Подробно разработанные свт. Феофаном средства борьбы с грехами (от появления помысла до превращения его в похоть и страсть) в своей основе имели обращение «внутрь себя» и отсечение помысла и были изложены в разд. «О хранении духа ревности по Богу». При всей необходимости и исключительной важности борьбы с искушениями и греховными помыслами она была частью позитивного духовного делания, восхождения к Богу через «внутрь пребывание» (к-рое «собственно есть заключение сознания в сердце...» - Там же. С. 206), «зрение другого мира» и «стояние в чувствах, доведших до решимости» (Там же. С. 205, 216). Страшный Суд. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Страшный Суд. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Свт. Игнатий (Брянчанинов) , считая необходимым ясно различать духовное и чувственное видения, с последним связывал З. «Здесь на земле,- писал он,- образы истины перемешаны с образами лжи, как в стране, в которой перемешано добро со злом, как в стране изгнания падших ангелов и падших человеков» (Слово о смерти. С. 23). Характеризуя здешний мир, как лежащий «во зле», и отмечая различную подверженность З. падших ангелов (в к-рых З. «преобладает») и людей (у к-рых З. смешано с добром), свт. Игнатий отмечал невозможность для людей собственными силами справиться со З. и объяснял целью спасения людей от З. вочеловечение Бога Слова. В диалоге «Совещание души с умом» свт. Игнатий писал о плененности души губительными соблазнами и страстями и пораженности ума грехом, следствием которого стали забвение Бога, самолюбие, вера в свой «падший и лжеимянный разум» и «ложно-направленную волю» (Совещание души с умом. С. 117). Проблема З. была предметом рассмотрения в курсах нравственного богословия (А. А. Бронзова , М. А. Олесницкого , Н. С. Стеллецкого и др.), а также в многочисленных работах, связанных с исследованием эсхатологической проблематики и учением об антихристе (Н. И. Виноградова, А. Д. Беляева , А. М. Темномерова, прот. Н. М. Орлова и др.) Прав. Иоанн Кронштадтский , рассматривая душу человека как образ Божий, пребывающую «в теле везде, но особенно в сердце» (Моя жизнь во Христе. С. 341), с сердцем связывал и З. «Корень всякого зла,- писал св. Иоанн,- есть самолюбивое сердце... от самолюбия или чрезмерной и незаконной любви к самому себе проистекают все страсти...» (Там же. С. 141). Полагая, что человек менее всего изучил науку побеждать грех,- «не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло, а всеми мерами извинять его», жить мудро и во всяком человеке видеть «красоту образа Божиего» (Там же. С. 180-181), прав. Иоанн считал усердную молитву и причащение св. Таин лучшими средствами борьбы со страстями, злобой и греховными помыслами.

http://pravenc.ru/text/199913.html

Такое объяснение проблематично, т. к. наиболее ранний свидетель этой традиции, Афраат, писал в 330-340 гг., т. е. на неск. десятилетий позже Порфирия. Помимо большого количества цитат и аллюзий, разбросанных по мн. его сочинениям, Книга пророка Даниила занимает особое место в его соч. «О войнах». Афраат использует образный язык Книги пророка Даниила для предсказания поражения царя Персии Шапура II от рим. христ. имп. Константина Великого ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 183-238). Первых трех зверей Афраат толкует так же, как в «западной» традиции: Вавилон, Мидо-Персидское царство и Александр Македонский; 4-й зверь - это «сыновья Исава», т. е. Рим, но, продолжает Афраат, «по воцарении Александра Македонского явилось царство греков, так как и сам Александр из греков. Хотя видение третьего зверя исполнилось на нем, однако третий и четвертый един» (Ibid. Col. 220). По-видимому, Афраат пытался совместить 2 интерпретации, в одной из к-рых 4-е царство - Греция, а в другой - Рим. Он считал, что небольшой рог - это Антиох, но при этом отвергал понимание народа святых как иудеев: «Получили ли сыны Израиля Царство Всевышнего? Да не будет! Взошел ли этот народ на облака небесные? [Нет,] они лишились этого» (Ibid. Col. 225). Обозначение Афраатом римлян как «сыновей Исава» имеет параллель в Агаде , где оно получило отрицательную коннотацию ( Pierre M. -J. [Comment.]// Aphraate le Sage Persan. Les exposés. P., 1988. T. 1. P. 336. Note 24. (SC; 349)), в то время как Афраат предсказывал непобедимость Римского царства вплоть до Второго пришествия ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 233). При описании Римской державы он использует Дан 2. 40: «А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать», однако при этом испытывает трудности при попытке объяснения следующих стихов, где говорится о том, что железо будет смешано с глиной, т. е. предсказывается, по-видимому, ослабление или разделение Римского царства. По его мнению, поскольку, «собравшись в столицу, сыновья Исава держат совет и на нем поставляют главу государства», а «правящий царь уничтожал семя предшествующего ему царя, и они не преемствовали друг другу», то рим. царь не причастен семени человеческому, т. е. глине, но «смешивается он с корнем царства, что из железа» (Ibid. Col. 208-209).

