Возможны возражения: античный мир уже начинал понимать, что истинная свобода в следовании Божественной воле. Например, Эпиктет писал, что подчиниться Божьей воле, исполнить Ее – значит быть свободным. Хорошо сказано! Но в античном мире Господь не личность, а некая неведомая сущность. И в этом глубокая трагедия античной цивилизации. Бог Эпиктета напоминает отвлеченную мораль, у него нет ответственности, и он безответен. Поэтому был не способен даровать спасение и жизнь. Отвлеченное понятие может быть интересно на симпозиуме, но не в вопросе человеческого спасения. За отвлеченной идеей вряд ли кто готов идти на смерть. За Христом же идут, хотя Он не умопостигаем, а реален. В Нем - творческая сила, передающиеся человеку. Но это не поэтическое вдохновение, не философские силлогизмы и ораторское искусство, это со-бытие, рождаемое со-творчеством. При этом Творец зрим и реален. Отсутствие же Творца несет не-бытие и погружает живое в циничный вакуум. Вот оно коренное различие между античной философией и Христом. В этом различии начало Новой Эры. Мир вошел в состояние Благодати и Чуда, которое, по образному выражению Бориса Пастернака, есть Бог. И вот этот Бог и вошел в наше бытие. «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1: 21-22). Разве мог кто-либо сравниться с Христом? Конечно, нет! Попытки сопоставлений, которые, порой, принимают философы некоторых направлений, обречены на неудачу. Всякое учение меркнет при приближении Его Света, хотя те же книжники и фарисеи будут пытаться низложить Его ученостью. Эти самые ученые будут усиленно буквоедить животворное Учение Христа. Видимо, укороченное и обыденное сознание по-другому не может. Именно книжники и фарисеи гноили пророков в тюрьмах и ссылках. Св. Иеремию заковали в цепи, после произнесенного пророчества, по приказу первосвященника; пророк Исайя будет мучительно убит, разрезаемый на части, по приказу ретивых мудрецов того века. Собственно, перечень можно продолжить бесконечно длинный.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/23/...

Исцеление многих больных. Обличение фарисейского лицемерия. Гл. 14, 34 – Гл. 15, 11. И ПЕРЕПРАВИВШИСЬ через море Галилейское, Христос Спаситель и ученики Его ПРИБЫЛИ В ЗЕМЛЮ ГЕННИСАРЕТСКУЮ, на западной стороне моря, близ Капернаума. ЖИТЕЛИ ТОГО МЕСТА, УЗНАВШИ ЕГО, ПОСЛАЛИ ВО ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ ТУ, чтобы оповестить о Его прибытии, И ПРИНЕСЛИ К НЕМУ на постелях ВСЕХ БОЛЬНЫХ, и куда Он ни приходил, в селения ли, в город ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах, И ПРОСИЛИ ЕГО, ЧТОБЫ ТОЛЬКО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАЮ ОДЕЖДЫ ЕГО, И КОТОРЫЕ ПРИКАСАЛИСЬ, ИСЦЕЛЯЛИСЬ. «Теперь, замечает св. Златоуст, уже не зовут Его в дом, не домогаются, чтобы прикоснулся рукою, или приказал словом; напротив, с обильнейшею верою просят об исцелении, ибо кровоточивая жена всех научила любомудрию. Прикоснемся и мы к краю одежды Христовой, вернее же сказать, если хотим – к Самому Христу, ибо нам предложено ныне не только одежда, но и самое тело Его в Божественном причащении. Итак, приступим с верою, приступим все немощные. Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее приемлющие в себя всего Христа? Посему, когда видишь, что священник преподает тебе дары, представляй, что не священник делает сие, но Христос простирает к тебе руку». После того как Господь сотворил множество чудес, ТОГДА не обращая внимания на все эти действия Его всемогущества, ПРИХОДЯТ К VICYCY ИЕРУСАЛИМСКИЕ КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ. Они были рассеяны по всем 12-ти коленам, но те из них, которые жили в главном городе, в Иерусалиме, были гораздо злее прочих, так как пользовались большей честью и потому более были надменны. Галилейские книжники доносили своим иерусалимским старейшинам обо всем что касалось Иисуса Христа, и вот теперь эти столичные руководители их нарочито прибыли в Галилею, чтобы найти случай к обвинению столь опасного для них Учителя. Случай скоро представился. Фарисеи заметили, что ученики Христовы однажды не умыли рук перед едой. Закон Моисеев требовал в известных случаях омовений, но книжники так исказили этот закон, что довели его толкование до нелепостей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между прочим, нужно обратить внимание на обращения, употребляемые Спасителем: книжники и фарисеи. Книжники – это люди, которые изучали и толковали Моисеев закон и потому мнили, что они, благодаря