I. 23-го октября св. церковь празднует память свят. апостола Иакова, брата Господня. Св. Иаков был сын Обручника Пресвятыя Девы Марии – св. Иосифа от покойной его жены. С юности он полюбил строгую жизнь: вкушал только хлеб и воду, не употреблял ни вина, ни масла; на теле носил острую власяницу, всю ночь проводил в молитве и сохранил чистоту девства. А когда Господь учил народ о царствии Божием и явил Себя Мессиею, тогда св. Иаков уверовал в Него и, внимая божественным словам Его, еще строже стал жить. Все называли св. Иакова праведным, ибо все видели праведную жизнь его и он причислен был к лику 70 апостолов. От Господа Иисуса Христа он был поставлен епископом и научен священнодействию. Он был первым святителем и пастырем иерусалимской церкви. Он первый изложил и написал литургию, которую потом св. Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили ради человеческой немощи. Св. Иаков наставил на путь истинный многих иудеев и язычников и написал соборное послание к 12 коленам израильским. Все почитали его, не только верные, но и неверные. Архиереи и священники жидовские не возбраняли ему входить во Святое святых, и он молился там за весь мир. За святость народ любил его и многие из старейшин иудейских веровали учению его. Но книжники и фарисеи с архиереем гневались на него за это, и решились убить его. Настал праздник Пасхи. Народу во Иерусалим собралось множество. Книжники и фарисеи подошли к св. Иакову в церкви и сказали: «праведник, молим тебя, – в день праздника скажи поучение к народу, отврати его от Христа, Которым многие прельстились, называя Его Сыном Божиим. Стань на высокой кровле церковной, чтобы все видели и слышали тебя; скажи народу, что он заблуждается, веруя в распятого Христа». Св. апостол взошел на высоту и сказал громким голосом: «что спрашиваете меня о Сыне человеческом, Который волею пострадал, распялся и в третий день воскрес из гроба? Он ныне сидит на небесах и опять придет на облаках небесных судить живых и мертвых». – Народ обрадовался и закричал: «слава Богу! Осанна Сыну Давидову». – Но фарисеи и книжники в гневе свергнули св. апостола с крыла церковного в устрашение народу, и когда праведник упал, то он поднялся на колени, подняд руки к небу и, молясь, сказал: «Господи, отпусти им грех сей, ибо не знают что творят». Но иудеи бросали на него камнями. Святое тело его погребено близ церкви. Он управлял иерусалимскою церковию тридцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа 53. Евангелие от Матфея, глава 15, 1–9. «Предания старцев» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». И тема сегодняшней беседы называется «Предания старцев». Здесь говорится о столкновении Господа Иисуса Христа с руководителями ортодоксальной иудейской религии, о том, что должно доминировать в жизни верующего человека: форма, обряд или его содержание. И мы будем читать начало 15-й главы Евангелия от Матфея с 1-го по 9-й стих. Также в контексте сегодняшней беседы мы будем говорить о важности Священного Предания с учетом того, что и в нашей среде появились хулители Предания Церкви, Предания отцов, которые дерзко и своевольно восстают на Веру, переданную нам от самих святых апостолов, сохраненную до наших дней святыми Отцами и мучениками. Итак, мы прочитаем первую часть 1-го стиха 15-й главы Евангелия от Матфея. Здесь сказано: «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники (соферим) и фарисеи (прушим)…» ( Мф.15:1 ) Здесь мы должны вспомнить, кто такие книжники (соферим) и фарисеи (прушим). Книжники являлись знатоками Закона Божия из народа и, прежде всего, искусными переписчиками текстов Священного Писания (Танаха). К своей работе они относились настолько добросовестно, что сохранилось древнее выражение одного из соферим, который сказал: «Если неправильно поставить хотя бы одну букву в тексте Торы или пропустить ее, то вся вселенная может разрушиться». Как знатоки Закона, Пророков и Писания, они приглашались на разные общественные диспуты, где уточняли правильность произнесения или написания того или иного священного текста. Этих людей уважали и ценили, и надо прямо сказать, что в том числе и их заслугами текст Ветхого Завета дошел до наших дней неискаженным и цельным. Фарисеи, как мы говорили об этом ранее, были очень популярные среди простого народа проповедники, комментаторы и популяризаторы библейского текста. В отличие от храмовых священников, они несли людям знание о Законе Божием, в то время как храмовые священники занимались только обрядами и требами единственного во всем мире Иерусалимского Храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf 1. Кто состоял в оппозиции Иисусу? Конфликт между Иисусом и Его противниками – лейтмотив всех четырех Евангелий. Это конфликт зародился вскоре после выхода Иисуса на проповедь и с течением времени только нарастал. Развязкой конфликта станет заговор первосвященников и старейшин против Иисуса, суд над Ним и вынесение Ему смертного приговора. Основной материал, касающийся этого конфликта, будет рассмотрен нами в последующих книгах серии «Иисус Христос. Жизнь и учение». В книге 2-й мы будем говорить о вошедших в состав Нагорной проповеди обличениях Иисуса в адрес фарисеев. В книге 3-й – об отношении фарисеев к чудесам, которые Он совершал. В книге 4-й рассмотрим те места в притчах Иисуса, которые посвящены фарисеям, а также их реакцию на эти притчи. Значительная часть книги 5-й будет посвящена анализу полемики между Иисусом и иудеями, отраженной на страницах Евангелия от Иоанна. Наконец, в 6-й книге речь пойдет о развязке конфликта. В настоящей главе мы лишь наметим общие контуры этого конфликта и на примере нескольких эпизодов покажем, как он зарождался и в каких направлениях начал развиваться. В Евангелиях встречаются различные словосочетания, обозначающие противников Иисуса: «книжники и фарисеи», «первосвященники и старейшины», «священники и левиты», «первосвященники и старейшины и книжники», «первосвященники и старейшины иудейские», «фарисеи и саддукеи», «фарисеи и законники», «фарисеи и иродиане». В общей сложности среди оппонентов Иисуса упоминается восемь категорий лиц. Что мы знаем о них? Первосвященники ( αρχιερες) – этот термин в Евангелиях и Деяниях апостольских встречается сорок шесть раз во множественном числе, чаще всего в паре с другими категориями («первосвященники и книжники», «первосвященники и фарисеи», «первосвященники и старейшины»). Хотя действующим первосвященником во время общественного служения был Каиафа, его предшественник на этом посту, приходившийся ему тестем – Анна, также был еще в живых и принимал активное участие в судебных делах. Термин «первосвященники» во множественном числе, однако, указывал не только на этих двух лиц. Скорее всего, под этим термином евангелисты объединяли всех высших священников храма, обладавших, как и первосвященник, определенными гражданскими и судебными полномочиями, среди которых было и членство в синедрионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Страстная седмица Слова в Великую Среду I. Сердце, очищенное любовью и покаянием Сегодня мы слушали евангельское чтение о событиях, происходивших в Великую Среду. Смущаюсь и говорить о страшном злодеянии, равного которому никогда не было в истории мира. Что же можно еще прибавить? Ничего. Хочу только сосредоточить ваше внимание на том, что вы слышали, ибо по поводу прочитанного можно говорить без конца, вникая в каждое слово Евангелия. Приучать же вас к этому – мой долг, ибо слова евангельские святы, велики, слов глубже и важнее их нет в книгах человеческих. Итак, перед нашими духовными очами предстали души человеческие, совершенно не похожие друг на друга: души черные, страшные, и души нежные, полные любви. Вот идут под покровом ночи, как летучие мыши, злые книжники и фарисеи «совет сотворити на Господа и на Христа Его», да исполнится сказанное пророком Давидом за тысячу лет до этого: «Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и Христа Его» ( Пс. 2, 2 ). Идут тайком, ибо боятся народа и Того, Кого хотят убить, и совещаются о том, как убить Его, шепчутся злыми, окаянными языками своими, да сбудется пророчество: «Все ненавидящие Меня шепчут между собою против Меня, замышляют на Меня зло» ( Пс. 40, 8 ). Но вот собрались первосвященники, и книжники, и старейшины народа во дворе первосвященника по имени Каиафа и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: «только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26, 5 ), – ибо в глубине своих черных сердец чувствовали, какое злодеяние затевали, знали, что Того, Кого хотели они убить, народ чтит и любит, как Великого Чудотворца, и многие считают Его Мессией. За что вы, окаянные, хотите убить Его? За то ли, что Он учил мир добру и правде? За то ли, что осветил тьму мира светом Божественного Духа Своего, Божественным светом проповеди Своей? За то ли, что творил такое множество чудес? За то ли, что исцелял больных, воскрешал умерших? За то ли, что повелевал морю и ветрам утихнуть – и те переставали, повинуясь Ему? Да, именно за это, ибо, как говорит евангелист Иоанн Богослов, «первосвященники и книжники собрали совет и говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, – и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом " " ( Ин. 11, 47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Протодиакон Андрей Кураев vs Юлия Латынина: в программе «Главная тема» с Ксений Собчак (Видео+текст) 3 мая, 2012. Редакция " Правмира " Протодиакон Андрей Кураев: Послушайте, люди приходят в Церковь не ради того, чтоб услышать что-то о Киркорове или о Мадонне. Протодиакон Андрей Кураев принял участие в программе «Главная тема» (ведущая  — Ксения Собчак), посвященной вопросам Церкви. Его оппонентом стала журналистка, обозреватель «Новой газеты», сотрудница радиостанции «Эхо Москвы» Юлия Латынина.   