http://pravenc.ru/text/171183.html

101 . Это елей радости, о котором говорит пророк: «Помазал тебя Боже, Бог твой елеем радости более соучастников твоих» ( Пс 44:8 ). Наконец, Петр говорит, что Иисус был помазан Духом, как ты можешь прочесть: «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым помазал Его» ( Деян 10:37–38 ). В таком случае, Святой Дух является елеем радости. 102 . И прекрасно сказано «елей радости», дабы ты не подумал, что речь идет о тварном елее. Ибо такова природа елея, что он не смешивается с прочими жидкими веществами. Радость также не покрывает тело, но освещает сокровенное сердца, как сказал пророк: «Ты исполнил сердце мое веселием» ( Пс 4:7 ). Следовательно, напрасно тратит время тот, кто хочет смешать масло с жидкой субстанцией, так как природа масла, будучи легче других, когда другие вещества остаются на месте, отделяется и поднимается. Напрасно думают эти несчастные трактирщики, что елей радости можно обманным путем смешать с прочими творениями рук своих. Воистину, не может быть смешано вещественное с невещественным и сотворенное с нетварным. 102 . И правильно названо «елеем радости» то, чем помазан Христос. Ибо Он не нуждался в обычном бытовом масле, которым или лечат раны, или облегчают жар, так как ни спасение мира не искало облегчения Его ран, ни вечная добродетель не нуждалась в уврачевании измученного тела. 103 . И не удивительно, если елеем радости обладает Тот, Кто сделал так, что собирающиеся умирать ликуют, Кто освободил мир от печали, Кто истребил траурное злосмрадие смерти. И потому апостол говорит: «Ибо мы -Христово благоухание Богу» ( 2Кор 2:15 ), безусловно показывая, что речь идет о духовных вещах. Но когда Сам Сын Божий говорит: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня» ( Лк 4:18 ), Он указывает на духовный елей. Следовательно, Дух – елей Христа. 104 . Но так как имя Иисуса подобно разлившемуся миру, то иные желают понимать под миром непосредственно Христа, а не Духа Христа. Когда же апостол Петр говорит, что Господь Иисус помазан со Святым Духом, то, без сомнения, миром именуется здесь и Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

161. На тот же день «Не противься злу». ( Мф. 5:39 ) Эти слова, сказанные Господом, Сам Господь так объясняет: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». Слушая эти слова Христовы, иной спрашивает: «какая тут правда? Тебя бьют по щеке, а ты подставляй ему и другую; с тебя снимают рубашку, отдай ему и халат или пальто, и оставайся нагим». Все это кажется неправильным по нашему разумению, но не так говорит Господь: «не противься злу. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». «Как же это? – спросят другие, – иной тебя всего изобьет и, пожалуй, убьет, а ты ему должен подклонить голову? Он снимет с тебя одежду, отнимет дом, лавку, судно и пароход. Какая же тут правда»? Но я спрашиваю вас: а если Богу так угодно, чтоб тебя обидели, ограбили? Бог попущает добродетельным страдать в сем мире от нечестивцев и делает это с величайшей и благой целью, так как мы часто против Бога тяжко согрешаем, с Ним неправедно поступаем. А разве мы всегда праведно поступаем? А если не так, то мы должны переносить неправду от людей. Разве может на земле царствовать правда, если здесь добро смешано со злом? Правда постоянно должна страдать от неправды, как и засвидетельствовал своим примером Господь Иисус Христос. Для своего утешения мы можем напомнить врагу о его неправедном поступке против нас, можем пред людьми открыть неправду своего врага, можем просить помощи у людей, но лучше, если прибегнем к помощи и защите Божией, и Он поможет нам, защитит нас, если будет Ему угодно. Если же Он захочет для испытания нашей добродетели, подобно Иову, отнять у нас прежде стадо волов, овец, верблюдов, потом все богатство, всех детей, а затем вооружить против нас друзей, жену, наконец покроет нас струпьями и поразит всякими болезнями, дабы утвердить в вере, очистить, как очищается огнем золото, то можем ли мы противиться пресвятой воле Его?! Почему же и нам не сказать с Иовом: «Бог дал Бог и взял, да будет имя Его благословенно во веки? да будет Его святая воля».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

