«Прогони кощунника и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань»,– говорит книга Притчей Соломоновых ( Притч.22:10 ). Ст. 35–39. «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе, сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не восхотели. Се оставляется дом ваш пуст, ибо сказываю вам, не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен грядый во имя Господне». Означенные слова важны для выяснения того положения, что Христос изрекая обличения на Иудейских книжников и фарисеев имел ввиду именно их, и никого другого, например, православных пастырей, как утверждают сектанты. В самом деле, из вышеприведенных слов Спасителя видно, что обличаемые Христом книжники и фарисеи жили в Иерусалиме, принимали участие в убийстве пророка Захарии, сына Варахиина, и лично видели Господа во время его жизни на земле (ст. 39). А таковыми именно и были злейшие враги Спасителя, иудейские книжники и фарисеи, которые, как видно из Евангелия, довершили свою злобу на Христа тем, что предали его на распятие. Поэтому нельзя утверждать даже того, что вся речь Христа имеет пророческое значение, как пытаются доказать сектанты. Как мы видим из последних стихов, обличаемые Спасителем книжники и фарисеи, действительные исторические лица, а не пророчеств образы. Что же касается до выяснения той мысли, на кого из современных нам людей более всего походили обличаемые Христом фарисеи и книжники, то в очевидности ее не может быть сомнения: иудейские книжники и фарисеи – это живой портрет современных сектантов и их наставников и руководителей. О молитвах за умерших I Трудна и тяжела жизнь человека на земле. Хочется ему быть хорошим, чистым, праведным, а дела житейские и всевозможные соблазны и искушения против воли влекут его к греху, пороку и преступлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Что выше: закон, данный Богом, или ваше предание? — Книжники и фарисеи забыли, что Моисей, повторяя отцам их данные Богом законы, сказал: Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того (Втор. 12, 32). Они прибавили от себя к закону Моисея множество дополнений и приписали их самому Моисею; они уверяли народ, что Моисею на горе Синай даны два закона, из которых один записан им, а другой устно передан народу, потом преемственно передавался следующим поколениям и известен под названием преданий старцев. Вот на эти-то предания книжники и фарисеи опирались всегда, когда им было выгодно нарушать закон, данный Богом через Моисея. Книжники и фарисеи упрекнули учеников Иисуса в том, что они нарушают предания, а Иисус указывает им на сознательное нарушение ими Закона и на умышленно-неправильное толкование Закона народу. Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Закон, данный вам, гласит: почитай отца и мать, и угрожает смертью тому, кто злословит их. А вы? Вы учите отказывать родителям в помощи под предлогом намерения пожертвовать Богу то, что они просят; и кто поступает так, соблюдая ваше предание, того вы освобождаете от исполнения важнейшей заповеди! 35 «Фарисеи учили юношей, под видом благочестия, презирать отцов. Если кто из родителей говорил сыну: дай мне овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара; и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога — под предлогом обязанности к родителям» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 51). Все заботы фарисея были направлены к тому, чтобы казаться не таким, каким он в действительности есть. Он хотел казаться благочестивым, праведным; но так как быть действительно благочестивым нелегко, то он измышлял всевозможные способы обходить суровые предписания закона, толковать их превратно в свою пользу и даже заменять их обычаями, установленными такими же, как и он, лицемерами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Беседа 73 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». ( Мф. 23:14 ) Прикрывающий злые дела личиной благочестия заслуживает сугубого наказания. – Фарисеи были губителями желавших спасения. – Цель ветхоз. предписаний о внешних очищениях. – Добродетели, очищающие душу: правда, человеколюбие, истина. – Против не заботящихся о душевной чистоте. – Против высматривающих в храме красивых женщин. – Сравнение нравов апостольского времени с современными. – Против женских нарядов, женитьбы из-за денег, развращающих поговорок. 