и Элизбару, Явление креста, Житие св. Иоанна Зедазнийского, Успение Иессея Цилканского, Житие Илариона Нового, Чтение о Столпе Животворящем и хитоне Господнем, песнопения Иессею Цилканскому, св. Раждену, св. Евстафию Мцхетскому, Шалве и Элизбару (Кекел. А 170, 1733 г.; Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.). По инициативе католикосов Доментия и Виссариона началась работа над составлением новой редакции Садгесасцауло, при этом впервые из древних рукописей были выбраны материалы и чтения, из сборника Виссариона добавлены сведения из Прологов и Синаксарей, был значительно пополнен календарь святых. Католикос Антоний I и каллиграф Алексий Месхишвили составили Минеи (Кекел. S 1464, А 1093) по аналогии с церковнославянскими. Развитие полемической лит-ры связывают с оживлением миссии католиков и мусульм. окружением. В проповедях Сулхан-Саба (Орбелиани), в основу к-рых была положена антимусульм. полемика, говорил о высокой христ. морали. Теоретическое обоснование это направление получило в соч. «Кандалы» Тимофея Габашвили. В кон. XVI - нач. XVII в. гареджийская школа стала во главе полемического движения, возникшего в Грузии в связи с усилением пропаганды католицизма в стране. Основоположником стал Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), до 1724 г. написавший обширное полемическое соч. «Наковальня» (краткая ред.- Кекел.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Таково краткое изложение письма госпожи Варвары Б. де С.-И. В этом описании нужно особенно обратить внимание, что здесь не одно чудо, а два: кроме благодатного огня сходит и благодатная роса из благодатного облака. Это подтверждается и другим очевидцем, иноком Парфением с горы афонской. Он говорит: после того, как патриарх выходит из гроба Господня, — “народ бросается внутрь гроба Господня прикладываться; и я (инок Парфений) сподобился приложиться. Весь Христов гроб был мокрый, якобы дождем вымочен; но я не мог узнать, отчего это. Посреди гроба Господня стояла та великая лампада, которая сама зажглась, и великим светом горела”. (М., 1855 г., инок Парфений). А вот, что говорит очевидец о благодатном огне, сошедшем в 1982 году. Время 10 часов, до благодатного огня осталось часа четыре. Вот уже запечатали двери Кувуклии, поставили печать из воска. Сейчас идут арабы крестным ходом. Шум, крики, музыка. Арабы обращаются к Богу очень бурно, с южным темпераментом. Мимо нас проходит патриарх Диодор. Через несколько минут патриарх войдет к гробу Господню в одном хитоне. У двери Гроба стоят копт и армянин. Они будут стоять как свидетели получения благодатного огня. В этот день каждый православный христианин, каждый верующий старается прийти в храм Воскресения. Приезжают паломники из разных стран. Патриарх уже вошел в Кувуклию, сейчас будет молиться о ниспослании благодатного огня. …Благодатный огонь сошел в этом году необыкновенно быстро. Крики, шум, плач. Все зажигают благодатным огнем свечи, протягивают свечи, видны сотни рук, и весь храм как бы зажигается, кругом огни, огромные пучки свечей, в каждой руке по 2–3 пучка. Весь храм озаряется. Выйдя из храма, мы видим: все улицы Иерусалима запружены людьми, все несут благодатный огонь. Вот рассказы некоторых сестер после схождения огня. — Огонь я видела и вокруг Кувуклии, и вокруг купола храма, в виде треугольных молний. — Испытывая радость, некоторые сестры плакали, даже рыдали около меня, когда благодатный огонь сошел. — А около меня были русские из Бельгии. “Ура!” — кричали.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

Еще в 1872 году архитектор Румянцевского музея Лев Даль составил проект реставрации музейной церкви, за который даже получил премию, но проект остался на бумаге – денег не было. Известно, что в конце XIX века Никольский храм окормлял еще артиллерийские части, заведения и учреждения Московского военного округа, и военнослужащие артиллерийского ведомства тоже стали его прихожанами, хотя на финансовом благополучии храма это особо не отразилось. Сила Господня сохранила дивную церковь. В 1896 году ее настоятелем стал знаменитый священник Леонид Чичагов (будущий митрополит Серафим), которого благословил принять священнический сан святой Иоанн Кронштадтский. Отец Леонид принял сан в 1893 году в кремлевской церкви в честь Двенадцати апостолов, а в Никольский храм пришел уже вдовцом: его супруга скончалась всего за год до назначения его настоятелем и оставила у него на руках четырех дочерей. Священнику пришлось не только находить средства на восстановление храма, но и вносить собственные деньги и своими силами участвовать в его возрождении. Помимо пастырской деятельности, он занимался еще и иконописью: в храме Илии Обыденного на Остоженке сохранился его изумительный образ Воскресшего Спаса («Спас в белом хитоне»), а в родном Никольском храме настоятель сам написал настенные образы четырех апостолов-евангелистов, и они тоже сохранились. Имеется здесь и его икона «Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне»: отец Леонид участвовал в подготовке канонизации великого русского святого, составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», а в 1898 году принял монашеский постриг под именем Серафим. В декабре 1937 года митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян на Бутовском полигоне на 82-м году жизни и спустя 60 лет был причислен к лику святых. И еще один священномученик некогда служил в Никольском храме: в том же 1896 году его диаконом стал Петр Васильевич Соколов, прослужил в храме шесть лет, потом перешел в другую московскую церковь и принял священнический сан. За «антисоветскую агитацию» он был расстрелян в феврале 1938 года на том же Бутовском полигоне и причислен к лику святых новомучеников Российских. Так Никольский храм удостоился чести иметь своих небесных хранителей (память священномученика Серафима 28 ноября, священномученика Петра – 4 февраля).