2, 31–35). И затем Пророк начинает истолковывать значение этого сна. Он объясняет Навуходоносору, что золотая голова – это Вавилонское царство, одно из могущественнейших на земле. Далее, продолжая свое толкование, Даниил объясняет царю, что серебряные грудь и руки – это Мидо-Персидское царство, которое придет на смену Вавилонскому. Потом, говоря о медном чреве и бедрах, Пророк предвозвещает о силе и славе царства Греческого, которое создаст своими усилиями Александр Македонский. Железные голени – это крепкая, как железо, Римская империя. А когда мы слышим, что железо смешано с глиной, то должны понимать под этим период ее распада. Но самым главным из того, что было открыто Даниилу, является значение камня, который, как сказано, оторвался от горы без содействия рук и, ударив в истукана, разрушил его. Сей камень символизирует Господа нашего Иисуса Христа. Великие империи Вавилона, Мидии и Персии, Греции и Рима давно уже лежат в прахе. А Царство, которое создано Иисусом Христом, торжествует и днесь. В своих истолкованиях Даниил подчеркивает, что это Царство – вечное, говоря: И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2, 44). Вспомните слова Иисуса Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Невозможно разрушить, невозможно одолеть Церковь Божию. Даниил далее говорит: И царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44). Церковь разрушает все человеческие границы, она выше истории человеческих империй, человеческих царств. Кто может сказать, какие были политические течения в древнем Риме в первой половине I века по Рождестве Христовом? Это мало кто помнит, за исключением специалистов-историков. А о том, что был некогда диалог между Понтием Пилатом и Господом нашим Иисусом Христом, знает вся вселенная, потому что вечное значение имеет то, что последовало за ним. Даниил говорит Навуходоносору: ...так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками (Дан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

41 Царство это окажется разделенным – ведь ты видел, что стопы и пальцы ног были наполовину из гончарной глины, наполовину из железа. Но кое-что от твердости железа в нем будет, поэтому ты и видел, что железо было смешано с глиной. 42 А поскольку пальцы ног частью железные, а частью глиняные, будет это царство отчасти прочным, отчасти хрупким. 43 То, что ты видел железо, смешанное с глиной, означает: в том царстве люди разных племен породнятся друг с другом, но единым народом не станут, как железо не смешивается с глиной. 44 Но во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Свое царство; не сокрушит его вовеки никакая сила и никакому другому народу оно не достанется. Царство это будет стоять вечно, сокрушив и уничтожив все прочие, 45 как тот камень, что в сновидении твоем, отколовшись от горы без содействия рук человеческих, разбил в прах железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог показал царю, что случится в будущем. Сну этому следует верить, и толкование его истинно». 46 Тогда царь Навуходоносор простерся ниц перед Даниилом и, поклонившись ему, распорядился о жертвоприношении и благовонном курении в его честь. 47 И сказал царь Даниилу: «Воистину ваш Бог – Бог богов, Повелитель царей, Открывающий тайны, коль скоро ты смог эту тайну раскрыть». 48 После этого царь возвысил Даниила, пожаловал ему множество ценных даров, назначил наместником всей области Вавилонской и старшим над вавилонскими мудрецами. 49 Но по просьбе Даниила царь доверил управление Вавилонией Шадраху, Мешаху и Авед-Него, а самого Даниила оставил на службе при дворе своем. В огне испытанная вера 3 Царь Навуходоносор повелел сделать золотого идола а высотой в шестьдесят локтей и шириной в шесть локтей б и поставить его в долине Дура, в области Вавилонской. 2 Разослал царь Навуходоносор гонцов, чтобы созвали они сатрапов, градоначальников, наместников, советников, казначеев, судей, чиновников и правителей всех областей – пусть прибудут на освящение идола, которого поставил царь Навуходоносор. 3 И вот собрались сатрапы, градоначальники, наместники, советники, казначеи, судьи, чиновники и правители всех областей на освящение идола, поставленного царем Навуходоносором, и выстроились они перед идолом, которого поставил Навуходоносор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