1. Этими словами Спаситель начинает обличать книжников и фарисеев в том, что они пресыщались и, что еще ужаснее, наполняли чрево свое не от имущества богатых, но от стяжания вдов, и таким образом еще более увеличивали их бедность вместо того, чтоб облегчить ее. Они не просто ели, но поедали. И это корчемство еще прикрывали самым низким лукавством: «лицемерно долго молитесь». Всякий, делающий зло, заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию. Почему же Спаситель совсем не лишал сана книжников и фарисеев? Потому, что не пришло еще время. Вот почему Он и оставил их до времени. А обличая их, Он предохраняет народ от обольщения, чтобы он, смотря на высокий сан книжников, не увлекся к подражанию им. Так как прежде Он сказал: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте», то теперь, чтобы неразумные, основываясь на этих словах, не подумали, что им позволяется все, показывает, в чем книжники извращают закон. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф. 23:13 ). Если виновен тот, кто не приносит пользы, то как может ожидать прощения тот, кто причиняет ближним вред, и заграждает им вход? Что же значит слово: «хотящих войти» 23 ? Оно означает способных. Когда надлежало что-нибудь предписывать другим, тогда книжники возлагали бремена неудобоносимые; а когда самим им должно было исполнять что-нибудь из предписываемого законом, тогда они поступали совершенно иначе: не только ничего не делали сами, но, что гораздо пагубнее, развращали еще и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но я скажу еще больше: в 23 гл. Матфея Христос не только не имел в виду православных священников, но говорил вообще не про священников, хотя бы ветхозаветных. Это вытекает из 23 ст. той же главы. Здесь мы читаем: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина...» ( Мф.23:23 ) Из этого стиха следует, что книжники и фарисеи, которых обличал Господь, давали десятину по закону Моисееву. А по этому закону кто кому давал десятину: священники – народу, или народ – священникам? Ап. Павел пишет: «получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых» ( Евр. 7, 5 ; Чис. 18, 21 ). Итак, само слово Божие свидетельствует, что священники никому никаких десятин не платили; по 23-же стиху 23 гл. Матфея книжники и фарисеи дают десятину с аниса, тмина и мяты: стало быть, они не были священниками. А следовательно, и вся 23 гл. Матфея к священникам не относится . Это вы, друзья, только по злобе на нас так толкуете ее, – обратился я к штундистам. – Нет, не по злобе, – ответил Алексей Парфеныч. – Слово Божие доводит нас до того. – Сейчас мы и перейдем к рассмотрению тех стихов из 23 гл. Матфея, которые вы особенно толкуете в приложении к нашим священникам. Вот мы и увидим: «разумеете ли вы, что читаете?» Начнем свое рассмотрение со ст. 3-го: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» ( Мф.23:3 ). Так учил Иисус Христос о фарисеях. Мы уже видели, что это – не были священники, Богом призванные учители. Это были самозванцы, гордецы, книжники. Они лезли на Моисеево седалище, хотя их никто туда не звал. Они учили народ заповедям Божиим; выдумывали произвольные толкования на эти заповеди, а сами перстом не двигали для того, чтобы жить по закону Божию. – Что же Христос? Не велит вовсе слушать таких учителей? Нет – слушать их голоса Он приказывает: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Господь запрещает своим ученикам лишь подражать гордости, лицемерию и самозванству фарисеев. Бежать же из Церкви ради фарисеев Он никому не приказывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

«Фарисеи многим внушали», – объясняет блаженный Феофилакт , – «что ничего не значит поклясться храмом, но нужно клясться златом церковным, которое, между тем, от того и досточтимо, что принадлежит храму. И дары, положенные на жертвенник, по словам фарисеев, были досточтимее самого жертвенника. Отчего, по учению фарисеев, тот, кто клялся золотым сосудом или волом или овцою, назначенными для жертвы, а потом нарушал клятву, тот присуждался представить в храм то, чем он клялся; дар они предпочитали алтарю ради прибыли, получаемой от жертв. Α если кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, то поскольку он не мог ничего создать подобного храму, разрешался от клятвы; посему клятва храмом становилась незначительною по причине любостяжания фарисейского». 