своему обширному знанию закона и преданий старцев, уже специалисты в законе. Однако на деле они его не исполняли, а только кичились своими отвлеченными знаниями. Это один из видов тщеславия: большие теоретические знания и жизнь, не соответствующая этим знаниям. Другой вид тщеславия – фарисейство. Фарисей в переводе означает «особый», «отделенный». В среде иудеев была такая секта, члены которой отделяли себя от прочих людей. Они щепетильно исполняли закон, тщательно придерживались преданий старцев, то есть знаменитых учителей своего времени, так называемых раввинов (впоследствии эти старческие предания были записаны в Талмуде), и чурались общения с прочими иудеями, которые, как им казалось, не исполняли закон так строго, как подобает. Вот два вида лицемерия, два вида тщеславия: одно – кичение теоретическим знанием, другое – надменность из-за мелочного исполнения всяких предписаний. Этого мы должны бояться. Не будем думать, что если мы много читали и много знаем, но не исполняем прочитанного, то это принесет нам пользу. И не будем думать, что если мы в чем-то внешнем, допустим в аккуратном посещении храма, правильном поведении при богослужении и прочем, все делаем как нужно, то мы уже выше других. Я обратил внимание на слова книжники и фарисеи, потому что эти наименования можно отнести и к нам. Эти пороки в нас могут жить и действовать так же, как и в древних иудеях, к которым обращался Спаситель. До этого мы рассуждали о том, что желание человеческой славы губит человека и не приносит ему благодати, и о том, что нужно искать славы от единого Бога. А сейчас я должен сказать о другой стороне тщеславия – ложном стыде. Спаситель говорит об этом так: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами 351 . Мы не должны бояться позора в том случае, если нам придется потерпеть его ради веры в Господа и ради жизни по Его заповедям. Многие из нас подвержены этой страсти. Может, мы не особенно ищем славы, но зато очень стыдимся, когда нас порицают за наше странное, с точки зрения окружающих, поведение, за нашу самоотверженность в служении Богу. Этот стыд часто препятствует нам совершенствоваться во многих и многих добродетелях. Нужно очень бояться этого ложного стыда, потому что если мы ему поддадимся, то и Господь постыдится нас, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И не только в будущей, но и в этой жизни. Если мы стыдимся исповедовать Христа и жить по Его заповедям, то и Он «стыдится» нас и удаляется от нас Своею благодатью. И когда мы чувствуем, что в душе у нас нет ожидаемого благодатного утешения от молитвы или от участия в церковных таинствах, то это может быть и оттого, что мы человекоугодливо себя ведем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Он называет его сыном геенны, т. е. точно таким, какова сама геенна. А слова: сугубейша вас - сказал для того, чтобы и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они были учителями беззакония. И не только за это, но еще и за то, что они старались вложить в учеников своих больше зла, вовлекая их в большую порочность, нежели какой подвержены были сами, что служит признаком в высшей степени развращенной души. Далее Христос укоряет книжников и фарисеев и за безумие их, - за то, что они внушали неуважение к важнейшим заповедям. Правда, прежде Он говорил, по-видимому, противное, то есть, что они связуют бремена тяжко и бедне носима (ст. 4); но они и это в свою очередь делали, и, с другой стороны, употребляли все средства к развращению своих последователей, требуя от них исправности в маловажных делах и, вместе, оказывая пренебрежение к важнейшим обязанностям. Одесятствуете бо, говорит Спаситель, мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру. Сия подобаше творити, и онех не оставляти (ст. 23). Здесь совершенно справедливо можно было сказать: где десятина, там и милостыня; какой же вред в том, чтобы подавать милостыню? Но Спаситель не порицает книжников и фарисеев за то, что они в этом соблюдали закон: нет, Он не говорит так. Вот причина, почему именно здесь Он говорит: сия подобаше творити. Но Он не делает этого прибавления там, где начинает говорить о вещах чистых и нечистых, а вместо того, различает внутреннюю чистоту от внешней, и показывает, что за внутреннею чистотою необходимо следует и внешняя, но не наоборот. Рассуждая о человеколюбии, Он не делает такого различения, как по вышепоказанной причине, так и потому, что еще не пришло время прямо и явно отменить предписания закона. Но начавши говорить о соблюдении телесных очищений, Он яснее опровергает эти обряды. И потому о милостыне говорит: сия подобаше творити, и онех не оставляти; а об очищениях не так. Как же? Очищаете, говорит, внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Я подробно остановился на этих типажах, описанных в Талмуде, потому что и среди христиан хватает своих книжников, фарисеев и саддукеев (особенно если вспомнить пресловутых младостарцев). И апостол Павел писал об этом: «Все это происходило с ними (иудеями. – О.