8 . Увидев их, ужаснулись мы, ибо тела их были белее всякого снега и краснее всякой розы. 9 . И красное было на них смешано с белым, и я просто не могу описать красоты их. 10 . Ибо и волосы были у них волнистые и приятные видом и обрамляли лица и плечи их, словно один венок, сплетенный ив цветов нара и пестрых цветов, или словно радуга в эфире. Столь благолепен был облик их. 11 . Увидев их красоту, ужаснулись мы пред ними, когда внезапно явились они. 12 . И приступил я к Господу и сказал: Кто сии? 13 . И говорит Он ко мне: Это [Моисей и Илия,] братья ваши праведные, облик которых желали увидеть вы. 14 . Тогда сказал я Ему: А где [Авраам, Исаак, Иаков и] все праведники, и как устроен тот век, в котором находятся обладающие такою славой? 15 . И показал мне Господь обширное место вне мира сего, которое все сияло светом, и воздух там пронизывали солнечные лучи, и сама земля цвела неувядающими цветами и была полна пряностей и растений, превосходно цветущих и неувядающих и дающих благословенные плоды. 16 . Столь сильным был аромат цветов, что он доносился оттуда даже до нас. 17 . Жители того места были облечены в светящиеся ангельские одежды, и одежда их была подобна месту, где пребывали они. 18 . И ангелы ходили среди них. 19 . Все тамошние жители имели равный блеск, и единым голосом славили они Господа Бога, радуясь в том месте. 20 . Тогда говорит нам Господь: Сие есть место братьев ваших, первосвященников, праведных людей. [XVI. И возрадовался я и помыслил, что понял написанное в книге Господа моего Иисуса Христа. И сказал я Ему: Господи, хочешь ли, чтобы сделал я здесь три кущи: одну тебе, одну Моисею, одну Илии? И сказал Он мне во гневе: Сатана ведет борьбу против тебя, и затуманил он твои мысли, и блага мира сего одолевают тебя. Должны быть отверсты глаза твои, и уши должны раскрыться, дабы... не рука человеческая сотворила кущу, но сотворил ее небесный Отец Мой для Меня и для избранных. И смотрели мы на нее, полные радости. XVII. И вот, внезапно низошел голос с неба и сказал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение и заповеди Мои...

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

9:24 и Марк. 5:39). Эти слова нельзя понимать буквально, так как и о Лазаре, пролежавшем четыре дня в гробу и уже начавшем разлагаться, Господь сказал, что он «уснул» (Иоан. 11:11-14), и лишь потом добавил: «Лазарь умер.» Действительная смерть девицы был столь очевидна для окружающих, что они принялись смеяться над Иисусом. Так как свидетелями великого чуда воскрешения могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Своих Апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и родителей умершей. Взяв девицу за руку, Господь говорит ей: «Талифа — куми,» что значит: «Девица, тебе говорю, встань!” (Марк. 5:41; ср. Матф. 9:25 и Луки 8:54) и мгновенно воскресил ее, при этом она настолько окрепла, что последствия тяжелой болезни нисколько не помешали ей сразу начать ходить, как вполне здоровой. Все изумились, а Господь повелел дать воскрешенной тут же поесть, чтобы убедить родителей, что перед ними их настоящая дочь, а не призрак умершей. По обычаю, Господь запретил разглашать о чуде. Исцеление двух слепцов Затем Иисус вновь пришел «В отечество Свое» (Матф. 13:54; Марк. 6:1), то есть в Назарет — в отечество Матери Своей и Своего мнимого отца, Иосифа, и в место, где Он был воспитан. Там Господь учил соотечественников Своих в синагоге так, что они изумлялись и говорили: «Откуда у Него такая премудрость и силы?» (Матф. 13:54; ср. Марк. 6:2). То не было изумление, какое выказывалось Ему в других местах, — оно было смешано с презрением: дескать, «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Матф. 13:55; ср. Марк. 6:3). Назаретяне либо не знали, либо не верили чудесному воплощению и рождению Иисуса Христа, считая Его просто сыном Иосифа и Марии. Но это нельзя считать простительным, так как и в прежние времена у незнатных родителей рождались дети, ставшие в последствии знаменитыми. Таковыми, для примера, были Давид, Амос, Моисей и другие. Они, назаретяне, должны были бы благоговеть перед Иисусом именно за то, что Он, имея простых родителей, обнаруживал такую премудрость, которая ясно показывала, что она не от человеческого обучения, а от Божественной благодати.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