305 Стих 23–24-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Законы о десятине на содержание священства ( Чис.18:20–21, 28 ), для жертв ( Втор.14:22–26 ) и о помощи через каждые три года пришельцам, сиротам и вдовам ( Втор.14:28–29 ) фарисеи строго исполняли, уплачивая десятину даже с пряных трав, о чем закон не упоминал (ср. Втор.14:23 ), а важнейшее в законе, существенные его повеления: «суд» (правосудие), «милость» (милосердие, сострадание, любовь к ближнему) и «веру» (памятование о Боге и сообразное с тем поведение, послушание воле Божией) – оставили. Фарисеи и книжники, стремясь исполнять маловажные требования закона, оставляли без внимания и таким образом уподоблялись тем людям, которые отцеживают из напитка попавшего в него комара (как «нечистое» – ср. Лев.11:3 ), а проглатывают верблюда. Стих 25–26-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Внешность чаш и блюд фарисеи и книжники очищали, а то, чем наполнялся сосуд, было плодом хищения и неправды. Фарисей слепой! Избегай хищения и всякого посягательства на благосостояние ближнего, тогда будет чиста внешность блюд и чаш. «Соблюдая предания старцев», – замечает блаженный Феофилакт , – «фарисеи омывали стаканы, блюда и столы, на которых предлагается пища, но вино пили и пищу ели, приобретенные неправдою, что особенно и оскверняло их сосуды. Итак, не употребляй, говорит Он, вина, приобретенного неправедно, и внутренность сосуда будет чиста. Иносказательно разумей это не о сосудах, но о внешней, телесной части человека и о внутренней, духовной. Ты, говорит, стараешься сделать благолепною внешность сосуда, т.е. внешность своего существа, между тем внутренность твоя полна нечистоты, ибо ты, хищник, творишь неправду... Нужно омывать внутреннее, т.е. душу очищать от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была чиста и светла». 306

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Аминь. Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. ( Мф.5:20 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вчера мы с вами говорили о заповедях блаженства, которые дал Господь наш Иисус Христос верным последователям Своим в Нагорной проповеди. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф.5:20-26 ) продолжается разговор о законе Божием и о том, как достичь Царства Небесного. Спаситель призывает учеников и всех верующих в Него людей к праведной жизни и должному исполнению закона Божиего: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вечный и неизменный закон Божий был со времен Моисея известен иудеям. Фарисеи и книжники кичились тем, что хорошо его знали, толковали, а вот следовали — только на словах. Когда это было им выгодно, фарисеи не считали грехом нарушение тех заповедей закона, которые называли малыми и считали их незначительными. Но разве может быть незначительной воля Божия?! Кто такие вообще были эти фарисеи и книжники, так называемые вожди иудейского народа? Происхождение фарисеев относится ко времени Ионафана, приемника Иуды Маккавея (161–143 гг. до Рождества Христова). Фарисеи считали себя избранными Богом, облеченными особой миссией и знаниями, а потому держались обособленно от простого народа, за что и заслужили такое название. Слово «фарисеи» означает «отделенные». Ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа фарисеев насчитывалось около шести тысяч человек. Они занимались изучением и соблюдением закона и по этой причине называли себя иудейскими вождями и учителями народа, хотя на самом деле жили исключительно для себя, действуя только для собственной выгоды. Но иудейский народ, обманываясь, действительно считал фарисеев очень праведными людьми, мнение которых не подлежит сомнению.