Расшифровка портала «Правмир» Здесь и сейчас Ксения Собчак: В последнее время Русская Православная Церковь и Патриарх Кирилл оказались замешанными сразу в нескольких скандалах. Официальная позиция РПЦ такова: «Православию объявлена война». Здесь и сейчас мы будем говорить о том, имеет ли общество право на критику Патриарха, и способна ли Церковь прощать тех, кто ведет себя в храме не по Уставу. Мы обсудим эти вопросы с дьяконом Андреем Кураевым. Анонс  Андрея Кураева «Я не вижу основании говорить, что именно весной 2012 года началась какая-то информационная война или какой-то заговор. Из того, что вижу я (разумеется, мой опыт более ограниченный, нежели опыт Патриарха) – на мой взгляд, все объясняется естественными причинами. Это, скорее, ситуация степного пожара, когда одна пересохшая травинка загорается от другой, передает огонь третьей… По-моему, все происходит именно так. Заговор есть (я очень люблю теорию заговора!), но на другом уровне и в других, более серьезных ситуациях. А дальше… читайте книгу Дэна Брауна «Код да Винчи».   Ксения Собчак: Второй гость сегодня – журналист Юлия Латынина. Анонс Юлии Латыниной «Я считаю, что РПЦ превратилась в фарисейскую сервильную организацию. При этом я подразумеваю РПЦ – Церковь – как организацию, а не отдельных священников, множество из которых, я уверена, с ужасом наблюдает, что сейчас происходит. Что это ребята, которые ездят на «Мерседесах», носят «Брегеты», отнимают дома у людей, которые им зла не сделали. У меня такое впечатление, что этим ребятам скоро придется переписать себе главу 23 Евангелия от Матфея , где сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, расширяющие воскрылия одежд своих» на «радость вам, книжники и фарисеи, ездящие на «Мерседесах» и отнимающие дома».  

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Скачать epub pdf 17. 13 неделя по Пятидесятнице. О злых, недобросовестных виноградарях (Мф. 21:33–42) «Царство Божие дано народу, приносящему плоды его». Однажды, братия и сестры, Иисус Христос рассказал искушавшим его книжникам и фарисеям следующую притчу о двух сыновьях виноградаря. Отец предложил сыновьям поработать в винограднике. Один сын ответил: не хочу, но после, раскаявшись, пошёл и стал работать. Другой сказал: иду, но, однако, не пошёл, обманув отца и не выполнив свою долю работы в винограднике. Закончив эту притчу, Христос спросил слушателей, – который из двух сыновей выполнил волю отца? Они правильно ответили: первый. Кого же в притче этой следует разуметь под сыновьями, отцом их и виноградником? Христос разъяснил: под первым, раскаявшимся сыном, следует разуметь покаявшихся блудниц и мытарей, под вторым – нераскаявшихся книжников и фарисеев, под отцом их – Отца Небесного, а под виноградником – Царство Божие. Истинно говорю вам, сказал Христос книжникам и фарисеям, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие ( Мф. 21:31 ). Ибо пришёл к вам Иоанн Креститель, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему и устремились к нему. Чтобы сильнее обличить неправоту книжников и фарисеев, их злостное противление воле Божией, Христос рассказал вслед за первой вторую притчу – о злых виноградарях, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. И здесь речь идёт о домовитом хозяине-виноградаре. Его хозяйство в полном порядке: виноградник посажен, обнесён оградой, сделано точило, построена башня для охраны. Но вот у хозяина явилась нужда отлучиться на долгое время. Чтобы не пострадало хозяйство, он передаёт его на время отъезда. По закону Моисея на пять лет ( Лев. 19:25 ) виноградарям с условием, чтобы они по снятию плодов (урожая) передавали ему через слуг его определённую часть этих плодов. Когда пришло время получить свою долю от собранного урожая, хозяин послал своих слуг к виноградарям, но они схватили их и часть побили камнями, другую часть убили. Так же они поступили и с другими слугами, посланными хозяином.