XXVI [Иоанн и Даниил предсказали разрушение Римской империи, предшествующее кончине мира и вечному Царству Христа] (1) ещё яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство , показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему было сказано: и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей (Отк 17:12-14). Итак, очевидно, что имеющий прийти [Антихрист] трёх из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнём, и предадут царство своё зверю, и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. А то, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф 12:25). Разделиться же и царство, и город, и дом должны на десять [частей], и поэтому Он наперёд уже обозначил раздробление и деление. Даниил же ясно называет конец четвертого царства ногами виденного Навуходоносором истукана , в которые ударил не руками отсеченный камень, как он говорит: ноги – одна часть железная, а другая глиняная; [ты видел его], доколе не отторгся камень без рук и ударил в истукана, в ноги железные и глиняные, и вконец сокрушил их (2:33-34). Потом в объяснении говорит: так как ты видел ноги и пальцы, одну часть их глиняную, а другую железную, то царство будет разделено, но в основании оно будет железное, как ты видел, что железо смешано с глиной. И пользы на ногах – одна часть железная, а другая глиняная (2:41-43). Итак, десять пальцев на ногах суть десять царей, между которыми разделится царство и из которых одни крепки и деятельны, другие вялы, бесполезны и не согласны (поп consentient), как и Даниил говорит: одна часть царства будет крепка, а другая слаба. Так как ты видел железо, смешанное с глиной, то будет смешение в племени человеческом, и одни не будут в сцеплении с другими, как железо не смешивается с глиной (2:43). И как это окончится, он говорит: и в дни царей тех Бог небесный восставит Царство, которое во веки не разрушится, и Его царство не останется другому народу, но все царства оно сокрушит и развеет; само же возвысится во веки. Как ты видел, что камень без руки отторгся от горы и сокрушил глину, железо, медь, серебро и золото, то великий Бог через это показал царю, что будет со временем, и сон истинен и истолкование его зерно (2:44-45).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   1. Еще яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство, показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему так было сказано: «и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Отк.17:12-14). Итак, очевидно, что имеющий придти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнем и предадут свое царство зверю и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. Ибо, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25). Разделиться же и царство, и город, и дом должны на десять, и потому Он наперед уже означил раздробление и разделение. Даниил также ясно называет конец четвертого царства ногами виденного Навуходоносором образа, в которые ударил не руками отсеченный камень, и как он говорит: «ноги — одна часть железная, а другая глиняная, — пока отторгся камень без рук и ударил в изображение в ноги железные и глиняные и в конец сокрушил их». Потом в объяснении говорит; «так как ты видел ноги и пальцы, одну часть их глиняную, а другую железную, то царство будет разделено, но в основании оно будет железное, как ты видел, что железо смешано с глиною. И пальцы на ногах — одна часть железная, а другая глиняная». Итак, десять пальцев на ногах суть десять царей, между которыми разделится царство и из которых одни крепки и деятельны, а другие вялы, безполезны и несогласны, как и Даниил говорит: «одна часть царства будет крепка, а другая слаба. Так как ты видел железо смешанное с глиною, то будет смешение в племени человеческом и одни не будут в сцеплении с другим, как железо не связывается с глиною». И что это окончится, он говорит: «и в дни царей тех Бог Небесный восставит Царство, которое во веки не сокрушится, и Его царство не останется другому народу, но все царства оно сокрушит и развеет, само же возвысится на веки. Как ты видел, что камень без рук отторгся от горы и сокрушил глину, железо, медь, серебро и золото, то Великий Бог чрез это показал царю, что будет со временем, и сон истинен и истолкование его верно» (Дан.2:33-34,41-45).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010