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Безумные и слепые! Что больше дар или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем. И клянущейся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем». По учению фарисеев, и книжников, каждый человек, давший клятву, в случае неисполнения ее должен был заплатить то, чем клялся. Так как человек, поклявшийся, например, храмом, жертвенником, или небом, естественно не мог в случае нарушения клятвы создать что-либо подобное, то фарисеи считали такую клятву неважною и не вменяли ее ни во что, злоупотребляя такою клятвою на каждом шагу. Господь и обличает такое легкомыслие фарисеев и книжников, показывая, что клятва храмом, жертвенником и небом гораздо важнее всех прочих, почему злоупотребление ею является великим преступлением. Ст. 23, 24, 25. «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды». Вина книжников и фарисеев состояла не в том, что они заботились о внешней чистоте своих домашних сосудов, а в том, что эту заботу они считали более важною, чем забота о своем нравственном усовершенствовании. Есть из нечистой посуды считалось грехом, но есть пищу, нажитую неправдой и преступлением – это не пугало нечестивых фарисеев и книжников. Невежество современных сектантов доходит до того, что в приведенных словах Спасителя они видят обличение православных, пастырей в том, что они совершают святейшее Таинство евхаристии. Сам Христос,– говорят они,– осудил фарисеев за то, что они очищают внешность чаши и блюда, а современные священники делают это на своих богослужениях. В ответ сектантам, не входя в долгие рассуждения, достаточно выяснить, что данными текстом фарисеи осуждаются собственно не за очищение чаши и блюда, а за хищение и неправду, что явствует из дальнейшего стиха: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (ст. 26). Ст. 27 и 28. «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Итак, если останки людей, даже святых и праведных, есть просто земля и ничтожный прах 47 и пепел, то для чего благочестивые евреи готовы были рисковать жизнью, ради отдания последних почестей этому праху? Для чего они бальзамировали трупы Иакова и Иосифа? Для чего оказывали столько чести праху и глине? Для чего тело Иосифа евреи столько лет сохраняли и носили с собой? Для чего о своих безжизненных телах, которые в глазах протестантов есть ничто, патриархи делали торжественные завещания и страшные заклятия? Протестантам совершенно не свойственно и чуждо библейское отношение к останкам своих братьев: они не помнят о местах захоронения знаменитейших из своих братьев, и даже своих основателей. Какой баптист знает о том, где похоронены их баптистские «патриархи» – Н. Воронин, В. Павлов, И. Рябошапка, И. Проханов, И. Каргель? Кто ходит на их могилы и ухаживает за ними? Православные же, как и древние евреи, очень почтительно относятся к памяти, гробницам и останкам своих братьев, особенно святых. Они, подобно евреям, помнят дни кончины своих святых, места их погребения, и знают, где находятся честные мощи их. Это говорит о том, что православные, а не протестанты, близки к библейскому мировоззрению и традиции. В опровержение того, что почитание останков праведников есть дело благочестивое и богоугодное, протестанты говорят, что Христос обличал фарисеев за то, что они строили гробницы пророкам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» ( Мф.23:29 ). Но аргумент этот совершенно нелеп, ибо по контексту речи Христа понятно, что осуждал Он фарисеев не за то, что они строили праведникам гробницы, а за лицемерие , за несоответствие их дел внутреннему их состоянию: строя гробницы и памятники пророкам, они не слушали голоса этих пророков и гнали Христа, самого Господа всех пророков и праведников. Ведь в этой же речи Христос осуждает книжников и фарисеев за то, что они отдавали Богу «десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» ( Мф.23:23 ). Но если бы они не оставили важнейшего в законе, то Христос никогда бы их не осудил за исполнение и малейших заповедей, ведь и Сам Он сказал, что « сие надлежало делать , и того не оставлять» ( Мф.23:23 ). Христос обличал фарисеев не только в этом, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» ( Мф.23:25 ). Ведь и в данном случае понятно, что Христос призывал не к тому, чтобы не омывать чаши, а упрекал фарисеев за нечистоту сердца, и если бы душа их была чиста, то Господу была бы приятна и их забота о чистоте блюд. Таким образом, если бы фарисеи почитали гробницы пророков не лицемерно, а искренно, делая дела их, исполняя их слова и принимая Христа, то Господь никогда их не осудил бы за то, что они по любви к памяти пророков строили и украшали их гробницы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