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Слово в неделю Святых жен-мироносиц Купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса. И зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб. (Мк. 16:1.2). Влечение сердца к доброму и святому делу часто бывает благоуспешнее мужества, полагающегося на крепость сил телесных. Когда ученики в самом начале страданий Спасителя, рассеялись, подобно овцам не имеющим пастыря; когда апостол Петр трекратно отрекся Господа; когда почти все Апостолы, проникнутые страхом смерти, тщательно скрывались, полагая, что рушились уже все надежды, одушевлявшие их при виде чудес, совершаемых Спасителем: тогда немощные, слабосильные жены, последовавшие Иисусу Христу, как другу грешников, показали на деле, что чувство истинно Божественной любви не только никогда не угасает, но даже бывает источником таких подвигов, которые превосходят дела, совершаемые крепостью сил телесных. Они не отлучались от Него во время крестных страданий, не опасаясь ни злобы первосвященников, книжников, Фарисеев и старейшин народных, ни угодливости им Пилата с его слугами, не страшась неистового вопля народа, требовавшего смерти Иисуса Христа, и толпы грубых воинов и мучителей, терзавших Спасителя; но последовали за Ним на Голгофу, были ближайшими свидетелями томительных мук и самой смерти Его, сопровождали бездыханное тело Христово до места погребения Его, со слезами взирая, где полагали Его. Потом, как только позволило время, Боголюбивые жены снова спешат ко гробу Спасителя для изъявления Ему безпредельной любви своей. Этот один подвиг Святых Мироносиц научает нас, что для совершения всякого доброго дела, а тем паче для приобретения душевного спасения, необходимо всеусильное стремление к нему, сопровождаемое бодрствованием над собой. В одной из Боговдохновенных песней, пламенная любовь души, стремящейся к соединению с Иисусом, изображается бодрствованием ее и в сонном состоянии. Аз сплю, говорит невеста Христова, а сердце мое бдит ( Песн. 5:2 ). Но любовь Мироносиц ко Господу была столь пламенна, что от погребения пречистого тела Его, до самого воскресения Спасителя, не давала им ни на одно мгновение укрепить силы свои успокоением. Образ Иисуса Христа, томившегося в лютых страданиях, умершего на кресте и погребенного в очах Мироносиц, столь живо отражался в их сердце, такой сокрушал их скорбью, что рыдания и слезы отгоняли сон от очей их. Насупившая суббота для первосвященников, книжников и Фарисеев, умерщвлением Спасителя совершивших беспримерное злодеяние, была днем мнимого торжества и злобной радости, – а для святых жен была днем горести и сердечного сокрушения, от того, что обычное празднование Евреями субботнего дня не допускало Мироносиц обнаружить свое усердие к Господу, лежавшему в гробе вне Иерусалима. Настал вечер субботы, настала ночь; но любовь Мироносиц не допускает их и помыслить об успокоении. Как уснуть, когда сердце их горит пламенным желанием хотя однажды еще взглянуть, облобызать и помазать миром тело Спасителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

ЧТЕНИЕ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА Евангелие Марка Гл. 1, ст. 20. И тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. Говорится об Иакове и Иоанне, братьях. Как сильно слово Господа, Творца человеков! Он только позвал их идти за Собою – и они пошли, оставив и отца своего, и свой промысел навсегда. Ст. 22. И дивились Его (Господа) учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Посмотрел бы я, Господи, на Божественное лице Твое, какое пребожественное выражение было в нем, когда Ты говорил с людьми и учил их; какая благодать исходила из уст Твоих в словах Божественной премудрости, власти и силы. Да, нельзя было сколько-нибудь благонамеренному человеку противостоять словам Его; Он говорил как Бог , с силою и властию Бога. Не может быть, чтобы и книжники и фарисеи не говорили тоже с некоторою властию, – но то была власть человеческая, власть людей порочных, самолюбивых. Это была тень власти, а потому на нее мало и внимания обращали. 25 [-27 ст.]. Но Иисус запретил ему (духу нечистому), говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его (человека) и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? Как не видеть здесь Творца мира духов и мира вещественного? Слова Господня беспрекословно слушается злой демон и нехотя оставляет человека. Нельзя было не ужасаться и не дивиться при виде такого чуда, нельзя было не благоговеть пред Чудотворцем. Люди в первый раз видят такого нового Учителя-Чудотворца, Который со властию повелевает самым духам нечистым, которые так много мучили тогда людей и которых силы никто не мог одолеть. И я, Господи, ужасаюсь и дивлюсь делам Твоим и лобызаю воскрилия Твоих священных риз. 31 ст. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить Ему. Слава, Господи, всемогуществу Твоему и благости. Как ясно из дел Твоих, что Ты – Творец мира! Непростительно было бы, глядя на дела Твои, не веровать, что Ты – Спаситель мира, обещанный Мессия, Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь на праздник Сретения Господня " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день Святая Церковь празднует Сретение Господня, принесение Господа Иисуса Христа во храм. В Евангелии от Луки говорится, вторая глава с двадцать второго стиха и ниже: “А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу”. Очищение по закону Моисееву предполагало, что для младенца мужеского пола достаточно было сорок дней, для младенца женского пола — шестьдесят дней. Особенно строго решался вопрос, когда дело касалось первенца, то есть первого ребенка, который, по закону Божию, посвящался Богу. Это была древняя традиция, как первинки урожая, первинки бизнеса, дохода отделяли для Бога, то, что называется “решит”, так и детей, первенцев посвящали Создателю на служение. Семья Господа нашего Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария и названный отец Иосиф-труженик, это были люди, которые строго соблюдали закон Божий. Сейчас нам даже трудно представить, насколько скрупулезно в те времена исполняли предписания закона Божия. Особенно усердствовали в этом книжники и фарисеи, которые старались исполнить каждую букву Писания, так, что Христос ставил книжников и фарисеев в пример нам, христианам, когда в нагорной проповеди он говорит: “если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царствие небесное”. Превзойти — означает достигнуть и подняться на более высокий уровень. Потому что для христианина сама цель — это не просто воздерживаться от греха, но и творить деятельное добро. Если в Ветхом Завете, когда человек воздерживался от осквернения, совершал очищение, воздерживался от грехов, он считался праведником, то в Новом Завете ситуация резко меняется. Сказано: кто может делать добро и не делает, тому грех. Если в Ветхом Завете неделание чего-то плохого считалось праведностью, то в Новом Завете, если ты можешь делать добро и не делаешь, это уже грех. Вот таким образом наша праведность, она превосходит праведность книжников и фарисеев.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

Третья Пасха Чудо насыщения 5.000 человек пятью хлебами, по свидетельству Евангелиста Иоанна, произошло перед праздником Пасхи ( Ин.6:4 ); но ни Иоанн, ни другие Евангелисты не говорят о том, был ли Иисус Христос на этом празднике в Иерусалиме или нет. Из молчания Евангелистов о посещении Им Иерусалима и из упоминания, что после сего Он ходил в Галилее, заключают что Иисус Христос не приходил на этот праздник в Иерусалиме, а оставался в Галилее, во избежание преследований со стороны фарисеев. Сему противопоставляют известную из других случаев строгость Иисуса в исполнении Закона Моисеева, по которой Он не захотел бы явиться даже случайным неисполнителем Закона Моисеева – хотя обычай дозволял лицам, жившим в отдалённости от Иерусалима, являться перед лицо Господа не три раза в год, а только однажды. Обличение фарисеев в предпочтении преданий старцев заповедям Божиим (Мф.15:1–20; Мк.7:1–23) Иерусалимские книжники и фарисеи, давно уже заметившие разницу между своим учением и учением нового Галилейского Пророка, искали лишь случая унизить Его перед народом в отступлении от правильного – по их мнению – образа учения и жизни. И вот однажды, заметив, что ученики Иисуса Христа едят немытыми руками – вопреки содержимому у фарисеев преданию старцев – и относя такое нарушение учениками Иисуса общепринятых и уважаемых преданий к примеру и учению Самого Учителя, спрашивали Его: почему ученики Его нарушают предание старцев относительно омовения рук перед употреблением пищи? Вместо оправдания учеников в приписываемом им грехе и вместо указаний обличителям, что это не грех , если не запрещается никаким законом, а установился простой обычай, Иисус обличает их самих в нарушении заповедей Божиих, указав два примера, как они дозволяют не почитать отца и матерь, требуя только принесения в дар Богу (корван) того, что дети должны бы отдавать родителям; и таким образом подтверждают давно сказанное о них Исаиею ( Ис.29:13 ), что они приближаются к Богу устами и языком, а сердцем далеко отстоят от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010