http://pravoslavie.ru/3852.html

Иисусу говорит ученикам, что тот, кто хочет быть первым, должен стать последним. А кто не смирится, как дитя, не внидет в Царство Божие. Этот эпизод есть и у Матфея, и у Марка. У Матфея читаем: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них, и сказал…» А у Марка перед словом «сказал» вставлен причастный оборот: «обняв его». Это опять яркая зрительная деталь. Слепой по имени Вартимей кричит: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Слепого зовут к Иисусу, и он подбегает, скинув плащ. Эту деталь, это движение – слепой скидывает плащ и остаётся в одном хитоне – сохранило только Евангелие от Марка. Женщина с алавастром, маленьким сосудом с драгоценным благовонным миром, приходит, чтобы пролить это миро то ли на ноги, то ли на главу Иисуса. У Марка запечатлено ещё одно характерное движение: разбив алавастр, женщина возлила миро. Она разбила сосуд, чтобы больше никто ничего не смог в него налить. И эта сцена есть тоже только в Евангелии от Марка. Почти на каждой странице Евангелия от Марка можно найти такие детали, которые, не изменяя содержания в целом, даже не прибавляя к учению Иисуса никаких новых штрихов, дают нам возможность как бы увидеть происходившее, внося в рассказ зрительные, как правило, динамичные детали: сброшенный плащ, разбитый сосуд, упавший на колени юноша. Иногда, как, например, в описании входа Господня в Иерусалим, они просто конкретизируют повествование. Ученики идут к какому-то дому, чтобы отвязать осла. Марк уточняет, что осёл был привязан у ворот снаружи, в переулке. Не внутри двора, не на улице, а именно снаружи и именно в переулке. Этих деталей ни в одном из других Евангелий нет. Ещё одна отличительная черта Евангелия от Марка – его язык. Он на редкость плох. В Деяниях святых апостолов Пётр и Иоанн восклицают: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (4:20). Примерно так мыслит и евангелист Марк, и эту фразу из Деяний можно было бы поставить эпиграфом к Евангелию от Марка. Писать ему очень трудно. Он никогда не был писателем и не будет им впредь. Он тот, кого евангелист Иоанн назовёт потом словом «свидетель». Понимая, что рассказать об Иисусе необходимо несмотря на то, что это ему очень трудно, он рассказывает. Он говорит на странном, временами смешном, временами почти непонятном греческом языке, использует какие-то неожиданные образы.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

С этого же времени св. Нина начала открыто проповедовать Евангелие, призывая иверских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Приютившие Нину садовник с женою были первыми в Грузии уверовавшими во Христа. Благочестивая, праведная и целомудренная жизнь св. Нины привлекла к ней сердца всех знавших ее. Многие, особенно из еврейских жен, приходили к ней слушать новое учение о Царствии Божием и вечном спасении и тайно веровали во Христа. Так уверовали: Сидония, дочь иудейского первосвященника Авиофара, и еще шесть жен, а чрез некоторое время и сам Авиофар. Беседуя часто с проповедницею Христовою о событиях земной жизни Господа, Авиофар рассказывал ей о хитоне Спасителя то, что слышал сам от своих родителей и что передавалось в их роде от одного поколения к другому. Прадед Авиофара, Елиоз, живший в Мцхете в последние дни земной жизни Христа, был в Иерусалиме и присутствовал при распятии Господа. Благочестивая мать Елиоза, накануне пасхи иудейской, внезапно почувствовала в сердце своем как бы удары молота, вбивающего гвозди, и, воскликнув громким голосом, что предается ныне смерти Спаситель и Избавитель народа Израильского, тотчас же умерла. Между тем Елиоз, бывши при крестных страданиях Христа, приобрел хитон Его у римского воина, которому он достался по жребию и принес его потом домой. Сестра его Сидония по возвращении его рассказала о внезапной смерти матери и о предсмертных ее словах. Когда же Елиоз, подтвердив предчувствие матери о распятии Христовом, показал сестре хитон Господень, Синодия взяла хитон в руки, прижала его к груди своей и мгновенно упала мертвою. Все усилия вынуть хитон из рук умершей оставались тщетны. Через несколько дней Елиоз предал земле тело сестры своей вместе с хитоном Господним, и сделал это тайно, так что никто и потом не мог узнать, где находится место погребения Синодии. Некоторые предполагали только, что погребена она была в царском саду, там, где вырос никем не посаженный кедр, пользующийся особенным почитанием в народе. Выслушав этот рассказ, Нина стала ночью ходить молиться у этого кедра. Чудесные видения, бывшие тут св. Нине, уверили ее, что действительно место то святое 45

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010