24. Слепые вожатаи! Вы комара отцеживаете, а верблюда проглатываете. 25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы очищаете снаружи чашу и блюдо, а внутри они исполнены хищения и невоздержания. 26. Слепец фарисей! Очисти сперва чашу и блюдо изнутри, тогда они и снаружи будут чисты. 27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы подобны побеленным гробницам, что снаружи представляются красивыми, а внутри исполнены костей мертвецов и всяческой нечистоты. 28. Так и вы снаружи представляетесь людям праведниками, а внутри полны лицедейства и беззакония. 29. Горе вам, книжники и фарисеи, лицедеи! Ибо вы строите гробницы для пророков и украшаете надгробия праведников, 30. и говорите: " Если бы мы жили во дни отцов наших, то не соучаствовали бы с ними в пролитии крови праведников " . 31. Говоря так, вы сами свидетельствуете против себя, что вы — сыны тех, кто убивал пророков. 32. Довершайте же дело отцов ваших. 33. Змеи, отродье ехидн! Как избежите вы осуждения и Геенны? 34. Потому слушайте: Я посылаю к вам пророков, и мудрецов, и книжников. Одних вы убьете и распнете, других будете бичевать в синагогах ваших и гнать из города в город. 35. Так да падет на вас вина за всю кровь праведную, что проливается на земле, от крови Авеля Праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого убили вы между Храмом и жертвенником. 36. Воистину говорю вам, падет все на это поколение. 37. Иерусалим, Иерусалим, что убивает пророков и каменьями побивает посланных к нему! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов к себе под крылья, — но вы не захотели. 38. Вот, дом ваш будет оставлен и пуст. Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, доколе не скажете: " Благословен Приходящий во имя Господне!» 24 И выйдя из Храма, Иисус пошел; и обступили Его ученики, желая показать Ему строения Храма. 2. Он же сказал им в ответ: «Видите все это? Воистину говорю вам, что не останется камня на камне, который не будет низвержен». 3. А когда сидел Он на Масличной горе, подошли к Нему ученики, чтобы наедине спросить: «Скажи нам, когда это будет? И каково знамение Твоего пришествия и скончания века?» 4. Иисус сказал им в ответ: «Берегитесь, чтобы кто не ввел вас в обман! 5. Ибо многие придут под Моим именем, говоря: " я — Христос " ; и многих введут они в обман.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2. 2 Слово со властию Давайте мы с вами найдем в Евангелии еще несколько свидетельств. Возьмем, например, свидетельство евангелиста Матфея, завершающее Нагорную проповедь: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7, 29 ). И точно так же в Капернауме, по свидетельству евангелиста Луки, когда простые галилеяне делились между собой своими впечатлениями о Нем, то дивились учению Его, ибо слово Его было со властию ( Лк. 4, 32 ). Со властию ! Почему так воспринимали слово Господа? Ясно, почему. Прежде всего потому, что слова Христа суть действие. Как сказано: Яко Той рече, – и быша; Той повеле, – и создашася. Или по-русски: Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс. 32, 9 ). И рече Бог: да будет твердь посреде воды... И бысть тако, т.е. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так ( Быт. 1, 6 ). Итак, слово Господа есть творческий зиждительный глагол, который творит новое бытие или новое качество бытия. Сейчас, когда мир уже сотворен, шесть дней уже прошли, седьмой еще не кончился, а восьмой грядет, главная область строительства, зодчества – это душа человеческая, а главный инструмент зодчества – это слово человеческое. А душа – она драгоценнее всего мира. Народ говорит, что Он учит их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Что это значит? Книжники и фарисеи были начетчиками, они с детских лет изучали закон – Тору, пророков, толковали этот закон, изучали толкования, Талмудическое творчество, но их знание было внешним. Духа-то они и не имели. Если бы они из Писания заимствовали дух, то не распяли бы Господа Славы, Того, Кто даровал им Писание. Оказывается, внешность они изучали, а против содержания – погрешали. Соответственно, их упражнения в слове Божием, их поучения носили схоластический характер, в этом не было жизни. А имели-то под руками золото, сидели на куче золота и от голода умерли. Часто и у нас экзамены могут превращаться в нечто противоположное духу Евангельскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010