С.), как образы; а описано в наставление нам (то есть христианам. – О.С.), достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Тем более, что Сам Сын Божий, предостерегал учеников, словами: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» ( Мф.16:6 ). И далее мы читаем: Мф.23:2–3 . «и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Прежде всего ответим на вопрос: что такое «Моисеево седалище»? Из средневекового иудейского трактата доносится до наших времен древнее предание: «Для него (Моисея) была сделана катедра, подобная тем, что используется защитниками в суде, когда сидящий выглядит так, будто он стоит» 337 . Историк У.Г. Брауде писал: «Специальное место в синагоге, на котором сидели начальники, метафорически называлось “троном Моисея” или “троном Торы”, что символизировало преемство учителей Торы в течение веков» 338 . Более проблематичными являются следующие слова: « на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте ». Но не надо удивляется, нечто подобное мы видим и в Нагорной Проповеди, где Христос говорит: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф.5:20 ). Блаженный Иероним пишет: «Что может быть более кротко и милосердно со стороны Господа? Он подвергается искушению со стороны фарисеев; козни их сокрушаются... и тем не менее вследствие [принадлежащего им] священства и достоинства, связанного с саном, Он убеждает народ подчиняться им, обращая внимание не на дела их, а на слова учения их. Слова же Его: “На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи”, под словом “седалище” указывают на учение Закона » 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

§ 26. Учение Господа Иисуса Христа о субботе. (Мф. 12, 1–8; Марк, 7, 23–28; Лук. 6, 1–6). Видя враждебные замыслы иудеев, Господь и во второй год Своего служения удалился из Иерусалима в пределы Галилеи; но теперь фарисеи пошли уже вслед за Ним, стараясь в чем либо уловить Его, чтобы осудить и унизить в глазах народа. В одну из суббот Господь Иисус Христос проходил засеянными полями. Ученики Его, чувствуя голод, срывали колосья и, растирая их руками, ели зерна. Фарисеи заметили это и обратились к Иисусу Христу с упреком: „зачем вы делаете то, что не дозволяется делать в субботу?“ Господь сказал им в ответ: «разве вы не слыхали, что сделал Давид, когда взалкал: как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и ел сам и дал бывшим с ним? Или вы не читали в законе, что в субботние дни священники в храме нарушают субботу (трудятся, исполняя дела своего служения), однако не виновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма. Суббота для человека, а не человек для субботы. Сын Человеческий есть господин и субботы». § 27. Исцеление сухорукого. (Мф. 12, 9–14; Марк. 3, 1–6; Лук. 6, 6–11). Через неделю по обличении неразумных ревнителей субботы, Господь был в синагоге и учил. В числе слушателей находился человек, имеющий сухую руку. Фарисеи и книжники наблюдали за Иисусом Христом, не исцелит ли Он этого человека в субботу, чтобы обвинить Его в нарушении закона. Зная мысли их, Господь повелел больному встать среди собрания, и потом обратился к фарисеям с вопросом: „что должно делать в субботу – добро или зло? спасти душу или погубить?“ Фарисеи молчали. „Кто из вас, продолжал Господь, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащить? Сколько же человек лучше овцы?“ После сего, со скорбью и негодованием посмотрев на них, сказал больному: «протяни руку твою!» Он протянул ее, и больная рука сделалась совершенно здоровою, как и другая. Но фарисеи не только не уверовали в Господа, а еще более ожесточились против Него и стали совещаться между собою, как бы вернее погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Апостолы верили в Иисуса, потому что любили Его, и никак не наоборот. А фарисеи искали доказательств для любого религиозного верования: их мозг работал, а сердце молчало. Не сказано: «любовь от веры» (веры в смысле – знания), но наоборот. Сказано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ( 1Кор.13:4–7 ). Конечно, фарисеи догадывались, что в момент их смерти все эти правила и предписания («чистый, не чистый» – «кошерное, не кошерное») потеряют для них смысл, как бы умрут вместе с ними. Но как разрешить это противоречие, они ни знали. Эта тайна была открыта только христианам и тем немногим книжникам и фарисеям, которые вместе с уверовавшими последовали за Христом. Сказано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» ( 1Кор.13:8–10 ). И мы читаем далее: Мф.12:24 . «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Блаженный Феофилакт так истолковал этот стих: «Хотя Господь и удалился ради их; но они издали, слыша, что Он делал людям благодеяния, клеветали на Него. Значит, они так были враждебны к человеческой природе, как сам диавол» . Им надо было бы радоваться о таком прославлении субботы, что в сей почитаемый день столько людей получили освобождение от тяжких недугов! Но они, напротив, злорадствовали, и чрез сие уподоблялись диаволу, ибо он тоже скорбит и злорадствует, когда видит освобождение человека от плотского и духовного недуга. Веельзевул, как сообщают ученые, «производное от Ваал (господин) – главное божество финикийского (и хананейского) пантеона и Зебель (муха). Возможно, Зебель – переосмысление (или искажение) слова Бел (от общесемитского ″Балу″ – ″владыка″, ″господин″) – аккадское верховное божество. В еврейской религиозной терминологии слово ″веельзевул″ ассоциируется с понятием ″повелитель бесов″. Здесь фарисеи называют этим именем сатану и обвиняют Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны» . Ранее мы смотрели это объяснение, теперь вновь возвращаемся к нему. Когда фарисеи говорили, что Иисус творит чудеса силою «повелителя демонов», тем самым они как бы видели в Сыне Божием воплощение всех диавольских сил (энергий). А так как Господь Иисус Христос был исполнен Духа Святого, то, говоря так, они произносили хулу на Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ис.41:1, 49:1 ). – «На имя Его»: имя вместо лица; на Него, на лицо Мессии Спасителя мира, будут уповать народы языческие, т.е. они будут ожидать от Него помощи, искупления; или, что Евангелие будет возвещено и язычникам, и они примут его. Мф.12:22–23 . Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? «Бесноватого»: см. прим. к Мф.4:24 . – «Слепого и немого»: «о злость дьявольская, заградила оба входа, чрез которые сей человек мог получить веру, – зрение и слух. Но Христос отверз тот и другой» (Злат.). – « Не это ли Христос»: вопрос возникшей уже, но еще нетвердой, колеблющейся веры, волнуемой недоумением. Народу, может быть, известно было пророчество Исаии о временах Мессии ( Ис.35:5–6 ): «тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются... и будет славословить язык немого»; народ видел теперь на слепом и глухонемом исполняющимся это пророчество и говорил: не Христос ли этот великий чудотворец? Не фарисеи и книжники говорили это, но народ; так случается нередко, что люди простые, необразованные более способны постигать смысл событий, чем люди книжные, лжеученые, гордящиеся своими познаниями (ср. Ин.7:46–49, 9:34 ). Мф.12:24 . Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. «Услышав» говор народа – не это ли Христос, сын Давидов, фарисеи «сказали»: не Христу самому (ср. Мф.12:25 ), а народу. – «Веельзевула князя бесовского» (ср. прим. к Мф.9:34 и Мф.10:25 ): фарисеи, решившиеся отвергнуть Иисуса Назарета, как особенного посланника Божия – Мессию, принуждены были тем самым приискать себе какое-либо объяснение тем необычайным делам, какие творил Иисус Христос, т.е. чудесам, каково, например, исцеление бесноватого, глухонемого и слепого. Чудо было так поразительно, что очевидно было, что обыкновенною силою человеческою или искусством оно не могло быть произведено. Народ подумал – не Мессия ли этот чудотворец, и если бы фарисеи не нашли для народа объяснения этой Его чудотворной силы, то влияние их на народ могло поколебаться и рухнуть. И они нашлись вынужденными смотреть на это чудо, как смотрел и народ, т.е. как на действие, превышающее обыкновенные силы человеческие, только производили его, как и другие чудеса Христовы, не от Бога, но от нечистой силы и тем старались возбудить в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, как в Мессию, ненависть к Нему и боязнь Его, как имевшего сношения с нечистою силою, каковой страх и ненависть у нас, например, простой народ чувствует к так называемым колдунам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Насколько уважаемы были фарисеи в иудейском народе, читаем мы у историка Иосифа Флавия. Он пишет в своих «Иудейских древностях»: «Фарисеи ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольствий... Они отличаются своим почтительным отношением к людям престарелым и отнюдь не осмеливаются противоречить их предначертаниям... Фарисеи верят в бессмертие души и что за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни... Благодаря этому они имеют чрезвычайное влияние на народ,.. так как все были убеждены, что фарисеи на деле и на словах стремятся лишь к наиболее высокому»/(«Древн.», 18, 1, 3)/. Так что мы были бы несправедливы, если бы утверждали, что книжники и фарисеи соблазнялись общением Иисуса с мытарями и грешниками исключительно из их высокомерного самомнения о собственной праведности. Нет, для них существовали основания считать общество, окружавшее Иисуса, очень и очень сомнительным. Они искренне удивлялись: Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Ими руководила такая установка: Всякое нарушение закона, всякий проступок имеет свои следствия. Например, всякая ложь (даже в шутку сказанная) умаляет готовность людей доверять своим ближним. Об этом ведь говорит Книга Притч: «Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: “я только пошутил”» ( Притч. 26,18–19 ). То же со всяким необдуманным обидным словом, даже если после этого говорится: «да я не хотел тебя обидеть». Иначе говоря, всякое прегрешение умаляет шалом , то есть благо мира. Всякий грешник разрушает благое творение Божие, и становится противником Божиим. По этой причине израильтяне, ищущие праведности, были убеждены, что с грешниками просто нельзя сидеть за одним столом – по меньшей мере, пока они не покаялись. В ином случае можно было бы подумать, что у них какие-то общие дела с грешниками, или что они готовы терпеть их греховное поведение. К лицам, которые поступали против блага своих ближних и таким образом разрушали единство народа, относились мытари , которые, как правило, действительно воровали, то есть собирали пошлины в свой карман. Дело в том, что они не относились к имперским служащим. Они собирали таможенные пошлины на границе земель. Местный владыка, скажем, Ирод Антипа, за деньги сдавал им таможню в аренду, на откуп. Поскольку сумма пошлины четко не устанавливалась, жадные откупщики имели возможность обогащаться. Они были в глазах общественности воры и грешники. К тому же им на границе приходилось постоянно иметь дело с язычниками, людьми нечистыми. И это вызывало у иудеев презрение и отвращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Стих 11–12-й. «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». По слову Христа в Его Церкви будут «большие» (иерархия), а остальные верующие составят паству. Большие не должны, подобно фарисеям и книжникам, быть тщеславными и гордыми в отношении к пасомым, но всегда должны помнить, что поставлены Господом не для господства над верующими ( 1Пет.5:3 ), а для служения последним («да будет вам слуга» – δικονος; ср. 1Кор.3:5 ); их взаимные отношения должны быть проникнуты духом смирения, сознания своего недостоинства пред Богом, братскою любовью друг к другу. Стих 13-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Фарисеи и книжники, вследствие своей гордости, не способны были к покаянию ( Лк.18:10–12 ; ср. Лк.7:30 ; Мф.3:9 ). Имея ложные понятия о Мессии, они не верили Иисусу Христу, что «Я и Отец – одно». ( Ин.10:30 ; ср. Ин.7:48 ), своим примером и строгими требованиями по отношению к народу ( Ин.9:22, 12:42 ) отвлекали людей от вступления в число последователей Господа: «затворяете Царство Небесное человекам». Стих 14-й. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Наружным благочестием («лицемерно долго молитесь») прикрываете свои злые дела: вкрадываясь в доверие вдов, присвояете имущество их, вместо того, чтобы защищать их (ср. Исх.22:22 ; Βтор.24:17; Ис.1:17 ). «Всякий, делающий зло», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию». 302 Стих 15-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Фарисеи и книжники не из любви к истине и заблуждающимся, а по тщеславию старались обратить в иудейскую веру, хотя бы одного язычника, но не заботились о научении его истинам веры и об исправлении его жизни, а еще более развращали его примером своей лицемерной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010